У Ген-Ир
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА
В настоящее время цивилизация Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры и искусства Востока. Однако в области музыки многие наследия остаются неизвестными широкой публике. При этом внешнее несходство становится причиной представления об обособленности духовной культуры. Предлагаемый краткий историко-культурологический анализ призван показать, что во всемирной истории действуют универсальные законы общественного развития, и мир Востока и Запада не отделим друг от друга и что общее и специфическое в развитии музыкальной культуры можно обнаружить не только в рамках отдельного региона, но и в масштабах различных регионов мира.
Ключевые слова: музыка Востока и Запада, искусство семи стран, Рага, Гагаку, Гамелан.
U Gen-Ir
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MUSIC OF THE EAST AND THE WEST
The civilisation of the East is known far beyond its limits now. It is difficult to find a place where the phenomena of various areas of the oriental culture and art would not be known. However, in the field of music many heritages remain unknown to general public. Thus, the external dissimilarity becomes the reason for the representation about the isolation ofspiritual cultures. The presented briefhistorical analysis is aimed to show that the worlds of the East and the West are inseparable from each other and that general and specific features in the development of musical culture can be found not only within the limits of a certain region, but also in various regions of the world.
Key words: music of the East and the West, art of seven countries, Raga, Gagaku, Hamelan.
Всемирная история показывает, что развитие мировой цивилизации не есть хаотический процесс, в нем незримо присутствует внутренняя закономерность, которая в определенный период истории порождает сходство соци-
альных и культурообразующих явлений и вещей. Предлагаемая ниже сравнительная хронология развития музыкальной культуры Востока и Запада призвана показать, что в развитии музыкальной культуры Востока и Запа-
Новая столица халифата Багдад (с 762 г.) становится центром не только арабской, но всей восточной цивилизации, а столетнее правление Аббасидов — «золотым веком» арабской культуры.
В Х—Х11 вв. в трудах ученых Аль-Фараби и Ибн Сина затрагивались различные аспекты теории и эстетики музыки. Несколько позже, в XIII в., прославился своими трудами о музыке Сафи-ад-дин, подытоживший многовековые достижения арабской музыкально-теоретической мысли. Он один из первых теоретически обосновывает музыкальную практику 12 классических макамов.
Макам занимает важное место не только в музыкальном наследии Арабского Востока, но во многих других странах Востока. Макам представляет собой родственное явление ма-кому в Узбекистане и Таджикистане, мугаму в Армении, раге в индийской музыке.
И н д и я. Венцом индийской классической музыки является рага. Рага в широком смысле означает один из наиболее распространенных видов индийской музыки, как инструментального, так и вокального жанров. В узком смысле — это музыкальная формула или мелодическая модель в определенном звукоряде. Ритмическая модель носит название тала. Следовательно, тала и рага в узком смысле слова — два важнейших и составляющих элемента музыкальной композиции в индийской классической музыке.
Музыкально-теоретическая мысль об индийской классической музыке излагается в таких трактатах, как «Брихаддеши» («Сочинения о музыке», Матанга, около VII в.), «Сангита-макаранда» («Нектар музыки», Нарада, VIII в.), «Сангитаратнакара» («Океан музыки», Ша-рангадева, XIII в.) и других.
В индийской теории музыки различают семь основных тонов-свар (са, ри, га, ма, па, дха, ни), приблизительно соотносимых со ступенями семиступенного звукоряда европейской музыкальной системы. Помимо основных тонов имеются производные микротоны с интервалом чуть более четверть тона, называемые шрути. Таким образом, октава состоит из 7 свар или 22 шрути, но не подразумевающих акустического равенства и равномерной
темперации. В результате возникает очень важная для индийской музыки особенность. Она заключается в том, что ступени гаммы (кроме примы, кварты и квинты) могут быть понижены или повышены в зависимости от того настроения, какое желает выразить исполнитель. Эта изменчивость ступеней способна создавать мельчайшие эмоциональные оттенки в импровизационном мелодическом развертывании музыкальной ткани.
И н д о н е з и я. С древних времен Индонезия испытала влияние культуры Индии, Китая и Индокитая. Примерно с XIII—XIV вв., в Индонезию проникает ислам.
Музыка Индонезии достигла наивысшего расцвета на пороге двух тысячелетий нашей эры на острове Ява, и вершиной этого искусства является оркестр (или ансамбль) ударных инструментов гамелан, истоки которого, по утверждению историков музыки, восходит к II—III вв. н. э.
В настоящее время инструменты гамелана настраиваются в одном из двух основных звукорядов музыки Индонезии. Один из них — звукоряд слендро, разделяющий октаву на пять одинаковых интервалов, равных приблизительно 1, 25 тона (240 центов). Другой — пелог, состоящий из семи звуков, образующих различные интервалы, минимальный из которых чуть больше полутона, а максимальный — приблизительно 2,75 тона. В результате интервалы между соседними звуками последовательно составляют 120, 150, 270, 130, 115, 165 и 250 центов. Принято считать, что пятиступенный звукоряд слендро сформировался в основном к Х в. и рассматривается как звукоряд «мужской», полный силы и блеска, а семиступенный пелог — чуть позже к XII в. и как звукоряд «женский» с оттенками печали и грусти. Каждый из этих звукорядов образуют по три так называемых патет — своего рода ладово-мело-дическая модель, родственная раге, макаму, макому, мугаму.
Искусство гамелана пользуется огромной популярностью в Индонезии и далеко за ее пределами. Светлая и жизнерадостная музыка гамелана находит отклик у всех слоев общества.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
К и т а й. В 1644 г. в Китае устанавливается маньчжурская династия Цин (1644—1911). К этому времени маньчжуры восприняли многие элементы китайской культуры, включая принципы государственного управления. Установив маньчжурскую династию, цинские правители восстанавливает китайскую традицию во всех сферах общественно-политической жизни.
Поэтому китайская музыка в цинскю эпоху остается традиционной. Конец XVIII в. знаменуется рождением нового театрального жанра — «пекинской музыкальной драмы». Рождение пекинской музыкальной драмы, или «пекинской оперы», стало одной из вершин в развитии театрального искусства Китая.
К о р е я. Первая половина XVII в. для Кореи была временем тяжелого испытания. В результате Имчжинской войны с японцами 1592—1598 гг. и нашествия маньчжуров в 1636 г. корейская земля была опустошена, а население доведено было до крайнего обнищания. Даже культовые церемонии проводились в течении длительного времени без музыкального сопровождения. И лишь начиная с 1648 г. музыка стала равноправным атрибутом культового действа. После изгнания иноземцев учеными и практиками-музыкантами предпринимаются активные поиски и работы по возрождению национальной культуры.
Вскоре наряду с классической (придворной) музыкой большое распространение получает светская (народная) вокальная и инструментальная музыка. Среди вокальной музыки были популярны: кагок (песенный мотив), каса (песенные строфы) и сичжо (современные напевы).
Начиная с XVII в. с особой силой расцветает фольклорное творчество и на основе многовекового развития народного музыкально-поэтического творчества рождается оригинальнейший жанр пхансори. Пхансори — корейская народная драма одного актера, в которой синкретически слились музыкальная драма и народный песенный сказ.
Яп о н и я. В эпоху Эдо (Эдо-дзидай, 1603— 1868) с созданием сильной централизованной
власти и с установлением мира в стране приходит время невиданного расцвета светской цивилизации. Если в предыдущие века культурная жизнь была сосредоточена лишь в столичных городах, то теперь на общественную и культурную арену выходят и провинциальные города со всеми слоями общества. Этот процесс демократизации культуры и искусства вызвал к жизни новые их формы.
Замечательным явлением в мире музыки в эпоху Эдо является расцвет национальной инструментальной музыки. Это — исполнительство на кото, сямисэне, сякухати. Кроме того, в Х^П—ХШП вв. рождается и становится популярным театр кабуки. Кабуки — это синтетическое искусство музыки, танца и драмы. Традиции Кабуки сохранились до наших дней и каноны их незыблемы и для постановок современных театров кабуки.
Музыкальная культура XIX в.
З а п а д. В музыкальном искусстве первой половины XIX в. утверждается романтизм, который отмечен славными именами композиторов. В эпоху романтизма исполнительство окончательно отделяется от композиторского творчества и превращается в самостоятельный вид музыкальной деятельности. Вторая половина XIX и частично XX вв. также богата именами выдающихся композиторов, представляющих различные течения композиторского творчества (неоклассицизм, постромантизм, веризм, импрессионизм, экспрессионизм). Рождаются национальные композиторские школы — русская, польская, венгерская, норвежская и др.
Да л ь н и й В о с т о к. В конце XIX в. начинается процесс проникновения европейской музыкальной культуры в страны Востока. Этот процесс особенно интенсивно становится на рубеже XIX—XX вв. Появляются музыканты, играющие на европейских музыкальных инструментах, создаются ансамбли и оркестры европейского типа, оперные труппы. В общеобразовательных начальных школах вводится обучение хоровому пению. Открываются также специальные музыкальные школы с отделениями европейской и национальной музыки.
Музыкальная культура XX в.
З а п а д. Музыкальная культура Запада отличается небывалым разнообразием стилевых течений. Здесь так называемая нововенская школа, выработавшая строго регламентированную систему атональной музыки, и неоклассицизм в различных его модификациях. В 50-х г. композиторское творчество представлено различными течениями музыкального авангардизма, культивирующее конкретную и электронную музыку, сонористику и алеаторику.
Д а л ь н и й В о с т о к. Характерной чертой мировой музыки XX в. является интенсивный рост музыкальных культур развивающих стран Азии, Африки и Латинской Америки. В музыкальной культуре стран Дальнего Востока наблюдается одновременное функционирование двух разных музыкальных культур. Это, с одной стороны, своя национальная музыка; с другой — музыка европейской традиции. Эти
две музыкальные культуры, ныне не только сосуществует параллельно, но активно оказывают влияние друг на друга, рождая на основе этого синтеза новую культуру.
Итак, «Восток и Запад». Данная формулировка в известной степени подразумевает противопоставление восточной культуры к западной. При этом внешнее несходство становится причиной представления об обособленности социальной и духовной культур различных регионов мира. Однако проведенный краткий историко-культурологический анализ убедительно показывает, что общее и специфическое в развитии музыкальной культуры можно обнаружить не только в рамках отдельного региона, но и в масштабах различных регионов мира. Это является лучшим доказательством того, что во всемирной истории действуют универсальные законы общественного развития и мир Востока и Запада не отделим друг от друга.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Приводимая в этой главе периодизация, более или менее соответствующая по отношению к истории Западной Европы, к истории Востока носит несколько условный характер.
** Эти слоговые обозначения заимствованы Гвидо Аретинским из начальных слогов латинского гимна св. Иоанну, в котором мелодия первых шести строф каждый раз начиналась ступенью выше. Впоследствии в XVI в. баварский музыкант Эриц Пунтеан ввел для обозначения седьмого тона слог «Ы», который затем был заменен буквой «бЬ. В XVII в. слог «и» был заменен слогом «ёо» итальянским теоретиком Д. Бонончини.
*** Параллелизму октав и квинт посвящено содержательное исследование Ю. Н. Тюлина: Параллелизмы в музыкальной теории и практике. Л.: Искусство, 1938. 56 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Часть первая. М.: Музгиз, 1956. 416 с.
2. Музыкальная эстетика Западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. и общ. вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. 576 с.
3. Риман Г. Катехизис истории музыки. Ч. 2. М.: Музгиз, 1897. 217 с.
4. Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка народив Азии и Африки. Вып.5. М.: Сов. композитор, 1987. С. 257—272.