УДК 34.05
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ СОВРЕМЕННОГО МИРА
© Юрковский А. В., 2015
Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Иркутск
Рассматривается применение методов сравнительного правоведения при исследовании конституционного права государств современного мира. Объектом компаративистского исследования выступает конституционно-правовой статус личности. Исследованию подверглись приблизительно сто конституций, в которых присутствуют специальные разделы, содержащие нормы, регламентирующие рамки, формы и методы взаимодействия личности с обществом и государством.
Ключевые слова: конституционное право зарубежных стран; конституция; конституционно-правовое положение; конституционно-правовой статус личности; институт конституционного права; права, свободы и обязанности человека и гражданина; конституционализм; юридические гарантии; ограничения прав и свобод.
В юридической науке существует два основополагающих понятия — «правовое положение» и «правовой статус личности». В контексте данной работы не ставится задача дать ответ на вопрос о соотношении данных понятий. Предполагаем, что они различаются и имеют собственные функциональные характеристики.
Проблема личности в системе отношений «общество — государство» является глобальной в современном мире. В структуре науки теории права и государства она служит объединяющим и цементирующим началом. Она вызвала к жизни теорию правового положения личности, которая включает познание правовых качеств личности как субъекта права и правового общения, ее онтологического статуса, закономерностей генезиса и развития, перспектив дальнейшей эволюции [1]. Все содержательные элементы теории правового положения личности формулируются с помощью понятий (категорий). Последние составляют своеобразный язык специальной (частной) теории правового положения личности в структуре общей теории права и государства [2].
Правовой статус, по сути, представляет систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом [3].
Конституционно-правовой статус личности — это теоретическая юридическая кон-
струкция, которая имеет объективно обусловленные спецификой развития различающихся государств современного мира и субъективно формируемых отдельными исследователями системы плюралистических оценок, закрепленных в национальных системах права категорий, характеризующих существенные взаимосвязи, свойства субъектов, их взаимоотношения. Конституционно-правовой статус личности является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимодействия личности, общества и государства.
Обозначенный объект может рассматриваться в двух основных значениях: 1) конституционно-правовой статус личности как элемент национальной системы права (институт конституционного права), 2) конституционно-правовой статус личности как элемент комплексной историко-теоретиче-ской и, одновременно, отраслевой юридической науки конституционного права.
Конституционно-правовой статус личности как элемент национальной системы права (институт конституционного права) необходимо рассматривать через призму формы и содержания.
Проведенное исследование формы (внешнего выражения конституционно-правового статуса личности) в законодательстве современных государств позволяет сделать вывод о том, что в конституциях большинства из них (исследованию подверглись
около ста конституций) присутствуют специальные разделы, нормы которых регламентируют рамки, формы и методы взаимодействия личности с обществом и государством. Вместе с тем необходимо констатировать, что соответствующие разделы конституций имеют разные наименования и разное количество статей, в которых, в свою очередь, содержится неодинаковое количество норм, регламентирующих конституционно-правовой статус личности. Предлагаем рассмотреть соответствующие примеры по региональному признаку.
Государства Европейского союза
Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 г. содержит Главу I «Основные права», которая состоит из 41 статьи. Одинаковое название имеет аналогичная глава Основного Закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г., которая включает в себя 19 статей. В Части II Конституции Бельгии от 7 февраля 1831 г. «О бельгийцах и их правах» содержится 33 статьи. В Части VIII Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 г., не имеющей названия, зафиксировано 15 статей. Наиболее подробно рассматриваемый институт регламентируется в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г., в которой Часть I разделена на четыре главы («Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения», «Политические отношения»), включающие 42 статьи.
Западная Азия
Конституция Королевства Бахрейн от 14 февраля 2002 г. содержит Главу III «Публичные права и обязанности», которая состоит из 15 статей. В Главе второй «Права и обязанности иорданских граждан» Конституции Иорданского Хашим-ского Королевства от 1 января 1952 г. зафиксировано 19 статей. Конституция Исламской Республики Иран от 24 октября 1979 г. в Главе III «Права народа» содержит 24 статьи. Глава 2 Конституции Ливанской Республики от 23 мая 1926 г. называется «Ливанцы, их права и обязанности» и включает в себя 10 статей. Конституция Королевства Саудовская Аравия от 1 марта 1992 г. имеет три специализированные главы — «Основы саудовского общества», «Экономические принципы» и «Права и обязанности», которые в совокупности насчитывают 27 статей.
Дальний Восток
Конституция Японии от 3 мая 1947 г. содержит Главу III «Права и обязанности народа», располагает 31 статьей. Конституция Республики Корея от 12 июля 1947 г. включает в свой состав Главу II «Права и обязанности граждан», содержащую 30 статей. В Главе второй «Основные права и обязанности граждан» Конституции Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. насчитывается 24 статьи. Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики от 27 декабря 1972 г. сосредотачивает конституционно-правовой статус личности преимущественно в нормах 25 статей Главы V «Основные права и обязанности граждан».
США и Латинская Америка
Конституция США от 17 сентября 1787 г. изначально не содержит специальных разделов, посвященных правам и обязанностям человека и гражданина. Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а, во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную конституцию статей, определяющих правовой статус личности [4].
Конституция Аргентины от 1 мая 1853 г. в единственной главе Отдела первого содержит 35 статей. Политическая Конституция Боливии от 17 ноября 1947 г. содержит Раздел второй «Права и гарантии», насчитывающий 29 статей. Конституция Федеративной Республики Бразилия от 5 октября 1988 г. содержит Раздел II «Об основных правах и гарантиях», в совокупности включающий в себя 13 статей.
Африка
Конституция Бенина от 2 декабря 1990 г. содержит Раздел II «О правах и обязанностях лиц», состоящий из 34 статей. Раздел первый «Основные права и обязанности» Конституции Буркина-Фасо от 2 июня 1991 г., состоящий из четырех частей («Граждан-
ские права и обязанности», «Политические права и обязанности», «Экономические права и обязанности», «Социальные и культурные права и обязанности»), содержит 30 статей. Конституция Джибути от 4 сентября 1992 г. содержит Раздел II «О правах и обязанностях лиц», состоящий из 10 статей.
С точки зрения содержания сущность конституционно-правового статуса личности как элемента национальной системы права (института конституционного права), заключается в его практико-прикладном предназначении для механизма правового регулирования любого государства, посредством которого при помощи норм конституционного права происходит институциона-лизация положения человека в обществе и государстве. С помощью конституционного статуса личности конкретный индивид увязывается с абстрактными правами, свободами и обязанностями. Для любого государства конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Сравнение качественных характеристик конституционно-правового статуса личности позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство государств современного мира, в практике конституционно-правового регулирования, в целом стремятся соответствовать международным публично-правовым стандартам.
Основными, базовыми элементами конституционно-правового статуса личности принято считать принципы конституционного регулирования статуса личности и, в большей степени, права, свободы и обязанности.
Принципы конституционно-правового статуса личности — это наиболее устойчивые, фундаментальные идеи, начала, требования, регламентированные в предписаниях конституционного законодательства и в соответствующих международных юридических источниках, положенные в основу правового регулирования и определяющие подходы к установлению границ и рамок поведения личности в обществе и государстве. В некоторых случаях принципы конституционно-правового статуса личности представляют собой зафиксированные в нормах конституционного права объективные закономерности формирования, осуществления
и гарантий конституционного статуса личности, а также оснований ограничения прав и свобод, установления дополнительных обязанностей и ответственности.
Так, например, в ст. 5 Конституции Швейцарии (Швейцарской Конфедерации) от 18 апреля 1999 г. устанавливается целый ряд принципов, в частности: «Основой и пределом государственных действий является право. Государственные действия должны совершаться в публичных интересах и быть соразмерными. Государственные органы и частные лица действуют добросовестно. Союз и кантоны соблюдают международное право». Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. провозглашает в ст. 33, что «все граждане Китайской Народной Республики равны перед законом. Каждый гражданин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией и законами». В ст. 12 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г. устанавливается, что «никакие дворянские титулы, наследственные привилегии и почести в Мексиканских Соединенных Штатах и подобные пожалования других стран не имеют силы».
Характерно, что все большее число авторов рассматривает правовое положение (статус) личности как сложное явление, которое, помимо юридических прав и обязанностей, объединяет еще ряд элементов. Так, наряду с совокупностью юридических прав и обязанностей А. И. Лепешкин включал их гарантии [5], Б. В. Щетинин — гражданство [6], Л. Д. Воеводин, кроме того, — правоспособность и принципы [7], Н. И. Матузов (вслед за В. М. Горше-невым) — общую (статутную) ответственность гражданина перед государством и обществом [8]. По мнению В. А. Патюлина, правовое положение (статус) личности охватывает гражданство, общую правоспособность, основные права и обязанности (включая конституционные), конституционно закрепленный принцип равноправия [9]. В одной из своих последних работ М. С. Строгович структурными компонентами правового статуса личности, помимо прав и обязанностей, называет правовые гарантии прав, а также правовую ответственность за выполнение обязанностей [10]. Перечень авторов и их суждений о
составе правового положения (статуса) личности можно продолжить, но их содержание будет отличаться друг от друга лишь различной комбинацией вышеназванных элементов [11].
В любом случае помимо прав, свобод и обязанностей конституционно-правовой статус личности в конституционно-правовых доктринах государств современного мира включает конституционные гарантии (меры, средства и способы защиты конституционных прав и свобод). Современный конституционализм (в том числе и его российская модель) предполагает не только провозглашение (декларирование) необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, но и нормативное закрепление их гарантий. Многие положения теории конституционализма сфокусированы именно на личности — именно индивид, являясь базовой единицей частной и общественной жизни, имеет неотчуждаемые, фундаментальные права (на гражданство; уважение и защиту чести и личного достоинства; правосудие и т. д.). Государство обязано не только регулировать процесс реализации этих прав, но и обеспечить их охрану и защиту [12]. В данном случае нельзя не согласиться с точкой зрения Е. А. Лукашевой, полагающей, что юридические гарантии личных прав и свобод могут существовать только в рамках определенных правил, процедур, придающих гарантиям четкий упорядоченный характер, и что вне таких процедур, установленных законом и обеспеченных правоохранительным механизмом, юридические гарантии утрачивают определенность и приобретают характер теоретической абстракции, что порождает крайне неблагоприятные последствия [13].
По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство); политико-правовые (механизм народовластия, разделение властей, многопартийность, политический и идеологический плюрализм и др.); социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования и др.); правовые (наличие развитой системы законодатель-
ства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и др.). В другом варианте классификации «гарантии основ статуса личности также можно разделить на политические (определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества); социально-экономические (материальная основа этих прав, установленные законом государственные пенсии и социальные пособия); юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности и др.)» [14].
Так, например, гарантии конституционных прав нашли отражение в ст. 28 Конституции КНР, где говорится, что государство охраняет общественный порядок, подавляет предательскую и прочую контрреволюционную деятельность, карает за нарушение общественной безопасности, дезорганизацию социалистической экономики и другие преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы. В ч. 1 ст. 19 Конституции Монголии установлено, что государство несет перед своими гражданами ответственность за создание экономических, социальных, правовых и иных гарантий для обеспечения прав и свобод человека, за борьбу с нарушениями прав и свобод человека и восстановление нарушенных прав. Конституция Японии, выходя за рамки нормативного декларирования, возлагает обязанность обеспечения защиты прав и свобод на народ Японии, устанавливая в ст. 12 положение, согласно которому «свободы и права, гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного блага».
Неоднократно, в разных ракурсах высказываемая в науке мысль о том, что гарантии прав и свобод представляют собой систему условий, средств и способов (экономических, политических, социальных, юридических (процессуальных)), обеспечивающих каждому человеку правовые возможности для реализации всех его конституционных прав и свобод, подтверждается даже в текстах так называемых антидемо-
кратических (с точки зрения либеральной демократии) конституционных доктринах [15]. Высказанный тезис можно подтвердить положением ст. 64 Конституции КНДР, где утверждается, что «государство реально обеспечивает всем гражданам подлинно демократические права и свободы, счастливую материальную и культурную жизнь. Права и свободы граждан Корейской Народно-Демократической Республики получают свое дальнейшее развитие по мере укрепления и развития социалистического строя». Конституция Кубы, в свою очередь, в ст. 61 устанавливает базовый принцип обеспечения гарантий основных прав и свобод следующим образом: «Ни одна из свобод, признаваемых за гражданами, не может осуществляться вопреки установлениям Конституции и законов, вопреки существованию и целям социалистического государства, вопреки решимости кубинского народа построить социализм и коммунизм. Нарушение этого принципа наказуемо».
В конституциях стран современного мира присутствует особый вид юридических норм, регламентирующих ограничения прав и свобод. Под конституционным ограничением прав (свобод) понимается правовое сдерживание деяний субъектов основных прав и свобод, характеризующееся уменьшением меры их возможного поведения и выражающееся в уменьшении количества возможных форм осуществления права или свободы, в фиксации или сужении пространственных и временных границ реализации права или свободы, круга лиц, имеющих возможность пользоваться правом (свободой), в исключении юридической возможности осуществления права или свободы в определенных случаях, в усложнении порядка осуществления права или свободы, а также в уничтожении и изъятии либо умалении блага, лежащего в основе конституционного права или свободы [16].
Одним из первых законодательных актов, в котором была сделана попытка решить вопрос о пределах осуществления субъективных прав и недопустимости злоупотребления ими, является французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
По аналогии с подходом к дифференциации конституционных гарантий, конституционные ограничения прав (свобод) могут быть разделены на политические (связанные с необходимостью государственного
контроля функционирования иных элементов политической системы общества); социально-экономические ограничения конституционно-правового статуса личности (предназначены для обеспечения общественного интереса (абз. 1 ст. 18 Конституции Швейцарии), в интересах экономической стабильности (ст. 65 Конституции Турции), в общегосударственных интересах (ст. 18 Конституции Королевства Саудовская Аравия)); юридические ограничения конституционно-правового статуса личности (связанные с необходимостью обеспечения правового пространства и действия национальной системы права; направлены на перевоспитание и социальную реадаптацию осужденного (ч. 2 ст. 25 Конституции Испании); ограничения прав отражают систему коллективного хозяйствования трудового народа, гармонично сочетают требования общественной жизни с подлинной свободой личности, гарантируют единство интересов государства, коллектива и личности в соответствии с принципом «один за всех, все за одного» (ч. 1 ст. 54 Конституции Социалистической Республики Вьетнам)).
Правовое содержание конституции определяется объектами конституционного регулирования и констатацией перечня правовых институтов, принципов и норм, которые находят отражение в тексте конституции и в связи с этим приобретают статус конституционных.
Полагаем, что в современном мире нет идеально реальных конституций, впрочем, как, наверное, и нет абсолютно фиктивных конституций. Можно говорить лишь о совокупности отдельно взятых конституционных принципов и норм. Для выявления различий правового и социально-политического содержания конституции необходимо выделить ключевые элементы ее сущности, которые оказывают политическое влияние на функционирование конституционных норм.
Рассмотрение социально-политической сущности конституционно-правового статуса личности и его соотношения с юридическим содержанием в конституционном праве государств современного мира позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать следующие теоретические постулаты:
1. В конституционном праве современных государств конституционно-правовой статус личности является неотъемлемой составной частью конституционно-правовой материи.
2. Понимание сущности основного количества конституционных прав и свобод так или иначе связано с признанием мировых, международных публично-правовых стандартов.
3. Конституционно-правовой статус личности как институт конституционного права для любого конкретного государства есть в той или иной степени персонификация политической воли политических сил, нашедшая закрепление в нормах конституции и отражающая наиболее легитимный эквивалент понимания основных границ рамок и форм поведения человека в обществе и государстве.
4. Конституционно-правовой статус личности для любого конкретного государства есть определенная персонификация интересов социальных слоев общества, нашедшая закрепление в конституции.
5. Конституционно-правовой статус личности для любого государства мира представляет собой своеобразный идентификатор (маркер), определяющий степень легитимности конституции. Соотношение фактического и юридического статуса личности детерминирует условия конституционных реформ, принятие новой конституции либо ревизию действующей.
На основе тенденций конституционного развития государств идет разработка теоретических основ современной конституции — основного закона, содержащего оптимальные конституционные формулировки для регулирования общественных отношений в условиях современной эпохи [17].
Современное регулирование конституционных отношений все чаще исходит из новых тенденций развития человечества. Как бы мы ни оценивали это, но в мире (да в определенной степени и во внутреннем развитии страны) происходят процессы глобализации и интеграции при одновременном учете местных особенностей. В основе регулирования конституционных отношений теперь все чаще лежит комплекс взаимосвязей: личность — коллектив — общество — государство (это и есть внутренняя интеграция). Такой подход не замыкается на двух моментах, как было раньше: власть и права человека. Новые конституции комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина [18].
6. В содержании основных элементов конституционно-правового статуса лично-
сти прослеживается амбивалентность между намерениями продемонстрировать приверженность общепризнанным принципам международного права и попытками обеспечить интересы национальной правовой политики, обусловленной соотношением политических сил в обществе и особенностями национальных интересов.
7. Конституционно-правовой статус личности как институт конституционного права представляет собой средство диалога между различными политическими культурами, при помощи которого происходит познание практики конституционного строительства в государствах современного мира, осуществляется осмысление возможных подходов к рассматриваемому объекту и способов его интерпретации. ^
1. В научной литературе выдвинуто положение о новой отрасли научных знаний, именуемой наукой прав человека (Ф. М. Рудинский, Б. Л. Назаров, П. В. Анисимов и др.). Права человека составляют предмет многих отраслей юридической науки, равно как изучаются и иными общественными науками.
2. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 17.
3. Цветков А. О. Современный подход к пониманию правового статуса личности // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. Омск, 2009. Вып. 16. С. 26.
4. Курицын В. М., Шалягин Д. Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России : учеб. пособие. М., 2004. С. 28.
5. Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан. М., 1966. С. 3-11.
6. Щетинин Б. В. Гражданин и социалистическое государство // Сов. государство и право. 1975. № 2. С. 4.
7. Воеводин Л. Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Сов. государство и право. 1965. № 2. С. 42-50.
8. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 189-205.
9. Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 230.
10. Строгович М. С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность. М., 1976. С. 33-35.
11. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 186.
12. Ромашов Р. А. Обеспечение правового статуса личности цель и основная задача современного российского конституционализма // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. СПб., 2000. Вып. 1. С. 10-14.
13. Лукашева Е. А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты / / Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 5.
14. Фокина Л. Ю. Конституционные гарантии защиты основных прав граждан // Наука и современность. 2011. № 13-3. С. 233-237.
15. Кивель В. Н. Понятие и общая характеристика гарантий как структурного элемента конституционно-правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 19-23.
16. Смирнов А. А. Ограничение прав и свобод гражданина Российской Федерации при обеспечении обороны и без-
опасности государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
17. Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 102.
18. Хабриева Т. Я. Теория современного основного закона и российская Конституция / / Журн. рос. права. 2008. № 12. С. 17-19.
список литературы
Воеводин Л. Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Сов. государство и право. — 1965. — № 2. — С. 42—50.
Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности / Н. В. Витрук. — М. : НОРМА, 2008. — 210 с.
Кивель В. Н. Понятие и общая характеристика гарантий как структурного элемента конституционно-правового статуса личности / / Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — С. 19—23.
Курицын В. М. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России : учеб. пособие / В. М. Курицын, Д. Д. Шалягин. — М. : акад. проект, трикста, 2004. — 496 с.
Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан / А. И. Лепешкин. — М. : Мысль, 1966. — 56 с.
Лукашева Е. А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты / / Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. — М., 1994. — С. 5—10.
Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права / Н. И. Матузов. — Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 1972. — 292 с.
Патюлин В. А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений) / В. А. Патюлин. — М. : Наука, 1974. — 246 с.
Ромашов Р. А. Обеспечение правового статуса личности цель и основная задача современного российского конституционализма // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Вып. 1. — СПб., 2000. — С. 10—14.
Смирнов А. А. Ограничение прав и свобод гражданина Российской Федерации при обеспечении обороны и безопасности государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Смирнов. — М., 2007. — 24 с.
Строгович М. С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность. — М., 1976. — С. 33—35.
Щетинин Б. В. Гражданин и социалистическое государство // Сов. государство и право. — 1975. — № 2. — С. 4—8.
Фокина Л. Ю. Конституционные гарантии защиты основных прав граждан // Наука и современность. — 2011. — № 13—3. — С. 233—237.
Хабриева Т. Я. Теория современной конституции / Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. — М. : Норма, 2005. — 320 с.
Хабриева Т. Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журн. рос. права. — 2008. — № 12. — С. 17—19.
Цветков А. О. Современный подход к пониманию правового статуса личности // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. — Омск, 2009. — Вып. 16. — С. 26—28.
Comparative Characteristic of the Constitutional and Legal Status of the Individual in the States of the Modern World
© Yurkovski A., 2015
The suggested publication examines the use of methods of comparative jurisprudence in the study of constitutional law of the modern states. The object of the comparative research is the constitutional and legal status of the individual. The research deals with about a hundred of constitutions, in which there are special sections regulating the scope, forms and methods of interaction between the individual and the society and the state.
Key words: constitutional law of foreign countries; constitution; constitutional and legal position; constitutional and legal status of the individual; institution of constitutional law; rights, freedoms and duties of the man and citizen; constitutionalism; judicial guarantees; restrictions on rights and freedoms.