11. Tkachuk M. G. and Dyusenova, A. A. (2015), Sexual dimorphism and its reflection in sport: monograph, Direct-Media, Moscow, Berlin.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.011.3
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РАЗНЫХ ВЕДОМСТВ
Анвар Амирович Ахматгатин, заведующий кафедрой, Иркутский национально-исследовательский технический университет (ИрНИТУ), Иркутск; Александр Николаевич Толстихин, доцент, Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск; Денис
Петрович Отиев, преподаватель, Военно-медицинская Академия им. С.М. Кирова,
Санкт-Петербург
Аннотация
Физическое здоровье является основным качеством успешности в реализации профессиональной деятельности личности, особенно в экстремальных условиях. При этом на уровень физического здоровья оказывают непосредственное влияние условия обучения студентов. Значительную роль в формировании здоровья отводится характеру физической нагрузки. Критерием переносимости её принято изучение динамики показателей функционального состояния сердечнососудистой системы студентов технического вуза и курсантов образовательной организации системы МВД России. Полученные результаты вскрыли проблемные вопросы влияния планирования тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы в учебной деятельности и пути развития здоровьесберегающих технологий при планировании физической и психической нагрузки.
Ключевые слова: студенты, курсанты, функциональное состояние, физическое здоровье, сердечно-сосудистая система, адаптационные процессы.
FEATURES OF THE UNIVERSITY STUDENTS' HEALTH PHYSIO-METRICAL CHARACTERISTICS CHANGE DEPENDING ON THEIR LIFE CONDITIONS
Anwar Amirovich Akhmatgatin, the department chairman, Irkutsk National and Research Technical University, Irkutsk; Alexander Nikolaevich Tolstikhin, the senior lecturer, East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk; Denis Pe-
trovich Otiyev, the lecturer, The Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
Physical health is the main quality that characterizes the ability of specialists to realize themselves successfully in appropriate professional activities, especially if it is associated with high physical and mental loads. With the level of physical health directly impact the learning conditions of students. A significant role in the health preservation is given to the nature of the physical load. The criterion of its resistance is usually accepted as a study of the dynamics of indicators of the functional condition of cardiovascular system of students of technical universities and students of the educational organization of the system of the MIA of Russia. The results obtained have revealed the problematic issues of the influence of the training process planning on the criteria of the functional state reflecting the adaptation of the students to the physical and mental stress associated with the training activity. The following indicators suggest the development of health technologies under physical and mental stress.
Keywords: students, cadets, functional status, physical health, cardiovascular system, adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Высокий уровень здоровья специалиста позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи особенно в экстремальных условиях. Поэтому формирование и сохранение здоровья студента представляет собой одну из основных задач занятий физической
культуры в вузе вне зависимости от ведомственной принадлежности [1, 2, 3, 4, 5 и др.].
Сердечно-сосудистая система характеризует в определённой степени особенности протекания адаптационных процессов в организме человека при воздействии физических упражнений и напряженной учебной деятельности в военизированных условиях.
Цель исследования. Изучить динамику характеристик функционального состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся в образовательных организациях, отличающихся условиями жизнедеятельности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения указанной цели было проведено исследование уровня физического здоровья студентов мужского пола Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ), относящихся к основной группе здоровья и курсантов Восточно-Сибирского института МВД России (ВСИ МВД России), обучающихся на 1, 2 и 3 курсах.
При этом были использованы методы исследования показателей сердечнососудистой системы - артериального давления, частоты пульса, индекса эффективности кровообращения на физическую нагрузку в соответствии с учебной программой занятий, характеризующих функциональное состояние организма студентов. Два раза в год (в сентябре и мае) в течение пяти учебных семестров в соответствии с методическими рекомендациями [4] определялись значения следующих показателей: - частоты сердечных сокращений (ЧСС) (уд./мин.); - артериального давления (мм. рт. ст.): систолического (САД), диастолического (ДАД), среднего (АДср). Для сравнения двух групп студентов необходимо привести показатели к общему знаменателю, каковым является индекс эффективности кровообращения (ИЭК) [5]
Таблица 1 - Акцент развития физических качеств в микроцикле тренировочного процесса
Физическое качество мезоцикл
I микроцикл II микроцикл III микроцикл IV микроцикл
Выносливость
Сила
Скоростная сила (быстрота)
Силовая выносливость
Достоверность различий средних значений определяемых показателей оценивалась с помощью параметрического ^критерия Стьюдента, критерия достоверности Уайта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов ИРНИТУ и курсантов ВСИ МВД России, приведены в таблицах 2-4.
Динамика значений ЧСС у студентов и курсантов в различные семестры обучения приведены в таблице 2.
Изучение динамики ЧСС у студентов и курсантов позволило установить следующее:
- в первом семестре различия средних значений ЧСС у студентов и курсантов не имело статистически достоверных различий, находясь при этом на уровне физиологической нормы, 75,2±0,5 уд./мин. - у студентов и 74,8±0,8 уд./мин. - у курсантов;
- во втором семестре среднее значение ЧСС у курсантов имело тенденцию к снижению в пределах физиологической нормы и в дальнейшем достоверно не изменялось. У студентов среднее значение ЧСС напротив статистически достоверно повысилось, в дальнейшем оно статистически достоверно не изменялось, оставаясь в пределах физиологической нормы.
Таблица 2 - Динамика значений ЧСС у студентов и курсантов в различные семестры обучения_
Показатель Значения по семестрам, уд./ мин.,
Студенты 1 семестр (п = 337) 2 семестр (п = 316) 3 семестр (п = 201) 4 семестр (п = 207) 5 семестр (п = 181)
т 75,2±0,5 76,8±0,5 77,9±0,5 79,1±0,7 78,6±0,8
Курсанты 1 семестр (п = 150) 2семестр (п = 136) 3 семестр (п = 130) 4 семестр (п = 124) 5 семестр (п = 112)
т 74,8±0,8 69,5±1,1 70,2±0,8 68,6±1,0 69,5±1,1
X 0,42 6,04 8,16 8,6 6,69
Р > 0,05 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001
Адаптация организма курсантов и студентов ко второму семестру формируется в разных направлениях к учебной и служебной деятельности. Динамика значений показателей артериального давления у студентов и курсантов в различные семестры обучения приведены в таблице 3.
Изучение динамики характеристик артериального давления у студентов и курсантов позволило установить следующее:
- значения показателя САД у студентов имели выраженную тенденцию к повышению в течение периода обучения с 130,7±0,6 мм рт. ст. до 137,2±0,9 мм рт. ст., при этом его величины у курсантов с первого по второй семестр значительно снизились с 133,4±1,3 мм рт. ст. до 126,5±1,1 мм рт.ст. В дальнейшем они изменялись незначительно, различия между их значениями у студентов и курсантов с первого семестра были статистически не значимыми (р> 0,05), во втором - пятом семестрах - статистически значимыми (р <0,001);
- значения показателя ДАД у курсантов в течение периода обучения были выше, чем у студентов. Показатели курсантов значительно снизились с 84,4±1,0 мм рт. ст. (в первом семестре) до 79,6±0,9 мм рт. ст. во втором семестре. В дальнейшем до четвертого семестра его изменения не были столь значительными, лишь с четвертого по пятый семестр произошло существенное снижение значений данного показателя с 80,9±0,4 мм рт. ст. до 77,5±1,0 мм рт. ст. Вместе с тем величины ДАД у курсантов в течение всего рассматриваемого периода значимо превышали значения данного показателя у студентов.
Таблица 3 - Динамика значений показателей артериального давления у студентов и курсантов в различные семестры обучения_
Показатель Значения по семестрам
Студенты 1 семестр (п = 337) 2 семестр (п = 316) 3 семестр (п = 201) 4 семестр (п = 207) 5 семестр (п = 181)
САД, мм. рт. ст. 130,7±0,6 134,7±0,7 134,8±0,9 137,8±0,9 137,2±0,9
ДАД, мм. рт. ст. 70,1±0,4 71,5±0,5 70,9±0,6 72,2±0,5 72,6±0,6
АДср, мм. рт. ст. 90,3±0,4 92,6±0,5 92,2±0,6 94,1±0,5 94,1±0,6
Курсанты 1 семестр (п = 150) 2семестр (п = 136) 3 семестр (п = 130) 4 семестр (п = 124) 5 семестр (п = 112)
САД, мм. рт. ст., 133,4 ±1,3 126,5 ±1,1 125,5 ±1,1 128,6 ±0,7 127,8 ±1,2
X 1,89 6,29 6,54 8,07 6,27
Р > 0,05 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001
ДАД, мм. рт. ст. 84,4±1,0 79,6±0,9 80,4±0,8 80,9±0,4 77,5±1,0
X 13,28 7,87 9,5 13,59 4,2
Р < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001 < 0,001
АДср, мм. рт. ст. 100,6 ±0,1 95,4 ±0,9 95,2 ±0,8 96,5 ±0,5 94,6 ±0,9
X 24,99 2,72 3 3,39 0,46
Р < 0,001 < 0,01 < 0,01 < 0,001 > 0,05
Систолическое давление фиксируется в момент выталкивания сердцем в аорту порции крови, в нем содержащейся. Диастолическое давление фиксируется в период полного расслабления мышцы сердца. Нижнее давление зависит от тонуса сосудов и объема крови, находящейся в системе кровообращения. Граница нормального нижнего
давления находится на отметке 90 мм рт. ст.
Цифры выше этой говорят о повышенном диастолическом давлении и о том, что необходимо обследование для выявления его причины. Повышенное давление крови в диастолу - свидетельство того, что миокард не полностью расслабился, сосуды пребывают в состоянии повышенного тонуса, количество циркулирующей крови такое, что система работает с перегрузкой. Значения показателя АДср у студентов в течение всего периода обучения имели тенденцию к росту, а у курсантов его величины снизились во втором семестре по сравнению с первым с 100,6±0,1 мм рт. ст. до 95,4±0,9 мм рт. ст. В дальнейшем они сохранили тенденцию к снижению без значительных изменений, при этом в течение первого-четвертого семестров АД ср у курсантов статистически значимо превышало ее характеристики у студентов, в пятом семестре различия между ними были не достоверными.
Таблица 4 - Динамика индекса эффективности кровообращения по семестрам
1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр
Студенты 0,81 0,92 0,82 0,83 0,82
Курсанты 0,66 0,67 0,64 0,69 0,72
Сравнительное изучение динамики значений ИЭК у студентов и курсантов (таблица 4) позволило установить, что в течение всего периода наблюдения его величины у студентов статистически значимо превышали его величины у курсантов - коэффициент Уайта гласит - различия между полученными результатами достоверный (15£<17) при Р<0.05. При этом, у студентов показателя в каждом семестре достоверно превышали оптимальное значение, чем у курсантов. Указанные отклонения у студентов были выражены в значительно большей степени. Необходимо отметить, что у курсантов весь период наблюдения отмечалось повышение диастолического артериального давления по сравнению со студентами.
Этот факт свидетельствует о повышении тонуса симпатоадреналовой и напряжении лимбической системы у курсантов. Повышение диастолического давления у курсантов предполагает чрезмерную анаэробную физическую нагрузку без достаточной аэробной тренировки при постоянной усталости и хронического стресса. Повышенное нижнее давление при нормальном верхнем определяется диастолической гипертензией. Оно однозначно свидетельствует о возможном формировании патологии в организме. У здорового человека показатели смещаются одновременно и в одну сторону, исключая тренированных спортсменов, у которых рост систолического давления вызывает падение диастолического давления [5].
ВЫВОДЫ
Исследование динамики значений показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов технического вуза и курсантов вуза МВД России показало:
1. Анализ кардиологических показателей студентов и курсантов показывает, что тренировочный процесс со студентами ведётся в наиболее выгодном аэробном режиме, который обеспечивает здоровьесберегающую технологию тренировки в анаэробном режиме.
2. Аэробные и анаэробные способности организма студентов формируется тренировочной работой с последовательной очерёдностью развития физических качеств по микроциклам (таблица 1).
3. Изучение динамики значений ИЭК у студентов и курсантов показало, что аэробные свойства у студентов в каждом семестре достоверно превышали значение данного показателя у курсантов, позволяющих студентам безболезненно переносить интенсификацию тренировки.
4. Обучение в образовательных организациях системы МВД России у курсантов более высокий уровень тревожности и стресса, который повышает уровень функционирования симпатоадреналовой и лимбической системы, что требует индивидуального подхода для дозировани я психофизической нагрузки и своевременной реабилитации. Только наличие медицинского отбора и проверки уровня здоровья и физической подготовленности абитуриентов при поступлении в образовательные организации МВД России. позволяет переносить психофизиологические нагрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахматгатин, А. А. Динамика значений показателей функционального состояния и физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательного учреждения МВД России / А.А. Ахматгатин // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: Материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013. - Т. 1. - 320 с. - С. 25-33.
2. Ахматгатин, А.А. Физиометрические характеристики здоровья студентов технического вуза [Электронный ресурс] / А.А. Ахматгатин, Э.Г. Шпорин, Е.А. Власов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6 - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view//?id=25861. - Дата обращения 01.06.2017
3. Власов, Е. А. Влияние занятий физической культурой оздоровительной направленности на показатели физического развития студентов вузов / Е.А. Власов, В.Ю. Лебединский // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 11 (58). - С. 331-336.
4. Власов, Е.А. Мониторинг физической подготовленности студентов основной группы здоровья (мужского отделения) НИ ИрГТУ / Е.А. Власов, В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. -№ 3. - С. 51-55.
5. Хомяков, Г.К. Индекс эффективности кровообращения как метод контроля оптимизации физической нагрузки / Г.К. Хомяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 5(147) - С. 182-184.
REFERENCES
1. Akhmatgatin, A.A. (2013), "Dynamics of values of indicators of the functional state and physical preparedness of cadets (listeners) of educational institutions of the MIA of Russia", Improvement of military and physical training of cadets and listeners of educational institutions of power departments: materials of the international scientific-practical conference, FGKOU VPO ALL ye Affairs of Russia, Irkutsk, Vol. 1, pp. 25-33.
2. Akhmatgatin A.A., Spirin, E.G. and Vlasov E.A. (2016), "Physiometrics health characteristics of students of technical University", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view//?id=25861.
3. Vlasov, E.A. and Lebedinsky, V.Yu. (2011), "Influence of physical culture of the improving orientation on the indicators of physical development of students", Vestnik of Irkutsk state technical University, No. 11 (58), pp. 331-336.
4. Vlasov E.A., Lebedinsky, V.Yu. and Spain, E.G. (2012), "Monitoring of physical preparedness of the students of main health group (male) ISTU", Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical University them. V. P. Astafyev, No. 3, pp. 51-55.
5. Homyakov, G.K. (2017), "Index of efficiency of blood circulation as a method of control for optimization of physical load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 182-184.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017