[гиена и санитария 4/2012
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:572.51
В. Л. Грицинская1, Е. В. Бекетова2, Т. В. Корниенко1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
1НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск; 2ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
С целью изучения уровня физического развития (ФР) обследованы учащиеся школ в возрасте от 7 до 17 лет: 2683 - в Красноярске, 1552 - в районах Красноярского края. Проведена соматометрия (длина и масса тела), дана сравнительная оценка гармоничности ФР по индексу Кетле2 (BMI кг/м2).
Установлено, что значительная часть школьников имеют дисгармоничные варианты ФР. Дефицит массы тела регистрируется чаще у сельских школьников (26,8%), чем у городских (15,4%; p < 0,001). Избыточная масса тела (ИМТ) отмечается чаще у учащихся городских школ (38,2%), чем у сельских учеников (26,4%; p < 0,001). У 6,9% школьников в городе и 6,8% учащихся в селе ИМТ достигала уровня, при котором диагностируется ожирение.
Ключевые слова: дети, школьники, физическое развитие
VL. Gritsinskaya1, E. VBeketova2, T. VKornienko1 - COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT IN RURAL AND URBAN SCHOOLCHILDREN IN THE KRASNOYARSK REGION
1Federal State Budgetary Istitution Scientific Research Institute of Medical Problems of the Far North of Siberian Division of Russian Academy of Medical Sciences, Krasnoyarsk, Russia; 2State Educational Institution of High Professional Education «Krasnoyarsk State Medical University named after professor V. F. Voyno-Yasenetsky» of the Ministry on Health care and Social development,
We examined schoolchildren aged from 7 to 17 years: 2683 in Krasnoyarsk and 1552 in districts of Krasnoyarsk territory in order to study the level of their physical development. We performed somatometry (body mass and length measurements) and worked out comparative evaluation of harmony in physical development upon Ketle2 index (BMI kg/m2).
We found out that the majority of the tested schoolchildren show disharmony variants in physical development. Body mass deficit was registered more often in rural (26.8%), than in urban schoolchildren (15.4%; р <0.001). Overweight was marked more often in urban (38.2%) than in rural schoolchildren (26.4%; р <0.001). In 6.9% of urban and in 6.8% of rural schoolchildren the overweight approached the level, which is diagnosed as obesity.
Key words: children, schoolchildren, physical development
Одним из ведущих критериев здоровья детей и подростков являются уровень и гармоничность их роста и развития. Многочисленные эндогенные и экзогенные факторы способны оказать значительное влияние на физическое развитие детей. Помимо традиционных медико-географических, этнических факторов, обусловливающих сильно выраженную вариацию соматометрических параметров подрастающего поколения, важнейшее значение имеют условия жизни детей [2, 3, 5]. Современная социально-экономическая и социально-демографическая ситуация в России требует всестороннего анализа причин неблагоприятного состояния здоровья подрастающего поколения. В последнее время все чаще в отечественной литературе появляются публикации, отражающие региональные особенности физического развития (ФР) детей и подростков, которые обусловлены спецификой уклада жизни и различным социально-экономическим положением населения [1, 4, 6, 8].
Цель исследования - выявить тенденции ФР школьников, проживающих в неблагоприятных климатогеографических условиях, в зависимости от уровня урбанизации.
Грицинская В. Л. - д-р мед. наук, вед. науч. сотр. клинического отд. мониторинга соматической патологии и прогнозирования здоровья ([email protected]); Бекетова Е. В. - канд. мед. наук, доц. каф. поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ([email protected]); Корниенко Т. В. - аспирант.
Материалы и методы
Обследованы 2683 школьника, проживающих в Красноярске - крупном промышленном центре Сибири. Группу сравнения составили 1552 учащихся, проживающих в Минусинском, Курагинском и Енисейском районах Красноярского края. В этих районах население преимущественно занято сельским хозяйством; отмечается высокий уровень безработицы. В соответствии с возрастной периодизацией сформировали следующие группы:
- младшие школьники в возрасте от 7 до 11 лет (638 мальчиков и 683 девочки в Красноярске; 273 мальчика и 287 девочек в районах края);
- старшие школьники в возрасте от 12 до 17 лет (668 мальчиков и 693 девочки в городе; 468 мальчиков и 524 девочки в сельской местности).
Всем школьникам провели соматометрию (длина и масса тела); подсчитали индекс Кетле2 путем деления массы тела (в кг) на квадрат длины тела (в м2). В зависимости от соответствия индекса Кетле2 нормативам центильной шкалы [7] выделили следующие уровни гармоничности ФР: гармоничное (ГФР, 25-75-й центи-ли), дисгармоничное за счет дефицита массы тела (ДМТ, ниже 25-го центиля), дисгармоничное за счет избыточной массы тела (ИМТ, выше 75-го центиля). Результаты статистически обрабатывали с помощью прикладных программ Statistica v. 7.0 «Statsoft», США с использованием критерия х2 в модификации Пирсона.
58
распределение (в %) школьников в зависимости от варианта Фр Таблица 1
Возраст, годы Половой состав ДМТ ГФР ИМТ
Городские школьники
7-11 1. Мальчики 17,9 ± 1,5 45,5 ± 2,1 36,6 ± 1,9
2. Девочки 19,3 ± 1,5 38,8 ± 2,0 41,9 ± 2,0
12-17 3. Мальчики 15,4 ± 1,4 53,0 ± 2,0 31,6 ± 1,9
4. Девочки 9,8 ± 1,2 46,7 ± 2,0 43,5 ± 2,0
Сельские школьники
7-11 5. Мальчики 28,6 ± 2,7 42,8 ± 3,0 28,6 ± 2,7
6. Девочки 24,4 ± 2,5 43,9 ± 2,9 31,7 ± 2,7
12-17 7. Мальчики 32,9 ± 2,2 47,4 ± 2,3 19,7 ± 1,8
8. Девочки 21,7 ± 1,8 49,8 ± 2,2 28,5 ± 2,0
Примечание. p2-6; 3-4 < 0,05; p2-4; 3-4 < 0,05; p1-2; 1-5 < 0,05; p1-5 < 0,01; p1-3 < 0,01; p7_
< 0,01; p.
2-4; 3-7; 7-8; 4-8
< 0,001; p3
3-4; 3-7; 4-8
< 0,001.
Результаты и обсуждение
ГФР определили у 46,4 ± 1% городских и 46,8 ± 1,3% сельских школьников. Среди дисгармоничных вариантов ФР у школьников Красноярска превалировала дисгармония, обусловленная ИМТ (38,2 ± 1%); ДМТ регистрировали реже (15,4 ± 0,7%). У сельских школьников дисгармонию в связи с ИМТ отмечали реже (26,4 ± 1,1%; р < 0,001), а ДМТ - чаще (26,8 ± 1,1%; р < 0,001). ИМТ, которая превышала 97-й центиль (что требует консультации эндокринолога с целью верификации этиологии и степени ожирения), регистрировали одинаково часто как у городских (6,9 ± 0,5%), так и у сельских (6,8 ± 0,6%) детей.
Результаты детального анализа ФР школьников в зависимости от возраста, пола и места проживания представлены в табл. 1.
В Красноярске в старшей возрастной группе детей с ГФР больше, чем в младшей; среди мальчиков их больше, чем среди девочек, причем разница показателей статистически значима (р < 0,05 ир < 0,01 соответственно). Среди сельских детей также больше школьников с ГФР в старшей возрастной группе, но разница показателей не имеет статистической значимости.
У красноярских школьников во всех возрастнополовых группах преобладающим вариантом дисгармоничного ФР является ИМТ, причем у девочек статистически значимо чаще, чем у мальчиков (р < 0,05 и р < 0,001 соответственно). ДМТ регистрировали одинаково часто у мальчиков и девочек в младшей возрастной группе; среди старших школьников мальчиков с ДМТ больше, чем девочек (р < 0,05). С возрастом число красноярских школьников, имеющих ДМТ, снижается, причем у девочек разница показателей статистически значима (р < 0,001).
Среди сельских школьников ИМТ также чаще регистрировали у девочек, но разница показателей статистически значима только в старшей возрастной группе (р < 0,01). Число мальчиков с ИМТ уменьшается с возрастом (р < 0,01); число девочек в обеих возрастных группах практически одинаково. ДМТ чаще отмечали у мальчиков, чем у девочек, но статистически значимую разницу
показателей выявили только у старших школьников (р < 0,001).
ИМТ, при которой диагностируют ожирение, чаще отмечали у младших школьников, чем у старшеклассников, как в городе (р < 0,001), так и в сельской местности (р < 0,05). В Красноярске необходима консультация эндокринолога для верификации ожирения 8,6 ± 1,1% мальчиков и 11,8 ± 1,3% девочек в младшей возрастной группе; в старшей возрастной группе - соответственно
4,3 ± 0,8 и 4,4 ± 0,8%. Среди сельских школьников таких детей в младшей возрастной группе 8 ± 1,6% мальчиков и 10,8 ± 1,8% девочек, среди старшеклассников - 4,9 ± 1,0% мальчиков и 5,5 ± 1,0% девочек.
Результаты сравнительного анализа средних величин длины тела у школьников представлены в табл. 2.
Выявили, что у городских девочек длина тела ниже, чем у мальчиков в возрасте 11 лет и с 14 до 17 лет; в остальных возрастных группах разница показателей не имеет статистически значимой величины. У сельских школьников наблюдали аналогичную тенденцию к сглаживанию половых различий размера тела в препубертатном периоде. Статистически значимую разницу показателей длины тела в зависимости от места проживания отметили лишь в младшей возрастной группе, причем если сельские первоклассники ниже своих городских сверстников, то в остальных группах в целом наблюдали опережение показателей роста у сельских школьников.
Результаты сравнительного анализа средних величин массы тела у школьников представлены в табл. 3.
Таблица 2
Длина тела (в см; M ± т) школьников
Возраст, годы Городские школьники Сельские школьники Примечание
мальчики (1) девочки (2) мальчики (3) девочки (4)
7 124,9 ± 0,4 124,4 ± 0,4 122,2 ± 0,7 121,7 ± 0,7 p!-3; 2-4 < 0,001
8 128,7 ± 0,9 128,6 ± 0,8 127,2 ± 0,8 126,9 ± 0,8
9 132,4 ± 0,9 132,8 ± 0,7 135,6 ± 1,0 131,9 ± 1,1 p 1-3; 3-4 < 0,05
10 137,3 ± 0,5 137,5 ± 0,5 140,1 ± 1,2 140,6 ± 1,2 p1-3; 2-4 < 0,05
11 145,6 ± 0,7 143,1 ± 0,6 143,8 ± 0,9 145,0 ± 0,9
12 149,2 ± 0,5 149,3 ± 0,6 150,9 ± 0,7 151,5 ± 0,9 p2-4 < 0,05
13 154,1 ± 1,0 153,2 ± 0,8 154,8 ± 1,1 154,5 ± 0,9
14 162,3 ± 0,7 159,6 ± 0,5 162,1 ± 1,2 158,4 ± 0,8 p1-2 < 0,01; p3-4 < 0,05
15 169,0 ± 0,6 161,4 ± 0,5 170,2 ± 0,7 161,1 ± 0,7 p1-2; 3-4 < 0,001
16 172,5 ± 0,9 162,5 ± 0,8 173,1 ± 0,8 162,3 ± 0,8 p1-2; 3-4 < 0,001
17 175,2 ± 1,1 163,6 ± 1,0 175,1 ± 0,9 164,8 ± 0,8 p1-2; 3-4 < 0,001
59
[гиена и санитария 4/2012
17 64,6 ± 1,2 55,9 ± 1,1 63,1 ± 1,1 54,6 ± 1,1 pl 2, 3-4
Установили статистически значимую разницу показателей в зависимости от половой принадлежности у городских и сельских школьников лишь в возрасте от 14 до 17 лет. В остальных возрастных группах показатели массы тела у мальчиков и девочек существенно не различаются. Сельские школьницы в целом имеют меньшую массу тела, чем городские сверстницы, причем в возрасте 14 и 15 лет разница показателей статистически значима. У сельских мальчиков также в целом показатели массы тела ниже, чем у их ровесников в городе, причем в возрасте 7, 8 и 11 лет разница показателей имеет статистическую значимость.
Заключение
Проживание в неблагоприятных климатогеографических и экологических условиях обусловливает актуальность непрерывного мониторинга состояния здоровья населения. Кроме того, социально-экономические преобразования в нашей стране за последние годы привели к значительной дифференциации населения на слои с разным уровнем жизни.
Мы установили, что значительная часть школьников вне зависимости от условий проживания имеют дисгармоничные варианты ФР. Выявили специфику отклонений в ФР у городских школьников (проживающих в неблагоприятных экологических условиях мегаполиса) и сельских учащихся (детей с более низким социально-экономическим статусом). ДМТ, который на фоне интенсивного роста способствует
формированию отрицательного энергетического обмена, а также стойких функциональных и органических отклонений, чаще регистрировали у сельских школьников. У учащихся городских школ чаще отмечали ИМТ, что находится в русле общемировых тенденций. Однако число школьников, имеющих степень жироотложения, которая характерна для ожирения, практически одинакова в городе и сельской местности. С нашей точки зрения, наиболее вероятными и управляемыми факторами, способствующими возникновению отклонений в ФР, являются нерациональное, несбалансированное питание и нарушение пищевого поведения у детей. Необходимо провести углубленный анализ этих факторов с последующей разработкой и проведением профилактических мероприятий.
Литер атура
1. Выборная К. В., Азизбекян Г А. // Питание и здоровье: Материалы XI Всероссийского конгресса диетологов и нутрицио-логов. - М., 2009. - С. 41-42.
2. Евстифеева Г. Ю., Лебедькова С. Е., Ветерков З. А. // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - М., 2009. - С. 130.
3. Идиатуллова С. Ф., Степанова Н. В. // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XV конгресса педиатров России. - М., 2011. - С. 340.
4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М, Ямпольская Ю. А. // Гиг. и сан. -2009. - № 2. - С. 18-20.
5. Рязанцева О. Г., Кузнецова Т. А. // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XIV конгресса педиатров России. - М., 2010. - С. 699.
6. Сетко Н. П., Чистякова Е. С., Тришина С. П. // Питание и здоровье: Материалы XI Всероссийского конгресса диетологов и нутрициологов. - М., 2009. - С. 148.
7. Юрьев В. В., Воронович Н. Н., Паршуткина О. Ю. // Педиатрия. - 2004. - № 5. - С. 102-105.
8. ЯмпольскаяЮ. А. // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XVI съезда педиатров России. - М., 2009. -С. 468.
Поступила 09.06.11
Таблица 3
Масса тела (в кг; M ± т) школьников
Возраст, годы Городские школьники Сельские школьники Примечание
мальчики (1) девочки (2) мальчики (3) девочки (4)
7 25,3 ± 0,3 24,6 ± 0,3 24,0 ± 0,5 24,0 ± 0,5 Л-3 < 0,05
8 28,0 ± 0,7 27,4 ± 0,7 26,1 ± 0,6 25,9 ± 0,8 P13 < 0,05
9 29,1 ± 0,6 28,9 ± 0,5 31,0 ± 1,1 28,2 ± 1,0
10 33,4 ± 0,5 33,6 ± 0,6 34,8 ± 1,0 34,2 ± 1,2
11 39,8 ± 0,7 37,8 ± 0,6 36,6 ± 1,1 35,9 ± 0,9 Л-3 < 0,05
12 42,6 ± 0,5 42,1 ± 0,5 41,8 ± 1,1 42,0 ± 0,8
13 46,7 ± 0,8 46,2 ± 0,8 44,1 ± 1,4 46,2 ± 1,4
14 54,0 ± 0,8 51,7 ± 0,7 52,1 ± 1,5 48,0 ± 0,8 Pi-2; 3-4 < 0,05; p2-4 < 0,001
15 57,2 ± 0,8 54,4 ± 0,7 57,5 ± 1,0 52,1 ± 0,9 P1-2 < 0,01; P3-4 < 0,001; P2-4 < 0,05
16 60,6 ± 0,9 55,0 ± 0,6 61,5 ± 1,2 54,1 ± 1,1 P1-2; 3-4 < 0,001
< 0,001
60