Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли'

Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5641
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / E-COMMERCE / TRADITIONAL TRADE / ONLINE STORE / GOODS / CONSUMERS / PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Мария Андреевна, Камолова Дина Сергеевна

В данной статье рассматриваются характеристики, достоинства и недостатки, различия и сходства электронной и традиционной розничной торговли. Установлено, что основными достоинствами электронной розничной торговли являются сокращение времени на приобретение товара, так как не требуется посещение магазина, поиски необходимого товара в торговом зале, а также снижение издержек обращения. В свою очередь, это позволяет интернет-магазину снизить цены. Недостатком электронной торговли и одновременно достоинством традиционной торговли служит то, что оплаченный товар приобретатель получает только через некоторое время, иногда даже довольно большое, а в традиционных магазинах сразу после его оплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative characteristics of electronic and traditional retail trade

The article considers the main characteristics of e-commerce and traditional retail trade, their advantages and disadvantages, similarities and differences. We have found that the main advantages of e-commerce are firstly the time reduction of purchasing process, since there is no need to go shopping and to look for the product you need, and secondly, the rereduction of costs, which allow e-shops to cut prices. However, e-shop customers must deal with goods delivery duration, which sometimes can be quite a long period. This is a drawback for e-commerce, but an advantage for traditional stores, where goods can be taken home right after the purchase.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли»

Торгово-

экономический

журнал

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Том 4 • Номер 2 • Апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8596

Russian Journal of Retail Management

>

Креативная экономика

издательство

Сравнительная характеристика электронной

Николаева М.А.1, Камолова Д.С.1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва,

В данной статье рассматриваются характеристики, достоинства и недостатки, различия и сходства электронной и традиционной розничной торговли. Установлено, что основными достоинствами электронной розничной торговли являются сокращение времени на приобретение товара, так как не требуется посещение магазина, поиски необходимого товара в торговом зале, а также снижение издержек обращения. В свою очередь, это позволяет интернет-магазину снизить цены. Недостатком электронной торговли и одновременно достоинством традиционной торговли служит то, что оплаченный товар приобретатель получает только через некоторое время, иногда даже довольно большое, а в традиционных магазинах — сразу после его оплаты.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная торговля, традиционная торговля, интернет-магазин, товары, потребители, производители

Comparative characteristics of electronic and traditional retail trade

Nikolaeva M.A.\ Kamolova D.S.1

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia

Электронная торговля представляет собой деятельность по осуществлению финансовых операций и торговых сделок с помощью сети Интернет и частных сетей связи [1]. Принято подразделять электронную торговлю на следующие группы: B2B (businesstobusiness/ бизнес-бизнес) (торговля предприятия с другим предприятием), B2C (businesstoconsumer/бизнес-потребитель) (предприятие взаимодействует напрямую с клиентом), С2С (consumertoconsumer/потребитель-потребитель) (сотрудничество конечного потребителя с конечным потребителем, где покупатель и продавец не являются юридическими лицами.), C2B (consumertobusiness/ потребитель-бизнес) (дает возможность потребителю самому продавать и устанавливать цены на различные товары и услуги, предлагаемыми компаниями).

и традиционной розничной торговли

Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрена лишь группа B2C, названная нами электронной розничной торговлей по аналогии с традиционной розничной торговлей, которая может быть в двух формах: магазинной и внемагазинной.

Электронная розничная торговля относится к внемагазинным формам торговли. Доля ее в общем товарообороте страны постоянно растет. За 2016 год доля электронной торговли в России составила примерно 280 млрд рублей. Темпы роста электронной торговли постоянно увеличиваются. В 2015 году они составили 20% к 2014 году, а в 2016 году — 60% к 2015 году [7]. Ассортимент электронной торговли достаточно обширен, однако в нем преобладают продовольственные товары, а в ассортименте непродовольственных товаров доминируют книги, парфюмерно-косметические товары, одежда, обувь, бытовая техника.

Предприятия, осуществляющие электронную торговлю, условно называют интернет-магазинами, хотя принципиальные отличия их от традиционных магазинов заключаются в том, что они не имеют торговых залов. Кроме того, отсутствует непосредственный контакт приобретателей с товарами при принятии решения о покупке. Его заменяют описания или изображения товаров в каталогах, на сайте или ассортиментный перечень с указанием вида, торговой марки, артикулы товаров, а также их цены.

Вместе с тем электронная и традиционная формы торговли имеют и определенную общность, в частности, обе формы оказывают основную услугу розничной торговли — реализацию товаров. К тому же для них установлена общая нормативно-правовая база: на них распространяется действие федеральных законов «О защите прав потре-

ABSTRACT:_

The article considers the main characteristics of e-commerce and traditional retail trade, their advantages and disadvantages, similarities and differences. We have found that the main advantages of e-commerce are firstly the time reduction of purchasing process, since there is no need to go shopping and to look for the product you need, and secondly, the rereduction of costs, which allow e-shops to cut prices. However, e-shop customers must deal with goods delivery duration, which sometimes can be quite a long period. This is a drawback for e-commerce, but an advantage for traditional stores, where goods can be taken home right after the purchase.

KEYWORDS: e-commerce, traditional trade, online store, goods, consumers, producers

JEL Classification: L81, L86 Received: 04.06.2017 / Published: 30.06.2017

© Authors / Publication: Creative Economy Publishers For correspondence: Nikolaeva M.A. (man14O80mail.ru)

CITATION:_

Nikolaeva M.A., Kamolova D.S. (2017) Sravnitelnaya kharakteristika elektronnoy i traditsionnoy roznichnoy torgovli [Comparative characteristics of electronic and traditional retail trade]. Torgovo-ekonomicheskiyzhurnal. 4. (2). P. 81-89. doi: 10.18334/tezh.4.2.38316

бителей» [1], «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» [2], Гражданский кодекс РФ [3], «Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» [4] и другие.

Более того, для каждой из рассматриваемых форм торговли характерны свои особенности, обуславливающие их достоинства и недостатки (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика электронной и традиционной торговли

Признаки для сравнения Формы торговли

Электронная Традиционная

Место приобретения товаров Сайт интернет-магазина Торговый зал магазина

Основания для принятия решения о покупке товаров Прайс-листы, визуальное изображение товара и/или в каталогах Ценники на товары, органолептические свойства товаров (внешний вид для пищевых продуктов, а для парфюмерно-косметических товаров — запах)

Контакт с товарами при их выборе отсутствует Непосредственный контакт с товарами

Возможность компетентного выбора конкретного экземпляра среди таких же товаров отсутствует Имеется при демонстрации или открытой выкладке товаров

Время, затрачиваемое на покупку товаров Минимальное Максимальное

Личные контакты приобретателя с продавцом Носят виртуальный характер при заказе товаров, а при необходимости консультации по телефону или электронной связи Непосредственные контакты при выборе товара в форме консультации и при оплате и отпуске товара

ОБ АВТОРАХ:_

Николаева Мария Андреевна, доктор технических наук, профессор кафедры международной коммерции (man14O80mail.ru)

Камолова Дина Сергеевна, менеджер, Высшая школа корпоративного управления

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Николаева М.А., Камолова Д.С. Сравнительная характеристика электронной и традиционной розничной торговли // Торгово-экономический журнал. — 2017. — Том 4. — № 2. — С. 81-89. Сок 10.18334/ tezh.4.2.38316

Признаки для сравнения Формы торговли

Электронная Традиционная

Форма оплаты Предварительная оплата по счету через систему электронных платежей Непосредственная оплата наличными деньгами или электронной карточкой

Время получения товара после оплаты Отложенное время после доставки товара приобретателю Немедленно после оплаты товара

Ассортимент реализуемых товаров Широкий, но нестабильный, под заказ Ограниченный, но относительно стабильный с учетом устойчивого спроса

Издержки обращения Низкие Повышенные по сравнению с интернет-магазином

Сегмент потребителей Ограничен, пользователи интернет-посетители интернет-магазина Неограниченный, любые посетители торгового зала могут стать приобретателями товаров

Риски возникновения неликвидных товарных запасов Минимальные Значительные, особенно если не изучается спрос и его изменения на выбранном сегменте рынка

Цены на товары Пониженные(в большинстве случаев) Повышенные по сравнению с интернет-торговлей

Выгода приобретателей товаров Упрощение процесса приобретения товаров, экономия времени, затрачиваемого на покупку Получение приобретенных товаров сразу после оплаты

Выгода торговой организации Сокращение издержек обращения, оперативный контроль спроса Выявление потребительских предпочтений при непосредственном контакте с потребителями

Рассмотрим отдельные из указанных в таблице 1 признаков, требующих, по нашему мнению, пояснений.

Место приобретения товаров. В электронной торговле это сайт интернет-магазина, что является достоинством для потребителей, которые не обладают достаточным временем для посещения торгового зала традиционных магазинов, а также испытывающих дискомфорт при их посещении (очень часто это работающие мужчины среднего и старшего возраста). Однако для любителей шопинга, рассматривающих посещение магазинов как приятное времяпрепровождение, а также лишение их возможности осмотреть выложенные товары, почувствовать атмосферу торгового зала, отсутствие торгового зала служит определенным недостатком.

Основания для принятия решения о покупке товаров в электронной торговле — товарная и визуальная информация на сайте интернет-магазина, которая выполнена в привлекательном виде. К сожалению, товар в реальном исполнении может быть не столь привлекателен, что вызывает определенное разочарование и эффект «обманутого ожидания» у приобретателя.

В традиционной торговле основаниями для приятия решения о покупке товаров могут стать ценники на товары, а также органолептические свойства самих товаров, которые, при наличии непосредственного контакта с приобретателем, могут оценить с учетом собственных знаний о товаре. Этот признак усиливается, если в магазине применяют средства и методы эмпирического мерчандайзинга.

Возможность компетентного выбора конкретного экземпляра среди тождественных или аналогичных товаров отсутствует в электронной торговле и имеет место в традиционной торговле, что является важным ее достоинством. Это объясняется тем, что зачастую приобретатели товаров не обладают осознанными предпочтениями в отношении определенных характеристик товаров (вкуса, запаха продуктов, цвета, фасона или модели одежды и обуви, соответствия конструкции изделия антропометрическим свойствам приобретателя и т.п.). Поэтому осознание потребности в товаре возникает лишь при непосредственном контакте с ним.

Кроме того, товары одного вида и артикула могут иметь некоторые допустимые или недопустимые явные дефекты, которые можно обнаружить лишь при непосредственном контакте с товаром. К тому же некоторые приобретатели склонны просмотреть ряд товаров, прежде чем остановить свой выбор на конкретном образце. При доставке товара в электронной торговле потребитель получает один экземпляр, и никакого выбора у него нет. Правда, при обнаружении явных дефектов приобретатель имеет право вернуть их продавцу.

Время, затрачиваемое на покупку товаров. В электронной торговле приобретатель затрачивает минимальное время на покупку товаров, которую он совершает, не выходя из дома. Суммарное время (ЕТэ) складывается следующим образом:

= Тпр + Тз + Тос + ^

где Тпр — время на просмотр страниц сервера для выбора необходимого товара;

Тз — время, затрачиваемое на заказ товара в интернет-магазине;

Тос — время оплаты счета за выбранный товар;

Тп — время получения товара, в том числе и время ожидания его доставки.

В традиционной торговле приобретатель затрачивает значительно больше времени на покупку товара, чем в электронной торговле. Суммарное время (ЕТт) рассчитывается по формуле:

£Тт = Тпо + Ттз + Ток,

где Тпо — время, затрачиваемое на поездку в магазин;

Ттз — время пребывания в торговом зале магазина;

Ток — время оплаты выбранного товара в кассе.

Следует отметить, что минимальное время, затрачиваемое на приобретение товара, является одним их главных преимуществ электронной розничной торговли, особенно для деловых, занятых людей или молодежи, у которой много времени уходит на учебу, достаточно часто в сочетании с работой, а также развлечения, общение с друзьями и прочее.

Поэтому не случайно активными покупателями, как показали проведенные исследования, являются люди в возрасте от 18 до 29 лет (44% женщин и 58% мужчин) и от 30 до 44 лет (48% женщин и 34% мужчин) [10].

Личные контакты приобретателя товаров с продавцом можно отнести к информационным методам маркетинговых коммуникаций. Осуществляются в форме виртуальных (электронная торговля) или реальных (традиционная торговля) консультаций. Отличие между ними заключается в психологическом воздействии на приобретателя личности продавца-консультанта. Кроме того, при непосредственном реальном контакте консультант может реагировать на реакцию потребителя (его мимику, поведение, тон и т.п.), а при виртуальном контакте такой возможности у него нет.

Форма оплаты при электронной торговле-предварительная по выставленному счету. Это очень удобно для владельцев карт, но полностью исключает лиц, не являющихся их владельцами. В таких случаях оплата может осуществляться через курьера, доставившего товар. Предварительная оплата по счету создает возможность обмана потребителей, которые оплатили товар, а потом либо вообще его не получили, либо получили, но через достаточно длительное время. Такие случаи обмана встречаются в автосалонах не только при электронной, но и традиционной торговле с предварительной оплатой на заказ конкретной марки автомобиля.

В традиционной торговле оплата производится наличными или электронными деньгами без выписки или с выпиской счета или товарного чека, причем товар немедленно передается покупателю. Это является неоспоримым преимуществом традиционной торговли так же, как и время получения товара сразу после его оплаты.

Ассортимент реализуемых товаров в интернет-магазине широкий, не зависящий от места нахождения поставщиков и торговых площадей интернет-магазинов, но в пределах товарных предложений на рынке. В то же время этот ассортимент нестабильный и зависит от характера спроса потенциальных потребителей.

В традиционной торговле широта и полнота ассортимента ограничена размерами торговых площадей, а в ряде случаев — и складских помещений. Ассортимент относительно стабильный, что обусловлено наличием устойчивого спроса на многие товары и стабильностью материально-технической базы, в том числе и торгово-технологи-ческого оборудования. Хотя в электронной и традиционной торговле периодические

возникает необходимость обновления ассортимента в связи с изменениями моды, достижениями НТП и т.п.

Издержки обращения в электронной торговле значительно ниже, чем в традиционной торговле, вследствие отсутствия затрат на содержание торговых помещений, в том числе торгового зала, складских и подсобных помещений, а также на эксплуатационные расходы торгового оборудования.

Сегмент потребителей электронной торговли ограничен пользователями Интернет, в то время как в традиционных магазинах вход в этот сегмент не ограничен для любых посетителей торгового зала магазина, которые могут стать приобретателями реализуемых в нем товаров.

Риски возникновения неликвидных товарных запасов в электронной торговле минимальные, т.к. товары приобретаются под конкретный заказ. В тех случаях, когда потребитель отказывается от доставленного товара по определенным причинам (несоответствие заказанному товару по цвету, размеру, фасону, наличию дефектов и т.п.), товар может быть возвращен поставщику.

В традиционной торговле риски возникновения неликвидных товарных запасов значительно выше, т.к. заказывающий товар категорийный менеджер или товаровед могут неправильно определить ассортимент и количество необходимых товаров. Кроме того, спрос может неожиданно измениться. Для предотвращения этого риска многие торговые сети берут товар на реализацию, а в случае отсутствия спроса на него возвращают нереализованный товар поставщику или переориентируют на другие магазины сети, где этот товар будет востребован.

Цены на товары, реализуемые в электронной торговле, как правило, ниже, чем в традиционной торговле. Это обусловлено пониженными издержками обращения.

Выгода приобретателей товаров в электронной торговле заключается, в первую очередь, в значительном сокращении времени на покупку товаров необходимого ассортимента, качества и количества. Более того, посещая сайты разных интернет-магазинов, он может за короткий срок рассмотреть широкий ассортимент товаров, удовлетворяющих, по его мнению, осознанные потребности, а также сравнить цены на одни и те же или аналогичные товары.

Для того чтобы проделать аналогичный поиск в традиционной торговле, придется потратить массу времени на посещение многих магазинов.

Выгода торгового предприятия электронной торговли состоит в сокращении издержек обращения, что даже при пониженных ценах позволяет увеличить прибыль и рентабельность интернет-магазинов. Кроме того, у них выше вероятность оперативного контроля за спросом потребителей. К тому же значительно больше возможности обеспечивать индивидуальный подход к каждому потребителю.

Для традиционной торговли выгода заключается в том, что при непосредственном контакте потенциального приобретателя конкретного товара формируются и поддер-

живаются потребительские предпочтения не только этому товару, но и другим товарам ассортиментного перечня, а также торговому предприятию, его реализующему. Вследствие этого обеспечивается лояльность потребителей торговому предприятию, что повышает его конкурентоспособность.

В заключении необходимо отметить, что электронная и традиционная розничная торговля имеют свои достоинства и недостатки, причем порой они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Несмотря на то, что эти формы торговли находятся в конкурентных отношениях, они могут существовать и параллельно. Это обусловлено тем, что они выходят на разные сегменты потребностей: интернет-торговля на занятых приобретателей товаров, неохотно посещающих традиционные магазины, а торговля — на любителей шопинга или не являющихся пользователями Интернет. Поэтому электронная торговля, вопреки некоторым предсказаниям, никогда не вытеснит традиционную торговлю, хотя в отдельных сегментах возможно повышение темпов роста по мере увеличения количества пользователей Интернет.

К тому же, несмотря на указанные недостатки, электронная торговля и в ближайшие годы будет увеличивать темпы роста как в России, так и за рубежом. Европейская ассоциация Интернет-торговли (IMRG) прогнозирует, что к 2025 году 20% международной торговли составит розничная посылочная торговля [6] (Vinogradov, 2012).

В России электронная торговля будет иметь государственную поддержку. В мае 2017 года Минэкономразвития и торговли начнет создавать «агрегатор» электронной торговли (русский Alibaba по аналогии с китайским «агрегатором» электронной торговли с тем же названием), обеспечивающего конструкцию внутренней электронной торговли на платформе Сбербанка [7].

Кроме того, Российский экспортный центр (РЭЦ) создает личный кабинет экспортера с возможностью получения в электронном виде услуг таможни и размещения на внешних торговых площадках [7]. Указанные меры поддержки предназначены для облегчения входа предприятиям среднего и малого бизнеса в систему электронной торговли на территорию России.

ИСТОЧНИКИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (последняя редакция).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Правила продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2016).

5. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. / Торговля через виртуальный магазин.

6. Виноградов С.Н. Коммерческая деятельность. — М.: Финансы и статистика, 2012.

7. Игнатова О. «Что плохого в Интернет-торговле»/ «Российская газета» от 13.03.2017 г. № 51 (7217). — С. 4.

8. Зубков И. «Наш Алибабанк» / «Российская газета» от 13.03.2017 г. № 51 (7217). — С. 1, 4.

9. Gazeta. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/07/ 27/9715211.shtml.

10. Shopolog. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/ analytics/internet-torgovlya-v-rossii-itogi-1-kvartala-2016/.

references:

Balabanov I.T. Elektronnaya kommertsiya [E-commerce]. (in Russian).

Gazeta. Retrieved from https://www.gazeta.ru/business/2016/07/27/9715211.shtml

Shopolog. Retrieved from https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/internet-

torgovlya-v-rossii-itogi-1-kvartala-2016/ Vinogradov S.N. (2012). Kommercheskaya deyatelnost [Commercial activity] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.