интернатов. Но в чрезвычайной ситуации вызванной войной, необходимостью укрепление этого государства в первую очередь с помощью граждан проживающих в ней, политика и направленность государства, становиться понятной и оправданной. Как говориться, что бы что-то получить, необходимо, что-то потерять...
Список источников и литературы
1. Газета Красная звезда.
2. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело277.
3. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 8, дело269.
4. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 10, дело: 527.
5. ГАНИ. Фонд: 105, опись 10, дело: 285.
6. ГАНИ. Фонд: 105, опись: 11, дело: 253.
7. Интервью с Ошевым А.С. 2006 // Личный архив автора.
8. Интервью с Диркс З.Г. 2005год // Личный архив автора.
Горбушина А.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н, доцент Гущин В. Р.
Сравнительная характеристика древнеегипетских богов
Анубиса и Упуата
Сравнение в данном исследовании производится на основе источников материальной культуры 7-5 тысячелетия до н. э. и письменных источников раннего династического периода (I-III династии), времени правления VI династии (Тексты пирамид и Тексты саркофагов), а также одного из основных религиозных источников Древнего Египта Книги Мертвых.
В отечественной историографии нет ни одной монографии, посвященной проблеме генезиса культов Анубиса и Упуата. Хотя данный вопрос имеет большое значение, так как в более поздний период культы начинают сливаться, и культ Анубиса выходит на передний план. Упуат же в дальнейшем нигде не упоминается отдельно, он выступает либо как спутник Анубиса, либо как спутник Осириса, чей культ также включил в себя культ собакоголового бога. На данный момент представляется очень сложным провести грань между Анубисом и Упуатом на памятниках, не имеющих письменного сопровождения. М.А. Коростовцев выдвинул такое предположение, что сами древние египтяне не делали существенных различий между шакалами и дикими собаками, а, следовательно, и между культами этих животных. Данного мнения придерживается и ряд других египтологов (Кеес, 2005, с. 42).
Основу анализа составляют предметы, относящиеся к культурам Бадари и Эль-Амра (Naqada I), датируемые серединой пятого тысячелетия до н.э. Хронологическая последовательность, в которой расположены эти культуры, была определена в ходе археологических раскопок в Хемамехе около села Эль-Бадари, расположенного в Среднем Египте. Там впервые были открыты могильники и поселения самой древней энеолитической культуры на территории Египта, которая и получила в последствии свое имя по названию этого села.
Первое, что следует рассмотреть - это генезис двух культов. Наиболее полно о зарождении культов шакала и дикой собаки нам рассказывают изображения на так называемых палетках. Их типология впервые была разработана Фландерсом Питри и используется до сих пор. Всего выделено около ста типов. Додинастические шиферные палетки могли изготавливаться либо в форме животных, либо в форме геометрических фигур - овала, ромба или треугольника, увенчанных плоскими скульптурами животных: копытных (козлов) и обитателей вод Нила и его прибрежных тростниковых зарослей -рыб, черепах, птиц.
Назначение палеток имеет спорное объяснение: У. Бадж рассматривал их как вотивные щиты (Бадж, 2009, с 137); Э. Навиль полагал, что они предназначались для растирания красок, а центральное кольцо служило местом для изображения эмблемы божества (Naville, 1905). Ж. Вандье считал, что церемониальные палетки предназначались для ритуалов, связанных с завершением войн или охоты, а кольцо могло служить для ритуального возлияния крови убитых врагов или животных (VandierД958, р. 34). В сценах противоборства животных некоторые исследователи видели события «борьбы кланов», имевших тотемами изображенных на палетках животных. Такая точка зрения получила развитие в работах Ф. Питри, как раз таки отождествлявшего то или иное животное с городами или еще шире - с Верхним, Средним и Нижним Египтом. Сопоставляя отдельные изображения с иконографией письменного периода истории Египта, он объясняет затем все изображения как передающие борьбу номов накануне объединения страны.
Наиболее важная для данной работы группа палеток - это палетки с фланкирующими шакалами. Симметричное расположение двух шакалов по бокам палетки может свидетельствовать об их связи с культом солнца, на что указывает Щеркова (Шеркова, 2004,с. 278). Эта связь заключается в самой природе шакалов, а также диких или одомашненных собак - это все существа амбивалентные по своей сути: с одной стороны, устрашающие и дикие, а с другой, прекрасные защитники и домашние питомцы. Возможно, уже в
72
додинастическую эпоху у людей сложилось представление о собаке, как о проводнике человека, что в последствии отразится на культе Упуата, ставшего проводником душ в загробном мире. По мнению Р. Антеса шакал с ранних времен становится не только богом-покровителем царя-Хора, но и его метафорой. Этот факт косвенно подтверждается и тем, что в более поздний период с появлением письменности животные, в частности собаки и шакалы, изображенные на штандартах именуются «спутниками Хора», а у Упуата даже появляется своеобразный эпитет «тот, кто идет впереди Хора-царя» (Видеман, 2009, с. 191).
Примером палеток с фланкирующими шакалами может служить Луврская палетка или палетка четырех шакалов, на которую нанесено по четыре изображения шакалов с каждой стороны, причем композиция каждой из сторон различна: на реверсе - это центровая система построения композиции, а на аверсе - осевая.
Еще одной палеткой, относимой к интересующей нас группе, является Малая Иераконпольская палетка, украшенная двумя фланкирующими шакалами, туловища которых частично выходят за рамки палетки. Но это не единственные изображения шакалов на этой палетке - в центре в сценах охоты также присутствуют образы шакалов. Однако не все ученые идентифицируют эти изображения с шакалами, выдвигаются предположения, что это дикие собаки (Fisher, 1958, p. 67). Важно подчеркнуть еще и тот факт, что на реверсе уже имеются и изображения одомашненных собак в ошейниках. Так присутствие трех различных животных, играющих одну и ту же роль в сценах охоты, может говорить о том, что и в период Культуры Нагада III, и в более позднее время Старого царства происходит отождествление культов шакала и собаки, чьи образы в представлении не только египтян, но и в религиозных верованиях других народов всегда играли роль посредников между загробным миром и миром людей.
Еще одной важной особенностью Иераконпольской палетки является изображение охотника в маске шакала. Этот факт подчеркивает особое положение шакала в религиозной системе верований представителей амратской культуры. Э. Баумгартель объяснял появление на палетке человека в маске шакала с тем, что последние были почитаемы в качестве божеств охоты и охотник, подражая и отождествляя себя с ними, надеялся на удачный исход своего занятия.
Ранняя иконография показывает нам, что и Анубис, и Упуат имели женское происхождение. На палетке из музея Метрополитен представлены две самки шакала, кормящие грудью щенят. Можно сказать, что для египетской религии в целом были характерны так называемые «двуполые»
73
(Бадж, 2009,с. 18) боги, то есть практически каждый бог имел свой женский аналог: Амон-Амаунет, Гор-Хатхор, Ра-Раит, Нун-Наунет и так далее. Для Анубиса и Упуата это явление было также присуще. Супругой Анубиса была богиня Анукет, центр культа которой располагался также в Кинополе, а спутницей Упуата являлась богиня Упетуат.
Палетки дают нам обширные сведения о ранней иконографии Анубиса и Упуата, однако они начинают исчезать достаточно рано - примерно к середине первой династии, и им на смену приходят письменные анналы, начертанные рисунчатым письмом на дощечках из эбенового дерева. С этого момента начинает складываться письменная история Древнего Египта. Теперь уже гораздо проще проследить различия в двух культах, так как для каждого бога начинают формироваться свои личные обороты и эпитеты.
Так к эпитетам Анубиса относятся следующие: «Тот, кто приходит через место очищения с комнатой ночи, - это Анубис, который тверд металлическим ларем» (Древнеегипетская книга мертвых, 2004, с. 103).
А такие эпитеты как «Владыка свободной святой земли», «тот, кто на своей горе»: «Я пришел в его дом, что на его горе» (Древнеегипетская книга мертвых, 2004.- с. 120) и «владыка входа в пещеру (Ра-керерет)» (Кеес, 2005, с. 43) говорят о том, что основным местом пребывания Анубиса являлся Некрополь, а его основной функцией - защита тела умершего и дарование ему благ в загробном мире. В Текстах пирамид Анубис предстает перед нами как «учетчик сердец» и его функцией здесь является вычеркивание Осириса из числа богов, что на земле, и причисление его к тем богам, что на небесах».
Для Упуата характерны совсем иные эпитеты, а следовательно и иные функции. В первую очередь это эпитет «верхнеегипетский шакал», возникший еще в додинастическую эпоху .Эпитеты «тот, кто триумфально завоевывает страны» и «тот, кто идет впереди Хора-царя» указывают на его функцию как военного предводителя, возникшую еще в додинастическую эпоху. Учеными было также высказано мнение, что Упуат, возможно, имел связь с первенцем фараона (Frankfort, 1941).
К различиям также можно отнести и то, что в Книге Мертвых Анубис и Упуат олицетворяют разные части тела умершего: «Уши Осириса-Ани, чье слово - истина, - уши Упуата. Губы Осириса-Ани, чье слово - истина, - губы Анубиса» (Древнеегипетская книга мертвых, 2004, с. 132) .
Книга Мертвых кроме самих ритуальных текстов содержит иллюстрации к ним. Анубис и Упуат в ней изображаются по-разному: Анубис, сидя на подставке, а Упуат стоя с опущенным хвостом. Именно данный факт служит
основой для разграничения Анубиса и Упуата на памятниках, не имеющих письменного сопровождения.
Однако имена богов маркируются одинаковыми детерминативами: изображением сидящего бога с головой шакала. Это говорит об их общем происхождении.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: первоначально существовал единый культ шакала и дикой собаки, который в дальнейшем, вследствие борьбы кланов, разделился на два, и эти два культа стали развиваться независимо друг от друга. Однако в более поздний период культы опять начинают сливаться в один, что, возможно, явилось результатом некого упорядочения официальной религиозной системы, нашедшей свое отражение в Книге Мертвых.
Список источников и литературы
1. Fisher H.G.Fragment of late Prehistoric Egyptian Relief from the eastern Delta// 1958
2. Frankfort, H. (1941) The origin of monumental architecture in Egypt', American Journal of Semitic Languages and Literatures (later JNES) 58:329-58
3. Naville Ed. La religión de l'anciens egytiens, Paris, 1905
4. Vandier J. Manuel d'archeologie egyptienne III. La statuaire. Paris,1958
5. Бадж У. Магия древнего Египта. Тайны книги мертвых./ Пер. с англ. Т.Е. Любовской.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2004.-207 с.
6. Бадж У. Древний Египет: Духи, идолы и боги./ Пер. с англ. Л.А Игоревского.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.-478 с
7. Бадж У. Жители Долины Нила./ Пер. с англ. А.Б. Давыдовой.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.-256 с
8. Бадж У. Царство мертвых: обряды и культы древних египтян./ Пер. с англ. Л.А Игоревского.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2010.-158 с
9. Видеман Религия древних египтян./ Пер. с англ. Л. А Карповой.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.-255 с. .
10. Кеес. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего царства/ пер. с нем. Богданова.Под научной редакцией четвертухина.-СПб.:Изд-во «Журнал «Нева»», 2005.-496 с.
11. Шеркова Т.А. Око Хора. Символика глаза в додинастическом Египете // ВДИ 1996 №4.- С.114-121
12. Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству.-М.:Праксис,2004.-376с
13. Шеркова Т.А. Жертвоприношение быка в додинастическом Египте // История и культура древнего и раннехристианского Египта. М., 2001.
Приложение
Рис.1 Луврская палетка или палетка четырех шакалов
Рис.2 Малая Иераконпольская палетка
Рис.3 Печать с изображением Анубиса
Рис. 4 Оборотная сторона Скарабея с изображением Упуата