МИС-2004
Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния
человека-оператора
исследованных программ две были отнесены нами к программам активизирующего типа. Однако, воздействие на функциональное состояние этих программ было различным. Одна вызывала стойкое повышение артериального давления и понижение вегетативных коэффициентов. Действие другой активизирующей программы было прямо противоположенное. Разница в воздействии двух других программ, отнесенных нами к релаксирующим, не была столь выраженной. Одну из них можно назвать нейтральной с гармонизирующим эффектом отдельных типологических групп. Другая вызывала устойчивое понижение артериального давления без значительного изменения вегетативного баланса.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
4. Целенаправленное аудио-визуальное воздействие является более эффективным способом коррекции нарушенного функционального состояния по сравнению с саморегуляцией в процессе пассивного отдыха.
5. Индивидуально-типологические особенности и тип психической регуляции влияют на характер и динамику функционального состояния.
6. Лица с дисгармоничным и стеничным типом регуляции в условиях повышенных психофизиологических нагрузок и при дефиците времени отдыха нуждаются в целеноправленной коррекции функционального состояния.
7. Аудио-визуальные программы обладают выраженной
специфичностью воздействия. Данный факт должен учитываться как при разработке, так и при использовании программ в коррекционной практике.
8. Целенаправленная аудио-визуальная коррекция должна
осуществляться с учетом особенностей личности и текущего функционального состояния человека.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ДВИЖЕНИЕ ПО ИНТЕНСИВНЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ.
Н.В. Пузанкова, М.Н. Рыбникова
Отраслевой научно-практический центр психофизиологии труда ЦКБ ОАО РЖД. г.
Москва, Волоколамское шоссе, д.84. Тел. 105-02-02.
Профессиональная деятельность машинистов, выполняющих движение по интенсивным технологиям, оказывает существенное влияние на их функциональное состояние. В нашу задачу входило оценить как влияние деятельности на организм человека, так и особенности влияния различных видов движения («в одно лицо», на «длинные плечи», скоростное движение). С этой целью было проведено обследование машинистов, выполняющих движение по различным технологиям. Всего в обследовании приняло участие 71 человек (21 человек - в «одно лицо» и по 25 человек - на «длинные плечи» и скоростное движение).
Оценивалось функциональное состояние (ФС) машинистов перед поездкой и непосредственно после окончания поездки. Для этого использовались следующие методики: САН (самочувствие, активность, настроение), отражающий субъективный уровень ФС; МЦВ (методика цветовых выборов на базе теста Люшера), отражающий
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
уровень психоэмоциональных реакций; ПЗМР (простая зрительно-моторная реакция), отражающая уровень психофизиологических изменений. По всем трем методикам нами были обнаружены определенные изменения в ФС машинистов, связанные с их производственной деятельностью.
Динамика усредненных показателей по методике САН говорит о тенденции к снижению субъективной оценки своего состояния у обследуемых по окончанию работы. Причем наиболее сильно снижается субъективная оценка самочувствия. Для машинистов всех типов движения характерен двойственный тип реакций: большинство (от 52% до 68%) ощущает в конце смены субъективное ухудшение по параметрам самочувствия, активности и настроения. У остальных повышение показателей САН отмечено за счет роста оценок настроения и активности. Это может быть связано с осознанием хорошо выполненной работы и предвкушением скорого отдыха. Причем, машинисты, работающие в скоростном виде движения и на «длинные плечи» чаще, чем работающие в «одно лицо» заканчивают смену в хорошем настроении. 29% обследуемых (прежде всего работающие в «одно лицо») считают, что окончание работы связано у них с субъективным повышением активности, что может быть связано с тем, что машинисты, работающие в «одно лицо» имеют более длительный стаж работы, что позволяет им реальнее оценивать свои силы и рационально распределять их в течение рабочей смены.
Оценка психоэмоционального состояния, проводившаяся по методике МЦВ, во всех трех группах показала, что вегетативный баланс в пределах нормы. При этом у машинистов скоростного движения и работающих на длинных плечах отмечается переход с эрготропного на трофотропный, энергосберегающий, режим вегетативной регуляции. Показатель стрессового состояния (особенно в группе «скоростников») имеет тенденцию к повышению после рабочей смены, хотя и находится в пределах средне нормальных значений.
Среди представленных видов движения скоростное и движение на длинные плечи имеют сходный динамический рисунок изменения вегетативного баланса. После рабочей смены снижается уровень энергетического обеспечения психической деятельности, возрастает число лиц переходящих на энергосберегающий режим регуляции. Среди машинистов, выполняющих движение на длинные плечи, процент лиц с трофотропным вегетативным балансом выше, чем в двух других группах. Выражено снижен, по сравнению с другими видами движения, процент лиц с положительной внутренней динамикой вегетативного баланса. Следовательно, в данной профессиональной группе значимо преобладают лица с признаками истощения функциональных ресурсов. Напротив, машинисты, работающие в одно лицо, демонстрируют возрастание процента лиц с эрготропным вегетативным балансом.
Результаты анализа данных сенсомоторной регуляции (методика ПЗМР) показали, что после рабочей смены увеличиваются как абсолютные значения скорости простой сенсомоторной реакции, так и разброс значений. Мы наблюдаем сдвиг функционального состояния машинистов всех видов движения в сторону ухудшения. Это происходит на фоне сдвига функциональной асимметрии в сторону активации левого полушария, что свидетельствует об отсутствии хронического утомления. Наиболее неблагоприятную динамику демонстрируют машинисты, работающие в «одно лицо», что может быть связано с большим, по сравнению с другими видами движения, средним возрастом работающих. (Средний возраст машинистов, работающих в «одно лицо» 45 лет; в других видах движения - 33-34 года.)
Таким образом, исследования ФС машинистов работающих по интенсивным технологиям «до» и «после» рабочей смены, позволяют сделать следующие выводы.
• Работа по интенсивным технологиям сказывается на функциональном состоянии машинистов.
МИС-2004
Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния
человека-оператора
• Подавляющее большинство обследуемых демонстрируют отрицательную динамику функционального состояния.
• Наблюдаемые функциональные сдвиги находятся в пределах нормативно допустимых значений.
• В зависимости от вида движения наиболее уязвимыми оказываются различные функциональные системы организма.
На уровне самооценки состояния и психоэмоциональных реакций наиболее нагрузочным является скоростное движение и движение на «длинные плечи». (Следует отметить, что скоростники, которые, по сути, так же обслуживают длинные плечи, оказались в более выгодном положении за счет лучшей по сравнению с простым длинным плечом организации движения и сокращением времени рабочей смены за счет скорости.)
На уровне психофизиологических изменений наиболее нагрузочным является движение в «одно лицо».
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАМНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ АУДИО-ВИЗУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРОВ.
В.М. Звоников, В.П Потапов, .В.А.Трушников, Г. А. Шаулов
Отраслевой научно-практический центр психофизиологии труда ЦКБ ОАО «РЖД». г. Москва, Волоколамское шоссе, д.84, тел: 105-02-02, 490-42-43.
Управление железнодорожным транспортом сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма, требующим проведения специальных медико-психологических мероприятий. У машинистов при отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность их деятельности, а при длительном воздействии, приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией. Регулярное проведение реабилитационно-восстановительных мероприятий позволит поддерживать оптимальный уровень психофизиологических резервов работников локомотивных бригад, повысить их работоспособность, надежность, снизить заболеваемость. Исходя из вышеперечисленных задач, выполнена научноисследовательская работа, заключающаяся в обосновании и разработке алгоритмов функционирования и оснащения аппаратно - програмного комплекса для аудиовизуальной коррекции (АПК АВК) программ для реабилитации операторов и разработке программного обеспечения мобилизационно - релаксационных аудиовизуальных методик. В результате проведенных исследований разработан аппаратно-программный комплекс, состоящий из: 1)рабочего места психолога (психофизиолога), оснащенного современным компьютерным оборудованием с соответствующим программным обеспечением (диагностического и коррекционного содержания); 2) необходимое для проведения реабилитационных мероприятий
оборудование кабинета психофизиологической разгрузки и мобилизации - кресла, экран, аудио-видео аппаратура; 3) комплекта аудио-визуальных, музыкальных и