Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СРЕДИ УЧЕНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СРЕДИ УЧЕНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
острота зрения у школьников / миопия / астигматизм / скрининг / пол / частные школы / государственные школы / класс.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Аскаров С. Т., Қаутаева Қ. Ж.

Целью данного исследования является определение остроты зрения в зависимости от возраста, пола и обучения в государственных и частных школах города Астаны. В исследовании приняли 377 учащихся государственных и частных школ, которые прошли скрининговое обследование в целях профилактики по приказу № 65/2020 года Министерства Республики Казахстан. Были собраны данные по возрасту, полу и по типу школы. Был проведен анализ состояния остроты зрения у 377 учащихся, где выявлены различия в зависимости от типа школы, пола и уровня класса. Зрение учащихся снижается с увеличением класса, что вероятно связано с нагрузкой в более старших классах, девочки имеют больше ранее выявленную миопию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Аскаров С. Т., Қаутаева Қ. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СРЕДИ УЧЕНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА»

УДК 616.1:617.7-053.2( 045)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ СРЕДИ УЧЕНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

Аннотация. Целью данного исследования является определение остроты зрения в зависимости от возраста, пола и обучения в государственных и частных школах города Астаны. В исследовании приняли 377учащихся государственных и частных школ, которые прошли скрининговое обследование в целях профилактики по приказу № 65/2020 года Министерства Республики Казахстан. Были собраны данные по возрасту, полу и по типу школы. Был проведен анализ состояния остроты зрения у 377 учащихся, где выявлены различия в зависимости от типа школы, пола и уровня класса. Зрение учащихся снижается с увеличением класса, что вероятно связано с нагрузкой в более старших классах, девочки имеют больше ранее выявленную миопию.

Ключевые слова: острота зрения у школьников, миопия, астигматизм, скрининг, пол, частные школы, государственные школы, класс.

Введение. С увеличением нагрузки в школе ухудшения остроты зрения значительно возрастает, особенно при длительном использовании смартфонов, компьютеров и других устройств. В младших классах ухудшение зрения было постепенным, а к четвертому классу у детей с остротой зрения 0.8 и ниже ухудшение остроты зрения удваивалось в сравнении с первоклассниками. Также исследования показывают, что девочки склонны к развитию близорукости и к другим нарушениям рефракции нежели мальчики. Поза во время использования электронных гаджетов и чтения книг значительно влияет на зрительную нагрузку у городских школьников в возрасте 11-17 лет. Во время чтения 27% учеников, предпочитающих лежачее положение, отмечают значительное зрительное напряжение, а 18% испытывают зрительное напряжение в конце дня после использования цифровых устройств. Это приводит к снижению остроты зрения из-за спазма аккомодации, усталости глаз и сухости [1-5]. Распространенность миопии среди учащихся составляет 13%, возрастая с 5% у детей 57 лет до 18% и выше, достигая 85% у подростков 13-15 лет [3,6]. Близорукость чаще всего встречается у учащихся частных школ (16%), нежели в государственной школе. Основными факторами риска являются наследственность (в 2,5 раза повышенный риск, если у обоих родителей миопия), недостаточная прогулка на свежем воздухе (в 1,8 раза повышенный риск при менее чем 2 часах) и длительные зрительные нагрузки на близком расстоянии (в 2 раза повышенный риск при >3 часов) [3]. Очки назначены в 44,2% случаев, а наблюдение рекомендовано в 26,7% случаев [7]. Астигматизм тесно связан с прогрессированием миопии, потерей зрения, усталостью глаз и амблиопией, что серьезно угрожает здоровью глаз детей. Характерные типы астигматизма у детей выявились у 16,7%-61,7% детей [8-11].

У учащихся в первый год обучения нарушения остроты зрения были незначительные, но уже со второго года у детей уже началось прогрессирование миопии. Нарушение зрения чаще регистрировалось у девочек, нежели у мальчиков, что, вероятно, связано с различиями в зрительной адаптации и нагрузке [12]. В исследовании Feride и Ayanaw Tsega (2020) установлено, что распространенность нарушения зрения составляет 1,8%. Большинство детей (87%) имеют умеренную степень ухудшения зрения, причем наиболее пострадала возрастная группа 10-15 лет. Дети старше 15 лет продемонстрировали статистически значимую связь с нарушением зрения [13].

АСКАРОВ С.Т., ЦАУТАЕВА Ц.Ж.

Научные руководители: АБЕУОВА Б.А., АМАНБАЕВА Н.А.

НАО "Медицинский университет Астана"

Методы исследования. В целях профилактики, в Республике Казахстан проводится скрининг остроты зрения у детей школьного возраста. Проведение данного исследования имеет большое значение для своевременного выявления и предотвращения развития нарушений зрения, а также для предупреждения их прогрессирования. Скрининг проводится согласно приказу Минздрава РК, в частности, приказу № 65/2020 года. Он регламентирует порядок обследования и лечения глазных заболеваний у детей с помощью методов скрининга. Данная услуга включает в себя консультацию офтальмолога для детей школьного возраста: 67, 10-11, 12-13, 14-15 и 18 лет [14]. Исследование проводилось среди обучающихся 1, 5 и 9 классов в государственных и частных школах в период с сентября по октябрь 2024 г.

При оценке остроты зрения, используется таблица Сивцева, которая помогает выявить различные дефекты зрения у детей. Она может выявить миопию, гиперметропию и астигматизм. Проводятся дополнительные обследования, в список которых входит офтальмоскопия и осмотр глазного дна. При скрининге для детей школьного возраста особенно важно вовремя выявить проблемы со зрением и скорректировать их, что значительно улучшает качество жизни ребенка и способствует его успешной учебной деятельности.

Цель: определение остроты зрения в зависимости от возраста, пола и обучения в частных и государственных школах города Астаны.

Результаты исследования. В исследование участвовало 377 учеников, из них 76 (20,2%) были с частной школы NeoTech, большинство - 301 (79,8%) с государственных школ (школа-лицей №71, школа-гимназия №90 и Binom школа имени А. Бокейхана). Здоровые дети со стороны зрения в частной школе составляют 57 (75%) от общего числа учащихся в частной школе, что почти не отличается от показателей в государственной школе - 218 (72,4%). Что касается доли впервые выявленных случаев миопии среди учащихся, то в частной школе показатель равен 8 (10,5%), что также соответствует частоте выявления в государственных школах 31 (10,3%).

Ранее выявленные случаи миопии и астигматизма

35,00^

20,00%

3,30%

2,60%

1 4.50% 1 6,ЭО<И>

Частная школа

Государственная lu кола

i Ммопмн ■ Астигматизм

Рис. 1 - Ранее выявленные случаи миопии и астигматизма

Среди школьников частной школы ранее выявленные случаи миопии составляют 11 (14,5%), а в государственных школах данный показатель равен 51 (16,9%) (Рис1). Также было выявлено, что в государственных школах участников с ранее выявленным астигматизмом выше и составляет 10 (3,3%), по сравнению с учащимися из частной школы - 2(2,6%).

Рис. 2 - Изменение остроты зрения в зависимости от пола

Мальчиков в нашем исследовании было 186 (49,3%), девочек - 191 (50,7%). Изменения остроты зрения в зависимости от пола представлены на рис 2. В общем количество здоровых по зрению мальчиков - 137 (73,7%), впервые выявленных изменений со стороны остроты зрения - 26 (14%), ранее диагностированные проблемы со зрением - 22 (11,4%), ранее выявленный астигматизм - 4 (2,2%). Доля здоровых по зрению девочек составляет 138 (72,2%), впервые выявленные случаи - 13 (6,8%), ранее выявленные - 40 (20,9%), а ранее выявленный астигматизм - 8 (4,2%).

п оказате ли зрения среди мальчиков в част НОИ и

государственных школах

90,00% 80,00% 70.00%

60,00% 5D.OOW 40,00% зо,оо<и>

20,00<Н>

•| 0,00% _

О.ООФЬ Впсроыс Ранее Ранее

Здоровыо выя влвнныв

(астигматизм)

■ Частная школа 80,60% 11.10% 8.30% 0<И)

■ Гас.школа 14,70% 12,70% 2,70

Рис.3 - Показатели зрения среди мальчиков в частной и государственных школах

Если рассматривать данные по государственным и частной школах (рис.3), то у мальчиков в государственных школах доля здоровых по зрению составляет 108 (72%), что несколько ниже, чем у мальчиков в частной школе - 29 (80,6%). Рассматривая данные по впервые выявленным и раннее выявленным нарушениям зрения у мальчиков, то видно, что в государственных школах - 22 (14,7%) и 19 (12,7%), в то время как в частной школе - 4 (11,1%) и 3 (8,3%). Количество ранее выявленной миопии с астигматизмом у детей в частной школе не было зафиксировано, а в государственных школах данный показатель составляет 4 (2,7%).

Рис.4 - Показатели зрения среди девочек в частной и государственных школах

Рассматривая данные среди девочек (рис.4), то здоровыми по остроте зрения в государственных школах было 110 (72,8%) девочек, что примерно сопоставимо с показателями в частной школе - 28 (70%). Данные по впервые выявленным нарушениям остроты зрения у девочек в государственное школе равна 9 (5,9%), что почти в 2 раза ниже чем в частной школе - 4 (10%) (р<0,05). Количество ранее выявленных случаев миопии и астигматизма в государственных школах- 32 (21,2%) и 6 (4%), а в частной школе примерно также - 8 (20%) и 2 (5%).

Рис.5 - Состояние остроты зрения среди учеников

В итоге, анализ данных показывает, что доля здоровых детей по зрению в частной школе выше, чем в государственных, особенно среди мальчиков (80,6% и 72%, р<0,5), и при этом количество впервые выявленных случаев миопии среди мальчиков в частной школе - 11,1% и несколько ниже, чем в государственных школах - 14,7% (р>0,05). Что касается девочек, то частота здоровых девочек по зрению в частной школе не отличается (70% против 72,8%), как и доля впервые выявленных нарушений зрения (20% против 21,2%). Ранее выявленный астигматизм был выявлен только среди мальчиков в государственных школах 2,7%, а среди девочек данный показатель - 5% в частной и 4% в государственных.

Помимо школы и пола было также проведено исследование по классам, в которых присутствовали учащиеся 1-х, 5-х и 9-х классов. Доля 1-х классов и 5-х классов составляет 37,1% (140 учащихся), а 9-х классов 25,7% (97 учащихся).

Рис. 6 - Острота зрения среди учеников 1, 5 и 9 классов

Среди 1-х классов доля здоровых учащихся составила 124 (88,6%), в 5-х классах данное значение уже меньше - 94 (67,1%), в 9-х классах - 57 (58,8%), что говорит о тенденции ухудшения зрения школьников с возрастом. Помимо этого, среди 1 -х классов впервые выявленные нарушения остроты зрения у 10 (7,1%) детей, ранее выявленные случаи - 6 (4,2%) и ранее выявленный астигматизм - 1 (0,7%). Что касается 5-х классов впервые выявленные случаи диагностированы у 21 (15%) ребенка, ранее выявленные у 25 (17,9%) и ранее выявленный астигматизм у 1 (0,7%). В 9-х классах впервые выявленные нарушения у 8 (8,2%), ранее выявленные у 32 (33,0%) и ранее выявленный астигматизм у 10 (10,3%) (Рис.6).

Государственная школа

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% ю,оо% о,оо%

_ Впервые „ Ранее выявленные с

здоровые Ранее выявленные

выявленные астигматизмом

■ 1 класс 88,60% 6,70% 4,80% 0,90%

■ S класс <57.,<50% 15,20% 17% ОгЭО% т 9 класс 59% 8,80% 32% 8,80%

iacc

Частная школа

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,Ю% 40,00%

20,00% 10,00% 0,00%

Здоровые «-.. Ранее выявленные

.1 ■

Ранее выявленныес выявленные " _ "" астигматизмом

Ш 1 класс SS,6056 |________О

Ш 5 класс 65,70% 11 СУ 2 0% О

ш 9 класс 50% О 1..... . М >■''

Рис.7 - Острота зрения среди учеников 1, 5 и 9 классов государственных и частной школах

Рассматривая данные отдельно по школам и классам, доля 1-го и 5-го классов в частной школе составляет 25%, а ученики 9 класса 6,19% из общей выборки. Вследствие того, что в 9 классе частной школы участвовали только 6 человек, то анализ данных по данному показателю мы не стали проводить. Согласно рис.7 нами выявлено, что в частной школе в 1-м классе здоровых детей по зрению - 31 (88,6%) человек, впервые выявленные случаи миопии

диагностированы у 3 (8,8%) детей, ранее выявленные миопии у 1 (2,9%), (ранее выявленный астигматизм не выявлялся). У детей 5-го класса, здоровые по зрению детей - 23 (65,7%), впервые выявленные случаи миопии у 5 (14,3%), ранее выявленные миопии у 7 (20%), (ранее выявленых случаев астигматизма не было). В 9-м классе здоровых детей по зрению - 3 (50%), (впервые выявленных случаев миопии не зафиксировано), ранее выявленно у 3 (50%) и ранее выявленный астигматизм в 2 (33,3%) случаях.

В государственной школе показатели также представлены на рис.7. Показатели среди 1-х классов количество здоровых детей по зрению - 93 (88,6%), впервые выявленные случаи миопии у 7 (6,7%), ранее выявленные у 5 (4,8%) и ранее выявленный астигматизм у 1 (0,9%) ребенка. В 5-х классах здоровых детей по зрению - 71 (67,6%), впервые выявленные случаи диагностировались у 16 (15,2%) детей, ранее выявленные у 18 (17,1%) и ранее выявленный астигматизм у 1 (0,9%). В 9-х классах здоровых детей по зрению - 54 (59,3%), впервые выявленная миопия - 8 (8,8%), ранее выявленных - 29 (31,9%) и ранее выявленный астигматизм у 8 (8,8%) детей.

Таким образом, выявлено, что с увеличением уровня класса ухудшается и острота зрения учащихся. В 1-х классах количество здоровых детей по зрению у 88,6%, в 5-х - у 67,1%, а в 9-х - у 58,8% детей. Помимо этого, ранее выявленный случаи миопии и астигматизма увеличиваются: от 4,2% и 0,7% в первых классах до 33% и 10,3% в девятых (р<0,01 и р< 0,005).

Выводы. Был проведен анализ состояния остроты зрения у 377 учащихся, где выявлены различия в зависимости от типа школы, пола и уровня класса. Доля здоровых школьников по зрению в частной школе одинаков - 75%, также как и в государственных школах - 72,4%. Количество участников, у которых впервые были выявлена миопия в частной и государственных школах также практически одинакова (10,5% и 10,3%), ранняя выявленная миопия и астигматизм у учащихся в частной школе (14,5% и 2,6%) несколько ниже чем в государственных (16,9% и 3,3%) (р> 0,05). Среди мальчиков, здоровыми по зрению были признаны 73,7%, у девочек 72,2%. Доля впервые выявленных случаев миопии у мальчиков достоверно выше 14%, чем у девочек - 6,8% (р< 0,05). Ранее выявленные случаи миопии у девочек показал большее значение (20,9%), чем у мальчиков - 11,4% (р<0,05). Что касается доли ранее выявленного астигматизма у мальчиков (2,2%) ниже чем у девочек (4,2%) (р<0,05).

Анализ показателей по классам показывает то, что чем старше класс, тем и фиксируется тенденция к ухудшению зрения. Среди учащихся первых классов доля здоровых по зрению составляет 88,6%, в пятых классах - 67,1%, а в девятых - 58,8% (между 1-ми и 9-ми классами р<0,05). Количество впервые выявленных случаев миопии также варьируется: в первых классах показатель равен 7,1%, в пятых - 15%, а в девятых - 8,2% (между 1-ми и 5-ми классами р<0,05). Доля ранее выявленных случаев миопии и астигматизма увеличивается с возрастом от 4,2% и 0,7% в первых классах (р < 0.05), в пятых 17,9% и 0,7% (р < 0.05), а в девятых возрастает до 33% (р < 0.05) и 10,3% (р < 0.05).

Распределение учащихся по типу школы и по классам показал, что в частной школе и в государственных школах показатели нарушения зрения в старших классах выше, чем в младших. Доля здоровых по зрению в первом классе в частной школе равна 88,6%, что и государственных школах, а в пятых классах значения составляют - 65,7% и 67,6% (р> 0,05).

Следовательно, независимо от форм собственности школы выявлено, что увеличением уровня классов ухудшается и зрение учащихся. В государственных школах доля здоровых по зрению мальчиков ниже чем в частных (72% и 80,6%, р>0,05). Что касается девочек состояние остроты зрения в государственных не особо отличается от учащихся в частной школе (70% и

1. Васильева Н.Н. Острота зрения детей предшкольного и младшего школьного возраста. // Здоровье и образование в XXI веке: №4 2011г. 163-164. URL:

72,8%, p> 0,05).

ЛИТЕРАТУРА:

https://cyberleninka.ru/article/n/ostrota-zreniya-detey-predshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

2. Ichhpujani, P., Singh, R.B., Foulsham, W. et al. Visual implications of digital device usage in school children: a cross-sectional study // BMC Ophthalmol. 2019. Vol. 19. P. 76. DOI: https://doi.org/10.1186/s12886-019-1082-5

3. Singh N.K., James R.M., Yadav A., Kumar R., Asthana S., Labani S. Prevalence of Myopia and Associated Risk Factors in Schoolchildren in North India // Optometry and Vision Science. 2019. Vol. 96, No. 3. P. 200-205. DOI: 10.1097/0PX.0000000000001344

4. Ferede, Ayanaw Tsega, Alemu, Destaye Shiferaw, Gudeta, Alemayehu Desalegn, Alemu, Haile Woretaw, Melese, Mulusew Asferaw, Visual Impairment among Primary School Children in Gondar Town, Northwest Ethiopia // Journal of Ophthalmology. 2020. Article ID 6934013, 6 p. DOI: 10.1155/2020/6934013

5. Souza, A. G. G. , Benetti, B., Ferreira, C. I. B., Fix, D., Oliveira, R. S. C., & Purim, K. S. M. Evaluation and screening of visual acuity in early childhood schoolchildren // Rev Bras Oftalmol. 2019 . Vol 78, No. 2. P. 112-116.

6. Chen H., Liao Y., Zhou W., Dong L., Wang W., Wang X. The change of myopic prevalence in children and adolescents before and after COVID-19 pandemic in Suqian, China // PLoS ONE.

2022. Vol. 17, No. 3. Article ID e0262166. DOI: 10.1371/journal.pone.0262166.

7. Falkenberg, H.K., Langaas, T. & Svarverud, E. Vision status of children aged 7-15 years referred from school vision screening in Norway during 2003-2013: a retrospective study // BMC Ophthalmol. 2019. Vol. 19. Article ID 180. DOI: 10.1186/s12886-019-1178-y.

8. Wang, Y., Li, L., Tang, X. L., Guo, G. L., Chen, M. W., Cha, L. L., Liao, J. Y., & Zou, Y. C. (2024). Characteristics of astigmatism in school-age children aged 5 to 13 years in northeast Sichuan: a cross-sectional school-based study // Translational Pediatrics. 2024. Vol. 13, No. 7. P. 1130-1140. DOI: 10.21037/tp-24-70.

9. Krishnamurthy, S., Rangavittal, S., Chandrasekar, A., & Narayanan, A. (2022). Distribution of Astigmatism among School Children Who Fail Vision Screening in South India // Ophthalmic Epidemiology. 2022. Vol. 30, No. 3. P. 276-285. DOI: 10.1080/09286586.2022.2088804.

10. Hassan Hashemi, Amir Asharlous, Mehdi Khabazkhoob, Abbasali Yekta, Mohammad Hassan Emamian, Akbar Fotouhi, The profile of astigmatism in 6-12-year-old children in Iran // Journal of Optometry. 2021. Vol. 14, No. 1. P. 58-68. DOI: 10.1016/j.optom.2020.03.004.

11. Azzam D., Ronquillo Y. Snellen Chart // StatPearls. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing,

2023. URL: https://europepmc.org/article/NBK/nbk558961 (дата обращения: 31.12.2024).

12. Жукова Е.А., Шитова О.В., Коротаева К.Н., Попова. Анализ индивидуальной динамики изменения остроты зрения вблизи и вдаль у детей первых 4 лет обучения в школе // Электронный сборник по экспериментальной медицине и клинической диагностике. 2020. С. 49-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-individualnoy-dinamiki-izmeneniya-ostroty-zreniya-vblizi-i-vdal-u-detey-pervyh-4-let-obucheniya-v-shkole.

13. Ferede, Ayanaw Tsega, Alemu, Destaye Shiferaw, Gudeta, Alemayehu Desalegn, Alemu, Haile Woretaw, Melese, Mulusew Asferaw, Visual Impairment among Primary School Children in Gondar Town, Northwest Ethiopia // Journal of Ophthalmology. 2020. Article ID 6934013, 6 p. DOI: 10.1155/2020/6934013

14. Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования: приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № КР ДСМ-264/2020 [Электронный ресурс]. Эдшет - информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000021820

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.