Научная статья на тему 'Сравнение требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций'

Сравнение требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
требования / специалист / персонал / организация

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Х Э. Махмудова, М Г. Хамракулов

В данной статье приводится подробная информация сравнения требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Х Э. Махмудова, М Г. Хамракулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций»

Сравнение требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций

Х.Э.Махмудова М.Г.Хамракулов

Аннотация: В данной статье приводится подробная информация сравнения требований к навыкам и знаниям специалистов в области оценки соответствия персонал как фактор эффективности современных организаций.

Ключевые слова: требования, специалист, персонал, организация

Comparison of requirements for the skills and knowledge of specialists in the field of conformity assessment personnel as a factor in the effectiveness of modern organizations

H.E. Makhmudova M.G.Khamrakulov

Abstract: This article provides detailed information on comparing the requirements for the skills and knowledge of specialists in the field of personnel conformity assessment as a factor in the effectiveness of modern organizations.

Keywords: requirements, specialist, personnel, organization

Сертификации персонала - это сравнительно новая и динамично развивающаяся в Узбекистане, но общепризнанная в мире услуга, которая позволяет персоналу получить официальное, беспристрастное и независимое подтверждение его профессиональной компетентности, организациям подтвердить квалификацию сотрудников, тем самым повысив конкурентоспособность и имидж компании.

Услуга по сертификации персонала осуществляется согласно стандарту ISO/IEC 17024 «Общие требования к органам по сертификации персонала» и правилам Системы добровольной сертификации, основной целью которой является формирование критериев и оценочных средств для объективной оценки знаний и навыков персонала, требуемых рынком труда, с учетом национальных и/или международных стандартов на профессии, официальная,

беспристрастная и независимая оценка компетентности, уровня знаний и навыков персонала в различных областях.

В соответствии с законами Республики Узбекистан «Об оценке соответствия», «О сертификации продукции и услуг», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2015 года № 292 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «Об оценке соответствия» был принят приказ об утверждении «Положения о порядке сертификации специалистов, претендующих на участие в области оценки соответствия в качестве персонала»

Сертификация проводится в целях официального подтверждения компетентности специалиста для проведения работ по оценке соответствия в заявленной области.

Заявители должны продемонстрировать удовлетворительный уровень компетенции в зависимости от должности.

Менеджеры • Навыки разработки форм и документов СМ; • Навыки применения статистических методов для исследования процессов; • Навыки подготовки отчетов; • Навыки проведения расследования причин несоответствий и разработки корректирующих действий.

Аудиторы (эксперты) • Знание практик управления бизнесом; • Знание принципов, практик и техник аудита; • Знание специальных стандартов систем менеджмента/ нормативных; • Знание процедур по сертификации, согласно O'z DSt ISO/IEC 17021-1; • Языковые навыки; • Навыки ведения записей и подготовки отчетов; • Навыки подачи материала и проведения интервью.

Ведущие аудиторы • Знание практик управления бизнесом; • Знание принципов, практик и техник аудита; • Знание специальных стандартов систем менеджмента/ нормативных; • Знание процедур по сертификации, согласно O'z DSt ISO/IEC 17021-1. • Языковые навыки; • Навыки ведения записей и подготовки отчетов; • Навыки подачи материала и проведения интервью; • Навыки планирования аудита; • Навыки руководства группой в процессе аудита и подготовки заключения по результатам аудита; • Навыки проведения вступительного и заключительного совещания.

Для заявителей по системам менеджмента качества • терминология и определения, связанные с менеджментом качества; • принципы менеджмента качества и их применение; • стандарты на СМК; • применение цикла PDCA и процессного подхода; • иерархии и взаимосвязей в структуре документации СМК; • области распространения СМК и применимости исключений; • инструментов, методов и техник, связанных с качеством, и их применение;

Для заявителей по системам экологического • Терминология в области окружающей среды и СЭМ; • Системы измерения параметров окружающей среды; • Мониторинг окружающей среды и методики измерений;

менеджмента • Экологические аспекты и воздействия; • Концепция жизненного цикла продукции и услуг; • Методы оценки характеристик окружающей среды; • Обязательные нормативные требования и стандарты СЭМ; • Обмен информацией; • Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них; • Оперативный контроль и изменения в СЭМ; • Методы оценки рисков и возможностей СЭМ; • Особенности воздействия от различных экологических аспектов.

Для заявителей по системам менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда • Терминология в области охраны труда и СМПБОТ; • Стандарты на СМПБОТ; • Знание методов и практик идентификация опасностей на рабочих местах; • Знание методов и практик оценки рисков; • Понимание принципов и практик по идентификации потенциальных аварийных ситуаций • Методы мониторинга и отчетности по результативности профессиональной безопасности и охраны труда; • Понимание законодательных и других требований, относящихся к профессиональной безопасности и охране труда.

Таким образом, сертифицирую персонал, можно достичь следующих результатов:

• возможность получить независимую оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;

• демонстрация соответствия профессиональным стандартам;

• постоянный мониторинг компетентности персонала;

• формирование позитивного имиджа;

• возможность продемонстрировать партнерам по бизнесу свою квалификационную надежность;

• признание квалификации и компетентности персонала в рамках интеграционных процессов мировой экономики;

• выполнение требований международных рынков труда;

• обеспечение психологической комфортности персонала и их мотивация;

• повышение внимания и уважения к сотрудникам предприятия;

• повышение востребованности и «стоимости» профессионалов на рынке труда.

Сама же проблема заключается в дефиците качества рабочей силы, который проявляется, прежде всего, в том, что современный выпускник системы профессионального образования, очевидно, не соответствует запросам предприятия, нацеленного на инновационное развитие. Именно сертификация квалификаций должна помочь решению этой проблемы в целом. Что же такое квалификация?

Это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта. Что же такое сертификация? Смысл всех существующих определений сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти

результаты, соотнести с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата

В качестве примера, хотелось бы затронуть тему дуального обучения. Прежде всего, это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного учреждения, а практическая на рабочем месте предприятия.

Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от своей учебы. В качестве наставников у практикантов выступают высококвалифицированные специально подготовленные работники предприятия. В свою очередь, сами работодатели делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, они же принимают участие и в составлении учебных программ, для того чтобы образовательным организациям знать, чего хотят от них работодатели, точнее кого они желают видеть на рынке труда.

По нашему мнению, необходимость прохождения сертификации послужит стимулом повышения качества образования, как на уровне подготовки рабочих кадров, так подготовки специалистов с высшим образованием. Наличие независимой оценки знаний, умений и навыков работника позволит нацелить содержание, формы и методы обучения на потребности рынка труда и требования профессиональных стандартов. Следует отметить, что использование профессиональных стандартов при формировании программ обучения, финансируемых государством, прежде всего, должно быть направлено на обеспечение гарантии качества подготовки кадров, необходимого уровня квалификации на рынке труда.

Таким образом, в новых условиях сертификация квалификаций выгодна всем: работодателям, конкретному работнику, системе образования и государству.

Использованная литература

1. Приказ №2748 генерального директора узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации об утверждении положения о порядке сертификации специалистов, претендующих на участие в области оценки соответствия в качестве персонала.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №292 О мерах по Реализации закона Республики Узбекистан «Об оценке соответствия»

3. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / Под ред. В.В. Алексеева. - М.: Academia, 2016. - 256 c.

4. O'zDst 17024:2017 Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала.

5. Бакулина, Н. С. (2017). Сертификация персонала как фактор эффективности современных образовательных организаций. Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 3(13), 705-707.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.