Pedagogy
УДК 378 И.Ю. Филатова
Сравнение тестирования в русских и немецких вузах
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема развития системы образования в России и связанные с этим вопросы осуществления контроля и оценки результатов обучения. Автор анализирует разработанные на научной основе тесты, применяемые в России и в Германии. Научный труд содержит обоснованные выводы, представляющие интерес для специалистов в области образования.
I Ключевые слова: система образования, тестовый опрос, специфичность, национальные особенности, разница.
I.Yu. Filatova
Comparison test in Russian and German universities
Abstract
The article considers the problem of the development of the Russian educational system and in this context the checking and estimation of achieved education results. The author analyzes tests developed on the scientific base, which are used in Russia and Germany. The paper includes conclusions, which are interesting for educational specialists.
Keywords: education system, testing, specificity, national peculiarities, inequality.
На современном этапе развития системы образования в России, можно наблюдать резкий контраст между предыдущим и нынешним методами контроля, письменного и устного опросов, с оценочной шкалой по пятибалльной системе и внедрением различных технологий контроля [5].
Для сравнения в мировой образовательной практике, выпускник средней школы в Германии, получивший Abitur по немецкому языку, который окончил немецкую школу или получил свидетельство об окончании соответствующих курсов по языку, после предъявления документов в избранный вуз, может быть освобожден от аттестационной проверки. «Ein wenig Lernen ist eine gefährliche Sache» -А. Роре [4].
В процессе реформации российской системы образования и интеграции, необходимо внедрение и развитие тестирования, которое может внести существенный вклад в педагогический процесс.
Методикой, которая сейчас вызывает все больше споров в России, является тестовый опрос, как один из прогрессивных, включающих в себя все новаторские решения, быстро развивающийся и
усовершенствованный вариант получения данных об
уровне знаний по предмету любой категории учащихся в вузе [5].
Обучение в немецких университетах подразделяется на два цикла: Grundstudium и Hauptstudium. Grundstudium проходит два года и оканчивается промежуточным экзаменом, после которого студенты могут перейти к основному курсу -Hauptstudium, а по его окончании, получить диплом. «Anderer Fehler sind gute Lehrer» [3].
Анализируя разработанные на научной основе тесты в России и в Германии, которые представляют собой комплекс связанных между собой заданий, с возрастанием сложности, позволяющие быстро и качественно определить уровень знаний и получить информацию о самой личности. Виды контроля можно разделить на текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный, что зависит от протяженности периода обучения. Проведение тестирования подразумевает выполнение основных педагогических функций - диагностической, обучающей, организующей, воспитывающей и развивающей, которые базируются на принципах открытости и объективности (с использованием характерных тестовых программ и специальных
Педагогика
средств), научности, систематичности и эффективности [2].
На данный момент можно сказать о том, что всеобщее тестирование в России дает возможность объективно оценивать уровень школьных знаний и отбирать лучших студентов из числа тех, которые прошли тестирование абитуриентов, т. е. возможна конкурентоспособная альтернатива с традиционной формой приемных экзаменов в вуз [1].
Для немецких вузов характерно отсутствие приемных экзаменов при поступлении. Основным требованием при поступлении будет - свидетельство об окончании и успешной сдаче экзаменов в средней школе в форме диплома Abitur. Абитуриент, который обладает им, имеет доступ к высшему образованию. Однако существуют ограничения, при приеме по определенным специальностям, так называемые «numerus clausus», которые лишают возможности прямого зачисления по результатам собеседования. В этом случае свое значение приобретает расчет общего среднего бала по диплому средней школы. Хотя в некоторых вузах могут действовать свои ограничения при приеме на уровень высшего образования для некоторых дисциплин. «Mit dem Wissen wächst der Zweifel» - Johann Wolfgang [4].
Подготовительные занятия перед экзаменами (Klausurenkurs), которые также предназначены для студентов старших курсов в Германии, проводятся с применением экзаменационных заданий с предыдущих экзаменов. Эти занятия необходимы студентам для подготовки непосредственной сдачи экзаменов.
После регулярного посещения занятий, студенты могут получить справку (Schein), только при ее наличии учащийся допускается к экзамену. Существует различные виды таких справок, например, о присутствии (Sitzschein) и т. д.
Для России характерно, что на основании абитуриентского и репетиционного тестирования можно переходить к следующему этапу - ЕГЭ для выпускников средних школ, в порядке эксперимента проводится с 2001 г. в ряде субъектов Российской Федерации. В завершении этого процесса представляется возможным отказаться от вступительных экзаменов в вузы и перейти к существующей в большинстве стран мира практике конкурсного отбора в высшие учебные заведения на основании аттестационных тестов по окончанию средней школы [5].
Abitur: выпускной экзамен в средней школе (Gymnasium) по четырем предметам в Германии. На основании его результатов и школьных оценок четырех последних семестров обучения, учащемуся присваивается аттестат (Allgemeine Hochschulreife). Станет ли учащийся студентом, выбранного высшего учебного заведения или нет, вуз будет определять сам,
80 Интерактивная наука | 2 • 2016
основываясь при принятии решения на результаты такого экзамена и диплома, а также на конкурсный отбор претендентов на место. Was du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf morgen [4].
Allgemeine Hochschulreife: аттестат, который подтверждает тринадцатилетнее обучение в школы и дает право на поступление во все высшие учебные заведения страны [3].
Выпускник средней школы, получивший Abitur по немецкому языку, который окончил немецкую школу или получил свидетельство об окончании соответствующих курсов по языку, после предъявления документов в избранный вуз, может быть освобожден от аттестационной проверки. «Man muss das Unmögliche versuchen, um das Mögliche zu erreichen» - Hermann Hesse [4].
В российских вузах рекомендуется использование личностно-ориентированных тестов, которые определяют то, что может знать испытуемый и чего он не знает, из предлагаемого варианта. Тестирование для абитуриентов, в первую очередь, предназначается для их ранжирования.
Необходимо сразу определять минимальный набор комплекса учебных навыков в содержании образования, при проведении итогового тестирования.
На возможном втором туре при тестировании абитуриента в конкретное учебное заведение России, предложена методика психофизиологического обследования на основании факторов, связанных со свойствами нервной системы и когнитивными психическими функциями - памятью, вниманием, особенностями восприятия и мышления. Например, в технические вузы необходимо оценить психологические предпосылки к обучению и профессиональным навыкам на основании теста технического интеллекта, в экономических - теста социального интеллекта Дж. Гилфорда, в гуманитарных - теста вербального интеллекта Дж. Айзенка.
В Германии, специалисты немецкой компании ITB Consulting GmbH, разработали международный тест АС, который может заменить вступительный экзамен. Это изменение внесено в закон о Вузовском образовании в земле Северный Рейн-Вестфалия.
Данная модель опробована на базе пяти высших учебных заведений. Кроме этого, 35-40 университетов поддержали новый проект.
Характерная тематическая направленность ТестаАС, поможет выбрать специализацию для поступления у будущих абитуриентов:
- профессии технической и инженерной направленности;
- математические дисциплины;
- экономические дисциплины;
- направленность на гуманитарные дисциплины.
Pedagogy
Подготовка и прохождение теста помогают выбрать более близкое к интересам человека направление, успешное его прохождение является залогом плодотворной учебы. Тест можно пройти в любой стране трижды в год. «Lernen, ohne zu denken, ist eitel; denken, ohne zu lernen, gefährlich» - Konfuzius [4].
На основании сравнительного анализа, можно сделать вывод, что тестирование в России в настоящее время возрождается и находится на стадии интенсивного развития. Специфичность, которая существует в российских образовательных системах, индивидуализирует его, что позволит в дальнейшем сформировать возможности при интеграции в
международные системы образования и реформировать отечественную высшую школу, а также развивать научные основы тестирования [5].
Тестирование в Германии сводится к определению наклонностей абитуриента в обучении. Отсюда следует, что выявление наиболее подходящей специализации, необходимо проводить по нескольким направлениям. Тестирование, которое будет в ограниченном направлении не один раз, результаты не поменяет в положительном аспекте. «Man muss viel gelernt haben, um über das, was man nicht weiß, fragen zu können» - Jean-Jacques Rousseau [3].
Литература
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - М.: Адепт, 2008. - 217 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
3. Об образовании: Закон РФ. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 48 с.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.punkt-a.com/ru/im/vuzy.htm
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://germany-in-russian.ru/kak-postupit-v-nemeckij-vuz.html