СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ РУДН (г. МОСКВА) И СМУ (г. МАГАДАН) ПО ДАННЫМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Г.А. Федоровых
МОУ ОС1Л № 20, п. Сокол, 685918, Магадан, Россия
В статье представлены результаты психологической диагностики студентов, проживающих в условиях средних широт (г. Москва) и студентов Северо-Востока России (г. Магадан). Рассмотрены сходства и различия характеристик личности студентов. Делается попытка отметить признаки адаптации и дезадаптации студенческой молодежи Северо-Востока России к экстремальным климатическим условиям
Экология человека изучает способы адаптации организма человека к экстремальным условиям среды и рассматривает пути сохранения здоровья в экстремальных, стрессовых ситуациях.
Существует много исследований, показывающих зависимость здоровья от факторов окружающей среды. Разработан и внедрен ряд показателей здоровья, тестов и анкет, позволяющих изучить состояние здоровья в студенческой и школьной среде [3, 4]. Психическое здоровье — это состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социальной адаптированное™, отсутствие нарушений отдельных психологических функций. Психическое здоровье является показателем социально-психологической адаптации личности к экстремальным условиям внешней среды. Психологическая адаптация представляет собой процесс, обеспечивающий оптимальное соответствие личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.
Характеристиками психологической адаптации являются следующие: тревожность личности, уравновешенность нервной системы, состояние межличностных отношений в социальной группе, функциональная асимметрия мозга. Проявлением нарушения психического здоровья является стресс. «Стресс — это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач» (Ганс Селье).
При длительном действии стрессовых факторов возникают признаки психологической дезадаптации. Происходит изменение познавательной сферы личности (переутомление умственной деятельности, нарушения памяти, внимания, мышления) и перестройка эмоционально-волевой сферы (увеличение тревожности, эмоциональная неустойчивость, невротические срывы, депрессии, конфликты в групповой деятельности и нарушение межличностных отношений).
Для пришлого населения Севера характерен синдром психоэмоционального напряжения, он проявляется в тревожности различной степени. Тревожность — это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностями, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражается в специфических переживаниях, волнениях и реакциях. Тревожность — это индивидуально-психологическое состояние личности, обусловленное эмоцией тревоги. При появлении реакции тревоги изменяется характер поведения, включаются механизмы психологической защиты, меняются адаптивные реакции. Различают адаптивные и дезадаптивные реакции трево-
ги. Дезадаптивные реакции ведут к нарушению связей личности с окружающей средой, неврозам и функциональным нарушениям.
Вместе с тем, умеренное воздействие стрессовых факторов носит характер тренировки, формирует интеллектуальные эмоции, повышая способность к творческой деятельности. Тревожность можно регулировать [7]. Тревожность у молодежи имеет высокую корреляцию с депрессивными расстройствами и определяется генетическими факторами. Увеличение тревожности является признаком психологического стресса [1|.
Постоянную тревожность личности можно определить по тесту Тейлора. Тест Спилбергера имеет две шкалы: ситуативная самооценка (тревожность временная, в данной ситуации, определяется в данный момент) и личностная самооценка (постоянная тревожность, характерная для личности).
Одним из показателей психологической адаптации к условиям внешней среды является функциональная асимметрия мозга [2]. Существует несколько видов функциональной асимметрии мозга (ФАМ):
1. Доминирование левого полушария —■ словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию.
2. Доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение.
3. Смешанный тип (равнополушарные) — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушариев.
Левое полушарие мозга отвечает за способности к социальной адаптации. Функции правого полушария, в основном, зрительно-пространственные, эмоционально-эффективные и возбуждающие внимание. По данным Heilman K.M. [6], правое полушарие является доминирующим в процессе внимания по отношению право-левосторонних событий, тогда как левое полушарие — только правосторонних. При изменении функционального состояния организма изменяются как межполушарные показатели энергетического обмена, так и межполушарные информационные показатели [5].
ФАМ устанавливается в 14-15 лет. Но адаптация может изменить фундаментальные свойства мозга, такие как память, эмоции, ФАМ для оптимизации переработки новой информации. Функциональная асимметрия мозга является показателем работы высшей нервной деятельности и центральной нервной системы в экстремальных условиях. Переход к правополушарности — это результат перестройки вид организма в экстремальных условиях среды. Так поддерживается адекватное равновесие системы «организм-среда обитания» у большинства правополушарных. ФАМ позволяет выявить методика Павлова И.П.
По тесту Айзенка (EPI) определяются следующие характеристики личности: экстраверсия и интроверсия; эмоциональная устойчивость (уравновешенность, стабильность нервной системы) и эмоциональная неустойчивость (неуравновешенность, нестабильность нервной системы). Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) характеризуется как чувствительность, эмоциональность, тревожность, склонность болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам. Стабильность нервной системы (эмоциональная устойчивость) — не склонность к беспокойству, устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Экстраверсия — индивидуально-психологическая ориентация человека преимущественно на мир внешних объектов. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптация. У экстравертов легче, чем у интровертов происходит адаптация к социальным условиям внешней среды, но труднее — к природным. Интро-
версия — индивидуально-психологическая ориентация человека на субъективный внутренний мир. Интровертам присуши необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Амбивер-ты — имеют черты и экстраверсии и интроверсии. Экстраверсия и интровер-сия — это врожденное свойство нервной системы.
Нарушение межличностных отношений помогает выявить тест Томаса. Эта методика показывает преобладающий стиль поведения личности в конфликтной ситуации: противоборство (соперничество), сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость.
Методы исследования. С целью сравнения результатов психологической адаптации нами было обследовано 105 студентов, обучающихся в университетах, расположенных в разных регионах страны. Из них 50 человек — это студенты Северного Международного университета г. Магадана, в том числе 9 юношей и 41 девушка; а также 55 человек — студентов экологического факультета Российского университета дружбы народов (г. Москва), в том числе 13 юношей и 42 девушки. Возраст обследуемых 18-21 год, все они являются представителями евразийской расы. Студенты из г. Магадана родились и постоянно проживают на Северо-Востоке России и являются потомками мигрантов из Центральных регионов страны. В процессе психодиагностики использовались рассмотренные ранее психологические тесты [4|.
Результаты исследования. Сравнение результатов психодиагностики среди студентов, проживающих в разных климатических условиях, позволило выявить сходство и различия.
Сходство. Было выяснено, что более одной трети всех студентов испытывают высокую тревожность. Молодые люди, обучающиеся в вузе, испытывают стресс, независимо от того, в какой климатической зоне расположено учебное заведение. В экстремальных условиях Северо-Востока в г. Магадане, как и в условиях средних широт в г. Москве, от 35,1% до 55,3% студентов имеют высокую постоянную тревожность личности и по шкале Тейлора и по шкале Спилбергера.
В обеих группах обследуемых редко встречается высокая ситуативная тревожность (2,7% и 4,3%). Это можно расценивать как отсутствие эмоционального напряжения в момент проведения тестов у большинства студентов. Поэтому условия проведения обследования мало повлияли на результаты.
По результатам теста И.П. Павлова в обеих обследуемых группах преобладают правополушарные типы (72.3% среди студентов г. Магадана и 66,6% среди студентов г. Москвы). В обеих группах правополушарность чаще встречается у девушек (74,4% и 72,5% соответственно), чем у юношей. Частота распространения левополушарности невелика и почти одинакова в обеих группах (17,1% и 16,7%) (рис. 1).
По данным теста Айзенка в обеих группах преобладают экстраверты (рис. 2). Это качество позволяет успешнее адаптироваться к социальной среде почти половине студенческой молодежи: экстраверты составляют 44,0% от всех студентов г. Магадана и 50,0% от числа обследованных студентов г. Москвы. Эмоциональная неустойчивость личности чаще встречается у девушек независимо от места проживания.
0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 -I
I Студенты СМУ С туденты РУДН
Рис. 1.Функциональная асимметрия мозга
По результатам теста Томаса компромисс, избегание и уступчивость встречаются примерно с равной вероятностью (табл. 1, рис. 3):
Таблица 1
Стиль поведения в конфликтной ситуации по тесту Томаса
Стиль поведения Студенты СМУ (г.Магадан) Студенты РУДН (г. Москва)
Компромисс 31,4% 33,8%
Избегание 25,5% 25,0%
Уступчивость 13,7% 13,2%
Умение использовать данные стили поведения в конфликтной ситуации одинаково развито в обеих группах. У всех обследуемых студентов часто распространен компромисс. Возможно, это связано с особенностями возраста и навыками поведения у студенческой молодежи.
I Студенты СМУ Студенты РУДН
г?
У
Рис.2. Свойства личности по тесту Айзенка
Различия. По результатам теста Павлова среди магаданских студентов немного чаще встречаются правополушарные типы (72,3%), чем в обследуемой
группе московских студентов (66,6%), и немного реже — равнополушарные (10,6% и 16,7%) (рис. 1).
По тесту Айзенка в обследуемой группе молодежи г. Магадана почти в 3 раза чаще встречаются интроверты (24,0%), чем в Москве (8,3%). Вероятно, это связано с более успешной адаптацией интровертов к экстремальным климатическим условиям, чем экстравертов (рис. 2).
Эмоционально нестабильные типы (неуравновешенные) также чаще встречаются в группе студентов СМУ (32,0%), чем среди студентов РУДН (13,9%). Соответственно, эмоционально стабильные типы личности (уравновешенные) чаще встречаются в группе студентов из г. Москвы (63,9%), чем среди студентов из г. Магадана (36,%) (Рис.2). Среди девушек обследуемой группы г. Магадана эмоциональная неуравновешенность встречается почти в 2 раза чаще, чем среди девушек г. Москвы (39,0% и 17,2%). Возможно, что именно на эти результаты и оказали влияние различные климатические условия проживания молодежи. В экстремальных ситуациях эмоционально неустойчивым личностям необходим более длительный период адаптации, но показатели адаптации у них выше, чем у эмоционально устойчивых (Никифорова и др., 2000).
По тесту Томаса в группе студентов из СМУ (г. Магадан) противоборство как стиль поведения в конфликтной ситуации встречается немного реже (у
11,8%), чем в группе обследуемых студентов из РУДН (г. Москва) (у 19,2%). В магаданской группе студентов в 2 раза чаше, чем в московской группе встречается сотрудничество (у 17,6% и у 8,8%) (рис.З).
0,4 ;
(Студенты СМУ Студенты РУДН
Рис.З.Стиль поведения в конфликтной ситуации по тесту Томаса
В суровых климатических условиях, при небольшой плотности населения, люди психологически ближе друг к другу, чем в многомиллионном городе, расположенном в более благоприятном климате.
Выводы
Сходство некоторых результатов психологической диагностики студентов университетов, проживающих в разных климатических условиях, можно объяснить тем, что часть студентов обеих групп находится в экстремальных условиях внешней среды и испытывает стрессовое состояние независимо от географического положения учебного заведения. Это стрессовое состояние обусловливает высокую постоянную тревожность личности; преобладание
лиц с правополушарным типом функциональной асимметрии мозга; более частое использование таких стилей поведения в конфликтной ситуации, как избегание и уступчивость; большое распространение эмоциональной нестабильности среди девушек.
В группе студентов из г. Магадана присутствуют молодые люди с признаками адаптации к экстремальным условиям природной и социальной среды. У них низкие показатели постоянной тревожности личности; их нервная система характеризуется эмоциональной устойчивостью; как экстраверты, они социально адаптированы; они предпочитают использовать в межличностных отношениях сотрудничество и компромисс.
Сравнивая результаты психодиагностики двух групп студенческой молодежи, мы отмечаем, что наибольшие различия проявляются в результатах исследования таких характеристик личности как интроверсия, уравновешенность и неуравновешенность нервной системы, поведение сотрудничества или противоборства (соперничества).
Можно предположить, что причины различий в результатах психодиагностики двух групп студентов связаны с влиянием различных климатических, экономических и социальных условий в городе Магадане (Северо — Восток России) по сравнению с Москвой (Центральный район страны).
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.И., Ашмарин И.H., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии. 2000, - № 1,- С. 68-69.
2. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. -Владивосток, 1988. - 136 с.
3. Горелова Е.С.. Крупник А.М., Михайлов А.И., Соколов Е.Д. Психологические исследования адаптации человека к условиям Севера. В сб. Психическая адаптация человека к условиям Севера,- Владивосток. ДВНЦ АН СССР, 1980,- С. 44 -71.
4. Психология личности. Тесты, опросники, методики. Сост. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В.- М.,1995,- 220 с.
5. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Пластичность функциональной асимметрии головного мозга в адаптивных реакциях человека // Новые исследования в изучении пластичности мозга: материалы конференции, Москва. 2000,- М., 2000. - С.92.
6. Heilman K.M., Abell Th. Right hemispere dominance for attention: the mechanisinus underlying hemispere symmetries of inattention neglect // Neurol. - 1980. Vol.30.-P. 327.
7. Ksovrelashvili L.I., Tsereteli M.P., Kerdiaia T O. Psychological borders of future teachers. //Georg. Med.News - 2002.- №3. - P. 136-138.
THE COMPARISON OF THE RESULTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS OF RUFP (MOSCOW) AND NMU (MAGADAN) ANS ECOLOGICAL ESTIMATION OF THESE RESULTS
G.A. Fedorovikli
MEE CSS.№20, si. Sokol, 685918, Magadan, Russia
This article describes the results of psychological diagnostic of the students, who live in the conditions of the middle latitudes (Moscow) and the students, who live in the North East of Russia (Magadan). Resemblances and differences of students’ personal characteristics were analyzed.
It was made an attempt to mark indications of adaptation and disadaptation of student youth of the North East of Russia to extreme climatic conditions.