Научная статья на тему 'Сравнение показателей эффективности национальных систем налогового администрирования России и Республики Таджикистан'

Сравнение показателей эффективности национальных систем налогового администрирования России и Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УЧЕТ / АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / PERFORMANCE INDICATORS / TAX ADMINISTRATION / PLANNING / ACCOUNTING / ANALYSIS / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солехзода Аюбджон Маруф

Налоговое администрирование, или налоговое управление, процесс, безкоторого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговыепоступления. Посредством налогового администрирования реализуетсягосударственная налоговая политика, эффективно используются методы иинструменты налогового регулирования, осуществляется государственноеуправление в сфере налогов и сборов, обеспечиваются плановые налоговыедоходы бюджета, укрепляется налоговая дисциплина. В статье раскрыва-ются актуальные вопросы, связанные с налоговым администрированием,в частности, в рамках статьи проводится сравнение показателей эффективности национальных систем налогового администрирования России иРеспублики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солехзода Аюбджон Маруф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE EFFICIENCY INDICATORS OF NATIONAL SYSTEMS OF TAX ADMINISTRATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Tax administration is a process when no state can normally exist without it. Thesource of funds for the implementation of many of its functions are tax revenues.Through tax administration, the state tax policy is implemented, the methods and tools of tax regulation are effectively used, state administration in the sphere of taxes and fees is exercised, planned budget tax revenues are ensured, and tax discipline is strengthened. The article reveals topical issues related to tax administration, in particular, the article compares the performance indicators of the national tax administration systems of Russia and the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Сравнение показателей эффективности национальных систем налогового администрирования России и Республики Таджикистан»

СРАВНЕНИЕ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

COMPARISON OF THE EFFICIENCY INDICATORS OF NATIONAL SYSTEMS OF TAX ADMINISTRATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

УДК 336.2

DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.144.153

СОЛЕХЗОДА Аюбджон Маруф

преподаватель Российско-Таджикского (Славянский) университета, г. Душанбе (Таджикистан), кандидат экономических наук, a.solehzoda@yandex.ru

^SOLEHZODA, Ayubjon Maruf

Lecturer of Russian-Tajik (Slavic) University, Candidate of Economic Sciences, Dushanbe (Tajikistan), a.solehzoda@yandex.ru

: Аннотация.

j Налоговое администрирование, или налоговое управление, - процесс, без

: которого не может нормально существовать ни одно государство. Ис-

• точником средств для реализации многих его функций служат налоговые

: поступления. Посредством налогового администрирования реализуется

: государственная налоговая политика, эффективно используются методы и инструменты налогового регулирования, осуществляется государственное

: управление в сфере налогов и сборов, обеспечиваются плановые налоговые

j доходы бюджета, укрепляется налоговая дисциплина. В статьераскрыва-

: ются актуальные вопросы, связанные с налоговым администрированием,

: в частности, в рамках статьи проводится сравнение показателей эффек-

: тивности национальных систем налогового администрирования России и

: Республики Таджикистан.

: Ключевые слова: показатели эффективности, налоговое администрирова-

: ние, планирование, учет, анализ, контроль.

: Abstract.

: Tax administration is a process when no state can normally exist without it. The

: source of funds for the implementation of many of its functions are tax revenues.

I Through tax administration, the state tax policy is implemented, the methods and

© Солехзода А. М., 2019.

tools of tax regulation are effectively used, state administration in the sphere of taxes and fees is exercised, planned budget tax revenues are ensured, and tax discipline is strengthened. The article reveals topical issues related to tax administration, in particular, the article compares the performance indicators of the national tax administration systems of Russia and the Republic of Tajikistan.

Key words: performance indicators, tax administration, planning, accounting, analysis, control.

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием. Актуальность темы исследования обусловлена ролью налогового администрирования как одного из важнейших механизмов повышения эффективности налоговой системы страны.

Развитие экономики, изменения, проходящие в ней, характеризуются наличием ряда проблем, поэтому в современных условиях приоритетным представляется формирование действенной и устойчивой налоговой системы, обеспечивающей бюджетную стабильность в долгосрочной перспективе, в том числе с использованием механизмов налогового администрирования. Существующие проблемы, к которым можно отнести различные схемы снижения налоговой нагрузки и значительный теневой сектор экономики, а вместе с тем и малую эффективность правового регулирования налогообложения, в процессе администрирования способны сократить поступление фискальных платежей и стимулировать как рост налоговых правонарушений, так и давление на бизнес.

Налоговое администрирование охватывает всю сферу деятельности налоговых органов в условиях современного рынка, и от того, насколько эффективно оно функционирует, зависит успешность бюджетно-налоговой политики страны.

Механизмы налогового администрирования предписывают налоговым администрациям разных стран следовать установленным правилам и тенденциям в сфере налогообложения внутри своей страны. В то же время существует потребность в исследовании и анализе опыта налогового администрирования зарубежных стран, что в современных условиях способствуют положительному заимствованию наиболее успешного зарубежного практического опыта и методологических основ в налоговой сфере. В результате подобных исследований появляется возможность предупредить ошибки, совершенствовать национальную структуру и принципы налогообложения.

Эффективность налогового администрирования можно определить, в первую очередь, через экономически значимый показатель, который будет учитывать совокупность экономических эффектов, полученных при определенных затратах на поддержание процесса администрирования [1].

В ходе сопоставления национальных систем налогового администрирования, процесс исследования строится на сравнении тех характеристик администрирования, которые могут быть оценены с достаточной степенью объективности, то есть показателей сравнительного анализа. С целью получения достоверного

представления о соотношении объектов исследования, исследование должно раскрывать полный спектр таких характеристик, поэтому рассмотрим функциональный подход, связанный с данным видом деятельности.

Функциональный подход заключается в анализе явления или процесса, исходя из цели, которой он служит.

Поскольку функциональная группа критериев имеет основополагающее значение для эффективности осуществления налогового администрирования, она представляет собой самую многочисленную группу. Чтобы охватить весь спектр факторов, влияющих на эффективность, и сохранить четкость изложения материала, обычно делят критерии на подгруппы, в зависимости от функции налогового администрирования: планирование, учет, анализ, контроль, регулирование, которые и рассмотрим последовательно.

Анализ подгруппы «Планирование». Целью исследования на данном этапе является оценка точности прогнозных данных, а также оценка процедуры планирования, как базиса дальнейшего администрирования.

В целом, как Российская Федерация (РФ), так и Республика Таджикистан (РТ) достаточно успешно реализуют данное направление. Так, согласно официальному сайту ФНС, по итогам 2017 г. расхождение по налогу на прибыль составило 5,2%, по налогу на добавленную стоимость - 0,6%. По итогам 2017 г. в государственный бюджет (за счет внутренних налогов) РТ 9,5 млрд сомони налогов и обязательных платежей, что на 2,5% превышает бюджетный план [2].

Согласно приведенным цифрам, можно сделать вывод об эффективности расчетов, используемых налоговыми органами в целях планирования фискальных поступлений в казну. По степени детализации прогнозного плана следует признать паритет между двумя странами. Фискальные ведомства той и другой формируют прогнозные показатели (судя по данным сайта ФНС РФ и Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан) в разрезе видов налоговых платежей, регионов, а также крупнейших налогоплательщиков. Высокая степень детализации позволяет

им эффективно исследовать отклонения, выявлять слабости в механизмах администрирования, определять пути их устранения.

Выполнение плана проведения выездных налоговых проверок - еще один важный показатель подгруппы «планирование».

Согласно «Докладу об осуществлении государственной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля в 2017 году» [3] выполнение годового плана проверок составило 100%. Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными, составила 0,58%. При этом основной причиной признания результатов проверок недействительными являются решения судов ввиду различного толкования норм законодательства судом и налоговым органом (при наличии разъяснений Минфина России или ФНС России), что составляет 70% (419 проверок из 599), что ниже на 6,1% по сравнению с 2016 г. (76,0%, 659 проверок из 867).

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора) с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок), в 2017 г. составила 0,04%, что выше на 0,02% по сравнению с 2016 г. (0,02 процентных пункта) [3].

В 2017 г. увеличилась доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) с 2,9% в 2016 г. до 11,76% [4]. Увеличение данного показателя по итогам 2017 г. обусловлено значительным ростом количества внеплановых проверок соблюдения валютного законодательства в связи с наделением ФНС России функцией органа валютного контроля, так как все проверки соблюдения валютного законодательства являются внеплановыми. Налоговым комитетом в 2017 г. в 9288 субъектах произведена документальная проверка, где в соотношении к 2016 г. на 441 больше.

Данное увеличение обусловлено ростом количества внеплановых проверок в компаниях-«однодневках». Из 8 споров в суде в 2017 г. всего результаты одной проверки признаны недействительными.

Анализ подгруппы «Учет». В данной подгруппе рассматриваются особенности учета налогоплательщиков. Учет налогоплательщиков представляет собой систему обязательных процедур постановки на учет, переучета и снятия с учета, присвоения идентификационного номера налогоплательщика, осуществляемых в целях проведения контроля [5].

Результативность учетных процедур целесообразнее сопоставлять через скорость постановки налогоплательщиков на учет, темпы роста регистрационных действий.

Срок постановки налогоплательщика на учет в РФ составляет три рабочих дня. Реальный срок для конкретного налогоплательщика может увеличиваться, однако в целом налоговым органам удается выдержать трехдневный срок в абсолютном большинстве случаев.

В РТ в соответствии с п. 20, ст. 25 Налогового кодекса РТ постановка на учет налогоплательщиков осуществляется в течение одного рабочего дня.

Количество регистрационных действий в отчетном периоде публикуется на сайте ФНС России и на сайте Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан. Так, за 2017 г. ФНС России в ЕГРЮЛ было зарегистрировано 453 605 юридических лиц, 647 321 юридическое лицо было исключено из реестра. В 2016 г., соответственно, 498 642 и 780 982. По индивидуальным предпринимателям в 2017 г.: 763 373 и 646 006 ИП, в 2016 г. -705 175 и 612 784 соответственно.

Таким образом, общий темп снижения регистрационных действий составил 3,4%. Рост ВВП РФ за 2017 г. составил 1,5%. Соответственно, разница между двумя показателями находится в пределах статистической погрешности.

В РТ за 2017 г. Налоговым комитетом было зарегистрировано 42 828 субъектов и 30 279 субъектов прекратили свою деятельность. Общий рост действующий субъектов за год составляет 1,05%.

Среднее количество регистрационных процедур на сотрудника в год не публикуется в официальных источниках. Вместе с тем, зная количество регистрационных действий за указанный период, можно определить его расчетным путем.

Численность ФНС России определяется Постановлением Правительства РФ, которое не выкладывается в открытый доступ и имеет статус «для служебного пользования». Вместе с тем, согласно открытым источникам, следует, что общее количество сотрудников ФНС России составляет 160 тыс. человек. Таким образом, на одного сотрудника приходится 15,7 регистрационных действий в год.

В РТ регистрационные процедуры проводятся со стороны сотрудников отделов и групп Управления по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И, соответственно, на одного сотрудника Налогового комитета в год приходится 31,79 регистрационных действий.

Анализ подгруппы «Анализ». К данной подгруппе следует относить показатели, характеризующие эффективность осуществления аналитических процедур в отношении налоговой отчетности, отбора налогоплательщиков для выездных проверок и прочих объектов.

Сумма налоговых поступлений, полученная благодаря добровольному уточнению налоговых деклараций налогоплательщиками без назначения выездных налоговых проверок, может достигать существенных размеров и считаться одним из «чистых итогов администрирования». Уточнение проводится по предложению налоговых органов по тем налогоплательщикам, в отношении которых ранее были установлены высокие налоговые риски. Деятельность налоговых органов в данном направлении способна обеспечить стабильный рост поступлений в бюджет.

В 2017 г. ФНС России за счет аналитической работы с высокорисковыми плательщиками обеспечило 56,1 млрд руб. дополнительных поступлений. В РТ аналогичный показатель составил 167,2 млн сомони.

Количество обработанных налоговых деклараций за период в расчете на одного сотрудника налоговых органов также характеризует

результативность деятельности налоговых служб в сфере анализа и позволяет оценить скорость обработки отчетности (эффективность построения процесса обработки) в том и другом государстве. При этом, по возможности, следует вычитать из количества сданных деклараций декларации, содержащие нулевую отчетность.

За 2017 г., по данным официального сайта ФНС России, было подано 8,5 млн деклараций. Таким образом, на одного сотрудника налогового ведомства пришлось 53,13 декларации. В РТ за 2017 г. было подано 800 тыс. деклараций и, соответственно, на одного сотрудника подано 27,78 декларации.

При расчете количества документов, обрабатываемых налоговыми органами в один день, под одним документом понимается бланк декларации по налогу, баланса, отчета о финансовых результатах и иных документов, входящих в состав отчетности, направляемой в налоговые органы. В силу отсутствия необходимой информации, расчет данного показателя возможен лишь аналитическим путем, через умножение общего количества налогоплательщиков на количество обычно сдаваемых деклараций и количества отчетных периодов в течение года (с прибавлением единицы - за годовую отчетность), деленное на количество дней в течение года.

По РФ рассчитанный таким образом объем составляет около 225 тыс. деклараций в день. В РТ аналогичный показатель составил 2192 декларации в день.

Анализ подгруппы «Контроль». Целью применения показателей данной группы является раскрытие уровня контрольных процедур, реализуемых фискальными ведомствами, а именно камеральных и выездных проверок в каждом из сравниваемых государств.

Первый показатель, по которому сравнивают коэффициент результативности налоговых проверок, по мнению автора, может быть рассчитан как отношение числа проверок (камеральных и выездных), по результатам которых были произведены доначисления к общему числу проверок.

Источниками сведений в РФ служит официальный сайт ФНС. По камеральным про-

веркам из 55 859 тыс. проверок нарушения выявлены в 3 014 тыс. единиц (5,4%), по выездным из 19 388 проверок - 19 131 (98,7%).

В результате проведения проверок, по данным налоговой службы РФ, было доначислено 223,1 млрд руб. Налоговым комитетом при Правительстве РТ в 2017 г. в 18 088 субъектах произведен камеральный контроль. В результате было выявлено нарушение законодательства на общую сумму 541,9 млн сомони. Из 9288 произведенных документальных проверок 8616 (93%) доначислена сумма в размере 712,0 млн сомони. Вместе с тем общая сумма доначислений сама по себе не является показательной для целей сравнения. Правильнее использовать отношение доначислений по результатам проверки к общей сумме налогов, перечисленной в бюджет за период, по итогам которого производится сопоставление. По РФ данный показатель составляет 1,3%. Использование указанного отношения позволит сопоставить объем сегмента налогового контроля и слабость налогового мониторинга, уровень правового нигилизма, налоговой грамотности и взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Для правильной трактовки необходимо выявить причины как высокой, так и низкой доли доначислений. В РТ аналогичный показатель составил 5,7%.

Вышеуказанному параметру корреспондирует средняя величина доначислений по итогам одной проверки. Рассчитывается, как отношение общей суммы доначислений к общему количеству налоговых проверок за год. Логичнее определять данное отношение раздельно по камеральным и выездным проверкам.

По РФ средняя величина доначислений составляет:

• по выездным проверкам - 15,7 млн руб.;

• по камеральным - 50 тыс. руб.

Средняя величина доначислений по РТ по

выездным проверкам составляет - 1,1 млн сомони по камеральному контролю 29,9 тыс. сомони.

Важным моментом, который необходимо исследовать в процессе сравнения, является охват налогоплательщиков налоговыми проверками. С этой целью можно использовать

показатель соотношения количества налогоплательщиков, в отношении которых были проведены налоговые проверки, к общему числу налогоплательщиков. Кроме того, целесообразнее разделять камеральные проверки и выездные. Данные о количестве по РФ размещены в отчетах ФНС РФ, публикуемых на официальном сайте. Так, в 2017 г. были проведены 20,2 тыс. выездных проверок и 42 тыс. камеральных. Отношение к общему числу налогоплательщиков составляет 0,75%. В соответствии с данными Налогового комитета при Правительстве РТ в 2017 г. были проведены 9288 выездных и 18 088 камеральных проверок. Отношение к общему числу налогоплательщиков составляет 9,09%.

Доля взысканных платежей от общей суммы доначислений по результатам выездных и камеральных проверок делится на два показателя: долю удовлетворенной в пользу налогоплательщиков / налоговых органов суммы по налоговым спорам в досудебном порядке и по налоговым спорам в суде [6].

В РФ первый показатель составил 65,3%, по вторым - 80%.

В РТ первый показатель составил 92,0% а второй составляет 91,95%.

Анализ подгруппы «Регулирование». Показатели данной подгруппы применяются для оценки результатов воздействия мер налогового администрирования на отношения с налогоплательщиком. Регулирование может осуществляться как в непосредственной форме (принудительное изъятие собственности), так и опосредованно (создание условия для реализации принципа самоначисления).

Для РФ, налоговый потенциал которой (без учета поступлений во внебюджетные фонды) составил 18 трлн руб., значение соотношения будет равно 96,3%. Информация, необходимая для расчета коэффициентов, размещена на официальном сайте ФНС РФ. Соотношение между расходами на проведение администрирования к общей сумме налоговых поступлений является одним из самых надежных индикаторов рациональности исследуемого процесса. Отношение задолженности по налогам к поступлениям опубликовано в основных показателях деятельности ФНС России, раз-

мещенных на официальном сайте последней, и составляет 9,2%.

В РТ аналогичный показатель составил 8,6%.

Рассмотрим структурный, качественный и социально-психологический аспекты работы налоговых служб РФ и РТ.

Структурный аспект. Организационная структура фискальных ведомств представляет собой основу для реализации функций налогового администрирования. Исследование структуры фискальных ведомств дает возможность сопоставить основу для реализации функций налогового администрирования. По виду обычно выделяют структуры, сформированные по функциональному принципу, по видам налогов и по категориям налогоплательщиков.

Налоговая служба РФ строится на объединении признаков всех трех рассмотренных видов структур, что позволяет ей использовать сильные стороны каждого. Так по функциональному принципу выделяются межрегиональные инспекции, по видам налогов -отделы внутри инспекций и центрального аппарата, по налогоплательщикам - инспекция по крупнейшим налогоплательщикам. В РТ структура налогового органа также по функциональному принципу классифицируется на центральный аппарат, областные и городские управления и территориальные (районные) инспекции. Структура Налогового комитета построена на функциональной основе. В структуру Налогового комитета также включены инспекция по крупным налогоплательщикам и инспекция средних налогоплательщиков.

Еще одним моментом, который следует учесть при сравнительном анализе органов налогового администрирования, является «звенность» их организационной структуры. Выделяется несколько видов структур системы государственного управления: одно-, двух-трех- и четырехзвенная [7].

Источником информации о рассматриваемом параметре служат нормативные акты, определяющие структуру и полномочия органов налогового администрирования. В РФ к таковым относятся Постановление

Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (далее - Постановление о ФНС), Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», акты субъектов, муниципальных органов власти.

Согласно вышеперечисленным законодательным актам, структура органов налогового администрирования Российской Федерации включает в себя три звена, что следует признать оптимальным способом построения для федеративного государства:

В соответствии с 84 ст. Налогового кодекса РТ и Постановления Правительства РТ от 31августа 2012 г. № 456 «Об утверждении положения о Налоговом комитете при Правительстве РТ» структура органов налогового администрирования РТ включает в себя два звена: центральный аппарат и территориальные инспекции. Как налоговые органы РФ, так и РТ характеризуются высоким уровнем централизации, что позволяет им поддерживать высокий уровень управляемости, унифицировать подходы к правоприменительной практике, а также процессы, реализуемые в рамках исполнения их непосредственных функций. Затраты на исследовательские проекты, направленные на совершенствование систем управления, а также на приобретение телекоммуникационного, технического оборудования для создания эффективных центров обработки данных, производительных серверов, библиотек хранения данных и высокоскоростных каналов связи, раскрывают качественный состав затрат на обеспечение деятельности налоговых органов.

Качественный аспект. Критерии и показатели качественного аспекта позволят сопоставить качество работы налоговых служб РФ и РТ, оценить потенциал последних для повышения эффективности своей работы и налогового администрирования в целом, оценить реализацию структуры налоговых служб обеих стран и сопоставить уровень информационного взаимодействия с иными профильными ведомствами.

Важнейшим показателем качества деятельности налоговых органов и администриро-

вания является наличие либо отсутствие сегментации налогоплательщиков. ФНС России применяет четкую сегментацию налогоплательщиков, которая отражается, помимо прочего, в организационной структуре последней. Налоговые органы РТ также применяют сегментацию налогоплательщиков. Простота и удобство регистрационных процедур - следующая характеристика для сравнения. Оценку процедур целесообразнее производить по трехбалльной шкале оценок. С учетом позитивных отзывов о регистрационных процедурах, обусловленных введением электронной очереди, системы одного окна и прочих технических нововведений, с учетом высокого рейтинга довольства налогоплательщиков деятельностью ИФНС (83,9% в

2016 г.), Россия должна получить высшую отметку. Налоговые органы РТ также предоставляют налогоплательщикам возможность предоставить налоговому органу документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или же юридического лица в электронной форме. Доля налогоплательщиков, зарегистрировавшихся в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, - косвенный признак удобства учетных процедур - рассчитывается, как соотношение налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к общему количеству последних.

В России доля зарегистрировавшихся в 2017 г. юридических лиц и предпринимателей, по данным сайта ФНС, составила 14,8%. В РТ соотношение зарегистрированных юридических лиц к общему числу налогоплательщиков в

2017 г. составляет 10,2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля налоговых отчетностей, переданных налогоплательщиками через интернет по телекоммуникационным каналам связи. В открытых источниках РФ отсутствует статистика по подаче деклараций по электронным каналам, тем не менее, можно сделать вывод о доле такого способа через косвенные признаки.

Первый - количество налогоплательщиков, создавших личный кабинет на сайте налогового ведомства. Оно составляет - 25,8 млн для

физических и 472 тыс. для юридических лиц, а также 760 тыс. - для индивидуальных предпринимателей [8]. Для платежей через личный кабинет неквалифицированную подпись активировали более 2,5 млн налогоплательщиков. Сумма платежей по оплате налогов и сборов через сайт nalog.ru за I полугодие 2017 г. составила 22,9 млрд руб.

Налогоплательщики оплатили около 10,2 млн платежных документов. Кроме того, в РФ введены обязательные правила подачи деклараций в электронном виде по некоторым налогам либо категориям налогоплательщиков, подавляющая часть последних использует электронные каналы. В РТ из общего количества налогоплательщиков 63 302 (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих по свидетельству и без дехканских хозяйств), 59 570 субъектов представляют свои отчеты в электронном формате. Все юридические лица, работающие по общему режиму, обязаны свои декларации представлять в налоговые органы в электронном формате.

В РФ в 2017 г. функционировало 50 таких сервисов, которые посетили 141,5 млн раз, и на которых создали 565 тыс. кабинетов юридических лиц, 949 тыс. - ИП и 28 млн физических. Данные взяты из презентации по итогам деятельности ФНС России за 2017 г., размещенных на портале последней. В РТ разработано и со стороны налогоплательщиков используется 20 видов электронных услуг. Периоды возмещения НДС и применение специальных налоговых режимов раскрывают качество деятельности в сфере налогового регулирования и контроля. В РФ, по данным специализированных порталов, реальный срок возмещения составляет 3-4 месяца с момента подачи соответствующих документов. В соответствии с п. 2 ст. 172 НК РТ срок возмещения НДС составляет 90 календарных дней.

Доходы от применения специальных налоговых режимов на территории РФ неуклонно увеличивались последнее десятилетие. Если в 2006 г., согласно статистике ФНС [9], они составляли 56 008 тыс. руб., то в 2017 г. - более 270 млн руб. В РТ также наблюдается увеличение доходов от применения специальных налоговых режимов, так, в 2016 г. согласно дан-

ным Налогового комитета доходы составляли 526,9 млн сомони, в 2017 г. - 583,2 млн сомони.

Социально-психологический аспект. Группа данных показателей характеризует комплекс взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также отношение последних к процессу налогового администрирования. Сопоставление по данному аспекту характеризует двусторонние взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. В свете такого взаимоотношения особенно важным является наличие доступа к персонифицированной информации о задолженности в бюджет либо переплате по налогам. Конференции и обучающие семинары проводятся фискальными органами обоих государств. Сведения об их точном количестве отсутствуют в открытом доступе.

Вместе с тем допустимо судить об активности в данной сфере по косвенным признакам. Так, ФНС РФ запланировала на 2018 г. публикацию материалов по 17 основным темам. В 2017 г. со стороны Налогового комитета были проведены 2330 семинаров-тренингов с участием налогоплательщиков, что на 5,5% больше, чем за 2016 г.

Важным корреспондирующим показателем признается средняя величина расходов на одно мероприятие, однако в силу отсутствия информации сравнение по нему не проводилось.

Следующая характеристика - среднее время ожидания в очереди налогоплательщиком. Статистика в официальных либо неофициальных источниках не приводится. Косвенный вывод следует из наличия (либо отсутствия) системы электронных очередей и ее развития в текущем временном периоде. Так, в РФ в 2017 г. были завершены работы по внедрению комплексов в 19 регионах страны. В РТ пока такого учета не ведется.

К социально-психологическому аспекту относится также доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов.

Динамическая группа показателей. Характеристики динамической группы позволяют сопоставить национальные системы адми-

нистрирования с точки зрения их развития, характера и последствия их изменений.

Сопоставление величины налоговых поступлений к изменению ВВП позволяет очистить динамику поступлений от влияния экономической ситуации в стране.

Повышение ВВП в РФ составило 1,5%, в то же время рост налоговых поступлений составил 19,8%, что явным образом свидетельствует об увеличении эффективности процедуры налогового администрирования. Помимо соотношения изменения налоговых поступлений с ВВП, важно рассмотреть изменение уплаченной в бюджет суммы по конкретным налогам за счет налогового администрирования.

Аналитика в данном случае должна быть проведена максимально детализированно (степень детализации определяется доступной информацией), чтобы вычленить причины изменений и выделить чистый эффект налогового администрирования. Так, например, общая сумма поступлений по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации составила 3070 млрд руб. (по данным Федеральной налоговой службы РФ), рост по сравнению с прошлым периодом - 413 млрд руб. При этом фактические поступления превысили плановые на 0,6%.

В отчете, опубликованном ФНС России, указано, что рост поступлений обеспечен за счет экономических факторов, включая инфляционный фактор и рост ВВП - 138 млрд руб., в том числе:

• инфляция - 98 млрд руб.;

• рост ВВП 40 млрд руб. (рост ВВП на 15%);

• структурный и временный факторы -54 млрд руб.

• остальной прирост (221 млрд руб.) обеспечен за счет налогового администрирования.

Важно также определить изменение соотношения между инвестиционными и текущими затратами на деятельность налоговых органов в каждом из сравниваемых государств. Определение изменения возможно через информацию о направлениях бюджетных ассигнований. В РФ в 2017 г. на ассигнования инвестиционного характера было направлено

11% от всех бюджетных обязательств ФНС, в 2016 г. - 7,1%.

В РТ рост поступления обеспечено за счет:

1) экономических факторов, ВВП в 2017 г. составляет 60,6 млрд сомони;

2) улучшения администрирования налога на прибыль и НДС в последние годы, в том числе введения электронных счетов-фактур НДС с последующим переходом в электронный склад;

3) уменьшения налоговой задолженности.

Косвенным показателем уровня налогового администрирования признается изменение объема незаконного вывода средств за рубеж.

Источником сведений, необходимых для расчета показателей, могут стать новостные порталы и агентства. Так, по данным Интерфакса, в 2017 г. из РФ было выведено 78 млрд руб., на 240% меньше, чем годом ранее. Изменение недоимки и задолженностей по налогам, пени и штрафам раскрывает качество работы налоговых органов по работе с задолженностью. По итогам 2017 г. темпы роста задолженности по РФ составили 0,4% (по данным ФНС РФ). В РТ задолженность по налогам уменьшилась по сравнению с 2016 г. на 89,4 млн сомони или процентом отношении 10,3%.

Результаты. Формирование исчерпывающего перечня показателей возможно только тогда, когда последние объединены в формализованную систему, то есть совокупность элементов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство и имеют четкое формальное выражение [10].

В целом, проведение сравнительных исследований за счет сопоставления, выявления межстрановых сходств и различий обеспечивает лучшее понимание зарубежного опыта, создавая тем самым прочный научно-практический фундамент для дальнейшего совершенствования методов и организационных аспектов налогового администрирования Республики Таджикистан.

Сравнение показателей эффективности национальных систем налогового администрирования России и Республики Таджикистан

позволяет сделать вывод об эффективности мер, принимаемых правительствами России и Таджикистана в целях повышения качества работы налоговых органов, а вместе с тем

оценить динамику эффективности налогового администрирования, а также взаимоотношений фискальных органов и налогоплательщиков.

Список литературы

1. Проскура Е. П. Эффективность налогового администрирования: понятие и содержание // Современные технологии управления. 2013. №7 (31). С. 34-43.

2. Таджикистан перевыполнил план по сбору налогов. URL: https://tj.sputniknews. ru/economy/20180804/1026364635/tajikistan-nalogi.html (дата обращения: 15.04.2019).

3. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2017 г. URL: https://nalog.ru (дата обращения: 10.04.2019).

4. Чапкина Н. А. Оценка эффективности контрольной работы ФНС России за 20132017 гг. // Налоги и налогообложение. 2018. № 4. С. 36-39.

5. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / под ред. А. В. Касьянова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ГроссМедиа» : Российский Бухгалтер, 2013. 1429 с.

6. Ефремова Т. А. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Саранск: Мордов. гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 2017. 41 с.

7. Крамник А. Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь: монография. Минск: Амалфея. 2001. 223 с.

8. Сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения: 10.04.2019).

9. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения: 15.04.2019).

10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001. 1257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.