Научная статья на тему 'Сравнение ключевых предложений по стимулированию экономики для достижения темпов роста ВВП России выше среднемировых'

Сравнение ключевых предложений по стимулированию экономики для достижения темпов роста ВВП России выше среднемировых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1805
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ / «СТРАТЕГИЯ РОСТА» / ПРОГРАММА ЦСР / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / PROGRAMS OF THE RUSSIAN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / “GROWTH STRATEGY” / CSR PROGRAM / ECONOMIC STIMULUS / ECONOMIC POLICY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехнович Анастасия Олеговна

На совещании у Президента по экономическим вопросам 30 мая 2017 г. было представлено две программы социально-экономического развития России. Программа Центра стратегических разработок (ЦСР) разработана в русле традиционного подхода к управлению экономикой России, реализуемого в течение последних 17 лет. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия Роста», разработанная по поручению Президента от 14.07.2016 № Пр-1347, по инициативе Столыпинского клуба, отражает новый взгляд на экономическую политику России, заключающийся в реализации опыта стран «экономического чуда» и тиражировании успешного опыта отдельных отраслей и регионов России, что подразумевает более активное задействование механизмов стимулирования экономического роста, доступных государству. В настоящее время идет активное обсуждение указанных программ, и вопрос «Какой подход будет реализован?» остается открытым. В статье представлена таблица сравнение ключевых тезисов двух программ. Программа ЦСР, разработанная под руководством А. Л. Кудрина, на широкое обсуждение не представлена, поэтому ее анализ проводился на основе публичных заявлений А. Л. Кудрина, а также отдельных презентационных материалах (выступление А. Л. Кудрина на Гайдаровском форуме 2017 г., на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2017 г. и на совещании у Президента 30.05.2017). В поручении по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 05.12.2016 № Пр-2346, п. 1б) Президентом была поставлена задача «достижения не позднее 2019-2020 гг. темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики». Чтобы приступить к реализации экономической политики уже в 2018 г., решение о том, какая из программ будет реализована, необходимо уже сейчас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of the Key Economic Stimulus Proposals to Achieve the Russian GDP Growth Rates above the World Average

At the Presidential meeting on economic issues held May 30, 2017, two programs of socio-economic development of Russia were presented. The program of the Center for Strategic Research (CSR) was developed in line with the traditional approach to the Russian economic management implemented over the past 17 years. The mid-term program of the Russian socio-economic development until 2025 under the name “The Growth Strategy” developed under the RF Presidential order No. Pr-1347 of July 14, 2016, at the initiative of the Stolypin club reflects a new look at the Russian economic policy that takes into account the experience of “economic miracle” countries and replicates successful experience of individual industries and regions of Russia that implies more active involvement of the available mechanisms for boosting the economic growth. At present, the above programs are subject to active debates and the question as to which approach will be adopted remains open. The paper presents a comparison table of key provisions of the two programs. The CSR program developed under the leadership of A. L. Kudrin was not presented for a broad discussion, so its analysis was carried out based on public statements made by A. L. Kudrin as well as individual presentation materials (presentation by A. L. Kudrin at the Gaidar Forum in 2017, at the April HSE conference in 2017 and at the Presidential meeting on May 30, 2017). In his directive towards the implementation of the President’s Message to the Federal Assembly No. 2346, paragraph 1 b) of December 5, 2016, the President set the task “to reach the Russian Federation economy growth rates exceeding the world economic growth rates not later than by 2019-2020”.To start the implementation of the economic policy as early as in 2018, a decision on which of the programs will be implemented must be made urgently.

Текст научной работы на тему «Сравнение ключевых предложений по стимулированию экономики для достижения темпов роста ВВП России выше среднемировых»

СРАВНЕНИЕ КЛюЧЕВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

по стимулированию экономики

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕМПОВ РОСТА ВВП РОССИИ ВЫШЕ СРЕДНЕМИРОВЫХ

Алехнович Анастасия Олеговна*, **

*Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Москва, Россия

**Исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Институт экономики роста имени

Столыпина П.А.»

alekhnovich@gmail.com

Аннотация. На совещании у Президента по экономическим вопросам 30 мая 2017 г. было представлено две программы социально-экономического развития России. Программа Центра стратегических разработок (ЦСР) разработана в русле традиционного подхода к управлению экономикой России, реализуемого в течение последних 17 лет. Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 г. «Стратегия Роста», разработанная по поручению Президента от 14.07.2016 № Пр-1347, по инициативе Столыпинского клуба, отражает новый взгляд на экономическую политику России, заключающийся в реализации опыта стран «экономического чуда» и тиражировании успешного опыта отдельных отраслей и регионов России, что подразумевает более активное задействование механизмов стимулирования экономического роста, доступных государству. В настоящее время идет активное обсуждение указанных программ, и вопрос «Какой подход будет реализован?» остается открытым. В статье представлена таблица - сравнение ключевых тезисов двух программ. Программа ЦСР, разработанная под руководством А.Л. Кудрина, на широкое обсуждение не представлена, поэтому ее анализ проводился на основе публичных заявлений А.Л. Кудрина, а также отдельных презентационных материалах (выступление А.Л. Кудрина на Гайдаровском форуме 2017 г., на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2017 г. и на совещании у Президента 30.05.2017). В поручении по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 05.12.2016 № Пр-2346, п. 1б) Президентом была поставлена задача «достижения не позднее 2019-2020 гг. темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики». Чтобы приступить к реализации экономической политики уже в 2018 г., решение о том, какая из программ будет реализована, необходимо уже сейчас. Ключевые слова: программы социально-экономического развития России; «Стратегия Роста»; Программа ЦСР; стимулирование экономики; экономическая политика России.

Для цитирования: Алехнович А. О. Сравнение ключевых предложений по стимулированию экономики для достижения темпов роста ВВП России выше среднемировых. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 21. Вып. 3. С. 25-44. УДК 330 JELO 020

COMPARISON OF THE KEY ECONOMIC STIMULUS PROPOSALS TO ACHIEVE THE RUSSIAN GDP GROWTH RATES ABOVE THE WORLD AVERAGE

Anastasia O. Alekhnovich*,**

* Expert Center under the RF Presidential Business Rights Commissioner, Moscow, Russia

**Executive Director of Autonomous non-commercial organization "Institute of Economics growth name of P. A.

Stolypin", Moscow, Russia

alekhnovich@gmail.com

Abstract. At the Presidential meeting on economic issues held May 30, 2017, two programs of socio-economic development of Russia were presented. The program of the Center for Strategic Research (CSR) was developed in line with the traditional

approach to the Russian economic management implemented over the past 17 years. The mid-term program of the Russian socio-economic development until 2025 under the name "The Growth Strategy" developed under the RF Presidential order No. Pr-1347 of July 14, 2016, at the initiative of the Stolypin club reflects a new look at the Russian economic policy that takes into account the experience of "economic miracle" countries and replicates successful experience of individual industries and regions of Russia that implies more active involvement of the available mechanisms for boosting the economic growth. At present, the above programs are subject to active debates and the question as to which approach will be adopted remains open. The paper presents a comparison table of key provisions of the two programs. The CSR program developed under the leadership of A. L. Kudrin was not presented for a broad discussion, so its analysis was carried out based on public statements made by A. L. Kudrin as well as individual presentation materials (presentation by A. L. Kudrin at the Gaidar Forum in 2017, at the April HSE conference in 2017 and at the Presidential meeting on May 30, 2017). In his directive towards the implementation of the President's Message to the Federal Assembly No. 2346, paragraph 1 b) of December 5, 2016, the President set the task "to reach the Russian Federation economy growth rates exceeding the world economic growth rates not later than by 2019-2020" .To start the implementation of the economic policy as early as in 2018, a decision on which of the programs will be implemented must be made urgently. Keywords: programs of the Russian socio-economic development; "Growth Strategy"; CSR Program; economic stimulus; economic policy of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

В экспертном сообществе идет активная дискуссия о будущей программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. В основном обсуждаются две программы, которые были представлены на совещании у Президента РФ по экономическим вопросам 30 мая 2017 г.: программа Центра стратегических разработок «Стратегия 2018-2024» и среднесрочная программа социально-экономического разви-

тия России до 2025 г. «Стратегия Роста». Программа ЦСР разработана под руководством А. Л. Кудрина и не представлена в открытом доступе для публичного обсуждения. Программа «Стратегия Роста», разработана по инициативе «Столыпинского клуба» и внесенная Президенту РФ и в Правительство РФ 28.02.2017, размещена по адресу http://институтроста.рф/strategy/. Для более объективной оценки программ ниже представлена таблица — сравнение их ключевых тезисов.

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

1 Название Среднесрочная программа социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия Роста»1 Стратегия 2018-2024

2 Цели, задачи, KPI

3 Темпы роста ВВП • 2018-2020 гг.- 3,5-5%. • 2020-2025 гг.- 5-6% Дополнительный прирост ВВП на первом этапе +5 пп. • 2,2-4,0 в 2018-2025 гг. • 4,2-3,5 в 2026-2035 гг. Повышение потенциального ВВП на 2-2,5 пп. в год

4 Пенсии и взносы • Провести пенсионную реформу, не допускать повышения пенсионного возраста до достижения продолжительности жизни в России 75 лет, обеспечить 100%-ное государственное бюджетное финансирование пенсионных обязательств, возникших во время СССР, перевести накопительную систему на добровольную основу, снизить ставки страховых платежей в ПФР с ФОТ. • Рост пенсий за счет роста производительности, повышения зарплат и доходов внебюджетных фондов. • Целевые льготы по страховым взносам для предприятий, создающих высокопроизводительные рабочие места • Сохранение уровня пенсий за счет сокращения числа пенсионеров (на 9%) • Повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин (начиная с 2019 по полгода каждый год). Повышение минимального стажа для начисления страховой пенсии до 20 лет 2

5 Производитель-ность труда +10 млн новых высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. (+63,4%) Рост производительности труда +30% к 2025 г.

1 URL: http://институтроста.рф (дата обращения: 15.06.2017).

2 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/05/05/688820-sokraschenie-pensionerov (дата обращения: 05.05.2017).

Решение

«Стратегия Роста»

Программа ЦСР

Стратегические цели реализации стратегии

• Устойчивый рост темпами выше среднемировых.

• Удобная для жизни страна. Качество и продолжительность жизни людей на уровне передовых мировых стандартов (2025 г.):

о Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, 79 лет. о Реальные располагаемые доходы, 5,1%. о Доля здравоохранения в структуре ВВП, 5%. о Обеспеченность комфортным жильем (со всеми

коммуникациями), 24 м кв./чел. о Доля расходов на образование, 5% ВВП. о Коэффициент фондов, 12.

о Индекс развития человеческого потенциала ООН, не

ниже 40-го места. о Коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней начисленной заработной плате), 40%.

• Диверсифицированная, современная, устойчивая, конкурентная экономика (2025 г.):

о Темп роста ВВП, 5-6%. о Место России в мировом ВВП по ППС (5, 3,9%). о Доля инвестиций в ВВП, 28-30%. о Инфляция, 2,5-3,5%.

о ВВП на душу, долл. по ППС, 55% от уровня США. о Рабочие места, созданные МСП, более 45% от общего числа.

о Доля высоко- и среднетехнологичных промышленных производств в структуре ВДС, 10%. о Внутренние корпоративные кредиты, предоставленные банковским сектором, 70-80% ВВП. о Реальная процентная ставка по коммерческим кредитам, 1%.

о Доля кредитов сроком свыше 3 лет для МСП в общем объеме кредитов нефинансовым предприятиям, 8%.

• Современная инфраструктура на всей территории страны (2025 г.):

о Строительство дорог с твердым покрытием, 30 тыс. км.

о Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, 1300 км. о Авиационная подвижность населения, +23% к уровню 2015 г.

о Пропускная способность Интернета, 121,2 кбит/с. о Индекс эффективности логистики LPI, 3,2. о Перевалка контейнеров в морских портах, 10 млн ТЕи.

о Удельный вес жилья, оборудованного системами водоотведения, 80%.

• Переход к инновационной экономике (2025 г.):

о Доля «экономики знаний» в ВВП (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение), 20%. о Доля расходов на НИОКР в ВВП, 2,5%. о Доля затрат на импортируемые результаты исследований и разработок, 2,5%. о Количество российских вузов в топ-100 лучших

вузов мира, 5. о Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта организаций промышленного производства, 25%. о Место России в Глобальном инновационном индексе Р), 30.

Комплексная система целей, задач и Ш не представлена на обсуждение Контуры модели будущего:

• Рост совокупной факторной производительности.

• Государство как платформа.

• Частная инициатива как двигатель новой экономики.

• Страна умных, здоровых и творческих людей.

• Технологическое развитие как приоритет политики.

• Повышение роли регионов и городов.

• Открытость и интеграция в глобальную экономику.

• Доверие как обязательное условие для развития3. В сфере технологического развития:

• К 2020 г. будет сформирован полный комплекс стандартов цифровой экономики, к 2024 г.- цифровая инфраструктура.

• Вхождение России в число 10 стран - лидеров по числу выданных международных патентов и заявок.

• Прирост доли машин и оборудования в российском экспорте с 8,3% в 2016 г. до 13% в 2024 г.

• Сформированы 10-20 стратегических консорциумов (в том числе с участием ведущих зарубежных компаний), направленных на реализацию программ технологического прорыва.

• Удвоение несырьевого экспорта к 2035 4 г. о Средний общий возраст 76 лет в 2024 г.5

о Доля собственных средств в инвестициях в основной

капитал (с 52 до 46%). о Доля машин и оборудования в экспорте (с 8,3 до 13% в 2016-2024 гг.)

6

3 Презентация А. Л. Кудрина на Гайдаровском форуме 2017

4 Презентация А. Л. Кудрина на совещании у Президента 30.05.2017.

5 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 10.05.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

• Россия - ключевое звено в едином экономическом пространстве Азия - Европа (2025 г.) о Прямые иностранные инвестиции в Россию из стран ЕС и АТЭС, 105 млрд долл. США. о Взаимный товарооборот с ЕС и АТЭС, 661 млрд долл. США. о Доля машиностроительной продукции в структуре товарооборота стран ЕАЭС, 22%. о Доля России в глобальных финансовых активах, 2,5%. о Накопленные ПИИ России в странах ЕАЭС, 15 млрд долл. США в год. • Управленческий интегральный КР1 - 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. • Моделирование эффектов для населения (динамика 2016-2025 гг.): о Доля семей с 3 и более детьми (рост с 39 до 43%). о Число автомобилей на 1000 человек населения (с 289 до 370). о Суммарный коэффициент рождаемости (с 1,78 до 1,82). о Средняя месячная зарплата работника, руб./мес. в ценах 2016 г. (с 36,7 до 51,4 тыс. руб.). о Число высокопроизводительных рабочих мест, млн ед. (с 15,3 до 25 млн). о Доля граждан России, занимающихся низкоквалифицированным трудом, % (с 26 до 22%). о Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин, лет (с 65,9 в 2015 г. до 75,3 лет). о Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин, лет (с 76,7 в 2015 г. до 82 лет). о Уровень экономической активности в возрасте 55-59 лет, в % (с 78 до 80% у мужчин, с 54 до 60% у женщин). о Ожидаемая продолжительность жизни на пенсии, лет (с 16 до 18 лет, с 25 до 27 лет). о Число неработающих на 1 занятого, человек (с 1,03 до 1,23). о Средний доход 1 семьи (с 73,2 до 117,5 тыс. руб. в ценах 2016 г.). ■ Доля сбережений (с 6,5 до 8,5%). ■ Культура, отдых, образование (с 5,7 до 7%). ■ Здоровье (с 2,8 до 4,1%). ■ Питание (с 22,7 до 15,9%).

7 Инвестиции Темпы роста инвестиций 8-10% в год на этапе 2017-2019 гг. Рост нормы накопления с 21,3% в 2015 г. до 26% в 2019 г. (+5,9 трлн руб., ок. +1,5 трлн руб. в год) Темпы роста инвестиций 2,3-5,3% на этапе 20172019 гг. Рост нормы накопления с 18% в 2016 г. до 22% в 20246

6 Презентация А. Л. Кудрина на совещании у Президента 30.05.2017.

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

8 Новые источники роста

9 1. Производственные МСП, выход бизнеса из тени (+1,1 пп. в год на первом этапе). 2. Восстановление экономики «простых вещей» (+0,2 пп.). 3. Модернизация, повышение производительности труда действующих производств (ОПК, авиа- и космическая отрасль, станко- и приборостроение, транспортное и а/м строение, энергетика, производство медоборудования) (+0,9 пп.). 4. Новая индустриализация в традиционных отраслях (увеличение глубины переработки природных ресурсов в традиционных отраслях) (+0,3 пп.). 5. Новая индустриализация в отраслях экономики будущего (экономика знаний) (+0,6 пп.). 6. Развитие АПК (+0,4 пп.). 7. Жилищное строительство, ЖКХ и развитие инфраструктуры (+0,8 пп.). 8. Развитие Дальнего Востока и транзитного коридора Азия - Европа (+0,2 пп.). 9. Рост человеческого капитала (+0,5 пп.). Для структурного маневра в экономике необходимо создание условий для развития несырьевых отраслей за счет использования традиционных конкурентных преимуществ РФ, а также снижения издержек, повышения конкуренции, внедрения инноваций и улучшения институциональной среды7. Динамика отраслевой структуры экономики в 20162024 гг.: • Сельское хозяйство -0,5 пп. • Добывающая промышленность -0,6 пп. • Обрабатывающая промышленность -0,6 пп. • Сектор предоставления ЖКУ -0,6 пп. • Строительство +0,3 пп. • Торговля, ремонт, гостиницы, рестораны +1,7 пп. • Транспорт +0,1. «Произойдет это [рост ВВП] за счет увеличения основного капитала (1,1-1,2 пп. к экономическому росту), дополнительного использования трудовых ресурсов (0,2-0,3 пп.) и так называемой совокупной факторной производительности (0,7-1 пп.), которая в первую очередь будет базироваться на изменении бизнес-модели, подразумевающем, в частности, снижение регулятивной нагрузки»8

10 Этапы экономического развития

11 • ЭТАП № 1: Восстановление экономического роста (20172019 гг.): о Использование инвестиционного и потребительского спроса на внутреннем рынке как основного драйвера роста - импортоза-мещения. Увеличение доходов от традиционного экспорта. о Поддержание умеренно-низкого валютного курса (по отношению к текущему состоянию платежного баланса). о Дозагрузка существующих конкурентоспособных мощностей. • ЭТАП № 2: Выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020-2025 гг.): о Рост производительности и конкурентоспособности российской экономики, расширение несырьевого экспорта. о Укрепление курса рубля в соответствии с параметрами роста экономики. о Наращивание инвестиций в основные фонды и человеческий капитал. о Рост нормы накопления. • ЭТАП № 3: Устойчивое развитие (2026-2035 гг.): о Сбалансированное сочетание развивающегося внутреннего рынка за счет повышения качественных характеристик уровня жизни и динамичного развития несырьевого высокотехнологичного экспорта. о Открытие новых рынков инновационной продукции. о Нормальное функционирование экономики в условиях сближения параметров номинального курса и ППС как главного признака развитой экономики. о Наращивание присутствия российских компаний на глобальных инновационных рынках и управление глобальными производственными цепочками «Экономический цикл до 2035 г.»: • Период восстановительного роста (2017-2019 гг.). • Инвестиционный период (2020-2026 гг.). Инвестиции, расширяющиеся с темпом 6% в год и более, выступают как важнейший фактор роста. • Период роста за счет конкурентоспособности (20272035 гг.). Поддержать высокую экономическую динамику становится возможным лишь путем существенного повышения конкурентоспособности9. «В первые два-три года реформ должно произойти повышение доверия к программе действий правительства, это и станет ключевым фактором для роста инвестиций, считает Кудрин. Затем, с 2020 до 2026 года, нужно сосредоточиться на наращивании объема инвестиций до 6% в год. Однако это не поможет достигнуть желаемых темпов роста экономики в 3-4% ВВП. «Поэтому на отрезке 2027-2035 годов нам нужно повышение конкурентоспособности, и, для того чтобы стать более устойчивыми, существенное повышение производительности»10

7 URL: http://csr.ru/ekonomicheskoe-razvitie/ (дата обращения: 10.06.2017).

8 URL: http://www.rbc.ru/economics/11/04/2017/58ec91d99a794783e306d365?from=main (дата обращения: 12.05.2017).

9 Презентация к выступлению А. Л. Кудрина на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2017.

10 URL: http://csr.ru/news/barery-i-stimuly/(дата обращения: 18.04.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

12 Список программ

13 1. Переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике. 2. Денежно-промышленная политика. Обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам. 3. Ограниченное стимулирование спроса и создание новых рынков. 4. Снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий за счет повышения их эффективности. 5. Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост. 6. Кардинальное снижение административного давления на бизнес. 7. Судебная реформа. 8. Реформа уголовного экономического законодательства. 9. Повышение уровня и качества жизни. 10. Электронная (цифровая) экономика. 11. Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» имущественных и земельных активов государства. 12. Пространственное развитие. 13. Открытая экономика, место России в международном разделении труда. 14. Создание системы управления стратегическим развитием Технологическое развитие: • Ключевые позиции в новой глобализации. • Российская технологическая революция. • Пространство для инициативы. • Продовольствие для России и мира. • Интегрированная транспортная система. Человеческий капитал: • Образование XXI века. • Здоровье граждан. • Социальная поддержка семей с детьми и пенсионеров. • Города для жизни. Современное государство: • Трансформация госуправления. • Успешные регионы сильной федерации. • Независимая и справедливая судебная система. • Безопасная Россия. Устойчивая экономика, финансовая и бюджетная система11

14 СОЗДАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

15 1. Обеспечение роста экономики при сохранении макроэкономической устойчивости

16 Инфляционное таргети-рование • Установить в качестве целевого показателя по инфляции значение, не сдерживающее экономический рост. (Реальная ставка не выше 2% до 2019 г. и не выше 1% к 2025 г.). • Изменить вектор ДКП, перейти к контрциклической денежной политике - приступить к планомерному снижению ключевой ставки ЦБ до уровней - «инфляция +2%» • Достижение целевого уровня инфляции 4% в среднесрочном периоде и понижение цели по инфляции до 2-2,5% в долгосрочном периоде. • Формирование низких инфляционных ожиданий и снижение ставок кредитования в экономике. • Свободное плавание валютного курса. • Сохранение независимости Банка России в регулировании денежно-кредитной политики12. Сдерживание роста тарифов за счет сдерживания спроса со стороны хозяйствующих субъектов: «В действительности рост тарифов характеризуется определенной корреляцией с ростом денежной массы в предыдущий год, а значит, предложение денег существенно воздействует на уровень тарифов. Повышение спроса на продукцию монополий, вызванное смягчением денежной политики, увеличивает потенциал индексации тарифов, и чем сильнее растет спрос, тем больше возможностей у менеджмента монополий для лоббирования повышения тарифов» [1]. Укрепление рубля посредством политики высоких ставок «Необоснованно считать немонетарной и компоненту инфляции, которая объясняется эффектом переноса обменного курса в потребительские цены импортных товаров. Даже когда денежные власти напрямую не таргетируют обменный курс, а используют в качестве инструмента процентную ставку, они влияют с ее помощью на денежное предложение и потоки капитала»

11 Презентация А. Л. Кудрина на совещании у Президента 30.05.2017.

12 URL: https://akudrin.ru/news/ustoychivyy-ekonomicheskiy-rost-model-dlya-rossii-vystuplenie-na-gaydarovskom-fo-rume-13-01-2016 (дата обращения: 10.06.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

17 Изменение политики ЦБ Экономическим и монетарным властям обеспечивать, наряду со сдерживанием инфляции, достижение целевых ориентиров и по другим макроэкономическим показателям: валовый внутренний продукт, число высокопроизводительных рабочих мест, курс рубля «Проводимая сегодня денежно-кредитная политика близка к оптимальной и не требует существенного пересмотра. Внедрение режима инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля, а также переход к управлению денежным предложением посредством ключевой ставки составляют важное качественное изменение и служат примером эффективной институциональной реформы, закладывающей фундамент для будущего экономического роста». «Возвращение регулятора к активной валютной политике и особенно таргетирование обменного курса нецелесообразны, поскольку подобная политика не позволит добиться декларируемых целей, но сделает финансовую систему заложницей хрупкого режима управляемого курса»

18 Валютная политика • Реализация непубличной политики таргетирования умеренно-низкого валютного курса (с учетом соотношения реального и номинального курсов рубля), стимулирующего экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики. • Обеспечение ограниченной волатильности, стабильности курса рубля Отказ от любого таргетирования курса, при этом поддержка политики высоких ставок, которая приводит к укреплению рубля

19 Дефицит бюджета Установить предельный уровень дефицита бюджета для обеспечения выхода на качественный экономический рост на 3% ВВП и предельный уровень государственного долга на уровне 30-35% ВВП «Смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с 40 до 45 долл. США, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП»13, 14

20 2. Денежно-промышленная политика. Обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам

21 1. Задействовать все доступные государству ресурсы, обеспечивающие форсированный рост инвестиций в производственные, технологические и инфраструктурные проекты, дающие максимальный мультипликативный эффект для развития экономики. • ЦБ РФ дофинансировать существующие и создать новые институты развития. • Запустить новые специальные инструменты рефинансирования кредитов ЦБ РФ в системе проектного, торгового финансирования. Использовать средства, выделенные по Федеральному закону № 1044-ФЗ на реальное проектное финансирование. Разработать систему обеспечения ЦБ РФ суверенных гарантий Правительства РФ. 2. Обеспечить использование специализированных механизмов рефинансирования ЦБ РФ для обеспеченного кредитования малого и среднего бизнеса. 3. Повысить эффективность использования механизмов государственных гарантий. 4. Существенно, на сбалансированной основе снизить требования ЦБ РФ по нормированию и резервированию при выдаче коммерческих кредитов. Пересмотреть систему оценки рисков в собственной экономике (риски ничего не делать - несравненно выше). 5. Стабилизировать ситуацию в банковском секторе. От политики массового отзыва лицензий перейти к приоритету политики предупреждений и оздоровления портфелей кредитов банков. Создать Банк плохих долгов. Застраховать банковские вклады юридических лиц на сумму 1,5 млн руб. 6. Реализовать программу развития финансового рынка России, в том числе рынка корпоративных облигаций. Не облагать налогами доход от реализации корпоративных и суверенных облигаций В области бюджетно-налоговой политики важным представляется обеспечение стабильности системы государственных финансов в долгосрочном периоде, не создающей препятствий для экономического развития за счет внедрения нового бюджетного правила и прио-ритезации расходов на человеческий капитал15. Позиция по предложениям из Стратегии Роста: «Показатели экономической активности свидетельствуют о том, что выпуск в российской экономике близок к своему потенциальному уровню, поэтому монетарная экспансия позволит повысить темпы роста ВВП только в краткосрочной перспективе, а затем наступит стагфляция». Расходы на национальную экономику: «На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП [к 2024 г.]»16. «Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов».

13 URL: http://expert.ru/expert/2017/20/posmotrite-pod-nogi/ (дата обращения: 05.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 05.06.2017).

15 URL: http://csr.ru/ekonomicheskoe-razvitie/ (дата обращения: 05.06.2017).

16 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 05.06.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

Против стимулирования инвестиций: «Попытка реализовать политику „количественного смягчения" в российских условиях, скорее всего, приведет к росту инфляции. В дополнение к этому выпущенные в обращение деньги будут перемещаться и на валютный рынок, что усилит понижательное давление на рубль. Этому не сможет воспрепятствовать предлагаемое некоторыми экспертами адресное использование эмитированных денег, или так называемая „связанная эмиссия", предполагающая, что получатели данных средств будут ограничены в целях, на которые они могут их потратить. Даже если предположить, что все выданные ЦБ РФ кредиты будут израсходованы в рамках инвестиционных проектов в строгом соответствии с требованиями, это создаст барьер для перетекания эмитированных средств на валютный и потребительский рынки лишь на первом этапе. Расходование средств в рамках инвестиционных проектов предполагает выплату зарплаты, оплату работы подрядчиков, покупку оборудования и т.д., следовательно, данные расходы будут доходами контрагентов предприятий, получивших льготное кредитование от ЦБ РФ». «Схемы рефинансирования, понимаемые экспертами Столыпинского клуба как российский вариант „количественного смягчения", по сути, возлагают на регулятора функцию осуществления структурной политики, которой он не должен заниматься, поскольку это вступает в конфликт с задачей обеспечения ценовой стабильности. Помимо этого, данная политика будет приводить к искажениям на рынке кредита, поскольку предлагаемые меры нацелены на создание особенно выгодных условий для ряда предприятий, которые будут получать финансирование на нерыночных условиях. При таком подходе игнорируется важная регулирующая роль ставки процента по кредиту, поскольку она отсекает инвестиционные проекты, которые не обеспечивают достаточную рентабельность»

22 3. Ограниченное стимулирование спроса и создание новых рынков по целевым неинфляционным каналам, напрямую стимулирующим рост отечественного производства

23 • Реализовать специальную программу жилищной ипотеки под 5% годовых на сумму 150 млрд руб. Увеличить финансовые ресурсы АИЖК за счет источников ЦБ РФ через выкуп облигаций. • Субсидировать потребление социально незащищенными категориями граждан отечественных продуктов питания и лекарственных средств на сумму 170 млрд руб. • Продолжить программы по стимулированию покупки автомобилей, сельскохозяйственной техники, других промышленных товаров отечественного производства на сумму не менее 200 млрд руб. • Стимулировать аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием с целью увеличения доли участия производственных субъектов МСП в закупочной деятельности госкомпаний. Разрешить МСП на спецрежимах налогооблажения уплачивать НДС. • Стимулировать экспорт: на первом этапе запустить программы создания экспортоориентированных производств в сфере ВПК, АПК, ИТ, глубокой переработки сырья (газ, зерно, алмазы, дерево, рыба), на втором - перейти на экспорт высокотехнологичного оборудования, авиа-, станкостроения. • Увеличить в 4 раза уровень расходов на образование и лечение, подлежащих налоговому вычету, включить в базу для расчета налогового вычета весь объем страховых взносов и налогов, уплачиваемых физическими лицами Технологическое развитие: • Государство станет примером технологического обновления от госуправления до образования и здравоохранения. • Радикальное снижение регулирования для технологических предпринимателей. • Укрепление сети ведущих университетов как инновационных центров. • Создание российских и глобальных консорциумов производителей, потребителей и регуляторов. • Умные механизмы коммерциализации инноваций

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

24 4. Снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий за счет повышения их эффективности

25 • Зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на 2018-2019 гг. на уровне 2017 г. • Передать функцию по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергии в 2017-2018 гг. с регионального уровня на федеральный (МРСК, Территориальные сетевые компании). • Провести оценку эффективности существующей практики ценообразования и предложить план по изменению (включая снижение) тарифов начиная с 2019 г. на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек. • Ликвидировать перекрестное субсидирование. Выровнять тарифы для населения и промышленных потребителей. • Внедрить модель тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий на основе метода тарифного регулирования Price Cap с 2019 г. Инвестиционная составляющая должна не вкладываться в тариф, а финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования. • Перейти на принцип установления долгосрочных тарифов на 6 лет. • Скорректировать параметры налогового маневра. Стимулировать продажу сырьевых товаров и продуктов первого-второго переделов на внутреннем рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте ряда сырьевых товаров «Реструктуризация административных и инфраструктурных монополий»17 (один из пунктов направления «Освобождение частной инициативы»). Снижение тарифов за счет жесткой ДКП и снижения спроса со стороны хозяйствующих субъектов: «Как известно, большинство тарифов индексируется с учетом прошлой инфляции. Таким образом, проводя успешную политику ее снижения, Банк России тем самым способствует более медленному повышению тарифов в будущем» [1]. «Повышение спроса на продукцию монополий, вызванное смягчением денежной политики, увеличивает потенциал индексации тарифов, и чем сильнее растет спрос, тем больше возможностей у менеджмента монополий для лоббирования повышения тарифов. Когда регулятор сдерживает инфляцию, повышая процентную ставку, он также подавляет спрос на услуги монополий и тем самым ограничивает рост тарифов»

26 5. Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост

27 • На первом этапе - снизить налоговую нагрузку на новые и динамично развивающиеся производства. Налоговые каникулы сроком на пять лет для новых производственных предприятий и льготы по уплате налога на прибыль, имущество, ускоренная амортизация, льготы по страховым взносам для предприятий, внедряющих новое оборудование и технологии, создающих ВПРМ. • На втором этапе, начиная с 2020 г., привести структуру налогов в соответствие с задачей стимулирования экономического роста - снижение прямых налогов на производство за счет увеличения косвенных налогов на потребление и налогов на природную ренту. Основные решения: • Необходимо в 2017 г. разработать новую налоговую политику РФ на 2019-2021 гг., в которой полноценно будут реализованы не только фискальные функции, но и функции стимулирования социально-экономического развития и функции выравнивания неравенства доходов посредством реализации распределительной функции. • Повысить эффективность налогового администрирования, упростить систему отчетности, перейти на МСФО. • Создать систему налоговой мотивации муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций, необходимо перераспределение источников налоговых доходов между различными уровнями бюджета. • Налоговая мотивация перехода в российскую юрисдикцию -офшорный коэффициент по налогу на прибыль и налогу на имущество. • Новое бюджетное правило: в случае роста налоговых доходов возвращать 50% прироста в экономику за счет снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот. • Принять федеральный закон, закрепляющий общие принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, а также общие правила их администрирования. Установить мораторий на введение федеральных и региональных неналоговых платежей до 2025 г. Возможность повышения налогов после периода восстановления: «Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны»18. О налоговых стимулах роста экономики не говорится. Возможность повышения доходов за счет изменения ставок и/или введения новых налогов: «Нам нужно искать другие источники доходов, а частично они будут связаны с возможностью изменения налоговой системы»19

17 URL: https://akudrin.ru/news/ustoychivyy-ekonomicheskiy-rost-model-dlya-rossii-vystuplenie-na-gaydarovskom-fo-rume-13-01-2016 (дата обращения: 05.06.2017).

18 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 05.06.2017).

19 URL: http://incrussia.ru/news/kudrin-zayavil-o-chrezmernom-davlenii-na-biznes-so-storony-pravookhranitelnykh-organov/ (дата обращения: 05.06.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

28 6. Кардинальное снижение административного давления на бизнес

29 • Ограничить число проверок: в два раза снизить число согласований прокуратуры на проведение плановых и внеплановых проверок, ограничить число плановых проверок - не более 2 проверок в год одного субъекта предпринимательской деятельности и не более одного раза в три года одним органом КНД, ограничить административные расследования, запретить накладывать штрафы и другие наказания по их итогам. • Перестроить систему обязательных требований и моделей регулирования с учетом современного международного опыта, в том числе внедрив систему единого окна КНД, единого реестра требований, единого реестра проверок, гайдлайнов. • Постепенно перейти на риск-ориентированный подход в КНД. • Усилить ответственность и практику привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности. • Пресечь массовую практику «торговли бумажками» - очистить систему сертификации, экспертиз, исследований от платных услуг, оказываемых организациями с государственным (муниципальным) участием. • Реорганизовать систему оказания государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных закупок, проведения торгов и аукционов на право приобретения имущества или заключения договоров аренды, переведя соответствующие услуги в электронный вид. • Кардинально снизить избыточное административное давление на чиновников - исключить избыточную отчетность и внедрить современные электронные системы документооборота Консолидироваться с приоритетной программой реформы КНД, разработанной под руководством Михаила Абызова, специальный блок не разрабатывается. «Одной из главных причин экономического и технологического отставания России может быть чрезмерное давление на бизнес со стороны правоохранительных органов». «Почему мы отстаем по технологиям? У нас в обычном бизнесе большие риски, а в технологическом предпринимательстве рисков еще больше, зарегулированность экономической деятельности, нашей контрольно-надзорной деятельности. Правоохранительные органы сегодня чрезмерное давление осуществляют на бизнес»20

30 7. Судебная реформа

31 • Повысить независимость судей. Ограничить полномочия председателей судов. Ввести их выборность и ротацию каждые два года. Создать новую кассационную инстанцию с учетом экстерриториальности (на уровне федеральных округов) и инстанции «малых» надзорных президиумов в Верховном Суде. • Изменить структуру кадрового состав судейского корпуса. Ввести единый федеральный статус судьи «Судья первой (кассационной, высшей) инстанции Российской Федерации», с правом осуществления функций судьи в любом суде соответствующей инстанции на территории РФ. До 2019 г. привлечь в судебный корпус не менее 1000 адвокатов. К 2025 г. установить квоту на формирование судебного корпуса: не менее 50% назначаемых судей должны иметь опыт работы адвокатами и/или в прокуратуре. • Повысить ответственность судей за заведомо неправосудные решения. Активизировать работу квалификационных комиссий, создать специальное оперативное подразделение ФСБ по расследованию обвинений против судей. • Расширить полномочия Верховного Суда Российской Федерации по отмене вступивших в законную силу решений судов, грубо нарушающих нормы материального права и единство правоприменительной практики в Российской Федерации. • Снизить нагрузку на судей. Существенно повысить минимальные суммы, после которых органы власти смогут обращаться в мировой суд за взысканием недоимки физических лиц. Повысить размер государственной пошлины, например для компаний, оказывающих коммунальные услуги, при обращении в мировой суд. Увеличить число мировых судей, число арбитражных судей в го-родах-миллионниках (в Московском арбитражном суде каждому судье в среднем приходит 7 новых дел в день) Реформа судебной системы: • Новые нормы и процедуры, защищающие права собственников. • Новая система профессиональной подготовки и отбора судейских кадров. • Прозрачные процедуры назначения и дисциплинарной ответственности судей. • Формирование эффективного аппарата судов. • Снижение нагрузки на судебную систему. • Электронное правосудие.

20 URL: http://incrussia.ru/news/kudrin-zayavil-o-chrezmemom-davlenii-na-biznes-so-storony-pravookhranitelnykh-organov/ (дата обращения: 05.06.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

Считают неприемлемым предложение по привлечению 1000 адвокатов и прокуроров, надо снижать ответственность судей. Половинчатые, относительно Стратегии роста решения по нагрузке судей. «Основными направлениями реформы ее авторы считают улучшение качества судейских кадров, преодоление организационных ограничений независимости судей и рационализацию судебного процесса, которая должна привести к снижению нагрузки на судей. Для этого предлагается переформатировать систему подготовки и назначения судей. Подготовкой должен заниматься специальный центр, а назначенный однажды судья получит право работать в судах того же уровня без прохождения заново полного цикла проверок. Упрощается перемещение судей по вертикали: кадровая комиссия при Президенте рассматривает кандидатуры судей только при первом назначении, а перемещение на другие позиции происходит по представлению председателя Верховного Суда и по решению квалификационной коллегии судей. Сотрудников правоохранительных органов в президентской комиссии должны заменить представители кремлевской администрации и общественности. Также предлагается ввести выборы председателей райсудов, ограничить время их пребывания в должности тремя трехлетними сроками и сократить их полномочия: лишить права вносить представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и возможности распределять премии, а также ввести автоматизированный порядок распределения дел между судьями»21

32 8. Реформа уголовного экономического законодательства

33 • Ограничить проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий до возбуждения уголовного дела. • Устранить приоритет уголовного разбирательства перед рассмотрением дела гражданским и арбитражным судом, решить проблему преюдиции. • Обязать правоохранительные органы получать согласие прокурора: на возбуждение уголовных дел, на проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, на обращение с ходатайством в суд об избрании меры пресечения. • Установить ограничение для судей, принимавших решения на этапе следствия и суда (например, об избрании меры пресечения), рассматривать уголовное дело по существу. • Назначение экспертизы на этапе дознания и следствия, в том числе определение перечня вопросов, выбор экспертной организации, должно проводиться прокурором. • Ввести суд присяжных по ч. 4-7 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ее составам. По ст. 159-159.6 УК РФ установить принцип «за квалифицированное мошенничество ответственность больше», снизив при этом ответственность по общему составу «Мошенничество». • Предоставить прокуратуре право возбуждать уголовные дела по ст. 169 УК РФ. • Приравнять год в СИЗО к двум годам в колонии «В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить»22

34 9. Повышение уровня и качества жизни

35 Расходы на образование +1,4% к 2025 г. +0,8% ВВП к 2024 г.23

21 URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/03/13/680829-kudrina-plan-sudebnoi-reformi (дата обращения: 05.06.2017).

22 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 05.06.2017).

23 URL: http://tass.ru/opinions/interviews/4225506 (дата обращения: 05.06.2017).

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

36 Расходы на здра-воохра-нение +1,6% к 2025 г. +0,7% ВВП за 6 лет

37 Доходы населения Средняя заработная плата +60% в реальном выражении к уровню 2016 г. Значительного роста уровня жизни в ближайшие годы не прогнозируется: потребление домашних хозяйств, которое в предыдущие годы было главным драйвером роста ВВП, уйдет с первого плана. В ближайшие годы его заменят инвестиции, а затем - производительность24

38 ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ИЗМЕНЕНИЙ: расходы бюджета на социальную сферу необходимо признать не безвозвратными субсидиями, а инвестициями в человеческий капитал, а значит, в экономический рост и увеличение доходов бюджета. • Рассматривать задачу создания высокопроизводительных рабочих мест как главный инструмент для решения основных социальных проблем в России. • Пересмотреть приоритеты расходования бюджетных средств, не допуская сокращения финансирования социальной сферы в реальном выражении на этапе восстановления экономического роста, а на последующем этапе перейти к наращиванию расходов. • Провести пенсионную реформу, не допускать повышения пенсионного возраста до достижения продолжительности жизни в России 75 лет. Обеспечить 100%-ное государственное бюджетное финансирование пенсионных обязательств, возникших во время СССР. Перевести накопительную систему на добровольную основу, снизить ставки страховых платежей в ПФР с ФОТ. • Реализовать программу улучшения демографической ситуации за счет синхронизации федеральных и региональных программ и создания комплексной системы стимулов, направленных на увеличение рождаемости, снижение смертности населения. • Установить в профильных государственных программах и для учреждений социальной сферы количественные показатели эффективности, основанные на результативности их работы, на качестве, на взаимодополнительности и комплексности, а не количестве оказанных услуг. • Стимулировать приток частных инвестиций в социальную сферу за счет устранения административных барьеров, расширения доступа частных компаний к бюджетным средствам, снижения недобросовестной конкуренции, развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере. • Дополнить финансовые меры стимулирования рождаемости нефинансовыми: обеспечить возможность для матерей совмещать рождение детей и профессиональное развитие, за счет развития системы дошкольного и школьного образования снять избыточную временную и финансовую нагрузку с матерей. • Совершенствовать государственную программу стимулирования возвращения соотечественников и привлечения образовательных мигрантов. • Принять комплексную программу снижения смертности мужчин в трудоспособном возрасте, в том числе пропагандирующую более внимательное отношение мужчин к своему здоровью. ОБЕСПЕЧИТЬ МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ • Увеличить точность прогнозов по потребностям отраслей и территорий в кадрах, внедрив методику и статистическую систему учета динамики создания высокопроизводительных рабочих мест и учета общего количества рабочих мест в разрезе видов деятельности, регионов и муниципалитетов на базе данных ФНС России. Раскрытие человеческого потенциала: • Непрерывное и гибкое образование • Грамотность XXI века - компьютерная, технологическая, предпринимательская, финансовая, гражданская, медицинская. • Повышение роли многопрофильных и технологических колледжей. • Индивидуализация здравоохранения, введение систем мотивации ведения здорового образа жизни. Четкое определение объема и качества медицинских услуг в рамках государственных гарантий. • Активное долголетие25. Гибкость рынков труда: • Создание механизмов повышения мобильности рабочей силы. • Создание инфраструктуры и системы стимулов для профессионального переобучения. • Легализация и интеграция трудовых, в первую очередь высококвалифицированных мигрантов. «Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования»

24 URL: http://www.rbc.ru/economics/11/04/2017/58ec91d99a794783e306d365?from=main (дата обращения: 05.06.2017).

25 URL: https://akudrin.ru/news/ustoychivyy-ekonomicheskiy-rost-model-dlya-rossii-vystuplenie-na-gaydarovskom-fo-rume-13-01-2016 (дата обращения: 05.06.2017).

Решение

«Стратегия Роста»

Программа ЦСР

» Гармонизация содержания учебных программ и образовательных технологий системы образования с потребностями современной и будущей экономики России.

» Создать новую систему дополнительного профессионального образования, позволяющую гибко реагировать на быстро изменяющиеся требования к компетенциям работников. Прежде всего необходимы программы дополнительного профессионального образования, состоящие из коротких учебных модулей в ИТ-сфере, инжиниринга, инженерно-конструкторских работ, государственного и муниципального управления, подготовки педагогических кадров и пр.

» Создание серии дистанционных программ обучения ведущими российскими образовательными организациями высшего образования для целей интеграции, развития сотрудничества и продвижения национальных интересов со странами СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС.

» Создать условия для репатриации и привлечения из-за рубежа кадров, обладающих требуемым для модернизации экономики уровнем образования и квалификациями.

» Сформировать кадровый резерв из молодых научных сотрудников на уровне каждого субъекта РФ и создать региональные фонды с участием бизнеса, компаний с государственным участием для материальной поддержки, обеспечения доступа к международным базам данных и организации конференций и других профильных мероприятий по обмену опытом с приглашением зарубежных ученых.

» Закрепить в типовом трудовом договоре научного сотрудника и преподавателя образовательной организации высшего образования возможность совмещать работу в России и в зарубежных образовательных организациях и научных центрах.

» Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации научных кадров в приоритетных областях научно-технологического развития.

» Расходы консолидированного бюджета на науку и образование 2017-2019 гг. оставить на уровне 2016 г., внести в законодательство поправки, стимулирующие частные компании заниматься трансфером технологий и результатов НИОКР Разработать механизм предоставления права образовательными организациями высшего образования определять проходной балл как взвешенную сумму баллов вступительных экзаменов и ЕГЭ при учете взвешивающих коэффициентов, отражающих профиль и специфику образовательной организации. Ведущим образовательным организациям высшего образования дать возможность выставлять максимальное значение взвешивающего коэффициента.

» Запустить программу повышения квалификации преподавательских кадров в образовательных организациях высшего образования и преподавателей школ старших классов на базе ведущих образовательных организаций высшего образования страны на принципах комбинированного финансирования.

» Запустить программы прикладного бакалавриата на базе профессиональных образовательных организаций.

» Разработать государственную федеральную программу «Школьник - будущее России», ориентированную на отбор и создание условий для личностного развития талантливых детей и охватить не менее 100 тыс. учеников во всех регионах России.

» Ввести в общеобразовательных организациях позицию заместителя директора, отвечающего за инновации в учебных программах.

» Максимально широкое тиражирование успешных пилотных проектов программы УМНИК, детского города мастеров «Мастерс-лавль», детских технопарков «Кванториум», образовательного центра СИРИУС и движения WorLdskiLLs.

» Ускорение тиражирования успешного опыта работы проектного офиса Правительства Российской Федерации и проектного офиса АСИ

«Мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать».

«Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым»

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

39 10. Электронная (цифровая) экономика

40 Чтобы сохранить позиции в мировой экономике, экономический суверенитет России, необходима собственная общегосударственная концепция развития электронной (цифровой) экономики на базе: • Признания и законодательного регулирования блокчейн-техно-логий, криптовалют и др. • Стимулирования создания «компаний-платформ» мирового уровня (пилот - на базе Сбербанка). • Развитие национальной технологической инициативы - дорожных карт внедрения новых технологий. 1. Задачи по стимулированию развития среды для цифровой экономики и компаний-платформ: • Совершенствование законодательного регулирования цифровой экономики и электронной торговли, в том числе полное признание электронного документооборота. Определение стандартов, порядка и условий информационного обмена данными коммерческих организаций с органами власти. Принятие Закона о цифровой записи (жизненный цикл данных, стандарты метаданных). • Развитие инфраструктуры открытых данных. Создание цифрового архива. • Определение требований к безопасности и защите персональных и корпоративных данных. • Развитие пропускной способности Интернета и инфраструктуры хранения, обработки данных. • Создание бизнес-инфраструктуры под поддержку бизнес-старта-пов - центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров. • Формирование юрисдикции, способной конкурировать за привлечение российских и иностранных компаний-лидеров в технологиях будущего: программа привлечения иностранных компаний по аналогии с Ирландией, ОАЭ и Силиконовой долиной (долгосрочные меры налогового и неналогового стимулирования). Широкий спектр субсидий и мер поддержки российских компаний и стартапов. • Создание биржи электронных денег и криптовалют. Принятие законодательства, регулирующиего оборот криптовалют, разрешающее их обмен на рубль. Создание биржи обмена криптовалют на фиатные деньги. Разворачивание системы новых образовательных программ в ведущих вузах и реализация программ по отбору талантливых детей в школах. • Развитие Национальной технологической инициативы - прямой государственной поддержки разработки и развития прорывных новых технологий и систем, способных к мультипликативности. 2. Платформа государственного управления: • Обеспечение доступа, взаимного использования, стандартизации и увязки данных, используемых для целей государственного управления в экономической, социальной и других сферах. • Создание Единого центра обработки информации на базе данных ФНС России, внебюджетных фондов, ФТС, Росимущества, Казначейства и др. для реализации пилотных программ по выработке и повышению эффективности решений, принимаемых в сфере налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, социальной политик, отраслевых и региональных политик. • Реализация пилотного проекта по созданию системы управления субъектом РФ и муниципалитетом. • Реализация пилотного проекта в сфере государственного регулирования тарифов. • Реализация пилотного проекта по разработке и реализации индикативного планирования и директивного плана для государственных компаний. 3. Платформа государственных услуг: • Реализация через программы МФЦ в муниципалитетах унификации, оптимизации регламентов и перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг как для населения, так и для бизнеса. «Все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году». «Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных»

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

• Внедрение системы электронного профиля гражданина с целью реализации персонифицированных государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, реализации программ налогового стимулирования и др. • Перевод на современные технологии безопасного хранения данных (например, ВС) информационных систем, содержащих данные: лицензирования и сертификации, регистрации прав, в том числе на недвижимое имущество, и др. 4. Компании-платформы: • Выращивание компаний-платформ (национальных лидеров), конкурентоспособных на международных рынках (например, Сбербанк, возможно создание на базе Почты России). • Создание привлекательных условий для национальных и глобальных компаний в российской юрисдикции, стимулирование иностранных компаний к выбору российской юрисдикции. 5. Платформа, объединяющая институты развития РФ и программы государственной поддержки: • Реализация на площадке ВЭБ пилотного проекта по созданию воронки отбора эффективных проектов для институтов развития, определение максимально подходящих инструментов государственной поддержки и программ, поиск российских и иностранных инвесторов и партнеров, система отслеживания реализации проектов. • Поиск и привлечение в проекты российских и зарубежных инвесторов, взаимодействие с финансовыми и кредитными организациями. • Упрощение процедур и внедрение новых стандартов с целью снятия избыточных требований к заявителям на получение государственной поддержки. 6. Платформы электронной торговли B2G, В2В, В2С (коммерческие площадки): • уточнение правового статуса и обеспечение эффективного регулирования деятельности электронных торговых площадок в секторах B2G, В2В и В2С, а также интернет-магазинов в секторе В2С; • обеспечение эффективного нормативно-правового регулирования электронных сделок в секторах B2G и В2В, а также системы заключения сделок в секторе В2С, в том числе при различных способах розничной продажи товаров и услуг через Интернет; • обеспечение правовой защиты участников электронной торговли в секторах B2G, В2В, В2С (продавцов, покупателей, третьих лиц); • модернизация законодательства в связанных с электронной торговлей сферах, в том числе в области персональных данных; • увеличение продаж лицензионной продукции и снижение доли нелегальной продукции на рынке электронной торговли; • выравнивание условий ведения деятельности для российских производителей, интернет-магазинов и иностранных интернет-площадок и магазинов, реализующих товары напрямую физическим лицам на территории РФ; • совершенствование системы налогообложения в области электронной торговли В2В и В2С; • совершенствование систем оплаты в области электронных сделок в секторах B2G, В2В, В2С; • совершенствование инфраструктуры для повышения логистической доступности товаров, работ и услуг для участников электронной торговли в секторах В2В и В2С; • обеспечение кибербезопасности в области электронной торговли на внутреннем рынке и в области трансграничной электронной торговли в секторах B2G, В2В, В2С

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

41 11. Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» имущественных и земельных активов государства

42 • Выполнить массовую программу малой приватизации «снизу». Продать все неиспользуемые для собственных нужд муниципальные и региональные имущественные и производственные активы, осуществляющие производство, работы, услуги, непрофильные для местных и региональных властей. • Разрешить продажу имущественных и производственных активов по минимальной стоимости, но с инвестиционными обязательствами, с преимущественным доступом к торгам МСП. • До продажи активов создать прозрачные условия аренды и выкупа недвижимого имущества у органов власти. • Установить мораторий на повышение кадастровой стоимости и арендных ставок на имущество на федеральном и региональном уровнях. • Усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, упростить процедуру оспаривания, установить четкие требования к оценке и учету кадастровой стоимости, повысить ответственность оценщиков. • Создать единую базу имущества в системе блокчейн, обеспечив подготовку участков и объектов недвижимости к приватизации за счет средств бюджетов. • Обеспечить продажу сельскохозяйственных земель государственной и муниципальной собственности, общей долевой собственности. • Ввести новый вид разрешенного использования земельных участков - «единый имущественный производственный комплекс», установив единый порядок постановки на кадастровый учет «Освобождение частной инициативы: • Снижение доли государства. • Реструктуризация административных и инфраструктурных монополий. • Новая конкурентная и отраслевая политика. • Развитие малого и среднего предпринимательства. Приоритеты в сфере приватизации: • Реализация принципа «презумпции полезности» приватизации, гарантии долгосрочности заявленных планов. • Нормативное ограничение «разрастания» госсектора в экономике, ограничение приобретения новых активов крупными компаниями с госучастием, ревизия госхолдингов и госкорпораций. • Сокращение масштабов прямого участия государства в экономике за счет приватизации крупных компаний, модернизации сектора и замещения прямого контроля отраслевым регулированием. • Проведение «чистки» госсектора от некрупных «непрофильных» активов. • Систематизация интересов государства в «стратегическом» ядре: все сохраняемые в ядре госкомпании должны провести IPO, обеспечить биржевые котировки акций и стать публичными26

43 12. Пространственное развитие

44 • Сделать основной единицей территориально-отраслевой политики не многомиллионные агломерации, а города с населением 250-500 тысяч человек (для регионов с малой концентрацией населения 100-250 тысяч человек), которые смогут стать рынками сбыта для прилегающих сельскохозяйственных территорий и более мелких муниципальных образований. Сконцентрировать на указанных центрах меры государственной поддержки. • Выделить территориально-отраслевые кластеры как точки роста, очаги эффективного управления, на примере которых расшиваются узкие места в регуляторных требованиях, контроле и надзоре, денежно-кредитной политике, налоговой политике, образовательной политике с дальнейшим тиражированием на всю экономику. • Реализовать пилотные проекты по увеличению доли налогов, остающихся в региональных и муниципальных бюджетах, с целью мотивации территорий к улучшению делового климата и повышению качества государственного и муниципального управления и предоставления государственных услуг. И регионы, и муниципалитеты должны быть заинтересованы в росте собственной налогооблагаемой базы и снижении зависимости от межбюджетных трансфертов за счет создания условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций. • Развитие региональных инвестиционных компаний, банков, инфраструктуры поддержки МСП. • Реализовать программу развития рынка арендного жилья сроком на 10 лет и объемом строительства 500 млн кв. м. • Реализовать пилотный проект по переводу информационных систем, государственных и муниципальных услуг, сервисов для инвесторов на современную платформу с использованием блокчейн-технологии, системы сбора и обработки «больших данных» для целей обеспечения прозрачности и снижения рисков инвесторов. • Тиражировать успешный опыт региональных проектных офисов, региональных инвестиционных стандартов АСИ Развитие регионов и городов: • Поддержка городов-лидеров, формирование 10-15 глобальных городов, способных конкурировать с мировыми центрами по производительности и качеству жизни. • Перераспределение полномочий на региональный уровень (экология, общественная безопасность и другие), повышение финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов. • Поддержка и диверсификация развития сельских территорий. • Повышение качества транспортных услуг на уровне регионов и между регионами. • Развитие креативных индустрий и повышение их доли в городской экономике

26 Презентация к выступлению А. Л. Кудрина на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2017.

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

45 13. Открытая экономика, место России в международном разделении труда

46 • На первом этапе реформ основным приоритетом должно являться максимальное привлечение иностранных технологических инвестиций - политика «двери, открытые внутрь». • Развивать систему совместных предприятий (СП), привлекая международные компании к созданию высокотехнологических совместных производств в приоритетных секторах экономики, в том числе с участием государства, разработать систему стимулов для таких компаний.Запустить программу международного сотрудничества в рамках трансфера технологий. • С целью создания равных условий конкуренции провести гармонизацию системы обязательных требований, уровня налоговой и тарифной нагрузки с государствами ЕАЭС. • Повысить в интересах отечественного бизнеса эффективность участия России в ВТО. Полномасштабное использование механизмов этой организации для защиты внутреннего рынка, включая компенсационные пошлины и др. защитные меры, а также разрешенных ВТО механизмов стимулирования инновационной и инвестиционной активности, в том числе: субсидирование НИОКР, проектного финансирования, государственных гарантий, лизинга оборудования и др. • Умеренно-жесткая протекционистская политика - привести механизмы таможенно-тарифной и налоговой политики в соответствие с принципами «толкового тарифа», изложенными еще Витте и Менделеевым: 1) отсутствие пошлин на импорт финансов (инвестиций); 2) низкие пошлины на импорт средств производства (оборудования, комплектующих, технологий); 3) высокие пошлины на потребительские товары. • Одновременно - развитие программ поддержки экспорта несырьевых товаров и услуг. • На втором этапе - стимулировать российские предприятия инвестировать в цепочки переработки и сбыта российской продукции на экспорт - политика «двери, открытые вовне». Главные рынки - постсоветское пространство, ЕС, страны ШОС: • Принять программу развития компаний - международных лидеров. • Расширить присутствие России в международном разделении труда: • От поставщика сырья к поставщику продукции 5-6 пределов на европейский и азиатский рынки. • Занять лидирующую роль на традиционных рынках российского экспорта сельскохозяйственной продукции, выйти на новые рынки. • Укрепить свое положение на рынке оборонной продукции. • Занять место главного поставщика услуг строительства мощностей в атомной и гидроэнергетике. • Стать одним из мировых центров экспорта инновационной продукции Внешняя политика для усиления конкурентоспособности: • Проведение политики в интересах социально-экономического развития при сохранении стратегической самостоятельности в вопросах безопасности. • Ориентация внешнеполитических и внешнеэкономических инструментов на содействие технологическому развитию. • Обеспечение систематической защиты российских интересов от нарушений партнерами своих обязательств и участие России в формировании новых правил международной торговли. Расширение несырьевого и высокотехнологического экспорта

47 14. Создание системы управления стратегическим развитием

48 1. На первом этапе отказаться от реализации масштабной административной реформы, которая имеет малые шансы на успех и будет создавать высокие риски торможения реальных изменений в экономической и социальной политике. Необходимо идти по пути создания очагов эффективного управления. 2. Отделить управление развитием от управления текущим функционированием. • Для этого создать Штаб реформ, который должен сыграть роль delivery unit организатора, проводника и координатора реализации «Стратегии роста» с другими структурами власти, бизнесом и обществом. • Штаб реформ не должен брать на себя роль принципала в реализации решений, подменять другие органы власти, а только продвигать, координировать их работу - он должен выполнять роль Facilitator. Векторы реформы госуправления: • Современная система управления изменениями. • Кадровая реформа. • Оптимизация процессов. • Государство - платформа (форсированная цифровиза-ция и внедрение новых моделей управления):

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

• Штаб реформ возможно создать на базе Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ. Исполнительный директор Совета должен занимать должность первого вице-премьера по развитию. • Штаб реформ должен стать ключевым институтом в рамках координации перехода к новой электронной (цифровой) экономике России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств - членов ЕАЭС и мировой экономики. 3. В свою очередь, в Правительстве основной структурой для проведения реформ должно стать Минэкономразвития. Для этого необходимо освободить министерство от текучки и сосредоточить функционал на задаче стратегического управления: анализе тенденций развития мировой экономики и России, формировании прогнозов, бюджетных прогнозов, разработке стратегий и программ, нацеленных на активизацию роста, синхронизации территориальных и отраслевых программ развития. 4. Разработать и утвердить национальную программу («Стратегию Роста»), ориентированную на обеспечение выхода на темпы роста экономики выше среднемировых к 2019-2020 гг. с дальнейшим переходом на последующих этапах на высокие темпы и качество экономического роста и устойчивое развитие в долгосрочном периоде. 5. Контрольные показатели работы новой системы стратегического управления - реализация и развитие целей, заложенных в Майских указах Президента РФ: о создании 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест и повышении производительности труда в 1,5 раза по отношению к уровню 2011 г. o Система создания и предоставления государственных сервисов: на базе современных и постоянно развивающихся информационных технологий с возможностью аутсорсинга (создания и предоставления сервисов) за пределы государственных органов. o Основные элементы: единая государственная информационная система, интерфейс прикладного программирования сервисов (API)27 «Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы»

49 Уровень микроэкономики - прорывные проекты

50 Определить набор первоочередных проектов-локомотивов - точек роста новой экономики, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом для развития экономики в целом. Реализовать их на базе проектов государственно-частного партнерства, проектного финансирования. Рассматриваются проекты, относящиеся к трем типам: • проекты по технологическому развитию групп предприятий и отраслей; • проекты по развитию инфраструктуры; • проекты по повышению человеческого потенциала и капитала. СОДЕЙСТВОВАТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВЫХ 100 ЯКОРНЫХ ПРОЕКТОВ, ДАЮЩИХ МАКСИМАЛЬНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: • Программа развития и повышения эффективности использования промышленных парков для производства «простых вещей» (потребительских товаров) около крупных городов. • Развитие сельскохозяйственной кооперации, строительство кооперативных центров хранения и оптово-розничной реализации продукции АПК в основных городских центрах, программа «Новые рынки». • Развитие производств под переработку природного газа в минеральные удобрения в портах Балтики, Черного моря и Дальнего Востока с ориентацией на экспорт. • Кластер медицинского оборудования в Санкт-Петербурге, фармацевтический кластер в Калуге. • Комплексы по сбору и глубокой переработке попутного газа и производству электроэнергии в Западной и Восточной Сибири. • Развитие территориальных комплексов со специализацией на глубокой переработке леса, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Забайкальском крае, Иркутской области. ВСМ Москва - Казань, Екатеринбург - Челябинск, Москва - Тула. Завершение проектов М11 (Москва - Санкт-Петебург) и ЦКАД, строительство дорог Москва - Оренбург, Санкт-Петербург - Екатеринбург, Краснодар - Симферополь. 6 транспортно-логистических хабов в Московской, Свердловской, Ленинградской областях, в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае28

27 URL: https://akudrin.ru/news/ustoychivyy-ekonomicheskiy-rost-model-dlya-rossii-vystuplenie-na-gaydarovskom-fo-rume-13-01-2016 (дата обращения: 05.06.2017).

28 Презентация А. Л. Кудрина на совещании у Президента 30.05.2017.

№ Решение «Стратегия Роста» Программа ЦСР

• Развитие высокотехнологичных территориальных кластеров станкостроения, приборостроения в Новосибирске, Башкортостане. • Рыбопромышленные и аквакультурные кластеры в Мурманской области, Владивостоке, на Сахалине. • Ювелирный кластер в Костроме, Смоленске, Якутии. Кластер ар-матуростроения в Кургане, Челябинске, ХМАО. • ИТ-кластер в Сколково, Новосибирске. • Мясной кластер в Калмыкии и Брянской области. • Семеноводческий кластер в Калужской области. • Производство органических сельскохозяйственных продуктов в Амурской области. • Кластер услуг для старших возрастов в Кабардино-Балкарии, Крыму. КАК ПРАВИЛО: • Приоритетные сферы реализации проектов - новые источники роста. • Проекты модернизации могут быть реализованы только частными компаниями, но при поддержке государства, которое должно координировать отбор проектов, способных обеспечить максимальный мультипликативный эффект, создавать условия, необходимую законодательную основу и поддерживать проекты на первом этапе восстановительного роста. • Управление проектами может осуществляться на основе территориальных кластеров. • Участие государства в финансировании может варьироваться от 75%-ного покрытия расходов до частичных гарантий по кредитам. • Наиболее привлекательной схемой финансирования крупномасштабных проектов является ГЧП и проектное финансирование. • Активно должен применяться инструмент специальных инвестиционных контрактов

51 Общественное обсуждение стратегии

52 Основными экспертными площадками по подготовке Программы стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Вольное экономическое общество, МГИМО. Всего в работе над Программой приняли участие около 800 экспертов и ученых, представителей органов власти и предпринимательских объединений. Сейчас идет цикл обсуждений с профильным сообществами по основным направлениям реализации программы: • Ялтинский экономический форум 2017. • Экспертная конференция «Электронная (Цифровая) экономика. Новая модель развития экономики России, повышение уровня и качества жизни населения, новые возможности интеграции в международное экономическое пространство VS новые риски и угрозы», 14 апреля 2017 г. • Экспертная сессия «Оборонно-промышленный комплекс - источник роста экономики России» 29 мая 2017 г. Не предполагается

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обе программы нацелены на выполнение поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию № Пр-2346, п. 1б) от 05.12.2016, в котором Президентом была поставлена задача «достижения не позднее 2019-2020 гг. темпов роста экономи-

ки Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики». Также у программ есть похожие пересекающиеся позиции, которые в основном касаются проведения реформы судебной системы, снижения административного давления, ограничения уголовного преследования предпринимателей. Основные разли-

чия касаются экономической части — подходов к денежно-кредитной, налоговой, тарифной политике. Программа ЦСР не рассматривает возможности проведения активной государственной экономической политики, сосредотачивая внимание на проведении структурных реформ. «Стратегия Роста» подразумевает комплекс мер, включая стимулирующую денежно-кредитную, налоговую, тарифную политики, активную политику государства в части развития человеческого капитала и повышения эффективности занятости населения. Также различия содержатся в подходе к региональной и территориальной политике: программа ЦСР призывает сконцентрироваться на развитии 10-15 крупнейших агломераций, тогда как в «Стратегии Роста» предлагается развивать малые города с населением 100-250 тысяч человек.

Еще одно ключевое различие касается роли внутреннего спроса в ускорении динамики ВВП: программа ЦСР не рассматривает потребительский

спрос как фактор роста. В «Стратегии Роста» это ключевой фактор прироста ВВП, в структуре программы отдельно выделяется системное решение о стимулировании на первом этапе потребительского спроса на отечественные товары, в том числе за счет возрождения в России отрасли производства товаров повседневного спроса — «простых вещей».

Наконец, у программ и различный подход к общественному обсуждению: Программа ЦСР готовилась в закрытом режиме, в публичное и экспертное пространство вбрасываются только отдельные идеи.

Несмотря на все различия, как уже было сказано выше, у обеих программ одна цель — повышение уровня и качества жизни, рост экономики темпами, превышающими среднемировые. Поэтому авторы выражают надежду, что экспертное сообщество объединится и выработает единые подходы к проведению государственной социально-экономической политики, что найдет свое отражение как в программе Правительства, так и в Президентской программе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кудрин А., Горюнов Е., Трунин П. Стимулирующая денежно-кредитная политика: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2017. № 5. С. 5-28.

REFERENCES

1. Kudrin A.L, Goryunov E.L, Trunin P. V. Stimuliruyushchaya denezhno-kreditnaya politika: mify i real'nost' [A Stimulating Monetary Policy: Myths and Reality]. Voprosy ekonomiki — Economic Issues, 2017, no. 5, pp. 5-28 (in Russian).

Информбюро

Владимир Путин: решения о повышении пенсионного возраста нет

В России активно обсуждается вопрос о возможном повышении пенсионного возраста. По словам президента Владимира Путина, многие эксперты полагают, что без такой меры не обойтись, однако соответствующее решение пока не принято. Об этом Путин заявил в ходе «Прямой линии»,отвечая на вопросы россиян.

Как пояснил президент, эксперты, указывающие на необходимость повышения пенсионного возраста в России, ссылаются на опыт других стран - прежде всего Украины и Белоруссии, а также Европы, хотя приводить в пример европейские страны в этом плане, по мнению Путина, не совсем корректно. Однако на Украине и в Бе-

лоруссии решение о повышении пенсионного

возраста уже принято, а в России - еще нет, подчеркнул президент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подходить к этому вопросу, по мнению Путина, необходимо очень аккуратно, но соответствующее обсуждение сейчас ведется. Как указывают эксперты, если не провести реформу, количество работающих граждан в России будет снижаться, что может привести к сокращению размера пенсий. В любом случае принимать решение об изменении пенсионного возраста необходимо «без суеты и спешки», отметил президент.

источник: http://nversia.ru/news/print/id/107728

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.