Научная статья на тему 'Сравнение энергетических показателей при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда'

Сравнение энергетических показателей при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
236
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОД ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / ЭЛЕКТРОПОЕЗД / ИМПУЛЬСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТАКТОРНО-РЕОСТАТНОЕ РЕ ГУЛИРОВАНИЕ / ELECTRIC POWER CONSUMPTION / ELECTRIC TRAIN / IMPULSE REGULATION / CONTACTOR-RHEOSTAT REGULATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чернышева Ю. В.

Рассмотрены преимущества импульсного регулирования скорости электропоездов. Приведены результаты исследований и сравнение энергетических потерь при импульсном и контакторнореостатном регулировании скорости электропоезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of Energy Indexes at Rheostat and Impulse Regulation of Electric Train Speed

The author has considered the advantages of impulse regulation of the electric train speed and presents the results of investigations and comparison of energy losses in installations of impulse and contactor-rheostat regulation of the electric train speed.

Текст научной работы на тему «Сравнение энергетических показателей при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда»

Общетехнические задачи и пути их решения 107

Библиографический список

1. Накопители энергии : учеб. пособие для вузов / Д. А. Бут, Б. Л. Алиевский, С. Р. Мизюрин, П. В. Васюкевич ; ред. Д. А. Бут. - М.

: Энергоатомиздат, 1991. - 400 с.

2. Способ применения

сверхпроводникового накопителя энергии (СПИН) для повышения экономичности

грузовых газотурбовозов / А. И. Хожаинов, В. В. Никитин, Г. Е. Середа // Транспорт

Российской Федерации. - 2007. - № 7. - С. 2931.

3. О характеристиках

сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии (СПИН) для стационарного размещения на тяговых подстанциях / М. Ю. Пустоветов, В. Н. Носков // Материалы IV Международного симпозиума Элтранс-2007 «Электрификация и организация скоростных и тяжеловесных коридоров на железнодорожном транспорте». -СПб. : ПГУПС, 2007. - С. 369-376.

4. Применение сверхпроводниковго индуктивного накопителя энергии в устройствах системы централизации и блокировки / А. Л. Быкадоров, Т. А. Заруцкая // Материалы V Международного симпозиума Элтранс-2009 «Электрификация, инновационные технологии, скоростное и высокоскоростное движение на железнодорожном транспорте». - СПб. : ПГУПС, 2010. - С. 350-354.

УДК 629.423.32:621.38

5. Пат. RU 2259284Российская

Федерация, МКЗ3В60М3/06, B60L7/12 /

Тяговая подстанция постоянного тока со сверхпроводниковым индуктивным

накопителем энергии / Быкадоров А. Л., Заруцкая Т. А., Петрушин А. Д., Фигурнов Е. П.; заявитель и патентообладатель Быкадоров А. Л., Заруцкая Т. А., Петрушин А. Д., Фигурнов Е. П.

- № 2003104912/11; заявл. 18.02.03; опубл. 27.08.05, Бюл. № 24 (I ч.). - 6 с.

6. Анализ схемы заряда

сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии через промежуточный емкостный накопитель / Е. Г. Середа // Известия Петербургского университета путей сообщения.

- 2009. - Вып. 2. - С. 60-70.

7. Методика расчета электромагнитных и

массогабаритных параметров обмотки

тороидального сверхпроводникового

индуктивного накопителя энергии / В. В. Никитин, Е. Г. Середа // Известия Петербургского университета путей сообщения.

- 2009. - Вып. 3. - С. 125-135.

8. Методика расчета индуктивности

многосекционного тороидального СПИН для тяговой подстанции / А. Л. Быкадоров,

Т. А. Заруцкая // Вестник Ростовского

государственного университета путей сообщения.

- 2003. - № 1. - С. 36-40.

Ю. В. Чернышева

Петербургский государственный университет путей сообщения

СРАВНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ РЕОСТАТНОМ И ИМПУЛЬСНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА

Рассмотрены преимущества импульсного регулирования скорости электропоездов. Приведены результаты исследований и сравнение энергетических потерь при импульсном и контакторно-реостатном регулировании скорости электропоезда.

расход электроэнергии, электропоезд, импульсное регулирование, контакторно-реостатное регулирование.

Введение

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/1

Общетехнические задачи и пути их решения 108

Пригородное движение имеет наибольшие удельные затраты электроэнергии по сравнению с пассажирским и грузовым движением за счет небольших расстояний между остановочными пунктами. Для того чтобы пригородные поезда не создавали помех для движения других поездов, они должны обеспечивать высокие значения технической скорости. В настоящее время большинство электропоездов постоянного тока оборудовано контакторно-

реостатной системой регулирования напряжения на тяговых

электродвигателях, недостатки которой общеизвестны. Энергетические

показатели эксплуатируемых в настоящее

время электропоездов постоянного тока могут быть существенно улучшены путем замены контакторно-реостатной системы на импульсное регулирование. Осуществлению этой идеи способствует появление современных полупроводниковых приборов, в частности IGBT-транзисторов, позволяющих создать регуляторы с рабочей частотой до 10.. .20 кГц.

Для подтверждения эффективности модернизации тягового привода пригородных электропоездов системой импульсного регулирования напряжения на тяговых двигателях требуется сравнительная оценка энергопотребления такого электропоезда.

1 Оценка расхода электроэнергии на движение электропоезда по перегону

Расчетная траектория движения электропоезда приведена на рисунке 1. Движение электропоезда на

соответствующих участках разгона и торможения считаем равноускоренным.

Расход электроэнергии на движение электропоезда по перегону оцениваем по формуле:

А = А + Ар + Лп + Ап.п - Ар, (1)

где Ак - расход электроэнергии на приобретение электропоездом

кинетической энергии, кВт ч; А„р - расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при разгоне, кВт ч; А„п - расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при движении с постоянной скоростью, кВтч; Ап.п - потери электроэнергии при пуске, кВтч; Ар -возврат электроэнергии при рекуперации, кВтч.

А = G • (1 + у) • Vy2

к 2 • 3,62 • 3600 • Пт, • Пт.п ,

где Оэ - расчетная масса электропоезда, т; 1 + g - коэффициент инерции

вращающихся частей; согласно [1],

принимаем 1 + g = 1,07; Гу - скорость

окончания разгона, км/ч; птд - КПД

тягового двигателя; Пт.п - кпд тяговой передачи.

Рис. 1. Расчетная траектория движения электропоезда

Разгон электропоезда можно условно разделить на три этапа: 1) пуск; 2) разгон на ослабленном возбуждении; 3) разгон на автоматической характеристике (см. рис. 1).

Расход электроэнергии на

преодоление сопротивления движению на любом этапе разгона можно вычислить по формуле:

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/1

Общетехнические задачи и пути их решения 109

A _ G • g • w0i • Sp

wpi 1000 • 3600 • n • n ’

где w0i - усредненное основное удельное сопротивление движению электропоезда на соответствующем участке разгона, Н/кН; £р;- - путь, пройденный

электропоездом на соответствующем участке разгона, м.

где w0^ - основное удельное

сопротивление движению электропоезда на участке пуска, Н/кН; £рп - путь,

пройденный электропоездом за время пуска, м; £пп -коэффициент пусковых

потерь.

Величина £пп зависит от числа соединений ТЭД; согласно [2], принимаем кп.п 1.

А,п _

G • g • w • S

э О о.у 1

1000 • 3600 • Пт.д • Лт.п’

где w0.y - основное удельное

сопротивление движению электропоезда при скорости Уу, Н/кН; Sy - путь,

пройденный электропоездом при скорости

Уу, м.

А.п - к.п

G3 • (1 + g)У

2 • 3,62 • 3600

+

+

G3 • g • WQ.n • SP.n

1000•3600

A

G •(1+g) • (уу2 - VD -Лт.дh 2 • 3,62 • 3600

- G3 • g • Wo.P.T • SP.T 1000•3600 ,

т.п

где w^.t - усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на пути рекуперативного торможения, Н/кН; S^ -путь, пройденный электропоездом в режиме рекуперативного торможения, м.

2 Расчет энергетических характеристик при импульсном регулировании

Так как для импульсного регулирования используются такие же ТЭД, как для контакторно-реостатного регулирования, то отличие в расчете расхода электроэнергии будет

заключаться в том, что при импульсном регулировании отсутствуют пусковые потери, но имеются потери в полупроводниковом преобразователе и режим рекуперативного торможения возможен до полной остановки поезда.

Потери в преобразователе

рассчитываются для импульсного регулирования, как замена потерь при пуске, по формуле:

Ар - (A + Aw) • N ■ (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ast - статические потери в IGBT-транзисторе, кВт-ч; Asw - динамические потери в IGBT-транзисторе, кВт-ч; Ым -число моторных вагонов в электропоезде; принимаем Ым = 5.

Статические потери в IGBT-транзисторе рассчитываем по формуле:

A ___ Usat 1 sw tn

2 1000•3600

(3)

где Usat - прямое падение напряжения на IGBT-транзисторе, В; принимаем Usat = = 3,9 В; Isw - ток, протекающий через IGBT-транзистор, А; принимаем Isw = 1я; 1п - время работы преобразователя, с; принимаем tYl = t для режима пуска.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/1

Общетехнические задачи и пути их решения 110

Динамические потери в IGBT-транзисторе рассчитываем по формуле:

A = fs • (Etot + Q2 U + 2• Qr-Up)• t ™ 1000•3600 ,( )

где f- частота преобразователя, Гц; принимаем fs = 1500 Гц; Etot - суммарная

энергия переключения IGBT-транзистора, Вт-с; С22 - выходная ёмкость IGBT-транзистора, Ф; принимаемС22 = 56Д0-9 Ф; U0 - напряжение источника питания, В; принимаем U0 = икс; Qrr - заряд

антипараллельного диода, Кл; принимаемQrr = = 36-10-6 Кл.

Параметры С22, Qrr взяты для IGBT-транзистора модели FZ400R65KF2 фирмы Infineon согласно [3].

Суммарная энергия переключения IGBT-транзистора рассчитывается по формуле:

Etot = Eon + Eoff , (5)

где Eon - энергия включения IGBT-транзистора, Вт-с; принимаем Eon = 4 Вт-с; Ef -энергия выключения IGBT-транзистора, Вт-с; принимаем Eof = 2,3 Втс.

Расход электроэнергии на движение электропоезда по перегону оцениваем по формуле:

A = А + А,Г + А„ + Апр-A.. (6)

Значения Ак, А„р и А„п принимаем из расчетов для реостатного регулирования.

Благодаря импульсному регулятору рекуперативное торможение возможно до полной остановки, поэтому возникает необходимость в пересчете Ар:

Ар =

G • (1 + g) • Уу2 -Лт.д -Лт.п 2 • 3,62 • 3600

G • g • ^о.р.т • SP,

(7)

р.т

1000•3600

Апрт,

где №о.р.т - усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на всем пути торможения, Н/кН; £рт - путь, пройденный электропоездом в режиме торможения, м; рассчитывается как суммарное расстояние всего режима торможения; Апрт - потери в преобразователе в режиме рекуперации, кВт-ч.

Расчет потерь в преобразователе производим по формулам для режима тяги, приведенным выше. Отличия: ик.с = 3300 В; 7п рассчитываем как суммарное время режима реостатного торможения и дотормаживания.

По результатам расчетов на рисунке 2 построены зависимости полного расхода электроэнергии при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда с ТЭД 750 и 1500 В.

Рис. 2. Зависимости полного расхода электроэнергии от времени хода при реостатном и импульсном пуске для ТЭД 750/1500 В

По результатам расчетов на рисунке 3 построены зависимости возврата электроэнергии от времени хода при рекуперативном торможении при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда с ТЭД 750 и 1500

В.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/1

Общетехнические задачи и пути их решения 111

Результаты расчетов показали, что наименьший расход электроэнергии получается при импульсном

регулировании ТЭД 750 В. Он на 5 % меньше, чем при импульсном регулировании ТЭД 1500 В, и в 2 раза меньше, чем при реостатном регулировании ТЭД 750 В. По возврату

Библиографический список

1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. - М. : Транспорт, 1985. - 287 с.

2. Основы локомотивной тяги / С. И. Осипов, К. А. Миронов, В. И. Ревич. - М. : Транспорт, 2000. - 443 с.

Рис. 3. Зависимости возврата электроэнергии от времени хода при рекуперативном торможении для реостатного и импульсного пуска для ТЭД 750/1500 В

электроэнергии в контактную сеть схемы с импульсным регулированием равнозначны и позволяют увеличить возврат электроэнергии по сравнению со схемами реостатного регулирования в среднем на 10 кВтч для ТЭД 750 В и на 5кВтч для ТЭД 1500 В.

3. http://www.infineon.com/cms/en/product/power-

modules-and-iscs/igbtmodules/igbt-modules-up-to-6500v/igbt-modules-up-to-6500v-single-witch/channel. html?channel=ff80808112ab681d0112ab69f9290398.

УДК 05.23.05

Р. И. Щеулов

Петербургский государственный университет путей сообщения

ВЛИЯНИЕ ДОБАВОК ТОНКОМОЛОТОГО БЕТОННОГО ЛОМА НА ПРОЧНОСТЬ МЕЛКОЗЕРНИСТЫХ БЕТОНОВ

Ежегодно в мире образуется огромное количество бетонного лома. Возникает необходимость утилизации или повторного вовлечения в производство данного минерального

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.