Общетехнические задачи и пути их решения 107
Библиографический список
1. Накопители энергии : учеб. пособие для вузов / Д. А. Бут, Б. Л. Алиевский, С. Р. Мизюрин, П. В. Васюкевич ; ред. Д. А. Бут. - М.
: Энергоатомиздат, 1991. - 400 с.
2. Способ применения
сверхпроводникового накопителя энергии (СПИН) для повышения экономичности
грузовых газотурбовозов / А. И. Хожаинов, В. В. Никитин, Г. Е. Середа // Транспорт
Российской Федерации. - 2007. - № 7. - С. 2931.
3. О характеристиках
сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии (СПИН) для стационарного размещения на тяговых подстанциях / М. Ю. Пустоветов, В. Н. Носков // Материалы IV Международного симпозиума Элтранс-2007 «Электрификация и организация скоростных и тяжеловесных коридоров на железнодорожном транспорте». -СПб. : ПГУПС, 2007. - С. 369-376.
4. Применение сверхпроводниковго индуктивного накопителя энергии в устройствах системы централизации и блокировки / А. Л. Быкадоров, Т. А. Заруцкая // Материалы V Международного симпозиума Элтранс-2009 «Электрификация, инновационные технологии, скоростное и высокоскоростное движение на железнодорожном транспорте». - СПб. : ПГУПС, 2010. - С. 350-354.
УДК 629.423.32:621.38
5. Пат. RU 2259284Российская
Федерация, МКЗ3В60М3/06, B60L7/12 /
Тяговая подстанция постоянного тока со сверхпроводниковым индуктивным
накопителем энергии / Быкадоров А. Л., Заруцкая Т. А., Петрушин А. Д., Фигурнов Е. П.; заявитель и патентообладатель Быкадоров А. Л., Заруцкая Т. А., Петрушин А. Д., Фигурнов Е. П.
- № 2003104912/11; заявл. 18.02.03; опубл. 27.08.05, Бюл. № 24 (I ч.). - 6 с.
6. Анализ схемы заряда
сверхпроводникового индуктивного накопителя энергии через промежуточный емкостный накопитель / Е. Г. Середа // Известия Петербургского университета путей сообщения.
- 2009. - Вып. 2. - С. 60-70.
7. Методика расчета электромагнитных и
массогабаритных параметров обмотки
тороидального сверхпроводникового
индуктивного накопителя энергии / В. В. Никитин, Е. Г. Середа // Известия Петербургского университета путей сообщения.
- 2009. - Вып. 3. - С. 125-135.
8. Методика расчета индуктивности
многосекционного тороидального СПИН для тяговой подстанции / А. Л. Быкадоров,
Т. А. Заруцкая // Вестник Ростовского
государственного университета путей сообщения.
- 2003. - № 1. - С. 36-40.
Ю. В. Чернышева
Петербургский государственный университет путей сообщения
СРАВНЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ РЕОСТАТНОМ И ИМПУЛЬСНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Рассмотрены преимущества импульсного регулирования скорости электропоездов. Приведены результаты исследований и сравнение энергетических потерь при импульсном и контакторно-реостатном регулировании скорости электропоезда.
расход электроэнергии, электропоезд, импульсное регулирование, контакторно-реостатное регулирование.
Введение
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/1
Общетехнические задачи и пути их решения 108
Пригородное движение имеет наибольшие удельные затраты электроэнергии по сравнению с пассажирским и грузовым движением за счет небольших расстояний между остановочными пунктами. Для того чтобы пригородные поезда не создавали помех для движения других поездов, они должны обеспечивать высокие значения технической скорости. В настоящее время большинство электропоездов постоянного тока оборудовано контакторно-
реостатной системой регулирования напряжения на тяговых
электродвигателях, недостатки которой общеизвестны. Энергетические
показатели эксплуатируемых в настоящее
время электропоездов постоянного тока могут быть существенно улучшены путем замены контакторно-реостатной системы на импульсное регулирование. Осуществлению этой идеи способствует появление современных полупроводниковых приборов, в частности IGBT-транзисторов, позволяющих создать регуляторы с рабочей частотой до 10.. .20 кГц.
Для подтверждения эффективности модернизации тягового привода пригородных электропоездов системой импульсного регулирования напряжения на тяговых двигателях требуется сравнительная оценка энергопотребления такого электропоезда.
1 Оценка расхода электроэнергии на движение электропоезда по перегону
Расчетная траектория движения электропоезда приведена на рисунке 1. Движение электропоезда на
соответствующих участках разгона и торможения считаем равноускоренным.
Расход электроэнергии на движение электропоезда по перегону оцениваем по формуле:
А = А + Ар + Лп + Ап.п - Ар, (1)
где Ак - расход электроэнергии на приобретение электропоездом
кинетической энергии, кВт ч; А„р - расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при разгоне, кВт ч; А„п - расход электроэнергии на преодоление сопротивления движению при движении с постоянной скоростью, кВтч; Ап.п - потери электроэнергии при пуске, кВтч; Ар -возврат электроэнергии при рекуперации, кВтч.
А = G • (1 + у) • Vy2
к 2 • 3,62 • 3600 • Пт, • Пт.п ,
где Оэ - расчетная масса электропоезда, т; 1 + g - коэффициент инерции
вращающихся частей; согласно [1],
принимаем 1 + g = 1,07; Гу - скорость
окончания разгона, км/ч; птд - КПД
тягового двигателя; Пт.п - кпд тяговой передачи.
Рис. 1. Расчетная траектория движения электропоезда
Разгон электропоезда можно условно разделить на три этапа: 1) пуск; 2) разгон на ослабленном возбуждении; 3) разгон на автоматической характеристике (см. рис. 1).
Расход электроэнергии на
преодоление сопротивления движению на любом этапе разгона можно вычислить по формуле:
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/1
Общетехнические задачи и пути их решения 109
A _ G • g • w0i • Sp
wpi 1000 • 3600 • n • n ’
где w0i - усредненное основное удельное сопротивление движению электропоезда на соответствующем участке разгона, Н/кН; £р;- - путь, пройденный
электропоездом на соответствующем участке разгона, м.
где w0^ - основное удельное
сопротивление движению электропоезда на участке пуска, Н/кН; £рп - путь,
пройденный электропоездом за время пуска, м; £пп -коэффициент пусковых
потерь.
Величина £пп зависит от числа соединений ТЭД; согласно [2], принимаем кп.п 1.
А,п _
G • g • w • S
э О о.у 1
1000 • 3600 • Пт.д • Лт.п’
где w0.y - основное удельное
сопротивление движению электропоезда при скорости Уу, Н/кН; Sy - путь,
пройденный электропоездом при скорости
Уу, м.
А.п - к.п
G3 • (1 + g)У
2 • 3,62 • 3600
+
+
G3 • g • WQ.n • SP.n
1000•3600
A
G •(1+g) • (уу2 - VD -Лт.дh 2 • 3,62 • 3600
- G3 • g • Wo.P.T • SP.T 1000•3600 ,
т.п
где w^.t - усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на пути рекуперативного торможения, Н/кН; S^ -путь, пройденный электропоездом в режиме рекуперативного торможения, м.
2 Расчет энергетических характеристик при импульсном регулировании
Так как для импульсного регулирования используются такие же ТЭД, как для контакторно-реостатного регулирования, то отличие в расчете расхода электроэнергии будет
заключаться в том, что при импульсном регулировании отсутствуют пусковые потери, но имеются потери в полупроводниковом преобразователе и режим рекуперативного торможения возможен до полной остановки поезда.
Потери в преобразователе
рассчитываются для импульсного регулирования, как замена потерь при пуске, по формуле:
Ар - (A + Aw) • N ■ (2)
где Ast - статические потери в IGBT-транзисторе, кВт-ч; Asw - динамические потери в IGBT-транзисторе, кВт-ч; Ым -число моторных вагонов в электропоезде; принимаем Ым = 5.
Статические потери в IGBT-транзисторе рассчитываем по формуле:
A ___ Usat 1 sw tn
2 1000•3600
(3)
где Usat - прямое падение напряжения на IGBT-транзисторе, В; принимаем Usat = = 3,9 В; Isw - ток, протекающий через IGBT-транзистор, А; принимаем Isw = 1я; 1п - время работы преобразователя, с; принимаем tYl = t для режима пуска.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/1
Общетехнические задачи и пути их решения 110
Динамические потери в IGBT-транзисторе рассчитываем по формуле:
A = fs • (Etot + Q2 U + 2• Qr-Up)• t ™ 1000•3600 ,( )
где f- частота преобразователя, Гц; принимаем fs = 1500 Гц; Etot - суммарная
энергия переключения IGBT-транзистора, Вт-с; С22 - выходная ёмкость IGBT-транзистора, Ф; принимаемС22 = 56Д0-9 Ф; U0 - напряжение источника питания, В; принимаем U0 = икс; Qrr - заряд
антипараллельного диода, Кл; принимаемQrr = = 36-10-6 Кл.
Параметры С22, Qrr взяты для IGBT-транзистора модели FZ400R65KF2 фирмы Infineon согласно [3].
Суммарная энергия переключения IGBT-транзистора рассчитывается по формуле:
Etot = Eon + Eoff , (5)
где Eon - энергия включения IGBT-транзистора, Вт-с; принимаем Eon = 4 Вт-с; Ef -энергия выключения IGBT-транзистора, Вт-с; принимаем Eof = 2,3 Втс.
Расход электроэнергии на движение электропоезда по перегону оцениваем по формуле:
A = А + А,Г + А„ + Апр-A.. (6)
Значения Ак, А„р и А„п принимаем из расчетов для реостатного регулирования.
Благодаря импульсному регулятору рекуперативное торможение возможно до полной остановки, поэтому возникает необходимость в пересчете Ар:
Ар =
G • (1 + g) • Уу2 -Лт.д -Лт.п 2 • 3,62 • 3600
G • g • ^о.р.т • SP,
(7)
р.т
1000•3600
Апрт,
где №о.р.т - усредненное основное удельное сопротивление движению поезда на всем пути торможения, Н/кН; £рт - путь, пройденный электропоездом в режиме торможения, м; рассчитывается как суммарное расстояние всего режима торможения; Апрт - потери в преобразователе в режиме рекуперации, кВт-ч.
Расчет потерь в преобразователе производим по формулам для режима тяги, приведенным выше. Отличия: ик.с = 3300 В; 7п рассчитываем как суммарное время режима реостатного торможения и дотормаживания.
По результатам расчетов на рисунке 2 построены зависимости полного расхода электроэнергии при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда с ТЭД 750 и 1500 В.
Рис. 2. Зависимости полного расхода электроэнергии от времени хода при реостатном и импульсном пуске для ТЭД 750/1500 В
По результатам расчетов на рисунке 3 построены зависимости возврата электроэнергии от времени хода при рекуперативном торможении при реостатном и импульсном регулировании скорости электропоезда с ТЭД 750 и 1500
В.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/1
Общетехнические задачи и пути их решения 111
Результаты расчетов показали, что наименьший расход электроэнергии получается при импульсном
регулировании ТЭД 750 В. Он на 5 % меньше, чем при импульсном регулировании ТЭД 1500 В, и в 2 раза меньше, чем при реостатном регулировании ТЭД 750 В. По возврату
Библиографический список
1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. - М. : Транспорт, 1985. - 287 с.
2. Основы локомотивной тяги / С. И. Осипов, К. А. Миронов, В. И. Ревич. - М. : Транспорт, 2000. - 443 с.
Рис. 3. Зависимости возврата электроэнергии от времени хода при рекуперативном торможении для реостатного и импульсного пуска для ТЭД 750/1500 В
электроэнергии в контактную сеть схемы с импульсным регулированием равнозначны и позволяют увеличить возврат электроэнергии по сравнению со схемами реостатного регулирования в среднем на 10 кВтч для ТЭД 750 В и на 5кВтч для ТЭД 1500 В.
3. http://www.infineon.com/cms/en/product/power-
modules-and-iscs/igbtmodules/igbt-modules-up-to-6500v/igbt-modules-up-to-6500v-single-witch/channel. html?channel=ff80808112ab681d0112ab69f9290398.
УДК 05.23.05
Р. И. Щеулов
Петербургский государственный университет путей сообщения
ВЛИЯНИЕ ДОБАВОК ТОНКОМОЛОТОГО БЕТОННОГО ЛОМА НА ПРОЧНОСТЬ МЕЛКОЗЕРНИСТЫХ БЕТОНОВ
Ежегодно в мире образуется огромное количество бетонного лома. Возникает необходимость утилизации или повторного вовлечения в производство данного минерального
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/1