Секция «Информационно-экономические системы»
УДК 004.9
СРАВНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ СБЕРА И БАНКА ТИНЬКОФФ
Д. А. Серегин Научный руководитель - Т.Г. Долгова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Email: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы пригодности экосистем современных банков преобладающих на рынке для потребителя, а также их преимущества и недостатки.
Ключевые Слова: Экосистема, технологии, потребитель.
COMPARISON OF ECOSYSTEMS OF SBER AND TINKOFF BANK
D. A. Seregin Scientific Supervisor - T.G. Dolgova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Email: [email protected]
The article examines the suitability of the ecosystems of modern banks prevailing in the market for the consumer, as well as their advantages and disadvantages.
Keywords: Ecosystem, technology, consumer.
На сегодняшний день преобладание цифровых технологий в сфере бизнеса достаточно существенно отразилось на повседневной жизни, как обычных людей, так и бизнесменов, которые пытаются выжить из современных благ человечества тот максимум, на который способны. Корпорации всё активнее начинают пользоваться цифровыми технологиями для большего охвата рынка, на котором современные потребители хотят видеть комфорт и удобство, что могут предоставить нынешние реалии. Даже на первый взгляд обычные банки, которые раньше обладали только функциями выдачи кредитов, осуществления расчётов и платежей и проведения ссудных операций и т. д. стали применять цифровые технологии, а также расширять сферу деятельности. Такие представители банковского бизнеса, как Сбербанк и Тинькофф уже не просто банки, а нечто большее. Достигли они такого результата благодаря расширению своей экосистемы. Банковские экосистемы - это развивающиеся структуры, которые руководятся определенной компанией, благодаря которым потребитель может получить комплекс различных услуг, начиная например, от заказа столика в ресторане, заканчивая образовательными курсами различных направлений.
Сбербанк одним из первых начал развивать область экосистем, впоследствии даже исключив слово «банк» из названия [1]. В рамках экосистемы SberX, которая является ядром координирующем комплексное развитие экосистемы Сбербанка совместно с другими бизнес-блоками компании, представлены следующие объекты экосистемы:
- Delivery Club (сервис по доставке еды из ресторанов, кафе и т.д.);
- Sbermobile (услуги мобильной связи);
- Sbermarket (доставка продуктов из магазинов на дом);
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2
- SberFood (бронирование столиков в ресторанах и предварительный заказ еды);
- Okko (онлайн-кинотеатр);
- ЮMoney (онлайн платежи и переводы);
- Сбер-Здоровье (запись и поиск врачей);
- Эвотор (онлайн-касса, консультации для малого и среднего бизнеса).
Сбербанк всё больше захватывает и втягивает в свою экосистему различные сферы, даже занимается созданием мультфильмов и производством приставок для телевизора, смарт-дисплеев для оперативной связи с самим банком и многое другое. В будущем ожидается дальнейший запуск приложений и развитие мультимедийной сферы.
Для входа в экосистему пользователю достаточно иметь свой Сбер ID который выдается клиентам банка. Также имеются способы входа по QR-код и пуш-уведомления. Сбер ID является более универсальным инструментом, так как может использоваться также и для входа в интернет-банк для предпринимателей [1].
Экосистема SberX ориентирована на потребителей разного возраста и интересов от пенсионеров до владельцев крупного бизнеса. Сложно оценить работу SberX так как экосистема имеет малое количество отзывов в интернете, однако по отдельности сервисы часто подвергаются критике со стороны пользователей, в особенности ДомКлик, в котором отмечается нарушения завяленных условий и изменений этих условий без уведомления самих пользователей.
Тинькофф не может похвастаться таким количеством сервисов, которым обладает Сбербанк, на период 2021 года банк предлагал: страхование, инвестиции, WebOffice (цифровой ассистент), Call Defender (защита от мошенников), Тинькофф Мобайл (услуги мобильного оператора), Тинькофф Образование (образовательные курсы), Тинькофф Оплата (платежный модуль)[2].
Тинькофф берёт не количеством, а качеством продукта, поэтому в 2019 году было запущено первое в России суперприложение (суперапп) - это приложение, которое включает в себя другие приложения, в данном случае сервисы. Оно удерживает пользователя в рамках одной экосистемы из сервисов определенной компании. После прохождения клиентом авторизации перед ним открывается спектр разных возможностей, доступных в несколько кликов. В 2020 году суперапп компании Тинькофф признан лучшим мобильным банком в России [3].
Корпорация Олега Тинькова не пытается выдать пользователям всё больше и больше приложений, стараясь покрыть все отрасли, а специализируется на задачах, для прогрессивных молодых людей, которые уже познали новые технологии. Компания Тинькофф, в отличие от Сбера предлагает практичные решения и не выставляет себя как банк для «всей семьи», предоставляя решения для молодежи идущей в ногу со временем.
Библиографические ссылки
1. Рейтинг экосистем российских банков [Электронный Ресурс]. URL: https://fmuslugi.ru/navigator/stat_rejting_ehkosistem_rossijskih_bankov (дата обращения: 10.12.2021).
2. Суперапп Тинькофф [Электронный Ресурс]. URL: https://www.tinkoff.ru/superapp/join/ (дата обращения: 20.12.2021).
3. Веб-офис Тинькофф банка [Электронный Ресурс].URL:https://unicom24.ru/articles/info/ 48-tinkoff/weboffice-tinkoff (дата обращения: 20.12.2021).
© Серегин Д. А., 2022