АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Способы взаимодействия субъектов образования в условиях первой волны СОШ-19 пандемии
Данилова Ирина Сергеевна,
докторант ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Институт педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» E-mail: danilovais@yandex.ru
Педагогической науке еще предстоит в полной мере осмыслить последствия, обусловленные закрытием школ в эпоху COVID-19 пандемии в разных регионах мира, оценить эффективность предпринятых мер в образовании. Данная статья является такой попыткой интерпретировать аксиологически и педагогически те актуальные способы, которые субъекты образования избрали для «преодоления» социального дистанцирования в интересах взаимной поддержки и взаимодействия в мировом и национальных контекстах. Конкретизирована роль международных организаций в консолидации государств и научно-образовательных сообществ для обеспечения непрерывности процесса обучения в массовом (школьном) образовании, в поддержке родительства и защите детства. В национальных контекстах выявлены и охарактеризованы способы взаимодействия субъектов в дистанционном образовании, обсуждается проблема цифрового неравенства.
Ключевые слова: COVID-19 пандемия, взаимодействие, массовое (школьное) образование, поддержка родительства, защита детства, цифровое неравенство.
Введение. На мировом уровне масштабность и скорость закрытия школ в марте-апреле 2020 года явилось беспрецедентной проблемой для образования. Это непростое решение для правительств более 160 стран мира явилось чрезвычайной мерой для сдерживания распространения COVID-19 эпидемии, обусловило трансформацию ландшафта образовательного пространства, изменение контекста обучения, способы коммуникации всех субъектов, вовлеченных в образование. Экстренное закрытие школ в разных странах явилось своеобразным испытанием для национальных и региональных систем образования, как и для их непосредственных участников - педагогов и семьей с детьми. Образовательное пространство цифрового мира стало для них в одночасье необходимым пространством взаимодействия в интересах недопущения нарушения образовательного процесса детей, сохранения активности и социальных контактов педагогов и родительства, необходимых для обучения и воспитания детей.
В настоящее время профессионалы в сфере семьи, детства и образования во всем мире осуществляют попытки для оценки опыта обучения в разных странах, сложившегося в условиях COVID-19 эпидемии, однако, количество подобных исследований еще незначительное [3; 4; 14]. Педагогической науке предстоит в полной мере осмыслить последствия, обусловленные закрытием школ в разных регионах мира, как и оценить эффективность тех способов, которые школы и роди-тельство избрали для «преодоления» социального дистанцирования в интересах взаимодействия и взаимной поддержки в цифровом образовательном пространстве, новом, но чрезвычайно быстро ставшего привычным для субъектов образования реальной действительности.
Постановка проблемы. Настоящая работа является частью авторского исследования, нацеленного на изучение компетентностного родительства как педагогического феномена современного дискурса и образовательного пространства. Выделение и раскрытие педагогического аспекта в оценке способов «преодоления» субъектами образования социального дистанцирования в опыте поддержки взаимодействия родительства и школ в разных странах, обретенного в условиях COVID-19 пандемии, является одним из этапов нашего научного поиска по выше обозначенной проблематике. Это
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
см см
обусловило исследовательский вектор данной работы в рамках педагогической компаративистики, которая традиционно опирается на диалогич-ность, текстуальность, гуманистический дискурс в исследовании, сохраняет научные национальные традиции и вовлекает мировые инновации, объединяя отечественных и зарубежных ученых и педагогов для решения насущных проблем современного образования. Их обсуждение и решение требует взаимной научно-педагогической коммуникации, способствующей взаимообогащению и расширению педагогического видения в поисках педагогической сути феноменов современного образования.
Цель исследования - осветить опыт, обретенный образованием в условиях COVID-19 пандемии, аксиологически и педагогически раскрыв способы взаимодействия субъектов в мировом и национальных контекстах образовательного пространства.
Методы исследования:
- аналитический метод способствовал отбору и систематизации научно-педагогических понятий и статистических данных, раскрывающих проблемы образования в условиях COVID-19 пандемии в мировом и национальных контекстах разных стран;
- методы конкретно-социологической техники: анализ нормативно-правовых документов и статистических данных международных организаций ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ; количественная и качественная интерпретация данных;
- критических анализ и сравнение позволили конкретизировать актуальные для образования феномены, раскрывающие своеобразие и сущность сложившегося опыта массового (школьного) образования в национальных контекстах разных стран в условиях дистанционного формата обучения.
Результаты исследования и их обсуждение.
1. Мировой контекст. ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ -наиболее значимые международные организации, которые во многом формируют перспективы образования, распространяя по миру и поддерживая современный дискурс об образовании. Они определяют политику образования в мире, обозначают преимущества образования, как для каждой личности в отдельности, так и для всех субъектов образовательных сообществ, ориентируют и стимулируют все страны мира на необходимость инвестиций в образование, оказывая большое влияние на создание и проведение в действие инициатив в национальных образовательных системах.
Выделяя знания и обучение как «... наиболее ценные возобновляемые ресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества» [13], ЮНЕСКО утверждает их приоритет в сфере образования, науки и культуры, стимулируя современные сообщества людей по всему миру на поддержку и продвижение этих ресурсов, которые не только учат «. отвечать на возникающие вызовы и находить нестандартные решения.» [13]. Они способству-
ют преображению современного мира, для того, чтобы он стал более демократичным, более разнообразным и обширным, открытым «экономике знаний» XXI века для развития большего прогресса в различных социальных, экономических и культурных областях.
С момента заявления ВОЗ о том, что «.распространение COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию» и призыва «.предпринять срочные решительные действия» [1], ЮНЕСКО явилась одной из первых организаций, которая в контексте своей миссии в сфере образования, начала планомерную работу по консолидации мирового сообщества в решении гуманитарных вопросов в условиях COVID-19 пандемии. Так, закрытие школ, введение карантина или продление каникул в образовательных учреждениях как меры по сдерживанию распространения эпидемии, принятые правительствами многих стран, незамедлительно стали предметом особой озабоченности ЮНЕСКО.
Неблагоприятные последствия экстренного закрытия школ и прогноз от последствий социального дистанцирования для поддержки взаимодействия школ и семей с детьми были оценены экспертами организации [18], стимулировало на более широкоформатную деятельность ЮНЕСКО. В условиях первой волны COVID-19 пандемии действия этой организации, обусловили ее чрезвычайно важную роль, в формировании мирового ландшафта в сфере образования. Они выразились в:
- информировании, консультировании, технической поддержке правительств тех стран, которые предоставили учащимся доступ к дистанционному образованию;
- организации взаимообменов в опыте дистанционного образования в разных странах; оценивании приоритетных потребностей в национальных системах образования; регулярном информировании министров образования разных стран о возможностях и новых цифровых инструментах для дистанционного обучения;
- создании Глобальной коалиции с привлечением государственных и частных секторов из разных стран мира с целью интенсификации внедрения систем дистанционного обучения для обеспечения всеобщего доступа к образованию и устранения социального неравенства среди семей с детьми в мире;
- мониторинге образовательного процесса в национальных системах образования, в том числе для выявления случаев нарушения этого процесса;
- экспертном оценивании мероприятий в национальных образовательных системах по предоставлению доступа и включению в дистанционное образование учащихся, относящихся к категориям уязвимых или находящихся в неблагоприятном положении, которые требуют особого внимательного отношения и незамедлительного реагирования в случаях нарушения (отсутствия доступа) к образованию или потери с ними социальных контактов.
- содействии укрепления международного сотрудничества в сферах образования и технологий в условиях COVID-19 пандемии;
- мобилизации мировых научных сообществ в борьбе с пандемией и глобальным кризисом, в объединении стран в готовности к вызовам и угрозам современности. Предпринятые инициативы ЮНЕСКО способствовали сохранению и поддержке взаимодействия всех субъектов, вовлеченных в дистанционное образование из-за COVID-19 пандемии. «Отправным пунктом в образовательном маршруте личности является школа, закладывающая основы тех знаний и компетенций, которые впоследствии могут развиваться на протяжении всей жизни» [2, с. 76]. На мировом уровне внимание и действия организации были направлены, на школу как наиважнейшего субъекта, оказавшегося в условиях формирующегося образовательного пространства в режиме онлайн во многих странах. Выделяя школы как приоритетные субъекты образования, негативные последствия их закрытия, ЮНЕСКО призывало национальные образовательные системы разных стран к обеспечению гарантированного продолжения обучения.
Семьи с детьми как непосредственные и также приоритетные участники образования, которые оказались в условиях домашнего карантина и требовали многоформатной поддержки. Родитель-ство испытало невероятно тяжелую нагрузку, обусловившую диверсификацию роли родителей и их родительских компетентностей в разнообразных сферах жизнедеятельности детей: здоровьесбе-режение, обучение и развитие, досуг, в целом, благополучие, которые, казалось бы, являются первичной заботой родителей с момента появления ребенка в семье. Однако, оказалось, что родители как никогда остро нуждались в помощи и сопровождении, во взаимодействии со многими субъектами образования и социальной защиты [15]. В период закрытия школ в разных странах диапазон направлений по осуществлению разной помощи семьям с детьми, непосредственно роди-тельству, был неодинаковым, обусловленным разнообразными факторами, касающимися не только сферы образования и здравоохранения. ЮНЕСКО выступила посредником в разработке рекомендаций по решению конкретных задач для обеспечения необходимого сопровождения родителей в период карантина из-за COVID-19 пандемии в разных странах. Подчеркивая важность родительских прав, уважения ответственности родителей и их способности принимать собственные решения в наивысших интересах ребенка, ЮНЕСКО призывала родителей как можно быстрее адаптироваться к новому укладу жизни в семье, обеспечить моральное и образовательно-воспитательное руководство, необходимое ребенку, которому важно видеть, что родители по-прежнему заботятся о нем.
В условиях пандемии совместно с ЮНЕСКО на мировой арене активно предпринимала опе-
ративные меры для поддержки семей с детьми ЮНИСЕФ, которая всегда определяла свою миссии - в обеспечении благополучия каждого ребенка в мире. Как члены общества, семьи и дети неизбежно, испытывают, каждый по-разному, те социальные издержки, которые обусловил кризис из-за COVID-19. Исходя из того, что все семьи разные, как и модели родительства и их семейный контекст, а также социальный, то защита детей и соблюдение их прав должны являться первоочередной задачей для местных сообществ, и далее - по восходящей. Организация призывает правительства стран и соответствующие ведомства, в первую очередь, акцентируется внимание на следующих категориях семей: многодетные семьи, живущие в стесненных условиях; семьи с детьми, в которых происходит межличностное насилие или родители имеют пагубные пристрастия; семьи, в которых дети разлучены с одним из родителей или проживают с другими членами семьи; семьи, в которых проживают представители разных поколений, испытывающие стресс, связанный с повышенным риском для пожилых родственников; семьи, которые уже испытывают эмоциональные последствия тяжелой утраты близких и знакомых из-за COVID-19 инфекции [8]. Все категории этих семьей, а главное - дети в них, должны быть защищены максимально возможными способами от рисков, которые уже проявились и тех, которые еще появятся.
Социальный характер действий организации в разных уголках мира стал важным в глобальной и региональной координации, в первую очередь, в борьбе и профилактике инфекции COVID-19; в гарантировании доступа к основным медицинским услугам женщин и детей; в защите детей, особенно уязвимых в условиях любого кризиса, через предоставление им доступа к образованию; в сборе данных о воздействии пандемии на детство и родительство. Организации осуществляла интенсивную работу в следующих направлениях:
- информационно-просветительское, которое заключалось в широкой коммуникации и взаимодействии с сообществами на местном уровне по вопросам рисков и профилактики COVID-19. Разработка и распространение печатных и цифровых ресурсов, в том числе посредством специально разработанных цифровых платформ, явившихся инновационными, и^ерог1и RapidPro, так и уже существующих. Это позволило объединить семьи с детьми и всех субъектов, вовлеченных в цифровое образовательное пространство, в целях собственного просвещения и информированиях по вопросам профилактики инфекции, безопасности и защите, услугам, предоставляемым государствам в рамках социальной защиты семей [14];
- финансово-партнерское. Продолжая реализо-вывать миссию в рамках программы ЮНИСЕФ «Гуманитарная деятельность в интересах детей» как мировая ответная мера на пандемию, организация стимулировала вовлеченность го-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см см
сударственных и частных финансовых структур в оказании помощи маргинализированным детям и семьям;
- образовательно-воспитательное. Социальные медиакампании ЮНИСЕФ, такие как #LearningAtHome, #LearningFromHome и #FunAtHome, ориентированные на семьи, осуществляли работу на различных языках, предоставляя возможность детям многих стран получать доступ к обучению, оставаться вовлеченными в образование в условиях COVID-19 пандемии. Так, детям народности рома, детям семей беженцев и мигрантов в ряде стран ЮНИСЕФ предоставила наборы для домашнего обучения, планшеты, сим-карты с бесплатным доступом к образовательным приложениям, «обеспечив им возможность получать образование в режиме онлайн» [17]. Кроме того, специальный контент, включающий инфо-графику и видеоматериалы, на разных, в том числе на малочисленных языках, был разработан для поддержки родительства в разных регионах мира. В нем эксперты по вопросам COVID-19 и профессионалы в сфере семьи и защиты детства делились медико-социальными и психолого-педагогическими рекомендациями, его трансляция была доступна в режиме реального времени в широко известных социальных сетях. С особой заботой о психологическом здоровье всех членов семей в мире ЮНИСЕФ «мобилизовал подростков из различных районов страны, с тем чтобы они могли поделиться своими историями о том, как оставаться дома и сохранять позитивный настрой в период самоизоляции» [7].
- профессионально-педагогическое. Во всех регионах действия ЮНИСЕФ были организованы вебинары и учебные видеоконференции для педагогов, нацеленные на консультации и взаимообмен опытом организации учебного процесса для детей, которые находятся дома из-за закрытия школ в условиях COVID-19 пандемии. Практико-ориентированный характер подобных мероприятий обусловлен участием разных экспертов в сфере детского обучения, которые делились с педагогами современным знанием по проблематике индивидуальных рисков для разных половозрастных детей, образовательных потребностях их семей, особенностях педагогического сопровождения детей и роди-тельства, оказавшихся в пандемию в неравных условиях к доступному образованию. Специально разработанные ЮНИСЕФ и ВОЗ онлайн-ресурсы, содержащие практический контент для обучения на разных уровнях стали в тот период «настольными» книгами для учителей, способствовали значительному расширению профессиональных компетентностей педагогов, занимающихся педагогической деятельностью в условиях кризиса [6].
На мировом уровне оперативные меры, предпринятые наиболее влиятельными международ-
ными организациями ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, способствовали минимизации рисков из-за COVID-19 в сфере образования, стимулировали максимальную вовлеченность субъектов образования, поддерживали непрерывность процесса обучения в дистанционном формате, которым были охвачены многие страны мира. Сегодня этими данными уже представлены промежуточные данные и их анализ, раскрывающие видимые последствия кризиса. Они представлены педагогической общественности мира и ожидают откликов и обсуждения ученых-исследователей и педагогов-практиков, требуют научно-педагогического осмысления педагогической наукой.
Национальные контексты. Обсуждения последствий кризиса первой волны COVID-19 эпидемии, его последствий и затрат быстро перешли от проблем здравоохранения к проблемам и сложившейся ситуации в сфере образования. Во многих странах активно обсуждаются избранные правительствами чрезвычайных меры - социальная изоляция и закрытие школ, повлекшие за собой широкомасштабные трансформации, в которые оказались вовлеченными все субъекты образовательного пространства. Оно «погрузилось» в цифровой мир, в котором в реальном времени актуализировались многообразные проблемы этой цифровой трансформации в обучении, изучении и оценке. Несмотря на то, что исследования разных аспектов, трансформирующих этих процессы, продолжаются уже ни один десяток лет в разных областях современной науки [14; 16], феномен цифровой трансформации в условиях COVID-19 пандемии обострил больше вопросов в образовании, нежели способствовал ответам на уже существующие проблемы.
Опрос стран, в которых осуществлялись программы ЮНИСЕФ в период нынешнего кризиса COVID-19, показал, что 93% стран избрали дистанционное обучение для школьного образования [9], тем самым, озадачив школы в разных регионах мира вопросами, требующих незамедлительного решения. А сама проблема цифровой трансформации явилась еще более насущной для школы -социального института, который на протяжении уже ни одного столетия является, одновременно, одним из самых критикуемых и стабильных в обществе, предоставляющего доступ к массовому образованию.
Каким способом обеспечить взаимодействие субъектов школьного образования в новых условиях дистанционного формата? Этот вопрос явился первоочередным для школ всего мира, консолидировал участников национальных научных и образовательных сообществ в стране [11; 12; 15]. Телевизионные образовательные программы и онлайн-платформы, в том числе разработанные и поддерживаемые государством, были обозначены как наиболее реальные, обеспечивающие включенность учащихся в обучение, тем самым, сохраняющие непрерывность массового образования. Их комбинированное использование
во многих странах позволило охватить максимальное количество детей в мире, но и подтвердило важность проблем, которые обсуждались педагогическими сообществами ранее, как и обусловило появление новых.
Так, цифровое неравенство, ставшее еще более очевидное. По данным Института статистики ЮНЕСКО, «...у 826 миллионов учащихся, которые были затронуты закрытием образовательных учреждений из-за пандемии, отсутствует доступ к домашнему компьютеру. ... Телевидение и радио оказались хорошей альтернативой в условиях, когда онлайн-обучение невозможно» [18]. В разных регионах мира трансляция телекурсов с дидактическим контентом явилась одним из способов недопущения нарушения обучения в массовом образовании. В странах Африки с крайне дифференцированным уровнем их социально-экономического развития теле- и радио трансляции образовательного контента оказались единственной мерой поддержки включенности школьников в обучение, предоставленной национальными системами образования (Ангола, Центральная Африканская Республика, Ботсвана, Камерун, Мали, Мозамбик, Сьерра Леоне, Южный Судан). Востребованными явились «телешколы» наравне с онлайн-платформами, которые были специально разработаны в условиях пандемии национальными структурами в сфере образования и ИКТ-тех-нологий в партнерстве с ЮНИСЕФ (Уганда, Бур-кина Фасо). Педагогические сообщества стран, в которых имелся уже определенный опыт использования онлайн-платформ в образовании, направили усилия на расширение их дидактического контента, так медико-социального, нацеленного на информирование о COVID-19 инфекции, риски и профилактику, а также на продвижение этических, моральных и гражданских ценностей в среде детей школьного возраста. Онлайн-платформы с бесплатным доступом к ресурсам для субъектов разных ступеней обучения, а также для учителей и родителей были двуязычные (Чад: арабский/ французский; Южно-Африканская Республика: английский/местные языки).
В регионах Европы, в которых опыт цифровых трансформаций в сфере образования является значительно более продолжительным, и использование онлайн-платформ, как и разных моделей дистанционного обучения уже приобрел некий статус нормы в ряде стран [16; 17]. Но в период COVID-19 пандемии перевод массового (школьного) образования на удаленный формат не освободило от острых вопросов, и педагогических, и родительских сообществ. Они требовали оперативной поддержки государства и, в целом, она была обеспечена, но характер ее был неоднородным. Для недопущения нарушения процесса образования и предоставления школьникам доступа к нему в европейских странах были доступны национальные онлайн-платформы, предоставляющие бесплатный доступ к высококачественным интерактивным урокам, дидактическим ресур-
сам по всем предметам, входящих в программы обучения детей разных возрастных групп [6; 10]. В целом, цифровые инструменты, предлагаемые национальными системами образования, могут оцениваться как идентичные, нацеленные на сохранение возможностей и расширение способов взаимодействия субъектов цифрового образовательного пространства. В этом аспекте, мы можем констатировать, что в Российской Федерации, как и в других странах, дистанционное образование было поддержано в условиях COVID-19 пандемии, столкнулось с похожими проблемами. В России цифровыми инструментами государственной поддержки массового (школьного) образования стали: официальный портал Министерства образования ^и, открытая образовательная платформа Российская электронная школа, национальные и региональные образовательные ТВ-каналы, образовательный портал Worldskills России. Нацеленная на всех вовлеченных в образование субъектов, поддержка государства заключалась в их информировании о дистанционном обучении на разных уровнях в каждом регионе страны; в предоставлении доступа к дидактических ресурсам для обучающихся, к методических ресурсам для педагогов разных предметных областей, к психолого-педагогическим ресурсам для семей с детьми. Практика показала, что поддержка государства оказалась востребованной [4], однако, в первую очередь, проблема цифрового неравенства, включающая разнообразные сферы такого неравенства, явилась одной из насущных в российском образовании. И не только. Образование в европейских странах уже не одно десятилетие «демонстрирует деградационные тенденции неравенства, культурной и этнической сегрегации, функциональной неграмотности» [5, с. 107]. В условиях пандемии проблемное поле цифрового неравенства в сфере образования четче визуализировалось, стало настоящей преградой для продуктивного взаимодействия субъектов для обмена знаниями и обучения в цифровом образовательном пространстве. В период первой волны COVID-19 пандемии тенденция цифрового неравенства к увеличению приобрела общемировой формат, обусловливает новые задачи перед образованием сегодняшнего дня.
Заключение. COVID-19 пандемия явилась глобальным кризисом для сферы образования, обусловившим крупнейшее нарушение системы образования в истории. Его разрушительные последствия уже видимы в мировом контексте:
- нарушение системы образования затронуло почти 1,6 миллиарда детей школьного возраста в более чем 190 странах. 24 миллиона детей никогда не вернутся в школу, и среди них непропорционально большое количество девочек [18]. Это дестабилизирует десятилетия прогресса, что может стать настоящей катастрофой для многих поколений;
- дистанционное образование как мера, избранная при закрытии школ из-за COVlD-19 панде-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
мии, явилась необходимой и своевременной в национальных системах образования, смягчила нарушение процесса массового (школьного) обучения. Но именно оно и усугубило укоренившиеся неравенства. «Школы, какими бы несовершенными они ни были, играют важнейшую роль в выравнивании социально-экономического положения различных слоев общества. Поэтому, когда они закрываются, неравенство усиливается» [6];
- цифровое неравенство в образовательном пространстве явилось общемировым трендом, закрыло возможности для взаимодействия субъектов образования. Оно не позволило стать этому взаимодействию по-настоящему продуктивным в обучении и развитии, это притом, что цифровые медиа и широкополосные технологии открыты образованию, расширяют возможности массового (школьного) образования. И некий опыт и свидетельства их использования в преодолении кризиса в сфере образования накоплен в ряде образовательных сообществ. В интересах все субъектов образования уже имеющийся опыт требует научной консолидации научного сообщества для дальнейшего изучения эффективность дистанционного обучения в долгосрочной перспективе.
Литература
1. Вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс брифинге по COVID-19 11.03.2020 г. URL: https://www.who.int/ru/dg/ speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19— 11-march-2020 (03.09.20).
2. Данилова И.С., Орехова Е.Я., Шайден-ко Н.А. Школа, семья, родительство за рубежом: попытка теоретико-методологического обоснования в сравнительном исследовании // Известия Российской академии образования. 2018. № 1 (45). С. 76.
3. Ливенец М.А. Онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 и неравенство доступа к образованию. Федерализм. 2020;(3):188-206. / М.А. Ливенец, М.Л. Агранович, Ю.В. Ермачко-ва // Федерализм. - 2020.-C. 188-206.
4. Международный опыт управленческих решений в сфере общего (школьного) и высшего образования в условиях пандемии коронавируса / М.Л. Агранович, Т.Л. Клячко, А.О. Полушки-на, Е.А. Семионова // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - М.: Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2020.-C. 99-104.
5. Орехова Е.Я., Данилова И.С., Шайден-ко Н.А. Семья, родительство и школа Европы в современном социокультурном контек-
сте // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4 (52). С. 107.
6. ЮНЕСКО. 2020. URL: https://ru.unesco.org/ (10.10.20).
7. ЮНИСЕФ. Ситуационный отчет по COVID-19 от 3 от 7-14 апреля 2020. URL: https://www. unicef.org/eca/ru/юнисеф-принимает-ответные-меры-в-связи-с-пандемией-covid-19-в-европе-и-центральной-азии (03.09.20).
8. Alban Conto, Carolina; Akseer, Spogmai; Dreesen, Thomas; Kamei, Akito; Mizunoya, Suguru; Rigole, Annika (2020). COVID-19: Effects of school closures on foundational skills and promising practices for monitoring and mitigating learning loss, Innocenti Working Papers no. 13, UNICEF Office of Research - Innocenti, Florence - 30 р.
9. Bailey, J. P., and J. Schurz. 2020. COVID-19 Is Creating a School Personnel Crisis. Washington, DC: American Enterprise Institute. URL: https://www. aei.org/wp-content/uploads/2020/05/COVID-19-Is-Creating-a-School-Personnel-Crisis.pdf
10. Brook Ch. Action learning in the time of corona, Action Learning: Research and Practice, 2020, № 17(2), рр. 167-168, DOI: 10.1080/14767333.2020.1761148
11. Darling-Hammond, L., A. Schachner, A.K. Edgerton, A. Badrinarayan, J. Cardichon, P.W. Cookson, M. Griffith, et al. 2020. Restarting and Reinventing School: Learning in the Time of COVID and Beyond. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute.
12. Fishbane, L., & Tomer, A. (2020, March 20). As classes move online during COVID-19, what are disconnected students to do? Brookings. URL: https://www.brookings.edu/blog/the-avenue/2020/03/20/as-classes-move-online-during-covid-19-what-are-disconnected-students-to-do/ (10.09.20).
13. Futures of Education: Learning to Become report. UNESCO. 2020 URL: https://en.unesco.org/ futuresofeducation/initiative (12.10.20).
14. Memon, AsifSaeed; Rigole, Annika; Nakashian, TaleenVartan; Taulo, WonganiGrace; Chavez, Cirenia; Mizunoya, Suguru (2020). COVID-19: How prepared are global education systems for future crises?, Innocenti Research Briefs no. 2020-21, UNICEF Office of Research - Innocenti, Florence. Р.5.
15. Richardson, Dominic; Cebotari, Victor; Carraro, Alessandro; Damoah, Kaku Attah (2020). Supporting Families and Children Beyond COVID-19: Social protection in Southern and Eastern Europe and Central Asia, Innocenti Research Report UNICEF Office of Research -Innocenti, Florence - 118 р.
16. Olasile Babatunde Adedoyin & Emrah Soykan (2020): Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities, Interactive Learning Environments, DOI: 10.1080/10494820.2020.1813180
17. Vlachopoulos, D. (2020). COVID-19: Threat or opportunity for online education? Higher Learning
Research Communications, 10(1), 2. https://doi. org/10.18870/hlrc.v10i1.1179 18. UNESCO. 2020. URL: https://en.unesco.org/ covid19/educationresponse/solutions (12.11.20).
WAYS OF INTERACTION OF ACTORS OF EDUCATION UNDER THE FIRST WAVE OF COVID-19 PANDEMIC
Danilova I.S.
Herzen State Pedagogical University, Institute of Pedagogy, Tula State Tolstoy Pedagogical University
Pedagogy has yet to fully comprehend the consequences of the closure of schools under the COVID-19 pandemic in different regions of the world and to assess the effectiveness of the measures taken in education. This article is an author's attempt to interpret axiologi-cally and pedagogically the actual ways that the actors of education have chosen to "overcome" social distance in the interests of mutual support and interaction in the global and national contexts.The paper specified the role of international organizations in the consolidation of States and scientific and educational communities to ensure the continuity of schooling, to support parenting and to protect childhood. In national contexts, the ways of interaction of actors in distance education are identified and characterized; the problem of digital inequality is discussed.
Keywords: COVID-19 pandemic, interaction, school education, parenting support, child protection, digital inequality.
References
1. Vstupitel'noe slovo General'nogo direktora VOZ na press bri-finge po COVID-19 11.03.2020 g. URL: https://www.who.int/ru/ dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020 (03.09.20).
2. Danilova I.S., Orekhova E.YA., SHajdenko N.A. SHko-la, sem'ya, roditel'stvo za rubezhom: popytka teoretiko-metodologicheskogo obosnovaniya v sravnitel'nom issledova-nii // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2018. № 1 (45). S. 76.
3. Livenec M.A. Onlajn-obuchenie v period pandemii COV-ID-19 i neravenstvo dostupa k obrazovaniyu. Federalizm. 2020;(3):188-206. / M.A. Livenec, M.L. Agranovich, YU.V. Er-machkova // Federalizm. - 2020.-C. 188-206.
4. Mezhdunarodnyj opyt upravlencheskih reshenij v sfere obshche-go (shkol'nogo) i vysshego obrazovaniya v usloviyah pandemii koronavirusa / M.L. Agranovich, T.L. Klyachko, A.O. Polush-kina, E.A. Semionova // Monitoring ekonomicheskoj situacii v Rossii: tendencii i vyzovy social'no-ekonomicheskogo razvi-tiya. - M.: Institut ekonomicheskoj politiki imeni E.T. Gajdara, Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosudarstven-noj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. - 2020.-C. 99104.
5. Orekhova E.YA., Danilova I.S., SHajdenko N.A. Sem'ya, roditel'stvo i shkola Evropy v sovremennom sociokul'turnom kontek-ste // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T. 1. № 4 (52). S. 107.
6. YUNESKO. 2020. URL: https://ru.unesco.org/ (10.10.20).
7. YUNISEF. Situacionnyj otchet po COVID-19 ot 3 ot 7-14 apre-lya 2020. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/yunisef-prinimaet-otvetnye-mery-v-svyazi-s-pandemiej-covid-19-v-evrope-i-central'noj-azii (03.09.20).
8. Alban Conto, Carolina; Akseer, Spogmai; Dreesen, Thomas; Kamei, Akito; Mizunoya, Suguru; Rigole, Annika (2020). COV-ID-19: Effects of school closures on foundational skills and promising practices for monitoring and mitigating learning loss, Innocenti Working Papers no. 13, UNICEF Office of Research -Innocenti, Florence - 30 p.
9. Bailey, J. P., and J. Schurz. 2020. COVID-19 Is Creating a School Personnel Crisis. Washington, DC: American Enterprise Institute. URL: https://www.aei.org/wp-content/uploads/2020/05/ COVID-19-Is-Creating-a-School-Personnel-Crisis.pdf
10. Brook Ch. Action learning in the time of corona, Action Learning: Research and Practice, 2020, № 17(2), pp. 167-168, DOI: 10.1080/14767333.2020.1761148
11. Darling-Hammond, L., A. Schachner, A.K. Edgerton, A. Badri-narayan, J. Cardichon, P.W. Cookson, M. Griffith, et al. 2020. Restarting and Reinventing School: Learning in the Time of COVID and Beyond. Palo Alto, CA: Learning Policy Institute.
12. Fishbane, L., & Tomer, A. (2020, March 20). As classes move online during COVID-19, what are disconnected students to do? Brookings. URL: https://www.brookings.edu/blog/the-ave-nue/2020/03/20/as-classes-move-online-during-covid-19-what-are-disconnected-students-to-do/ (10.09.20).
13. Futures of Education: Learning to Become report. UNESCO. 2020 URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/initiative (12.10.20).
14. Memon, AsifSaeed; Rigole, Annika; Nakashian, TaleenVar-tan; Taulo, WonganiGrace; Chavez, Cirenia; Mizunoya, Suguru (2020). COVID-19: How prepared are global education systems for future crises?, Innocenti Research Briefs no. 2020-21, UNICEF Office of Research - Innocenti, Florence. P.5.
15. Richardson, Dominic; Cebotari, Victor; Carraro, Alessandro; Damoah, Kaku Attah (2020). Supporting Families and Children Beyond COVID-19: Social protection in Southern and Eastern Europe and Central Asia, Innocenti Research Report UNICEF Office of Research - Innocenti, Florence - 118 p.
16. Olasile Babatunde Adedoyin &Emrah Soykan (2020): Cov-id-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities, Interactive Learning Environments, DOI: 10.1080/10494820.2020.1813180
17. Vlachopoulos, D. (2020). COVID-19: Threat or opportunity for online education? Higher Learning Research Communications, 10(1), 2. https://doi.org/10.18870/hlrc.v10i1.1179
18. UNESCO. 2020. URL: https://en.unesco.org/covid19/educa-tionresponse/solutions (12.11.20).