Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
Н.Н. КОШКАРОВА
(Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия)
УДК 81’272 ББК Ш100.3
СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В НОВОСТНЫ1Х ЖАНРАХ
(НА МАТЕРИАЛЕ ОСВЕЩЕНИЯ СОБЫТИЙ АРАБСКОЙ ВЕСНЫ)
Аннотация. Статья посвящена анализу способов речевого воздействия в зарубежных средствах массовой информации при освещении событий Арабской весны. В частности описывается номенклатура средств речевого воздействия в новостных жанрах, информационным поводом которых является гибель ливийского государственного и военного деятеля Муаммара Каддафи.
Ключевые слова: конфликтный дискурс, речевое воздействие, Арабская весна, дихотомия «Восток-Запад».
Политические процессы и события, происходящие в арабских странах, тесным образом связаны с таким общественнополитическим институтом, как средства массовой информации. Последние, в свою очередь, представляют собой эффективный механизм воздействия на общественное сознание и манипулирования им в интересах тех или иных властных структур. И. А. Стернин [Стернин 2001] указывает, что в активно формирующемся в современном научном пространстве направлении исследований об эффективном общении выделяются следующие основные разделы:
• речевое воздействие в публичной речи, адресованной «живой» аудитории;
• речевое воздействие в межличностном общении;
• речевое воздействие в условиях массовой коммуникации. В настоящей работе нас интересует третье из указанных
направлений - роль и степень влияния средств массовой информации на геополитическую обстановку в регионе. Не стоит отрицать тот факт, что роли средств массовой информации на Ближнем Востоке посвящено немало работ. Среди последних
исследований хотелось бы отметить кандидатские диссертации О.В. Чернышенко «Политический процесс на Ближнем Востоке в современных средствах массовой информации» (2010) и Так-син Шарадги «Роль средств массовой информации в укреплении национальной безопасности Хашимитского Королевства Иордания» (2013).
Однако в указанных работах акцент делается либо на информационно-идеологической стороне освещения ближневосточных событий, либо на особенностях деятельности средств массовой информации отдельно взятой страны.
Отдавая дань вектору анализа, выбранному в качестве приоритетного в данных исследованиях, мы обращаем своё внимание на лингвистическую составляющую отражения событий Арабской весны в средствах массовой информации. Такой аспект анализа событий в арабском мире интересен ещё и с той точки зрения, что освещение революционных событий осуществляется на материале не только и не столько восточных средств массовой информации (Индия, Китай и др.), сколько на материале периодических изданий, выходящих на Западе (Бельгия, Великобритания, Франция и др.).
Дихотомия «Восток-Запад» является объектом исследования прежде всего социологических и философских наук, однако, тенденция к интеграции различных научных направлений не могла не отразиться и на изучении представления двух разных культур в языке. Эмпирическую базу нашего исследования составили материалы следующих западных и восточных средств массовой информации: «The Guardian», «The Telegraph UK», «The Financial Times», «The Independent» (Великобритания); «Paris Match» (Франция); «Defensa.org» (Бельгия); «EFE» (Испания); «Bloomberg», «CNN», (США), «Azzatyq.org» (Казахстан). Информационным поводом проанализированных материалов стала гибель ливийского государственного и военного деятеля Муаммара Каддафи.
В зависимости от степени конфликтности опубликованных материалов и их прагматического эффекта мы предлагаем выделить следующие функции новостных материалов, посвящённых анализируемому политическому событию:
• нейтральная констатация фактов;
• эмоциональное воздействие на адресата через оценку действительности;
• приглашение целевой аудитории к размышлению;
• упрёк и провоцирование через эксплицитное выражение на лексическом уровне.
Перечисленные функции вытекают из заголовков опубликованных материалов и созвучны задачам первых, выполняемым в газетном тексте и выделяемым в традиционной лингвистике: номинативная функция заголовка, информативная функция, рекламная функция, функция эмоционального воздействия, функция убеждения [Бухарев, 1971; Лазарева, 1989; Солганик, 1981]. Н.Б. Руженцева [Руженцева, 2012] выделяет ещё одну функцию заголовков применительно к межнациональному дискурсу - аксиологическую, которая направлена на формирование системы межнациональных ценностей. Приведём конкретные примеры реализации функций новостных материалов, посвящённых гибели Муаммара Каддафи.
Нейтральная констатация фактов. Saif al-Islam Gaddafi 'trying to broker deal to surrender to ICC'. - Сын Каддафи пытается Международному уголовному суду // Gaddafi buried at dawn in secret desert grave as line is drawn under 42-year rule. - Каддафи похоронили на рассвете в тайной могиле в пустын. // How Gaddafi Died: The Interim Prime Minister's Version - Как погиб Каддафи.
Эмоциональное воздействие на адресата через оценку действительности. Un effondrement psychologique. - Реакция на смерть Каддафи: психологический кризис власти // Liberation declared after Gaddafi’s death. - Ливия празднует освобождение после смерти Каддафи // Chavez califica de «martir» a Gadafi y dice que lo asesinaron. - Чавес считает Каддафи «мучеником» и заявляет, что его убили.
Приглашение целевой аудитории к размышлению. Where is Gaddafi's vast arms stockpile? - Где огромные запасы оружия Каддафи?//Behind Qaddafi's death: demographics? - Что стоит за смертью Каддафи - демографическая статистика? // Apres la mort de Mouammar Kadhafi, quel avenir pour la Libye ? - Что ждёт Ливию после смерти Каддафи?
Упрёк и провоцирование через эксплицитное выражение на лексическом уровне. Тони Блэра упрекают в дружбе с Каддафи и бизнесе с Назарбаевым // ‘Dictator’ Putin may be nervous after Qaddafi death, McCain says. - Маккейн: возможно «диктатор» Путин нервничает после смерти Каддафи.
Что касается непосредственного содержания анализируемых материалов, то сам информационный повод (гибель столь одиозной личности и диктатора, как Муаммар Каддафи) позволяет нам высказать мысль, согласно которой новостные жанры, центральной темой которых являются события Арабской весны, функционируют в рамках конфликтного дискурса. Под последним, в свою очередь, мы понимаем совокупность способов речевого воздействия, взаимодействие адресанта, адресата и целевой аудитории, совокупность речевых тактик и порождаемых речевых реакций, определяющих актуализацию национального и культурного опыта коммуникантов с установлением отношений определённой тональности (в случае конфликтного дискурса эти отношения будут носить деструктивный характер). К средствам реализации конфликтного дискурса в новостных жанрах, посвящённых событиям Арабской весны, мы относим:
• использование лексических единиц с агрессивным прагматическим потенциалом (маниакальное стремление Каддафи; в противной, тошнотворной спешке);
• употребление метафорических моделей с агрессивным прагматическим потенциалом (Каддафи стал для кого-то просто тотемной фигурой);
• применение тактики угрозы при цитировании мнений лиц, вовлечённых в освещаемые события («И напоследок передаю вам заявление Саифа аль-Ислама: он отомстит за отца, за его память», - добавил адвокат);
• использование иронии как деструктивной разновидности юмора (Как иронично подмечает британское издание «Телеграф», Тони Блэр, возможно, и потерял одного друга - диктатора полковника Муаммара Каддафи, в связи с его смертью, но нашел другого - самодержца Нурсултана Назарбаева, президента богатого нефтью Казахстана).
Не вызывает сомнения тот факт, что номенклатура средств репрезентации конфликтного дискурса в средствах массовой информации может быть расширена в зависимости от а) жанра повествования о тех или иных событиях (политический комментарий, политическое интервью, конфликтный диалог-интервью) и б) от информационного повода, находящегося в основе того или иного сообщения в СМИ. В связи с ограниченностью объёма настоящей статьи мы выбрали материалом для анализа лишь материалы зарубежных средств массовой информации и только относящиеся к такому событию, как гибель Муммара Каддафи. К возможным перспективам исследования мы относим изучение освещения других событий Арабской весны и на материале других жанров.
ЛИТЕРАТУРА
Бухарев Н.Е. Структурное развитие заголовков. - Алма-Ата, 1971.
Лазарева Э.А. Заголовок в тексте. - Свердловск, 1989.
Руженцева Н.Б. Базовые ценности межнационального дискурса в заголовках первой русской газеты в Африке // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42).
Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1981.
Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001.
Чернышенко О.В. Политический процесс на Ближнем Востоке в современных средствах массовой информации: дис. ... канд. политических наук. - Пятигорск, 2010.
Шарадга Таксин. Роль средств массовой информации в укреплении национальной безопасности Хашимитского Королевства Иордания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013.
© Кошкарова Н.Н., 2013