І 1140) - 2006
ПРИВАТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В ДЕЙСТВУЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
А.В. КАРПОВ,
доктор юридических наук, ппофессап Академии права и управления
О.М. КУСЯПКУЛОВА
Московская финансово-юридическая академия
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических лиц и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Необходимо отметить, что, определяя способы приватизации, ни ранее существовавшее законодательство, ни действующий закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) не дают понятия способов приватизации. Основываясь на анализе норм о способах приватизации, можно дать следующее их определение.
Способы приватизации — это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц1.
Остановимся подробнее на способах приватизации, которые и в будущем останутся основными,
1 Тяпкина Е. А. Способы приватизации // Гражданин и право.
- 2003. - № 2. - С. 13.
так как, исходя из своих особенностей, позволяют наилучшим образом соблюсти баланс государственных и частных интересов.
Преимущественные способы приватизации. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», к таким способам относятся продажи посредством аукционов и конкурсов.
1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе имеет место в случае, если на покупателей не накладывается обязанность выполнять какие-либо условия в отношении имущества (объекта приватизации). Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на проведенные в 1995 г. залоговые аукционы. Они проводились в соответствии с Указом Президента РФ от 31.08.1995 № 889 «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности» 2.
Так, под видом расчетов за кредиты, которые государство заведомо не собиралось и не способно было вернуть банкам-кредиторам, производилась, по сути, приватизация акций. Таким способом были реализованы акции крупных, преимущественно нефтяных компаний: ОАО «ЮКОС», ОАО
2 Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 36. — Ст. 3527.
ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ
«Сибнефть», ОАО «Мечел-Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Новошип», ОАО «Норильский никель» и др. Проведение залоговых аукционов является существенным нарушением Закона о приватизации 1991 г.3, действовавшего на момент их проведения, который не предусматривал такого способа приватизации.
Впоследствии порядок проведения аукциона, условия участия в нем, порядок определения победителей аукциона, а также порядок расчетов за приобретенное имущество нашли отражение в Положении о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества4, а на сегодняшний день регулируются ст. 18 Закона о приватизации 2001 г., и в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе5.
Аукцион является открытым по составу участников. Это означает, что к участию в аукционе допускаются физические и юридические лица, признаваемые в соответствии со ст. 5 Закона о приватизации 2001 г. покупателями.
Предложения о цене приватизируемого имущества подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах) либо заявляются ими открыто в ходе проведения торгов.
В настоящее время при продаже находящегося в федеральной собственности имущества продавцами на аукционе выступают Российский фонд федерального имущества (его отделения) или иные специализированные государственные учреждения, которым Правительством РФ поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества, а при продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными актами субъектов РФ или правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 15 положения об аукционе, открытый по форме подачи предложения по цене
3 Закон РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. -№ 27. - Ст. 927.
4 Постановление Правительства РФ от 27.03.1998 № 356 «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества» (утратило силу) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1590.
5 Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 585
«Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 33. - Ст. 3229.
аукцион проводится аукционистом. Шаг аукциона устанавливается продавцом в пределах от 1 до 5 % начальной цены продажи акций и остается единым в течение всего аукциона.
Необходимо отметить, что аукционы, открытые по форме подачи предложений по цене, не получили широкого распространения.
До вступления в силу Закона о приватизации 1997 г6. на таких аукционах реализовывались остатки акций после чековых аукционов по продаже акций таких акционерных обществ, как ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Бело-зернефть», ОАО «Нижневартовскнефтегаз», ОАО «Приобьнефть» и др.
2. Такой способ приватизации, как продажа акций открытых акционерных обществ на специали -зированном аукционе, проводимом в виде открытых торгов, где победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию, регулируется Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, которое также было утверждено указанным выше постановлением Правительства РФ № 585 (далее — Положение о специализированном аукционе).
Положение о специализированном аукционе регламентирует процедуру, связанную с продажей акций на специализированных аукционах, а именно — определяет порядок проведения специализированного аукциона, условия участия в нем претендентов, порядок оформления результатов специализированного аукциона и осуществления расчетов с претендентами, участниками и победителями. Положением о специализированном аукционе также установлена форма заявки на участие в специализированном аукционе.
Главное отличие специализированного аукциона от обычного аукциона — наличие нескольких победителей.
Согласно ст. 19 Закона о приватизации 2001 г. и п. 5 Положения о специализированном аукционе, заявка на участие, подаваемая претендентом, оформляется путем заполнения бланка и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона.
Заявки на участие в специализированном аукционе подразделяются на два типа: в заявках
6 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3595.
первого типа претендент выражает намерение купить акции по любой единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе; в заявках второго типа претендент выражает намерение купить акции по единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе, но не выше максимальной цены покупки одной акции, указанной в заявке.
После определения участников специализированного аукциона продавец определяет единую цену продажи. Если общая сумма денежных средств, указанных в заявках участников специализированного аукциона, меньше стоимости акций, выставленных на специализированный аукцион по начальной цене продажи, количество продаваемых акций определяется путем деления общей суммы денежных средств на начальную цену продажи; в остальных случаях количество продаваемых акций равно количеству акций, выставленных на специализированный аукцион.
После определения единой цены продажи продавец определяет победителей специализированного аукциона. Победители приобретают акции по единой цене продажи; при этом количество акций, получаемых победителем, определяется путем деления суммы денежных средств, указанной в заявке победителя, на единую цену продажи.
Необходимо отметить, что Положением о специализированном аукционе предусмотрены особенности проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов.
Межрегиональный специализированный аукцион проводится в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого, по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) на момент принятия такого решения.
Всероссийский специализированный аукцион проводится в случае, если чистые активы составляют более 3 000 000 МРОТ
3. Следующим способом приватизации, указанным в ст. 13 Закона и часто характеризуемым как лучший способ создания эффективного собственника приватизированного предприятия, является приватизация посредством продажи государственного и муниципального имущества на конкурсе. Данный способ позволяет учесть не только государственные интересы, но и потребности организаций.
Общие нормы о конкурсе сформулированы гражданским законодательством и детализированы в ст. 20 Закона о приватизации 2001 г. и Положением
о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества7.
Указанные нормативные акты регулируют в том числе: порядок разработки и утверждения условий конкурса; порядок и условия участия в конкурсе; основания, по которым претендент не допускается к участию в конкурсе; права претендента; права победителя конкурса (в том числе ограниченные права в отношении имущества до перехода к победителю права собственности); порядок контроля за исполнением условий конкурса; порядок подтверждения победителем конкурса исполнения условий.
В конкурсе, в соответствии со ст. 20 Закона о приватизации 2001 г., определяющим победителя, условием является наиболее высокая цена, которую предлагает участник торгов (конкурса) за имущество (объект приватизации), хотя есть и дополнительное условие — выполнение условий конкурса, которые могут предусматривать названные выше ограничения: на изменение числа рабочих мест; переподготовку и (или) повышение квалификации работников; ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения, либо прекращение их использования; проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Следует отметить, что данный перечень условий, установленный п. 21 ст. 20 Закона о приватизации 2001 г., является исчерпывающим. Условия конкурса подлежат опубликованию в информационном сообщении о его проведении.
Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе коммерческого конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при выполнении таким покупателем условий конкурса.
При этом право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им условий такого конкурса. Поскольку победитель коммерческого конкурса до выполнения им соответствующих условий не становится собственником объекта приватизации, он не вправе до перехода к нему права собственности на этот объект отчуждать его или распоряжаться им иным образом.
7 Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 33. — Ст. 3228.
Данная норма перешла в Закон о приватизации 2001 г. из ранее действовавшего Закона о приватизации 1997 г., до введения в действие которого после проведения конкурса его победитель становился собственником объекта приватизации. Однако инвестиционные или социальные условия, на которых он приобретал по конкурсу этот объект, часто оставались неисполненными.
Появление в Законе дополнительных требований к условиям договоров, заключаемых по результатам конкурса с инвестиционными и социальными условиями, вполне оправданно. На практике широко известны случаи, когда покупатель, выигравший конкурс и получивший государственное или муниципальное имущество в собственность, в дальнейшем от выполнения инвестиционных условий отказывался либо настаивал на том, что сама плата за имущество и есть его инвестиции в приватизируемый объект.
Важными положениями ст. 20 Закона являются указания на то, что в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки; при этом имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Хотя в наименовании института «публичный конкурс» и присутствует слово «конкурс», нормы права, регулирующие публичный конкурс, не могут являться общими по отношению к данному виду конкурса.
По Закону о приватизации 1997 г. на конкурсе могли быть проданы любые пакеты акций. По Закону о приватизации 2001 г. покупатель акций по конкурсу получает в собственность более 50 % акций, т. е. контрольный пакет. Такой стратегический инвестор должен быть вправе сам выбирать инвестиционные проекты, и государству нецелесообразно навязывать инвестиционные условия. Стратегический инвестор сам заинтересован в нормальном развитии и повышении доходности, поэтому отсутствует необходимость в принуждении со стороны государства.
Таким образом, рассмотрев основные способы приватизации, которые в общем виде содержались в
ранее изданных нормативных актах, можно сказать, что законодатель с учетом сложившейся практики внес серьезные изменения в порядок их реализации, что должно положительно отразиться на эффективности продажи государственного имущества.
То есть законодателем сделан еще один большой шаг на пути к построению правового государства, эффективно управляющего своей собственностью и обеспечивающего рост национальной экономики.
Иные способы приватизации государственного и муниципального имущества. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.
Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.
Отношения, возникающие в процессе продажи акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, в том числе порядок их оплаты, определяются договором. Сведения, указанные в решении о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, являются существенными условиями договора.
Средства, полученные от продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
В ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»8 установлены следующие понятия:
Валюта Российской Федерации (п. 1): а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта (п. 2): а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, на-
8 Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.
ходящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Акции открытых акционерных обществ могут продаваться через организатора торговли на рынке ценных бумаг (далее — организатор торговли).
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг документы, содержащие информацию, подлежащую раскрытию, а также изменения и дополнения в них (ст. 9 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЭ «О рынке ценных бумаг» 9).
Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 10.
Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли.
Фондовая биржа обязана утвердить: правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже; правила проведения торгов на фондовой бирже, которые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на
9 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.
10 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 145.
предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.
Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга/делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга.
Ценные бумаги могут быть допущены к торгам на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга в соответствии с правилами допуска ценных бумаг к торгам без прохождения данной процедуры (ст. 14 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ11.
Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты пос-
11 Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 845 «О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 49. — Ст. 4881.
тупило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной (ст. 435 ГК РФ).
При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются: величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если не состоялась продажа этого имущества посредством публичного предложения.
Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.
Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в ст. 16 Закона о приватизации 2001 г.
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.) 12 определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Федеральный
12 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.
закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории РФ, если иное не установлено указанным законом и иными федеральными законами.
Иными федеральными законами определяются особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ: в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности и др. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 % акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами («золотая акция»), определяются рассматриваемым Федеральным законом.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия (ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов (ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
По решению соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее
чем 25 % плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.
Размещение акций, выпускаемых при создании акционерных обществ работников (народных предприятий), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»13 на основании договоров об их создании.
В целях обеспечения эффективного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, был принят Указ Президента РФ от 09.12.1996 № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» (в ред. Указа Президента РФ от 07.08.1998 № 921)14.
Данным Указом установлено, что передача в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями, проводимого по решению Правительства РФ, принимаемому в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 30.09.1995 № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями»15 и установленным порядком подготовки проектов указов Президента РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 09.12.1996 № 1660).
13 Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 30. — Ст. 3611.
14 Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 32. — Ст. 3847.
15 Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 41. — Ст. 3874.
16 Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 45. — Ст. 5193.
Пунктом 2 Указа был утвержден содержащийся в приложении Перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, закрепленные в федеральной собственности акции которых в первоочередном порядке передаются в доверительное управление.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом.
Во исполнение Указа Президента РФ от 09.12.1996 № 1660 Правительство РФ приняло постановление от 07.08.1997 № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями».
Указанным постановлением были утверждены Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации16.
вниманию
кредитных
организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2005 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2006 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2006 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:Wwww.financepress.ru Е-таіІ: [email protected]