УДК 3 76.4-053«465.07/. 11»
ББКЧ456.024.0 ГСНТИ 14.29.23 Код ВАК 13.00.03
Е. В. Зволейко Е. V. Zvoleyko Чита, Россия Chita, Russia
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья регламентирует три вида результатов освоения адаптированной образовательной программы. Для проверки достижения обучающимися знаний и умений существуют традиционные формы контроля. Значительную трудность представляет разработка процедур, позволяющих оценить достижение личностных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования. В статье представлены способы оценки личностных результатов обучения по АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития.
Ключевые слова: Личностные результаты обучения; дети с задержкой психического развития (ЗПР); адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО); федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС для детей с ОВЗ).
Сведения об авторе: Зволейко Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент.
ASSESSMENT METHODS OF PERSONAL LEARNING RESULTS UNDER THE SPECIAL BASIC EDUCATIONAL PROGRAM
OF GENERAL PRIMARY EDUCATION FOR PUPILS WITH MENTAL RETARDATION
Abstract. The Federal State Educational Standard for students with disabilities regulates three kinds of development results of a special educational program. Traditional forms of evaluation are used to assess the pupils' knowledge and skills. The development of procedures for assessing personal learning results under the special basic educational program of primary education is rather difficult. The article presents methods of assessment of personal learning results under the special basic educational program of primary education for pupils with mental retardation.
Key words: personal learning results; children with mental retardation; special basic educational program of general primary education; federal state educational standard of primary education for pupils with disabilities.
About the author: Zvoleyko Elena Vladimirovna, Doctor of Pedagogy, Associate Professor.
Специальное образование. 2015. № 2
63
Место работы: кафедра специаль- Place of employment: Department
ной психологии и коррекционной педа- of Special Psychology and Pedagogy, го гики Забайкальского государственного Zabaikalsky State University, Chita, университета, г. Чита. Russia.
Контактная информация: 672039, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, к. 511.
E-mail: [email protected].
Статья подготовлена в рамках государственного задания вузу Минобрнауки. НИР 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации ФГОС, для детей с ОВЗ».
Отличительной особенностью нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ является ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающихся с ЗПР составляют цель и основной результат получения ими начального общего образования [10].
Освоение АООП НОО (в урочное и внеурочное время) должно обеспечивать достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, обогащение их социокультурным опытом [10].
Личностные результаты обучения, согласно ФГОС, выделяются по всем структурным составляющим АООП НОО: по отдельным
© Звойленко Е. В., 2015
предметным областям, по программам формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности, коррекционной работы, а также по АООП НОО в целом.
Общий подход к промежуточной и итоговой оценке знаний и умений, составляющей академический компонент АООП НОО, сохраняется в его традиционном виде — это опросы, контрольные работы, тесты и пр. Большую сложность представляет собой оценка достижения личностных результатов обучения по АООП НОО — зачастую традиционные способы оценки «не работают». Личностные результаты часто невозможно легко и явно обнаружить, так как «они относятся к внутренним, глубинным переживаниям личности школьника» [9, с. 52], отражают долгосрочные результаты образовательного процесса.
Перед общеобразовательными и специальными школами, реализующими новый ФГОС для детей с ОВЗ, встает сложная задача — обеспечить способы оценки личностных результатов обучения по
64
Специальное образование. 2015. № 2
АООП НОО. Образовательная организация при разработке АООП НОО разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся (например, для детей с ЗПР), которая утверждается локальными актами организации. При разработке системы оценки личностных достижений обучающихся необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Зарубежными исследователями выработаны требования к процедуре оценки и ее способам. Оценка результатов обучения должна позволять определять, насколько обучающийся способен осваивать следующий этап обучения, а также направления помощи ребенку [15], выявлять сильные стороны и потребности ребенка [13]. Процедура оценки должна быть позитивной, а не угрожающей, устанавливающей негативные связи между оценкой и процессом обучения в школе [12]. Способы оценки должны соответствовать возрасту, уровню развития ребенка; быть эффективными и удобными, способными предоставлять информацию в короткие сроки, быть включенными в обычные школьные занятия [14].
Коллективами отечественных разработчиков систем оценивания, которые применяются в массовой начальной школе, выработаны общие требования к процедуре оценки всех результатов обучения [4; 6; 8; 11]:
- критериальный подход к оценке (в качестве критериев выступают планируемые результаты освоения образовательной программы);
- системно-деятельностный подход к оценке, проявляющийся в способности к выполнению учебно-практических задач;
- уровневый подход к разработке оценочных шкал с возможностью оценки динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм оценки, как проекты, практические, творческие работы, самоанализ, самооценка и пр.
В связи с распространяющейся практикой интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1; 2; 3; 5] дети с ЗПР все чаще обучаются в общеобразовательной школе. Разработчики оценочных средств должны учитывать ограничения, которые привносят в возможности овладения содержанием образования имеющиеся особенности развития детей с ЗПР. В связи с этим можно выдвинуть дополнительные требования к способам оценки:
- обследование нужно строить на основе использования диагностических возможностей всех доступных видов деятельности;
- при обследовании нужно использовать стимульный материал, который позволяет визуализировать информацию, создает зрительную опору;
- фиксирование результатов должно быть удобным и простым, а
Специальное образование. 2015. № 2
65
описание содержания уровней оценки в оценочной шкале должно быть подробным;
- формы оценивания личностных результатов должны отличаться от оценки «академических» знаний. Поскольку способы субъективной оценки (самоанализ, самооценка) в значительной мере затруднены из-за имеющихся особенностей развития ребенка, преобладающими должны стать экспертные оценки (наблюдение, анализ детских работ и пр.);
- задания должны быть представлены в таком виде, чтобы ребенку приходилось рассуждать, анализировать, что позволит выявить отношение личности к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира, социально значимые ценностные установки ребенка, которые и составляют личностные результаты обучения.
Оценка личностных результатов по АООП НОО е целом производится как итоговая по окончании обучения в начальной школе. Для оценки личностных результатов обучения по АООП НОО применяется метод экспертной оценки, основная форма работы участников экспертной группы — ПМПк. Для
полноты оценки личностных результатов освоения АООП НОО следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Группа экспертов определяет состояние сформированности того или иного личностного результата, представленного в виде индикаторов, производит оценку предложенными способами оценивания. Для оценки конкретизированного результата (индикатора) применяется такая система оценки: 0 баллов — качество не проявляется; 1 балл — качество слабо проявляется; 2 балла — качество проявляется в отдельных случаях; 3 балла — качество устойчиво проявляется [7]. После оценки конкретизированных результатов (индикаторов) выставляется итоговая оценка: О баллов — результат не сформирован; 1 балл — результат сформирован по меньшинству параметров; 2 балла — результат сформирован по большинству параметров; 3 балла — результат полностью сформирован (таблица 1).
66
Специальное образование. 2015. № 2
Таблица 1
Итоговая оценка личностных результатов по АООП НОО
Личностные результаты освоения АООП НОО Индикаторы Оценка конкретизированного результата (индикатора)
Результат №1 Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
1. Имеет представление о территории и границах России, её географических особенностях 2
2. Знает символику Российского государства — герб, флаг, гимн 2
3. Способен применять знания по истории России и ее символике в общении с партнерами по коммуникации 2
Итоговая оценка по результату (на конец обучения) 2
Результат №2.
На основе сформулированных в ФГОС требований к личностным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ОВЗ образовательная организация разрабатывает собственную программу их оценки, которая разрабатывается для каждой конкретной категории обучающихся (в нашем случае — для обучающихся с ЗПР). Программа итоговой оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;
Личностные результаты (крит« освоения I
3) способы оценки результата.
Каждый критерий (личностный результат) предполагает один или несколько параметров, которые, в свою очередь, могут включать несколько индикаторов — конкретизированных результатов, которые могут быть подвергнуты оценке.
Ниже представлена таблица, в которой даны пять личностных результатов обучения по АООП НОО, которые выступают критериями, выделены параметры и индикаторы, по которым производится оценка достижения этих личностных результатов (табл.2):
Таблица 2
ии), параметры и индикаторы )ОП НОО
Критерий Параметры оценки Индикаторы
1. Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности Сформированность чувства гордости за свою Родину, историю России - имеет представление о территории и границах России, ее географических особенностях; - знает символику Российского государства — герб, флаг, гимн;
Специальное образование. 2015. № 2
67
Критерий Параметры оценки Индикаторы
- способен применять знания по истории России и ее символике с партнерами по общению
Осознание своей этнической и национальной принадлежности - знает свою этническую и национальную принадлежность
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Сформированность уважительного отношения к истории и культуре других народов - знает о федеративном устройстве РФ (о народах и этнических группах, проживающих в России); - демонстрирует межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству с одноклассниками — представителями других этносов
3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Сформированность эстетических потребностей, ценностей - демонстрирует понимание прекрасного, способен переживать эстетическое отношение к явлениям действительности
Сформированность эстетических чувств - проявляет культуру, «эстетику поведения»
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Сформированность этических представлений - демонстрирует знание и понимание этических норм и правил
Сформированность этического поведения - способен действовать на основе усвоенных этических норм
5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей Сформированность целостного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей - сформированы знания и представления о целостной картине материального мира
Как указано в ФГОС, в процессе оценки достижения планируемых личностных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие
работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Ниже представлены способы оценки личностных результатов обучения по АООП НОО, разработанные применительно к обучающимся, имеющим задержку психического развития. Представлены
68
Специальное образование. 2015. № 2
пять личностных результатов (критерии), индикаторы (конкретизированные результаты) и способы оценки этих результатов.
Первый результат: Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Индикатор 1. Имеет представление о территории и границах России, ее географических особенностях.
Творческие задания. Оборудование: контурная карта полушарий Земли; географическая карта полушарий; цветные карандаши; карточка с названиями географических объектов.
Задание 1. «Географические объекты». Перед тобой — контурная карта обоих полушарий Земли. Возьми карандаш и обозначь на карте территорию России. Обозначь то место территории России, где расположена твоя «малая Родина».
Задание 2. На этой карточке написаны названия различных географических объектов. Подчеркни те из них, которые встречаются на территории России (океаны, моря, заливы, проливы, озера, реки, ледники, острова, полуострова, горы, равнины, леса, степи, пустыни).
Оценка. 3 балла — правильно обозначил территорию России; указал месторасположение «малой Родины»; подчеркнул не менее десяти географических объектов.
2 балла — правильно обозначил территорию России; указал на месторасположение «малой Родины»; подчеркнул пять или менее географических объектов.
1 балл — затруднился с обозначением территориальных границ; подчеркнул менее пяти географических объектов.
О баллов — не справился с заданием.
Индикатор 2. Знает символику Российского государства — герб, флаг, гимн. Способен применять знания по истории России и ее символике с партнерами по общению.
Индикатор 3. Знает свою национальную принадлежность.
Задание 1. «Герб и флаг России». Оборудование: плакат с гербами и флагами ряда стран.
В 1993 году была принята Конституция РФ — основной закон нашей страны. В одной из статей конституции говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн. Государственным гербом России был утвержден двуглавый орел. Государственным гимном стало произведение композитора А. В. Александрова и поэта С В. Михалкова. Государственным флагом было признано бело-сине-красное полотнище.
На этом плакате изображены гербы и флаги ряда стран. Покажи герб, флаг России. Что ты знаешь о гербе и флаге России?
Задание 2. Слушай внимательно. Национальная принадлежность — это принадлежность человека к какой-либо нации или народу. По российскому законодательству че-
Специальное образование. 2015. № 2
69
ловек сам определяет свою национальность. Россия — одно из самых многонациональных государств в мире. В нашей стране проживает свыше 180 национальностей.
Чем один народ отличается от другого? Как ты определяешь свою национальную принадлежность? Объясни, почему.
Оценка. 3 балла — знает изображения герба и флага России, исторические факты о государственных символах; определяет свою национальную принадлежность, имеет представления об особенностях собственной этнической группы.
2 балла — знает изображения герба и флага России; определяет свою национальную принадлежность, имеет представления об особенностях собственной этнической группы.
1 балл — знает изображения герба и флага России; определяет свою национальную принадлежность.
О баллов — не справился с заданием.
Второй результат. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Индикатор 1. Знает о федеративном устройстве РФ (о народах и этнических группах, проживающих в России).
Творческое задание. Оборудование: контурное изображение территории России; бумажная ромашка из пяти лепестков.
На территории России проживает много разных народов, кото-
рые говорят на русском языке и своем родном. Какие языки народов России ты знаешь? Напиши названия народов на этом изображении нашего государства. На лепестках этой ромашки напиши пожелания народам, населяющим Россию.
Оценка. 3 балла — написал названия более пяти народов; заполнил пожеланиями все 5 лепестков.
2 балла — написал названия менее пяти народов; заполнил пожеланиями 3—4 лепестка.
1 балл — написал название двух народов; заполнил пожеланиями 1—2 лепестка.
0 баллов — не справился с заданием.
Индикатор 2. Демонстрирует межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству с одноклассниками — представителями других этносов.
Оценку проводит классный руководитель, воспитатель, наблюдая за общением обучающегося с представителями других этносов:
3 балла — имеет друзей разных национальностей.
2 балла — активно устанавливает контакты со сверстниками.
1 балл — избирателен в контактах.
О баллов — не поддерживает контактов.
Третий результат. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Индикатор 1. Демонстрирует понимание прекрасного, способен переживать эстетическое отношение к действительности.
70
Специальное образование. 2015. № 2
Эстетическими называются такие чувства, которые вызываются красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит свойственная человеку потребность в эстетическом переживании: еще древний человек, изготавливая домашнюю утварь из глины, придавал ей эстетическую форму, украшал ее, хотя для качества приготовления и потребления пищи это не имело никакого значения. Эстетические чувства разнообразны: это и чувство удовлетворения, восхищения, это и чувство отвращения. Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, художественные произведения (картины, литература, музыка и др.) и сам человек. Эти чувства выражаются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга.
Задание 1. «Изучение музыкальности и эстетических чувств» (по Т. И. Ерофеевой, Р. Г. Казаковой, Г. А. Урунтаевой). Материал — музыкальное произведение (например, песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Беловежская пуща»).
Исследователь наблюдает за поведением ребенка во время прослушивания музыкального произведения, беседует после прослушивания. В результате можно сделать вывод о степени развития эстетиче-
ских чувств (в данном случае — музыкальности), под которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое сочетание музыкальных звуков. При оценке необходимо учитывать мнение учителя музыки.
Оценка. 3 балла — внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, запоминает и узнает его. Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются эмоции в соответствии с характером музыкального произведения. Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его характер, выделяет средства выразительности. Самостоятельно дает эстетическую оценку музыкального произведения, используя разнообразные критерии.
2 балла — внимательно слушает, не отвлекается. Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет недифференцированное экспрессивно-мимическое выражение эмоций. Не всегда понимает музыкальное произведение. Самостоятельно дает оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.
1 балл — отсутствует интерес к прослушиванию произведения. Отсутствует эмоциональная отзывчивость на музыку, равнодушен, пассивен. Затрудняется оценить музыкальное произведение даже с помощью взрослого.
О баллов — не проявляет интереса к музыке.
Индикатор 2. Проявляет культуру, «эстетику поведения».
Специальное образование. 2015. № 2
71
Оценку проводит классный руководитель, воспитатель, анализируя поведение и деятельность ребенка в разнообразных ситуациях.
3 балла — способен давать эстетическую оценку наблюдаемому предмету или явлению; эстетические чувства являются не только «созерцательными», но и «активными», органически включенными в деятельность ребенка (следит за своей внешностью, демонстрирует хорошие манеры и пр.).
2 балла — способен давать отдельные оценочные суждения о наблюдаемых предметах или явлениях; эстетические чувства проявляются больше как «созерцательные».
1 балл — способен давать отдельные поверхностные суждения о наблюдаемых предметах и явлениях.
О баллов — равнодушен, пассивен.
Четвертый результат. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Задание 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Послушай стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Во время моего чтения помогай вставлять нужные слова — «хорошо» или «плохо».
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
Что такое хорошо и что такое ... плохо?
У меня секретов нет, — слушайте, детишки,
Папы этого ответ помещаю в книжке.
Если ветер крыши рвет, если град загрохал, —
Каждый знает — это вот для прогулок .... плохо.
Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете.
Это — очень ...хорошо и большим, и детям.
Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, —
Ясно, это ... плохо очень для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает ...хорошо.
Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
Октябрята говорят: ... плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут: он ... хороший мальчик.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он ... плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне ... хороший.
Понравилось тебе стихотворение? Ответь на вопрос: почему быть неряхой и грязнулей — плохо, а быть чистым и опрятным — хорошо? Какие поступки можно назвать хорошими? Приведи примеры. Какие плохими? Приведи примеры. Может ли человек всегда совершать только хорошие поступки?
72
Специальное образование. 2015. № 2
Почему люди иногда совершают плохие поступки?
Оценка. 3 балла — различает хорошие и плохие поступки, может привести множество примеров; способен рассуждать о причинах совершения людьми плохих поступков.
2 балла — различает хорошие и плохие поступки, приводит примеры; рассуждения о причинах совершения плохих поступков поверхностны.
1 балл — различает хорошие и плохие поступки, затрудняется в приведении примеров.
0 баллов — не справился с заданием.
Индикатор 2.Способен действовать на основе усвоенных этических норм.
Оценка производится классным руководителем, воспитателем. Оценивается степень овладения учащимся правил этического поведения.
Оценка. 3 балла — регулярно соблюдает правила этического поведения (в общественных местах, в общении, правила поведения за столом).
2 балла — соблюдает большинство правил этического поведения.
1 балл — не всегда соблюдает правила этического поведения.
О баллов — часто нарушает правила этического поведения.
Пятый результат. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
Индикатор ¡.Сформированы знания и представления о целостной картине материального мира.
Задание 1. «Работа по картине». Инвентарь — репродукция картины Н. С. Крылова «Русская зима».
Рассмотри репродукцию картины Н. С. Крылова «Русская зима». Выдели и назови объекты эюи-вой и неживой природы. Аргументируй свой выбор. Какие среды обитания изображены на картинах? Какие живые организмы ты бы дорисовал на этих картинах, если бы мог? Какие среды обитания не изображены на этой картине?
Для справки: среда обитания — часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную.
Задание 2. «Живое — неживое». Материал — таблица, разделенная на две колонки: общее и различное. Учащемуся предлагается написать в первой колонке таблицы, что общего есть у объектов живой и неживой природы, во второй — чем они отличаются. (Общее: 1) все тела состоят из веществ; 2) высота, длина, ширина (размер), форма, цвет, объем, масса. Различное: есть фундаментальные отличия в вещественном, структурном и функциональном планах. В вещественном плане в состав живого входят высокоупорядоченные органи-
Специальное образование. 2015. № 2
73
ческие соединения — белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д.)
Оценка. 3 балла — назвал предметы живой и неживой природы по картине, аргументировал выбор; назвал среды обитания, изображенные на картине, а также отсутствующие; назвал не менее 5 сходств живой и неживой природы, не менее 3 отличий живой и неживой природы.
2 балла — назвал предметы живой и неживой природы по картине, аргументировал выбор; назвал среды обитания, изображенные на картине; назвал не менее 3 сходств живой и неживой природы, не менее 2 отличий живой и неживой природы.
1 балл — назвал предметы живой и неживой природы по картине; затруднился с названием сред обитания, изображенных на картине; назвал 1—2 сходства живой и неживой природы, 1—2 отличия живой и неживой природы.
О баллов — назвал предметы живой и неживой природы по картине; с остальными заданиями не справился.
Предложенные способы оценки личностных результатов по АООП НОО являются вариантом осуществления оценочной деятельности по этому направлению. Эти способы могут варьироваться в зависимости от варианта адаптированной основной образовательной программы, которую осваивает ребенок, от условий реализации образовательной программы для конкретного ученика. Как указано в ФГОС, «неспособность обучающегося с ЗПР освоить тот или иной вариант АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения» [10]. В отдельных случаях может быть составлена индивидуальная программа оценки личностных достижений обучающегося с ЗПР.
Литература
1. Зволейко, Е. В. Система профессиональной подготовки бакалавров — специальных психологов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : защищена 20.12.13 : утв. 13.10.14 / Зволейко Елена Владимировна. — Чита, 2013.
2. Зволейко, Е. В. Интегрированное обучение детей с задержкой психического развития: теория и практика / Е. В. Зволейко, С. А. Калашникова. — Чита : Экспресс-издательство, 2014. —155 с.
3. Калашникова, С. А. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: актуальные подходы и содержание : учеб. пособие / С. А. Калашникова. — Чита : ЗабКИПКРО, 2013. — 91 с.
4. Карабанова, О. А. Об оценке личностных результатов обучения [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. — Электрон, текстов, данные. — Режим доступа: www.gosbook.ru/document/ 65824/65859/preview.
74
Специальное образование. 2015. № 2
5. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009. — 319 с.
6. Методические рекомендации по проектированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс]. — Н.Новгород : НИРО, 2011. — Электрон. текстов, данные. — Режим доступа: www.balakhna.nn.ru/?id=15754.
7. Особенности осуществления государственного контроля оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — Электрон, текстов, данные. — Режим доступа: www.mshu. edu.ru/files/kafspisp/norm/...
8. Система оценки предметных, ме-тапредметных и личностных результатов начального общего образования [Электронный ресурс]. — Электрон, текстов, данные. — Режим доступа: www.bukaeva.ucoz.ru/index/sistema ocenki_predmetnykh_metapredmetnyk h_i_lichnostnykh_rezultatov/0-86.
9. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —52 с.
10. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. — Электрон, текстов, данные. — Режим доступа: http ://минобрнауки.рф.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Электрон, текстов, данные. — Режим доступа: www.moh-school.ru/ documents/fgosnoo.
12. Assessment in primary schools. Ncca draft document [Electronic resource], — 2004. — Feb. — Mode of access: www.ncca.ie/uploadedfiles/Publ ications/AssessPrim.pdf.
13. Introduction to Assessment and Overview. NASET Assessment in Special Education Series [Electronic resource]. — Mode of access: www.headstarttraining online. co m/ ne wsletters/April_ 12. html#LET TER.BLOCK22.
14. Principles of Assessment and Reporting in NSW Public Schools. NSW Department of Education and Training. Curriculum K-12 Directorate. 3a Smalls Rd. RYDE NSW 2112 [Electronic resource]. — 2008. — Aug. — Australia. — Mode of access: www.ncca.ie/ uploadedfiles/Publications/AssessPrim.pdf.
15. Special Education Services: A Manual of Policies, Procedures and Guidelines. British Columbia Ministry of Education [Electronic resource]. — Mode of access: www.bced.gov.bc.ca/specialed/ special_ed_policy_manual.pdf.
Literature
1. Zvoleyko, E. V. Sistema profes-sional'noy podgotovki bakalavrov — spetsial'nykh psikhologov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08 : zashchishchena 20.12.13 : utv. 13.10.14 / Zvoleyko Elena Vladimirovna. — Chita, 2013.
2. Zvoleyko, E. V. Integrirovannoe obuchenie detey s zaderzhkoy psi-khicheskogo razvitiya: teoriya i praktika / E. V. Zvoleyko, S. A. Kalashnikova. — Chita : Ekspress-izdatel'stvo, 2014. — 155 s.
3. Kalashnikova, S. A. Psikhologiche-skoe soprovozhdenie detey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ak-tual'nye podkhody i soderzhanie : ucheb. posobie / S. A. Kalashnikova. — Chita : ZabKIPKRO, 2013. — 91 s.
4. Karabanova, O. A. Ob otsenke lich-nostnykh rezul'tatov obucheniya [Elek-tronnyy resurs] / O. A. Karabanova. — Elektron. tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: www.gosbook.ru/ document/65824/65859/preview.
5. Malofeev, N. N. Spetsial'noe obra-
Специальное образование. 2015. № 2
75
zovanie v menyayushchemsya mire. Evropa: ucheb. posobie / N. N. Malofeev. — M. : Prosveshchenie, 2009. — 319 s.
6. Metodicheskie rekomendatsii po proektirovaniyu sistemy otsenki dostizhe-niya planiraemykh rezul'tatov osvoeniya osnovnoy obrazovatel'noy programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — N. Novgorod : NIRO, 2011. — Elektron, tekstov. dan-nye. — Rezhim dostupa: www.balakhna.nn.ru/
?id=15754.
7. Osobennosti osushchestvleniya go-sudarstvennogo kontrolya otsenki kache-stva obrazovaniya detey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektronnyy resurs]. — Elektron, tekstov. dan-nye. — Rezhim dostupa: www.mshu.edu. ru/files/kafspisp/norm/...
8. Sistema otsenki predmetnykh, meta-predmetnykh i lichnostnykh rezul'tatov nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Elektron, tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: www.bukaeva.ucoz.ru/index/sistema ocenki_ predmet-
nykhmetapredmetnykhilichnostnykhr ezultatov/0-86.
9. Upravlenie kachestvom obrazovaniya / pod red. M. M. Potashnika. — M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. —52 s.
10. FGOS NOO obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-
v'ya [Elektronnyy resurs]. — Elektron, tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf.
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Elektron, tekstov. dannye. — Rezhim dostupa: www.moh-school.ru/ documents/fgosnoo.
12. Assessment in primary schools. Ncca draft document [Electronic resource], — 2004. — Feb. — Mode of access: www.ncca.ie/uploadedfiles/Publ ications/AssessPrimpdf.
13. Introduction to Assessment and Overview. NASET Assessment in Special Education Series [Electronic resource]. — Mode of access: www.headstarttraining online. co m/ ne wsletters/April_ 12. html#LET TER.BLOCK22.
14. Principles of Assessment and Reporting in NSW Public Schools. NSW Department of Education and Training. Curriculum K-12 Directorate. 3a Smalls Rd. RYDE NSW 2112 [Electronic resource]. — 2008. — Aug. — Australia. — Mode of access: www.ncca.ie/ uploadedfiles/Publications/AssessPrim.pdf.
15. Special Education Services: A Manual of Policies, Procedures and Guidelines. British Columbia Ministry of Education [Electronic resource]. — Mode of access: www.bced.gov.bc.ca/specialed/ special_ed_policy_manual.pdf.
76
Cncuna.ibHOC oopasoBaHHC. 2015. № 2