JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
www.hjournal.ru
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПОЗДНЯКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА,
кандидат географических наук, ассистент кафедры географии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,
e-mail: [email protected]
В статье описана методика оценки эффективности перспективных направлений региональной политики посредством использования метода ранговой корреляции социально -экономических показателей. Проведена апробация этой методики на примере предлагаемого варианта корректировки административно-территориального устройства Азиатской части России.
Ключевые слова: региональная политика; метод ранговой корреляции; социально-
экономическая эффективность; Азиатская часть России; административно -территориальное устройство; губерния.
METHODS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF REGIONAL POLICY
POZDNYAKOVA TATYANA, M.,
Candidate of Geographical Sciences, Assistant of the Department “Geography", Priamursky State University nam. after Sholom-Aleichem, Birobidzhan,
e-mail: [email protected]
The author describes the assessing methodology of the perspective directions efficiency of regional policy through the use of the method rank correlation of social-economic indicators. The method is approved on the example of the proposed adjustments of the administrative-territorial device of the Asian part of Russia.
Keywords: regional policy; rank correlation method; social-economic efficiency; the Asian part of Russia; administrative-territorial arrangement; province.
JEL: R10, R58.
Одним из механизмов регулирования экономики регионов является корректировка административно-территориального устройства и определение перспективных направлений регионального развития. В этой связи особую актуальность приобретает проблема способов прогноза их эффективности в каждом конкретном случае.
Приведём вариант оценки эффективности перспективных направлений региональной политики на примере территорий Азиатской части России.
В качестве теоретической основы эксперимента возьмём проект корректировки административно-территориального устройства Азиатской части России (см. рис. 1) на основе схемы историко-географического районирования
© Позднякова Т. М., 2014
данной территории (Позднякова, 2011. С. 68-70).
Условные обозначения Границы:
------- областей
------- губерний
Цифрами обозначены губернии:
1-Обская 2-Енисейская
3-Ленская 4-Южно-Сибирская
5-Горный Юг 6-Забайкалье
7-Северо-Восточная 8-Юго-Восточная
Рис. 1. Вариант корректировки административно-территориального устройства
Азиатской части России Источник: составлено автором.
Выделенные субъекты обладают определённым соотношением территориальных, демографических и экономических показателей (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные территориальные, демографические и экономические показатели территорий Азиатской части России
Территории АЧР Удельный вес в региональных показателях, %
Площадь территории Численность населения ВРП
Губернии Северной области 50,2 11,5 48,6
Обская 12,2 7,0 41,0
Енисейская 14,0 1,5 4,1
Ленская 24,0 3,0 3,5
Губернии Южной области 25,5 68,4 35,1
Южно-Сибирская 18,0 53,2 30,0
Горный Юг 2,0 5,1 0,6
Забайкальская 5,5 10,1 4,5
Губернии Тихоокеанской области 24,4 19,1 16,3
Северо-Восточная 14,3 3,5 3,5
Юго-Восточная 10,1 17,6 12,8
Источник: составлено автором.
На основе анализа имеющихся диспропорций развития субъектов, как представляется, могут быть сформулированы основные направления региональной политики.
Так, для Северной области основной задачей является достижение равновесия в соотношении уровня заселенности выделенных субъектов, площади занимаемой ими территории и экономического потенциала. В этой связи, для обширных, но относительно слабо освоенных территорий, разделенных на близкие к оптимальным формам квадрата, необходимо проводить мероприятия по повышению уровня их селитебной освоенности.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Обская губерния будет иметь высокий показатель экономической эффективности: ВРП в 4 раза превышает площадь занимаемой территории и в 6 раз — численность населения. За счет этого уровень жизни населения в его пределах выше, чем в других субъектах в составе региона. Основным направлением региональной политики для неё может быть поддержание демографического потенциала на существующем уровне (или меры по некоторому повышению естественного прироста) и создание дополнительных условий для закрепления населения, предотвращения начавшегося миграционного оттока. Это представляется возможным при расширении спектра рабочих мест в связи с диверсификацией отраслевой структуры хозяйства (развитием производств по переработке углеводородов на базе ряда крупных городов), которое будет способствовать также ускорению инфраструктурной обустроенности и эволюции форм территориальной организации хозяйства от преимущественно очаговых до линейно-узловых (Романов, 2009).
Енисейская и Ленская губернии будут отличаться более глубоким дисбалансом анализируемых показателей. Главная задача региональной политики, как видится, — наполнение территорий селитебными и хозяйственными структурами. Помимо мер по поддержанию естественного и механического прироста, здесь необходимо более детально подойти к вопросам территориальной организации хозяйства и управления.
Важнейшей задачей для этих масштабных, но обладающих гораздо меньшими показателями демографическим и экономическим потенциалом субъектов, скорее всего, будет являться обеспечение связанности территорий за счет повышения их транспортной освоенности. Эта задача требует решения, как в самостоятельном качестве, так и в связи с необходимостью дополнительного обслуживания имеющихся производств. Так, новые транспортные пути могли бы способствовать оптимизации системы расселения и дать импульс развитию рынков сбыта продукции цветной металлургии, что, в свою очередь, позволяет более широко реализовывать экономический потенциал субъектов.
В пределах Енисейской губернии в качестве ключевого участка целесообразно выбрать Норильский промышленный район. Обеспечение транспортных сообщений этого района с территориями вне зоны его экономического влияния (к примеру, при прокладке дороги на Туру и далее на Мирный) позволило бы реализовать некоторые экономические проекты.
Подобные меры позволят также повысить уровень селитебной и хозяйственной освоенности, качество управления Ленской губернией, обладающей сбалансированными демографическими и экономическими показателями на фоне масштабности территории. На юге данного субъекта уже формируется линейно -узловой тип территориальной организации хозяйства (за счет Амуро-Якутской магистрали, железных дорог Якутск — Магадан, Якутск — Тында). Однако
необходимо усилить транспортную взаимосвязь имеющихся магистралей с
Транссибом (к примеру, обеспечить возможность сообщений через Ленск с
Нижнеангарском), а также сформировать транспортный каркас северной части региона. Эта задача наиболее актуальна в контексте проектов роста функций Северного морского пути. В частности, представляется возможным увеличение пропускной способности имеющихся портов и обеспечение их взаимосвязи с
Якутском.
Приоритетными в Южной области будут являться меры по увеличению объемов ВРП, приведение его в соответствие с демографическим потенциалом территории. В данном случае, предполагается также некоторое «перераспределение» населения между субъектами Северной и Южной областей в связи с развитием первой и росту масштабов миграции, причем не только трудовой (поскольку она может усилить диспропорции половозрастного состава, «старение населения» Южной области), но и с переселением на постоянное место жительства.
В пределах Южно-Сибирской губернии, основываясь на относительно
высокий уровень демографического и экономического развития, в частности, уровня образованности населения и научной сферы, проблему роста ВРП целесообразно решать посредством формирования технопарков, технико-внедренческих зон и научно-производственных объединений на базе предприятий и научноисследовательских институтов в крупных городах и их агломерациях. Подобные структуры уже существуют в Новосибирске (Академгородок, НПО НЗХК), Барнауле (начато формирование технополиса). Подготовлен проект по созданию телепорта общегосударственного значения в Тобольске. Вместе с тем, следует отметить, что имеющиеся технические разработки, в силу ограниченного финансирования, довольно слабо внедряются в производство. Это является сдерживающим фактором для развития передовых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Таким образом, необходимо создание дополнительных условий для реализации данных проектов на местном уровне, а также их выхода на международный рынок технологий.
Горный Юг будет иметь относительно сбалансированные показатели по площади и численности населения, но производить крайне малый объем ВРП. Это обусловлено как природными (преобладание труднодоступных горных территорий), так и социально-экономическими факторами (низкий уровень жизни населения, слабо развитая инфраструктура). Вместе с тем, особенности природы представляется возможным использовать в целях развития различных направлений туризма. Комплексообразующая способность этой отрасли создает условия для повышения уровня занятости населения, что актуально для региона в связи с довольно высокой обеспеченностью трудовыми ресурсами, а также существенно стимулирует экономическое развитие территории и повышение качества жизни населения.
Государственная политика в этом направлении выражается в проектах по формированию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Так, на территории Горного Алтая образована особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», где реализуется рекреационный потенциал субъекта в сочетании с элементами этнотуризма. Подобные возможности имеют также Тыва, район озера Байкал. Таким образом, формирование Территориально-производственных комплексов на основе повышения эффективности традиционного природопользования коренных народов делает его конкурентоспособным и может стать эффективным «инструментом» сохранения этногенетического потенциала и развития экономики данной территории.
Вместе с тем, необходимо обеспечить более масштабное инвестирование проектов с целью ускорения развития, поскольку их функционирование во взаимодействии с повышением качества инфраструктурного комплекса (транспорта, связи, бытового обслуживания) способно дать весомый экономический эффект для этой территории.
Забайкалье также имеет сбалансированные показатели площади и численности населения. Рост ВРП для этой территории можно обеспечить посредством повышения качества функционирования имеющихся производств, а также диверсификации отраслевой структуры хозяйства.
К примеру, представляется возможным укрупнение агломерационных систем Улан-Удэ и Читы с развитием обрабатывающих производств и агропромышленного комплекса, которые будут направлены на комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и продукции добывающих отраслей. Это позволит сформировать довольно обширную рыночную зону в пределах региона, будет способствовать эволюции форм территориальной организации хозяйства от линейно-узловых до ареальных. Сформированная научная база Улан-Удэ, наличие вузов, исследовательских институтов СО РАН, предприятий, а также выгодное экономико-географическое положение (на Транссибе) создает возможности для создания технико-внедренческих формаций в сфере авиации и приборостроения.
В перспективе мощным стимулом развития экономики и оптимизации системы расселения может явиться также разработка крупнейшего Удоканского
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
медного месторождения, расположенного на трассе БАМа.
Тихоокеанская область занимает 24,4 % площади АЧР, концентрирует 19,1% населения, но производит лишь 16,3% объема ВРП. Эта территория существенно удалена от других регионов РФ и имеет с ними довольно слабые экономические связи. В то же время, ее актуальность в качестве форпоста страны на Тихом океане в современных условиях лишь усилилась. В этой связи первоочередными направлениями, с учетом существующего уровня освоенности и заселенности, должны стать формирование транспортного каркаса, обеспечивающего более активный выход России к Тихому океану, сопредельным странам Азиатско-Тихоокеанского региона, стратегически важным ресурсам, сети высокоэффективных энергетических объектов, а также формирование хозяйственных структур, обеспечивающих более высокий уровень жизни населения.
Основная задача для Северо-Восточной губернии будет заключаться в уменьшении дисбаланса занимаемой площади его демографическому и экономическому потенциалу. Следует отметить, что, поскольку данная территория, как и другие регионы Севера, имеет крайне суровые природные условия, устранить данную диспропорцию на современном этапе освоения невозможно. Однако, развитие обрабатывающих отраслей хозяйства и инфраструктурного комплекса (к примеру, прокладка железной дороги сообщением Уэлен — Магадан — Якутск -Нерюнгри) позволило бы обеспечить перераспределение населения внутри полосы, в частности, его приток с территорий Юго-Восточной губернии, и тем самым оптимизировать систему расселения, эволюцию форм территориальной организации хозяйства от очаговых к линейно-узловым. Это будет способствовать также повышению качества управления данной территорией.
Юго-Восточная губерния, которая будет иметь главный дисбаланс в связи с относительно высокой концентрацией населения, также получит преимущества, касающиеся более рационального селитебного освоения при условии развития Северо-Восточной губернии. Вместе с тем, с учетом имеющихся тенденций развития демографического потенциала данной области, необходимы определенные направления демографической политики, направленные на его оптимизацию, особенно по вопросам регулирования миграции.
Кроме того, данная территория в силу особенностей географического положения, довольно высокого уровня социально-экономического развития, наличия крупных экономических центров (Хабаровск, Владивосток) имеет возможности формирования научно-производственных объединений, особых экономических зон различного типа (производственных, туристско-рекреационных). Важнейшим направлением в современных условиях является также развитие портовых комплексов на Тихоокеанском побережье (Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и других).
Далее приведём оценку прогнозируемой результативности предлагаемых направлений региональной политики для рекомендуемых субъектов посредством применения метода ранговой корреляции социально-экономических показателей.
Он основан на корреляционной зависимости между численностью населения и производимым ВРП, и прямой пропорциональности величины роста этих показателей прогнозируемой экономической эффективности объекта, рассчитанной на определенный временной период. Исходя из этого, корреляционную зависимость динамики демографического и производственного потенциала можно выразить посредством системы уравнений:
А — численность населения (A(l) — исходная, чЛ — прогнозируемый прирост численности населения);
где:
В — валовый региональный продукт (В(к) — исходный, аВ — прогнозируемый прирост ВРП);
Ь — долгосрочность прогноза, п — количество лет;
I — ранговый показатель исходной численности населения;
] — ранговый показатель планируемого объекта производственной
инфраструктуры;
к — ранговый показатель исходного ВРП.
* - при совпадении индексов модульное выражение приравнивается к единице, а в качестве оА во втором выражении системы принимается . I/.
Ранговые показатели I, к выведены в соответствии с исходными величинами численности населения и ВРП для конкретных территорий; ранговый показатель ] соответствует прогнозируемой экономической эффективности объекта на определенный временной промежуток п.
На этой основе:
Составлен рейтинг губерний по численности населения, ВРП и прогнозируемой эффективности объектов производственной инфраструктуры в среднем на 10 лет. Ранговые показатели приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ранговые показатели рекомендуемых губерний по численности населения, ВРП и прогнозируемой эффективности объектов производственной инфраструктуры
Губернии Ранговые показатели*
i j k
Обская 3 3 4
Енисейская 1 3 2
Ленская 1 2,5 2
Южно-Сибирская 4 2 4
Г орный Юг 1 4 1
Забайкальская 2 1,5 2
Северо-Восточная 1 3 2
Юго-Восточная 3 3,5 3
* Ранговые значения определены в соответствии с критериями, представленными в табл. 3.
Таблица 3
i j k
индекс численность населения, млн. чел. и н д е к с средняя экономическая эффективность планируемого объекта и н д е к с доля в ВРП региона, %
1 до 1 1 модернизация существующих объектов/ перерабатывающее предприятие 1 менее 2
2 1-2 2 инновационно-технический объект 2 2-4
3 3-10 3 объект транспортной инфраструктуры, в т.ч. порт 3 4-10
4 более 10 4 особая экономическая зона 4 более 10
Критерии для определения ранговых показателей рекомендуемых губерний
Источник: составлено автором.
Примечание: для большей объективности ранговых показателей необходимо учитывать также предельную ёмкость окружающей среды и специфику
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
демографических процессов.
На основе произведённых расчётов составлена сводная таблица, отражающая прогнозируемые изменения демографических и экономических характеристик предлагаемых субъектов при условии реализации разработанных направлений региональной политики (см. табл. 4).
Таблица 4
Прогнозируемые результаты реализации перспективных направлений
Территории АЧР Прогнозируемые изменения, %
Численность населения ВРП
Губернии Северной области
+45 +35
Обская + 10 + 10
Енисейская +20 +20
Ленская + 15 +5
Губернии Южной области
+45 +55
Южно -Сибирская + 10 +20
Г орный Юг +30 +20
Забайкальская +5 +15
Губернии Тихоокеанской области
+25 +35
Северо-Восточная +20 + 10
Юго-Восточная +5 +25
региональной политики для территорий Азиатской части России Источник: составлено автором.
Таким образом, метод ранговой корреляции социально-экономических показателей может быть применён для оценки перспективных направлений региональной политики для конкретных территорий и показывает их эффективность на примере варианта корректировки административнотерриториального устройства Азиатской части России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Позднякова Т. М. (2011). Историко-географическое районирование крупных территорий на примере Азиатской России / Историческая география Азиатской России: материалы Всероссийской научной конференции. Иркутск: Издательство Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН.
Романов М. Т.(2009). Территориальная организация хозяйства слабоосвоенных регионов России. Владивосток: Дальнаука.
REFERENCES
Pozdnyakova T. (2011). Historical-geographical zoning of large territories on the example of the Asian part of Russia / Historical Geography of the Asian Part of Russia: Materials of All-Russian Scientific Conference. Irkutsk, Publ. House of the Institute of Geography Named After V. B. Sochava SO RAN. (In Russian).
Romanov M. (2009). Territorial Ooganization of the economy under-developed regions of Russia. Vladivostok, Dalnauka Publ. (In Russian).