Хисамова Зарина Илдузовна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий
В статье по результатам исследования материалов следственно-судебной практики и данных международных аналитических обзоров раскрыты современные способы отмывания денежных средств, основанные на использовании информационно-телекоммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии, преступления, электронные средства платежа, доходы, легализация (отмывание) денежных средств.
Z.I. Khisamova, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Methods of legalization (laundering) of incomes from crime through the use of information and telecommunication technologies
In the article, based on the results of a study of the materials of investigative and judicial practice and data from international analytical reviews, modern methods of money laundering based on the use of information and telecommunication technologies are disclosed.
Key words: information and telecommunication technologies, crimes, electronic means of payment, incomes, money legalization (laundering).
Информационно-телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой составляющей жизни современного общества и охватывают все ресурсы, обеспечивающие управление информацией, такие как компьютеры, телекоммуникационные сети, программное обеспечение. Финансовая отрасль, в частности банковский сектор, повсеместно переходит на расчеты с использованием ^-технологий.
Обусловленный техническими возможностями транснациональный характер посягательств в информационной сфере, открывая широкие перспективы для развития теневого бизнеса, способен нанести непоправимый ущерб экономике сразу нескольких государств.
Быстрое развитие, высокая функциональность и распространенность современных информационно-телекоммуникационных технологий в финансовой сфере способствовали их активному использованию для отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Особую сложность установление назначения финансовых ресурсов приобретает при финансировании терроризма или экстремистской деятельности путем совершения финансовых услуг, в которых активно используется банковская платежная инфраструктура. Как свидетельствуют материалы следственно-судебной практики и обзоры международных организаций, источники финансирования тер-
роризма носят криминальный характер и требуют отмывания денежных средств. И в этой сфере широкое распространение получили способы, основанные на использовании электронных средств платежа.
Нормами, направленными на противодействие отмыванию незаконно добытых средств, в отечественном уголовном законодательстве выступают ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного лицом в результате совершенного им преступления». Исследователи проблем противодействия легализации незаконно добытых денежных средств и иного имущества отмечают низкую эффективность указанных норм. В первую очередь ввиду сложности толкования термина «легализация», который в диспозиции ст. 174, 174.1 УК РФ выражается как «совершение финансовых операций и других сделок с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными средствами либо имуществом». Под финансовыми операциями в соответствии с разъяснениями, данными постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. [1], следует понимать «любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные
84
расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и др.)». Данное определение созвучно определению «операций с денежными средствами или иным имуществом», данному в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2].
Следует отметить, что в указанном постановлении Верховный Суд впервые затронул вопросы использования электронных средств платежа в целях легализации. Так, в п. 3 отмечается, что «при смешении денежных средств путем зачисления на банковский счет, последующее совершение финансовых операций или сделок с таким имуществом подлежит квалификации по ст. 174 или 174.1 УК РФ, в размере средств, соответствующих сумме средств, приобретенных преступным путем». Полагаем, что данные разъяснения относятся к случаям использования электронных денег, когда денежные средства зачисляются на консолидированный банковский счет и установить природу их происхождения невозможно. Подробные разъяснения даны в постановлении и по вопросу установления признаков субъективной стороны указанных составов - цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно добытыми средствами либо имуществом. Так, указанная цель может проявляться, кроме прочего, также «и в совершении финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе неперсонифицированных или персонифицированных, но принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств».
Анализ зарубежной и отечественной специализированной литературы, периодических изданий и иных средств массовой информации позволяет выделить следующие наиболее общие группы способов отмывания денежных средств, основанных на использовании информационно-телекоммуникационных технологий:
1. Использование информационно-телекоммуникационных технологий для отмывания денежных средств через азартные игры в сети Интернет.
2. Использование электронных средств платежа для отмывания денежных средств через покупку обезличенных драгоценных металлов.
3. Использование дебетовых карт и сети банкоматов.
Рассмотрим более подробно каждый из вышеназванных способов.
Во всех странах действуют четко определенные технические требования в отношении контроля и организации азартных игр.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий для отмывания денежных средств через азартные игры в сети Интернет.
В настоящее время МАНИВЭЛ подразделяет государства-юрисдикции по регулированию игорного онлайн-бизнеса на следующие [3]:
1. Страны, в которых азартные игры в Интернете являются законными и регулируются, в них может размещаться инфраструктура азартных игр в Интернете, что позволяет интернет-сайтам предлагать свои услуги в разных странах по всему миру. К примеру, Мальта, Гибралтар, Кахнаваке, Антигуа и Барбуда, Белиз, Коста-Рика и др. Совокупность требований для регистрации и функционирования интернет-казино, а также стоимость лицензии в различных странах дифференцируется.
2. Страны, в которых азартные игры в Интернете являются законными, но не регулируются. Такие государства предоставляют возможность регистрировать сайты с азартными играми без соответствующего контроля, тем самым предоставляя платежную инфраструктуру и информационно-коммуникационные технологии для отмывания денег, полученных незаконных путем, и (или) финансирования терроризма.
3. Страны, где азартные игры в Интернете запрещены. Такая деятельность может также быть признана преступлением, доходы от нее признаются собственностью незаконного происхождения в целях отмывания денежных средств.
К третьей группе относится и Российская Федерация. Согласно Федеральному закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [4] организация в России интернет-казино запрещена. В соответствии со ст. 171.2 УК РФ незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе средств подвижной связи, подлежат уголовному преследованию. Большая часть крупных интернет-казино, доступ к которым возможен на территории Российской Федерации, зарегистрированы в офшорах [5].
Наиболее распространенными способами легализации незаконно добытых преступных доходов с использованием электронных средств платежа через интернет-казино являются следующие [3, с. 13]: преступные действия по отмыванию при сговоре с оператором офшорного сайта, а также размещение средств, полученных от преступной деятельности, в электронном кошельке через системы денежных переводов [6].
Ключевой детерминантой, способствующей использованию азартных игр в Интернете для целей легализации преступно добытых средств, является отсутствие законодательного регулирования в секторе азартных игр в
85
Интернете. Преступники при отсутствии надлежащих систем контроля легко используют транзакции в рамках азартных игр для незаконных целей. Не менее важной причиной является и анонимность игр, благодаря которой латент-ность данных преступлений велика. Кроме того, анонимность облегчает сговор между игроками с целью перемещения сумм между разными счетами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевым фактором противодействия отмыванию денежных средств с использованием электронных средств платежа является создание действенной системы надзора и контроля за игорным бизнесом как на национальном, так и на межгосударственном уровне.
Использование электронных средств платежа для отмывания денежных средств через покупку обезличенных драгоценных металлов.
Обезличенные драгоценные металлы - это онлайн-система МУТ, которая осуществляет обмен опционами или правами на покупку некоторого количества драгоценных металлов по определенной цене. Смысл использования данного вида средств-сбережений заключается в упрощении проведения сетевых транзакций без учета стоимости основных валют и доступа на мировые биржи. Данные производные финансовые инструменты могут быть обменены, как традиционные товарные производные инструменты или производные ценные бумаги, между владельцами счетов в системе обезличенных драгоценных металлов [7]. Клиент покупает некоторое количество фондов виртуальных драгоценных металлов по текущей цене металла на мировой товарной бирже. Как только покупатель приобрел некое количество обезличенных драгоценных металлов, эти вклады или часть их могут быть переведены другому физическому лицу или продавцу для обмена на товары или услуги. Транзакции с обезличенными драгоценными металлами имеют незамедлительный окончательный характер, что весьма удобно для онлайн-продавцов, которые должны выплачивать большую комиссию за перевод между электронными счетами платежных карт. Некоторые дилеры обезличенных драгоценных металлов также позволяют пользователям иметь анонимные счета.
Процедура проведения транзакций, связанных с переводом виртуальных сбережений драгоценных металлов между владельцами счетов, осуществляется с участием двух отдельных провайдеров услуг: дилера обезличенных драгоценных металлов, который обслуживает счета, содержащие сбережения драгоценных металлов, и биржевую службу по обезличенным драгоценным металлам, которая действует в качестве брокера обезличенных драгоценных металлов, которые покупают или продают дилеры. Некоторые дилеры работают
напрямую с владельцами счетов. По завершении транзакции владелец счета, продающий обезличенные драгоценные металлы, передает покупателю право собственности на свои виртуальные сбережения драгоценных металлов и может получить вырученные деньги от продажи с помощью различных традиционных и нетрадиционных методов платежей [8].
Приведем примеры, иллюстрирующие реальное функционирование данной схемы. В марте 2004 г. мужчина из штата Оклахома признался в организации незаконной финансовой схемы с использованием инвестиционного он-лайн-фонда. Тысячи людей потеряли около 9 миллионов долларов. Согласно данным Федерального бюро расследований США инвестиционная онлайн-схема «E-Biz Ventures» отмывала деньги инвестора через систему «e-gold Ltd». Человек, проживающий в Оклахоме и создавший это криминальное предприятие, мог работать с лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, и другими преступниками, т.к. он, по неофициальной информации, «подчеркивал свою связь с e-gold, чтобы вызвать страх своих жертв перед федеральным правительством из-за их желания остаться анонимными».
В Эстонии расследовано дело об отмывании незаконных доходов через неавтори-зированное снятие наличных с банковского счета путем использования обезличенных драгоценных металлов. Информацию по счету злоумышленники получали через использование мошеннических электронных писем, которые нужно было отправить в банк получателя для подтверждения информации. Если получатель письма отвечал на письмо, сообщая информацию по счету, преступники предпринимали незаконное снятие денег со счета. Деньги отмывались в несколько этапов, включая международные переводы через Western Union, Money Gram, WebMoney, службу обезличенных драгоценных металлов.
Использование дебетовых карт и сети банкоматов.
Перевод незаконными способами из одной страны в другую с использованием дебетовых карт, связанных с личными банковскими счетами и сетями банкоматов, является традиционным методом отмывания денег. Факты отмывания денег были зафиксированы даже в случае существования программы по идентификации личности клиента в момент открытия банковского счета. Некоторые многоэмитент-ные предоплаченные карты предлагают доступ к банкоматам, не требуя при этом от владельца карты открытия счета в банке или без проверки его личности, способствуя тем самым более активному использованию данного метода в целях легализации.
86
Так, в 2001 г. в США был зафиксирован случай приобретения более 300 предоплаченных карт одним физическим лицом, которое использовало их для перевода почти 2 миллионов долларов США в Колумбию. Сведений о результатах расследования данного инцидента в СМИ представлено не было.
В 2004 г. налоговые эксперты Германии выявили случай отмывания денег с использованием предоплаченных карт. Два участника криминальной схемы присвоения денег незаконным путем перевели часть своих средств криминального происхождения в предоплаченные карты. Они использовали денежные средства на карте для получения наличных денег и оплаты товаров. Счета карт открывались только на короткий период (от 6 до 24 месяцев), затем они закрывались, открывались новые счета. Таким об-
разом, было скрыто и использовано более 350000 евро.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что использование для достижения преступных целей информационно-телекоммуникационных технологий свидетельствует о существенно более высокой степени общественной опасности подобных действий ввиду неограниченной аудитории потенциальных жертв и клиентов преступных посягательств и относительной доступности информационно-телекоммуникационных технологий для использования в преступных целях. Совершенствуясь, преступный мир берет на вооружение в целях отмывания преступно добытых средств наиболее передовые технологии и финансовые инструменты. В связи с чем требуется адекватная и своевременная превенция, в том числе и мерами уголовно-правового характера.
1. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем: постановление Пленума Верховного суда РФ от 7 июля 2015 г. № 32. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма: фе-дер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».
3. Отчет МАНИВЭЛ (2013)9 от 11 апр. 2013 г.: утв. на 41-м Пленарном заседании МАНИВЭЛ.
4. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 244-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Отчет «Угроза отмывания денег и финансирования терроризма через индустрию азартных игр в Интернете», подготовленный компанией MHA Consulting для Ассоциации удаленного игорного бизнеса (июнь 2009 г.).
6. Рабочий документ персонала Европейской комиссии SWD (2012) 345 (окончательный вариант).
7. Отчет ФАТФ - ГАФИ «О новых способах платежей» от 13 окт. 2006 г.
8. Брайэн Гр. Золотая лихорадка // Business Week. 2006. 9 янв. URL: http://www. businessweek.com/magazine/content/06_02/ b3966094.htm
1. On judicial practice in cases of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means and about the acquisition or sale of property known to have been obtained by criminal means: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. July 7, 2015 № 32. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
2. On combating the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism: fed. law d.d. Aug. 7, 2001 № 115-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. MONEYVAL Report (2013)9 d.d. Apr. 11, 2013: approved by the 41st Plenary Meeting of MONEYVAL.
4. On the state regulation of activities for the organization and conduct of gambling and on the introduction of changes in some legislative games of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 29, 2006 № 244-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. The report «The Threat of Money Laundering and Terrorism Financing through the Gambling Industry on the Internet», prepared by MHA Consulting for the Association of Remote Gaming (June, 2009).
6. European Commission Working Paper SWD (2012) 345 (final version).
7. Report of the FATF - GAFI «On new methods of payments» d.d. Oct. 13, 2006.
8. Brian Gr. Gold Rush //Business Week. 2006. Jan. 9. URL: http://www.businessweek.com/ magazine/content/06_02/b3966094.htm
87