- иных целевых расходов наймодателя при предоставлении жилых помещений по договору найма арендного жилья.
Размер платы за жилое помещение по договору некоммерческого найма может изменяться не чаще, чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера платы на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Ежемесячные платежи по такому виду найма должны быть ниже арендной платы по коммерческому найму и платежей по ипотечному кредитованию, только в этом случае некоммерческий найм будет востребован.
Формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, позволит решить одну из главных социальных жилищных проблем и стать важным ресурсом социально-экономического развития территории.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации // Правовая система «Консультант».
2. Распоряжение Правительства РФ №1556-Р «Об утверждении перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода» от 29.08.2012 // Правовая система «Консультант».
3. Стадолин М.Е. Учет особенностей жилищного фонда при организации управления жилыми домами. - М.: Издательство ООО «ПКЦ Альтекс», 2010.
4. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/.
5. [Электр. ресурс]: http://www.minregion.ru.
Н.К. Попадюк, О. С. Семкина
СПОСОБЫ И ФОРМЫ ИНИЦИИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Аннотация. Статья посвящена международному опыту способов и форм инициирования муниципальными образованиями инвестиционной активности. Адаптация полученного опыта и подходов, изученных в других национальных условиях, используемых моделей комплексного инвестиционного планирования, к своим местным условиям обеспечивает более глубокое понимание своих особенностей при внедрении успешных подходов к составлению и реализации комплексных планов инвестиционного развития. Практически использование лучших практик в своей организационно-управленческой деятельности для администрации муниципального образования есть инновационный проект. Администрация должна внедрить новую модель организации скоординированной деятельности на базе инвестиционных проектов как инновацию.
Ключевые слова. Инвестиционная активность, комплексное инвестиционное планирование, международный опыт, программа «маяков», муниципальные образования.
Практика отладки способов инициирования муниципальными образованиями инвестиционной активности, сложившаяся в странах с развитой рыночной экономикой, потребовала длительного исторического времени. Примером может
© Попадюк Н.К., Семкина О.С., 2013
служить процесс признания роли публичной власти (государства и муниципалитетов) как важного фактора в процессе создания инвестиционного климата вопреки мифам о «невидимой руке рынка». Здесь противоречивых подходов к выявлению этой роли было не меньше, чем при определении роли государства в рыночной экономике в целом. Понятно поэтому, что само использование зарубежного опыта является при грамотном подходе важным фактором экономии времени при определении способов и форм инициирования муниципальными образованиями инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на подведомственной территории. Несомненно, при выработке стратегии и методов стимулирования инвестиционной активности, обеспечения ее направленности на такие структурные преобразования, которые приобретают характер императива выживания, как это имеет место в современной России в части необходимости принятия импортозамещающей модели развития взамен незавидной и унизительной после статуса второй державы мира роли сырьевого придатка индустриально развитых стран, какую играет страна уже 20 лет. Причем, модели, призванной на основе инновационной компоненты сориентировать не на сценарий догоняющего развития, а на инновационную модель опережающего экономического развития.
Речь идет о необходимости целенаправленного создания многокомпонентной системы, где все составные части должны быть подогнаны друг к другу взаимосогласованной функциональностью, обеспечивающей кумулятивный эффект государства-нации. Одним из компонентов этой системы являются государственные и муниципальные программы по поддержке инвестиционных проектов самого разного уровня и масштаба: от крупных компаний до предприятий малого и среднего бизнеса.
Практически все развитые западные страны, как на уровне государственных органов управления, так и на уровне муниципальных структур используют различные методы и формы стимулирования инвестиционной активности, обеспечивая административную, правовую, социально-психологическую и экономическую поддержку инвестиционной активности хозяйствующих на подведомственной территории субъектов, оказываемой как в прямой, так и в косвенной формах. Это такие мероприятия, как:
• разработка муниципальными органами управления инвестиционных меморандумов по возможным направлениям инвестирования на территории муниципального образования, с необходимостью поддерживаемые администрацией муниципалитета, и условиям благоприятствования таким проектам со стороны местной администрации и при ее содействии региональными органами государственного управления;
• создание муниципальных структур или подразделений местной администрации, специализирующихся на содействии и регулировании инвестиционной активности на подведомственной территории;
• программы финансового содействия инвестиционным проектам, в том числе в форме муниципально-частного партнерства;
• налоговые льготы для инвестиционных проектов по налогам, поступающим в местный бюджет;
• помощь муниципалитета, в том числе при содействии государственных региональных органов управления, в получении заказов, инициирующих инвестирование на территории муниципального образования;
• оказание управленческой и технической помощи;
• выделение при необходимости свободных муниципальных площадей под временное или долгосрочное использование предпринимательских структур, заинтересованных в инвестировании в экономику муниципального образования;
• антимонопольное регулирование.
Комплексные инвестиционные планы применительно к зарубежной практике приобретает собирательный характер, поскольку для них термин «план» не столь характерен, как, например понятия «проект», «программа», «подход» и т.п. Для западных стран были характерны такие модели как «программирование -проектирование - бюджетирование» (РРВ), стратегическое проектирование, или стратегирование, программирование, в том числе региональное. Уже в последней четверти прошлого века появляется во Франции, где государственные позиции самые сильные среди всех европейских индустриально развитых стран, понятие «индикативное планирование». Поэтому понятие «комплексные инвестиционные планы» используется крайне редко и не является определяющим. В то же время фактически муниципальные проекты, как правило, по своей сути такие планы и составляют, хотя и могут называться по-разному. В европейских странах, как будет показано ниже, понятие «комплексные планы муниципальных образований» получили в последнее время достаточно широкое распространение.
Одной из форм, практически выполняющих функцию комплексного инвестиционного плана, является по своей сути модель «бюджетирование, ориентированное на результат» (БОР). Не все бюджетные средства, предусмотренные в таких бюджетных планах носят инвестиционный характер, но, тем не менее, как модель комплексного развития муниципальной территории, где выделяются ключевые направления, составляющие целевые результаты, и с ними связаны и на них «замкнуты» некоторые другие бюджетные расходы, имеет место. Как подчеркивают специалисты Института города, в настоящее время система бюджетирования, ориентированного на результат, в том или ином виде используется в большинстве стран Европейского союза, Австралии, Новой Зеландии и других государствах. При этом метод бюджетирования, ориентированного на результат, «был заимствован из практики частного бизнеса. Главной новацией для общественного сектора было сочетание централизации при выборе целей расходования бюджетных средств с децентрализацией определения способа их достижения. Однако в отличие от частного бизнеса в общественном секторе не существует механизмов (аналогов «ценовых сигналов» на открытом рынке), позволяющих автоматически регулировать предложение и качество услуг в соответствии со спросом. Более того, мотивация работников в частных структурах отлична от мотивации чиновников. В связи с этим применение бюджетирования, ориентированного на результат, в публичном секторе экономики ведет к необходимости разработки целого комплекса количественных параметров (индикаторов), на основе которых можно оценивать эффективность и результативность бюджетных расходов» [5]. Однако это обстоятельство не отменяет самого механизма целеполагания и соподчинения всех остальных целей развития муниципального образования главным направлениям инвестиционных планов.
При всей относительности классификационных подходов к различным странам, обладающим разной культурой местного самоуправления, разными моделями демократии и формирования гражданского общества, тем не менее, представляется целесообразным рассмотрение международной практики осуществить по таким группам, которые обладают при прочих равных условиях некоторыми типовыми особенностями как с точки зрения генезиса муниципальных форм организации местного сообщества, так и с позиций исторических условий новейшего времени. Тем более, что эти исторические условия во многом задали вектор демократических преобразований в странах, где ранее практиковались иные формы местной власти и управления. Понятно, что аналогичных моделей быть не может, однако типовые сходства в выделенных группах стран все же предполагаются. Поэтому представляется конструктивным выделить такие группы стран, как:
1) европейские страны и, прежде всего, в рамках Старой Европы, где впервые с Раннего Средневековья сложились традиции муниципального самоуправления, и история их функционирования имеет длительный стаж;
2) США, где муниципальные формы были перенесены из Европы, прежде всего, англо-саксонской модели, однако, освобожденные от сословных и прочих ограничений, характерных для Европы, муниципальные образования получили простор и обеспечили самые разные и своеобразные модели развития;
3) азиатские страны, где складывались свои модели местного самоуправления в части формирования комплексных планов инвестиционного развития, отчасти «импортированных» из европейского ареала;
4) и страны СНГ, где были свои формы местного самоуправления, берущие начало из прошлого российской империи (земства и т.п.) и советского периода совместной с Россией истории, где формировались Советы крестьянских (дехканских), рабочих и солдатских депутатов, затем - Советы народных депутатов в бывших союзных республиках Союза ССР.
Рассмотрим международную практику в европейских странах, особенно в части так называемой Старой Европы, представленной теми странами Евросоюза, которые были уже объединены до присоединения части стран бывшего социалистического лагеря. В них в настоящее время мониторинг лучших практик муниципальных образований в части комплексного развития осуществляется не только национальными и региональными органами управления, но и созданными при них такими общественными образованиями, как:
• Совет европейских муниципалитетов и регионов (СЕМР);
• Ассоциации местных властей Великобритании (ЬОЛ);
• Европейская платформа местных и региональных властей и другие.
В Европе не пользуются понятием «комплексный инвестиционный план». В то же время, в ряде европейских стран принимаются различные документы, по сути представляющие собой комплексные инновационные и инвестиционные планы. Так, одним из них является документ, который разрабатывается в Англии и функционально заменяет такой план. Так, по сообщению Драгутина Джековича [1], специалиста Отдела европейского и международного сотрудничества Ассоциации местных властей Великобритании (ЬОЛ), в конце первой декады текущего столетия в Англии, например, аналогом такого плана и одновременно способом тиражирования лучших практик стала «Программа маяков». Инициатором и «собственником» этого нового механизма распространения лучших практик по комплексному развитию муниципальных территорий на основе, прежде всего, комплексных муниципальных услуг стал Департамент по работе с местными сообществами и органами власти центрального правительства Великобритании, но непосредственно на местах процессом руководит Агентство по модернизации и развитию. Хотя изначально эта Программа была ориентирована, прежде всего, на поиск лучших практик и их тиражирование как своеобразных «маяков», на которые надо ориентироваться остальным, но, поскольку лучшие практики - это комплексное развитие муниципальных образований, то «Программа маяков» приобрела характер механизма управления процессом создания каждым муниципалитетом комплексного плана инвестиционного и инновационного развития муниципального образования. Оценка комплексности деятельности муниципальных органов самоуправления на подведомственной территории осуществляется самостоятельно самими пользователями муниципальных услуг - компаниями, публичными организациями и частными домохозяйствами. Мониторинг, осуществляемый при помощи социологических опросов после соответствия достижения полученных результатов поставленным целям, муниципальная власть анализирует и сообщает региональным органам управления и созданному ими общественному образованию - Ассоциации
местных властей Великобритании (LGA) о своем намерении состязаться с муниципалитетами, достигшими лучших результатов.
Попав в список претендующих на право быть «маяком» для других муниципальных образований, претендент подлежит тщательной проверке, осуществляемой Ассоциацией местных властей Великобритании и Экспертным советом из представителей соответствующих департаментов региональных государственных органов по следующей схеме, показывающей взаимосвязь степени заинтересованности потенциального конкурсанта и способа ознакомления или изучения полученных положительных и лучших практик. На шкале, характеризующей степень нарастания интереса по спектру от общего ознакомления до узконаправленного интенсивного изучения, расположены также и организационные формы изучения лучших практик от коротких сообщений в форме дайджестов и коротких сообщений по Интернету до приглашения менеджеров лучшей практики в муниципалитет, изъявивший желание освоить лучшую практику для обучения на месте на конкретных условиях своей территории (Рис.).
Общее, широкое рассмотрение ^танаправленгое, интеншвгое рагемотрение
<-1-1-1-1-1-
Публикации Конференции Обучающие Помощь Кураторская
и семинары и коллег- деятельность
информирова семинары- практиков
ние через практикумы
Интернет
Рис. Процесс последовательного изучения как модель распространения опыта [1]
Статус «маяка» присуждается муниципальному образованию, продемонстрировавшему четкий план стратегического развития своего муниципального образования, отличное качество предоставляемых муниципальных услуг и готовность к инновациям в решении конкретных проблем на местном уровне [1].
Декларирование лучшей практики осуществляется в различных режимах, выбор которых производится непосредственно заинтересованными муниципальными образованиями. Сами режимы располагаются в широком спектре работы с опытом муниципального образования-«маяка». Диапазон этого спектра простирается от возможности общего, широкого рассмотрения заинтересовавшимися данным опытом муниципальными образованиями до узконаправленного, интенсивного рассмотрения и изучения опыта.
Способы, какими доносится информация о наиболее успешных практиках муниципальных образований-«маяков», также разнообразны. Они, как было указано выше, расположены по степени углубленной проработки на той же шкале с простых до более сложных. Здесь специальная служба по связям с общественностью муниципалитета выбирает наиболее удобный для нее режим информирования с учетом наибольшего охвата потенциальных пользователей используемых средств массовой информации (СМИ). Это могут быть публикации в специальных журналах, посвященных практикам муниципалитетов, в новостных СМИ и информирование через Интернет. При заинтересованности практикой конкретного «маяка» организуются обучающие семинары и семинары-практикумы, на которых в режиме кейс-стади и с использованием технологий организационных и деловых игр происходит «погружение» в реальную ситуацию и тем самым навыки преодоления
возникающих проблем приобретаются в длительном тренинге. Важной особенностью «Программы маяков», превращающей ее в инструмент региональной политики центрального правительства, является ежегодно меняемый набор приоритетов, объявляемый заранее, которые будут положены в основу состязания муниципальных образований. Организуется этот набор приоритетов как перечень проблем, способы решения которых будут рассматриваться на соискание статуса «маяка». Данное обстоятельство представляется весьма важным, поскольку позволяет использовать этот рычаг для решения задач общенациональной региональной политики, не говоря уже о внутрирегиональном выравнивании диспропорций социально-экономического развития по тем или иным ключевым показателям деятельности муниципальных образований.
Система поощрения инноваций на местном уровне, сменяющая в последнее время Программу «маяков», во многом перенимает подходы и приемы последней, становясь ее преемником [1]. Могут быть и другие формы дальнейшего развития «программы маяков», что вовсе не отрицает возможности и необходимости использовать ее в первоначальном виде, особенно по тем регионам, где эта программа еще не работала.
В последнее время существенно возросла роль Агентств регионального развития (АРР). Согласно Закону 1998 года в Великобритании действует в настоящее время восемь Агентств регионального развития [4]:
1) Шотландское Агентство развития;
2) Совет по развитию горной и островной части Шотландии;
3) Агентство развития Уэльса;
4) Совет по промышленному развитию Северной Ирландии;
5) Корпорация экономического развития Манчестера;
6) Совет по предпринимательству в Ланкшире;
7) Совет по предпринимательству Мерсисайда;
8) Совет по предпринимательству Западного Йоркшира.
Их наличие важно для реализации комплексного развития муниципальных образований, потому что через них выделяются финансовые средства муниципалитетам, принимающим участие в программах, что и способствует комплексному развитию территории каждого муниципального образования из включенных в те или иные проекты. Такая практика является общепринятой, потому что собственных средств у муниципальных образований не достаточно.
В Шотландии, как указывается в реферативной литературе ИНИОН РАН [4], разработка местных комплексных планов подчинена местным органам власти, т.е. администрациям муниципальных образований. Комплексные планы здесь не являются только инвестиционными. Они носят комплексный характер, потому что одновременно направлены на решение вопросов экологии, транспорта, сетей инженерных коммуникаций, строительство и ремонт автомобильных дорог, и в этой части, также как и в части стимулирования промышленного производства, они носят инвестиционный характер. Однако назвать их только инвестиционными не представляется возможным. Планы, разработанные администрациями муниципальных образований, «не утверждаются другими государственными организациями, за исключением тех случаев, когда представления плана требует Государственный секретарь или региональный орган власти. Региональные органы власти вмешиваются в разработку местных планов лишь в следующих случаях:
1) если требуется обязательное выполнение комплексных планов;
2) если районный совет не принял местный комплексный план;
3) если местный план не удовлетворяет требованиям комплексного плана;
4) если реализации данного местного плана будет мешать выполнению другого местного плана этого же района.
Широкое обсуждение целевых средств на инвестиционные цели является нормой для большинства региональных органов государственного управления и органов самоуправления муниципальных образований.
Важным и относительно новым инструментом, усиливающим возможности комплексных инвестиционных планов в части усиления их инвестиционной составляющей становится возможность для целей инвестирования осуществлять эмиссию муниципальных ценных бумаг под гарантии государственных региональных и центральных правительств. Так, «в ряде западноевропейских стран накоплен позитивный опыт по привлечению государственных финансовых институтов для эмиссии долговых обязательств от имени муниципалитетов, обеспечению им доступа к дешевым и долгосрочным рыночным заимствованиям и управлению долгом местных властей. Долговые агентства, по аналогии с рассмотренными выше Агентствами регионального развития, ориентированы, прежде всего, на создание благоприятных условий для комплексного развития хозяйства, расположенного на муниципальной территории. Инструменты у обоих типов агентств различаются, но целевые установки схожи. Как отмечает С. Пахомов, у долговых агентств «главными задачами должны стать:
• эмиссия долга и создание финансовой базы для фондирования муниципальных бюджетных инвестиционных программ;
• кредитование дефицитов бюджетов муниципальных образований;
• приравнивание его облигаций в сфере налогообложения купонного дохода к муниципальным ценным бумагам;
• обеспечение высокого кредитного рейтинга» [2].
Одной из функциональных задач формирования подобных долговых обязательств является создание такой конструкции обеспечения обязательств агентства, которая преодолела бы разнородность финансово-экономического положения входящих в него муниципалитетов. Во всех европейских странах, «где успешно действуют агентства муниципального долга, существует многолетняя традиция развитого местного самоуправления. В ряде стран бюджетное устройство таково, что рейтинг всех без исключения муниципалитетов и провинций, которые кредитуются агентствами, автоматически равен рейтингу данной страны (Нидерланды). Если рейтинги отдельных муниципалитетов и провинций, входящих в систему кредитования, разнятся, создается такая система взаимных гарантий со стороны муниципалитетов и надзора со стороны центральных правительств, которая выводит рейтинг обязательств муниципального долгового агентства на уровень суверенного рейтинга (Швеция и Финляндия). В основе высокой кредитоспособности местных органов власти в развитых западных странах лежит принцип, возведенный в норму закона: провинции или муниципалитеты не могут быть банкротами по определению» [2]. Это предопределяет необходимость разработки гарантий для комплексных инвестиционных планов, потому что невыполнение плановых объемов капиталовложений, продекларированных планом, может стать индикатором ненадежности конкретного муниципального образования, что, в конечном счете, не сможет быть исправленным и усилиями центрального правительства, предоставляющим гарантии по таким инвестиционным обязательствам, схожими с кредитными обязательствами.
Обобщая те изменения, которые усиливают значимость комплексных планов инвестиционного развития муниципальных образований, надо сказать, что происходит общее изменение в сторону большей отлаженности всего инвестиционно-кредитного климата в европейских странах. Например, местные органы власти в результате проводимых французским правительством целенаправленных мер по децентрализации получили полномочия и главное ресурсы для более самостоятельной политики, в том числе и составления комплексных планов
инвестиционного развития. Проекты межмуниципального сотрудничества в части объединения все же ограниченных инвестиционных возможностей позволили сформировать определенные «очаги» инвестиционной активности, которые задали предпосылки для новых организационных форм пространственного развития, где местные сообщества из объектов все более превращались в активных субъектов складывающегося нового экономического климата.
По оценке французских специалистов, «главными факторами развития местных производственных систем являются:
(1) наличие собственного капитала и активность многочисленных предпринимателей зоны;
(2) опора на местную культуру;
(3) накопленный профессиональный опыт, воплощенный в уникальных навыках и знаниях.
Специалисты отмечают существенное повышение роли, и места муниципальных образований повышают и требования к действенности таких рычагов территориального планирования и управления, как комплексные инвестиционные планы муниципальных образований.
Таким образом, способы и формы инициирования местным сообществом инвестиционной активности осуществляется не только непосредственно комплексными инвестиционными планами, но и посредством реализации тактических задач, связанных с заинтересованностью предпринимательского сектора, расположенного на территории, курируемой местными органами самоуправления, различными проектами, которые только по мере их реализации приобретают характер инвестиционных. Поэтому задачей отечественных муниципальных образований при использовании опыта зарубежных муниципалитетов в части стимулирования инвестиционных проектов на подведомственной территории необходимо тесно сотрудничать с предпринимательским сектором и по другим проблемам совместных мероприятий, которые в последующем могут стать инвестиционными проектами, хотя предварительно и не были включены в инвестиционные планы муниципальных образований. Особенно такую работу важно проводить на территории Севера Сибири и Дальнего Востока, где предстоит активизировать муниципальную жизнь с учетом сложившихся там территориально-хозяйственных укладов [3]. Многие формы сотрудничества территориальных общностей и муниципальных сообществ не сразу могут приобрести там характер инвестиционных проектов, но со временем, используя механизмы муниципально-частного и государственно-частного партнерства, необходимо выйти на формирование комплексных инвестиционных планов развития всех еще не активных территорий. Одновременно представляется целесообразным осуществлять постоянный мониторинг подходов, найденных в практике зарубежных муниципалитетов с тем, чтобы тиражировать в России те направления, которые только появляются как новые «маяки» отработки лучших практик.
Литература
1. Джекович Д. Инвестиции станут новым ориентиром для муниципалитетов Великобритании // Муниципальная Россия. - 2013. - №5. - С.87.
2. Пахомов С. Международная практика муниципальных заимствований [Электр. ресурс]: http://bujet.ru/article/67860.php.
3. Попадюк Н. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады // Вопросы экономики. - 2004. - №5. - С.82.
4. Черноморова Т.В. Влияние глобализации на развитие регионов в Великобритании // Региональное развитие и вызовы глобализации: Сб. обзоров и рефератов. - М.: Научный эксперт, 2010. - С.90-119.
5. [Электр. ресурс]: http://www.e-gorod.ru/pract/practics_main/List_and_Texts/ List 1.htm.
С.Е. Прокофьев
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАНОВ
Аннотация. В статье рассматривается экономический и организационно-управленческий инструментарий, позволяющий оказывать влияние на производственно-хозяйственную деятельность крупных и мелких товаропроизводителей, работающих на муниципальной территории, в направлении, способном упрочить и обеспечить устойчивость функционирования национальной экономики. В качестве цели исследования выступает поиск специального инструментария устойчивого развития муниципальных территорий с применением комплексных инвестиционных планов.
Ключевые слова. Устойчивое развитие, муниципальные территории, комплексные инвестиционные планы, государственная стратегия, модель устойчивого развития.
Устойчивое развитие страны в условиях надвигающегося глобального кризиса представляется идеальной моделью экономического роста. В России был принят Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 №236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», которым были утверждены «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и которые послужили основой для разработки «Национального плана действий в области охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.1994 г. [2, с.575]. Поэтому разработка всех комплексных инвестиционных планов муниципальных территорий в качестве своих рамочных условий должна предполагать установки и требования модели устойчивого развития.
Следует подчеркнуть, что разработка предложений по созданию инструментария устойчивого развития предполагает выявление параметров, характеризующих феномен «устойчивости». Содержательно такие параметры должны фиксировать основные факторы устойчивости. Важной задачей является определение значения комплексных инвестиционных планов муниципальных образований как одного из инструментов децентрализованного регулирования инвестиционной деятельности. Для раскрытия возможностей этих планов в части обеспечения устойчивого развития экономики и «повышения ее адаптивных способностей к изменяющимся условиям важное значение имеют следующие факторы.
1. В области технологии:
- замещение невозобновляемых ресурсов возобновляемыми;
- свертывание особо экологически опасных технологий;
- повторное использование добытого вещества и утилизация отходов.
2. В структуре потребностей:
- сдвиг в сторону менее материало- и энергоемкого потребления при возможном сохранении потребительского эффекта;
- преимущественное развитие сферы услуг;
© Прокофьев С.Е., 2013