УДК 372.881.1
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Елена Николаевна Мишина
кандидат филологических наук, доцент [email protected] Галина Николаевна Ступникова
магистрант galina.stupnikova@mail .т Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования социокультурной компетентности обучающихся на занятиях иностранного языка в неязыковых группах Социально-педагогического института. Особое внимание уделяется образовательным и воспитательным возможностям материалов аутентичных сайтов.
Ключевые слова: социокультурная компетентность, процесс обучения иностранному языку, цифровые инструменты и сервисы, патриотизм и интернационализм.
Важной составляющей процесса обучения иностранному языку в вузе является формирование социокультурной компетентности обучающихся. Социокультурная компетенция является составной частью коммуникативной компетенции, на формирование которой направлен процесс обучения иностранному языку в любом учебном заведении. Знание норм поведения, ценностных ориентиров и правил речевого этикета, вариантов взаимодействия в различных ситуациях помогает избежать непонимания при общении с носителями другого языка. Проанализировав современные исследования, касающиеся теоретических аспектов формирования социокультурной компетенции, и работы, посвященные конкретным примерам ее развития и совершенствования, можно констатировать, что под социокультурной компетенцией понимается совокупность разнообразных сведений о стране изучаемого языка, а именно об особенностях национального менталитета, стереотипах их поведения и общения, специфике речевого этикета, и в целом о многообразии форм поведения и повседневных взаимоотношений. Такая информация необходима для верной интерпретации, всего того, что происходит в конкретных ситуация в инокультурной среде [8,9].
Данный подход интересен тем, что благодаря ему решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи: происходит расширение общего кругозора и формирование личности обучающихся, главными качествами которой в данном случае является готовность взаимодействовать с другими народами и культурами, но и осознавать себя как представителя определенного этноса [2]. Муравьева Н.Г. подчеркивает, что что социокультурная компетенция - это «интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт...» [6]. Следует согласиться с мнением зарубежных специалистов, которые считают, что, необходимо одновременно обучать и лингвистическим и культурным нормам носителей языка: «Students will master a language only when they learn both its
linguistic and cultural norms» [10]. В работах уважаемого нами Е.И. Пассова, утверждается, что не знания, умения и навыки должны быть содержанием образования, а именно культура; «главной образовательной парадигмой должна быть не знаниецентрическая, а кулътуросообразная»[7].Следовательно, можно отметить, что занятия иностранного языка обладают большим потенциалом для личностного развития обучающихся в целом»[3,4,5].
Важным является то, что формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования [1].
К сожалению, вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, осознанием себя как гражданина своей страны не занимают приоритетное место при обучении иностранному языку. Преподаватели уделяют освоению учебной программы и формированию навыков говорения, чтения, письма, перевода и аудирования. Мы же считаем, что именно преподаватель иностранного языка должен уделять внимание и вопросам может проводить сравнение различных исторических периодов, событий и фактов жизни родной страны и страны изучаемого языка и показывать на реальных примерах и преимущества и недостатки, имеющиеся в них.
Источником сведений о повседневной жизни носителей иностранного языка и следовательно, расширения культуроведческих знаний и формирования социокультурной компетенции обучающихся, являются материалы сети Интернет. В распоряжении преподавателя находятся аутентичные сайты и платформы для обучения английскому языку и специальные сайты для обучения английскому языку как иностранному - English as Second Language (ESL). Среди наиболее популярных сайтов следует назвать: rong-chang.com www.ted.com,twominenglish.com, fluentu.com, show-english.com^ также платформа Quizlet, доска Padlet и сервис Learning Apps.
Известно, что цифровизация коснулась всех сфер жизни нашего общества и поэтому образовательные учреждения используют сквозные цифровые технологии и цифровые инструменты для оптимизации образовательного процесса. Какие видео- и аудиоматериалы используются и в
каком количестве зависит от зависит от задач, которые должны быть решены на занятии. Просмотр роликов и работа с подкастами может быть предложена и в качестве самостоятельной работы дома. Для собственных занятий в неязыковых группах Социально-педагогического института мы предлагаем аудирование диалогов разной степени трудности, упражнения с использованием фразеологизмов на esl-lab.com и беседы с роботом «English Tutor» для развития связанной диалогической речи на сайте rong-chang.com. С помощью сайтов программы можно проверить и закрепить грамматический материал на основные темы 1 курса. Особый интерес представляют задания на заучивание и употребление идиом, рифмовок, загадок и поиску синонимов и антонимов. Для тренировки вопросов имеются задания на произношение географических названий и вопросы по различным темам, словари и аудиотексты с тестовыми заданиями. Полезными для нас являются и диктанты, выполняемые с аудизаписей, представляющие собой образцы мужских, женских и детских голосов с американским английским. Для пополнения знаний и расширения социокультурной компетенции будут полезны диалоги по темам: Everyday life, Small Talk, Taking the Bus, Foods, Health.
На скриншоте таблицы внизу представлен реальный диалог с роботом Майком на тему «Знакомство». Как мы видим, программа отвечает на вопросы сложными конструкциями и иногда испытывает затруднения или переспрашивает и уточняет. Несомненно, что такие задания будут интересны и обучающимся с базовым уровнем английского языка и студентам с продвинутым уровнем знаний и умений.
Внедрение цифровых инструментов в повседневный учебный процесс становится объективной реальностью и предполагает подготовку специалистов, умеющих не только осуществлять сбор, хранение, анализ, продуцирование и обработку разнообразного информационного контента, но и имеющих опыт применения языковых ресурсов в различных видах и формах учебной деятельности в оффлайн и онлайн - режимах. Успешная реализация целей образовательного процесса происходит в данном случае при осуществлении постоянного взаимодействия обучающихся и преподавателей.
Список литературы:
1.Иванова Н. М. Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе //
Современная филология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). Т. 0. Уфа: Лето. 2013. С. 69-72.
2.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Культура как содержание обучения, объект тестирования и характеристика обучающей деятельности // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 109-119.
3.Мишина Е.Н. Языковые аспекты электронной коммуникации // Вестник Мичуринского аграрного университета. 2013. Том 4. стр.111-113.
4. Мишина Е.Н., Логунова А.В., Логунова П.В., Развивающий потенциал дисциплины «Иностранный язык» в системе вузовского образования.В сборнике: Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 30-33.
5.Мишина Е.Н. Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 353.
6. Муравьёва Н.Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Образование и наука. 2013. № 3. С. 121-131.
7.Пассов Е.И., Кузовлева Е.Н. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
8. Попова С. В., Карандеева Л.Г., Ульянов С.С. Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках иностранного языка посредством аутентичных художественных фильмов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 73-80. - DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-193-73-80. - EDN TIOROK.
9. Смольянинов М. В., Попова С.В. Модель формирования социокультурной компетенции обучающихся направления подготовки "педагогическое образование" в процессе обучения лингвострановедческому чтению на английском языке // Вестник Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 2(111). С. 215-224. -DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.026. - EDN NPTLMC.
10. Peterson, E., Coltrane, B. Culture in second language teaching. Center for Applied Linguistics. September 5, 2010.
UDC 372.881.1
METHODS OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES
Elena N. Mishina
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
[email protected] Galina N. Stupnikova Master student galina.stupnikova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article deals with the problems of the formation of socio-cultural competence of students in foreign language classes in non-linguistic groups of the Socio-Pedagogical Institute. Special attention is paid to the educational and educational possibilities of the materials of authentic websites.
Keywords: socio-cultural competence, the process of learning a foreign language, digital tools and services, patriotism and international
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.