Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ФГОС НОО / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / SELF-REGULATION / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Лукин Юрий Леонидович

В статье осуществлен теоретический анализ и представлены практические возможности формирования саморегуляции обучающихся начальных классов на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Татьяна Владиславовна, Лукин Юрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR FORMING SELF-REGULATION OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

The article provides a theoretical analysis and presents a practical experience in the formation of self-regulation of primary school students at physical education lessons.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Литература:

1. Денисов Д.В. Перспективы развития облачных вычислений // Прикладная информатика, 2009 №5, 7 стр.

2. Разумников С.В Оценка эффективности и рисков от внедрения облачных IT-сервисов // Фундаментальные исследования, 2014 №11, 6 стр.

3. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность и защита информации. М.: Изд-во ДМК-Пресс, 2017. 702 стр.

4. Сенько А.В. Работа с BigData в облаках. Обработка и хранение данных с примерами из Microsoft Azure.: Изд-во Питер, 2018. 448 стр.

5. Угрозы облачных вычислений и методы их защиты.URL: http://habrahabr.ru/post/183168/ (дата обращения: 25.06.2020).

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры педагогики Газизова Татьяна Владиславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); профессор кафедры базовых дисциплин Лукин Юрий Леонидович

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье осуществлен теоретический анализ и представлены практические возможности формирования саморегуляции обучающихся начальных классов на уроках физической культуры.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, саморегуляции, обучающиеся начальной школы, ФГОС НОО.

Annotation. The article provides a theoretical analysis and presents a practical experience in the formation of self-regulation of primary school students at physical education lessons.

Keywords: universal educational actions, self-regulation, primary school students, federal state educational standard for educational institutions.

Введение. На современном этапе развития общества целью и определяющим образовательным результатом, присущим современному выпускнику любого образовательного ценза является достижение нормативно обозначенного государством уровня развития, опирающегося на сформированность универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность обучающегося в дальнейшем саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Мы полагаем, что для достижения обозначенных результатов необходима методически целесообразно выстроенная система организации образовательного процесса, начиная с начального этапа получения образования, и в том числе, предлагаем обратить особое внимание на организацию и проведение уроков физической культуры. На наш взгляд, на сегодняшний день, нет достаточного педагогического и методического обеспечения этого процесса.

Цель статьи - теоретически обосновать потенциальные возможности уроков физической культуры в формировании регулятивных универсальных учебных действий, в частности способов формирования саморегуляции младших школьников на уроках физической культуры.

Изложение основного материала статьи. Одними из ключевых целевых ориентиров для выпускников начальной школы государственными нормативными документами обозначены такие позиции как: развитие интересов к изучению нового, а также в целом сформированности готовности к дальнейшему обучению. В обобщенном виде целевые ориентиры направлены на такую организацию образовательного процесса, начиная с начального этапа обучения, которая бы соответствовала потребности человека в дальнейшем самообразовании.

С момента введения ФГОС НОО в имеющихся программах по физической культуре для начального общего образования универсальные учебные действия представлены как результат обучения, диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности [6].

Мы предполагаем, что для формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры необходимо обеспечение ряда педагогических условий, в содержательное наполнение которых входит определение способов формирования УУД, что и является основной задачей педагога [3].

Нам интересна позиция ученого А.А. Леонтьева, который в своей концепции стержневым фактором выделяет необходимость обучать человека деятельности, по мнению исследователя это означает мотивировать обучающегося на самостоятельную постановку цели, для нахождения способов ее достижения, разумеется, наиболее рациональных методов и средств, используемых для этого. Кроме того, А.А. Леонтьев говорит о необходимости научения ребенка формировать у него способности контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [4].

Итак, в качестве образовательных результатов на сегодняшний день определен комплекс универсальных учебных действий, сформированность которых способствует мотивации и умению ребенка учиться, быть субъектом собственной учебной деятельности, а также его активности, инициативности, адекватности и ответственности.

В соответствии с ФГОС в качестве ключевых видов универсальных учебных действий, соответствующих целям образования, определены такие, как: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные [6].

Наше исследование посвящено поиску наиболее результативных путей формирования регулятивных УУД. Это вид универсальных учебных действий направлен на обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и

саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

В частности, нам интересен процесс формирования такого регулятивного универсального действия, как саморегуляция, которое определяется как умение произвольным волевым усилием противостоять возникающим проблемам, мобилизовать потенциальные возможности и самостоятельно справиться с возникшей проблемной ситуацией.

Мы считаем, что формирование такого универсального учебного действия, как саморегуляция, необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно на этом возрастном этапе имеются максимально потенциальные возможности для этого. В этом возрасте происходит формирование произвольности всех психических процессов формирующейся личности младшего школьника, и он учится управлять своими эмоциями и поведением, осознанно осуществлять свои действия. Также в это время активно формируется самостоятельность школьника.

Формирование саморегуляции связано с формированием у ребенка осознанной системы потребностей, проявляется на этапе старшего дошкольного возраста и особую значимость приобретает с появлением в жизни учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует проявлению потребности ребенка к социально значимой деятельности, которой на данном этапе и является для него учебная деятельность.

Наличие высокого уровня саморегуляции позволяет обучающемуся регулировать собственное поведение, быть ответственным за совершаемые действия, адекватно реагировать на собственные действия, организовывать и регулировать их. Ученик способен вставать в позицию субъекта, программировать собственную деятельность, понимать критерии успешности и следовать им, а также корректировать собственную деятельность.

Вслед за точкой зрения А.Г. Асмолова, автора концепции развития универсальных учебных действий, мы считаем, что не существует учебных предметов, которые бы в меньшей степени способствовали формированию того или иного универсального учебного действия. Однако, общепринятым мнением остается позиция, что метапредметные универсальные учебные действия формируются в таких предметных областях, как: русский язык и литературное чтение, математика и информатика, обществознание и естествознание. Потенциалу такой предметной области как физическая культура, на наш взгляд, в процессе формирования метапредметных универсальных учебных действий, исследовательское внимание уделено недостаточно [1].

Для формирования саморегуляции младших школьников исследователем Е.С.Вареца предлагается развивающая программа, в которую вошли учебные ситуации, тренинги, занятия в игровой форме и индивидуальное сопровождение. Основные акценты в программе сделаны на моделирование социальных отношений и формирование взаимоотношений между детьми как равноправных партнерских отношений сотрудничества [2].

А.А. Пауков предлагает для формирования регулятивных УУД применять систему подвижных и спортивных игр с мячом, которые, по мнению исследователя, способствуют включению обучающегося в учебную деятельность в качестве ее активного субъекта, осознанно относиться к разучиваемым двигательным действиям, а также принимать суть замечаний учителя, контролирующего выполнение требований к выполнению двигательного действия и вносить коррективы в способ выполнения двигательного действия с учетом замечаний учителя [5].

Мы полагаем необходимым использовать потенциал уроков физической культуры для формирования регулятивных УУД, в частности - формирования саморегуляции младших школьников.

На уроках физической культуры в условиях повышенной двигательной активности формируется чувство уверенности в себе, вырабатывается субьектная позиция, самоконтроль. Для того, чтобы обозначенные качества формировались наиболее результативно, мы полагаем в начале урока использовать игры, направленные на формирование положительного эмоционального настроя детей на урок. При этом необходимо актуализировать внимание на положительные ощущения, на которых необходимо сконцентрироваться, давать установку на создание собственного позитивного настроя путем мимики, настроя на позитивные эмоции: улыбку, радость.

В основной части урока для формирования умений младших школьников произвольно регулировать свое поведение целесообразно использовать подвижные игры, целью которых является развить быстроту реакции, а также внимание, сосредоточенность и способность контролировать себя. Мы рекомендуем использовать такие игры, например, как: «Желе», «Глубокий сон», «Медленное дыхание», «Мысленный портрет», «Дотянись до звезд», «Водопад».

После чего целесообразно проанализировать проведенные игры, провести рефлексию с младшими школьниками по полученным результатам. Кроме того, на данном этапе возможно выполнение упражнений на восстановление дыхания, а также анализ того, как менялось их настроение, мимика в процессе урока с целью закрепления представлений о возможности влияния на собственный внутренний мир через осознанное выполнение упражнений и движений.

Упражнения на восстановления дыхания позволяют школьникам формированиям умений противостоять стрессам, дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.

Разумеется, предметные умения не должны быть второстепенным образовательным результатом, задача педагога на уроках физической культуры - адекватно соотнести их с метапредметными универсальными учебными действиями, в частности, с исследуемым нами учебным действием - саморегуляцией. Грамотное целеполагание в начале урока, последующее планирование и прогнозирование позволит обеспечить включенность обучающегося в урок, осознать личностный смысл происходящих событий.

Соотнесение предметных учебных действий с метапредметными может происходить следующим образом: в соответствии с содержанием программы изучения физической культуры в начальной школе, основными спортивными играми, которыми должны овладеть обучающиеся, являются футбол, волейбол и баскетбол. При переходе к обучению более сложным техническим действиям ведения мяча, необходимо нацеливать обучающегося на осознанное прогнозирование своих действий, чтобы он мог передать мяч, бросить его, и вовремя остановиться, не причинив ущерб себе, своему здоровью, а также одноклассникам.

В дальнейшем целесообразно учить ребят формулировке перспективных и оперативных задач, как на весь учебный год, так и на урок, опираясь на анализ уже сформированных универсальных учебных действий.

При выполнении заданий педагога, направленных, например, на разминку, младшие школьники соотносят выполняемую технику с заданными критериями, и, в случае необходимости, корректируют свои действия. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценки как важнейшей составляющей формирования саморегуляции.

Кроме того, мы рекомендуем на уроках физической культуры использовать предметные ориентиры, которые позволяют соотносить сформированный уже уровень освоения действий, а также создают возможность обучающимся самостоятельно спроектировать план действий для формирования умений двигаться в пространстве.

Например, при выполнении прыжка через козла в ширину: ребенку необходимо вскочить сначала в упор присев и соскочить прогнувшись. В такой ситуации то место, куда необходимо приземлить обучающемуся на мате обозначается каким либо ориентиром. Это позволит школьникам добиться правильности выполнения прыжка и приземлиться в обозначенное место.

При систематическом сопровождении процесса формирования саморегуляции, обучающиеся смогут самостоятельно контролировать себя при выполнении приземления. Для этого мы рекомендуем стимулировать активность младших школьников в самостоятельном выполнении заданий, этому будет способствовать своевременная реакция и комментарии от педагога о результатах выполнения заданий.

Для оперативного получения школьниками информации целесообразно использовать, например, визирную доску с пятисантиметровыми делениями. Выполняя упражнение, обучающиеся смогу сами определить соответствие выполненного ими задания обозначенным критериям. Также они самостоятельно определяют, что необходимо сделать для коррекции, при необходимости, достигнутого результата: быстрее разбежаться, сильнее оттолкнуться, изменить угол прыжка.

На наш взгляд это будет способствовать повышению мотивации к выполнению упражнений, заинтересованность к учебной дисциплине «физическая культура».

Также мы считаем, что для формирования универсального учебного действия саморегуляции целесообразно использование наглядности, например, заданий на карточках. При отработке умений младших школьников лазать по канату класс необходимо разделить на подгруппы по степени сформированности на данный момент данных умений. Тем обучающимся, которые на данном этапе владеют умениями лазания по канату, предлагается карточка, на которой обозначено выполнение ими действия: залезть на канат и совершить спуск. При этом никаких комментариев со стороны педагога им не дается, и задание этой подгруппой выполняется в полной мере самостоятельно.

Со второй подгруппой педагог разбирает поэтапно задание, которое они видят на карточке, дает им пояснения, демонстрирует двигательные действия, которые обучающимся необходимо освоить в соответствии с содержанием учебной программы дисциплины.

Когда данная подгруппа справляется с выполнением задания, им предлагается учебная карточка с более сложными упражнениями. Таким образом, на наш взгляд, это повышает мотивацию к выполнению заданий.

Использование описанных нами способов, безусловно, даст положительный эффект в формировании саморегуляции младших школьников. Обучающиеся смогут глубже понять серьезность того или иного упражнения, провести рефлексию своих потенциальных возможностей и сформированности данного действия.

Выводы. Таким образом, формирование саморегуляции на уроках физической культуры представляет собой процесс преодоления возможных учебных затруднений, развития, в том числе, рефлексивных способностей обучающихся, формированию конкретных умений учеников занимать субъектную позицию, оценивать, видеть свою деятельность.

Сформированное универсальное учебное действие саморегуляции позволит младшим школьникам адекватно реагировать на стрессовые ситуации, выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; а также повышения уровня сформированности саморегуляции у детей младшего школьного возраста в связи с результатами диагностики на констатирующем этапе эксперимента.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Вареца Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников // Вестник АГУ, 2015. - С. 147-151.

3. Газизова Т.В., Лукин Ю.Л. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере уроков физической культуры в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - С. 65-69.

4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 01. - С. 5.

5. Пауков А.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча» // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. - №1. - С. 160-169.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.