ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛИ: СТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 338.45:69
Капустина Ю. А.
Способы формирования единого информационного пространства на предприятиях строительного комплекса
В статье рассмотрены принципы и пути формирования единого информационного пространства в рамках компаний строительного комплекса. Использование информационных технологий позволяет сократить затраты, сроки проектирования и выполнения строительных работ, а также обеспечить успешную командную работу участников проекта. Представлены и проанализированы основные способы интеграции информационных систем («точка-точка» и с помощью интеграционной шины), выявлены их преимущества и слабые стороны. Сделан вывод о зависимости эффективности деятельности организаций и эффективности их единого информационного пространства, определяемой тем, насколько правильно (для решения каких задач и каким образом) это пространство было создано.
Ключевые слова: единое информационное пространство, интеграция, информационные системы, данные, информационные потоки, интеграционная шина.
ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.71.05 Экономика строительства.
ВАК: 08.00.05
Kapustina Yu. A.
Ways of shaping uniform information space at construction enterprises
The article describes principles and ways of shaping uniform information space at construction industry companies. The use of information technology can reduce the costs and the time of design and construction work and to ensure successful teamwork of partners of the project. Main ways of integrating information systems
© Капустина Ю. А., 2017 © Kapustina Yu. A., 2017
("point to point" and with the help of the integration bus) are presents and analyzed, their advantages and disadvantages identified. It is concluded that there is a dependence between the organization's performance and the efficiency of its uniform information space, determined by the fact how correctly (for what purpose and how) this space was created.
Key words: uniform information space, integration, information systems, data, information flows, integration bus.
JEL classifications: L 74
Ивестиционно-строительный проект характеризуют вовлеченность в его реализацию многих участников и достаточно большая сложность исполнения. В современном мире эффективное ведение строительного бизнеса невозможно без применения информационных технологий, поскольку именно использование информационных технологий позволяет сократить затраты и сроки проектирования и выполнения строительных работ, а также обеспечить успешную командную работу участников проекта. Сегодня возникает необходимость объединения информационных программ, технологий и ресурсов в нечто целостное. Такую целостность предлагает концепция создания единого информационного пространства (ЕИП). Насколько это возможно в стройиндустрии? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
ЕИП в рамках компании представляет собой единую среду, в которой происходит разработка и развитие проекта, а также взаимодействие его участников [1]. Основой создания ЕИП является совокупность применяемых программ и их интеграция в общую информационную систему предприятия. Интеграция программ позволяет использовать общие справочники, вести многопользовательскую коллективную работу над проектом, обеспечивает своевременную доставку информации по проекту до каждого его участника и т. д.
Опыт показывает, что большое количество компаний используют разрозненные программы для выполнения лишь отдельных функций, т. е. так называемую точечную автоматизацию. Данные
между программами, как правило, переносятся вручную, что требует больших затрат времени и повышает риск ошибки, поскольку существенно влияние человеческого фактора и т. д.
Для взаимодействия программ обычно используются такие методы, как обмен файлами, общая база данных, удаленный вызов и асинхронный обмен сообщениями.
На данный момент компания может выбрать один из трех способов создания ЕИП путем интеграции программ:
1. Интеграция приложений методом «точка-точка». Суть данного метода заключается в том, что нет необходимости использовать дополнительное программное обеспечение, интегрированные системы взаимодействуют напрямую (рис. 1) [3].
Рис. 1. Взаимодействие систем по принципу «точка-точка»*
В некоторых системах существуют готовые модули взаимодействия с другими программами.
К примеру, в некоторых строительных компаниях уже отлажено взаимодействие систем автоматизированного проектирования (САПР), систем управления данными об изделии (РЭМ) и систем планирования ресурсов предприятия БКР-систем (рис. 2).
* «ECM-Journal.ru» - журнал о документообороте [Электронный ресурс]. иКЬ: http://ecm-journal.ru/docs/Tekhnologii-rabochikh-processov-v-integracii-rilozhenijj. aspx?from=subsrss (дата обращения: 28.12.2017).
Рис. 2. Проработанные связи между системами в строительных компаниях
В данном примере САПР является источником 3d модели объекта, информации по нормативам расхода материалов, технологическим процессы, сметным расчетам и т. д. САПР формирует электронную структуру проекта, которая импортируется и хранится в PDM и передается в ERP. ERP, таким образом, получает нужную информацию для планирования производства и расчета себестоимости продукции.
Такое взаимодействие возможно за счёт встроенных интеграционных модулей в некоторые PDM-системы.
Особенностью проектирования строительных объектов является необходимость в процессе работы проводить прочностные расчеты элементов и конструкций. Используется определенный набор САПР и отдельных расчетных программ. Для успешной работы над проектом, важна их интеграция, поскольку в комплексе они формируют информационную модель здания (объекта) или так называемую BIM-технологию, к которой стремятся многие предприятия строительного комплекса. Для оценки степени интеграции расчетной программы в технологическую цепочку BIM важно количество информации, которое эта программа берет из единой модели для создания расчетной схемы, а также возможность обратной связи, т.е. автоматического внесения по результатам расчетов изменений в единую модель здания.
Большое значение имеет взаимодействие информационной системы управления проектами (ИСУП) с ERP-системой. Со стороны ИСУП предоставляется список всех проектов; структурная декомпозиция работ (СДР) для каждого проекта, а также все ресурсы и затраты по ним. Со стороны ERP: договорные условия по этапам
проекта, оплата подрядчикам и т. д. Возможна как непосредственная синхронизация данных систем, так и интеграция с РЭМ с условием синхронизированной выгрузки данных в эти системы.
Соответственно, информационная система компании инвестиционно-строительного комплекса должна включать базовый набор интегрированных приложений, имеющих между собой взаимосвязи, представленные на рис. 3.
Рис. 3. Оптимальная базовая интеграция приложений в строительных компаниях
Преимущества метода интеграции «точка-точка»: простота, прозрачность и отсутствие необходимости в дополнительном программном обеспечении.
Недостатками данного способа являются: необходимость общения интегрированных приложений посредством одинаковых методов взаимодействия и форматов вызовов/данных; а также большое количество связей, каждую из которых нужно контролировать и поддерживать в работоспособном состоянии.
Внедрение новых программ (или замена существующих) нарушает созданную цепочку взаимосвязей. При изменении одного из приложений (если оно повлекло за собой изменение интерфейса взаимодействия данного приложения) приходится модифицировать или перенастраивать все интегрированные с ним системы. Разнообразие интерфейсов программ с индивидуальным сложным кодом,
применение несогласованных архитектурных подходов, отсутствие унифицированных протоколов передачи данных делает не слишком динамичной данную систему и не позволяет своевременно реагировать на потребности бизнеса. Большое количество программ с различными интерфейсами лишь усугубляет проблему.
Тем не менее, многие компании используют данную модель интеграции. Она подходит для небольшого количества программ (до четырех), при взаимодействии которых необходимо передавать большие объемы данных или обеспечивать нормированное время взаимодействия. Модель также удобна в применении для программ с открытым кодом, а также если эксплуатируемые на предприятии приложения имеют встроенные средства взаимодействия (например, при внедрении нескольких систем одного поставщика или при разработке и внедрении программных систем, к которым изначально предъявляется требование по взаимодействию с уже имеющимися системами).
2. Использование интеграционной шины. Интеграционная шина (с точки зрения ПО) - интеграционное корпоративное приложение, основной принцип которого - обеспечение взаимодействия всех существующих информационных систем через единую точку, в которой при необходимости обеспечиваются транзакции, преобразование данных, сохранность сообщений, сквозное управление бизнес-процессами и многое другое.
Система 1
Система 2
с
Интеграционная шина
Рис. 4. Взаимодействие систем через интеграционную шину
Обмен данными между интеграционной шиной и системой-получателем или системой-отправителем по определенному протоколу осуществляется посредством адаптера - приспособления для соединения устройств, не имеющих иного совместимого способа соединения (рис. 5). Тип адаптера определяется реализованным в нем протоколом. Адаптер должен иметь возможность передавать и принимать сообщения по данному протоколу для интеграции с любым количеством систем. Структуру сообщения адаптер может менять под требования реализованного на данном адаптере протокола.
Полученную из внешней системы информацию адаптер расшифровывает и приводит к внутреннему представлению шины, наоборот, для отправки сообщений, адаптер получает информацию во внутреннем представлении шины и преобразует ее к виду, определенному протоколом.
получение
отправка
Рис. 5. Принцип обмена информацией между системами через интеграционную шину
Все настройки обработки и передачи сообщений предполагаются сконцентрированными в единой точке, и формируются в терминах служб, формируя общую информационную модель, нейтральную по отношению к каждой используемой программе. Таким образом, при замене какой-либо отдельной информационной системы, подключённой к шине, нет необходимости в перенастройке остальных систем. Также внедрение новой системы в существую-
щее информационное пространство не скажется негативным образом на работе других интегрированных систем.
Признаки, по которым можно понять, что использование интеграционной шины наиболее оправданно: в ситуациях когда компания использует большое количество ИТ-систем (больше четырёх), часто изменяющиеся связи между ними, разные протоколы и форматы данных; бизнес-процессы охватывают несколько систем (больше двух); большие объемы данных (больше тысячи записей в день по каждой из основных систем); высокие требования к надежности и масштабируемости; необходимость в интегрированной информации, т. е. в представлении консолидированной отчетности по
*
нескольким системам .
Для небольшого количества систем внедрение интеграционной шины обычно не выгодно, так как по трудозатратам и стоимости лицензий, при внедрении интеграционной шины совокупная стоимость внедрения шины существенно превысит стоимость осуществления интеграции способом «точка-точка».
Кроме того, посредством интеграционной шины организовывается взаимодействие с удаленными подразделениями, заказчиком, подрядчиками и поставщиками.
3. Применение уже готовых комплексных систем. В наше время большое количество компаний-разработчиков и внедренцев специализированного ПО создают программные комплексы из различных информационных систем, выполняющих набор определенных функций. Так, например продукты таких крупных компаний, как Oracle (интегрированный набор приложений для строительных компаний - Oracle Engineering and Construction), АСКОН, 1С и т. д.
Большое преимущество использования данных комплексов продуктов - изначальная интеграция и совместимость различных блоков, минусы в том, что это готовое решение с определенным необходимым набором функций, не специализированное для конкретной компании и не учитывающее её специфику.
* Intelligent Enterprise/RE («Корпоративные системы») [Электронный ресурс]. URL: https://www.iemag.ru/master-class/detail.php?ID=18047
Создание ЕИП - трудоемкий процесс. Для его осуществления прежде всего необходимо выявить, проанализировать и стандартизировать информационные потоки; проанализировать имеющееся ПО или выбрать и внедрить оптимальное ПО, осуществить интеграцию ПО в единое пространство.
Считается, что выбор способа интеграции зависит от размера предприятия, его структуры, особенностей бизнес-процессов, характеристик информационных потоков, а также денежных средств, выделенных компанией на реализацию интеграционных решений [2].
Иными словами, универсального ответа на вопрос: «Какой способ интеграции выбрать?» не существует, и выбор зависит от конкретных требований компании. При выборе способа формирования ЕИП, по нашему мнению, первично важно определить требуемый уровень интеграции: достаточно ли интеграции на уровне данных или необходимо осуществить интеграцию на более глубоком уровне -уровне процессов.
Для интеграции программ на уровне данных необходимы средства поддержки соединений и трансформации. С точки зрения интеграции приложений важно не просто осуществить перенос данных между базами данных, но в процессе обмена данными иметь возможность выполнить какую-то содержательную обработку. Как правило, для интеграции на уровне данных хорошо подходят решения «точка-точка».
На уровне процессов функциональность интеграции подразумевает не только обмен данными, но и возможность перенастройки бизнес-процессов.
Основные аспекты интеграции на уровне процессов включают:
1) составление сценария бизнес-процесса, происходящего в организации и описание в нем операции взаимодействия систем между собой;
2) описание операций взаимодействия систем в рамках бизнес-процесса в терминах информационного обмена: форматы обмена, используемые сервисы, приложения, события, правила, политики и т. п.;
3) к интегрирующему программному обеспечению, при помощи которого описан сценарий бизнес-процесса, подключаются посредством адаптеров интегрируемые системы, вовлеченные в бизнес-процесс. Таким образом, становится возможным автоматизированный информационный обмен между системами*.
Для обмена на уровне процессов необходимо применение специальных интегрирующих разработок (таких как интеграционная шина).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поскольку для наиболее эффективной работы компаний важно, чтобы их информационные системы работали во взаимодействии, то создание единого информационного пространства (ЕИП) приобретает все большее значение в деятельности строительных компаний для обеспечения успешности выполнения строительных проектов. В то же время эффективность самого ЕИП будет зависеть от того, насколько правильно (для решения каких задач и каким образом) оно было создано.
Список литературы
1. Дмитриева Т. С., Мухина И. В. Единое информационное пространство: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013. -134 с.
2. Хатеев И. В. Подходы к построению и внедрению единого информационного пространства на малых предприятиях // Наука ЮУрГУ. Секции экономики, управления и права: материалы 63-й науч. конф. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ. - 2011. - Т. 1. - С. 165-169.
References
1. Dmitrieva T. S., Muhina I. V. Edinoe informacionnoe prostranstvo: uchebno-metodicheskoe posobie. N. Novgorod: NGTU im. R.E. Alekseeva Publ., 2013. 134 p.
2. Hateev I. V. Podhody k postroeniju i vnedreniju edinogo informaci-onnogo prostranstva na malyh predprijatijah. Nauka JuUrGU. Sekcii jekonomiki, upravlenija i prava: materialy 63-j nauch. konf. Cheljabinsk: Izd. centr JuUrGU Publ., 2011, T. 1, p. 165-169.
* Консалтинг в области информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://www.kholodkov.ru/it/?p=630 (дата обращения: 11.01.2017).