педагогические науки
Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна СПОСОБЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 37.033
DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0002
СПОСОБЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© 2019
Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования Лощилова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], е-mail: annet_787@mail.ru)
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена приоритетом и опережающей функцией экологического образования как «ключевого фактора перемен» в направлении устойчивого развития, его ориентацией на развитие личности обучающихся, освоение ими способов эколого-ориентированной деятельности. В статье раскрыто состояние проблемы организации эколого-ориентированной деятельности обучающихся на основе анализа исследований по данной тематике. В рамках данной статьи осмысление эколого-ориентированной деятельности обучающихся тесно связывается с осознанием концепций, структуры и функций экологической культуры, как специфического способа жизнедеятельности человека. В этом контексте выделены и раскрыты следующие способы эколого-ори-ентированной деятельности: чувственно-познавательные, нормообразования и смыслообразования, проектно-про-гностические, творческо-созидательные и коммуникативно-конструктивные способы эколого-ориентированной деятельности. Определена структура способов эколого-ориентированной деятельности, которая представлена как последовательность следующих звеньев: мотивационно-ориентировочное звено, организационно-операциональное звено, рефлексивно-оценочное звено. Описаны их особенности. Раскрыта специфика организации эколого-ориентированной деятельности в подростковом возрасте. Материалы статьи могут быть полезны школьным учителям, а также педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическая культура, способы эколого-ориентированной деятельности, классификация способов эколого-ориентированной деятельности.
WAYS OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED ACTIVITY OF TRAINERS:
THEORETICAL ASPECT
© 2019
Vinokurova Natalia Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of geography, geographical and geoecological education Loshchilova Anna Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general and social pedagogy Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: annet_787@mail.ru)
Abstract. The relevance of the article is due to the priority and leading function of environmental education as a "key factor of change" in the direction of sustainable development, its orientation to the development of the personality of students, their mastery of the ways of environmental-oriented activities. The article describes the state of the problem of organization of environmental-oriented activities of students on the basis of analysis of studies on this topic. Within the framework of this article, the understanding of environmental-oriented activities of students is closely related to the understanding of concepts, structure and functions of ecological culture as a specific way of human life. In this context, the following methods of environmental-oriented activity are identified and disclosed: sensual-cognitive, normal-formation and meaning-formation, design-prognostic, creative-creative and communicative-constructive methods of environmental-oriented activity. The structure of environmental-oriented activity methods is defined, which is presented as a sequence of the following links: motivational-indicative link, organizational-operational link, reflexive-evaluation link. Their features are described. The specifics of the organization of environmental-oriented activities in adolescence are revealed. The materials of the article can be useful to school teachers, as well as teachers who carry out their activities in institutions of additional education.
Keywords: sustainable development, ecological culture, methods of environmental-oriented activities, classification of methods of environmental-oriented activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих переход общества в «коэволюционный режим», предполагающий подчинение человеческой деятельности нравственным и экологическим императивам для сохранения равновесного состояния природы и общества [1]. В этой связи одним из векторов современного образования в интересах устойчивости должно стать формирование личности, обладающей «открытым ответственным сознанием» [2],осознающей глубокое единство человека и природы и испытывающей потребность в эколого-ори-ентированной деятельности.
Эколого-ориентированная деятельность, основанная на знании об экологических взаимодействиях, бережном отношении к природе, понимании ее самоценности и «опасности потери природной средой жизнепригодных качеств», является предпосылкой устойчивого развития общества [3].
Анализ литературы показал, что эколого-ориенти-Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
рованная (экологическая, природоориентированная, природоохранная) деятельность является одним из системообразующих элементов, условием и средством формирования экологической ответственности, ответственного отношения к природе, экологической культуры (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Е.Н. Дзятковская, Г.Н. Каропа, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина), экологической компетентности (Д.С. Ермаков, С.Н. Глазачев), субъективного отношения к природе (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо), формирования нравственных убеждений (Ш.Р. Каримова), экологических ценностей (А.В. Иващенко), экологического сознания (А.В. Гагарин).
В зарубежной литературе эколого-ориентированная деятельность также находится в центре внимания исследователей и связана с такими понятиями как «проэко-лологическое поведение» (поведение соответствующее экологическим ценностям), «ответственное экологическое поведение», «экологическое поведение». С ее разработкой связаны следующие теории: «теория аргументированного действия» (Ajzen I. and Fishbein M. [4]),
Л
Vinokurova Natalia Fedorovna, Loshchilova Anna Aleksandrovna WAYS OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED ACTIVITY ...
pedagogical sciences
«теория планового поведения» (Ajzen I. [5]), «теория ценностей-убеждений-норм (VBN)» (Stern Р. et al. [6]), комплексная модель психологии экологического поведения (Kl'ockner C. [7]), комплексная рамочная программа, призванная формировать экологические установки и «проэкологическое» поведение (Steg L.et al. [8]).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В результате анализа литературы установлены различные трактовки понятия эколого-ориентированная деятельность.
А.Д. Урсул отмечет, что эколого-ориентированная деятельность уточняет определённую часть общего содержания социальной деятельности, выражая аспект отношения общества к природе. [9].
В работах В.С. Шиловой и Д.С. Ермакова эколого-ориентированная деятельность определяется экологическим, экоцентрическим типом сознания. Она представляет собой процесс взаимодействия личности с природной средой, который проявляется в конкретных действиях и поступках, направленных на её изучение, восстановление, возобновление её природно-ресурсного потенциала, сохранение окружающей природной среды для будущих поколений (В.С. Шилова)[10].
Она призвана изменять и улучшать среду обитания; обуславливается необходимостью психологической включенностью личности в мир природы и стремлением к непрагматическому взаимодействию с ней (Д.С. Ермаков) [11].
Как процесс взаимодействия в системе «человек -общество - окружающая среда» рассматривает эколо-го-ориентированную деятельность и О.Г. Роговая. Она отмечает, что в её задачи входят сохранение и восстановление природных и культурных объектов, предотвращение и ликвидация негативных воздействий, исследование состояния окружающей среды, её оптимизация и преобразование, экодизайн ландшафтов и пр.» [12].
В исследованиях А.В. Гагарина, А.В. Иващенко эко-лого-ориентированная деятельность раскрывается «как педагогически организованное взаимодействие личности с окружающим природным миром, в процессе которого она сознательно и целенаправленно его осваивает, в силу своих возможностей воздействует на него и совершенствует себя» [13], [14].
Её особенностями является ориентированность на закрепление и усвоение экологических знаний, обогащение чувств, формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, выработка норм поведения в природе. Она способствует приобретению личного опыта непосредственного переживания единства с природой, «коллективного или индивидуального решения разнообразных эколого-ори-ентированных теоретических, практических, научных, творческих задач» [14].
В своих работах они приводят различные классификации эколого-ориентированной деятельности. Интересной, на наш взгляд, является классификация эколого-ориентированной деятельности по видовой структуре. В соответствии с данным признаком они выделяют; ценностно-ориентированную, познавательную, коммуникативную, эстетическую деятельность [14].
Как показал анализ работ А.Н. Захлебного и Е.Н. Дзятковской, особым видом эколого-ориентиро-ванной деятельности является рефлексивно-оценочная деятельность. Она ориентирована на разрешение важнейших противоречий экологического сознания современного человека, предполагая, обращение обучающихся к различным пластам экологической культуры человечества и к личному опыту культуротворчества. Рефлексивно-оценочная деятельность реализуется по трём направлениям: внешнем - в отношении последствий своих действий для окружающей среды; внутрен-
нем - в отношении самосознания, своего внутреннего мира и ценностных ориентаций; деятельностном - в отношении сотрудничетва, коммуникации, организации и управления своей деятельностью [15] .
Несмотря на значительное количество исследований, проблема организации эколого-ориентированной деятельности обучающихся содержит в себе значительный потенциал для дальнейшего развития.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является осмысление эколого-ориентированной деятельности в контексте концепций, структуры и функций экологической культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, «способности деяния и поведения в условиях неполного знания» (М.К. Мамардашвили [16]).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Представляя собой целостную систему, экологическая культура согласно исследованиям Н.Ф. Винокуровой и В.В. Николиной, включает онтологический компонент (систему знаний, экологические отношения), гносеологический компонент (экологическое мышление), аксиологический компонент (система ценностей и норм), праксиологический компонент (экологически-ответственное поведение), а также выполняет ряд разнообразных функций, обеспечивающих переход общества на путь устойчивого развития [17], [18].
В соответствии с концепциями, структурой и функциями экологической культуры нами были выделены следующие способы эколого-ориентированной деятельности:
— чувственно-познавательные способы эколого-ориентированной деятельности обеспечивают чувственное переживание отношений человека с окружающей природной средой, экологических проблем и ситуаций, способствуют формированию «миропредставления, включающего человека в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития» (Н.Н. Моисеев [19]). Наряду с чувственным познанием, осуществляется «интеллектуально-познавательный поиск знаний, наделенных личностным смыслом» (В.В. Сериков [20]), осуществляется самоидентификация личности с окружающей природной средой.
— способы нормообразования и смыслообразования направленны на поиск личностных смыслов, интерио-ризацию обучающимся экогуманистических ценностей, норм и требований, выступающих регуляторами поведения.
— проектно-прогностические способы эколого-ори-ентированной деятельности предполагают осуществление обучающимися проектирования, футуродизайна окружающей среды, принятие экологически-значимых решений, учитывающих ближне- и среднесрочные перспективы, предвидение экологических последствий.
— творческо-созидательные способы эколого-ори-ентированной деятельности ориентированы на со-творческую деятельность, основанную на экологически-ответственном отношении обучающихся к природе, принципах рационального природопользования.
— коммуникативно-конструктивные способы эко-лого-ориентированной деятельности - обеспечивает достижение диалога природы и человека, личности и общества посредством конструктивной деятельности, предполагающей поиск эффективных научных, технологических, экологических, юридических, образовательных мер рационального природопользования.
Отмеченные способы эколого-ориентированной деятельности обеспечивают усвоение обучающимися всех компонентов экологической культуры. На основе исследований А.Н. Леонтьева [20], П.Я. Гальперина [21], Г.Н. Каропа [22] определена структура эколого-ориен-тированной деятельности, которая представлена как последовательность следующих звеньев:
педагогические науки
Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна СПОСОБЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
1) мотивационно-ориентировочное звено можно образно охарактеризовать как «внутренний компас поведения», где происходит ориентировка в предстоящей деятельности, выявление ее особенностей, возникновение мотивов как осознанных побуждений к действию, формирующихся на основе потребностей, интересов, целей и являющихся их выражением. В структуре внутреннего мира субъекта происходит «преломление», интериори-зация социально-значимых ценностей, норм, требований отношений к природе.
2) организационно-операциональное звено предполагает процесс исполнения, практической реализации деятельности при помощи использования тех или иных средств и приемов на основе выработанного плана, схемы предстоящей действий;
3) рефлексивно-оценочное звено связано с самоконтролем и самооценкой результатов деятельности в соответствии с поставленной целью.
На основе изучения психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Р.С. Немов, П.М. Якобсон) установлено, что наиболее сензитивным периодом для овладения обучающимися эколого-ориентированными способами деятельности является подростковый возраст. Он характеризуется возникновением убеждений, независимых и устойчивых моральных взглядов, суждений и оценок, что способствует усвоению норм ответственного отношения к окружающей природной среде [24]. Происходит формирование личностной саморегуляции, мировоззрения, системы ценностей, самосознания, обретение духовности как особого измерения личностного бытия [25].
Представленные особенности подросткового возраста актуализируют использование коллективных форм организации экологоориентированных способов деятельности.
Как отмечают Fielding K. S. и Homsey M. J. [26] обучающиеся с большей вероятностью будут принимать проэкологические решения, если их социальная идентичность связана с группой, которая соблюдает экологические нормы. Как отмечают исследователи, работа в группе эффективна при решении сложных, комплексных проблем, требующих неоднозначного решения. Именно коллективный разум, коллективная ответственность способны отвечать на вызовы времени в современном быстро меняющимся мире [27], [28].
В коллективе создаются возможности для сотрудничества, совместной работы, в ходе которой все члены группы работают на общую цель, выполняя ту или иную задачу для её достижения. В результате подобного синергетического взаимодействия происходит более эффективное усвоение способов эколого-ориентированной деятельности, осознание своей индивидуальной и коллективной ответственности за общее дело, установление собственного тождества с другими и социальной группой, что, является необходимым условием экологического самосознания [29], [30].
Являясь неотъемлемой частью экологической культуры, экологическое самосознание выполняет регулирующую функцию, обеспечивая ответственную позицию личности в его взаимоотношениях с природной средой на уровнях долгосрочного планирования жизнедеятельности и оценки конкретного поведенческого акта (В.А. Ситаров, Л. Урекешова) [31].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, эколого-ориентированные способы деятельности обеспечивают взаимодействие обучающихся с окружающей природной средой, коллективом сверстников, а также закрепление и усвоение экологических знаний, обогащение чувств, интериоризацию ценностей и норм, и в конечном итоге становление экологической культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Моисеев Н.Н. Экология в современном мире // Экология и обра-
зование. М.: ЮНИСАМ. 1996. С. 131-160
2. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития //Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 25-40.
3. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании xxi века// Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 6.
4. Ajzen I. and Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behaviour.1980.
5. Ajzen I. From intentions to actions: A theory of planned behavior. In Action control, 1985. P.11—39. Springer.
6. Stern P. C., Dietz T., Abel T. D., Guagnano G. A., andKalof, L. A value-belief-norm theory of support for social movements: The case of envi-ronmentalism. Human ecology review, 6(2):81. 1999.
7. Kl'ockner, C. A. (2013). A comprehensive model of the psychology of environmental behaviour?a meta-analysis. Global Environmental Change, 23(5):1028-1038.
8. StegL., Perlaviciute G., VanDer Werff E., Lurvink J. (2014). The significance ofhedonic values for environmentally relevant attitudes, preferences, and actions. Environ. Behav. 46 163-192. 10.1177/0013916512454730
9. Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул // Философские науки. 1986. № 1. С.35-42.
10. Шилова В.С. Социально-экологическая устойчивость личности как научная проблема// Социально-экологические технологии. 2012. №.2.С.79-84.
11. Ермаков, Д. С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 86-91.
12. Роговая О.Г. Экологическая деятельность как сфера проявления экологической компетентности //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №57. С.36-41.
13. Гагарин A.B. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания. М: Изд-во РУДН, 2005.
14. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2006. №2 (4).
15. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Либеров А.Ю.. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных государственных стандартах второго поколения. - М. : Образование и экология, 2011.
16. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10. С.3-18.
17. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития //Образование и наука. 2016. № 5 (134). С. 25-40.
18. Винокурова Н.Ф., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология. Учебное пособие. Нижний Новгород,2002.
19. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. 192 с.
20. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М. : Логос, 2012. 448 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
22. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. унта, 1976. 151 с.
23. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. 272 с.
24. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. —М.:Просвещение,1968. — 464 с.
25. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов:2-изд-ие/Л.В. Куликов. — С.-П.: «Питер»,2009.
26. Fielding, K. S. and Hornsey, M. J. A social identity analysis of climate change and environmental attitudes and behaviors: Insights and opportunities. Frontiers in psychology, 7.2016.
27. Сырова Н. В., Чикишев В. Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Vestnik of Minin University. 2019. Том 7. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-5
28. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности у учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 149-153.
29. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 115-118.
30. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России» //География в школе. 2017. №7. С.53-60
31. Ситаров В.А., Урекешова Л. Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности // Знание. Умение. Понимание. 2014. №4.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности
Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)
13
Vinokurova Natalia Fedorovna, Loshchilova Anna Aleksandrovna pedagogical
WAYS OF ENVIRONMENTALLY-ORIENTED ACTIVITY ... sciences
школьников в культурном ландшафте» (проект 19013-00749 Код конкурса А)
Статья поступила в редакцию 30.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019