Научная статья на тему 'Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров'

Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3616
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITICAL THINKING / GAME FORMS OF LEARNING / EDUCATIONAL PROCESS / REFLECTION / SELF-REFLECTION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова М. В., Мальчукова Н. Н.

В статье проводится обзор технологий преподавания в университете, основанных на методах и средствах традиционного образования и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого человека. Рассматриваются методы обучения, современные образовательные технологии, которые включают в себя систему образования, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов. К таким технологиям можно отнести технологию развития критического мышления. Авторы на примере практического занятия показывают реализацию технологии развития критического мышления. Будущим бакалаврам необходимо прививать критически мыслить, да так, чтобы полученные навыки помогали в критических ситуациях в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова М. В., Мальчукова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ABILITY OF CRITICAL THINKING AS A CRITERION OF QUALITY FOR TEACHING FUTURE BACHELORS

The article reviews the technologies of teaching students at a university, based on methods and means of traditional education and upbringing, which correspond to the individual characteristics of each person. The methods of teaching have a lot of modern educational technologies, which include the system of education aimed at the formation of intellectual qualities of students. Such technologies include the technology of critical thinking development. The authors on the example of practical training show the implementation of the technology of development of critical thinking. Future bachelors need to instill critical thinking, so much so that the acquired skills helped in critical situations in professional activities.

Текст научной работы на тему «Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров»

4. Krajnik V.L. Suschnostnye aspekty kul'tury uchebnoj deyatel'nosti kak pedagogicheskogo fenomena. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2007; 2 (44): 27 - 35.

5. Samsonova E.A., Minchenko L.V. Transformaciya vysshego obrazovaniya v informacionnom obschestve. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017; 21 (103): 46 - 49.

6. Mitrohin E.A., Kryzhanovskaya O.O., Krivyh A.N. Kul'tura sporta studentov. Interekspo Geo-Sibir'. 2017; T. 6; № 2: 127 - 131.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

УДК 378.1

Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian

University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]

Malchukova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian

University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]

AN ABILITY OF CRITICAL THINKING AS A CRITERION OF QUALITY FOR TEACHING FUTURE BACHELORS. The article reviews the technologies of teaching students at a university, based on methods and means of traditional education and upbringing, which correspond to the individual characteristics of each person. The methods of teaching have a lot of modern educational technologies, which include the system of education aimed at the formation of intellectual qualities of students. Such technologies include the technology of critical thinking development. The authors on the example of practical training show the implementation of the technology of development of critical thinking. Future bachelors need to instill critical thinking, so much so that the acquired skills helped in critical situations in professional activities.

Key words: critical thinking, game forms of learning, educational process, reflection, self-reflection, educational technology.

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: [email protected]

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: [email protected]

СПОСОБНОСТЬ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

В статье проводится обзор технологий преподавания в университете, основанных на методах и средствах традиционного образования и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого человека. Рассматриваются методы обучения, современные образовательные технологии, которые включают в себя систему образования, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов. К таким технологиям можно отнести технологию развития критического мышления. Авторы на примере практического занятия показывают реализацию технологии развития критического мышления. Будущим бакалаврам необходимо прививать критически мыслить, да так, чтобы полученные навыки помогали в критических ситуациях в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: критическое мышление, игровые формы обучения, образовательный процесс, рефлексия, саморефлексия, образовательная технология.

На современном этапе развития от преподавателя вуза требуется не только знать свой предмет на высоком уровне, но и обладать навыками управления и развития личности студента. Сегодня в педагогической копилке у преподавателя высшей школы должны быть доступные инструментарии методов обучения. Будущий бакалавр, магистр стремится получить знания и стремится максимально использовать свои возможности на профессиональном поприще, т. е. нужно особенно уделять внимание целостной личности студента.

Традиционные методы обучения основаны на технологии объяснения, а современные методы основаны на понимании и взаимопонимании. Основное различие между традиционными и современными методами обучения - переход от объяснения к пониманию, от монолога преподавателя к диалогу между преподавателем и студентом как равноправной личности, которую необходимо поднять до уровня знания преподавателя и зажечь в нем желание познать больше, чем ему преподнесли в вузе. Главная задача преподавателя в современной теории обучения - не обучаться дисциплине, а общаться на основе взаимопонимания педагога и студента. Творчество, поиск исследований - вот основные понятия, которые должны лежать в основе каждой лекции, или практического занятия. На этапе обучения в университете интеллектуальные способности студентов требуют дальнейшего развития и совершенствования. Таким образом, студента нужно научить справляться с профессиональными задачами и жизненными проблемами. Технологии преподавания студентов в университете основаны на методах и средствах традиционного образования и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого человека.

В образовательном пространстве большую роль играю великие педагоги 20 века, такие как Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци,

Д. Локком, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и др. Среди ученых 21 века внесших большой вклад российское образование, можно назвать В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Б.Г. Матюнина, B.C. Кукушина, Г.К. Селевко и др. В основе современных педагогических технологий лежат теория психодинамики, психология, кибернетика. Они систематически и последовательно претворяют в жизнь заранее разработанный педагогический процесс [1]. В настоящее время все больше педагогов и психологов обращаются к идеям формирования критического мышления. Но для этого необходимо на научно-методической основе переосмыслить структуру и содержание дидактики обучения, педагогических технологий, содержания научно-методического сопровождения образовательного процесса и всех других аспектов подготовки студентов [2].

Разнообразные технические средства обучения помогают разнообразить процесс обучения в Вузе. Современные педагогические методы преподавания в вузе фокусируются на активизации всего образовательного процесса посредством игровой деятельности.

С точки зрения теории обучения, игровая деятельность, это форма образовательной деятельности, которая имитирует определенные практические ситуации и имеет двусторонний характер: с одной стороны, игрок выполняет реальные действия, с другой - ряд аспектов этой деятельности является условным, что позволяет отвлечь от реальной ситуации с её ответственностью и нормативными обстоятельствами. Игра трактуется как любая деятельность приносящая удовольствие. Игровые формы повышают эффективность обучения, но игра не является ведущим видом деятельности, она помогает развить мышление и креативность у обучающихся, тем самым помогая им найти неординарные решения сложных на первый взгляд, но очень простых задач.

Таким образом, проблемное обучение - это процесс, в котором преподаватель создает множество проблемных ситуаций и организует деятельность студентов для решения ситуационных проблем обучения, что обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности студентов с усвоением готовых научных рекомендаций.

Методы обучения имеют множество современных образовательных технологий, которые не менее эффективны и хорошо зарекомендованы в теории обучения. Эти технологии включают в себя систему образования, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов. К таким технологиям можно отнести технологию развития критического мышления.

Дайана Халперн современный американский педагог и психолог определяет: «Критическое мышление - это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [3].

Технология развития критического мышления требует взаимодействия педагога и обучающего, причем педагог должен владеть педагогическими средствами, иметь представления о правильности выбора форм и методов организации обучения. Одним из первоочередных условий успешности внедрения технологии развития критического мышления в процесс обучения является подготовка преподавательского состава высшего учебного заведения. А именно: использование инновационных методов при работе с обучающимися, повышение раз в два года уровень квалификации, использование личного и педагогического опыта, знакомство с современными достижениями педагогической и психологической наук. Преподаватель в первую очередь обязан сам обладать умением критически мыслить, а только потом обучить этому своих студентов. Передача знаний и опыта происходит от преподавателя к студенту по схеме студент - преподаватель, преподаватель - студент, студент - студент через познавательную деятельность.

Основной целью формирования критического мышления является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, научных и практических проблем. Базовая модель технологии критического мышления («вызов -реализация - рефлексия») задает не только определенную логику построения учебного занятия, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Принципиальное достоинство этой технологии в том, что она может действовать в реально существующем педагогическом разрыве [4].

Привить навыки критически мыслить мы внедряли в рамках практических занятий у студентов первого курса ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья. Целью наших занятий стало уточнение основных компонентов содержания обучения студентов критическому мышлению, а также разработка педагогической модели реализации данного содержания в рамках отдельно взятого учебного курса.

Одно из практических занятий по теме «Основные элементарные функции, их свойства и графики» было проведено в виде математической игры - Метод «Мозаика».

Цель занятия: помочь студентам получить больше информации по разделу «Элементарные функции», повысить интерес к исследованию свойств элементарных функций.

Задача занятия: проанализировать и отработать навык применения основных свойств элементарных функций: четность (нечетность), периодичность (непериодичность), промежутки возрастания и убывания и форм графиков элементарных функций.

Подготовительный этап. Преподаватель подготавливает необходимую информацию для каждой экспертной группы: указывая конкретные страницы из учебника: Минорский В.П. Сборник задач по высшей математике: Учебное пособие для втузов. - 15-е изд. - М.: Издательство Физико-математической литературы, 2010. - 336 с.; подбирает задания из сборника за-

Библиографический список

дач: Данко П.Е., Попов А.Г. Высшая математика в упражнениях и задачах в 2-х частях: учебное пособие для вузов / П.Е. Данко, А.Г. Попов - 5-е изд., исправленные. М.: Высшая школа, 2003. -304 с.; изготавливает таблички разного цвета с именами для распределения студентов по группам.

Задания к игре:

1. Повторить школьный материал по элементарным функциям.

2. Принести линейку, карандаш и лист А4.

Вступление (10 мин). Объявляются цели и задачи игры, формируются группы по 2 - 6 человек.

Основная часть (70 мин). В основу занятия положена работа в малых группах - метод Мозаики. Каждый студент будет входить в две группы - «основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами, например, от 1 до 5. Каждая группа состоит из 6 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой элементарной функции обозначают цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов.

После того, как члены «основной» группы познакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, эксперты расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи, и группа экспертов определяет, чему каждый из «экспертов» научит свою «основную» группу. Затем «эксперты» возвращаются в свои "основные группы" и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом, происходит обмен информацией между студентами, а преподаватель выступает в качестве консультанта, помощника «экспертным» группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения.

Выводы (рефлексия) (10 мин). Преподаватель подводит итоги работы экспертов и основных групп по следующим критериям:

1) контрольный тест;

2) активность и организованность групп;

3) доступность изложения информации экспертом.

Выставляются баллы за работу на занятии.

Выводы: Преподаватель анализирует действия каждого студента, оценивая его знания предмета, активность студента в ответах и саму группы в духе сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу, что критически мыслить могут все, но не всегда обучающиеся могут применять этот метод, так как у них не развита саморефлексия. Будущим бакалаврам необходимо прививать умение критически мыслить, чтобы полученные навыки помогали в критических ситуациях в профессиональной деятельности. Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала, и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию [5].

Для успешности технологии развития критического мышления важно понимать, что процесс обучения должен включать в себя производственные и образовательные ситуации, которые обладают значительной степенью неопределённости, заставляющие обучающегося критически мыслить, и тем самым запускать процессы рефлексии и саморазвития, так как социально-экономические и культурные преобразования в России в последнее время привели к совершенно новым тенденциям в отношении молодёжи к собственной карьере [6]. Умение студентов пользоваться своими навыками критического мышления помогает им как в становлении как личности, так и в карьерном росте в эпоху робототехники.

1. Азитова Г.Ш. Современные технологии обучения студентов в вузе. Молодой учёный. 2015; 12.1: 5 - 7.

2. Вьюгина С.В. Критическое мышление - способ развития интеллектуального потенциала студентов. Вестник Казанского технологического университета. 2011; 23: 287 - 292.

3. Rashodova L.A. Developing critical thinking in students with the use of probem solving technique. Youth science forum: Humanities: electr. collection of articles on materials of the XIXstud. Intern, correspondence.-pract. Conf M.: MCNO, 2014. No. 12 (18).

4. Мельникова Е.П. Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалистов. Среднее профессиональное образование. 2009; 4: 63 - 66.

5. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродовольственная политика России. 2017; 9 (69): 104 - 108.

6. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; 38 (N° 40): 17.

References

1. Azitova G.Sh. Sovremennye tehnologii obucheniya studentov v vuze. Molodoj uchenyj. 2015; 12.1: 5 - 7.

2. V'yugina S.V. Kriticheskoe myshlenie - sposob razvitiya intellektual'nogo potenciala studentov. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; 23: 287 - 292.

3. Rashodova L.A. Developing critical thinking in students with the use of probem solving technique. Youth science forum: Humanities: electr. collection of articles on materials of the XlXstud. Intern, correspondence.-pract. Conf M.: MCNO, 2014. No. 12 (18).

4. Mel'nikova E.P. Sposobnost' k kriticheskomu myshleniyu kak kriterij kachestva podgotovki specialistov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 4: 63 - 66.

5. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 9 (69): 104 - 108.

6. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; 38 (N° 40): 17.

Статья поступила в редакцию 10.07.18

УДК 378

Senyukova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: [email protected]

Timofeeva N.A., senior lecturer, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: [email protected]

Bolshakova N.V., teaching assistant, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: [email protected]

THE FEATURES OF TRAINING OF FOREIGN STUDENTS WHO WILL BE EXPERTS IN THE SOCIOCULTURAL SPHERE IN THE PROCESS OF CROSS-CULTURAL INTERACTION. In this article, the realization of a process of cross-cultural interaction at which experts often face a number of difficulties is considered. These difficulties concern the understanding of how a "foreign" educational system is organized, how this system is included into the cultural context, as far as it is "adapted" to conditions of other cultures, etc. the work shows that it is necessary to teach foreign students to understand and to accept sociocultural specifics of representatives of another culture, remembering at the same time that all cultures are equivalent, and each representative of this or that ethnos has a right to its own point of view.

Key words: cross-cultural interaction, cross-cultural communication, tolerance, competence-based approach, culturo-logical approach.

О.В. Сенюкова, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород,

E-mail: [email protected]

Н.А. Тимофеева, доц., Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород,

E-mail: [email protected]

Н.В. Большакова, ассистент, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород,

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматривается реализация процесса межкультурного взаимодействия, при котором специалисты часто сталкиваются с рядом трудностей, касающихся понимания того, как организована «чужая» образовательная система, как она включена в свой культурный контекст, насколько она «адаптирована» к условиям других культур и т. д. Из этого следует, что необходимо научить иностранных учащихся-будущих специалистов различных сфер деятельности понимать и принимать социокультурную специфику представителей иных культур, помня при этом, что все культуры равноценны, и каждый представитель того или иного этноса имеет право на свою точку зрения, какой бы отличной от иной она ни была.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, межкультурное общение, толерантность, компетентностный подход, культурологический подход.

Cross-cultural contacts took place at all times, but today more than ever they have global and mass character. Expansion of the cross-cultural contacts has caused the need for the experts of various profile. These specialists should own knowledge and skills of cross-cultural interaction that assumes mastering of sociopsycholog-ical and culturological knowledge of this or that ethnos. It allows to create wide format of cross-cultural communication, to form perspective readiness for productive cross-cultural interaction which differs in the reasonable behavior corresponding to communication process in mutual understanding, ability to perceive and accept sociocultur-al features of partners in communication at the solution of practical tasks.

However, it should be noted that at the realization of the process of cross-cultural interaction experts often face number of the difficulties concerning understanding of how "someone else's" educational system is organized, how this system is included in the cultural context and as far as it "is adapted" to conditions of other cultures, etc. It follows from this that it is necessary to teach foreign students to understand and to accept sociocultural specifics of representatives of the other cultures, remembering at the same time that all cultures are equivalent, and each representative of this or

that ethnos has the right to the point of view what other than own it would not be.

In our opinion, the special importance when forming experience of cross-cultural interaction at foreign students of higher education institutions of culture and arts, is gained by such qualities as:

1) the empathy - it is the ability to put itself to the place of another person, ability of the person to any emotional responsiveness on experiences of the others. The empathy promotes harmonization of the interpersonal relations, does behavior of the person socially caused;

2) ability of future expert to tolerant behavior which depends on possession of the personality of empathy. That means that future expert needs interaction with another person, and also understanding of another person at initially positive emotional attitude towards him.

K. Mur considers that the reason of the tolerant person is open for continuous interaction of various ideas, for the enrichment proceeding from variety of experience. Only at mutual tolerance, when understanding that fact that other person deserves to be heard, there can be opening of the truth or, at least, approach to it, but not kindling of passions. Tolerance assumes that all people are equal even if they have not similar views.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.