9. Романов В.М. Мастерство в современном боксе/ В.М. Романов// Еж. «Бокс». - М.: ФиС, 1973. - С. 13 - 14.
10.Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях/ В.М. Романов. - М.: ФиС, 1979. - 10,08 п.л.: ил.
11.Таймазов В. А. Индивидуальный подход к технико-тактической подготовке боксеров с учетом их спортивно-важных качеств/ Дис.... канд. пед. наук. - Л., 1981. - 198 с.
12.Таймазов В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений/ Дис.... докт. пед. наук., СПб, 1997. - 311 с.
13.Таймазов В.А. Основы обучения бою на средней дистанции/ В.А. Таймазов - СПб: ТОО «Шатон», 1997. - 7,0 п.л.
14.Таймазов В.А., Ширяев А.Г. и др. Принцип индивидуализации в работе с квалифицированными боксерами/Метод. разработки. - Л.: ВДКИФК, 1986. - 31 с.
15. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подго-товка/В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2000. - 25,11 п.л.: ил. КВК 5-85840306-9.
16.Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования/ В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2001. - 25 п.л.: ил. 18ВК 5-85840311-5.
17.Филимонов В.И. Теория и методика бокса /В.И. Филимонов. - М.: «Инсан», 2006. - 36,5 п.л.: ил. 18ВК 5-85840-337-9.
18.Ширяев А.Г. Педагогические основы организации и содержания многолетней подготовки спортсмена (на примере бокса) / Дис.... докт. пед. наук., СПб, 1992. - С.425 : ил., прил.
19.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику /А.Г. Ширяев. - СПб: АНО НПО «Мир и семья», ООО «Интерлайн», 2000. - 190с., ил. ISBN 5-9212-00352.
20.Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику /А.Г. Ширяев. - СПб: Изд. «Шатон», 2002. - 190с., ил. ISBN 5-94988-001-3.
21.Ширяев А.Г., Проблематика тактики соревновательной деятельности
в спорте/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин //Мат. итог. науч.-
практ. конф. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2006. - С. 28.
22.Ширяев А.Г. Основы методики тактической подготовки современного боксера/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин //Мат. итог. науч.-практ. конф. СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2006. - С. 28.
23.Ширяев А.Г. К методике тактической «переподготовки» квалифицированного боксера/ А.Г. Ширяев, Е.М. Макаренко, А.И. Малетин, В.А. Под-чищалов //Физическая культура студентов: мат. 55-й межвуз науч.-мет. конф./ СПб: ИЦ ГМТУ, 2006. - С. 157-158. ISBN 5-88303-376-8.
СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ПРИКЛАДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ- БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов
Коренные изменения в жизни российского общества в последние десятилетия отразились и на состоянии воспитания студенческой молодежи. В
процессе реформирования высшего профессионального образования традиционная система воспитания студентов и ее организационно-педагогические основы подверглись выраженной деформации. Фактически были утрачены эффективные рычаги управления воспитательным воздействием на студентов. Наиболее остро эта проблема стоит перед системой воспитания студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса. Согласно руководящих документов, основная цель данной системы - «целенаправленная подготовка надежных защитников Отечества, обладающих необходимым уровнем готовности для успешной реализации функций его защиты в основных сферах социально-значимой деятельности, особенно в воинской, связанных с обеспечением безопасности нашей Родины».
Анализ литературных источников свидетельствует, что одним из эффективных средств воспитательного воздействия на личность военнослужащего является целенаправленное использование широких возможностей физической культуры и спорта.
Вместе с тем, в системе военно-профессионального воспитания студентов - будущих офицеров запаса пока еще недостаточно активно используются эти возможности и, прежде всего, спортивные единоборства и прикладные физические упражнения.
В связи с этим, цель настоящего исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогического воздействия занятий спортивными единоборствами и прикладными физическими упражнениями на военно-профессиональное воспитание студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
Организация и проведение сравнительного педагогического эксперимента осуществлялась на базе Санкт-Петербургского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по военноучетным специальностям: «Боевое применение подразделений артиллерийской оптической разведки» (96 человек) и «Боевое применение подразделений и частей самоходной полковой и дивизионной артиллерии» (94 человека).
Педагогической коррекции подвергались: организация, содержание и методика проведения всех форм физической подготовки.
В пределах сложившегося соотношения времени, отводимого на физическое совершенствование студентов, создание предпосылок для успешного развития у них военно-профессиональных личностных качеств определялось:
- На учебных занятиях - увеличением в оптимальных пределах удельного веса времени, выделяемого на спортивные единоборства (бокс, борьба, рукопашный бой), а также выполнением прикладных физических упражнений в других разделах дисциплины «Физическая подготовка» за счет рационального построения комплексных занятий, включения в содержание учебных программ по физической подготовке военно-спортивных игр и прикладных упражнений, выполняемых в составе мелких подразделений или групп. Особое внимание уделялось привитию студентам экспериментальных групп методикопрактических навыков в организации и проведении занятий по различных разделам физической подготовки, формированию у них уверенности в управлении и руководстве людьми, личной примерности в выполнении физических упражнений, психологической устойчивости и уверенности в своих силах.
- В спортивно-массовой работе - привлечением каждого студента к уча-
стию в учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях; увеличением доли спортивных мероприятий прикладного характера в составе учебных подразделений и спортивных команд; использованием методических приемов по стимуляции занимающихся к оказанию взаимопомощи своим партнерам по команде в достижении высоких спортивных результатов; включением в план спортивных мероприятий военно-спортивных единоборств и прикладных упражнений с элементами оперативно-тактической подготовки, обеспечивающих высокое нервно-психическое и физическое напряжение у студентов, формирование у них волевых качеств, навыков управления людьми, способности к принятию решений в сложной обстановке, оказанию взаимопомощи и других лидерских качеств, необходимых будущему офицеру Вооруженных Сил России.
- На учебных сборах и полевых выходах в ходе утренней физической зарядки - проведением регулярного тренинга старшекурсников по руководству студентами младших курсов. При этом особое внимание уделялось качеству проведения различных форм утренней физической зарядки, личной примерности в выполнении физических упражнений, умению управлять людьми и добиваться выполнения соответствующих команд и распоряжений.
- В процессе попутной физической тренировки - созданием педагогических ситуаций, в ходе которых осуществлялась смена лидерских ролей студентами в зависимости от постановки ситуативных военно-групповых задач.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы социальнопедагогические задачи, решение которых в ходе различных форм физической подготовки обеспечивало создание условий для проявления и воспитания профессионально важных личностных качеств у испытуемых. Эти задачи по своему содержанию и направленности дополняли основные и специальные задачи физической подготовки обучаемых и в своей совокупности расширяли социально-педагогический потенциал воздействия физических упражнений на военно-профессиональное воспитание студентов, обучавшихся по программам подготовки офицеров запаса.
Учитывая, что педагогический эксперимент осуществлялся на выпускных курсах, направленность задач была ориентирована на достаточно высокий уровень развития студенческих коллективов. Соответственно, для их решения подбирались адекватные средства и методы, которые и составили основное содержание комплексной методики развития профессионально важных личностных качеств у студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса.
Данная методика отличалась от общепринятой тем, что в ней организация занимающихся и проведение с ними различных форм физической подготовки носили выраженную воспитательно-методическую направленность, способствующую проявлению и развитию профессионально важных личностных качеств у будущих офицеров запаса.
Важнейшей отличительной особенностью в организации и проведении педагогического эксперимента явилось включение в содержание экспериментальной программы комплексных военно-спортивных единоборств и прикладных упражнений, в процессе которых каждый из испытуемых последовательно включался в решение тех или иных ролевых задач, направленных на достижение общего успеха.
В содержание таких комплексных военно-спортивных единоборств и прикладных упражнений включались, как правило, последовательно выполняемые задания: ускоренное передвижение на 2-3 км; преодоление естественных препятствий; приемы рукопашного боя; стрельба из личного оружия; выполнение групповых физических упражнений.
При подготовке к проведению комплексных военно-спортивных единоборств и прикладных упражнений соревновательным методом каждый из испытуемых, кроме участия в выполнении общей задачи, получал индивидуальное задание, за решение которого он нес персональную ответственность.
Оценивая полученные результаты, можно с уверенностью утверждать о достигнутом педагогическом эффекте, который проявился в повышении показателей физического состояния студентов экспериментального курса до уровня отличных и хороших оценок. При этом не было ни одного случая перетре-нированности организма занимающихся и освобождения их от занятий по состоянию здоровья.
Важнейшим критерием эффективности экспериментального воздействия на студентов являлись показатели их военно-профессионального обучения. В качестве таких показателей были использованы результаты успеваемости студентов контрольного и экспериментального курсов по дисциплинам учебной программы офицеров запаса.
Анализ полученных результатов позволяет дать объективную сравнительную оценку качеству профессионального обучения студентов экспериментального и контрольного курсов. Наиболее выраженные различия наблюдаются в показателях успеваемости испытуемых по общевоенной и военноспециальной подготовке. Данное обстоятельство, очевидно, следует объяснить характером взаимосвязей физической подготовленности и профессиональной работоспособности студентов по данным дисциплинам, проявившимся в так называемом положительном переносе тренированности.
Аналогичные по характеру, но более выраженные по значению различия установлены между испытуемыми по показателям развития у них команднометодических навыков (таблица 1).
Таблица 1
Изменение показателей развития командно-методических умений и навыков у студентов контрольной и экспериментальной групп за опытный период (данные представлены в 5-балльной шкале)
Командно-методические навыки Группы испы- туемых Средние результаты р
х1±т1 х2+т2
Подача строевых команд К 3,8+0,02 4,1+0,03 0,05
Э 3,7+0,04 4,4+0,02 0,01
Умение управлять людьми на месте и в движении К 3,6+0,04 4,2+0,03 0,01
Э 3,7+0,03 4,5+0,04 0,01
Умение провести обучение выполнению физических упражнений, приемов и действий К 3,4+0,05 4,0+0,03 0,01
Э 3,5+0,04 4,3+0,02 0,01
Умение организовать и провести утреннюю физическую зарядку К 3,6+0,04 4,1+0,03 0,01
Э 3,8+0,05 4,3+0,02 0,01
Умение обеспечить страховку и оказание помощи К 3,9+0,05 4,2+0,03 0,05
при выполнении физических упражнений, приемов и действий Э 4,0±0,04 4,4±0,02 0,01
Умение организовать физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности К 3,6±0,04 3,9±0,03 0,05
Э 3,7±0,03 4,4±0,02 0,01
Способность принимать правильные решения в напряженных условиях и нести за них ответственность К 3,4±0,05 3,8±0,04 0,01
Э 3,3±0,06 4,2±0,03 0,01
Умение организовать и провести тренировочное занятие по избранному виду спорта К 4,0±0,04 4,2±0,02 0,05
Э 3,9±0,03 4,5±0,02 0,01
Приведенные сравнительные данные эффективности экспериментальной программы необходимо рассматривать на фоне ее воздействия на развитие военно-профессиональных личностных качеств у будущих офицеров запаса, поскольку степень данного воздействия и характеризует научно-теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. В таблице 2 представлены показатели развития личностных качеств, наиболее значимых для профессиональной деятельности будущих офицеров запаса.
Как видно из таблицы, в экспериментальном курсе произошли достоверные положительные сдвиги по всем изучаемым качествам. При этом наибольшего значения они достигли в уровне развития таких качеств, как: способность к межличностному и военно-профессиональному взаимодействию; уверенность в своих силах; настойчивость в достижении поставленной цели; смелость и решительность. Очевидно, что целенаправленное использование военно-спортивных единоборств и прикладных физических упражнений в большей степени влияет на развитие именно данных качеств.
Таблица 2
Изменение показателей развития профессионально значимых личностных качеств у студентов контрольной и экспериментальной групп за опытный период (данные представлены в 9-балльной шкале)
Наименование личностных качеств Группы испы- туемых Средние значения показателей (балл) р
х1±т1 х2±т2
Способность к межличностному и военнопрофессиональному взаимодействию К 7,4±0,04 7,5±0,03 0,05
Э 7,2±0,05 7,8±0,02 0,01
Умение принимать решения в сложной обстановке и нести за них ответственность К 7,0±0,03 7,1±0,03 0,05
Э 7,0±0,04 7,5±0,02 0,01
Настойчивость и решительность в достижении поставленной цели, психологическая устойчивость К 7,1±0,08 7,6±0,06 0,01
Э 7,0±0,06 8,0±0,04 0,01
Военно-профессиональная подготовленность и работоспособность К 6,4±0,05 7,0±0,03 0,01
Э 6,4±0,04 8,3±0,04 0,01
Высокий личностный статус и социальная активность К 6,8±0,03 7,4±0,02 0,01
Э 6,7±0,04 8,3±0,03 0,01
Выдержка и самообладание К 7,2±0,03 7,4±0,02 0,01
Э 7,1±0,04 8,0±0,03 0,01
Уверенность в своих силах К 7,9±0,04 8,2±0,03 0,01
Э 7,8±0,02 8,4±0,02 0,01
Дисциплинированность и исполнительность, К 7,4±0,03 7,8±0,01 -
личная примерность Э 7,3±0,02 7,9±0,04 -
Высокий уровень развития физических качеств и прикладных двигательных навыков К 8,2±0,04 8,3±0,03 -
Э 8,2±0,05 8,6±0,02 0,05
Честность и справедливость, коллективизм, войсковое товарищество К 6,7±0,04 6,8±0,03 -
Э 6,6±0,03 7,3±0,02 -
Смелость, нормативная агрессивность К 7,6±0,05 8,1±0,04 0,01
Э 7,6±0,04 8,5±0,03 0,01
В целом, подводя итоги экспериментального исследования, можно с уверенностью утверждать о существенном положительном воздействии военно-спортивных единоборств и прикладных физических упражнений в целях военно-профессионального воспитания студентов, обучавшихся по программам подготовки офицеров запаса.
Педагогический эффект предложенной методики выразился в ее комплексном педагогическом воздействии на развитие нескольких групп показателей, включая показатели военно-профессионального обучения, функционального состояния, физической подготовленности и личностных качеств у будущих офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.
Дополнительным подтверждением эффективности военно-
профессионального воспитания студентов с использованием спортивных единоборств и прикладных физических упражнений явились результаты сравнительного анализа отзывов, поступивших на выпускников военного факультета СПбГУ, принимавших участие в педагогическом эксперименте. По большинству показателей, характеризующих уровень развития профессионально значимых личностных качеств выпускников, проявляемых в воинской деятельности, в лучшую сторону выделялись молодые офицеры, успешно освоившие экспериментальную программу и занимавшиеся преимущественно военноприкладными упражнениями, многоборьями и различного рода единоборствами. Данная категория военных специалистов достоверно отличалась от остальных выпускников, прежде всего, уровнем развития навыков межличностного и военно-профессионального взаимодействия, социальной активности, волевыми качествами, исполнительностью, умением принимать решения в сложной обстановке и нести за них ответственность, высокой профессиональной работоспособностью и физической выносливостью. Все это в сочетании с приобретенными командно-методическими умениями и навыками, как правило, позволяло молодым офицерам из числа бывших студентов иметь деловой авторитет и высокий личностный статус в воинских коллективах.