О.И. Селиванов, ст. преподаватель, кафедра физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, Россия, Sabomnim@yandex.ru
СПОРТИВНО-БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
Спортивно-боевые единоборства (СБЕ) рассматриваются как феномен современной культуры, сочетание культурной традиции и культурной новации, которое создает условия для личностного самосовершенствования и гармонизации человека с миром. Предмет и задача статьи заключаются в том, чтобы выявить социокультурные формы, в которых проявляются смыслообразующие концепты спортивно-боевых единоборств, проанализировать их универсальное и вариативное смысловое наполнение. В аспекте теории и истории культуры эта проблема предстает как проблема соотношения традиции и новации. Важнейшим методологическим ориентиром служит традиция феноменологии культуры. Спортивно-боевые единоборства исследованы через призму разнообразных проявлений культуры, посредством которых в ней сохраняются ключевые смыслы единоборства и боевого искусства, преобразованные под влиянием современной социокультурной ситуации. Показано, что спортивно-боевые единоборства сохраняют традиции боевых искусств в основном целеполагании: и для традиционных боевых искусств, и для современных спортивно-боевых единоборств целью и высшим смыслом является идеал психофизического самосовершенствования личности. Но очевидно, что СБЕ в значительно меньшей степени, нежели боевые воинские искусства, сохраняют эстетические концепты любования природой, сберегая при этом традиции внешнего оформления поединка — через ритуалы поведения, одежду и т. п., — в которых актуализируется этическое содержание традиции.
Ключевые слова: спортивно-боевые единоборства, боевые искусства, современная культура, традиции и инновации, культура Востока, культура Запада, психофизическое самосовершенствование личности, «школа» и «двор», роль учителя, эстетика поединка.
При исследовании спортивно-боевых единоборств (СБЕ) как феномена современной культуры необходимо обратиться к тем разнообразным ее проявлениям, посредством которых в обществе сохраняются ключевые смыслы единоборства и боевого искусства, преобразованные под влиянием современной социокультурной ситуации. Задача заключается в том, чтобы выявить те формы, в которых проявляются названные смысловые концепты, проанализировать и понять как их универсальное, так и вариативное смысловое наполнение. В на-
учном аспекте эта тематика предстает как проблема соотношения традиции и новации.
Традиции — один из основополагающих аспектов нормального культурного развития. Они присущи всем социокультурным системам и являются необходимым условием их существования. Можно сказать, что многообразие мировых культур обусловлено многообразием существующих культурных традиций.
Культура любой эпохи обладает целостностью, в поддержании которой суще-
ственную роль играют ее традиции. Но сама по себе культура неоднородна. Внутри культурной целостности с присущими ей традициями могут появляться относительно независимые образования, = которым свойственен собственный ценностный строй, обычаи, нормы, ритуалы, — субкультуры.
Субкультура внутри культуры в значительной степени автономна, она не претендует на то, чтобы занять место господствующей общекуль- : турной традиции, но при этом дистанцируется от общепринятой системы ценностей и норм. Можно говорить о существовании в субкультурах особых кодексов — правил поведения и моральных норм. Очевидно, что вокруг разных видов современных спортивно-боевых единоборств сложились собственные субкультуры, которые благодаря общей мировоззренческой установке можно рассматривать также как относительно целостную субкультуру адептов СБЕ со свойственными ей традициями личностного развития.
Система традиций отражает целостность и устойчивость системы культуры, грубое вмешательство в нее может нарушить важные культурные механизмы. Традиции — своего рода «коллективная память» общества и социальных групп, обеспечивающая самотождественность и преемственность в процессе развития культуры. Социальные группы и поколения могут принимать одни формы традиции, оценивая их как позитивные, но отвергать другие, считая их негативными. В этом отношении оказывается, что спортивно-боевые единоборства сохраняют традиции боевых искусств в основном целе-полагании: и для тради- :
ционных боевых искусств, и для современных спортивно-боевых единоборств целью и высшим смыслом является идеал психофизического самосовершенствования лич-
Спортивно-боевые единоборства сохраняют традиции боевых искусств в основном целеполагании: и для традиционных боевых искусств, и для современных спортивно-боевых единоборств целью и высшим смыслом является идеал психофизического самосовершенствования личности.
С одной стороны, научно-технический прогресс помог повысить уровень жизни и уровень культуры человечества, но, с другой стороны, он же поставил человечество на грань экологического кризиса. В связи с этим особо актуальными становятся идеи стабильности и устойчивого развития.
ности. Но очевидно, что СБЕ в значительно меньшей степени, нежели боевые воинские искусства, сохраняют эстетические концепты любования природой, вероятно, потому, что возможностей для этого в современном глобальном мире стало существенно меньше. Однако СБЕ сберегают традиции внешнего оформления поединка — через ритуалы поведения, одежду и т. п., — в которых актуализируется этическое = содержание традиции. Представляется, что морально-нравственные принципы — в сравнении с их традиционными смыслами в боевых искусствах — в СБЕ также преобразуются в соответствии с новыми культурными влияниями, но сохраняют при этом некоторые универсальные элементы. Этот процесс связан с взаимодействием этики традиционных религиозно-философских систем Востока и гуманистической этики западной цивилизации. Так, в частности, традиционная проблема идеала ненасилия обогащается в СБЕ благодаря влиянию иного, нежели в восточной традиции, понимания ценности индивидуальной жизни, основанного на традиции ав-раамических религий.
Изучая развитие СБЕ, мы отчетливо видим, как в этом процессе взаимодействуют традиция и инновация. Многообразие культур в значительной степени обусловлено многообразием культурных традиций, но в современном мире возможности заимствования и обмена культурным наследием различных традиций значительно расширились благодаря новейшим средствам массовой коммуникации. Иногда складывается пара-= доксальная ситуация — те элементы культурного наследия, которые были заимствованы, затем традиционализи-руются и могут стать органической частью собственной культурной традиции.
В отношении боевых искусств эти процессы можно проиллюстрировать историей освоения китайской культурой буддийского мировоззрения, ставшего, в синтезе с даосизмом и конфуцианством, органической частью философии воинских традиций. Применительно к спортивно-боевым единоборствам ярким примером традициона-лизации инноваций служит история освоения каратэ, которое возникает как традиция боевых искусств Окинавы, выработанная в соответствии с китайскими воинскими традициями, но сегодня воспринимается обычно как японская традиция, хотя в Японию каратэ приходит только в XIX веке, а по другим странам распространяется лишь в XX веке.
Но поскольку культура не может существовать не обновляясь, в ней противоположно и одновременно с традицией существует новация. Новация — от лат. no-vatio (обновление, изменение) — это путь обновления и развития культуры. Единство традиции и новации является универсальной характеристикой любой культуры, сохраняющей устойчивость благодаря традиции, и изменяющейся благодаря новации. В некотором смысле традиция и новация представляют такое же единство противоположностей, как инь и ян в древнекитайской философии.
Поскольку субъектом творческой деятельности в культуре является человек, особую роль приобретает стремление к совершенствованию личности, характерное для СБЕ. Очевидно, что для культуры продуктивно не любое новаторство и принцип новизны ради новизны не всегда творчески оправдан, не всегда несет подлинное творческое инновационное содержание, а напротив, зачастую становится всего лишь пустой формой, «крив-лянием». Создать подлинную новую культурную ценность — значит совершить нечто общезначимое, нечто, что выдерживает проверку временем, будь это научное открытие, произведение искусства, или, как в СБЕ, практики психофизической культуры.
Характеристика соотношения традиции и новации позволяет считать культуры и субкультуры либо традиционными, либо современными. В традиционных первенство принадлежит традиции, творчество не востребовано, каноны воспроизводятся в первозданном виде, отклонения от него не одобряются. Если появляются изменения, то они не являют собой сознательное творчество, а оказываются случайным результатом традиционного действия.
Соответственно, в современном типе культуры и субкультуры творчество принимается как сознательный созидательный акт. Обновление и новаторство признаются ценными, имя автора любой новации известно, а повторы и имитации оцениваются невысоко. Гонка за новизной, которая так характерна для современной культуры западного типа, оценивается двойственно. С одной стороны, научно-технический прогресс помог повысить уровень жизни и уровень культуры человечества, но, с другой стороны, он же поставил человечество на грань экологического кризиса. В связи с этим особо актуальными становятся идеи стабильности и устойчивого развития.
Если с этих позиций оценивать современные спортивно-боевые единоборства, то становится ясно, что они в своей нынешней форме представляют сложный синтез традиции и новации и могут считаться примером гармоничного сочетания той и другой, что позволяет СБЕ развиваться устойчиво. Субкультуры адептов СБЕ, с одной стороны, сохраняют традицию боевых искусств, что способствует их стабильности и устойчивости, но, с другой стороны, преобразуют этические, эстетические, экологические смыслы, изначально заложенные в боевых искусствах, что обеспечивает развитие. В этом отношении показательна история освоения дальневосточных боевых искусств российской культурой и формирование собственно спортивно-боевых единоборств.
Основная и главная форма — обучение боевым искусствам и единоборствам в кру-
Исходная форма передачи сути, ключевых концептов боевых искусств и спортивных единоборств сохраняется в традиции обучения, но сегодня на место «школ» и «дворов» боевых искусств пришли новые организации, в том числе спортивные секции и тематические виртуальные объединения.
гу единомышленников с помощью специалиста (мастера, инструктора). Это своего рода современный вариант существования такого древнего феномена, как школы боевых искусств, внутри которых формировались их разновидности и стили.
Как указывает С. Г. Гагонин, в культурной традиции именно школы были основным местом, где передавалось учение боевых искусств, причем понятие «школа» имело в первую очередь духовный смысл. Система школ появилась в 13 веке, когда боевые искусства были осознаны как духовно ценное явление. Многие школы древности имитировали буддийские общины или даосские секты, закрываясь от внешних влияний. На формирование школ в ушу также сильно повлияла клановая структура традиционной китайской семьи. Созданию школ предшествовали народные общества ушу, имевшие массовый характер. Считается, что именно школы придавали технике боя внутренние смыслы и глубокое культурное содержание — боевые искусства становились стилями, обретали историю, легенды и ритуалы. Школы имели свои методики «внутренней тренировки», медитационные упражнения. «Именно в школах шла истинная передача ушу, так как лишь их структура и внутренний климат позволяли в полной мере не только сохранять знания в концентрированном виде, но и беречь дух традиции ушу. Характер школы исключал приход в нее случайных людей, и большинство ее членов своим основным занятием в жизни считали практику ушу»1.
Это значит, что для них была существенной мотивация личностного совершенствования, а не только практическое применение технических приемов. В этом отношении противоположностью школ стали так называемые «дворы боевых искусств», которые позволяли осваивать ушу на внешнем, техническом уровне, с сугубо прагматическим целями — для самообороны, для оздоровления и тому подобного. Члены дворов боевых искусств не уходили в закрытые сообщества, как члены школ, а сохраняли профессии, оставаясь ремесленниками, крестьянами, торговцами и т. п.
Для школ был важен существовавший в ушу, как и в других традиционных боевых искусствах, культ мастера — наставник ушу учит не по учебнику и не объяснениями, а парадоксально — через реальные ситуации и поведение. Он действует так, чтобы сознание ученика обратилось к началу вещей, обратилось в абсолютную пустоту — отсюда в даосской практике частое сравнение мастера с сокровенным зеркалом. Такое зеркало (сюань-цзин, круглая металлическая полированная пластина) отражает события, не изменяясь само. Глядя в него, человек видит самого себя — так и мастер, истинный облик которого неизвестен, но дух его есть воплощение Дао, а сознание пусто. Приемы мастера спонтанны и исходят из сердца, поэтому обучение и становится передачей сокровенного знания подлинной традиции.
Для передачи истинной традиции также очень важно, чтобы между учителем
и учеником были отношения доверия, тогда вера в учителя поможет ученику искренне относиться к мудрости и сокровенным смыслам стиля, который он изучает, не сойти случайно с истинного пути. При этом как мастер, так его преемники воспринимались как очередное воплощение в конкретном физическом теле «просветленного духа», духовного потока, берущего силу от древних мудрецов.
При взгляде на современные организации, в которых обучают спортивно-боевым единоборствам, можно заметить, что древнее противопоставление «школы» и «двора боевых искусств» сохраняет актуальность и сегодня. Всегда существуют организации СБЕ, в которых передается лишь внешняя, техническая сторона единоборства, и участники преследуют преимущественно прагматические цели. Но одновременно среди учеников и инструкторов есть и те, кто вполне понимает духовные глубины единоборства, сохраняемые в традиции боевых искусств, и осуществляет психофизические практики личностного совершенствования. Эти представители спортивно-боевых единоборств могут считаться продолжающими традицию «школ», а не «дворов». Но понятно, что их не может быть много, поскольку освоить внешние навыки может практически любой, а уловить внутренние смыслы удается немногим. Однако оценить процентное соотношение адептов внешней и внутренней мотивации вряд ли в принципе возможно даже при специальных психологических студиях.
Современные организации (и «школы» и «дворы») официально объединяются в союзы и федерации, причем это происходит как на региональном, так и на государственном и межгосударственном уровне. Так, например, в России существует национальный Союз боевых искусств (РСБИ) с центром в Москве и множеством филиалов в регионах. РСБИ ежегодно проводит национальный фестиваль боевых искусств «Наш выбор».
Параллельно функционирует Международная конфедерация боевых искусств (МКБИ-1МАС), члены которой ежегодно
участвуют в Международной олимпиаде боевых искусств «Восток-Запад».
Яркой иллюстрацией многообразия структур и организаций в таком известном и распространенном боевом искусстве, как каратэ оказываются данные на сайте http:// karateworld.ru. Здесь приведена информация о шестнадцати международных организациях каратэ разных категорий2, двадцати организациях российского уровня3, а также нескольких десятках организаций в ближнем и дальнем зарубежье.
Очевидно, что разнообразие союзов, федераций, конфедераций, лиг и других объединений позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, очевидно, что спортивно-боевые единоборства имеют во всем мире огромную популярность. Во-вторых, множественность организационных структур наталкивает на мысль о невозможности их объединения с целью контроля на государственном уровне, как пытались сделать в СССР, но не слишком удачно. В-третьих, в связи с современными стратегиями культивирования боевых искусств и спортивных единоборств следует отметить, что они вполне успешно встроены в современное информационное культурное пространство. С одной стороны, информирование о СБЕ может проходить традиционными путями — через такие каналы массовой культуры, как кино, книги, СМИ, реклама. С другой стороны, появились новые возможности, которые активно используются, — информация о той или иной организации, действующей в сфере СБЕ, как правило, представлена на их собственных сайтах.
Отметим также, что кроме сайтов организаций активно работают сайты специализированных журналов по СБЕ, например, журнала «Боевые искусства»4, или в сети Интернет выкладываются отдельные выпуски и статьи из журнала «Кэмпо»5. Существуют также персональные сайты мастеров и специалистов — например Федора Емелья-ненко6, Джоша Барнетта7 или Мирко Фи-липовича8. Эти спортсмены представляют смешанные единоборства, или Mixed Martial Arts (МММ).
В распространении и популяризации боевых искусств и спортивных единоборств во второй половине XX - начале XXI века можно констатировать наличие сложного синтеза традиции и новаций.
Еще один синтетический вид спортив- стью, которая позволяет самонаблюдать пси-
но-боевых единоборств современности — хические процессы. Для этого специалиста:
кикбоксинг, который впитал компоненты считают правильным рекомендовать спор-
как восточных боевых искусств, так и ан- тсменам комплексы тайцзицюань с харак-
глийского классического бокса и французского бокса — сават. Отсюда и его название: «бок-синг» — удары руками, «кик» — удары ногами. Преимущество кикбоксинга заключается в синтезе практически всех видов СБЕ, практикующих ударную технику рук и ног.
В широком смысле слова под кикбоксингом иногда понимают различные ударные единоборства, правилами которых разрешены удары руками и ногами и использование боксерских перчаток (муай-тай, шутбоксинг, ушу-саньшоу, сават и др.). Значительное влияние традиции восточных единоборств на кикбоксинг заключается в том, что в нем применяется один из ключевых феноменов психофизической культуры СБЕ Востока: базовая техника — комплекс — поединок. Однако это заимствование имеет скорее внешний характер, поскольку соревнования по сольным композициям являются фактически самостоятельным видом спорта, оторванным от внутренних смыслов и от других видов кикбоксинга. Это весьма напоминает положение дел в современном спортивном ушу, где, как считает С.Г. Гагонин, комплексы (таолу) не имеют никакого отношения к поединкам (саньда)9.
Иначе обстоит дело в современном ушу, каратэ и тхэквондо, в которых комплексы упражнений, выполняемые на соревнованиях, считаются необходимым элементом квалификации, без выполнения которого спортсмен не допускается к поединку. В выполнении упражнений важным является понимание комплекса как метода психической тренировки (медитации), поэтому было бы правильным включать такие комплексы в тренировочный процесс как у кикбоксеров, так и у представителей других видов спорта. Здесь важным следует считать не точное совпадение структуры движения комплекса с соревновательным упражнением, а осознанное выполнение движений с той скоро-
Через ритуалы поведения, одежду и т. п. сохраняются традиции внешнего оформления поединка. Неизменной остается роль учителя, и во многом от него зависит то, насколько ученик
примет именно глубинные смыслы, а не внешние техники единоборства.
терным чередованием плавных и мягких движений с движениями резкими и жесткими.
Таким образом, в распространении и популяризации боевых искусств и спортивных единоборств во второй половине XX — начале XXI века можно констатировать наличие сложного синтеза традиции и новаций. Исходная форма передачи сути, ключевых концептов боевых искусств и спортивных единоборств сохраняется в традиции обучения, но сегодня на место «школ» и «дворов» боевых искусств пришли новые организации, в том числе спортивные секции и тематические виртуальные объединения. Спортивно-боевые единоборства сохраняют многие традиции боевых искусств. Через ритуалы поведения, одежду и т. п. сохраняются традиции внешнего оформления поединка10. Неизменной остается роль учителя, и во многом от него зависит то, насколько ученик примет именно глубинные смыслы, а не внешние техники единоборства. Представляется, что в современной культуре процесс развития СБЕ весьма противоречив: с одной стороны, в мире есть огромное число людей, занимающихся спортивно-боевыми единоборствами на разных уровнях и такая популярность не может не радовать; но, с другой стороны, увеличение числа адептов привело к созданию значительного количества организационных структур, зачастую действующих параллельно и нескоординированно, враждующих друг с другом. Возможно, это противоречие окажется диалектически продуктивным и результатом его станут новые традиции внутри сообщества тех, кто практикует боевые искусства и спортивные единоборства. ^
Литература
1. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. СПб.: СПбГАФК им. Лесгафта, 1997. С. 352.
2. Мир каратэ. Международные федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://karateworld.ru/index1. php?id=11.(дата обращения: 10.11.2012).
3. Мир каратэ. Российские федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://karateworld.ru/index1. php?id=12 (дата обращения: 10.11.2012).
4. Боевые искусства. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.martial-arts.com.ua (дата обращения: 12.10.2013).
5. Кэмпо: боевые искусства. [Электронный ресурс]. URL: http://combatmachine.tripod.com/kempo_r.htm (дата обращения: 10.11.2012).
6. Федор Емельяненко. Персональный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://k-1video.narod2.ru/ index/0-7 (дата обращения: 18.01.2014).
7. Джош Барнетт. Персональный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/JoshLBarnett (дата обращения: 10.11.2012).
8. Мир ко Филипович. Персональный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirko-crocop. com/ (дата обращения: 10.11.2012).
9. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. СПб.: СПбГАФК им. Лесгафта, 1997. С. 352.
10. Селиванов О.И. Эстетические смыслы спортивно-боевых единоборств в современной культуре // Философия и культура. 2013. № 10. С. 104-107.
SPORT-MARTIAL ARTS IN MODERN CULTURE: THE PROBLEM OF TRADITIONS AND INNOVATIONS' CORRELATION
O.I. Selivanov, senior lecturer, The department of physical training, Rostov branch of Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russia, Sabomnim@yandex.ru
Sport-martial arts are considered as a phenomenon of modern culture, correlation of cultural tradition and innovation which create the conditions for personal improvement and harmonization of man with the world. The article's subject and objective are to expose socio-cultural forms where sense-forming concepts appear and then to analyze their universal and variant sense content. In the aspect of theory and history of culture this problem is problem of tradition and innovation's correlation. The main methodological guideline is a tradition of cultural phenomenology. Sport-martial arts are considered through the prism of different cultures by means of which the arts save the key senses of fight and martial art formed by the influence of modern socio-cultural situation. It is shown that sport-martial arts save their traditions by the goal: for traditional and modern martial arts the main goal is an ideal of psychophysical improvement of personality. It is clear that these arts save these traditions in greater scale than war arts; they save aesthetic concepts of scenery admiring with traditions offight's decoration by means of behavior, clothes and etc.
Key words: sports-martial arts, martial arts, modern culture, tradition and innovation, Eastern culture, Western culture, psycho-physical improvement of the individual, the school and the yard, the teacher's role, the aesthetics of the game.
References
1. Gagonin S.G. Sportivno-boevye edinoborstva: ot drevnikh ushu i bu-dziutsu do professional'nogo kikbok-singa [Sports-martial arts from ancient martial arts and BU-Jutsu to professional kickboxing]. St. Petersburg, SPbGAFK im. Lesgafta Publ., 1997. 352 p.
2. Mir karate. Mezhdunarodnye federatsii [The world of karate. International Federation]. Available at: http:// karateworld.ru/index1.php?id=11 (accessed 10.11.2012).
3. Mir karate. Rossiiskie federatsii [The world of karate. Russian Federation]. Available at: http://karateworld.ru/ index1.php?id=12 (accessed 10.11.2012).
4. Boevye iskusstva [Martial arts]. Available at: http:// www.martial-arts.com.ua (accessed 12.10.2013).
5. Kempo: boevye iskusstva. [Kempo: martial arts.]. Available at http://combatmachine.tripod.com/kempo_r.htm (accessed 10.11.2012).
6. Fedor Emelyanenko. Personal website. (in Russian). Available at: http://k-1video.narod2.ru/index/0-7 (accessed 18.01.2014).
7. Josh Barnett. Personal website. (in Russian). Available at: https://twitter.com/JoshLBarnett (accessed 10.11.2012).
8. Mirko Filipovic. Personal website. (in Russian). Available at: http://www.mirko-crocop.com/ (accessed 10.11.2012).
9. Gagonin S.G. Sportivno-boevye edinoborstva: ot drevnikh ushu i bu-dziutsu do professional'nogo kikbok-singa [Sports-martial arts from ancient martial arts and BU-Jutsu to professional kickboxing]. St. Petersburg, SPbGAFK im. Lesgafta Publ., 1997. 352 p.
10. Selivanov O.I. Esteticheskie smysly sportivno-boevykh edinoborstv v sovremennoi kul'ture [Aesthetic meanings of sports-martial arts in modern culture]. Filosofiia i kul'-tura — Philosophy and culture, 2013, no. 10, pp. 104—107.