УДК 796/799
Янкевич Ирина Евгеньевна
ФБГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Россия, Астрахань Ассистент кафедры спортивных игр E-Mail: [email protected]
Спортивная подготовка слабослышащих футболистов: содержание, виды, специфика
Аннотация: Физическая культура и спорт для лиц с нарушениями слуха является важным средством адаптации и реабилитации.
Физическая культура и спорт слабослышащих подростков является коррекционным и воспитательным средством снижения нарушений физического развития, формирования нравственных качеств. Адаптивный спорт возвращает людям уверенность в себе, является средство интеграции и инклюзии человека с отклонениями в состоянии здоровья в общество.
Для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе физического развития, спортивная тренировка представляет собой большую сложность в силу специфики заболевания. Однако в литературе нет исследований по проблеме спортивной подготовки слабослышащих подростков, занимающихся футболом. В исследовании были определены средства и методы повышения уровня общей и специальной физической подготовки слабослышащих футболистов, разработана и экспериментально апробирована методика спортивной подготовки по футболу для слабослышащих подростков, включающая в себя комплекс мероприятий по общей и специальной подготовке к соревновательной деятельности. Исследование показало, что использование авторской методики способствует позитивной динамики результативности игры, содержащиеся в ней результаты экспериментальной работы позволили разработать практические методики совершенствования спортивной подготовки слабослышащих футболистов.
Ключевые слова: Слабослышащие; подростки; футбол; спортивная подготовка; адаптивная физическая культура; адаптивных спорт; спорт глухих; спортивная деятельность.
Идентификационный номер статьи в журнале 187РУЫ613
l
Irina Yankevich
Astrakhan state university Russia, Astrakhan E-Mail: [email protected]
Sports preparation of football players hard of hearing: contents, types, specifics
Abstract: Physical culture and sport for persons with a hearing disorder is important means of adaptation and rehabilitation. Physical culture and sport of teenagers hard of hearing is correctional and educational means of decrease in violations of physical development, formation of moral qualities. Adaptive sports return to people self-confidence, the integration tool and inklyuziya of the person with deviations in a state of health in society is. For children and teenagers with deviations in a state of health, including physical development, sports training represents big complexity owing to specifics of a disease. However, in literature there are no researches on a problem of sports training of the teenagers hard of hearing playing football. In research means and methods of increase of level of the general and special physical training of football players hard of hearing were defined, the technique of sports preparation on soccer for the teenagers hard of hearing, including a complex of actions for the general and special preparation for competitive activity is developed and experimentally approved. Research showed that use of an author's technique promotes positive dynamics of productivity the games containing in it results of experimental work allowed to develop practical techniques of improvement of sports training of football players hard of hearing.
Keywords: Hard of hearing; teenagers; Football; sports preparation; adaptive physical culture; adaptive sports; sports of deafs; sports activity
Identification number of article 187PVN613
Основываясь на многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, физическая культура и спорт являются одним из важнейших средств физической, психической и социальной адаптации и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Адаптивный спорт возвращает людям уверенность в себе, является средство интеграции и инклюзии человека с отклонениями в состоянии здоровья в общество [2].
Физическая культура и спорт слабослышащих подростков имеет огромное значение как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов физического развития, формирования нравственных качеств для полноценной подготовки к жизни в обществе детей с отклонениями в психофизическом развитии. При этом решается важная задача реабилитации лиц с потерей слуха [1, 5, 9].
Наибольший опыт по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы из данных категорий имеют инвалиды с нарушениями органов слуха[8].
В перечень видов спорта входящий в состав сурдоолимпийских игр входят: спортивные игры (футбол и мини-футбол, баскетбол, волейбол, хоккей), единоборства (армрестлинг, борьба вольная, борьба греко-римская), водные виды (плавание, водное поло), зимние виды спорта (лыжные гонки), настольный теннис, бадминтон, спортивное ориентирование, боулинг, велоспорт, пулевая стрельба, теннис, легкая атлетика, шахматы и шашки.
Российский спортивный союз глухих своими целями определяет организацию и руководство спортивной работой среди глухих, пропаганду здорового образа жизни, организацию социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Задачами Российского спортивного союза глухих являются:
• проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ;
• подготовка судей и тренеров из числа глухих;
• социальная помощь ветеранам спорта;
• развитие и углубление международных отношений;
• учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта;
• создание системы региональных объединений глухих спортсменов;
• разработка концепций государственной политики в области спорта глухих [2].
Специфика ситуационных видов спорта, к которым относится футбол, предъявляет повышенные требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям. К данным требованиям относятся моторная и психологическая сложность спортивной деятельности, основанная на присутствии у спортсмена комплекса способностей, выраженных в перцептивной, психомоторной и когнитивной сферах. Тренировочная и соревновательная деятельность требуют наличия у спортсмена определенных личностных и психодинамических свойств, которые в свою очередь оптимизируют процесс принятия решения задач связанных с его тренировочным процессом [7]. Результаты реакции организма спортсменов на тренировочные нагрузки зависит от подвижности, силы и динамичности нервных процессов
[4].
Спортивная подготовка, в том числе слабослышащих подростков включается в себя несколько видов: физическую, техническую, тактическую и психологическую.
Совершенствование взаимосвязано всеми видами подготовки на основе научных исследований является одним из условий достижения высоких спортивных результатов. В этой связи проблемам физической подготовки спортсменов, как одной из компонентов
многолетнего тренировочного процесса, уделяется большое внимание в отечественных и зарубежных исследователей [3].
Дифференциация физической подготовки является результатом решения задач многолетнего тренировочного процесса. В процесс физической подготовки включают как правило три части:
• общую физическую подготовку, которая является основой функциональной
систем всего организма;
• специальную физическую подготовку, в основе которой выделяют увеличение
возможностей спортсмена согласно требованиям, предъявленным разным специализации;
• разностороннюю - задачей, которой является воспитание гармоничного
физического развития спортсмена.
По мнению многих исследователей, общая физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей спортсмена, развитие физических способностей, создает основу спортивного мастерства, поддерживание необходимого уровня жизненно важных навыков. Специальная физическая подготовка спортсмена решает другие задачи, при этом применяется на основе общей физической подготовки.
Основным методом тренировки в технике владения мячом является многократное повторение каждого приема в самых различных условиях и сочетаниях. При этом
предусматривается тренировка без длительных перерывов.
В тренировке техники владения мячом футболистов высших разрядов сложилась определенная методика. Футболист многократно повторяет знакомые ему технические приемы. Выполнение каждого технического приема футболистом высокого разряда строго индивидуально. Оно зависит от его анатомических и других особенностей. Голое копирование и стандартизация здесь вредны. Полная переделка сложившегося навыка имеет место лишь в исключительных случаях.
Совершенствование в технике владения мячом следует умело сочетать с разносторонней физической подготовкой футболиста, ибо «даже самая идеальная рациональная техника сама по себе (то есть форма движения) вряд ли способна дать ощутимые следы в повышении мощности, если техника не базируется на быстроте, силе и выносливости (общей и специальной). Наоборот, именно на базе силы, быстроты и выносливости можно строить рациональную форму движения».
В процессе игры футболист в игре выполняет две функции - оборонительную и атакующую. Удельный вес выполняемых футболистом в каждой конкретной игре функций зависит от условий ее протекания, места, занимаемого им в команде, полученного тактического задания, системы игры и т. д.
Для успешного выполнения оборонительной функции футболист должен обладать определенными тактическими умениями. Он должен уметь угадывать направление атаки команды противника, в соответствии с чем, взаимодействуя с партнерами, выбрать правильную позицию, своевременно напасть на атакующего, отобрать или перехватить адресованный ему мяч, чтобы перейти от обороны к нападению.
Основным методом тренировки в тактике является многократное повторение знакомых и разучиваемых упражнений, рассчитанных на совершенствование и расширение тактических умений футболиста.
В результате такой тренировки у футболистов образуются соответствующие ей двигательные динамические стереотипы, что и является физиологической сущностью тренировки в тактике.
Психологическая подготовка, как правило, направлена на совершенствование механизмов нервно-психической регуляции функций организма и поведения слабослышащих футболистов [6].
Основные психические качества, необходимые слабослышащему футболисту, формируются и совершенствуются в процессе ежедневных тренировочных занятий, в активной соревновательной деятельности. Поэтому там, где процесс подготовки организован методически правильно, есть хорошая основа для совершенствования этих качеств.
Важный раздел психологической подготовки слабослышащих спортсменов -формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которые позволяют адаптироваться к экстремальным условиям соревнований и успешно в них выступать.
В процессе проведения экспериментального исследования были скомплектованы две группы слабослышащих подростков 13 -15 летнего возраста, занимающихся футболом (контрольная и экспериментальная группа) по 22 человека соответственно. Испытуемые были сформированы из учащихся специальной коррекционной школы - интерната I и II вида для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (слабослышащие) г. Астрахани и Астраханской области [10].
На первом этапе определялось общее направление исследования, проводился анализ научно-методической литературы, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза, разрабатывался план эксперимента, проводились пробные исследовании и накапливался первичный материал для последующего анализа и обобщения.
При подборе испытуемых, мы исходили из главного требования: сравнительные группы должны быть максимально идентичны по своим характеристикам. Присутствие исследователя не вызывало у учащихся отрицательной реакции, что способствовало созданию нейтральной обстановки для проведения эксперимента.
Второй этап включал диагностическое исследование показателей различных видов подготовки испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
По результатам оценки психологических и физиологических показателей испытуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 22 человека в каждой.
На третьем этапе проводились изучение особенностей возрастной динамики педагогических, психологических и физиологических показателей слабослышащих подростков; определялись особенности протекания адаптационных процессов к спортивной деятельности слабослышащих подростков-футболистов получавших и не получавших комплекс групповых психокоррекционных занятий.
Следующий этап заключался в повторном диагностическом обследовании испытуемых контрольной и экспериментальной группы с использованием методов и средств диагностического этапа.
Заключительный пятый этап был посвящен уточнению положений работы, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертационного исследования.
Показатели физической подготовленности слабослышащих подростков контрольной и экспериментальной групп, занимающихся футболом в процессе обследований в начале и
конце каждого этапа педагогического эксперимента представлены на рис.1. Все показатели имеют позитивную динамику в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе результаты значимы, за исключением теста на сгибание рук в упоре лежа. Этот показатель, несмотря на позитивную динамику с приростом 4 % (Тэмп =85) находится в зоне не значимости, вероятность отклонения 5% (р>0,05). Значимые показатели с вероятностью отклонения 1% (р <0,01) контрольной группы получены в беге на 30 м показатели снизились на 2,3 % (Тэмп =15); в челночном беге 7х50 на 3,1% (Тэмп =23); в беге 3000 м на 8,1 % (Тэмп =44,5); повысились в показателям в тестах - наклон вперед на 2,5 % (Тэмп =11,5); наклоны вперед из положения лежа на спине на 6,1 % (Тэмп =15); подтягивание на перекладине на 2,5% (Тэмп =1).
При этом экспериментальной группе все полученные результаты значимы с вероятностью отклонения 1% (р <0,01) и имеют позитивную динамику, так в беге на 30 м показатели снизились на 9,3 % (Тэмп =6); в челночном беге 7х50 на 9,5 % (Тэмп =6); в беге 3000 м на 9,3 % (Тэмп =1); а так же повысились в показателям в тестах - наклон вперед 12,2 % (Тэмп =6); наклоны вперед из положения лежа на спине на 10,8 % (Тэмп =3); подтягивание на перекладине на 11,6 % (Тэмп =1,5).
Динамика некоторых показателей контрольной и экспериментальной групп, наиболее отражающая наибольший прирост представлен на рис.1.
Рис. 1. Динамика показателей общей физической подготовленности футболистов экспериментальной и контрольной группы (п=22)
Рассматривая результаты выполнения слабослышащими подростками 13 - 15 летнего возраста контрольных испытаний для оценки уровня специальной физической подготовленности нужно отметить, что они улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Достоверно возросли результаты в контрольной группе, являются значимы с вероятностью 1% (р <0,01) в беге 30 м с ведением мяча на 9,8 % (Тэмп =3); удара по воротам на точность, составив в начале исследования 6,3 балла, к моменту окончания исследования испытуемые показали результат на точность в 6,9 баллов из 15-ти возможных, что составляет
10,9 % (Тэмп =1); в тесте на жонглирование показатели возросли на11,2% (Тэмп =1); во вбрасывании возросли на12,4% (Тэмп =19,5); и в прыжке вверх на12,4 % (Тэмп =9,5). В этой группе были не значимые результаты вероятность отклонения 5% (р>0,05), полученные в комплексном тесте при снижении показателей на 9,7% (Тэмп =67,5); ударах на дальность при повышении показателей 10,3% (Тэмп =74,5). Испытуемые указанной группы, в тесте на определение уровня ловкости в обращении с мячом, при позитивной динамики с результатами
0,29 до 0,34 баллов, что составляет 11,7 % (Тэмп =10) попадают в зону неопределенности вероятность отклонения 5% (р>0,05).
При анализе проведенных контрольных испытаний в экспериментальной группе не значимые результаты, вероятность отклонения 5% (р>0,05), выявлены только при
определении показателей в тесте удары на дальность. В данном тесте показатели имеют позитивную динамику 10,6% (Тэмп =64,5), но не являются значимыми
По остальным контрольным нормативам при определении специальной физической подготовки испытуемых экспериментальной группы полученные данным имеют значимые показатели с вероятностью отклонения 1% (р <0,01): бег на 30 м с ведением мяча снизился 9,5 % (Тэмп =11); удары по воротам на точность повысились на 12% (Тэмп =1); жонглирование увеличились на 11,4% (Тэмп =2); ловкость в обращении с мячом поднялись с на 15,7% (Тэмп =6); во вбрасывании - 13,9% (Тэмп =2); в прыжке вверх на 10,6 % (Тэмп =5,5); в комплексном тесте снизились на 9,5% (Тэмп =5).
Прирост результатов в ударе на дальность составил в экспериментальной группе 3,2 м., а в контрольной - 1,4 м.
Рис. 2. Динамика показателей специальной физической подготовленности футболистов экспериментальной и контрольной группы (п=22)
Незначительные различия в показателях физического различия спортсменов можно объяснить следующим. Физическая нагрузка, как в контрольной, так и в экспериментальной группах увеличивалась. Различалась она лишь акцентами на совершенствование тех или иных физических способностей.
Так, показатели скорости, скоростной и общей выносливости, скоростно-силовых возможностей, гибкости увеличились как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Вместе с тем, прирост уровня исследуемых физических качеств у слабослышащих подростков, занимающихся футболом, был существенно выше, по отношению к показателям испытуемых контрольной группы. При этом увеличение показателей физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы было статически достоверным по всем изучаемым позициям. Это объясняется использованием футболистами экспериментальной группы в течение года в процессе общей и специальной физической подготовки специальных упражнений на развитие физических способностей с акцентом на гибкость, координацию и скорость и упражнений для повышения уровня технической и тактической подготовленности с акцентом на отстающие физические способности.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у обследуемых всех групп произошли изменения исследуемых показателей, но их величины были достоверны только в экспериментальной группе.
Положительное влияние рекомендуемой методики еще раз подтверждается сравнительными данными развития физических качеств слабослышащих подростков, занимающихся футболом экспериментальной и контрольной групп. Таким образом, в ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование авторской методики по повышению уровня спортивной подготовки слабослышащих подростков, занимающихся футболом, способствует позитивной динамики результативности игры
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих [Текст] / Байкина Н. Г., Сермеев Б. В..- М.: Советский спорт, 1991. - 64 с.
2. Брискин Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М.: Сов. спорт, 2010. - 315 с.: ил.
3. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: (методы оценки и прогнозирования) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - N 5. - С. 97
4. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека.- СПб.:Питер, 2005.- 412 с.
5. Каленик Е.Н. Технология организации адаптивно-спортивной внеурочной деятельности в специальной школе / Е.Н. Каленик // Адаптивная физическая культура. - 2012. - N 2 (50). - С. 39-42
6. Медведев, В.В. Основы психологической подготовки футболистов : метод. разработки / Медведев В.В., Полишкис М.С. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 44 с.
7. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст]: учеб, пособие для спец. 03.03 «Физическая культура» / В.Л. Марищук и др.- [перевод с англ.]. Предисл. А.В. Родионова - М.: ФК и С, 1979.- 224 с.
8. Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов / Н.А. Сладкова. - М.: Сов. спорт, 2012. - 215 с.
9. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997
10. Янкевич И. Е., Зинчук Н. А. Повышение функциональной готовности к спортивной тренировке слабослышащих подростков// Астраханский медицинский журнал.- 2012.- №1.- с.326-328
Рецензент: Зинчук Нина Аркадьевна ФБГОУ «Астраханский государственный университет» Завкафедрой спортивных игр и адаптивной физической культуры Кандидат педагогических наук.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Bajkina N. G., Sermeev B. V. Fizicheskoe vospitanie v shkole gluhih i slaboslyshashhih [Tekst] / Bajkina N. G., Sermeev B. V..- M.: Sovetskij sport, 1991. -64 s.
Briskin Ju.A. Adaptivnyj sport / Ju.A. Briskin, S.P. Evseev, A.V. Perederij. - M.: Sov. sport, 2010. - 315 s.: il.
Guba V.P. Osnovy sportivnoj podgotovki: (metody ocenki i prognozirovanija) / V.K. Bal'sevich // Teorija i praktika fiz. kul'tury. - 2012. - N 5. - S. 97
Il'in, E.P. Psihofiziologija sostojanij cheloveka.- SPb.:Piter, 2005.- 412 s.
Kalenik E.N. Tehnologija organizacii adaptivno-sportivnoj vneurochnoj dejatel'nosti v special'noj shkole / E.N. Kalenik // Adaptivnaja fizicheskaja kul'tura. - 2012. - N 2 (50). - S. 39-42
Medvedev, V.V. Osnovy psihologicheskoj podgotovki futbolistov : metod. razrabotki / Medvedev V.V., Polishkis M.S. - M.: GCOLIFK, 1988. - 44 s.
Najdiffer, R.M. Psihologija sorevnujushhegosja sportsmena [Tekst]: ucheb, posobie dlja spec. 03.03 «Fizicheskaja kul'tura» / V.L. Marishhuk i dr.- [perevod s angl.]. Predisl. A.V. Rodionova - M.: FK i S, 1979.- 224 s.
Sladkova N.A. Organizacija fizkul'turno-ozdorovitel'noj i sportivnoj raboty v klubah invalidov / N.A. Sladkova. - M.: Sov. sport, 2012. - 215 s.
Sobkin V.S. Podrostok s defektom sluha: cennostnye orientacii, zhiznennye plany, social'nye svjazi. Jempiricheskoe issledovanie. M.: CSO RAO, 1997
Yankevich I. E., Zinchuk N. A. Povyshenie funkcional'noj gotovnosti k sportivnoj trenirovke slaboslyshashhih podrostkov// Astrahanskij medicinskij zhurnal.- 2012.-№1.- s.326-328