4. Проектирование содержание дуального образования (обучения) (создание совместной материально-технической и производственной базы для организации дуального обучения; обновление основных профессиональной образовательных программ (создание совместной рабочей группы из представителей предприятий-работодателей и представителей профессиональных образовательных организаций; анализ профессиональных стандартов предприятий-работодателей с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования ФГОС СПО и приведение их в соответствие друг к другу; разработка критериев оценки результатов обучения по программе; разработка структуры и содержания программы, удовлетворяющей требованиям ФГОС СПО, профессиональным стандартам и требованиям организаций-работодателей; разработка учебного плана и календарного графика согласованного с деятельностью организаций-работодателей и их возможностями организации практики студентов на собственной площадке или с привлечением своих сотрудников; экспертная оценка основной профессиональной образовательной программы с участием представителей органов региональной власти, работодателей, образовательной организации и обучающихся как заказчиков образовательных услуг).
5. Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение) (направление работников на курсы повышения квалификации по вопросам дуального образования, обучение, переподготовку в Центры дополнительного профессионального образования и в Центры опережающей профессиональной подготовки).
6. Оценка профессиональных квалификаций (организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения; разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения; организация
Библиографический список
итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками; разработка критериев оценки качества образования выпускников, материалы к демонстрационному экзамену и пр.)
Предложенные модели дуального образования (обучения) имеют следующие преимущества:
1. Возможность эффективного управления системой профобразования и обеспечение ее качества на региональном уровне.
2. Повышение качества профессионального образования.
3. Подготовка кадров под конкретные технологические процессы, точно соответствующие требованиям предприятия.
4. Преодоление разрыва между теорией практикой, с одной стороны теоретическая подготовка ориентирует обучающихся на то, что им будет необходимо для реализации своих трудовых функций в профессиональной деятельности, то есть будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам, с другой стороны работодатели могут сформировать конкретный заказ образовательным организациям на специалистов, обладающих определенной набором компетенций.
5. Повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда. Обучающийся имеет возможность проходить практику на реальном рабочем месте, где приобретает необходимые компетенции и максимально адаптирован к профессиональной среде, в которой ему предстоит осуществлять трудовые функции, сокращаются сроки адаптации выпускников на предприятии.
6. Снижение затрат предприятий и организаций на дополнительное обучение как нового сотрудника, так и давно работающих для повышения их квалификации, привлекая наиболее квалифицированных преподавателей из образовательных организаций-партнеров для внутрикорпоративного обучения.
1. Булах К.В., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза. Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология». 2017; Вып. 4 (208): 57 - 63.
2. Булах К.В. Реализация модели дуального образования с учетом региональной специфики. Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов: материалы VI Международной научно-практической конференции (г Невинномысск: НГГТИ, 14 апреля 2017 года). Невинномыск: НГГТИ, 2017.
3. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_ dualeducation_full.pdf
4. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 97 - 99.
5. Greinert W.-D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development. Vocational Training. May. August, 2004; II. № 32: 18 - 20.
6. Greinert W.-D. European vocational training systems: the theoretical context of historical development. Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference October 2002, Florence. Volume I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004; VI: P. 17.
References
1. Bulah K.V., Zhukova N.N. Istoriya razvitiya dual'noj sistemy professional'nogo obrazovaniya v stranah Evropejskogo Soyuza. Vestnik AGU. Seriya «Pedagogika ipsihologiya». 2017; Vyp. 4 (208): 57 - 63.
2. Bulah K.V. Realizaciya modeli dual'nogo obrazovaniya s uchetom regional'noj specifiki. Sovremennaya tehnika i tehnologii: issledovaniya, razrabotki i ih ispol'zovanie v kompleksnojpodgotovkespecialistov: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Nevinnomyssk: NGGTI, 14 aprelya 2017 goda). Nevinnomysk: NGGTI, 2017.
3. Metodicheskie rekomendaciipo realizacii dual'noj modelipodgotovki vysokokvalificirovannyh rabochih kadrov. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf
4. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. Osobennosti dual'nogo obrazovaniya v sisteme podgotovki bakalavrov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 97 - 99.
5. Greinert W.-D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development. Vocational Training. May. August, 2004; II. № 32: 18 - 20.
6. Greinert W.-D. European vocational training systems: the theoretical context of historical development. Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference October 2002, Florence. Volume I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004; VI: P. 17.
Статья поступила в редакцию 26.11.18
УДК 796.01:159.9
Lyadov S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports and Work, Vladivostok State University of Economics
and Service, (Vladivostok, Russia), E-mail: sergeyuor@mail.ru
Kayak A.B., Doctor of Sciences (Cultural), Professor, Department of Art History and Culture, Maritime State University n.a. Admiral G.I. Nevelsky (Vladivostok,
Russia), E-mail: annetta.kayak@yandex.ru
Kharlampyeva R.S., BA student of Training in Pedagogical Education, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: kharlampieva97gmail.com
SPORTS MOTIVATION AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF FEMALE BOXERS (BY EXAMPLE OF A NATIONAL TEAM OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT). The article analyzes the current problems of the formation and maintenance of sports motivation in women's boxing, the Olympic sport, which began to develop intensively in Russia only in the last decade. A study of the performance of sports motivation of female boxers of the team of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation was conducted, during which gender peculiarities were studied, as well as contradictions in opinions between sportswomen and coaches. In particular, the latter revealed a higher level of claims to the highest achievements. The assessment of the psychological characteristics of the coach's personality does not coincide with the data from the self-analysis of the mentors. The lack of time and quality of psychological preparation is revealed. The analysis of other aspects of the organization of the training process has been carried out, which allows for the timely introduction of significant corrections, and thereby increasing the efficiency and effectiveness of the competitive activities of female boxers.
Key words: psychological training, sports activities, personality, orientation, motive, motivation, will, women's boxing, gender features, professional competence.
С.С. Лядов, канд. пед. наук, доц. каф. физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: sergeyuor@mail.ru
А.Б. Каяк, д-р культурологии, проф. каф. истории искусств и культуры, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток, E-mail: annetta.kayak@yandex.ru
Р.С. Харлампьееа, бакалавр направления подготовки «Педагогическое образование», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kharlampieva97gmail.com
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВУШЕК-БОКСЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
В данной статье анализируются актуальные проблемы формирования и поддержания спортивной мотивации в женском боксе, олимпийском виде спорта, который стал интенсивно развиваться в России только в последнее десятилетие. Проведено исследование показателей спортивной мотивации девушек-боксеров сборной команды Дальневосточного федерального округа РФ, в ходе которого изучены тендерные особенности, а также противоречия в мнениях между спортсменками и тренерами-преподавателями. В частности, у последних выявлен более высокий уровень притязаний к наивысшим достижениям. Оценка психологических свойств личности тренера не совпадает с данными самоанализа наставников. Выявлен недостаток уделяемого времени и качества психологической подготовки. Осуществлен анализ других аспектов организации учебно-тренировочного процесса, что позволяет своевременно вносить существенные коррективы, и тем самым повышать эффективность и результативность соревновательной деятельности девушек-боксеров.
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, личность, направленность, мотив, мотивация, воля, женский бокс, гендерные особенности, профессиональная компетентность.
ВВЕДЕНИЕ
К важнейшей проблеме психологического обеспечения подготовки спортсменов относится формирование мотивации спортивных достижений. Мотивация является важной составной частью направленности личности. Мотивация - это, прежде всего, стремление к успеху, высоким результатам в своей деятельности. По мнению Б.Дж. Кретти (2008), в широком смысле слова термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях [1, с. 44].
В толковом словаре-справочнике по терминологии спорта А.Н. Блеераидр. (2010) мотивация определяется как совокупность мотивов, определяющ ихаитив-ность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. И если человек, стремится достичь успеха, высоких результнтос в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения [2].
Е.П. Ильин (2015) рассматривал спортивную деятельность, как проценопн-стоянного преодоления критических ситуаций. Поэтому в стрессовых сьтунцннх соревновательной деятельности, уровень мотивации и личностные особенности имеют решающее значение в достижении результата [3, с. 70].
Изучение мотивационной сферы в спортивной психологии приобрело фундаментальный характер, так как данное свойство является основным источником, направляющим деятельность спортсмена на пути к достижениям. Проблема мотивации в спорте принадлежит к числу сложнейших, но вместе с тем недостаточно изученных вопросов [4; 5; 6].
Недооценка роли мотивационных факторов тренерами и самими сеортьме-нами в конечном итоге приводит к неполной реализации имеющегося потенциала. Без высокого уровня мотивации, рассчитывать на достижения в каком-либо виде спорта не имеет смысла.
Высоко мотивированный спортсмен наиболее эффективно реализует свои возможности. Его внутренний потенциал ориентирован на максимальную отдачи всех резервов, направленных на достижение намеченного результата. Лминосд-ная и волевая готовность определяет настрой на победу и реализует эффективность предстоящей деятельности.
О ведущей роли мотивации в результативности спортивной деятельноснн указывало не одно поколение ученых. Данная проблема нашла отображение в трудах А.Ц. Пуни, Ю.Л. Ханина, РА. Пилояна, Д.А. Леонтьева, Е.П. Ильина, Б.П. Яковлева, РМ. Загайнова, Р.С. Уэйнберга, Д.С. Гоулда и др.
В ряде работ изучены вопросы формирования мотивации в отдельных видах единоборств: тхэквондистов, боксеров, дзюдоистов, каратистов и др. [7; 8; 9].
Свои особенности имеет мотивация к спортивной деятельности у женщин, занимающихся различными видами единоборств. Женский бокс вошел в программу XXX летних Олимпийских игр с 2012 г. (г. Лондон, Великобритания). Данный вид сравнительно недавно получил развитие в России. Поэтому в отечественной научно-методической литературе в настоящее время недостаточно работ, посвященных насущным проблемам женского бокса. В связи с вышесказанным актуальным является проведение исследований структуры мотивации девушек-боксеров на различных этапах учебно-тренировочного процесса, а также выработки рекомендаций по повышению потребностно-мотивационного компонента для достижения наивысших показателей соревновательной деятельности.
Все вышеизложенное побудило к проведению исследования, целью которого стало изучение особенностей мотивации девушек-боксеров и возможностей её повышения. Исходя из цели нами были поставлены следующие задачи исследования: провести анализ научно-методической литературы по теме исследо-
вания; разработать анкету-опросник и провести исследование особенностей мотивации девушек-боксеров; изучить мнение ведущих тренеров-преподавателей, специализирующихся в женском боксе по проблемам формирования спортивной мотивации девушек-боксеров; разработать методические рекомендации для оптимизации мотивационного компонента.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения особенностей формирования мотивации девушек-боксеров сборной ДальнегоВостока и Приморскогокрая кучебно-тренировочному процессу и соревнованиямвмае 2018гбылпроведе ню циолотичвсрна опран .
Ра ми вннолозоиаьаснШнала оден кнпиесерювиоариирвортсмонеД.Я. Бма-дооовой, И.П. Воеково[10,с.111-1-2Н стакжу бываннодваритемвсо сесвсарено аооета .та опроеа девншоррокраров, а еавуо тра наpoн10рe ведаваоеео0. рие-о н рмиоыно аптоыоно 14дeрошечеокрepoн ^и^невсг^с^е^у^^иагрс^Е^ершарнсвова-ния сбовчьн Двовеевоуоорного федерального округа (ДВФО). Все спортсменки предотовоьн и .осг^&жуСаха (Якутия) и Приморский край. Возраст спортсме-вук иоетаврл ои1а-цилбPB-x лрт. Вносваве Иlрблoнскогo1онyооpрерeнногоечи-еи щаП^/^е^б^ппно^с^горо^^ено орор^^тааова^о 10 девроиек-бокеер ов (спортивная квалификация от 1 спортивного разряда до кандидата в мастера спорта и ма-стераспорта Рсссии). Остальные (С споросмснки)отвечали на вопросы анкеты дисцочечерно . Ывoмспао8еылконетшвирl недущме рреверыгнвепараввради во боксу работающие со сборной ДВФО (всего 5 специалистов).
н даоиссИшеыпpoваосвоуеoбpароткр,онаниз, мнтору^нарии вонупенных покозаеалму, форуулитовво выводоки мттвлииecквурек8ысрдркве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Гфмпуoкeдeнбкaккетанавокиндeнтшек-оoкcееое выаcкрлocк, чнрстаж зонрриH cк8ррoодaннoгокантангерра сосравапeмоеP-мкра111Tвнет, а непосредственно боксом от 6-ти до 10-ти лет. В среднем девушки начали заниматься данным иидомeдирoеорствсИ-14 лер Большинсрво изопрошенныхдевушек нрlм^1lквбlц зев ятнй аРНPокбpaкиымнвндаби сн^^т^ (^пор™внн10 ррр ы,др. в иды единоборств).
В ответе ра важнсмварров иЧтоно^илоВареанmс8мД^ксамЬ>, ^уе-ы иpcЕчоyкозмоб на ■^(^рторккуш^^рр^г^варбокк 2aпвныPпopтa Г00%), рмющвч возможность научиться к приемам самообороны (21%), а также для получения ^[-ераости к ое°е.Окоор14%укакали ра в^чноин п^кевчв срорннрр°1л сокннlыеакcaредвуадиlOстaлнpolа 0е% р™ерилн,чаехотошнпровебныв смбя
Что побудило вас заняться боксом?
■ Интерес как виду спорта
■ Для самообороны
■ Привели родители
■ Др. ответы
Рис.1.Ответыдевушек-боксеровнавопрос:«ЧтопобудилоВасзаняться боксом?»
и свои силы, в возможности преодоления сложностей в учебно-тренировочном процессе (рис. 1).
На вопрос «Довольны ли Вы ВсшимкспортивнымиЫостижениями итлку-щем сезоне?», 21% девушек ответило отрицательно. Большинство респондентов лишь частично довольны своими результатами текущего сезона (72%) и только 7% удовлетворены своими достижениями (рис. 2).
"Довольны ли Вы Вашими спортивными достижениями в текущем сезоне?"
■ Не совсем
■ Только частично
"Какие цели Вы ставите перед собой в спортивной карьере?"
■ Чемпионат Мира
■ Олимпийские игры ЧемпионатЕвропы
■ Чемпионат Росии ЕЧемпионатДВФО
43% девушек-боксеров не замечают в спортивном коллективе конфликтных ситуаций. В то же время такое же количество опрошенных (43%) отмечают, что % и периодически случаются, а их частое наличие только 14% (рис. 5).
Случаются ли конфликтные ситуации с партнерами внутри команды?
■Да
Иногда
Рис 2. Соотношение ответов девушек Сексеров на вопрос: «Довольны ли выш вашимидостижениямивтекущемсезоне ?»
В результате опроса выявлено, что спортсменки ставят перед собой разные цели в спортивной карьере: 35% опрошенных девушек-боксеров, ставят перед собой цель выиграть Чемпионат Мира; победить на Чемпионате Европы (28%); завоевать золото (медали) Олимпийских игр (14%); выиграть Чемпионат России (14%) и выиграть Чемпионат Дальневосточного федерального округа (14%) (рис. 3).
Рис. 5.0тношенияпартнеров внутрикоманд
Девуш ки-боксерывцлюмудовлетвореныучебно-тренировочнымпроцес-
сом(ООНН)идаокечнывешолд-неревы (21%)(рик. 6Д
-
Удовлетворены ли Вы учебно-тренировочным процессом в целом?
■Да
■ Нет Частично
Рис. р. Ответы на вопрос: «Какие 1^«;ли Вы ставит«; пе ред собой в ввст|тты1ввве еарьррр?»
Отвечая навопрос «УдовпетвореныпиВыматериапьнымипоошрениями за спортивные достижения?», девушки-боксеры ответили, что доиольны(4Ы%), около45%неьовааьны и 10% толькнаасньчно.АбсенюьноеОольшанстао рв-спондентов удовлетворены моральными поощрениями за спортивные достижения, но 78% лишь частично.
АбеалютноиНнчрш и асвыаопрошенн ыхдчвушеп (79%)адовл етсечвнывыо-иооеьнншениян1искарчнерны1ь веатрисбориой (f)nc. 4).
Рис. 4. Ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями сеартнераынивнртрисбортой команды?»
Рис.6. Ы^петыына вопрос:«Удовлетворены ли Выучебно-тренировочным процессомв цепом?"
Несмотря на то, что многие девушки-боксеры указывают на недостаточную эмоциональност ь рчтбво-ттенпровнчных з анятий (43%), половина респондентов считает - лишьиногди (50%р0ставшидся 7% контингента не уиовлетворены уровнем эмоциональности занятий.
Меания дусугеекОЗоисерос иуи ответе оа вопрос «рач уо/и(оеииаоа1о, уо-статочно ли методически разнообразно проходят учебно-тренировочные за-оятая?» аездулелиси-достаточчиравнообразно (5а%«.толыво чеии^и^анч^(^(^%).
Удовлетворены взаимоотношениями с тренерами-преподавателями 86% спортсменок, но оставшиеся 14% лишь частично.
Девушки-боксеры выделили положительные стороны личности наставников: требовательно-уважительное отношение к спортсменам (50%), вера в учеников (14%), оптимизм (7%), а остальные 29% указали на все позитивные качества.
По мнению опрошенных, тренер не учитывает их мнение на тренировках и соревнованиях (7%), а в некоторых случаях (29%).
Выявлено, что значительная часть девушек (28%) указала на недостаточное проявление позитивных эмоций со стороны наставника («Тренеры слишком мало улыбаются в УТП, в быту и на соревнованиях»). Респонденты выделили некоторые негативные проявления эмоций со стороны наставников, такие как грубость, пессимизм, неуважительное отношение к спортсмену (42%), но большинство так не считают (58%).
В целом спортсмены ощущают недостаток в отдельных компонентах подготовки к соревнованиям, таким как: физическая (21%), в технико-тактическая (43%), в психологическая (36%).
На вопрос «Приходилось ли Вам бывать в нокдауне?» утвердительно ответили - 50%. В тоже время в состоянии нокаута оказывались только 7%, нет -93%. Более трети девушек-боксеров (36%) указывают на недостаточное количество времени и средств на восстановление после тяжелых нагрузок и травм.
Охарактеризуем результаты опроса тренеров-преподавателей сборной Приморского края и ДВФО по шкале оценки путей мотивации спортсмена Д.Я. Богдановой и И.П. Волкову (1989).
Средний стаж преподавательской деятельности тренеров-преподавателей на момент исследования составлял около 20 лет, а непосредственно в женском боксе - 12 лет Большинство из опрошенных тренеров-преподавателей удовлетворены динамикой спортивных достижений своих подопечными в текущем сезоне, но в отличие от спортсменок у наставников выше уровень притязаний, вплоть до максимальных достижений, в том числе до уровня олимпийского чемпиона.
Все тренеры удовлетворены взаимоотношениями с воспитанницами, членами команды, лишь иногда отмечая небольшие конфликтные ситуации: разногласия, споры в предсоревновательный период.
Наставники выделяют у себя ряд положительных качеств, к примеру: оптимизм, энтузиазм, вера в учеников, требовательно-уважительное отношение к спортсменам и др. У них есть большое желание работать, искать новые методы и технологии подготовки к соревнованиям, развиваться вместе с воспитанницами.
Большинство тренеров не акцентируют внимание на отрицательных сторонах своей личности, отмечая лишь излишнюю доброту и суетливость.
Все специалисты убеждены в том, что всегда достаточно уделяют внимание средствам и методам восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок, травм, а также внедрению современных технологий реабилитации участниц соревнований.
Часть из опрошенных специалистов ощущает недостаток знаний и навыков в области психологии, но лишь частично (25%).
Ведущие наставники в области женского бокса считают, что наиболее важной в формировании мотивации спортсменок является постановка долгосрочных целей, а также ее корректировка в текущем сезоне и во время конкретных соревнований.
Тренеры считают необходимым развивать в воспитанниках здоровое спортивное честолюбие; чаще устраивать сборы, поединки с достойными соперниками с др. регионов, стимулируя здоровую конкуренцию. Они выделяю в качестве важной составляющей систему поддержания мотивации средствами поощрения: оказание материальной помощи, улучшение жилищных условий, награждение ценными подарками, выделение спортивной экипировки и дополнительного питания, награждение грамотами, вынесение благодарностей, вручение сертификатов.
По мнению ведущих специалистов, чрезвычайно важно при этом поддерживать и развивать спортивные традиции команды путем проведения совместных
Библиографический список
мероприятий, в свободное от тренировочных занятий время, таких как посещение музеев, театров, концертов, а также различных мер, направленных на патриотическое воспитание спортсменов (встречи с ветеранами войны, легендарными спортсменами, посещение памятников, знакомство с региональными памятными событиями и этно-национальными традициями).
При этом тренеры-преподаватели особое внимание уделяют методическому разнообразию учебно-тренировочных занятий, в том числе использованию игр и музыкальному сопровождению УТП.
При анализе организационно-психологических особенностей профессионализма (компетентности) тренера, специалисты считают чрезвычайно важными в равной мере такие черты как оптимизм, энтузиазм, умение общаться в быту, в экстремальных ситуациях (во время соревнований), умение подавать положительный пример, поддерживать веру своих учеников в победу, требовательно-уважительно относиться к своим подопечным.
ВЫВОДЫ
В результате исследования было выявлено, что у большинства из опрошенных девушек-боксеров сборной команды ДВФО и Приморского края достаточно высокий уровень притязаний, но только у небольшого числа есть стремление к наивысшим достижениям, тогда как более высокие ожидания у тренеров-преподавателей. Выявлен дефицит проявления позитивных эмоций со стороны наставника, а также недостаток в отдельных компонентах подготовки, в том числе психологической. Более трети девушек-боксеров указывают на недостаточное восстановление после тяжелых нагрузок и травм, в отличие от наставников, которые убеждены, что всегда в должной мере уделяют внимание средствам и методам восстановления.
Абсолютное большинство наставников не осознают в полной мере отрицательные стороны своей личности, отмечая в качестве таких лишь излишнюю доброту и суетливость. Часть специалистов ощущает недостаток знаний и навыков в области в различных областях психологии, и отмечает, что нуждается в обучении на специализированных курсах, семинарах и на ФПК.
Таким образом, выявленные особенности спортивной мотивации девушек-боксеров и некоторые противоречия с мнениями наставников, позволяют своевременно вносить коррективы в реализацию процесса психологической подготовки, что при должном подходе будет способствовать повышению результативности соревновательной деятельности.
1. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. Перевод с английского Ю.Л. Ханина. Москва: ФиС, 2008.
2. Блеер А.Н., Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Москва: Питер, 2015.
4. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
5. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра. Современная психология мотивации. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002.
6. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие. Москва: «Советский спорт», 2014.
7. Ганоль А.А. Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2011.
8. Кузнецов С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорт. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.
9. Светлова А.А. Взаимосвязь спортивной результативности и ролевых ожиданий спортсменов-юниоров от тренера. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.
10. Практические занятия по психологии: пособие для институтов физ. культ. Под редакцией Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. Москва: ФиС, 1989. References
1. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte. Perevod s anglijskogo Yu.L. Hanina. Moskva: FiS, 2008.
2. Bleer A.N., Suslov F.P., Tyshler D.A. Terminologiya sporta. Tolkovyj slovar'-spravochnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.
3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Moskva: Piter, 2015.
4. Grec I.A. Rekordnye sportivnye dostizheniya zhenschin v aspekie polovogo dimorfizma. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
5. Leont'ev D.A. Ot instinktov - k vyboru, smyslu i samoregulyacii: psihologiya motivacii vchera, segodnya, zavtra. Sovremennaya psihologiya motivacii. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2002.
6. Yakovlev B.P. Motivaciya i 'emocii v sportivnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva: "Sovetskij sport", 2014.
7. Ganol' A.A. Gendernye osobennostiistruktura motivacii vybora 'ekstremal'nyh vidov sporta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2011.
8. Kuznecov S.A. Osobennosti motivacii sportsmenov komandnyh i individual'nyh vidov sport. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.
9. Svetlova A.A. Vzaimosvyaz'sportivnojrezul'tativnostiirolevyh ozhidanijsportsmenov-yuniorovot trenera. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.
10. Prakticheskiezanyatiya popsihologii: posobie dlya institutov fiz. kul't. Pod redakciej D.Ya. Bogdanovoj, I.P. Volkova. Moskva: FiS, 1989.
Статья поступила в редакцию 30.11.18
УДК 378
Pospelova Yu.P., senior teacher, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia
(Moscow, Russia), E-mail:jpospelova@mail.ru
SELF-EDUCATION AS PURPOSEFUL COGNITIVE ACTIVITY OF A BACHELOR ON INTERNATIONAL RELATIONS: THEORY AND PRACTICE. The article deals with an ability to self-education, formation of culture of self-education as a key component of the creative personality of a specialist of any professional orientation, including bachelor of international affairs. An important feature of the self-educational activity of an individual is that such activity depends primarily on the subject itself, i.e. the process of self-education is an active, motivated, purposeful human activity, which is managed by him in order to master certain professional competencies in the field of science, technology, culture, political life, etc. If the process is successful, self-education becomes an integral part of professional education.
Key words: specialists of international relations, self-education, specialists professional culture, specialists personal characteristics, BA student of international relations.