УДК 796.015.1
В. В. КОЗИН А. В. ЗЫКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СПОРТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИГРЫ
В исследовании теоретически обоснована спортивная двигательная ситуация с позиции деятельностно-ориентированной модели игры как модель в тактико-технической подготовке спортсменов игровых видов спорта. Отмечено, что в основе моделирования лежит следующий принцип — в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Ситуативность элементов сложной системы, к которой относится тактико-техническая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.
Ключевые слова: спортивная тренировка, техника, тактика, моделирование, ситуация.
Актуальность. Современные спортивные игры отличаются большими физическими и психологическими нагрузками. Их существенной и принципиальной характеристикой является значительное увеличение объема тактико-технических действий игроков при постоянном дефиците времени в жестком противоборстве с соперником [1, 2]. Отсюда в процессе игры возникает множество экстремальных игровых ситуаций, являющихся своего рода неблагополучными, по мнению субъекта, при возникновении которых он должен внести в них изменения и минимизировать ожидаемый ущерб.
Экстремальные игровые ситуации невозможно избежать, они возникают в связи с прямыми факторами соревновательной деятельности, провоцирующими возникновение этих ситуаций. Успешность и надежность двигательной активности во многом зависит от способности спортсмена заметить формирование или хотя бы уже сформировавшуюся игровую ситуацию на ранней стадии, разобраться в ней и найти правильный и доступный выход из нее [3, 4]. Поэтому спортсменов в процессе тактико-технической подготовки необходимо обучать данным компонентам и совершенствовать игровую деятельность, учитывая принципы ситуационного подхода.
Результаты и их обсуждение. Ранее проведенные исследования показали возможность осуществления двигательной активности с учетом следующих компонентов: предваряющее само действие формирование его сенсорной модели, т.е. представления о комплексе должных восприятий; реальные восприятия, формируемые у субъекта в процессе осуществления двигательной активности; сличение (сопоставление, сравнение) этих восприятий с должными, определение и оценивание рассогласований с ними; формирование и корректировка системы телодвижений и движений [5, 6].
Данная сенсорная модель является интегративной в структуре движения и образования ситуации.
В настоящее же время, учитывая кибернетический и ситуационный подходы, целесообразно говорить не о просто сенсорной модели, а о динамичной, алгоритмизированной в локализационном и временном планах афферентной программе — как афферентном компоненте внутреннего действия. При этом необходимо иметь в виду не только восприятия, но и образы как более развитые и обобщающие, экономичные и тоньше дифференцируемые информационные комплексы [7].
Мы придерживаемся позиции, при которой ситуация выступает не как подлинная реальность, ее часть, внешние и/или внутренние реальные условия. Ситуация не вещественна, не материальна, существует лишь как многоступенчатое отображение подлинной реальности, как производное от восприятий, образов, впечатлений, оценок — от субъективных отображений внешних факторов и личностных особенностей. Ситуация — мысленная модель конкретной подлинной реальности, но сформированная не прямым ее моделированием, а посредством предварительного формирования субъективной мысленной схемы подлинной (воспринимаемой) реальности — моделированием уже на основе этой схемы.
Ситуация в большей или меньшей степени строго ориентирована на осуществление намеченного (запланированного) фрагмента деятельности того или иного иерархического уровня. План этого фрагмента и ситуация взаимно влияют друг на друга. Известно, что восприятия, а значит, и дальнейшее осмысление, зависят, в частности, от установки человека и намеченного им пути реализации цели [4, 8].
В качестве онтологической базы, позволяющей рассматривать экстремальную игровую ситуацию с обозначенных выше позиций, нами выбраны
концепции материалистического дуализма и дея-тельностного дуализма.
Исходя из их содержания следует: материальное первично, а идеальное вторично, производно от материального, но нельзя забывать, что оно и влияет на материальное. Материальное не только непосредственно, но и опосредствованно через идеальное и через зависящую от него функцию изменяет материальное, а идеальное не только непосредственно, но и через материальное изменяет идеальное. Материальное и идеальное в этом аспекте представляют собой единство противоположностей (материалистический дуализм).
Проявляя активность, мы действуем в реальном, материальном мире, при этом руководствуемся своими субъективными представлениями о нем. В этом состоит дуализм — двойственность нашей активности. В управлении ею мы опираемся не на реальное, а на идеальное, совсем не обязательно адекватно отражающее подлинную реальность, материальный мир. Хотя обычно мы и стараемся по возможности правильно отражать существенные для нас компоненты подлинной реальности, но далеко не всегда и не во всем это нам удается. Порой мы сознательно искажаем реальность и часто «видим» то, что ожидаем (деятельностный дуализм).
Материальные объекты, явления, процессы существуют и объективно влияют на нас, но в нашем сознании существуют не они, а представления о них. Согласованная реальность, основанная на знаниях и опыте всего человечества, больше соответствует истинной реальности. Поэтому мы стараемся, чтобы наша воспринимаемая реальность меньше отличалась от согласованной, была как можно ближе к ней по содержанию и структуре. Но, помимо ограниченности наших возможностей в получении адекватной информации об истинной реальности, на формировании ее схемы (воспринимаемой реальности) и целевой модели (ситуации) весьма существенно отражаются наши личностные свойства, взгляды, психологическая установка, вместо значений выступают смыслы (личностные значения), происходит обращенное на себя осмысление наблюдаемой реальности.
В спортивную двигательную ситуацию как целевую модель реальности должно входить то, что может оказаться существенным для формирования соответствующей спортивной двигательной задачи и для ее решения. Ситуация — динамичная модель, реагирующая на изменение восприятий и оценок как внешних, так и внутренних условий, оперативно перестраиваемая, и потому она одновременно, с одной стороны, зависит от процесса формирования спортивной двигательной задачи, а с другой — сама влияет на него [9].
Между тем простой схемой нельзя отобразить сложную систему, передать сложность структуры рассматриваемых процессов. Однако можно выделить наиболее общие компоненты этой системы:
— факторы (явления, закономерности, воздействия, влияния), которые существуют или возникают вне зависимости от субъекта, партнеров, противников, тренеров, судей;
— внутренние условия (внутренняя среда), под которой понимается текущее и оперативное состояние организма субъекта активности;
— материальная среда, включающая в себя и прямо значимые для осуществления намеченной двигательной активности неживые объекты, и всех людей, так или иначе участвующих в совместной
двигательной активности либо как-то иначе существенно с ней связанных (позиционеров ситуации), в том числе и самого субъекта ситуации; но живые объекты рассматриваются здесь только как источники или объекты механических воздействий (исключая их психику).
— мотивационный комплекс;
— сформированная субъектом ситуация: формирование и решение спортивной двигательной задачи ориентировано на ситуацию, теснейшим образом связано с ней, поскольку ее решение протекает в реальности, моделируемой этой ситуацией, а ситуация формируется субъектом на основе предвидения решения именно этой конкретной двигательной задачи;
— представление субъекта ситуации о состоянии и намерениях других позиционеров ситуации.
Формирование ситуаций — практически непрерывный процесс, если иметь в виду то обстоятельство, что реальность все время изменяется, подчас (в том числе в спорте) очень быстро, и потому все время нужно преобразовывать ее модель — ситуацию. Чтобы сформировать ситуацию, адекватную реальности, необходимо обладать информацией о ней [10]. Это требует от субъекта соответствующих знаний, способности экстраполировать развитие реальности (внешней и внутренней), способности успешно рефлексировать тактико-технические действия партнеров и противников, их изменения и решения в изменяющихся условиях [11]. Добавим, что делать это часто приходится в условиях жесткого дефицита времени, крайне затрудняющего сбор достаточной и достоверной информации.
По мере решения задачи реальность изменяется как в связи с активностью спортсмена, так и под влиянием других факторов — следовательно, соответственно должна изменяться и ситуация. В благоприятном случае, в результате активности всех позиционеров ситуации, она постепенно трансформируется в планируемую конечную ситуацию решения двигательной задачи. В неблагоприятном — конечная ситуация отличается от запланированной, так что цель может оказаться реализованной неудовлетворительно или даже не реализованной вообще.
В заключение стоит отметить, что ситуация динамична (меняется во времени). Осуществлять ее изменение адекватно реальности особенно трудно, если реальность меняется быстро и мало поддается контролю со стороны спортсмена-субъекта: он не только не успевает или по другим причинам не может получить необходимую информацию, но даже ту, которую получил, не успевает нужным образом «переработать». Из-за этого он вынужден действовать интуитивно, на основе неполной информации, опираясь на аналогии. Процесс преобразования ситуаций пока не исследован и требует более пристального внимания.
На практике остро стоит вопрос восприятия ситуации спортсменом и квазиситуация тренера, которые в разной степени не совпадают, что часто становится причиной разногласий между ними в оценках выполнения задания. Такое несовпадение, с одной стороны, результат различного сенсорного восприятия, а с другой — различны понимание происходящего, установки, оценки возможностей, опыт анализа, знание путей и способов эффективного поведения в сходных случаях.
Заключение. Существующие трактовки в различных литературных источниках представляют
№
О
СП
Е
Т
ситуацию как реальность, которая существует отдельно от субъекта и которую субъект, по своему усмотрению, может выбирать. Однако ситуация и реальность — разные предметные области, отсюда происходит путаница и неправильное истолкование определения «ситуация».
В свою очередь, «ситуацию» предлагается понимать как модель схемы в сознании субъекта, с возможностью моделировать прошлое (ретроспективная ситуация), настоящее (текущая ситуация), будущее (прогнозируемая или проспективная ситуация). Ситуация, в данном случае, выступает не как реальность, а как динамическая схема (модель) в сознании субъекта.
Целью для спортсмена является преобразование исходной «ситуации» в желаемую. Однако относительно игровых видов спорта, где ежесекундно меняются условия, а вместе с тем задачи и сама игровая ситуация, остается вопросом, где начинается и заканчивается последняя. Точнее сказать, сколько задач должно быть в одной ситуации, какого они должны быть масштаба и каким образом происходит восприятие условий для обозначения игровой ситуации. На данном этапе эти вопросы остаются открытыми, оставляя почву для размышлений специалистам в области физической культуры, спорта и тренерам.
Спортсмен стремится изменить исходную ситуацию в желаемую, т.е. в конечную цель либо в ситуацию, способствующую эффективному, благоприятному, безопасному продолжению действий спортсмена. Отсюда следует, что и другие спортсмены стремятся к тому же. Однако в силу того, что умственные процессы восприятия окружающей реальности у всех различны, может произойти рассогласованность действий партнеров по команде и неправильное представление о действиях противоборствующих игроков.
В виду того, что реальность никогда не стоит на месте, а постоянно меняется, находится в движении, формирование ситуаций и выполнение действий спортсменом осуществляется при помощи экстраполяции. Субъект должен стремиться к уменьшению различия между программируемой, желаемой, конечной ситуацией и реальностью, в которой он окажется. Чем меньше будет это различие, тем меньше придется затрачивать умственных и физических сил по устранению этого несоответствия. Тренер также должен понимать, что, как и почему выполняет спортсмен. А для этого представить себе его ситуацию и всю ее динамику. При этом он должен не только представить себе все «глазами и сознанием спортсмена», что сделать непросто, но и оценивать ее с позиций спортсмена.
Одной из важнейших составляющих адекватного, целесообразного оценивания, понимания, взаимодействия и противодействия между спортсменами, тренерами, судьями, зрителями будет являться стремление к формированию максимально схожих «ситуаций» — их типизации.
Представленные результаты позволяют проанализировать деятельность спортсменов с новой
точки зрения, рассмотреть проблему восприятия и принятия решения спортсменами с позиции ситуационного подхода.
Библиографический список
1. Козин, В. В. Характеристика технико-тактической деятельности нападающих баскетболистов 15 — 17 лет в условиях противодействий защитников / В. В. Козин // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2010. — № 2. — С. 35-41.
2. Суворов, В. В. Моделирование упражнений на основе типологической структуры двигательных циклов футболистов в матче / В. В. Суворов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 86-89.
3. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3. - С. 53-55.
4. Коренберг, В. Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие / В. Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.
5. Терехов, В. А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задачи (эвристика) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Терехов. - М., 1967. - 18 с.
6. Турецкий, Б. В. Особенности принятия решений в ситуациях рефлексивного управления при единоборстве фехтовальщиков / Б. В. Турецкий // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 11. - С. 13-16.
7. Коренберг, В. Б. К теории спортивной двигательной активности / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 7-11.
8. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2014. - № 1 (125). - С. 167-172.
9. Сираковская, Я. В. Игровой метод как средство сопряжения технико-тактической и психологической подготовки в спортивном ориентировании / Я. В. Сираковская, О. В. Ильичева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 20. -№ 3. - С. 110-113.
10. Юсупова, Н. И. Поиск траекторий движения многозвенного манипулятора в сложном трехмерном пространстве / Н. И. Юсупова // Вестник Уфимского гос. авиац. техн. ун-та. -2007. - Т. 9. - № 2. - С. 71-75.
11. Бальсевич, В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 57-62.
КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея.
ЗЫКОВ Александр Викторович, аспирант кафедры теории и методики футбола и хоккея. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.06.2015 г. © В. В. Козин, А. В. Зыков