https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.2.14
Ахмадуллина Жанна Вячеславовна
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ АВСТРАЛИЙСКОГО
СОЮЗА
В статье анализируется место спорта в культурной политике Австралии; исследуется, как деятельность правительства этого государства по популяризации спорта влияет на образ жизни граждан Австралийского Союза, укрепляет национальное самосознание и приобщает к здоровому образу жизни. Особое внимание в работе уделяется тому, как правительство Австралии решает важные международные проблемы за счет спортивной дипломатии, ставшей надежным инструментом австралийской "мягкой силы". Автор считает, что австралийский опыт обращения к спорту в сплочении граждан страны, воспитания их в духе патриотизма, привития уважения к иному культурному коду, повышения престижа государства на международной арене требует внимательного изучения и творческого использования в Российской Федерации.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/2/14.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 2. C. 75-81. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Социальная философия
Боаа! РИИозорИу
УДК 130.2 Дата поступления рукописи: 23.12.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript2019.2Л4
В статье анализируется место спорта в культурной политике Австралии; исследуется, как деятельность правительства этого государства по популяризации спорта влияет на образ жизни граждан Австралийского Союза, укрепляет национальное самосознание и приобщает к здоровому образу жизни. Особое внимание в работе уделяется тому, как правительство Австралии решает важные международные проблемы за счет спортивной дипломатии, ставшей надежным инструментом австралийской «мягкой силы». Автор считает, что австралийский опыт обращения к спорту в сплочении граждан страны, воспитания их в духе патриотизма, привития уважения к иному культурному коду, повышения престижа государства на международной арене требует внимательного изучения и творческого использования в Российской Федерации.
Ключевые слова и фразы: спорт; культурная политика; образ жизни; национальное самосознание; спортивная дипломатия; «мягкая сила»; культурный код; патриотизм; мигранты; Австралия; Россия; глобализация.
Ахмадуллина Жанна Вячеславовна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана slavaah@yandex. т
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ АВСТРАЛИЙСКОГО СОЮЗА
Актуальность исследования заявленной темы заключается в социально-философском осмыслении использования спорта в сплочении австралийских граждан, продвижении интересов Австралийского Союза на международной арене, создании привлекательного имиджа этого государства среди австралийских и зарубежных граждан, что способствует решению многих проблем в политике, экономике, демографии и т.д. Изучение теории и практики использования спорта в рамках культурной политики Австралийского Союза - многонационального и поликонфессионального государства, во многом сходного с нашей страной, - является важным для Российской Федерации. Оба государства предоставляют тысячам иностранцев работу на длительный срок, создают более привлекательные условия жизни, чем на родине у большинства приезжих, дают многим мигрантам гражданство. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечено, что наше государство выступает за создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов сотрудничества, расширение взаимодействия в области культуры [10]. Поэтому перед Россией, которая входит в АТР, стоит необходимость выстраивания отношений со странами этого региона, среди которых Австралия занимает одно из ведущих мест.
Представленные аргументы показывают важность проведения исследования по заявленной теме. В связи с этим исследователь поставил перед собой цель: расширить осведомлённость властных структур, в первую очередь МИД РФ, а также научного сообщества нашей страны о части тех методов, благодаря которым руководство Австралии решает многие проблемы на своей территории и за её пределами. За последние годы изучение влияния миграционных потоков на экономику было в фокусе внимания многих государственных структур и ученых, но при этом очень мало трудов, в которых бы анализировалась роль спорта в контексте культурной политики государств. В связи с этим полагаем, что основная задача данной работы заключается в определении основных направлений использования спорта Австралийским Союзом в рамках культурной политики на своих граждан, мигрантов, приехавших на работу и на постоянное жительство, а также в продвижении интересов Австралии на международной арене, особенно на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Научная новизна работы состоит в выделении основных форм социокультурного влияния, основанных на спорте, на все слои населения Австралии, а также соседних государств. Практическая значимость работы заключается в подготовке на основе австралийского опыта ряда рекомендаций по использованию спорта в культурной политике Российской Федерации с целью сплочения нашего общества, адаптации мигрантов к российским реалиям, снижения конфликтного потенциала между иностранцами и гражданами нашей
страны, роста авторитета общин наших соотечественников, постоянно проживающих за пределами России, усиления влияния Российской Федерации в мире.
К сожалению, в силу разных причин российские ученые, за редким исключением, не анализировали роль спорта в австралийском обществе [2]. Тем не менее среди отечественных исследователей роли и значения спорта в жизни социума имеются авторитетные специалисты. Мы полагаем, что наиболее взвешенную позицию занимает доктор философских наук, профессор В. И. Столяров. По его мнению, спорт является частью культуры, но его роль меняется под влиянием тех или иных социально-исторических условий. Вместе с тем спорт, испытывая воздействие экономики, политики и т.д., в свою очередь, влияет на них [1; 3; 8; 11; 12].
Успехи Австралии, усиливающей свое влияние на государства Азиатско-Тихоокеанского региона и интегрирующей в австралийское общество немалый поток мигрантов, во многом связаны с опорой на выверенную культурную политику, неотъемлемой частью которой является спорт. Его развитию руководство Австралийского Союза уделяет большое внимание, что отражено в значительном массиве документов, регламентирующих культурную политику. Так, в документе от 2008 года «Австралийский спорт: новые вызовы и направления» спорт рассматривается как особая часть культуры Австралии, позволяющая не только укрепить физическое здоровье каждого отдельного человека, но и сплотить народ, несмотря на расовые, религиозные и другие различия между людьми. Спорт признается также эффективным инструментом укрепления международного авторитета страны [15]. Особый интерес представляют справочники «Жизнь в Австралии», выпущенные в 2007 и в 2016 годах для лиц, планирующих длительное проживание в стране, а также пособие 2014 года, название которого говорит само за себя, - «Австралийское гражданство: наша общая связь». В этих изданиях спорт показан как важнейший идентификатор австралийской нации, а его всестороннее развитие заявлено в качестве важнейшей задачи государства [14; 25; 26].
В 2013 году был принят ключевой документ культурной политики Австралийского Союза - «Творческая Австралия». В нём заявлено, что спорт, наряду с искусством и религией, служит маркером культуры Австралии, а достижения в спорте приравниваются к успехам Австралии в сфере образования, науки и технологических инноваций [22].
Следует также отметить, что с 2016 года активно работает специальная социальная программа - «Будь включённым». Она предоставляет мигрантам, особенно беженцам и их детям, несколько каналов для глубокого изучения Австралии, но один из главных - спортивная культура этой страны. В реализации этой программы участвует большое количество добровольцев, в их числе - известные австралийские спортсмены [28].
Анализ содержания официальных документов позволяет сделать вывод, что правительство Австралии прилагает значительные усилия, чтобы спорт стал неотъемлемой частью образа жизни всех слоев населения, независимо от их социального положения, а также этнической и религиозной принадлежности. Особое внимание уделяется наиболее уязвимым социальным группам (дети, женщины, люди с ограниченными физическими возможностями и маргиналы). Реализуя эти программы, правительство ориентируется на то, что регулярные занятия спортом улучшают когнитивное развитие личности, повышают социальную активность, снижают уровень конфликтности и помогают в решении многих социально значимых задач. При этом принимаются во внимание демографические прогнозы учёных, в соответствии с которыми через 20 лет основная масса мигрантов будет представлена выходцами из Азии, Ближнего Востока и Африки - регионов со своими ярко выраженными специфическими культурными, в том числе спортивными, традициями [24; 31].
По мнению руководства Австралийского Союза, спорт - неотъемлемая составляющая образа жизни страны, выражающая восприятие её гражданами самих себя и отношение к себе остального мира, что в итоге помогает сплачивать не только отдельные семьи, общины и регионы, но и всю нацию в целом. Особого внимания заслуживает вывод правительства, что именно спорт как никакой другой элемент культуры объединяет австралийцев [15]. Поэтому для его всестороннего изучения в 1981 году был учреждён Австралийский институт спорта (г. Канберра). При этом некоторые австралийские профильные специалисты отмечают, что его создание в национальный праздник - День Австралии - стало началом философского осмысления спорта и его развития на научной основе [35].
Следует отметить, что спорт как многосложное социокультурное явление активно анализируется учёными, общественными деятелями и профильными специалистами Австралии. Они рассматривают его как систему социальных явлений, состоящую из спорта высоких достижений, массового спорта, специальных социальных институтов (спортивные союзы, движения, клубы и т.д.) и формирующихся социальных отношений, ценностей, принципов, норм и правил при подготовке и проведении спортивных мероприятий. Например, писатель Д. Хидон считает, что спорт для культуры Австралии даже более значим, чем для любой другой страны [34]. Профессор Х. Вестербик, директор Института спорта, физической культуры и активной жизни в Университете Виктории, отмечает, что из-за отсутствия длительной истории государственности именно спорт стал одним из основных средств выражения австралийской идентичности. Профессор Д. Шилбури и профессор Л. Феркинс из Университета Дикина в Мельбурне рассматривают спорт как важный культурный элемент, способствующий успеху Австралии на международной арене и росту национального самосознания её граждан [27].
Действительно, одной из своих базовых социокультурных характеристик австралийцы считают массовое увлечение спортом. По нашему мнению, это следствие того, что приобщение к спорту начинается с ранних лет и охватывает практически все возрастные и социальные группы населения. Степень развития спортивной индустрии, количество и качество проведения международных соревнований в Австралии позволяют констатировать: спорт стал одним из ключевых элементов культуры страны, помогающим преодолевать объективные
трудности, порождённые глобализацией. При этом государственное финансирование спорта расценивается как эффективный инструмент, функционирующий в интересах всей нации, а не только отдельно взятых спортсменов. Успех победителей в том или ином соревновании, как правило, увязывается с определённым местом их проживания и с конкретной общиной. Это позволяет существенно повысить престиж региона и сообщества, выходцами из которых являются спортсмены. Этот подход работает на формирование такой важной аксиологической категории, как патриотизм, любовь к Австралии как стране, создающей всем её гражданам широкие возможности для самореализации. Поэтому государство оказывает значительную поддержку спорту, особенно тем его видам, которые наиболее ярко отражают культуру Австралии. В этом смысле австралийский футбол - пример того, как работает придание ему национального колорита, как в названии, так и в изменении правил классического английского футбола [20].
Отметим, что целый ряд профильных исследований австралийских учёных показал, что спорт также помогает коренным народам повысить их самооценку, преодолеть существующую дискриминацию, значительно снизить количество суицидов и усилить интеграцию в австралийский социум. Поэтому федеральное правительство и органы власти штатов осуществляют соответствующий комплекс мероприятий и в этом направлении. Усилия властных структур и общественности по внедрению спорта в повседневную жизнь коренного населения Австралии дали положительные результаты и стали заметным социальным явлением. Так, здесь существует «Зал спортивной славы аборигенов и жителей островов Торресова пролива», в котором отмечены более двухсот спортсменов, ставших гордостью страны [19; 30].
В последние годы в Австралии наблюдается стойкая тенденция к возрождению традиционных спортивных состязаний среди коренного населения, таких, как кинтэн (похож на баскетбол), вонэ (подобие крикета), кокэн (сходен с хоккеем), кулш (аналог боулинга) и т.д. В популяризации спортивных игр коренного населения активную роль играет правительство страны. Так, в 2008 году Австралийская спортивная комиссия разместила на своём сайте обширный перечень таких игр с их историей и правилами, а также адресами мест, где этим играм обучают [36].
Такая активная социокультурная деятельность служит консолидации австралийцев, вызывает интерес коренных жителей и воспитывает их уважение к культурному наследию, делает школьное обучение более привлекательным, улучшает социальное взаимодействие.
Власти Австралии уделяют много внимания интеграции в австралийское общество носителей разных культур. С аксиологических позиций представляется важным отметить, что официальная установка институтов австралийского государства заключается в следующем. Во-первых, культура всегда разнообразна, и не существует так называемого типичного австралийца, хотя у граждан много общих ценностей. Во-вторых, новых граждан страны нацеливают на поддержку собственной этнической культуры и ознакомление с ней окружающих [21]. Более того, власти всех уровней и различные общественные организации популяризируют спорт через разветвлённую и эффективно функционирующую систему спортивных музеев [16; 30].
В настоящее время в австралийском обществе популярна идея, что спорт - один из инструментов преодоления культурных барьеров и развития толерантности. Поэтому правительство рассматривает спорт в двух аспектах. Во-первых, как универсальный язык, играющий важную роль в демонстрации австралийской идентичности и пропаганде ценностей её культуры. Во-вторых, как эффективный инструмент международной политики, помогающий выстраивать добрососедские отношения Австралии с другими государствами. Официальная позиция правительства Австралии, настаивающей на необходимости многопланового развития спорта во всех слоях общества, разъясняется даже на официальном сайте Министерства иностранных дел и торговли: спорт укрепляет физическое и психическое здоровье населения, помогает создавать социальную гармонию между представителями разных народов, а также объединяет нацию, особенно когда австралийцы выступают на международных соревнованиях [29].
С учетом роста престижа Австралии как государства, проводящего международные соревнования и активно распространяющего своё влияние в мире через спорт, представляется корректным вывод о предстоящем экспоненциальном росте значимости спорта в культурной политике Австралии, повышении его роли как во внутренней, так и во внешней политике. Подтверждает наш вывод то, что популяризацией спорта внутри страны и за ее пределами занимается значительное количество государственных и общественных организаций. Особую роль в этом процессе правительство отводит Министерству иностранных дел и торговли, Австралийской комиссии по спорту, Австралийской торговой комиссии, а также Австралийскому институту спорта и Олимпийскому комитету Австралии. Как показывает анализ содержания официальных сайтов правительства Австралийского Союза, в государстве эффективно действует более 140 спортивных объединений национального масштаба, а также нескольких тысяч организаций более низкого уровня. С нашей точки зрения, эти количественные и качественные показатели во многом стали следствием эффективной деятельности государства по пропаганде спорта и здорового образа жизни среди австралийских граждан.
Анализ содержания документов австралийского правительства, посвященных спорту, а также перечень его популяризаторов показывают, что спорт, кроме выполнения своего функционального предназначения, стал ещё и эффективной «мягкой силой», используемой для решения задач как внутренней, так и внешней политики. Поэтому правительство Австралии широко применяет такие специфические термины, как «спортивная дипломатия» и «умная спортивная дипломатия». Примечательно, что, по мнению руководства Австралии, спортивная дипломатия позволяет решать даже более широкий спектр задач, чем традиционная,
поскольку она действенно оказывает и непосредственное, и косвенное влияние на более значительную по масштабу аудиторию - не только на своё население, но и на граждан других государств [32].
Следует отметить, что спортивная дипломатия Австралии опирается на специализированные программы, в которых учитываются особенности различных регионов мира. Так, в 2015 году правительство Австралии приняло амбициозную «Стратегию спортивной дипломатии Австралии 2015-18» [17]. В этом документе много внимания уделяется необходимости показа мировому сообществу того, что спортивные команды Австралии, состоящие из представителей разных народов, являются ярким доказательством превращения страны в одну из ведущих спортивных держав мира и престижную международную площадку для соревнований. Авторы «Стратегии» особое внимание уделили необходимости возрастания влияния Австралии на молодежь, женщин и новых социальных лидеров через австралийские диаспоры Индо-Тихоокеанского региона, а также на общины жителей этого региона, обосновавшиеся в Австралии. Итогом этих комплексных усилий должно стать непрерывное повышение качества спортивных связей и усиление социокультурного влияния Австралии на весь Индо-Тихоокеанский регион.
Как показывает проведённый анализ, идеология, заложенная в «Стратегии», популяризируется в многочисленных видеороликах и интервью выдающихся спортсменов Австралийского Союза [23]. Такие публичные выступления играют важную роль в демонстрации национальной идентичности граждан Австралии, подчеркивают их ценности и самобытную культуру, что, безусловно, позволяет формировать успешный имидж страны не только как спортивной державы, но и как государства, создающего благоприятные условия для всестороннего развития любого его гражданина.
Мы считаем важным также отметить, что значительную роль в реализации таких социально значимых проектов правительство Австралии отводит добровольцам. Многие из них в своей повседневной работе, взаимодействуя с иностранцами, демонстрируют социокультурные феномены австралийского общества, помогают приезжим понять ментальные особенности и культурные архетипы австралийцев, показывают традиции социальной солидарности, принятые в Австралии. Тем самым они играют весомую роль в развитии доброжелательного отношения к народам Зелёного континента через формирование аксиологических компонентов социальной интеракции.
Приведенные примеры дают возможность сделать вывод, что спорт стал эффективной «мягкой силой», с помощью которой Австралия не только активно формирует собственную идентичность, но и усиливает свои международные позиции под набирающим популярность брендом «австралийский спорт» - прежде всего в Индо-Тихоокеанском регионе.
По нашему мнению, основанному на анализе содержания документов, регламентирующих спортивную дипломатию, официальное руководство Австралии рассматривает её и как «мягкую силу», и как часть своей культурной политики. Такой подход позволяет эффективно усиливать влияние Австралии в ряде стран не только на спортивные процессы, но и на социальную, политическую, экономическую и духовную сферы в целом. Особенно ярко это проявляется на примере государств Индо-Тихоокеанского региона, где наиболее активно культивировались виды спорта, популярные у граждан Зеленого континента.
Анализ опыта спортивной дипломатии Австралии показывает, что она повышает престиж государства на международной арене, является эффективной социальной технологией прежде всего по отношению к государствам, имеющим достаточно тесные контакты с Австралийским Союзом. Исходя из этого, мы считаем целесообразным, чтобы этот позитивный опыт Российская Федерация распространяла на постсоветские государства, в первую очередь на страны СНГ.
Изучение опыта Австралийского Союза позволяет утверждать: спорт даёт возможность добиваться социально значимых результатов - сплачивать граждан страны, воспитывать их в духе патриотизма, прививать уважение к иным культурам, преодолевать ксенофобию. Спорт помогает австралийцам с новых позиций посмотреть на самих себя и понять, как они воспринимаются представителями мирового сообщества, прежде всего гражданами соседних государств. Именно поэтому в последние годы руководство Австралии принимает действенные меры, которые позволили использовать спорт в том числе в качестве эффективного инструмента влияния на население собственной страны и на граждан других государств. Кроме того, что спорт отражает духовные ценности австралийцев, он стал важным средством экономического роста Австралии за счет притока инвестиций.
В современном мире под воздействием глобализации происходит взаимопроникновение культур, что, в свою очередь, способствует развитию как минимум трёх процессов. Во-первых, разрушаются привычные нормы и обычаи, связанные с традиционной культурой того или иного государства и народов, его составляющих (при этом возникает опасность ассимиляции).
Во-вторых, начинает работать многоуровневая система сохранения разнообразия культур из-за усиления этнических, религиозных, экономических, политических и других факторов. В-третьих, создаются новые положительные аксиологические доминанты, которые помогают слому отживших национальных стереотипов поведения и становятся основой для укрепления диалога культур и их взаимообогащения.
Таким образом, спорт, охватывающий многочисленную аудиторию, может служить фундаментом процесса налаживания взаимопонимания представителей различных культур. Анализ культурной политики Австралийского Союза показывает, что грамотно выстроенная политика внедрения различных видов спорта в общество способствует утверждению ценностных оснований, помогающих культурно разнородным этносам формировать единое общее социальное пространство и усиливать международный авторитет и влияние своего государства. Такая культурная политика способствует сохранению и укреплению межсубъектных
связей, как на уровне отдельных людей и общин, так и на межгосударственном уровне, формирует нравственные идеалы и духовные ценности, развивает экзистенциальные и аксиологические доминанты, позволяющие избежать унификации этносов австралийского социума под негативным воздействием глобализации.
Наши выводы во многом сходны с идеями других исследователей. По мнению доктора исторических наук, руководителя Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Л. М. Дробижевой, основными объектами враждебности и ксенофобии в различных регионах РФ становятся инокультурные мигранты [5]. Кандидат политических наук Т. Т. Гантамиров также считает, что эпоха глобальных преобразований существенно повлияла на характер межнациональных отношений, выявив значительный межэтнический конфликтный потенциал, поэтому крайне важно понять особенности социокультурной среды общества, в котором живут граждане [4].
Популяризация разных видов спорта позволяет использовать его в качестве действенного средства, стимулирующего приток в Австралию мигрантов, для которых спорт становится эффективным способом коммуникации и адаптации к новым реалиям. Привитие интереса и любви к популярным у австралийцев видам спорта как базовым элементам культуры их нации способствует более мягкой интеграции мигрантов в социум их новой родины.
Спорт успешно используется руководством Австралии в качестве эффективной «мягкой силы», позволяющей усиливать международное влияние, прежде всего в Индо-Тихоокеанском регионе. Это подтверждается ростом рейтингов спортивных передач, успешностью австралийских спортсменов, непрерывным совершенствованием спортивной базы страны, её активной и эффективной спортивной экспансией в соседние страны. Всё это позволяет прогнозировать укрепление ресурсной базы австралийской спортивной дипломатии и, соответственно, более активное её использование в ближайшей перспективе.
Спортивная дипломатия Австралии ярко демонстрирует, что она стала эффективным инструментом культурной коммуникации, способствующим популяризации австралийской культуры среди новых граждан и во всем мире.
В соответствии с пунктом «е» 72 статьи Конституции Российской Федерации, вопросы культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [6]. Поэтому анализ австралийского опыта совершенствования культурной политики, частью которой является спорт, имеет большое значение для нашего государства, для сохранения нашего культурного кода. На этом фоне особую актуальность приобретают выводы, сделанные в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»: «Разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан... с участием общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта. <.> Миграционная политика. должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества» [7].
Анализ опыта использования спорта в контексте культурной политики Австралийского Союза дал возможность подготовить рекомендации для органов власти Российской Федерации:
- строительство спортивных сооружений в населенных пунктах, где наблюдается значительный приток иностранных мигрантов, позволит снизить конфликтный потенциал, даст возможность построить дополнительные мосты социального взаимодействия приезжих с россиянами и между собой;
- мы полагаем целесообразным создание в России разветвлённой системы спортивных музеев на территории крупных спортивных центров в каждом субъекте Российской Федерации. Посещение таких музеев и центров для студентов целесообразно сделать льготным;
- в качества меры, усиливающей международное влияние Российской Федерации, необходимо приглашать талантливую спортивную молодёжь из других государств, в первую очередь из постсоветских стран, для обучения спортивному мастерству в нашей стране. В случае получения ими гражданства России способствовать развитию их спортивной карьеры, например, в качестве тренеров в государствах, откуда они приехали и где могут относительно легко адаптироваться, благодаря знанию языка, культурных реалий и особенностей менталитета населения. Это будет также способствовать и распространению наших культурных ценностей, в том числе укреплению позиций русского языка;
- необходимо практиковать по линии МИД РФ, прежде всего Россотрудничества, поездки ведущих спортсменов нашей страны для проведения мастер-классов в зарубежные города, где проживают общины наших соотечественников. Такие мероприятия будут способствовать укреплению связей таких общин с Россией, росту их влияния в странах пребывания, усилению позиций Российской Федерации в таких странах;
- необходимо внести изменения в Концепцию внешней политики Российской Федерации и в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», которые институализируют отечественную спортивную дипломатию и позволят ей стать действенным сегментом «мягкой силы» России [7; 13]. Более того, опыт Австралии со всей очевидностью показывает необходимость разработки и принятия в России отдельного закона о спортивной дипломатии. Такие меры создадут новые возможности для решения международных задач, стоящих перед нашей страной, в том числе по усилению позиций России как одного из влиятельных центров современного мира, поддержке российских диаспор, укреплению партнерства с иностранными государствами, международными и национальными спортивными организациями. Это также усилит позиции нашей культуры, в том числе русского языка и российских СМИ, в глобальном информационном пространстве.
Список источников
1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. 316 с.
2. Ботнев С. В. Особенности государственного управления в области спорта в Австралии: дисс. ... к.ю.н. М., 2013. 176 с.
3. Бурков В. Г. Спорт как новое направление дипломатии и культурно-гуманитарного сотрудничества // Клио. 2012. № 1 (61). С. 144-146.
4. Гантамиров Т. Т. Проблемы поиска и конструирования национальной идеи современной России: социально-философский анализ // Манускрипт. 2018. № 7 (93). С. 78-81.
5. Дробижева Л. М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражения вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. № 1 (393). С. 26-36.
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. URL: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 21.08.2018).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640. URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/ content/id/2542248 (дата обращения: 26.08.2018).
8. Наумов А. О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 32-43.
9. О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_310139/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 01.11.2018).
10. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-31122015-n-683/ (дата обращения: 20.10.2018).
11. Столяров В. И. Философия физической культуры и спорта: монография: в 5-ти кн. М.: Издательство СГУ, 2015. Кн. I. Ме-тафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина. 489 с.
12. Столяров В. И., Передельский А. А., Башаева М. М. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (68) - «Физическая культура». М.: Советский спорт, 2015. 461 с.
13. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30. URL: http://static.government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf (дата обращения: 26.08.2018).
14. Australian Citizenship: Our Common Bond [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Home Affairs. URL: https://immi.homeaffairs.gov.au/citizenship-subsite/files/our-common-bond.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
15. Australian Sport: Emerging Challenges, New Directions [Электронный ресурс]. URL: http://www.health.gov. au/internet/main/publishing.nsf/Content/aust_sport_emerg/$file/australian_sport_emerg.pdf (дата обращения: 21.10.2018).
16. Australian Sport: The Pathway to Success [Электронный ресурс]. URL: https://www.health.gov.au/internet/main/ publishing.nsf/Content/aust_sport_path/0/o24file/aust_sport_path.pdf (дата обращения: 24.09.2018).
17. Australian Sports Diplomacy Strategy 2015-18 [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. URL: http://dfat.gov.au/people-to-people/sport/Pages/sports-diplomacy-strategy-2015-18.aspx (дата обращения: 09.09.2018).
18. Australian Sports Diplomacy Strategy 2015-18 [Электронный ресурс]. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/ Documents/aus-sports-diplomacy-strategy-2015-18.pdf (дата обращения: 09.09.2018).
19. Blood G. Magnificent Seven: Indigenous Australian Athletes at Rio Olympics [Электронный ресурс]. URL: http://www.theroar. com.au/2016/07/17/magnificant-seven-indigenous-australian-athletes-rio-olympics/ (дата обращения: 14.08.2018).
20. Browne S., Clarke D., Henson P., Hristofski F., Jeffreys V., Kovacs P., Lambert K., Simpson D. PDHPE application and inquiry: HSC course / with the assistance of the Australian Institute of Sport. Melbourne: Oxford University Press, 2010. 476 p.
21. Civic Participation - Sports and Recreation [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Social Services. URL: https://www.dss.gov.au/our-responsibilities/settlement-services/sports-and-recreation (дата обращения: 03.07.2018).
22. Creative Australia: National Cultural Policy [Электронный ресурс]. URL: http://pandora.nla.gov.au/pan/ 140301/20131021-0820/creativeaustralia.arts.gov.au/assets/Creative-Australia-PDF-20130417.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
23. Department of Foreign Affairs and Trade. Sports Diplomacy Strategy 2015-18 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=UgAtMxVBVRY (дата обращения: 10.09.2018).
24. Intergenerational review of Australian sport 2017 [Электронный ресурс] // Australian Government. Australian Sports Commission. URL: https://www.sportaus.gov.au/nationalsportplan/downloads/Intergenerational_Review_of_Australian_ Sport_2017.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
25. Life in Australia [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/doc/279881855/Life-in-Australia (дата обращения: 20.09.2018).
26. Life in Australia. Australian Values and Principles [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Immigration and Border Protection. URL: https://immi.homeaffairs.gov.au/support-subsite/files/life-in-australia/lia_english_ full.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
27. Shilbury D., Ferkins L. Exploring the Utility of Collaborative Governance in a National Sport Organization // Journal of Sport Management. 2015. Vol. 29. P. 380-397.
28. Smith M. Bulldogs and Western Sydney University join forces for social change [Электронный ресурс] // Western Sydney University. URL: https://www.westernsydney.edu.au/newscentre/news_centre/story_archive/2016/bulldogs_and_western_ sydney_university_join_forces_for_social_change (дата обращения: 10.07.2018).
29. Sport [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. URL: http://dfat.gov.au/about-australia/society-culture/Pages/sport.aspx (дата обращения: 21.09.2018).
30. Sport on television: A review of the anti-siphoning scheme in the contemporary digital environment [Электронный ресурс]: review report. URL: http://docplayer.net/storage/40/20844192/1515338061/Bj54cStH3vyxIZchxfoElQ/20844192.pdf (дата обращения: 21.09.2018).
31. Sporting schools [Электронный ресурс]. URL: https://www.sportingschools.gov.au/about (дата обращения: 24.09.2018).
32. Sports Diplomacy [Электронный ресурс] // Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. URL: http://dfat. gov.au/people-to-people/sport/Pages/links-through-sport.aspx (дата обращения: 07.08.2018).
33. Tatz C., Tatz P. Black Gold: The Aboriginal and Islander Sports Hall of Fame. Canberra: Aboriginal Studies Press, 2000. 282 p.
34. The best ever Australian sports writing: a 200-year collection / ed. by D. J. Headon. Melbourne, 2001. 767 p.
35. Why are Australians so good at sport? [Электронный ресурс] // Euronews. URL: http://www.euronews.com/2016/07/28/ why-are-australians-so-good-at-sport (дата обращения: 10.06.2018).
36. Yulunga Traditional Indigenous Games [Электронный ресурс] // Australian Government. Australian Sports Commission. URL: https://www.sportingschools.gov.au/~/media/pdfs/yulunga-resource/sp_31864_tig_resource_final.pdf?la=en (дата обращения: 18.08.2018).
SPORTS DIPLOMACY IN THE CONTEXT OF CULTURAL POLICY OF THE COMMONWEALTH OF AUSTRALIA
Akhmadullina Zhanna Vyacheslavovna
Bauman Moscow State Technical University [email protected]
The article analyses the place of sport in the cultural policy of Australia. The author studies how the activity of the state government on promoting sport affects the lifestyle of the citizens of the Commonwealth of Australia, strengthens national identity and leads to healthy lifestyle. The paper focuses on how the Australian government solves important international problems through sports diplomacy, which has become a reliable tool for the Australian "soft power". The author believes that the Australian experience of using sport in rallying the citizens of the country, educating them in the spirit of patriotism, instilling respect for a different cultural code, increasing the prestige of the state in the international arena requires careful study and creative use in the Russian Federation.
Key words and phrases: sport; cultural policy; lifestyle; national identity; sports diplomacy; "soft power"; cultural code; patriotism; migrants; Australia; Russia; globalization.
УДК 123.1 Дата поступления рукописи: 11.12.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.2.15
В статье рассматривается проблема теоретико-методологической значимости философских систем Платона и Аристотеля в отношении проблемы свободы на уровне зарождающейся смешанной реальности. Проводя анализ философских систем Древней Греции, автор раскрывает сущность подходов к изучению свободы и произвола на теоретическом уровне, а также указывает на практическую направленность применения философского знания к исследованию социальных структур. Особое место в работе занимает вопрос актуальности соотношения понимания свободы в зарождающейся смешанной объективно-виртуальной реальности и греческого полиса.
Ключевые слова и фразы: свобода; произвол; диалектика; рациональность; этика; смешанная реальность; виртуальность; воля.
Гречкина Мария Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск 235folk@mail. ru
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ПРОИЗВОЛА В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
С середины XX века в технических и общественных науках поднимается проблема перехода человечества на новую ступень информационного развития. На рубеже XX-XXI веков эта проблема дополнилась осознанием формирования иной среды обитания человека, которая именуется термином "mixed reality" (смешанная реальность) [11]. В современных обществоведческих науках все чаще исследователи затрагивают вопрос о соотношении смешанной реальности и объективного существования социума. Под данным феноменом мы будем понимать синтез объективно существующего реального мира с виртуальным пространством, который связывает воедино сознание личности, находящееся на границе вышеназванных миров [4, c. 33; 10]. Существование человека в новых реалиях ставит и перед философией необходимость теоретического дополнения содержания базовых категорий. Поэтому обращение к изучению свободы и произвола в рамках смешанной реальности согласуется с нарождающейся необходимостью выявления взаимосвязи между различными компонентами вышеназванной структуры.
С практической точки зрения обращение к философским системам Платона и Аристотеля в отношении обозначенной нами проблемы имеет несколько преимуществ. Во-первых, С. С. Хоружий показал, что аристотелевская модель реальности актуальна в процессе анализа возникающей виртуальности мира [9]. Во-вторых,