УДК 141.7 : [130.2 : 796]
Билогур Влада Евгеньевна Bilogur Vlada Evgenyevna
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого
СПОРТ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
D. Phil.,
Professor, Philosophy Department, Theory and Methodology of Physical Education and Sport Disciplines Department, Melitopol State Pedagogical University
SPORTS AS A HUMANISTIC BASIS OF PERSONALITY DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS
Аннотация:
Статья посвящена исследованию спорта с точки зрения его гуманистических ценностей. Проведенное исследование позволяет проанализировать проблемы и перспективы развития спорта, доказать, что спортивные ценности являются отражением духовного и материального, лично-стного и общественного. Спорт исследуется как основа самореализации и способ самостроите-льства личности. Выясняются проблемы массового и олимпийского спорта; доказывается, что спорт выступает как колоссальная объединяющая сила, которая способствует интеграции и модернизации человечества.
Ключевые слова:
спорт, гуманистическая основа, спортивные ценности, самореализация личности, аксиология, агрессия, спортивная деятельность, Олимпийское движение.
Summary:
The article considers sports in the context of its humanistic values. The undertaken research deals with problems and prospects of the sports development, and proves that the sports values reflect moral and material, personal and social aspects. The sports are examined as a basis for individual fulfillment and a way of personality self-development. The author discusses problems of popular and Olympic sports, and substantiates the sports as a major unifying force promoting integration and enhancement of the humanity.
Keywords:
sports, humanistic basis, sports values, personal fulfillment, axiology, aggression, sports activities, Olympic movement.
Спорт как гуманистическое развитие личности - это отражение во внутреннем мире человека всей совокупности многообразия отношений, обращенных к миру природы, к обществу и человеку, которое культивирует определенные идеалы красоты, достоинства, самоценные, смысловые способы бытия, зафиксированные переживаниями спортивных действий. В основе спорта как гуманистического начала развития личности - всечеловеческие ценности и потребности, обращенные к воле, моральным нормам, физическому и духовному здоровью человека, актуализация тех ценностей спортивного бытия, которые порождают восторг, укрепляют здоровье человека, культивируют спортивные идеалы и нормы. Спорт как гуманистическая основа человеческого бытия указывает на культурное, общественное или личностное значение спортивных явлений и фактов, оценивающихся с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, морали и антиморали, сублимации и трансгрессии. В связи с этим спортивные ценности выполняют роль аксиологического основания потребностей и интересов, переживаний и целей, планов и способов реализации спортивных ценностей. Спорт как гуманистическая основа развития личности отражает внутреннее состояние бытия человека, которое является формой отражения существования нации, взаимосвязи индивидуального и всечеловеческого. В то же время это важная платформа коммуникации людей и часть жизни большинства из них. Спортивные ценности, которые продуцируются развитием спорта, - это продукты материальной, физической и духовной деятельности, ценности которых не уменьшаются и не уничтожаются вследствие их употребления, а все более возрастают в условиях глобализации.
Отметим, что наука, в которой исследуются природа, происхождение и развитие ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учением о ценностях). В соответствии с общей теорией ценностей, любая из них определяется значимостью или смыслом того или иного явления культуры, общества, спорта. Постоянная внутренняя активность человеческой природы приводит к возникновению потребности заниматься спортом, укреплять здоровье, мечтать, изобретать, жить внутренней духовной жизнью, которая становится не только обслуживающим способом спорта и спортивной деятельности, но и самоценностью человека, его
имманентной сущностью. Поэтому спортивная жизнь - это одна из форм эмоциональной, интеллектуальной и чувственной деятельности, благодаря которой формируется спортивное сознание и самосознание субъекта действия, которые почти не изучены. Субъектами спортивной деятельности могут быть не только отдельные индивиды, но и целые сообщества, которые в целом культивируют спортивный дух нации и ее приоритеты.
Спортивную жизнь общества можно разделить условно на такие категории: 1) спортивная деятельность; 2) спортивное производство; 3) спортивная культура; 4) спортивное сознание и самосознание; 5) спортивная материальная культура. В целом спортивная деятельность, направленная на культивирование физического и духовного здоровья как отдельного человека, так и всей нации, закрепляется успехами спортивных состязаний.
В связи с этим спорт как гуманистическая основа развития личности придает смысл индивидуальному бытию, поэтому трансформируется в те или иные виды спортивной практики бытия человека и выступает элементом самого жизненного процесса индивида, взаимосвязи духовного и материального, личностного и общественного. Сущностная связь спорта и духовности выступает опосредованным началом между интеллектом и инстинктом, переживанием человека своего отношения к миру спорта и обществу.
Спорт в конечном счете приводит к смысловой гармонии, соединяя образы мира с моральными законами личности. В духовно-экзистенциальном смысле спорт - это гармония души с индивидуальным внутренним миром, реализация принципов духовности в спортивной деятельности. Спорт как гуманистическая основа развития личности, укорененная в самом ее образе, - это единство физического и духовного элементов человеческой деятельности, в котором основное место занимают спортивные (физические) доминанты культуры, моральные составляющие, в целом приводящие к спортивному прогрессу как личности, так и всего общества. Каждый человек должен осознать телесность своего физического бытия, которое является основой духовности, чтобы существование и деятельность человека совпадали и приобретали смысл, который состоит из ценностей физических и духовных. Спортивное развитие индивида и общества зависит в конечном счете как от самого человека, так и от тех социокультурных условий общества, в которых он живет, от его способности к саморегуляции своей деятельности, от раскрепощения своих сущностных сил, от потенциальных возможностей быть «самим собой».
По свидетельствам ученых, спорт как гуманистическая основа развития личности - это фундамент самореализации и способ самостроительства, свободный выбор видов спортивного бытия, высший уровень саморегуляции всех потенциальных способностей человека, самосози-дающий фактор того социокультурного сообщества, к которому принадлежит спортсмен. Спорт как реальность бытия кристаллизуется в сознании человека и его самосознании, выявляет ту совокупность физических возможностей, которая должна быть раскрыта спортсменом и направлена на выявление его спортивной индивидуальности. Поэтому спорт выступает формой самореализации и самоопределения личности в тех или иных видах спортивних соревнований и состязаний, в процессе которых происходит становление индивидуальности и основополагающих качеств личности. Спорт - это способ бытия человека, наполненного духом, а дух -состояние активности, которое представляет собой семантическое поле культуры индивида и не может быть растворенным в стихии всеобщего.
В связи с изменениями, которые сегодня произошли в современном мире спорта за последние десятилетия, возникает закономерный вопрос: как могут отобразиться современные изменения в мире на феномене спорта? Прежде всего, следует отметить, что в новой ситуации рынка и коммерциализации спорта речь идет не о смене его основных идеалов и ценностей. По нашему мнению, спорт должен культивировать собственные идеалы, идеалы этики, культуры и воспитания, базироваться на ценностях того культурно-спортивного образа жизни, который идет от менталитета и традиций нации, которая получает радость и восторг от достижения спортивных успехов, воспитательных ценностей хорошего примера, уважения и самоуважения к всеобщим этическим и моральным принципам. Как справедливо считает К. Волквейн (1995), лозунги и призывы в спортивной деятельности должны соответствовать принципам морального поведения нации в спорте и исключать лозунги и призывы типа «победа любой ценой».
В то же время спорт - фундамент трудового и морального воспитания человека, является основой целеустремленности, комплекса волевых стремлений, морально-этических принципов. Главными факторами спортивного успеха являются: 1) природа человека и его биологические наклонности; 2) трудолюбие спортсмена, настойчивость в достижении цели, упорство на тренировках и на спортивных состязаниях; 3) психологическая настроенность на победу, которая детерминируется сверху (непонятный источник силы), - то есть те психологические возможности человека, которые управляют человеческим организмом [1].
В связи с этим большую роль играют:
1) Мотивация спортсмена в достижении спортивной цели. Однако не следует считать, что чем выше мотивация спортсмена, тем результаты его эффективнее. Награда - это стимул, а представления о ней есть мотивация, которая, будучи очень высокой, повышает чувство тревоги, беспокойства, быстроты реакции.
2) Психологическое обеспечение выступает решающим фактором в достижении успеха, поэтому необходимо тесное сотрудничество врача, психолога и тренера, которые обеспечивают создание условий для достойного психоэмоционального климата в коллективе, эффективную психодиагностику. Это способствует выбору оптимального стиля деятельности спортсмена с учетом типологии нервной системы, его личностных особенностей. Для начала следует научить спортсмена искусству самоконтроля и саморегуляции, сознательного управления собой на всех этапах спортивной деятельности.
3) Следует избегать в спортивной деятельности агрессии (анг. aggression) - действия, которое нацелено на нанесение физических или моральных убытков человеку, вплоть до его физического уничтожения, детерминированное отрицательными эмоциями и подходом к ведению спортивного состязания.
Обратной стороной гуманистической природы спорта является антигуманизм.
В философии спорта существует ряд концепций агрессии: 1) теория инстинкта, которая рассматривает агрессивное поведение как «врожденное» (З. Фрейд); 2) теория фрустрации-агрессии (Доллард); 3) теории смещенной агрессии (Миллер); 4) когнитивная модель, которая в центр выдвигает эмоциональные и когнитивные процессы, находящиеся в основе этого типа поведения; 5) теория агрессии как социального явления, а именно, формы поведения [2].
В соответствии с данными американских спортивных психологов, к личностным чертам спортсмена относится именно высокий уровень агрессивности, который находится под контролем у спортсменов только высокого класса; высокий уровень мотивации, самоконтроль, сенси-тивность, активность в преодолении преград. В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации спорта и спортивной деятельности [3].
В то же время и сама философия Олимпийского движения сегодня переживает свой кризис, который порождает ряд проблем (Речек, 1986), потому что на практике не реализуются те великие идеалы спорта, которые идут вразрез с гуманистической символикой Олимпийских игр, красотой их открытия, отношением к ним, - они постепенно теряют свою духовную сущность. В то же время имеет место противоречие между реальной ориентацией участников Олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами, которые провозглашает олимпийская философия. Согласно О. Групе, эти идеалы следует свести к следующим характеристикам, которые обращены в гуманистической теории спорта: 1) концепция гармонического развития личности; 2) возможность усовершенствования личности на пути к достижению высоких спортивных результатов; 3) соблюдение принципа самодисциплины и самоконтроля; 4) этический кодекс спортсмена; 5) формирование спортивной элиты страны.
В то же время в современном спорте практически эти идеалы все реже используются в Олимпийском спорте, так как: 1) усовершенствование личности не расценивается как идеал на Олимпийских играх; 2) все реже встречается ориентация на гармоническое развитие личности; 3) немного спортсменов являются сторонниками физического, интеллектуального и духовного развития личности.
В этой ситуации ученые обращают внимание на то, что следует формировать обновленную концепцию Олимпийского движения, которая бы учитывала все тенденции глобального развития цивилизации, ставят вопрос о «новой философии олимпизма» (Ленк, 1982; Boulongne, 1993; Leiper, 1980; Lenk, 1980; Parry, 1989 и другие), так и самой роли спорта в современном мире в целом (Эрдем, 1992). Тем более, что социокультурная мысль философии спорта акцентирует внимание на ослаблении гуманистической ориентации Олимпийского движения, на отказе от ранее провозглашенных ценностей. Некоторые ученые считают, что сегодня невозможно выполнить принцип «требования универсальности», который был ранее связан с ожиданием идеала достижения гармонической и развитой личности и осуществления этого идеала - соединения умственных, физических и моральных норм и принципов (Volkwein, 1995). Выдвигается мысль о том, что морально-этическое начало уже не является руководящим принципом в Олимпийском движении, выносящим на первый план прагматические концепции, которые в ХХ1 столетии стали симбиозом спорта и бизнеса в глобальном масштабе (Гуськов, 1996).
Поэтому в современных условиях следует усиливать гуманистическую направленность олимпийской философии спорта, более четко определять гуманистические цели и приоритеты. Ведь, неоднократно ставился вопрос об изменении дивиза Олимпийского движения Citius.Altius.Fortius, поскольку он формирует у спортсменов желание добиться победы любой ценой - часто путем нарушения состояния здоровья или морально-этических принципов. По-
этому в ХХІ в. следует формировать новую философию спорта в целом, в основу которой заложено гармоническое развитие личности, ее красота и грация, физическое и духовное здоровье. Гуманистические тенденции в спорте связаны с формированием красоты, телесности, здоровья. Сегодня, к превеликому сожалению, отсутствует гуманистическая философия Олимпийского движения, а кризисные тенденции отмечаются всеми - и политиками, и тренерами, и самими спортсменами. Сегодня нужна такая философия Олимпийского движения, которая раскрыла бы духовно-моральный и гуманистический смысл всей спортивной деятельности, которая базируется на аксиологических конструктах спорта. Поэтому именно философский дискурс спорта направлен на выявление проблем данного движения - от уличного до массового и Олимпийского, а также учет антропологических, аскиологических, метафизических, онтологических констант бытия, в основе которых гуманизм и человеколюбие. В святи с этим необходимо осмысление спорта как социального, культурного, экономического феномена и многомерного явления. В то же время следует отметить, что в условиях глобализации спорт - это неотъемлемая часть глобальной культуры, а понятие «великий спорт» становится органической частью «большой политики».
Спорт в современном мире выполняет роль влиятельной силы, способной как консолидировать, так и разъединять большие группы людей. В массовом сознании он стал больше выражать социальную и культурную солидарность народов [4]. Как отмечает Н. Пелагеша, спорт стал важным элементом культуры и одним из самых распространенных видов деятельности в европейских странах, им занимаются постоянно все возрастные категории населения, в том числе люди пожилого возраста, люди с ограниченными способностями, дети, молодежь. Более 20 % населения в первых 15-ти странах-членах ЕС - члены спортивних клубов. В 700 000 спортклубов Европы спортом занимаются около 70 млн чел. Как самое большое социальное движение в странах-членах ЕС спорт связан не только с социальной и культурной сферами, но и с бизнесом, например, 36 % мировой спортивной торговли происходит в ЕС. Впереди только США, которые имеют 42 %. Как подчеркивается в исследованиях и аналитических материалах Еврокомиссии, спорт имеет первостепенное значение в экономическом развитии любой страны, поскольку он связан со здоровьем нации [5].
В спортивных клубах, школах, на групповых занятиях проявляются культурные отличия, хотя они способствуют социальной интеграции. Благодаря массовому и Олимпийскому спорту устанавливаются контакты не только между профессиональными спортсменами из разных стран, но и их гражданами. Что касается роли профессиональных спортсменов, то они, с одной стороны, способствуют идентификации граждан с собственными государствами-нациями, а с другой - мыслят сверхнациональными и глобальными категориями.
Участие представителей разных этнических групп в составе единой спортивной команды укрепляет межэтническую солидарность и способствует толерантности в обществе. Поэтому спорт в поликультурном социуме играет роль объединяющей силы, способной сплотить все народы благодаря своим гуманистическим ценностям в условиях глобализации.
Ссылки:
1. Scott R. Kretchmar. Practical philosophy of sport and physical activity. Champaign, IL: Human Kinetics, 2005. P. 91.
2. William J.M. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future / eds. by J. Coakley and E. Dunning // Handbook of Sports Studies. London, 2003. P. 205.
3. Ібрагімов М. Філософія спорту: Чи буде плідною філософія на ниві спорту? // Молода спортивна наука України. 2011. Т. 4. С. 54.
4. Edensor T. National Identity. Popular Culture and Everyday Life. Oxford; N.Y., 2002. P. 74.
5. Пелагеша Н. Україна у смислових війнах постмодерну: трансформація української національної ідентичності в умовах глобалізації. Київ, 2008. 288 с.