Научная статья на тему 'Спорт и политика в современном мире'

Спорт и политика в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23219
1403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПОЛИТИКА "МЯГКОЙ СИЛЫ" / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ВЛИЯНИЕ / ИМИДЖ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЙ ЮЖНАЯ КОРЕЯ РОССИЯ США / SPORT / POLICY OF "SOFT POWER" / SPORT COMPETITIONS / OLYMPIC GAMES / IMPACT / IMAGE / INTERNATIONAL RELATIONSHIPS / FOREIGN POLICY / SOUTH KOREA / CHINA / USA / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осинина Дарья Дмитриевна, Урожок Екатерина Александровна

В XXI в. спорт стал неотъемлемой частью политики, инструментом формирования позитивного имиджа страны. Статья посвящена исследованию спорта в качестве одного из основных ресурсов политики «мягкой силы» государства. В работе исследуется опыт применения подобного инструмента как в зарубежных странах Южной Корее, Китае, США, так и в России, анализируются методы реализации странами политики «мягкой силы» в сфере спорта.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the XXI century sport has become the inalienable part of the politics. The article is devoted to investigation of sport as one of the main resources of the state`s «soft power» policy, as an instrument of formation of the country’s image. It is studied the experience of South Korea, China, USA, and Russia in the application of «soft power» instruments. It is analyzed the methods of implementation of the «softpower» policy in the field of sport on the example of various countries.

Текст научной работы на тему «Спорт и политика в современном мире»

УДК 327.83

Спорт и политика в современном мире

Аннотация. В XXI в. спорт стал неотъемлемой частью политики, инструментом формирования позитивного имиджа страны. Статья посвящена исследованию спорта в качестве одного из основных ресурсов политики «мягкой силы» государства. В работе исследуется опыт применения подобного инструмента как в зарубежных странах - Южной Корее, Китае, США, так и в России, анализируются методы реализации странами политики «мягкой силы» в сфере спорта.

Ключевые слова: спорт; политика «мягкой силы»; спортивные соревнования; Олимпийские игры; влияние; имидж; международные отношения; внешняя политика, Китай, Южная Корея, Россия, США.

Abstract. In the XXI century sport has become the inalienable part of the politics. The article is devoted to investigation of sport as one of the main resources of the state's «soft power» policy, as an instrument of formation of the country's image. It is studied the experience of South Korea, China, USA, and Russia in the application of «soft power» instruments. It is analyzed the methods of implementation of the «soft power» policy in the field of sport on the example of various countries.

Keywords: sport; policy of «soft power»; sport competitions; Olympic games; impact; image; international relationships; foreign policy; South Korea; China; USA; Russia.

Осинина

Дарья Дмитриевна,

студентка Финансового университета И [email protected]

Урожок

Екатерина Александровна,

студентка Финансового университета И [email protected]

В современном мире спорт становится неотъемлемой частью политики, инструментом формирования позитивного имиджа государства, составной частью «политического». Комплексные взаимодействия политики и спорта начались в начале XX в., в период становления спорта в качестве массового явления. В этот период масштабы и границы физической культуры расширяются, возрастает их роль и значение в жизни социума, спортив-

ные достижения и успехи получают мировое освещение, становятся предметом интереса государств. К концу XX в. «спорт приобрел черты исключительно важного культурного феномена, обеспечивающего коммуникацию как внутри национальных сообществ, так и на международной арене» [1].

Свое научное обоснование спорт как инструмент формирования позитивного имиджа страны за рубежом получил в 1980-е гг. в концепции «мягкой силы» американского политолога, профессора Гарвардского университета Дж.Ная. По мнению Дж. Ная, сила государства во внешней политике заключаются в возможности добиваться от других желаемых результатов, однако далеко не всегда эта сила должна отождествляться с военной мощью. В геополитических условиях XXI в. все большее распространение получают несиловые методы влияния, среди которых: духовная и материальная культура, творческая мощь нации, привлекательность социального строя и модели развития страны, спортивные успехи державы. Особое внимание следует уделить спорту как инструменту политики «мягкой силы» государства.

Научный руководитель: Аллянова Т.В., старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание-1».

Спорт, исторически, - это масштабное явление, затрагивающее большие группы людей. Со времен античности спортивные состязания - Олимпийские игры - занимали особое место в жизни страны и ее населения. На время проведения Игр прекращались войны, сражения. Спорт выполнял целый ряд социальных и политических функций, пропагандировал здоровый образ жизни, что весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство осуществляло контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, государственных программ и выделения финансирования. Подобные тенденции мы можем наблюдать и сегодня.

Получение страной права на проведение престижного международного соревнования, яркие победы атлетов активизируют патриотические чувства граждан, сплачивают нацию, выступая как эффективное средство консолидации масс. Кроме того, проведение престижного спортивного мероприятия формирует имидж государства за рубежом. Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы давно уже являются не просто состязанием атлетов, а настоящей политической борьбой, поскольку спорт всегда являлся самой мощной формой национального самовыражения. Все это позволяет политической элите использовать спорт в качестве инструмента политического воздействия на мировой сообщество.

Началом активного использования спорта в качестве инструмента политики «мягкой силы» можно назвать период «холодной войны», характеризующийся соперничеством двух идеологических систем - СССР и США.

Говоря о зарубежных странах, эффективно применяющих стратегию «мягкой силы», и в частности спорт, как один из ее элементов, можно выделить такие страны, как Южная Корея, Китай и США.

Южная Корея - страна, стремящаяся укрепить свой геополитический вес в Восточной

Азии, все активнее заявляет о себе в международном сообществе посредством политики «мягкой силы». Одним из элементов политики «мягкой силы» Южной Кореи является спорт. Проводимая политика властных структур в данной сфере уже подтвердила свою эффективность: Южная Корея приняла Олимпийские игры 1988 г. и Чемпионат мира по футболу 2002 г. Открытость миру изменила тенденции миграции в государстве: будучи ранее страной эмиграции, Южная Корея в последние десятилетия стала страной иммиграции.

Южная Корея прославлена своими боевыми искусствами: тхэквондо, хапкидо, тхэккён, при этом первому виду единоборства в настоящее время обучают военнослужащих, а многочисленные системы «профессиональных и любительских ассоциаций боевых искусств распространяют корейскую философию по всему миру» [2].

Однако наиболее важным событием в Южной Корее, имеющим прямое отношение к реализации стратегии «мягкой силы», является предстоящее проведение зимних Олимпийских игр в 2018 г. Пхенчхан стал приемником Игр после их проведения в Сочи. Подобные соревнования мирового масштаба выступают в качестве драйвера роста и влияния Кореи в будущем: Олимпийские игры многократно увеличивают поток туристов, привлекают к себе внимание всего мира и добавляют в копилку мягкой силы еще один «плюс» [2].

Следует сказать и о том, что Южная Корея «стабильно хорошо выступает на Играх, а в таких видах спорта, как конькобежный, шорт-трек вообще считается одним из мировых лидеров»

[2]. Таким образом, сборная, имея хорошие результаты и участвуя в домашних играх, формирует достойное мнение о своей стране.

Китайскую интерпретацию «мягкой силы» мы впервые находим в политическом докладе на XVII съезде правящей партии в 2007 г. Руководство государства нацелено на использование «"нематериальных ресурсов" культуры и политических идеалов для влияния на поведение людей в других странах», создание положительного образа Китая, его выведения на новые рубежи

[3]. Для этого власть использует спорт как одну из составных частей китайской культуры. Так, в последнее время свою известность приобретает

Началом активного использования спорта в качестве инструмента политики «мягкой силы» можно назвать период «холодной войны»

следующий вид спортивного искусства - тайцзи жоули цю. Он возник в конце XX столетия в Китае и в своем названии отражает современную стратегию Китая: «жоу ли» в переводе звучит как «мягкая сила» [4]. Несмотря на то, что «мягкая сила» понимается по-разному в контексте политики и спорта, смысл все-таки остается идентичным. Китай вовлекает окружающий мир своей «мягкой силой» культуры, исторических традиций в сферу своего влияния и притяжения.

В 2008 г. Пекин был в центре внимания, так как именно там были проведены летние Олимпийские игры, где китайская сборная заняла 1 место. Их проведение носило универсальный характер влияния на мировое сообщество, а их размах стал признаком впечатляющего экономического роста Китая, вследствие которого государство вошло в число стран-лидеров глобального масштаба [5].

Один из лучших результатов был у сборной Китая и в 2012 г. на летней Олимпиаде в Лондоне - 2 место. Больших успехов этой сборной следует ждать на предстоящих играх в Бразилии.

Еще в 2007 г. в Китае был принят план построения и развития спортивной индустрии, а 2009 г. ознаменовался введением «Дня физического развития всего народа», который проводится ежегодно 8 августа, привлекая с каждым разом все большее количество людей, при этом не только жителей родной страны. В течение 4 лет, начиная с 2011 г., на территории государства действовал «План физического развития всего народа», целью которого было значительное повышение количества городских и сельских жителей, занимающихся спортом, усиление самосознания и введение свободных открытых услуг, нового стандарта сервиса спорта. Подобная активная пропаганда спорта в стране воспринимается населением как символ здоровья и жизненного счастья, поэтому спорт является также и важным индикатором национальной силы Китая, цивилизационного прогресса общества и его воли [6]. Следовательно, поддержка и дальнейшее развитие спорта в Китае будут со временем только расти. Таким образом, развитие спортивной индустрии в стране косвенно влечет за собой усиление представительства и влияния государства в международных спортивных организациях.

Помимо этого, Китай, стремясь подорвать монополию англоязычных СМИ, запустил круглосуточный телеканал ССТУ, в числе которого есть и спортивный, вещающий на 6 языках. Таким образом, это яркий пример телеканала, имеющего глобальный характер РЯ-деятельнос-ти. Концепция «мягкой силы» государства не исключает использования информационно-пропагандистской деятельности для формирования позитивного или негативного облика той или иной страны. Наоборот, в современное время данная стратегия стала наиболее эффективной. Для распространения определенных настроений используются различные спортивные телеканалы, которые имеют высокий коэффициент проявляемого к ним интереса со стороны телезрителей, особенно среди молодежи и мужской части населения, чем и пользуется Китай. Канал транслирует значимые спортивные события со всего мира, аналитические программы и обозрения, интервью у известных спортсменов и тренеров мировой величины, документальные фильмы. Неосознанно у телевизионной аудитории формируется определенный образ государства, основанный на мнении о представителях, выступающих на соревнованиях или принимающих участие в телепрограммах. Посредством такой политики формируется позитивное отношение к государству, модели развития страны.

Соединенные Штаты являются мировой державой, которая пропагандирует свои спортивные достижения в глобальном масштабе

В число стран, использующих спорт, как инструмент «мягкой силы», входят также и США. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия, спорт стал важной частью национальной культуры американцев и вскоре был признан в качестве модели американского общества, превратившись затем во «вторую религию».

Соединенные Штаты являются мировой державой, которая пропагандирует свои спортивные достижения в глобальном масштабе: спортсмены США завоевали самое большое количество медалей за всю историю Олимпийских игр. Следует также отметить, что именно Соединенные Штаты являются рекордсменами

по количеству проведенных Олимпийских игр: они принимали их чаще других стран, в общей сумме 8 раз - 4 раза летние и 4 раза зимние Олимпийские игры. Созданный образ страны -лидера в спорте проецирует аналогичный образ и на сферу политики.

В России на высшем уровне термин «мягкая сила» начал употребляться с 2012 г. А в феврале 2013 г. понятие «мягкая сила» было включено в Концепцию внешней политики РФ.

Говоря о российском опыте, важно отметить, что особую роль в современной истории страны играет Олимпиада в Сочи. Олимпийские игры - 2014 изменили имидж государства: люди из разных стран не только больше узнали о России, о ее культуре и народах, но и обрели уверенность в ее благополучном будущем.

Общеизвестным является тот факт, что Россия поставила рекорд по вложениям в зимние Олимпийские игры в Сочи [7]. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев не раз отмечал, что затраты на подготовку Сочи к Олимпийским играм составили около 50 млрд долл. США. Напомним, что вторыми по стоимости в истории стали Олимпийские игры в Пекине, где на подготовку и проведение было потрачено около 40 млрд долл. США.

Качество инфраструктуры и уровень созданных условий стали визитной карточкой Сочинской Олимпиады, «лицом» России.

Также необходимо отметить, что на Олимпийских играх 2014 г. страна-хозяйка завоевала 1 место в неофициальном командном зачете, выиграв 33 медали, из которых 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых наград. Особого успеха добились российские паралимпийцы, установив новый рекорд в неофициальном медальном зачете по числу выигранных медалей: 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовых награды.

Таким образом, необходимо отметить, что проведение Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи произвело качественный информационный и рекламный эффект государства, населения и культуры, оказав серьезное воздействие на формирование имиджа России на международной арене. Благосостояние региона, где проводились Игры, те условия, которые были созданы для мероприятия, повлияли на инвестиционную привлекательность Красно-

дарского края и страны в целом, а также на развитие туризма.

Спорт является одним из основных ресурсов «мягкой силы», который используют как зарубежные страны, так и Россия. К данной категории можно отнести всевозможные международные достижения спортсменов, проведение страной авторитетных и статусных спортивных мероприятий, а также повышение уровня развития профессионального спорта и спортивно-развлекательной индустрии в стране и за ее пределами.

Россия, несомненно, входит в число тех стран, которые используют спорт как инструмент политики «мягкой силы» государства. Подтверждением этому является усиленное внимание к спорту, особенно в последние годы, когда Россия стала одной из центральных площадок при проведении международных спортивных соревнований. В первую очередь это летняя универсиада в Казани и Чемпионат мира по легкой атлетике в 2013 г., проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 г., а также Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 г. и предстоящий в 2018 г. Чемпионат мира по футболу.

Несмотря на наличие серьезных успехов в этой области, необходимо признать, что Россия, обладая значительными ресурсами и серьезным потенциалом, отстает от других стран - Китая и США, активно использующих инструменты «мягкой силы», в частности спорт.

Причины отставания кроются, во-первых, в отсутствии четко выработанной комплексной стратегии «мягкой силы», где будут прописаны цели и задачи, а также намечена программа действий [8]. На сегодняшний день имеющиеся акции - Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по легкой атлетике 2013 г. и другие спортивные мероприятия, прошедшие на территории страны, имеют бессистемный характер, являясь единичными акциями.

Во-вторых, на эффективности и результативности политики «мягкой силы» сказывается отсутствие единого координирующего центра, контролирующего выполнение поставленных задач и финансовые затраты [8].

В-третьих, серьезное влияние оказывает отсутствие грамотной информационной политики для последовательного улучшения ими-

джа России за рубежом. Необходимо наладить правдивое освещение внутри- и внешнеполитических успехов страны. Для этого необходимо использовать цифровую дипломатию как средство выстраивания и поддержки регулярных контактов с целевыми аудиториями за рубежом в сети Интернет, используя наиболее популярные информационно-коммуникационные площадки.

В-четвертых, важно выстроить постоянное взаимодействие государства с неправительственными организациями (НПО), структурами гражданского общества, бизнеса и СМИ [8].

Слабость российских институтов «мягкой силы» и возрастающее влияние политики в сфере спорта можно проследить на примере постоянных допинговых скандалов вокруг российских атлетов и неэффективности действий российских спортивных чиновников. Особенно остро это проявилось в «мельдониевой войне».

Мельдоний был синтезирован еще в 70-е гг. XX в. в СССР. Он до сих пор активно применяется спортсменами из стран Восточной Европы для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Первоначально «мельдониевый скандал» затронул исключительно российских спортсменов, которые были «пойманы» на использовании препарата. В результате накануне Олимпиады-2016 сборная России фактически лишилась сильнейшего состава.

Существенной реакции со стороны спортивных чиновников ЕС и США не последовало. Однако после того, как ситуация с использованием запрещенных препаратов коснулась западных атлетов, выяснилось, что мельдоний кардинально не влияет на результаты спортсменов, что позволяет WADA* смягчить санкции.

Несмотря на позитивные тенденции в перспективах разрешения конфликта, «мельдоние-вый скандал» серьезно ударил по имиджу России как спортивной державы, негативно повлиял на график тренировок и репутацию российских атлетов, что сказалось на их физической и моральной готовности к борьбе. Сегодня все еще остается открытым вопрос об участии рос-

" Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА, англ. World Anti-Doping Agency - WADA, фр. Agence mondiale antidopage -AMA). Независимая организация, координирующая борьбу с применением допинга в спорте.

сийских спортсменов, попавших под санкции, в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро 2016.

«Защищенность» спортсменов от подобных инцидентов, юридическая подкованность чиновников в сфере спорта, их готовность и способность защитить интересы атлетов и честь страны - все это влияет на устойчивость имиджевых позиций России на мировой спортивной арене.

Соответственно спорт в сочетании с такими факторами влияния, как успешная политика, дипломатия, бизнес, культура и образование, оказывают в XXI в. серьезное влияние наряду с финансовой мощью государства, формируя позитивный имидж государства на мировой арене.

Литература

1. Шатилов А.Б., Башмаков Д. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. М.: РГГУ, 2002. С. 114.

2. Cyberleninka. Жидков В.О. Элементы южнокорейской мягкой силы. Электронный ресурс. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/elementy-yuzhnokoreyskoy-myagkoy-sily (дата обращения: 20.12.2015).

3. Просеков С.А. Социально-философский анализ современных реформ Китая // Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 24-40.

4. Тайцзи Байлун Бол. Мягкая сила Китая. Электронный ресурс. URL: http://www.taijiball.com.ua/2014/11/soft-power/ (дата обращения: 18.12.2015).

5. Казаринова Д.Б. Стратегии мягкой силы в политике государств - членов двадцатки // Свободная мысль. 2010. № 3. Электронный ресурс. URL: http://goo.gl/kF9Hti (дата обращения: 21.12.2015).

6. Библиотека международной спортивной информации. Спорт в Китае: история развития и современное состояние. Электронный ресурс. URL: http://bmsi.ru/doc/ab2f87 3c-746d-42 7a-9f89-642a1751eb6a (дата обращения: 18.12.2015).

7. Лига. net. Олимпийские рекорды. Самые дорогие Игры в истории. Электронный ресурс. URL: http://liga.net/infografica/98306_olimpiyskie-rekordy-samye-dorogie-igry-v-istorii.htm (дата обращения:

20.12.2015).

8. Наумов А. О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации. Электронный ресурс: URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/ magkaja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidzh_ rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm (дата обращения:

01.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.