МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
СПЕЦКУРС «ТЕОРИЯ И МЕТОД АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СП
О.П. КазакоВ
ОБУЧЕНИЯ 1ЫХ ЦЕЛЕЙ»
Уральский государственный ■едагогЬнескйй университет пр. Космонавтов, 26, ЕкаткринбуЛ, Россия, 620017
В статье представлена авторская пРОграМма спецкурса «Теория и методика обуишия английскому языку для специальных цел!й»||азраоотанная для студентов старших курсов институтов иностранных языков. Ш ^
Ключевые слова: язык для сЛщиалЬных целей, содержание подгото иностранного языка для специальных целей, программа элективного курс
Расширение ского вуза и из: мость обновления^ дущих сп&цийаис
¡1 педагогической деятельности выпускников педагогиче-ебований потребителей повпекло^а собой необходи-анизационных и содержательн^гх^аспекгов подготовки бу-В ответ на повышающеесяжопинество желающих изучать иностранные языки появляются новые лингвистические центры, многие выбирают индивидуальные занятия, при этом потпебители|охвщывают все возрастные кате-гоЛИьКром* того, изменения наблюдаЮтся^всистеме высшего образования: о^реализуемым ФГОС ВПО иностранный язык рассматривается как часть сиональной подготовки, что также требует смены подходов к обучению. ные процессы влекут за собой, дересмотр системы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков, включение в курс методики новых разделов, позволяющих научить работать с любым контингентом обучаемых.
Программы вузов и соответствующие учебные пособия в основном ориентированы на подготовку учителей средней школы. Начальное звено школы, в котором должно начинаться изучение иностранного языка в соответствии с ФГОС НОО, испытывает недостаток квалифицированных кадров, который усугубляется исключением подготовки учителей иностранного языка в системе среднего профессионального образования, а практикующие учителя зачастую не готовы к работе с младшими классами. Ни один из вузов не готовит и преподавателей вузовского уровня, не говоря уже о том, что лингвистические центры вынуждены самостоятельно проводить обучение своих кадров, которые нередко и вовсе не имеют педагогического образования.
Складывающееся противоречие частично решается в рамках курсов повышения квалификации, корпоративных курсов, но представляется, что такое фрагментарное обучение не позволяет подготовить высококвалифицированного специалиста, способного работать с любым потребителем в рамках любой организационной формы.
На наш взгляд, создание целостного представления о направленйях^педаго-гической деятельности преподавателей иностранных языков можркраксматривать-ся как цель специально разработанного курса, в основе которого «должны лежать практико-ориентированные задания, направленные на развитие методического мышления» [1. С. 110]. С 2009 года кафедра англиЁ£кого^§ы1& Уральского государственного педагогического университета предлагает студентам пятого курса элективный курс «Теория и методика обуче ных целей». С начала введения данного кур часов с 36 до 104, соответственно изу1 а затем два семестра. Изменения прет центов в сторону практической результаты 2013/14 гг. позвол: скую конференцию по проб грамму VIII Всероссийско но-ориентированное обуче
В данной статье мы бы хотели предложить програм: рованную с учетом полученных результатов и отзывов с
ому языку для специаль-ось количество отводимых существлялось сначала один, и содержание курса: смещение ак-тавляющей, включение проектных заданий, ганизовать студенческую научно-практиче-
вариант был ции «Языково' грамма образ пр
курса, а лучшие выступления в -практической конференции странным языкам» [3].
п
ов.
в про-ональ-
модифици-ервоначальный
лен на IV международной нау^но-практ^ческой конферен-ание сегодня — векторы раз|ития»[2. С. 143—147]. Про-ботана на основании действуюштрДвсударственного обще-стандарта по специальности^050^3 — Иностранный язык», щего введение курсов по^ыбо|ву; включает введение, учебно-
ематический план, раскрывает содержание дисциплины, рекомендации для само-ной работы студентов и определяет общие требования к уровню подготовки выпускников. Программа рассчитана на студентов английского отделения очной формы обучения.
Предполагается, что студенты освоили дисциплины «0ПД.Ф.04 — Теория и методика обучения иностранному^зыку» и «0ПД.Ф.08 — Современные средства оценивания результатов^Вучвйия», поскольку их содержание составляет методологическую базу предлагаемого курса.
Цель данного курса заключается в развитии методической компетентности студентов и подготовке выпускников к осуществлению обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики предмета «Иностранный язык для специальных целей».
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
1) ознакомить студентов с теоретическими основами обучения языку для специальных целей (ЯСЦ);
2) развивать умения самостоятельного изучения учебно-методической литературы и творческого применения полученных знаний на практике;
3) способствовать формированию и развитию творческого методического мышления для решения различного вида методических задач;
4) подготовить к практическому осуществлению курса обучения ЯСЦ с учетом особенностей образовательного учреждения и овладеваемой специальности;
5) создать основу для дальнейшего языкового и методического самообразования;
6) сформировать мотивацию к педагогической деятельности.
Цели и задачи курса определили основные его разделы: теоретические основы
методики обучения языку для специальных целей, практичецкие^спекты обучения ЯСЦ. В рамках курса предполагается ознакомление с ивеямикак отечественных, так и зарубежных методистов по вопросам обучения иностранным языкам в различных целевых группах. Кроме того, в смш"с1ведением новых образовательных стандартов среднего общего и высшего образования, предусмотрено ознакомление с этими документами в отношении обучения иностранному языку и введения профильного обучения в старшей школе. При реализации программы привлекаются представители международных издательств для ознакомления студентов с новыми аутентичными УмК^о английскому языку, а такж|иШ?леги из лингвистических центров и других вузов, готовые поделиться своим опытом работы.
Организационными формами являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа. Лекции имеют целью создать у студа^овыистему общетеоретических методических знаний и подготовить к критическому анализу ме-
тодической лит Практические за разователь обучен
кретноЪ специ е
учебных программ, учебников и учебных пособий. дполагают выступления студентов по теме, анализ об-тов, обсуждение теоретических и практических аспектов оле и вузе, анализ предложенных элементов УмК для кон-ности (по выбору студент^)^ разработку собственных упраж-средств обучения. В рамках самостоятельной работы студенты изучают ую литературу по ЯСЦ (лингвистический и методический аспект)
для выступления на практических занятиях, разрабатывают элементы УмК.
ля докладов преподаватель предлагает только направления, а конкретизируют тему сами студенты, поскольку многие из них уже активно включились в педагогическую деятельность в том или ином виде и могут поделиться собственными наработками. После выступления предполагается его обсуждение, оптимально, когда несколько студентов работают в одном направлении и раскрывают его различные аспекты. В качестве таких направлений мы предлагаем следующие.
1. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам.
2. Языковой портфель как средство обучения иностранным языкам для специальных целей.
3. Интегративные курсы как средство оптимизации обучения иностранным языкам.
4. Особенности работы по формированию речевых умений и навыков в профильной школе / неязыковом вузе.
5. Внеаудиторная работа по иностранному языку в неязыковом вузе.
6. Реализация компетентностного подхода в профильной школе и неязыковом вузе.
7. Профессиограмма преподавателя ЯСЦ.
Как показывает практика, интересы студентов во многом определяют тематическое направление курса, преподаватель, на наш взгляд, должен\ченЬ^обиль-но подходить к планированию занятий, перестраивать их ход^а1ширять или сокращать темы, а иногда по ходу курса включать и разрабатывать швые аспекты. Для достижения общей цели курса важно постоянно ^Гсцживать соответствие предлагаемых тем потребностям студентов, их профессиональным интересам. К рассмотрению предлагаются следующие^емм^ \ Часть I. Теоретические основы методики оявнения ЯСЦ.
1. Сравнительная характеристика обраЖвдтРЯьвыкстандартов ВПО и стандартов уровня школы. Концепция профильнодр^бученидла старшей ступени общего образования.
Федеральный государственны^общзоватРльный стандарт среднего (полного) общего и высшего образования^Смвненив^одходов к созданию стандартов разных поколений. Особенности прщтичеоксй реализации ФГОС. Цели профильного обучения. Общественный запрос шшрофилизацию школы. Зарубежныря^отечесГвенный опыт профильного обучения. Возможные направления и модели дрофиЯизации и структуры профилей.
Место иностранного языка в учебном плане подгото^Еи специалистов и бакалавров. ТребоЁкния стандартов к содержанию дисциплины^
2. Концепция^нрофессионально ориентированноТоооучения^ностранному языку в системе нИ]ерывного образования. ^ ■
обле ы обучения ИЯ в системе непрерывногоХ^ррования. ЯСЦ в современно ЯСЦ в общей системе языка^оЯиды языков и виды обслужива-ьности. Теория профессионально-ориентированного обучения Г. Функа. зучения ИЯ и ЯСЦ. Соотношение ЯСЦ и языка для общих целей в методи-ких целях.
3. Формирование профессиональной иноязычной компетентности. Понятие и структура профессиональной иноязычной компетентности. Критерии
сформированности иноязычной компетентности. Модель формирования профессиональной иноязычной компетентности будущих специалистов.
4. Язык для спецнальныыелей: понятие, аспекты теоретических исследований. Языки для специальных целей. История направления «Иностранный язык для специальных целей». Теория и практика обучения ЯСЦ на постсоветском пространстве. Языковые особенности научного текста. Структура национального языка.
Часть П. Практические аспекты обучения ЯСЦ.
1. Содержание обучения ЯСЦ в неязыковом вузе.
Содержательные модели по изучению ЯСЦ и общего ИЯ в вузе. Взаимодействие с работодателями как необходимое требование для отбора содержания. Компоненты содержания обучения ЯСЦ. Социокультурный компонент содержания обучения ЯСЦ.
2. Реализация компетентностного подхода при обучении ИЯ в неязыковом вузе. Рабочие учебные программы по иностранным языкам. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Дисциплины, реализующие
обучение иностранным языкам. Требования к сформированности компетенций (знать / уметь / владеть). Проблемы оценивания сформированности компетенций.
3. Методика работы над языковым и речевым материалом.
Принципы отбора лексического и грамматического материала. Организация работы по усвоению лексики. Интернационализмы и термины в ЯСЦ. Особенности работы над грамматикой. Методика работы с научным текстом.
4. Современные УМК для обучения ЯСЦ.
Требования к современным УМК. Предложения издательств" /|Ъоп§шап.
5. Технологии и средства обучения ЯСЦ. Применение ИКТ в обучении ЯСЦ. Технология проектной деятельности. Учебная
улица. Приемы драмапедагогики. Дистанционное обучепидЯсЦ^Реализация дифференцированного обучения.
6. Обучение самостоятельной учебной деятельности Л овладению ЯСЦ. Универсальные учебные действия в профессионально ориентированном обучении
зучения и
иностранным языкам. Ресурсные сайты для из работы по овладению ЯСЦ.
организации самостоятельной
Результатом обучения по данному щрсуДолжна стать сформированность умений осуществлять преподаватщьшую деятельность по иностранному языку для специальных целей с учетомввецифики профиля / цели изучения
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
— теоретические основы\бучеуия ЯСЦ;
— особенности и принципыооучения ЯСЦ; — значение основных методических терминов, встре ся^в" курсе изучения предмета;
— требовани
являемые программой к из;
СЦ в неязыковом
ти от специальности.
тостроения курса ЯСЦ в зав| 1ивший дисциплину, долж|Я№.^ ть учебные цели в зависимости от специальности;
. лингвистические особенности текстов научного стиля; самостоятельно изучать учебно-методическую литературу и творчески ять знания и информацию на практике;
организовать самостоятельную работу свих обучающихся с применением общедоступных сайтов сети^нгерЛет^
— разрабатывать УМЦ^ орБрвй^а реализуемые образовательные стандарты / потребности клиента.
Согласно учебному плану по окончании курса выставляется зачет. В качестве основных зачетных заданий мы предложили следующие:
1) доклад по вопросам обучения ЯСЦ;
2) практическое задание по выявлению лингвистических особенностей научного текста;
3) сравнительный анализ ГОС ВПО и ФГОС ВПО по выбранному направлению подготовки;
4) определение содержания компетенций по выбранному направлению ВПО;
5) тест для проверки сформированности отобранных компетенций.
Однако самым важным результатом курса мы считаем развитие методического мышления старшекурсников и формирование гибкости при определении подхода к обучению в той или иной целевой группе. Студенты начинают осознанно анализировать потребности своих потребителей и выстраивать обучение в зависимости от целей, что позволяет повысить его эффективность.
Таким образом, на наш взгляд, введение подобного спецкурса н^чебный план позволит существенно повысить методический уровень выпуо1н|и%в педагогического вуза и подготовить мобильного специалиста, который сможет грамотно организовать обучение иностранному языку в любой целевой аудитории.
ЛИТЕРАТУР
отовке преподавателей ино-еДИТОГИчЕское образование в России. — akJjkO-orientirovannye zadachi v podgotovke yx celej // Pedagogicheskoe obrazovanie
[1] Казакова О.П. Практико-ориентированные странного языка для специальных целей // 2014. — № 6. — С. 109—111. [Kazakov, prepodavatelej inostrannogo yazyka dl v Rossii. — 2014. — № 6. — S.
[2] Казакова О.П. Программа элективного курса по подготовке преподавателей иностранного языка для специальных^|лей // дЗЫковое образование сегодня — векГорЫ|развития: Мат. IV междун. науч.-прркт. кякф.-форума / Екатеринбург, 26—27 апреля 2jh3 г. — Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. — С. 143—147. [Kazgfovg Op pTogramma elektivnogo kursa po podgotovkiiPTepodavatelej inostrannogo yazykayiya^peciainyx celej // Yazykovoe obrazovanie segodnya — vektory razvitiya: Mat^V гпшЫуП^nauch.-prakt. konf.-foruma /Ekaterinburg, 26—27 aprelya 2013 g. — Ural. ■gos^ed. unt:— Ekaterinburg, 2013. — S.JO—Ш.] fm
[3] Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: Сб. материалов VIII науч.-практ. конф. 20 марта 2014 г., г. Екатеринбург / П1д ред. О.П. Казаковой. — Ура%гяс™ер.%н-т. — Екатеринбург, 2014. —■^|Qс^fPгofessionalno orientirovannoe
puchenib. inostrannym yazykam: Sb. materially VrnI^auih.-prakt. konf. 20 marta 2014 g.,
g^Ekaterinburg / Pod red. O.P. Kazakovoj
ug, 2014. — 180 s.]
RAINING COURSE "THEORYAND METHODS OF ESP-TEACHING"
O.P. Kazakova
Ural State Pedagogical University Kosmonavtov str., 26, Yekaterinburg, Russia, 620017
The article presents the elective training course "Theory and methodic of ESP-teaching" for senior students of institutes of foreign languages.
Key words: language for special purposes, content of preparing of LSP-teachers, elective training
course.