прошлое и свой путь) и состоящее из произведений разных фольклорных жанров, представляет художественно обобщенную картину древнего песенного мира мордвы и ее истории. Через образы героев, центральное место среди которых занимает великий мордовский инязор (царь) Тюштя, впервые показываются реальная жизнь целого народа, его мировоззрение, культура, героическая эпика, эстетика, этика, философия, педагогика, национальная космогония, пантеон небесных и земных богов от сотворения мира и его обжи-вания людьми-первопредками до падения Казанского царства. Эпос наполнен простой и высокой человечностью, прекрасными идеями гуманизма, в нем в полной мере выразился художественный гений народа. Обладая огромной культурно-эстетической ценностью и способствуя утверждению национального самосознания, „Масторава4'
Поступила 20.06.2000.
А. Шаронова еще раз показала миру, что народ, к которому принадлежит автор художественно-эпического свода, обладает единственной в своем роде, ни с чем не сравнимой сокровищницей народного творчества, великой жизнестойкостью, огромным стремлением к национальной и политической свободе.
С выходом в свет „Масторавы" мы можем с гордостью сказать: у эрзян и мокшан наконец-то появилась своя художественная автобиография, потому что каждый народ остро нуждается в „упорядочении" своего прошлого, в том, чтобы выстроить в единый ряд все известное о себе. И хотелось бы верить: как с „Калевалы" началось в свое время национальное и духовное возрождение родственного финского народа, так и „Масторава" положит начало возрождению эрзян и мокшан.
СПЕЦКУРС „МОРДОВСКАЯ ПОЭМА44 В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Е. Н. КИРКИНА, аспирант
В настоящее время возрастает интерес к национальной культуре народов России, идет возрождение их культурно-духовных ценностей, традиций, обрядов, устного творчества. Актуальной в связи с этим остается и проблема изучения произведений национальной мордовской литературы, в частности традиций поэмного жанра.
Для студентов, обучающихся на национальных отделениях нефилологических специальностей, предлагается ввести спецкурс „Мордовская поэма".
Мордовская поэма как жанр в своем историческом развитии претерпела существенные изменения и в настоящее
время отличается многообразием жанровых форм. Ей свойственны лирико-драматические, сатирические и национально-исторические жанровые разновидности. Национально-историческая поэма — одна из наиболее характерных форм мордовского поэтического эпоса. К ней мы относим такие произведения, как „Эрьмезь" Я. Кулдуркае-ва, „Литува", „Валске Сура лангсо" П. Кириллова, „Сияжар", „Тюштя" В. Радаева и многие другие [1]. На основе фольклорных мотивов и образов поэма историко-героического характера отражает важнейшие вехи исторических судеб мордовского народа, свиде-
© Е. Н. Киркина, 2000
тельствует об органических связях национальной литературы с народным эпосом, показывает события и явления, и меющие национально-историческое
значение.
Ознакомление студентов с поэмным жанром мордовской литературы имеет важное познавательное и воспитательное значение, дает знания о древней мордве, специфике ее духовной жизни, быте, нравах, обычаях и народных традициях. В предлагаемом спецкурсе, рассчитанном на 56 часов, дается целостная картина зарождения и развития мордовской поэмы от истоков до современности. Спецкурс состоит из двух разделов. В первом студенты знакомятся с общими проблемами жанра, принципами типологической классификации мордовской поэмы.
Существует мнение, что нельзя выработать единые принципы ее классификации, с другой стороны, литературоведы ведут их настойчивые поиски [2, с. 3 ]. И отрицание возможности единой классификации, и неудачи в попытках создать ее во многом объясняются различным толкованием самого понятия „поэма", выделением разных жанрообразующих признаков поэмы.
Тематика второго раздела связана с вопросами зарождения и развития мордовской поэмы.
К истокам мордовской поэмы относят поэмы-сказки Игнатия Зорина — непрофессионального поэта-сказителя конца XIX — начала XX века.
Такие его произведения, как „Ну-жалей моро" („Песня о Нужалее"), „Кияжонь моро" („Кияжинская песня"), „Супрятка кудонь моро" („Песня супряток"), „Моро Чимбулат атядо" („Песня о старике Чимбулате") и другие, построенные на творческом соединении фольклорных и литературно-авторских начал, по своей сюжетной, композиционной и стилевой манере близки к формам мордовского литературного эпоса и вместе с тем представляют собой особого рода поэмы баллад-но-сказового характера. Это произведения, рассчитанные на слушателя и поэтому имеющие такую специфическую особенность, как растворение авторско-
го начала в потоке событий, лиц, занимательных подробностей сказочного
характера.
Для лирической поэмы 20-х годов
характерными были революционно-романтические мотивы. Первым произведением этого жанра в мордовской литературе явилась „Мокшень мора Ле-нинть колга" („Мокшанская песня о Ленине", 1925) Захара Дорофеева.
Историко-революционная тема в мордовской поэме получила воплощение и в творчестве М. И. Безбородова. Поэма „Ефкс, кона ульсь" („Сказка-быль"), вышедшая в 1929 году, явилась первой попыткой создания в мордовской литературе произведения в жанре эпической поэмы. Автор показал в ней жизнь обездоленной в прошлом мордвы, остро поставил вопрос о судьбе человека современного мира. Сопоставляя две эпохи — дореволюционную и советскую, — Безбородов показывает перипетии судьбы главного героя деда Кузьмы в зависимости от хода исторических событий.
В 30 — 40-е годы мордовская поэма как жанр была связана главным образом с художественным решением проблем послеоктябрьского периода. Произведения этого жанра создавали многие известные поэты мордовской литературы — П. Кириллов, Н. Эркай, М. Бебан, К. Абрамов, И. Девин, А. Мартынов, П. Левчаев, А. Щеглов и другие.
В идейно-художественном отношении на этом этапе определяется главное направление развития жанра поэмы — изображение судеб народа в историческом времени, в связях современности с прошлым. Складывается своеобразный тип поэмы, основанный на принципе „стяжения времени" В таких поэмах герои, как правило, оказываются погруженными в атмосферу социальных отношений различных этапов истории, то есть через их судьбы отражается общественно-исторический процесс.
Весьма характерной в этом отношении является поэма „Валске Сура лангсо" „Утро на Суре", 1934) П. Кириллова. В поэме повествование начи-
нается с изображения событий и явле- бражении современников тех лет ярче
всего проявилось в лироэпической поэме А. Мартынова „Монь ялгат" В ней повествование о тыле и фронте раскры-
нии времен крепостничества: доведенные до отчаяния мордовские крестьяне Нупонь, Ендол, Килей, Данка и Сан-дей убегают в лес, организуют там небольшое поселение, которое спустя годы перерастает в поселок. Затем автор переносит читателя к событиям
пу- гачевского восстания, революции 1905 года, завершая эту летопись народной жизни изображением картин Октябрьской революции и преображенного за годы Советской власти Ирису рья.
Характерной чертой поэм этого периода является их связь с устной народной поэзией. Социальные конфликты в поэмах часто разворачиваются на фоне сказочных и реалистических картин. Такова поэма Н. Эркая „Моро Ратордо" („Песня о Раторе", 1935). В
и
ней автор в романтически ярких картинах воссоздает героические эпизоды дореволюционной жизни мордовского народа. Центральный герой поэмы Ра-тор воспет как носитель лучших черт человека-труженика, борющегося против социального неравенства своего народа. В поэме переплетение реалистического и сказочно-романтического служит приемом идеализации образа человека-борца.
Эпическая поэма Я. Кулдуркаева „Эрьмезь" (1935) также написана в сказочно-романтической форме. Она рассказывает о далеком историческом прошлом мордовского народа. На фоне сказочных и реалистических описаний автор рисует многие бытовые обряды, обычаи и нравы мордвы, создает яркие образы, передает типичные явления народной жизни.
Великая Отечественная война обусловила усиление драматизма и героики поэмного повествования. Таковы „Монь
ялгат" („Мой товарищ", 1943 — 1947) А. Мартынова, „Сдлдатось велявтеь ку-дов" („Солдат вернулся домой", 1949) Н. Эркая, „Поэма о бессмертии" (1951) А. Малькина, „Косо эрямось паро" („Где нам живется лучше", 1951) С. Вечканова, „Пири (1945 — 1949) М. Бебана.
вается через показ конкретных действий героев, а также через лирические авторские отступления, подчиненные художественному раскрытию идеи патриотизма. В единое повествование в поэме сливаются эпичность, лиризм и драматическая напряженность.
В основу „Поэмы о бессмертии" А. Малькина положен реальный факт: мордовский солдат после войны едет к одной белорусской матери, чтобы насколько возможно заменить ее погибшего сына. Повествование насыщено яркими эмоционально окрашенными картинами и событиями военной и по-
V/
70-х
слевоеннои действительности.
В поэме С. Вечканова „Косо эрямось паро" художественная ценность обеспечивается раздумьями автора о Родине и людях, защитивших ее независимость.
Для мордовской поэмы 60 — годов наиболее характерным становится соединение развернутого лиризма, эпичности и драматизма в изображении послевоенной действительности. Таковы, в частности, поэмы „Теплые следы" (1966) А. Малькина, „Самое синее море" (1964), М. Девина, „Здравствуй, мама" (1970), „Годы-версты" (1975) С. Кинякина, „Высота" (1975) И. Пи-няева, „Жаворонок" (1972) А. Мартынова и другие.
Мордовская поэма этих двух десятилетий нацелена на раскрытие характеров героев изнутри, через самооценку пройденного ими пути. Эта тенденция отчетливо проявилась, например, в поэмах „Годы-версты" С. Кинякина, „Жаворонок" А. Мартынова и „Высота" И. Пиняева, в которых представление о герое расширяется до образа-идеи. Таковы, в частности, героиня поэмы С. Кинякина Маруся Сурдина, Анатолий Голубков у И. Пиняева, обобщенный лирический герой в „Жаворонке" А. Мартынова.
На современном этапе в мордовской литературе особую разновидность по-
Художественное своеобразие в изо- эмного жанра представляет эпическая
поэма: „Пенза и Сураи (1969), „Тюш-тя" (1991), „Сияжар" (1960) В. Рада-
ева. Обращенные к историческому прошлому мордовского народа, такого рода поэмы, целиком основанные на фольклорном материале, являются своеобразными „книжными формами" мордовского народного эпоса.
„Сияжар" В. Радаева — героическая эпопея огромного социального и исторического звучания, крупное поэтическое произведение и значительное произведение эпического жанра. Она повествует о подвигах народных масс в борьбе за свободное национальное развитие, о нерушимой дружбе мордовского и русского народов, выкованной в совместной борьбе в годы суровых испытаний. С огромной силой художественного обобщения в поэме показываются национальный быт и обычаи мордовского народа.
Поэма „Сияжар" правдиво отражает прошлое мордовского народа и поэтому имеет большое познавательное значение. В ней рисуются жестокость и хищ-
ничество восточных завоевателей, принесших мордовскому народу неисчислимые бедствия и страдания, задержав-
V-*
ших экономическии и культурный прогресс более чем на три столетия. Исторически правдиво показана беско-
рыстная помощь русского народа. Сюжет поэмы острый и конфликтный, язык сочный, красочный, надолго запоминающийся. Четкие, лаконичные стихи воспринимаются как меткие изречения, поговорки, пословицы. Плавные и напевные десятисложные стихи соответствуют эпическому характеру произведения, придают поэме величественность.
Вместе с тем „Сияжар" не только замечательный исторический памятник, произведение, свидетельствующее о духовном богатстве мордовского народа. Поэма имеет большое значение в эстетическом и нравственном восприятии молодежи.
В ходе изучения мордовской поэмы как жанра наиболее интересные темы могут быть рекомендованы для проведения специального семинара в кружке, в проблемной группе или же рекомендованы как темы курсовых работ. Спецкурс ставит цель углубить знания студентов по истории и теории мордовской литературы, способствовать развитию навыков исследовательской и воспитательной работы и вооружить будущего воспитателя, учителя материалом, необходимым в его практической деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алсшкин А. В. Эпос дружбы: (Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 184 с.
Поступила 10.12.99.
2. Червяченко Г. А. Советская поэма 40 — 70-х годов: Учеб. пособие к спецкурсу. Ростов н/Д.: Б. и., 1979. 72 с.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ОБРАЗА ДЕРЕВА В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ МОРДВЫ
И. Н. МИХАЛКОВИЧ, кандидат философских наук
„Мифология есть не что иное, как народное сознание природы и духа, вы-
разившееся в определенных образах фольклора..." [1, с. 85]. Действитель-
© И. Н. Михалкович, 2000