6. Лукина, М. Технология интервью [Текст] : учебное пособие / М. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 254 с.
7. Мозговой, А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / А. В. Мозговой. - Ростов н/Д., 2004. - 128 с.
8. Панцерев, К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / К. А. Панцерев. - СПб, 2004. - 207 с.
9. Показаньева, П. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] / П. В. Показаньева. - URL: http:// mediascope.ru/node/1385.
10. Редькина, Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета[Текст] / Т. Ю. Редькина. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун- т, 2014. - С. 209-211.
11. Рощектаева, Т. Г. Жанрово-стилистические особенности современного путевого очерка: на материале русской публицистики 90-х годов XX века [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Т. Г. Рощектаева.-М., 2007. - 175 с.
12. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] : учеб. пособие / А. А. Тертычный. -М. : АспектПресс, 2002. -312 с.
13. Уланова, М. А. Интернет-журналистика. Практическое руководство [Текст] / М. А. Уланова. - М. : Аспект-Пресс, 2014.-237с.
14. Щукина, Л. С. Полифункциональность речевых сообщений в системе рекламных коммуникаций [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Л. С. Щукина. - Воронеж, 2004. - 170 с.
Поезжаева Ю. А.
СПЕЦИЦИФИКА ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена важному вопросу - специфике телевизионных программ для дошкольников. В настоящий момент требуетсяуделитъ внимание детскому телевидению. Огромное количество программ для маленьких зрителей, мультфильмов, которые выполняют не только развлекательную функцию, но и познавательную и обучающую. Благодаря передачам дети познают новые и интересные факты, к тому же это хорошая база знаний для дошкольников. Автор статьи выделяет категории программ на детских каналах «Карусель», анализирует детские программы. Кроме того, выявляет достоинства и недостатки передач, выделяя сходства и различия, на примере отечественного телевидения. Итогом исследования является написание рекомендаций для создания качественного контента на отечественном телевидении.
Ключевые слова: детское телевидение, детские программы, сравнительный анализ, качественный контент.
Введение. Телевидение является неотъемлемой частью современного общества. На сегодняшний день эфирное вещание - это общедоступный источник сообщения. Оно снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с интересными людьми. С помощью телевизионных передач развивается и формируется личность. Но не стоит забывать о функциях детского телевидения. Ведь привлечь юного зрителя к СМИ нужно
не только как к источнику развлечений, но и для получения знаний и подготовиться к школе.
Телевидение - это один из инструментов воспитания детей. Развитие, воспитание и образование ребят всегда остро обсуждается в обществе. Главной особенностью современных детских телеканалов является то, что в сетку вещания включают программы для детей не только для подросткового возраста, но и для самых маленьких.
Тематика детского телевидения актуальна. Во-первых, нестабильность детского вещания на телевизионных каналах ведет к снижению просмотра у детей детских программ. Во-вторых, современное телевидение весомо влияет на подсознание ребенка, поэтому создание детского качественного телепродукта является неотъемлемой частью медиа производства. В-третьих, каждый ребенок уникален, так что следует уделить внимание на потребности и предпочтения детей. В-четвертых, телевидение - это не только развлекательные программы, но и познавательные.
Разработанность вопроса. Изучением детской журналистики и психологией занимаются исследователи А. Н. Фортунатова [7. С. 105], Н. В. Шохина [8. С. 230], И. Г. Кацев [4. С. 256] и другие. Роль детского телевидения в социальном воспитании детей отражена в работе Д. Б. Эльконина [9. С. 97], Э. X. Эриксона [10. С. 89]. На основании этих трудов можно сформировать представление о ключевых понятиях и специфике данного направления.
Работа заключается в написании рекомендаций для создания качественного канала для детей на отечественном телевидении. Для анализа мы рассмотрели возрастную категорию дошкольников. Именно в этом возрасте ребенок лучше воспринимает и запоминает материал, а также перенимает опыт прошлого поколения.
История детского телевидения началась еще в 20 веке. Впервые последовательно изложена история российского телевидения для детей в 1939 году. «Первой передачей для детей является программа «С новым годом!», которая вышла в эфир 2 января 1939 года. Далее вещание прекратило свое существование из-за войны. А в 1955 году вновь стало постоянным. Тогда появилась идея создать специальные передачи для детей. Самая первая программа стала «Спокойной ночи, малыши!» [7. С. 54].
Детское телевидение - сложный процесс, поэтому нам необходимо рассмотреть функции. Мы будем опираться на работу, предложенную исследователем Г. В. Кузнецовым:
1. Информационная функция;
2. Организаторская функция;
3. Рекреативная функция;
4. Культурно-просветительская функция;
5. Образовательная функция;
6. Интегративная функция;
7. Развлекательная;
8. Воспитательная [5. С. 56].
Журналистика позитивно влияет на культурное развитие человека и позволяет ему усовершенствоваться и познавать новую информацию. Она дает возможность человеку самостоятельно анализировать информацию и делать выводы, развивать мышление и свои теоретические основы. В этом главное достоинство телевидения для детей и их родителей.
«Д. Б. Эльконин считает, что передачи не учитывают возрастную категорию до 3-х лет, так как часто ребенок становится зрителем поневоле» [9. С. 21]. Чтобы дать полное представление о детской психологии и её влиянии на телевизионные программы для дошкольников мы обратились к научной литературе.
Дети 4-6 лет - это дошкольники. Ведущим типом деятельности является игра. Проявляется интерес к рисованию и элементарным видам труда. Поэтому существует мно-
жество сюжетно-ролевых игр и программ, в которых дети занимаются рисованием или мастерят.
Для создания характеристики для качественного канала, мы обратились к детскому российскому каналу «Карусель». Федеральный общенациональный государственный международный телеканал для детей и юношества. Является крупнейшим по охвату детским телеканалом России. «Карусель» вещает по всей России и во многих странах мира. Был единственным федеральным телеканалом, который вещал без рекламы. В 2014 году на телеканале появилась реклама. Возраст целевой аудитории - от 3 до 14 лет. «Вещательная концепция и форматы эфира разрабатываются при участии детских психологов и педагогов. Основу эфира (около 60%) составляют как познавательные и развлекательные программы своего производства, остальное - российские и зарубежные художественные и анимационные фильмы» [1]. Совсем недавно каналу исполнилось 5 лет.
Анализом детского канала «Карусель» мы занимаемся 2 года. Нами было просмотрено более 150 передач и выявлены достоинства и недостатки каждой программы. Установилось, что в сетке детского телевидения существуют программы: развлекательные, познавательные, обучающие, спортивные и музыкальные. Интерпретировав программы для юного зрителя, мы выявили достоинства и недостатки передач на отечественном канале «Карусель».
Например, «Академия художеств» является обучающей программой для детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Продолжительность - 13-14 минут. Из достоинств выделили: существует взаимосвязь ведущего и ребенка, интересный гость в студии. Недостатками оказались, что ведущий не расшифровывает термины для детей («гротеск») и т. д.
«Воображариум» - это развлекательная детская передача, возрастная категория - 4-8 лет, длительность программы до 25 минут. Из положительных черт мы выделили: необычный интерьер, ведущий объективно рассказывает, помогает детям и ясно отвечает на вопросы. Отрицательный момент заключается в длительной исторической справке, которая тяжело воспринимается маленькими детьми.
«Давайте рисовать» - программа для маленьких зрителей в возрасте 3-7 лет. Передача длится 15-20 минут, благодаря такой продолжительности ребенок усвоит нужную информацию, не устанет. Из плюсов программы - это ненавязчивая музыка, ведущий хорошо работает с детьми, дает детям пофантазировать на разные темы, быстро нашел общий язык с ними. Минусами оказались перебивание друг друга в разговоре.
В нашей работе активно использовался метод интервьюирования. Мы побеседовали с родителями, у которых есть дети дошкольного возраста (в возрасте 4-6 лет). Всего было опрошено 10 человек. Согласно нашему исследованию, детское телевидение смотрят большая часть опрашиваемых.
Дети уделяют просмотру телевизионных передач:
1) 10%-не смотрит телевизор;
2) 20 % человека -доЗО минут;
3) 40 % человека -1-2 часа;
4) 30% человека -Зи более часов.
Юные зрители просматривают как мультфильмы, так и познавательные программы. Самые просматриваемые каналы:
1 место - «Карусель»;
2 место - «Мульт»;
3 место - «Дисней».
Семьдесят процентов дошкольников повторяют слова, сказанные по телевизору ведущими или героями программ. Поэтому важно в детской передаче продумать речь собеседника.
Родители отметили, что благодаря передачам ребенок уясняет счет, учится читать, играть в ролевые игры, запоминает иностранные слова, развивает логику. А также для
опрашиваемых важно - присутствие смысла, поучение, подведение итогов, разбор ошибок и диалог с аудиторией. Обозначили, главное в телевизионных детских передачах, чтобы она была информативна, поучительна, вели программу положительные герои, понятность и доступность материала. Неотъемлемой частью программ является красочность и компетентность ведущего.
Опрашиваемые рассказали об отрицательных сторонах детских программ на телевидении. Излишняя жестокость и грубость недопустима в передачах.
Учитывая достоинства и недостатки канала «Карусель», а также мнение родителей детей (3-6 лет), можно составить рекомендации для формирования редакторами качественного канала для дошкольников на отечественном телевидении:
1. Интерактив со зрителями: принимайте участие в передачи, выстраивайте взаимоотношение с аудиторией;
2. Используйте игровую форму в детских передачах;
3. Прилагайте ассоциативный видеоряд в программе;
4. Применяйте короткие сюжеты. Длительность программы 15-20 минут, так как продолжительные по времени программы не воспринимаются, так как дети не способны сконцентрировать свое внимание на передаче;
5. Приглашайте компетентных ведущих. Он должен быть: харизматичный, артистичный, искренний. Иметь приятный внешний вид, говорить внятно и понятно, общаться с ребенком «на одном языке»; обогащать свой словарный запас. Приветствуется наличие высшего образования, знание психологии и педагогики.
6. Используйте простые предложения, ясные и понятные слова для ребенка;
7. Применяйте яркие краски в программе для детей:
а) красный - жизнерадостный цвет ассоциируется с бодростью и энергией;
б) оранжевый - хорошо влияет на психологическое состояние ребенка и повышает творческую активность и энергичность, создаёт ощущение уверенности и комфорта;
в) желтый - этот цвет не только повышает настроение, но и содействует умственной работе, улучшает внимание и даже способствует развитию интуиции;
г) синий - позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон.
8. Используйте мелодичную, спокойную музыку для программы;
9. Интересно излагайте мысли, ищите незаурядные подходы, чтобы заинтересовать ребенка;
10. Не заучивайте текст, живая форма общения поможет эмоциональнее рассказать материал;
11. Приглашайте на передачу гостей, которые будут являться авторитетом для детей, перенимать их положительные поступки;
12. Создавайте больше познавательных и обучающих программ: развитие памяти, умение читать и писать, учить иностранные языки.
Таким образом, ранний возраст - это период интенсивного психического развития ребенка. И, следовательно, просмотр детских телепрограмм должен формировать у детей новые знания, участвовать в их развитии, что будет возможно только при качественной организации контента вещания.
Список литературы
1. Карусель [Электронныйресурс]. - URL: http://www.karusel-tv.ru.
2. Вартанова, Е. Л. О современных медиа и журналистике [Текст] / Е. Л. Вартанова. -М. :МедиаМир, 2015.- 196 с.
3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Академия, 2009. -512 с.
4. Кацев, И. Г. История российского телевидения (1917-2000) [Текст] / И. Г. Кацев. -М. : РГГУ, 2004. - 256 с.
5. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М. :Выс. шк., 2002. - 304 с.
6. Лисина, М. А. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни [Текст] / М. А. Лисина // Вопр. психол. - 2008. -№5,- 149 с.
7. Фортунатов, А. Н. Проблемы истории телевидения [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Фортунатов. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 105 с.
8. Шохина, Н. В. Современное состояние детских телеканалов России и Германии [Текст] / под. ред. Бережной. - СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2012. - 230 с.
9. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопр. психологии. Педагогика. - 2001. -№4,- 97 с.
10. Эриксон, Э. X. Детство и общество [Текст] / пер. с англ. / Э. X. Эриксон. - СПб. : Речь, 2002. - 89 с.
Сахар С. А.
ДИСКУРС «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматриваются такие понятия, как «дискурс», «языковая действительность», «прецедентный текст». На примере публикаций В. Пескова, легендарного журналиста«Комсомольской правды», а также других журналистских текстов данного издания, анализируется состояние отечественной языковой действительности периода 2003-2013 годов.Автор статьи уделяет внимание анализу наиболее интересных прецедентных текстов заголовочного комплекса«Комсомолки», составленныхпу-тём переосмысливания и перефразирования известных широкой аудитории цитат. Анализ материалов В. Пескова выстраивается по важнейшимязыковым ярусам.Основная цель статьи - показать, как на страницах одной газеты уживаются и писательская журналистика высшей пробы, и публикации желтой прессы.
Ключевые слова: дискурс, языковая действительность, прецедентный текст, газетный текст, путевой очерк, писательская журналистика, жёлтая журналистика, периодическая печать, «Комсомольская правда».
Русский язык - один из самых сложных мировых языков. Несмотря на это, русский язык - наш родной язык, его необходимо знать, а журналистам, помимо знания языка, нужно уметь грамотно использовать его богатейшие средства выразительности.
В русском языке, как и во многих других, слову «дискурс» нет эквивалента. Оно переводится как «речь, слово, текст, рассуждение».
Дискурс - одно из самых трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англоязычных и особенно франкоязычных культурах.
Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор') - речь или процесс языковой деятельности, способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, - лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии [1].
Предметом углубленного теоретического изучения дискурс стал относительно недавно. Основоположник современной лингвистики Ф. де Соссюр почтине пользовался данным термином, так как считал, что язык - единственный предмет лингвистики и