УДК 2-18:130.2
А.В.Блохина, аспирант, 8-4872- 31-77-11,ёетЫагте@уа.ги (Россия, Тула, ТулГУ)
СПЕЦИФИКА ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА СОГЛАСНО ТРАКТАТУ ОРИГЕНА «О НАЧАЛАХ»
Посвящена земной жизни человека у Оригена на основании данных трактата «О началах». В ней рассматриваются такие темы, как место человека в космической иерархии, проблема спасения человека и участие Бога в нем, значение познания для восхождения к Богу.
Ключевые слова: человек, земная жизнь, Бог, познание Бога, спасение.
Одной из важнейших частей системы александрийского мыслителя Оригена является проблема человека. Ориген дает следующее определение человека: «мы, люди, суть животное, составленное из взаимодействия тела и души, и только таким образом мы имеем возможность обитать на земле» [5, с. 33]. Поэтому, несмотря на наличие в его системе идеи предсущество-вания душ, выводящей существование человека за рамки указанного взаимодействия души и тела, именно жизнь на земле является собственно человеческой.
Обитание человека на земле обладает рядом особенностей по сравнению с бытием других разумных существ. Поскольку земная жизнь предрешена предшествующим грехопадением, причем люди - это существа, которые «ниспали из состояния первоначального блаженства, но при этом пали не неисцельно» [5, с. 80], то целью жизни человека является его спасение.
В сравнении с этим бытие ангелов связывается с тем или иным служением, относящемся к сотворенному миру и особенно, к людям: «одному ангелу поручена церковь эфесская, другому - смирнская, один получил назначение быть ангелом Петра, другой - ангелом Павла» [5, с. 92]. Подобное служение, по Оригену, связано с их предшествующими заслугами.
К числу разумных тварей, кроме того, относятся так называемые «противные силы». Их бытие также определено предшествующим грехопадением, которое, однако, привело к другим последствиям в силу большей степени их вины. По Оригену, они также обитают на земле, как и люди, но в то же время имеют различные должности «начальств, или властей, или управителей тьмы мирской, или духов непотребства, или духов злобы, или нечистых демонов» [5, с. 96]. Их жизнь связана с постоянным противодействием человеку, стремлением увести людей от Бога и склонить к греху.
По сути положение человека, его жизнь на земле - единственное, целенаправленно заданное во всей системе Оригена. Положение ангелов и
демонов указывается исключительно в связи с жизнью людей и их цели существования. При этом никакого самостоятельного значения, независимого от жизни людей, бытию ангелов или демонов у Оригена не предается. Таким образом, равенство всех разумных существ, следующее из развития Оригеном идеи предсуществования душ, преодолевается им через подробное раскрытие темы жизни человека на земле. В этом проявляется центральное положение человека в космосе по отношению к другим разумным существам, что отлично вписывается в христианское представление о человеке как венце творения.
Поскольку жизнь человека на земле является следствием грехопадения разумных существ, то и специфика спасения как смысла его жизни выводится логически из предшествующих причин. Спасение - это возвращение человека в предыдущее его состояние, которое было потеряно в результате грехопадения. А значит спасение - это возвращение к Богу.
Ориген разрабатывал тринитарное богословие, чему посвящено достаточно много места в его трудах, в том числе и в трактате «О началах». Мы обратимся только к некоторым общим положениям этой части его учения, связанным с проблемой участия Бога в жизни человека. Такое участие очень велико, что связано с общим представлением о строении вселенной. Ориген, не доходя до пантеизма в своих воззрениях, тем не менее, весьма тесно связывает Бога и мир. Он сравнивает мир с животным, тело которого «содержится как бы единою душою, силою и разумом Божьим» [5, с. 101]. Поэтому он отмечает принципиальную зависимость человека от Бога в сущностном смысле этого слова: «Этот Сын, Иисус Христос, есть Истина и Жизнь всего существующего - и по справедливости. В самом деле, каким бы образом могли жить все сотворенные существа, как не благодаря только жизни? Или как стояли бы они в истине, если бы не происходили от Истины?» [5, с. 40-41]. Таким образом, жизнь вне Бога, по сути, невозможна ни для кого. Эта связь с Богом выражена в трех разных проявлениях по отношению к тварному миру лиц Святой Троицы.
В отношении Бога-Отца Ориген утверждает: «Бог и Отец, содержа все, воздействует на каждое существо, сообщая каждому бытие от Своего собственного бытия, ибо Он есть сущий» [5, с. 59-60]. Поэтому действие Бога Отца связывается с бытием всего сущего, и здесь никак не выделяются из всего сотворенного Богом ни разумные существа в целом, ни человек в частности.
Действие Бога Сына связывается с его свойствами. Во-первых, Он участвует в творении, в результате чего «содержит в Себе начала всей твари» [5, с. 40]. Значит, у всех сотворенных существ есть внутренняя неотъемлемая связь с Богом Сыном, равно как и с Богом Отцом. Во-вторых, второе лицо Святой Троицы Ориген называет Премудростью или разумом, поэтому «участие же во Христе, как Слове или разуме, делает существа разумными» [5, с. 64]. Это второе свойство указывает на связь второго лица
Троицы исключительно с разумными существами, а не со всем сотворенным, как в случае с Богом-Отцом.
Согласно Оригену, «всякий попирающий землю, т. е. земное и телесное, без сомнения, причастен Святому Духу, так как получает его от Бога» [5, с. 57]. Таким образом, Святой Дух связывается уже только с человеком, а не со всеми разумными существами.
Таким образом, во всем творении Бога видна некоторая иерархия в связи с наличием связи тварного мира с нетварным бытием. По этому поводу А. Ф. Лосев отмечал: «Самый большой круг, по Оригену, это бытие в чистом виде, бытие просто, или Отец. Внутри этого круга находится не просто бытие, но разумное бытие, это - Сын. И, наконец, внутри этого второго круга находится третий круг, означающий благодатно освященное бытие, Дух Святой» [2, с. 65].
Однако эта иерархичность проявляется и в другом аспекте. Согласно Оригену, сотворенная вселенная не просто связана с Богом как Творцом, дающим определенные свойства тем или иным тварям, но также сверх этого есть особый промысел Божий о мире, связанный с дальнейшей судьбой вселенной. И здесь Ориген также разделяет действие лиц Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух по-разному проявляют себя в деле спасения разумных тварей.
Участие Бога Отца в жизни вселенной не ограничивается только творением. Он также «устраивает, содержит и управляет всем видимым и невидимым» [5, с. 47]. Поэтому Его деятельность связана со всем, что существует во вселенной. Кроме того, именно к Богу должны вернуться существа, от него отпавшие, поэтому Бог Отец есть Творец, Жизнь и Цель всего существующего.
Ориген указывает на взаимоотношения внутри Святой Троицы: «Сын Божий, Который называется Словом Божьим и Его Премудростью, один только знает Отца» [5, с. 45]. И делает из этого важный вывод в отношении проявления Бога в жизни людей: Христос «открывает Его тем, кому желает, т. е. тем, которые могут сделаться способными к восприятию самого Слова и Премудрости» [5, с. 45]. А потому богопознание, необходимое для спасения, стоит в зависимости от веры во Христа и христианского учения.
Через это свойство Сына проявляется власть Бога-Отца: «через Премудрость, которая есть Христос, Бог владычествует над всем» [5, с. 50]. При этом Ориген подчеркивает, что подчинение всякой твари Богу-Отцу через Премудрость означает владычество Бога-Отца «словом и разумом, а не силою и принуждением» [5, с. 51], что является указанием и на обратную связь действий Сына и Отца в жизни человека.
Поскольку с истиной и разумом у Оригена тесно связывается представление о добродетелях, то это позволяет ему утверждать, что: «у Господа Иисуса Христа есть некоторое особенное служение по отношению к
тем, кому Он сообщает разумную природу, - такое служение, посредством которого Он помогает существам быть добрыми» [5, с. 63]. Поэтому нравственное совершенствование человека без участия Бога невозможно.
Относительно же третьего лица Святой Троицы Ориген говорит: «Св. Дух есть, конечно, освящающая сила; в ней, как говорят, имеют участие все, заслужившие освящения благодатью Его» [5, с. 29]. Таким образом, действие Святого Духа значительно уже, нежели действие Отца и Сына. Если действие Отца и Сына Ориген распространяет «как на святых, так и на грешников, как на разумных людей, так на бессловесных животных, и даже на неодушевленные предметы и вообще на все существующее» [5, с. 59], то действие Святого Духа «простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа, т. е. живут в добрых делах и пребывают в Боге» [5, с. 59]. Поэтому благодать Святого Духа доступна не всем людям.
Таким образом, у Оригена выделяются разные «разряды» людей в связи с различиями в жизни людей и действием на них лиц Святой Троицы. К числу первых относятся все люди, которые все живы благодаря Богу, их изначальной связи с ним как с Творцом. К числу вторых - христиане, поскольку только они верят в Иисуса Христа, а значит, получают его дары, к которым относятся различные добродетели и только они способны к истинному богопознанию и спасению. К числу третьих - святые. Выстраивая такую цепь в различии влияний на людей лиц Святой Троицы, Ориген тем самым разделяет их по разным степеням, где главным критерием различия становится спасение. Очевидно, что для его достижения необходимо действие всех трех лиц Троицы, благодаря которым «мы, может быть, когда-нибудь, хотя и с трудом, получим возможность созерцать святую и блаженную жизнь» [5, с. 65]. А поскольку последнее возможно только в истинной вере и в связи с приближением к Богу, то эти ступени совершенствования зависят только от самих людей, их свободного выбора в вопросе веры и жизни в Боге.
Еще одна важная тема затронута в системе Оригена: спасение человека через искупительную жертву Иисуса Христа. Согласно традиционным христианским представлениям, в которых эта тема разрабатывалась с самого начала формирования христианской системы, Иисус Христос приходит на землю к людям, чтобы избавить их от смерти, которую они получили в результате первородного греха Адама. Это достигается через крестную смерть Иисуса и последующее вслед за этим воскресение. Христос здесь - прообраз каждого отдельного человека: его воскресение воспринимается как обещание воскресения каждого человека вслед за самим Христом.
Ориген, безусловно, признает и принимает уже складывавшееся к тому моменту богословие. В предисловии к трактату «О началах» Ориген называет следующие факты христианского предания, являющиеся для него
авторитетными: Иисус Христос как второе лицо Святой Троицы участвует в творении мира: «Он служил Отцу при создании всего, ибо «все через Него начало быть» [5, с. 23], Сын Божий вочеловечился «Он воплотился, сделавшись человеком, хотя был Богом, и, сделавшись человеком, пребыл тем, чем Он был прежде, т. е. Богом» [5, с. 24], Он жил на земле, пострадал, умер и воскрес пострадал истинно, и «этой общей смерти подвергся не призрачно, но истинно, воскрес и вознесся на небо»[5, с. 23-24]. Этот фрагмент интересен тем, что в нем Ориген ничего не говорит о связи между смертью и воскресением Спасителя и человеческой жизнью.
Согласно Оригену, мир нуждается в «помощи Самого Виновника и Творца Своего, чтобы Он восстановил утраченное и оставленное в пренебрежении искусство повиновения для одних и искусство управления для других» [5, с. 284]. И это восстановление и научение и есть дело Иисуса Христа, который «приняв образ раба, сделался послушным даже до смерти, дабы научить послушанию тех, которые могли наследовать спасение не иначе, как через послушание» [5, с. 284]. То же самое утверждается в отношении законов царствования и управления. Таким образом, жизнь Иисуса имеет у Оригена педагогическое значение. Поскольку некоторые из сотворенных существ отпали от Бога «то ввиду этого Слово и Премудрость Божья и сделалась путем» [5, с. 41]. Поэтому Сын Божий участвует в жизни человека постоянно и неизменно, хотя его действия меняются в связи со свободой воли разумных существ.
Итак, домостроительство Иисуса Христа связано с дарованием примера на основе земной жизни в вопросах послушания и восстановления божественной иерархии в земной жизни.
Последний тезис о восстановлении власти Бога на земле и победе им смерти имеет ключевое значение для христианской теологии. Однако в трактате «О началах» эта тема не получает достаточного развития. Не понятно - каким образом происходит это восстановление. Важнейший для христианской системы вопрос в главном систематическом труде Оригена, связанный с конкретными изменениями космоса или человека вследствие жертвы Иисуса Христа, по сути, опущен.
Единственное исключение - дар Святого Духа людям. Как уже указывалось выше, Святой Дух «есть Утешитель, научающий большему, чем можно выразить словом» [5, с. 146]. И если до пришествия Христа в мир только немногие из людей, преимущественно древнееврейские пророки, удостаивались подобным дарам Святого Духа, то теперь во вселенной произошли существенные изменения. Ориген говорит, что «преимущественное нисхождение Святого Духа к людям обнаруживается после вознесения Христа на небеса более, чем до пришествия Его» [5, с. 144]. Однако эти изменения скорее связаны с отношениями между человеком и Богом, чем с какими-то серьезными изменениями в самой вселенной.
В воплощении Сына Божьего есть еще один важный аспект, рассматриваемый Оригеном. Христос пришел на землю, «уничижил Себя и чрез самое Свое уничижение старается показать нам полноту Божества» [5, с. 46], «дабы мы, не имевшие возможности видеть славу чудного света, присущую величию Божества Его, могли бы получить доступ к созерцанию божественного света» [5, с. 46]. Поэтому спасение человека совершается благодаря богопознанию, которое осуществляется через Иисуса Христа.
Тема познания Бога занимает важное место в системе Оригена и непосредственно связана со спасением человека. Александрийский мыслитель следующим образом формулирует цель, которую должны достигать святые: «святые будут есть, но хлеб жизни, питающий душу пищей истины и премудрости, хлеб жизни, который просветит ум и напоит его из чаши Божественной Премудрости... Напитанный этою пищею премудрости, ум будет достигать чистоты и совершенства, с какими человек был создан сначала и будет восстанавливать в себе образ и подобие Божье» [5, с. 178179]. Таким образом, для спасения познание Бога, научение Божественной Премудрости представляется Оригену необходимой.
Поскольку познание Бога тесно связано с просвещением ума вторым лицом Святой Троицы, то и возрастание в этом для человека прежде всего возможно в рамках христианской традиции. Поэтому познание для Оригена тесно связано с изучением библейского текста. Богодухновенно-сти этого текста, его особой значимости для спасения Ориген посвящает большую часть четвертой книги трактата «О началах». Однако недостаточно только самостоятельного изучения текста, необходимо особое откровение, даруемое Святым Духом для его истинного понимания. Так, относительно библейского текста Ориген говорит: «Весь закон духовен; но духовный смысл закона известен не всем, а только тем, кому подается благодать Святого Духа в слове премудрости и знания» [5, с. 26].
Подобный акцент Оригена на необходимости познания сближает его с некоторыми положениями учения гностиков. Те учили, что познание - есть единственный путь восхождения и спасения для человека. Однако такое сближение не означает полного согласия с их позицией: Ориген не склонен ограничивать спасение только познавательной деятельностью, понимая, что необходимые для этого способности у людей бывают разные. Выходом в этой ситуации для него является связь между познанием и добродетелью.
Эта связь выражается следующим образом. Человеку самому по себе не достаточно одного только личного стремления и прилежания для достижения спасения. Для этого необходима поддержка Бога в процессе восхождения к Нему, в связи с чем Бог все больше соединяется с человеком. Ориген утверждает, что Бог истребляет зло, имеющееся в человеке, и «души, делающиеся восприимчивыми к Его Слову и премудрости, по уничто-
жении в них всех пороков и страстей, делает чистым и достойным Себя храмом Своим, обитая в них вместе с Сыном Своим» [5, с. 28]. И только благодаря подобному участию Бога в жизни человека возможно достижение спасения.
Соединение же с Богом происходит в процессе нравственного возрастания. Ориген достаточно жестко формулирует только одну необходимость для человека: «вести добрую жизнь - наше дело, и Бог требует этого от нас - не так, как будто это зависит от Него или происходит от кого-нибудь другого или, как думают некоторые, от судьбы, но требует именно как нашего дела» [5, с. 196].
Несмотря на многочисленные указания на необходимость познания, все это нигде не указывается в качестве единственного и строго необходимого средства для спасения. И поэтому если человек стремится исполнить заповеди в этой, земной жизни, то возможно и обратное - возрастание ума в результате праведной жизни человека: «и хотя кто-нибудь выйдет из этой жизни очень мало наученным, но, однако, понесет с собою похвальные дела, он может быть наставлен в том небесном Иерусалиме, городе святых» [5, с. 179]. Таким образом, богопознание не ограничивается только рамками человеческой жизни и какие-то неблагоприятные обстоятельства земного бытия человека не являются непреодолимой преградой в деле спасения.
Сама по себе связь нравственной жизни человека с познавательным аспектом его жизни не является чем-то новым для христианской традиции. Однако у Оригена все же можно проследить некий, более глубокий уклон в сторону значения интеллектуальной стороны жизни для спасения человека. Кроме многочисленных упоминаний в тексте, это проявляется в представлении о загробной жизни. Ориген приводит следующее описание: «это место будет как бы некоторым местом учения, так сказать, аудиторией, или школой душ, где души будут научаться о всем том, что они видели на земле, а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем... о том будущем, которое с полною ясностью открывается в своем месте и в свое время» [5, с. 183].
Важно отметить, что здесь знание, которое в будущем получат люди, есть некое абсолютное знание обо всем, а не только познание Бога. Об этом подробно сказано следующим образом: «возвратившись ко Христу, он ясно узнает смысл всего, что делается на земле, узнает о человеке, и о душе человека, и об уме; узнает что такое дух, действующий в каждом из них, а также что такое жизненный дух и что такое благодать Святого Духа, даваемая верным» [5, с. 181]. Данный фрагмент продолжает перечисление и других вещей, которые станут доступны познанию человека. К их числу Ориген относит многочисленные вопросы, ряд из которых, по-видимому, возникли у него при изучении библейского текста и прежде всего текста ветхозаветного. Он перечисляет различные недоумения, начиная с вопроса
о количестве колен Израиля и заканчивая вопросом о промысле Божьем. Разнообразие этих вопросов, с одной стороны, как сказано выше, подтверждает тот факт, что для Оригена всякое знание имеет значение и связано со спасением. Но в то же время можно увидеть некую структуру человеческого знания. Для него каждый из вопросов тесно связан либо с библейской историей, либо с какими-то элементами жизни духовной. Таким образом, любое знание имеет сотериологический смысл не просто по факту своего существования, а прежде всего по тому, насколько оно связано с вопросами духовной жизни.
Также Ориген утверждает доступность достижения полного знания, правда за пределами этого мира: «между прочим пройдет немало времени до тех пор, пока достойным и заслужившим не будет показано после отше-ствия их из жизни значение даже только земных вещей, чтобы они могли насладиться неизреченной радостью, через познание всего этого и под влиянием благодати полного знания» [5, с. 182].
Далее Ориген разделяет те знания, которые человек получает в земной жизни и те, которые буду ему доступны в другом мире. В земной жизни люди, «которые в этой жизни с величайшим старанием предались благочестивым и религиозным занятиям, получают, правда, только немногое из многочисленных и безмерных сокровищ божественного знания» [5, с. 180]. Однако для Оригена это не повод отказываться от познания на земле и ставить во главу угла только нравственное совершенствование, поскольку те, кто трудятся в деле познания на земле «развивают в своих душах ревность и любовь к исследованию истины и более или менее подготовляют свои души к усвоению будущего учения» [5, с. 180]. В качестве примера он приводит некое двойное познание. Пока люди находятся на земле, они видят большое разнообразие всего существующего, что побуждает их к поиску ответа на вопрос - «почему все это сотворено различным или различно управляется» [5, с. 182-183]. Но раз такие вопросы на земле возникли, то уже после смерти «нам будет дано уже самое познание и понимание этого разнообразия» [5, с. 183].
Тем не менее, главной целью познания является соединение с Богом. Во-первых, это состояние является тем самым идеалом, от которого люди отпали, а потому и нуждается в восстановлении, как уже указывалось выше. Но также оно строго необходимо в связи с самой природой человека, ведь он в своей внутренней сущности принципиально неустойчив и непостоянен: «Всякий может иметь и праведность, но только случайную, которая может прекратиться. Можно иметь и мудрость, но также случайную» [5, с. 95]. Безусловно, человек может утверждаться в добродетели: «если мы всегда будем поддерживать (в себе) прилежание, будем всегда участниками мудрости, то и самое участие в ней будет у нас или большим, или меньшим, смотря по достоинству жизни или по степени прилежания» [5, с. 95].
Из всего вышеприведенного очевидно, как много внимания Ориген уделяет именно интеллектуальному аспекту в спасении человека. Правда необходимо оговориться, что это является характерной чертой именно трактата «О началах», тогда как есть и другие сочинения Оригена, в которых интеллектуалистический аспект представлен гораздо меньше [ 4, с. 4979].
Все это имело важнейшее значение для дальнейшего развития богословия на востоке. По замечанию В. Лосского, «видение Бога в Его сущности заключено у Оригена в рамки интеллектуалистического учения, где видение означает знание (гносис), а знание в конечном счете равносильно созерцанию умопостигаемых реальностей» [3, с. 47].
Сама идея спасения является центральной в христианстве. Однако в версии Оригена она имеет некоторые общие черты с орфико-пифагорейскими учениями. Для них характерно представление о том, что душа, которая и есть человек, ниспала с небесных высот. «За свой поступок она должна понести кару и покаяться - только искупление и очищение дадут ей возможность вернуться на свою истинную родину, в мир божества» [1, с. 127]. Здесь спасение - избавление из оков земной жизни. Средство избавления у орфиков и пифагорейцев различалось. Если орфики в качестве главного средства очищения и восхождения души считали религиозные мистерии, то «Пифагор делал упор на аскетической жизни и научных исследованиях» [6, с. 81]. В дальнейшем такие воззрения стали во многом частью платонизма.
Ориген, следуя за философской традицией, утверждает несомненную значимость познания в спасении человека. Однако, несмотря на явную схожесть точки зрения Оригена в данном вопросе с античными представлениями, тем не менее, есть очень важная черта, делающая мысль Оригена специфически христианской. В отличие от античных философских учений, спасение человека у Оригена находится в зависимости от Бога. Здесь уже на первое место выходит теоцентризм, хотя и испытавший влияние античной мысли. Поскольку именно взаимоотношениям Бога и человека Ориген уделяет основное внимание, когда касается проблемы спасения, то христианский аспект спасения является не только определяющим, но и наиболее детально разработанным в системе Оригена.
Итак, жизнь человека на земле, по Оригену, обладает следующими чертами. Необходимо духовное возрастание для возвращения к Богу. Оно тесно связывается с понятием о богопознании и изучении божественного откровения, содержащегося в тексте Библии. Однако это только то, что касается личных усилий человека в деле спасения, но только их не достаточно. И чтобы спасение было совершено, было необходимо земное воплощение Иисуса Христа, через которого, следуя его примеру и живя с ним, человек спасается. При этом грех человека имеет строго индивидуальный характер, в связи с теорией предсуществования душ, а значит и спасение
для каждого строго индивидуально. Спасение для человека достигается не только в течение земной жизни, но и за ее пределами.
Таким образом, Ориген рассматривает человека в его отношении к Богу и другим разумным существам. При этом в его учении отсутствует социальный аспект человеческой жизни. И хотя христианские заповеди во многом ориентируют человека на его взаимоотношения с другими людьми, тем не менее, у Оригена данный аспект практически опущен. Возможно, причиной такого невнимания является его крайний индивидуализм в вопросе грехопадения, и, как следствие, спасения. Если каждое существо в своем положении зависит исключительно от личного падения, то и взаимодействие с другими людьми, впрочем и не только людьми, для спасения не существенно.
Список литературы
1. Гомперц Т. Греческие мыслители: в 2 т. Т. 1. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. 606 с.
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 1 / Худож.-офор. Б.Ф. Бублик. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 832 с.
3. Лосский В.Н. Боговидение. Минск: Белорусский экзархат, 2007.
496 с.
4. Ориген. Гомилии на Песнь песней // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород: Издательство Братства св. Александра Невского, 2001. С. 49-79.
5. Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2007. 458 с.
6. Татаркевич Вл. История философии: пер. с пол. В. Н. Кваскова. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 482 с.
А. Blokhina
THE SPECIFICS OF THE EARTHLY LIFE OF A MAN ACCORDING TO
ORIGEN'S TREATISE "ON THE PRINCIPLES"
The article is dedicated to earthly life according to Origen, on the basis of the treatise "On the principles." It covers such topics as man's place in the cosmic hierarchy, the problem of the salvation of a man and the participation of God in it, the value of knowledge for the ascent to God.
Key words: human, earthly life, God, the knowledge of God, salvation..
Получено 15.10 .2012