124
СТАРОСТИНА
Меркулова (Позднякова) Н.В. 2006: Вербализаторы концептов «Время» и «Мятеж» в следственном деле Емельяна Пугачёва как материал для воссоздания языковой личности последней трети XVIII века: дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск.
Осипова А. А. 2012: Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П. Астафьева: монография. М.
Троицкий С.М. 1969: Самозванцы в России XVII-XVIII вв. // Вопросы истории. 3, 134—147.
Усенко О. 1995: Самозванство на Руси: норма или патология? // Родина. 1, 53-58; 2, 69-73.
Фразеологический словарь старославянского языка 2011: свыше 500 ед. / С. Г. Шулежкова, М. А. Коротенко, Л. Н. Мишина, А. А. Осипова, А. Н. Михин [и др.] (сост.); С. Г. Шулежкова (отв. ред.). М.
Шулежкова С. Г. 2010: К истории формирования концепта «Праздник» у восточных славян // Фразеология, познание и культура: сб. докладов 2-й М.-н. науч. конф.: в 2 т. Т. 2. Дискурсивные и дидактические проблемы фразеологии / отв. ред. Н. Ф. Алефиренко. Белгород.
Шахмагонов Ф.Н. 1990: Прикажете ли вещать? // Военно-исторический журнал. 11, 91-95.
Шахмагонов Ф.Н. 1991: Главное свойство правды: Е. Пугачёв — разрушитель или герой? // Человек и закон. 3-4, 80-90.
TYPE PRETENDER XVIII CENTURY ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE INVESTIGATION OF THE CASE
E. PUGACHEV
N. V. Pozdnyakova
The author of the article on the material of verbalization concepts of ''Time'', ''Rebellion'', ''Family'', ''Religion'', "War" from the investigation file E. Pugachev considers the formation of a new type pretender in XVIII century — Cossack by birth.
Key words: E. Pugachev, the concept "Time", the concept "Rebellion", the concept "Family", the concept "Religion", the concept "War", linguistic personality
© 2014
Е. В. Старостина
СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН РАЗНОГО ВОЗРАСТА (по материалам ассоциативных словарей)
Настоящее исследование посвящено сопоставительному изучению ассоциативных полей, полученных от испытуемых разного возраста в ходе ассоциативных экспериментов, а также на основе анализа ассоциативных словарей.
Ключевые слова: вербальные ассоциации, ассоциативный эксперимент, ассоциативный словарь
Одним из наиболее эффективных путей изучения языкового сознания является метод исследования вербальных ассоциативных реакций. Эффективность данного подхода доказана многочисленными работами (см. труды Н. В. Уфимцевой, Ю. Н. Караулова, Е. Ф. Тарасова и др.). Как отмечает Е. Ф. Тарасов, ассоциативное поле (экспериментально создаваемый артефакт) можно поставить в один ряд с такими формами фиксации общенационального словаря, как академические грамматики и толковые словари1.
Предметом настоящего исследования является возрастная динамика языкового сознания носителей русского языка. Возрастная динамика ассоциативных полей достаточно хорошо изучена у таких групп испытуемых, как дети и молодёжь студенческого возраста, и лишь некоторые работы посвящены анализу ассоциаций взрослых носителей языка (например, работы Т. М. Рогожниковой, И. Л. Гарбар). Основной причиной этого является отсутствие ассоциативных словарей, содержащих реакции представителей старшего поколения. Существует несколько детских ассоциативных словарей (например, Русский ассоциативный словарь школьников)2, а наиболее известный и представительный Русский ассоциативный словарь3 в основном содержит реакции испытуемых студенческого возраста.
Материалом данного исследования является база данных ассоциаций носителей русского языка в возрасте от 17 до 55 лет, собранная нами путём проведения свободных ассоциативных экспериментов. Объём базы составляет 979 анкет, в которых содержится 48950 реакций на 100 стимулов. Для сопоставления мы использовали данные Русского ассоциативного словаря школьников, включающего реакции детей 1-11 классов.
Задача, которая решается в работе, — это выявление различий в степени стереотипности ассоциаций у разных возрастных групп испытуемых. Стереотипность разными исследователями понимается по-разному и вычисляется разными способами. Нами стереотипность ответов понимается как процент наиболее частотных реакций. Вычисляется она путём сложения частот главных ассоциатов, т.е. реакций, доля которых составляет более 5% (способ вычисления стереотипности, предложенный В. Е. Гольдиным)4.
Существуют данные о том, что общность ответов испытуемых (т.е. стереотипность их реакций) является показателем речевой зрелости5. Следовательно, можно предположить, что реакции старших возрастных групп испытуемых будут более стереотипными. Исследование показало, что уровень стереотипности в разных ассоциативных полях меняется по-разному.
Старостина Евгения Владимировна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. E-mail: Sev79@list.ru
1 Тарасов 2000, 24.
2 Гольдин, Сдобнова, Мартьянов 2011.
3 Караулов, Черкасова, Уфимцева 2002.
4 Гольдин, Сдобнова 2008.
5 Горошко 2001.
Специфика языкового сознания россиян разного возраста
125
В каких-то случаях ассоциативные поля действительно с возрастом становятся более стереотипными, т.е. увеличивается процент наиболее частотных реакций. При этом стереотипность может возрастать как за счёт увеличения количества главных ассоциатов, так и за счёт увеличения количества испытуемых, давших подобные реакции. Рассмотрим в качестве примера ассоциативное поле «билет» (см. таблицу 1).
Таблица 1. ГЛАВНЫЕ АССОЦИАТЫ НА СТИМУЛ «БИЛЕТ».
Русский ассоциативный словарь школьника База данных ассоциаций
1-4 класс (237 чел) 5-6 класс (146 чел.) 7-8 класс (195 чел.) 9-11 класс (135 чел.) 17-20 лет (132 чел.) 21-30 лет (196 чел.) 31-55 лет (149 чел.)
- 14,34 %* бумага 12,32 % экзамен 9,23% экзамен 13,33 % поезд 15,91 % поезд 20,41 % поезд 18,79 %
бумага 5,9 % - 10,3 % поезд 6,15% - 8,88 % автобус 12,88 % поездка 9,69 % кино 8,05 %
в цирк 4,79 % бумага 5,12% поезд 7,4 % - 5,3 % кино 5,3 % экзамен 8,16 % поездка 7,38 %
на поезд 6,66 % автобус 6,12 % автобус 5,37 %
автобус 5.92 % театр 5,37 %
Стандартность ассоциативного поля
5,9 % 17,11 %
средняя стандартность поля — 30,17 %
стандартность детского поля — 19,2 % * Прочерком обозначены нулевые реакции (отказы от реагирования) стандартность взрослого поля — 41,14 %
Как видно из таблицы, стандартность поля «билет» плавно возрастает от 5,9% до 45%. Доля первой (самой частотной) реакции колеблется в пределах 5,9-13,3% у школьников, в пределах 15,9-20,4% у взрослых. У взрослых, таким образом, доля первой реакции в целом выше. Количество отказов (нулевых реакций) высоко у школьников 1-4 классов (14,3%), постепенно снижается до 8,8% у школьников 10-11 классов (при этом отказы не входят в число главных ассоциатов у детей 7-8 классов). Количество главных ассоциатов также плавно возрастает от 1 у школьников 1-4 классов до 4 у школьников 10-11 классов. У взрослых их количество остаётся в пределах 3-5. Характер первой реакции при этом меняется: «бумага» — у школьников 1-4 и 5-6 классов, «экзамен» — у школьников 7-8 и 9-11 классов, «поезд» — у взрослых.
Реакции второго и последующих рангов у различных возрастных групп разные («в цирк», «поезд», «автобус», «поездка», «кино» и др.). При этом главные ассоциаты у взрослых и учеников 9-11 классов практически одни и те же, меняется только их ранг. Есть такие реакции, которые входят в число главных только у испытуемых одной возрастной группы. Так, реакцию «бумага» дают только дети до 8 класса, реакцию «в цирк» — только ученики 5-6 класса, реакцию «кино» — только испытуемые 17-20 лет, реакцию «театр» — только испытуемые 31-55 лет.
Качество главных ассоциатов детей и взрослых позволяет достаточно легко определить характер изменений, которые происходят в языковом сознании носителей языка с возрастом. Для детей младшего возраста билет — это просто бумага, часть из них даёт нулевые реакции. Дети постарше уже «знают», что можно купить билет в цирк и на поезд. Для старшеклассников актуализируется другое значение слова билет — 'экзаменационный билет'. Для взрослых самым стандартным значением этого слова становится значение 'проездной документ' (билет на поезд, автобус), хотя остаётся и значение 'входной билет на какое-л. мероприятие' (билет в кино, театр).
Такого рода изменения уровня стереотипности поля характерны не для всех рассмотренных нами полей. Так, более стереотипными поля взрослых испытуемых были только в 53 случаях из 100, в 27 случаях более стереотипными оказались поля детей, и в 20 случаях стереотипность полей была примерно одинаковой. Однако, на наш взгляд, это позволяет говорить о том, что в целом с возрастом стереотипность реакций увеличивается.
Рассмотрим другой пример, когда уровень стереотипности поля детей и взрослых примерно одинаков (см. таблицу 2).
Таблица 2. ГЛАВНЫЕ АССОЦИАТЫ НА СТИМУЛ «ПАПА».
Русский ассоциативный словарь школьника База данных ассоциаций
1-4 класс (369 чел) 5-6 класс (243 чел.) 7-8 класс (216 чел.) 9-11 класс (227 чел.) 17-20 лет (155 чел.) 21-30 лет (143 чел.) 31-55 лет (106 чел.)
Мама 43,4 % мама 32,5% мама 39,8% мама 35,7% мама 31,61% мама 27,27 % отец 24,53 %
отец 7 % отец 10 % отец 9,7% отец 9,7 % отец 7,74 % отец 21,68 % мама 16,98 %
мой 7 % родитель 6,45 % мужчина 8,39 % семья 6,6 %
126
ЧЕРНОВА
- 6,6 % - 5,81 % родной 6,29 %
родитель 5,8 % мужчина 5,16 %
Стандартность ассоциативного поля
50,4 % 55,3 % 49,5 % 45,4 % 50,96 % 63,63 % 48,11 %
средняя стандартность поля — 52,3 %
стандартность детского поля — 50,2 % стандартность взрослого поля — 54,23 %
Как видно из таблицы, стандартность поля у разных групп испытуемых колеблется в пределах 48-63% и меняется хаотически. Стандартность детского и взрослого полей примерно одинакова (50,2% и 54,23% соответственно). Доля первой реакции немного снижается с 43% до 24%. У детей она несколько выше, чем у взрослых. Характер ассоциата первого ранга при этом не меняется, у всех испытуемых первой реакцией является реакция «мама» (кроме испытуемых 31-55 лет, у них этот ассоциат уходит на второе место, а на первое место выходит реакция «отец»). Характер второго ассоциата тоже не меняется — это реакция «отец» (кроме группы испытуемых 31-55 лет).
У некоторых групп испытуемых добавляются ассоциаты третьего и четвёртого рангов: у школьников 5-6 классов — «мой», «родитель»; у испытуемых 17-20 лет — «родитель», «мужчина», у испытуемых 21-30 лет — «мужчина», «родной», у испытуемых 31-55 лет — «семья». Таким образом, у детей в основном только 2 реакции выступают как частотные (кроме учеников 5-6 классов), у взрослых главными являются 3-4 ассоциата, за счёт этого общая стандартность поля не меняется.
У испытуемых 17-20 лет доля реакции «мама» составляет 31%, доля реакции «отец» — около 7%, т.е. основным способом реагирования, как и у детей, является реагирование с помощью антонима. У испытуемых 21-30 лет доли этих реакций сближаются — 27% и 21% соответственно. У испытуемых 31-55 лет данные реакции меняются местами, т.е. основным способом реагирования становится реагирование с помощью синонима.
Как мы видим, в отличие от поля «билет», ассоциативное поле «папа» гораздо более стандартно и меньше меняется с возрастом испытуемых. Это свидетельствует о том, что значение слова «папа» оказывается освоенным уже в младшем школьном возрасте и в дальнейшем происходят лишь незначительные изменения, связанные с использованием той или иной стратегии реагирования (реагирование с помощью антонима или с помощью синонима).
ЛИТЕРАТУРА
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. 2008: Русская ассоциативная лексикография: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов.
Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. 2011: Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-Х1 классов: в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции. Саратов.
ГорошкоЕ.И. 2001: Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента: монография. М.; Харьков.
Караулов Ю.Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н. В. 2002: Русский ассоциативный словарь: в 2 т. Т. 1. От стимула к реакции: ок. 7000 стимулов. М.
Тарасов Е. Ф. 2000: Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / Н. В. Уфимцева (ред.). М., 24-32.
SPECIFICITY OF THE LINGUISTIC MINDS OF RUSSIANS OF DIFFERENT AGE (based on associative dictionaries)
E. V Starostina
The research is devoted to the comparative study of associative fields which are gained from people of different age being tested by associative experiments and on the basis of associative dictionary analysis.
Key words: verbal associations; associative experiment; associative dictionary
© 2014
О. Е. Чернова
ПРОБЛЕМА ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИДЕОЛОГЕМ РОССИЙСКОГО
КОНСЕРВАТИЗМА
В работе обосновывается необходимость создания словаря современных идеологем, отражающих реалии российского консерватизма. Автор акцентирует внимание на идеологемах тематической группы «трудовая деятельность». В качестве материалов исследования привлекаются тексты федерального и региональных сайтов партии «Единая Россия».
Ключевые слова: идеологема, российский консерватизм, тематическая группа «трудовая деятельность», труд
Чернова Оксана Евгеньевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и речевой коммуникации Института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: ocher08@ inbox.ru