МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 327
СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ С НЕМУСУЛЬМАНСКИМИ СТРАНАМИ АЗИИ
© 2008 г. И.В. Рыжов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 27.05.2008
Рассматривается история развития отношений Г осударства Израиль и немусульманских стран Азии с 1948 года до начала XXI века. Основное внимание автор статьи уделяет анализу стратегии развития отношений Израиля с отдельными государствами. Также автор изучает перспективы современной израильской внешней политики на этом азиатском направлении.
Ключевые слова: Израиль, немусульманские страны Азии, сотрудничество.
Внешнеполитическая деятельность Государства Израиль на протяжении своего существования немыслима без такого важного вектора, как взаимоотношения с немусульманскими странами азиатского континента. Тем более что эти связи служат определённой альтернативой отношениям с государствами ближневосточного региона и выходом на новые рынки сбыта израильской продукции. Характер этих взаимоотношений за 60 лет существования еврейского государства претерпел значительную эволюцию.
Так, ещё в 1947 году Китай был единственным государством в Азии, не голосовавшим в ООН против образования еврейского государства. Израиль был в числе первых стран некоммунистического блока, признавших КНР в январе 1950 года, вследствие чего прервались отношения Израиля с Китайской Республикой на Тайване. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Израилем и Тайванем, между ними существуют торговые связи, сохранившиеся даже после того, как Израиль проголосовал в октябре 1971 года за исключение Китайской Республики из членов ООН.
После начала конфронтации между Израилем и СССР Китай занимает одностороннюю проарабскую позицию, отказавшись от установления с Израилем дипломатических отношений. Израиль также отказался от установления дипломатических отношений с КНР и осу-
дил участие последней в Корейской войне в 1950-1953 годы. Двусторонние отношения продолжали сохранять негативный характер на протяжении десятилетий, вплоть до начала реформ в Китае со второй половины 1970-х годов.
С середины 1960-х годов КНР заняла позицию безоговорочной поддержки всякого акта антиизраильской агрессии со стороны арабских стран. КНР также начала оказывать поддержку антиизраильским арабским террористическим организациям оружием, деньгами и инструктажем, противодействуя попыткам политического решения арабо-израильского конфликта и призывая арабские страны к войне до победного конца.
Внутренние изменения в Китае сделали возможным установление отношений с ним, что, в свою очередь, открыло путь к контактам между Израилем и другими странами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. С середины 1980-х гг. начали устанавливаться неофициальные торговые связи и дипломатические контакты между Израилем и КНР.
В начале 1990-х годов между Израилем и КНР были установлены торговые, культурные и туристические связи, наладилось сотрудничество в сельском хозяйстве, науке (к примеру, в Пекине открылось представительство Израильской академии наук), военно-техническое сотрудничество. 22 января 1992 года Израиль и КНР
пришли к соглашению об установлении полных дипломатических отношений. Через полтора года, 11-17 октября 1993 года, премьер-министр Израиля И. Рабин посетил с официальным визитом Китай, где были достигнуты соглашения о дальнейшем развитии торговых связей.
Во второй половине 1990-х годов отношения между Израилем и КНР продолжали активно развиваться. В 1997 году Израиль посетили вице-премьер правительства и министр иностранных дел КНР. Увеличивается количество официальных визитов на высшем уровне. С 25 по 29 мая 1998 года премьер-министр Государства Израиль Б. Нетаньяху находился с официальным визитом в Китае, 25-30 апреля 1999 года Китай посетил президент Израиля Э. Вейцман. Китайские руководители также посетили Израиль с ответными визитами. В 2000 году Израиль посетил с официальным визитом президент Китая Цзян Цземинь [1].
После окончания Второй мировой войны в Китае проживало несколько тысяч евреев, в основном беженцев из Японии. Однако во второй половине 1940-х годов большая их часть была вынуждена эмигрировать. В настоящее время в КНР проживает около 1 тыс. евреев, в основном в Г онконге [2].
Ещё с начала 1980-х гг. Израиль поставлял Китаю передовую военную технологию и вооружение. После установления дипломатических отношений и разрыва израильской стороной соглашения о сотрудничестве в военной области с Тайванем израильские поставки в Китай в этих областях резко возросли. В то же время отношения в этой сфере между еврейским государством и КНР не были идеально ровными. В 1999 году под давлением президента Билла Клинтона тогдашний премьер-министр Израиля Эхуд Барак расторг договор на поставку четырех самолетов и партии радарных систем раннего оповещения «Фалькон» Китаю. После этого в июле 2000 года Израиль был вынужден вновь уступить требованию США расторгнуть соглашение с КНР о поставке последнему самолетов. Несмотря на выплату Израилем значительных многомиллионных компенсаций, эта история заметно осложнила отношения между двумя странами [3]. В 2005 году в результате американского давления Израиль был вынужден отказаться от договоренности о техническом переоснащении беспилотных ударных летательных аппаратов «Нагру».
Другим заметным фактом, характеризующим сложный характер взаимоотношений двух стран, стало приглашение в 2006 году китайскими властями министра иностранных дел руководимого
ХАМАСом палестинского правительства в Пекин на конференцию по китайско-арабским отношениям, что привело к напряженности в китайско-израильских отношениях [4].
В то же время сохраняется взаимная заинтересованность в развитии дальнейшего сотрудничества между двумя странами. Китай интересен Израилю как огромный рынок товаров и технологий, а также источник стратегического сырья. В свою очередь Израиль для Китая является источником высоких технологий, в первую очередь в военно-технической сфере [5]. Наиболее тесные торгово-экономические связи сложились у Израиля с Гонконгом, перешедшим из-под подчинения Великобритании под юрисдикцию КНР в конце 1990-х годов. На Гонконг в начале XXI века приходилось до 5% всего израильского экспорта.
В целом Китай находится на третьем месте по объему товарооборота Государства Израиль после США и Германии. В 2006 году торговый оборот между двумя странами составил 4 млрд долларов (для сравнения, в 2003 году - 1.8 млрд долларов), и, по мнению израильских и китайских правительств и деловых кругов, по итогам 2008 года эта цифра увеличится до 8 млрд долларов. О расширении двустороннего сотрудничества свидетельствует также то, что в 2007 году израильские власти приняли решение об открытии третьего консульства в КНР в провинции Гуандун [6].
Израиль и Китай также поддерживают активное двустороннее сотрудничество в культурной, научно-технической, сельскохозяйственной и многих других сферах. В настоящее время в вузах Израиля проходят обучение более 1000 китайских студентов, в нескольких вузах также преподается китайский язык [7]. В Израиле ещё с 1951 года существует Ассоциация выходцев из Китая, объединяющая несколько тысяч израильтян. В Китае, в городе Харбине, бывшем в свое время азиатским центром эмиграции евреев из царской и затем советской России, открыт и действует Центр исследования истории и культуры харбинских евреев, который активно поддерживается израильскими властями (семья премьер-министра Израиля Э. Ольмерта также долгое время проживала в китайском городе).
8-11 января 2007 года в Китае, в честь 15-тилетия установления официальных взаимоотношений, находилась правительственная делегация Государства Израиль во главе с премьер-министром страны Э. Ольмертом. Оль-мерт уже бывал в Китае в 2004 году, когда он был министром промышленности, торговли и
занятости в правительстве Ариэля Шарона. В тот раз он возглавлял делегацию из 200 представителей торгово-промышленных кругов Израиля. По мнению многих экспертов, визит израильского премьера в КНР в 2007 году обозначил новый этап в развитии двусторонних израильско-китайских отношений.
Помимо договоренностей по расширению торгово-экономического сотрудничества, достигнутых в ходе визита, одним из важнейших вопросов, поднятых главой израильской делегации, была позиция Китая по проблеме развития иранской ядерной программы. В этом плане позиция Э. Ольмерта исходила из основных установок израильской внешнеполитической стратегии, направленных на ограничение роста влияния Ирана на Ближнем Востоке. Во время встречи с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзя-бао премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил о необходимости ужесточения санкций против Ирана, как страны, нарушающей требования международного сообщества и МАГАТЭ. В ответ китайская сторона отметила свою поддержку Ирану в вопросах развития его программы атомной энергетики в мирных целях, однако также было сделано заявление о том, что Китай поддерживает и требования международного сообщества об ограничении иранских ядерных разработок в военных целях. По мнению же специалистов, Китай вряд ли пойдет на такое ухудшение отношений с Исламской Республикой Иран, поскольку, во-первых, является одним из крупнейших импортеров иранской нефти (12% всего китайского нефтяного импорта), во-вторых, Китай является основным экспортером вооружений в Иран [8]. Кроме того, Китай вряд ли пойдет навстречу Израилю в таком важном вопросе, как ограничение своих связей с Ираном, пока правительство еврейского государства не ограничит свои контакты с Тайванем, с которым Израиль традиционно поддерживает дружественные отношения.
Необходимо сказать, что многие азиатские страны, заинтересованные в импорте арабской нефти, не стремились развивать активное сотрудничество с еврейским государством. Ситуация стала меняться лишь к концу периода холодной войны, и особенно в первой половине 1990-х годов, когда наметился значимый прогресс в арабо-израильском конфликте и в процессе ближневосточного урегулирования.
Примером тому может служить Шри-Ланка (Цейлон). Эта страна изначально пошла на восстановление дипломатических отношений с Израилем в надежде получить помощь в борьбе с тамильскими повстанцами, однако под давле-
нием Индии, вмешавшейся в гражданскую войну на острове, вскоре вновь разорвала их. Дипломатические отношения между Израилем и Шри-Ланкой были восстановлены лишь в 2000 году.
Что касается Индии, то необходимо сказать, что до провозглашения ее независимости в 1947 году в стране проживала достаточно многочисленная еврейская диаспора, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек. После прекращения поддержки со стороны английской колониальной администрации традиционная торгово-экономическая деятельность евреев в Индии стала подвергаться ограничениям со стороны новых властей, в связи с чем уже к середине 1980-х годов большая часть евреев (около 25 тыс. человек) репатриировалась в Израиль. В настоящее время в Индии проживает не более 4-5 тыс. евреев, преимущественно в Бомбее.
Индия признала Израиль в сентябре 1950 года, но не установила с ним дипломатических отношений. В 1951 году в Бомбее было открыто израильское консульство, которое функционировало до 2003 года, и было закрыто в связи с резким сокращением бюджета израильского МИДа.
В арабо-израильском конфликте Индия заняла, в целом, проарабскую позицию. Во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов отношения между двумя странами улучшились. 29 января 1992 года индийское правительство заявило об установлении полных дипломатических отношений с Израилем.
Улучшению отношений между двумя странами способствовал визит большой израильской делегации, в которую входили многие бизнесмены, государственные деятели под руководством премьер-министра страны А. Шарона, состоявшийся в сентябре 2003 года. Во время визита были подписаны важные соглашения о сотрудничестве в различных областях [9].
В настоящее время Индия является одним из основных торговых партнеров Израиля в Азии, особенно в сфере поставок вооружений. Необходимо сказать, что именно Индия является крупнейшим импортером продукции израильского военно-промышленного комплекса (также для Индии Израиль является важнейшим партнером по линии военно-технического сотрудничества после России). Индийско-израильское военно-техническое сотрудничество активно развивается во многом благодаря положительному отношению к этому процессу Соединенных Штатов. В частности, после одобрения США Израиль в 2003 году подписал соглашение о продаже Индии радиолокационной систе-
мы раннего предупреждения «Фалькон» - аналога американской системы «Авакс». Сам факт заключения этой сделки говорит о гораздо более доверительном характере двусторонних отношений, чем взаимоотношений между Израилем и Китаем, с которым, напомним, заключить подобную сделку правительству еврейского государства так и не удалось из-за противодействия Вашингтона. Между тем Америка возражала и против продажи новейшей системы раннего предупреждения Индии под предлогом растущей напряженности между двумя сопредельными ядерными державами, Индией и Пакистаном, и сложным политическим положением Америки из-за войны в Ираке [10].
Высокий уровень сотрудничества Израиля и Индии в значительной степени объясняется достаточно сложным характером взаимоотношений последней с мусульманскими государствами, прежде всего с Пакистаном, что также немаловажно для Тель-Авива. США поддерживают подобные связи в целях создания новой стратегической оси противодействия исламскому экстремизму, а также в целях усиления Индии в целях создания регионального противовеса Китаю. По мнению некоторых экспертов, при сохранении существующих темпов наращивания индийско-израильского сотрудничества в такой специфической сфере Израиль в скором будущем в сфере поставок Индии высокотехнологичного оборудования военного назначения сможет обойти Россию [11].
По сути дела сейчас речь идет даже об участии еврейского государства в создании индийской системы противоракетной обороны, создании ракет для защиты надводных кораблей и т.д. Летом 2007 года между двумя странами достигнута договоренность о создании проекта зенитной управляемой ракеты средней дальности (до 70 км), предназначенной для противовоздушной и противоракетной обороны на театре военных действий. Стоимость самого проекта составляет около 2.5 млрд долларов [12]. Индия заключила контракт на поставку современного израильского легкого стрелкового оружия - автоматов «Тавор».
По сути дела израильско-индийское сотрудничество в военно-технической сфере является приоритетным для Государства Израиль, поскольку позволяет открывать новые источники финансирования собственного военно-промышленного комплекса, а значит, создавать новые образцы современной военной техники, что открывает перспективы для сокращения зависимости от американских поставок [13]. Здесь необходимо помнить, что создание собственного
независимого производства современной техники военного назначения входит в число израильских стратегических приоритетов.
Помимо сотрудничества в военно-технической сфере развивается двустороннее взаимодействие и в других отраслях, в частности в совместном освоении космоса. Однако, принимая во внимание, что Израиль в данном направлении продвинулся гораздо дальше, такое сотрудничество более выгодно Индии. К примеру, Индия пользуется услугами израильских спутников, причем ведет переговоры о возможности их использования в разведывательных целях, в том числе для ведения наблюдения за приграничными районами Пакистана и Кашмиром.
Что касается иных направлений сотрудничества между Израилем и Индией, то можно обозначить такие, как атомная энергетика, сотрудничество в банковской сфере
Параллельно с развитием отношений с Китаем, израильское руководство стремилось улучшить характер своих взаимоотношений с другими странами Восточной и Юго-Восточной Азии. В декабре 1994 года премьер-министр Израиля И. Рабин после визита в КНР также посетил Японию и Южную Корею, которые из опасения потерять арабские рынки избегали до этого широкого экономического сотрудничества с Израилем. В ходе этих визитов были достигнуты договоренности и подписаны соглашения о расширении взаимной торговли.
Дипломатические контакты между Израилем и Японией стали возникать с начала 1950-х годов. В декабре 1952 года в Токио открылось израильское представительство, но лишь в 1963 году представительства Израиля в Японии и Японии в Израиле получили статус посольств. В 1970 году между двумя государствами было заключено соглашение о взаимопомощи.
Ввиду сильнейшей зависимости японской энергетической системы от импорта нефти из стран Ближнего Востока, правительство Японии демонстративно старалось не развивать активного торгово-экономического сотрудничества с Израилем. Лишь на рубеже 1980-1990-х годов подход Японии к ближневосточному конфликту стал более сбалансированным. В 1988 году министр иностранных дел Японии С. Уно посетил Израиль, а в 1992 году министр иностранных дел Израиля Ш. Перес с ответным визитом посетил Японию. В 1995 и 2006 годах японский премьер-министр посещал с официальным визитом Израиль, в 2005 и 2007 годах стороны обменялись визитами делегаций во главе с министрами иностранных дел обеих стран.
В первой половине 1990-х годов объем двусторонней торговли между Израилем и Японией
неуклонно возрастал, развивалось экономическое и научно-техническое сотрудничество между двумя государствами. Из Израиля в Японию поставлялось химическое сырье и обработанные алмазы, из Японии в Израиль - промышленное оборудование, электроника и автомобили. Израиль - одна из немногих стран мира, имеющих положительный баланс торговли с Японией [14].
Япония, расширяя свои связи с Государством Израиль и администрацией Палестинской национальной автономии, старается упрочить свое значение в процессе ближневосточного урегулирования, одновременно пытаясь развивать в позитивном ключе свои взаимоотношения и с Израилем, и с арабскими странами. В то же время японское правительство демонстративно не идет на контакт с организацией ХАМАС, которую официально объявило террористической и отказалось от признания сформированного этой организацией палестинского правительства.
Израиль в своих взаимоотношениях с Японией старается извлечь не только экономические выгоды, но также политические, добившись от этой страны поддержки в вопросах противодействия развитию иранской ядерной программы. Однако пока японское правительство не идет на резкое осуждение действий руководства Ирана.
Для Израиля сотрудничество с Японией развивается в самых различных сферах - от совместной борьбы с терроризмом до взаимодействия в сфере туризма. Кроме того, немаловажен и тот факт, что именно Япония является одной из основных стран, которая предпринимает действенные меры по поддержанию социальноэкономического состояния Палестинской национальной автономии. Так, с 1993 года правительство Японии перечислило палестинцам в виде гуманитарной помощи около 1 млрд долларов [15].
На рубеже XX-XXI веков стали активно развиваться отношения между Государством Израиль и Республикой Южная Корея. Начало нового этапа во взаимоотношениях между двумя странами положил, как уже упоминалось выше, визит в 1994 году израильского премьер-министра И. Рабина в Южную Корею.
Основной упор израильская сторона делает на развитие двусторонних торгово-экономических отношений, и прежде всего на поставку вооружений. Наиболее перспективным здесь является поставка в Южную Корею продукции концерна «Израильская авиационная промышленность», а именно самолетов с системами
дальнего радиолокационного обнаружения и контроля. С 2004 года борьба за контракт на поставку четырех таких самолетов на общую сумму от 1.2 до 1.7 млрд долларов ведется между израильской компанией и американским концерном «Боинг». Однако, несмотря на то что продукция американского производства по сравнению с израильской имеет большую стоимость (приблизительно на 20%), правительство США прилагает значительные усилия для того, чтобы ограничить доступ израильской военной техники на перспективный южнокорейский рынок [16]. Так или иначе, но военно-техническое сотрудничество между Израилем и Южной Кореей развивается достаточно активно. К примеру, в 2004 году был заключен контракт на поставку в азиатскую страну израильских тренировочных систем боевого полета, осуществляются иные поставки военной техники [17].
Помимо военно-технических, активно развиваются торгово-экономические связи в самых различных направлениях. В 2006 году около 300 израильских фирм сотрудничали с партнерами из Южной Кореи. В настоящее время решается вопрос об открытии в Израиле научно-исследовательских центров компаний LG и Samsung. Развитие торгово-экономического сотрудничества получило серьезную поддержку со стороны правительств обеих стран. В 2005 году Израиль посетил тогдашний министр иностранных дел Южной Кореи, в январе 2007 года глава израильского МИД Ципи Ливни отправилась с рабочим визитом в Южную Корею. При встречах представителей правительств двух стран обсуждаются вопросы, связанные не только с комплексом двусторонних отношений, но также и с ближневосточной проблематикой [18].
Еще одним немаловажным аспектом израильско-южнокорейских взаимоотношений является политическое сотрудничество двух стран. Израиль, к примеру, рассчитывает на поддержку Южной Кореи в вопросах, связанных с разрешением проблемы «израильского ядерного досье». По мнению бывшего посла Израиля в Южной Корее Узи Манора, позиции двух государств сближает тот факт, что они оба являются маленькими передовыми странами, находящимися в окружении враждебно настроенных соседних государств. Помимо того, Израиль рассматривает поддержку Южной Кореи в иранском вопросе как весьма серьезную в связи с тем, что с начала 2007 года бывший южнокорейский министр иностранных дел Пан Ги Мун, имеющий хорошие отношения с израильским правительством, возглавил ООН [19].
В 1993 году были установлены дипломатические отношения между Израилем и Камбод-жой, Лаосом и одной из крупнейших по численности населения стран Юго-Восточной Азии - Вьетнамом. В израильской внешнеполитической стратегии приоритетное значение отдается военно-техническому сотрудничеству с Вьетнамом, поскольку последний является весьма емким и динамично развивающимся рынком. В настоящее время Израиль поставляет в эту страну системы электрооптики для кораблей, системы электронной разведки и радиоэлектронной борьбы, ведутся переговоры о поставках Вьетнаму спутников израильского производства. На территории Вьетнама действует совместное вьетнамско-израильское предприятие по производству стрелковых боеприпасов, планируется также расширение действующего производства, в частности предусматривается производство минометных и артиллерийских боеприпасов по израильским технологиям [20].
В последнее время наблюдается расширение израильско-вьетнамских контактов. Так, если ранее двустороннее сотрудничество сводилось к поставкам во Вьетнам современной израильской (преимущественно военной) техники, то к настоящему времени подписаны межправительственные соглашения об информационно-культурном сотрудничестве (2005 год), о сотрудничестве в сфере налаживания прямых гражданских авиарейсов между двумя странами (2006 год) и так далее.
С другой страной Юго-Восточной Азии -Сингапуром - у Израиля исторически сложились достаточно прочные дружественные связи. Торговые отношения между двумя странами были установлены в начале 1960-х годов. В тот период Израиль начал оказывать Сингапуру техническую помощь. В 1968 году между двумя странами было подписано торговое соглашение, уже в следующем, 1969 году - установлены дипломатические отношения; тогда же открылось посольство Израиля в Сингапуре. Установление дипломатических отношений придало импульс для развития сотрудничества между двумя странами в различных сферах, в том числе в военной, к примеру, израильские военные советники участвовали в обучении сингапурской армии. Что касается политики Израиля по отношению к еврейской диаспоре Сингапура, то здесь можно сказать, что поощрение эмиграции еврейского населения страны в Израиль привело практически к полному прекращению существования диаспоры. Так, если после Второй мировой войны в Сингапуре проживало около 1 тыс. евреев, то к настоящему времени их количество сократилось до 100-200 человек.
Изначально в положительном ключе стали развиваться отношения Израиля еще с одной немусульманской страной Азии - Филиппинами. Эта страна стала единственной на континенте, поддержавшая в ноябре 1947 года резолюцию ООН о разделе Палестины, а уже в 1949 году Филиппины признали Израиль. Открытие дипломатических представительств последовало несколько позже заключения официальных отношений. Так, лишь в 1958 году открылось израильское посольство в Маниле, а в 1962 году - филиппинское посольство в Тель-Авиве. Между тем международно-правовая и договорная база двусторонних отношений стала формироваться с начала 1950-х годов, еще до открытия дипломатических представительств. В 1951 году между двумя государствами было заключено соглашение о воздушном сообщении, в 1958-м — договор о дружбе, в 1964-м - соглашение о техническом сотрудничестве. Начиная с 1950-х годов Израиль оказывал Филиппинам помощь в развитии сельского хозяйства и подготовке квалифицированных специалистов агропромышленного комплекса и других отраслей.
В целом арабо-израильский конфликт не сказался негативно на развитии израильско-филиппинских отношений. Война Судного дня 1973 года вызвала напряженность в отношениях, что было связано прежде всего с нефтяным бойкотом арабских стран в отношении некоторых государств Запада, однако во второй половине 1970-х годов отношения нормализовались.
Тель-Авив проводит политику стимулирования эмиграции еврейского населения Филиппин в Израиль, однако количество филиппинских евреев на протяжении последних десятилетий было и без того невелико и не превышало двухтрех сотен человек. В конце 1990-х - начале 2000-х годов еврейское население Филиппин продолжало неуклонно сокращаться. В 2001 году оно составляло менее 100 человек. В начале 2000-х годах на Филиппинах временно проживали евреи - военнослужащие армии США и представители иностранных фирм. Таких насчитывалось еще около двухсот человек. Все евреи проживали в Маниле, где есть созданная при участии Израиля еврейская организация -Еврейская ассоциация Филиппин [21].
Учитывая положительную динамику развития израильско-филиппинских отношений, начиная с 1980-х годов в Израиле работают тысячи филиппинцев, главным образом в качестве обслуживающего персонала в медицинских учреждениях и домах для престарелых, домашней прислуги, а также по уходу за больными и стариками на дому. По данным Международной
организации труда при Организации Объединенных Наций, в Израиле работали около 30 тысяч филиппинских рабочих, в основном женщины. По иным данным, в настоящее время на территории еврейского государства проживают и работают до 75 тыс. филиппинцев, многие из них нелегально.
Ещё одним стратегически важным для Израиля направлением сотрудничества является развитие торгово-экономических отношений. Этому способствует заключение между двумя странами ряда важных соглашений, например, соглашения от 16 мая 1994 года о сотрудничестве в области развития сельскохозяйственной техники. Так, в начале XXI века объем товарооборота между Израилем и Филиппинами составил около 1 млрд долларов, что определяет место Филиппин как одного из крупнейших торговоэкономических партнеров Израиля в Азии.
В целом стратегия еврейского государства в отношении немусульманских стран Азии направлена на установление крепких торговоэкономических контактов, поиск перспективных рынков для экспорта израильских товаров, в том числе высокотехнологичных. Немаловажным является развивающееся активное сотрудничество Израиля и немусульманских стран Азии в военно-технической сфере. В данном направлении наиболее перспективными рынками для израильской военной техники являются Китай, Индия, Южная Корея. Развивая активное политическое сотрудничество с такими странами, Израиль также стремится заручиться поддержкой на Ближнем Востоке, прежде всего в вопросах разрешения арабо-израильского конфликта и противоречий с Исламской Республикой Иран. Также традиционным направлением израильской внешней политики в странах Азии является стимулирование эмиграции их еврейского населения в Израиль.
Список литературы
1. Israel Among the Nations: Asia and the Pacific.
01.10.2006 // http://www.mfa.gov.il/MFA/Facts+About+ Israel/Among+the+Nations/ISRAEL+AMONG+THE+ NATION S -+Asia+and+the+Pacific. htm
2. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id= 1210 4&query=KMAH
3. Китай пригрозил Израилю ухудшением двусторонних отношений // 19.12.2001. http://www.lenta. ru/world/2001/12/19/china/
4. Израиль пригрозил Китаю разрывом отношений из-за приглашения Махмуда аз-Захара // 18.05.2006. http://pda.izvestia.ru/lenta/news.html/use. news.107334/
5. Сатановский Е.Я. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. М.: ИИИБВ, 2001. C. 38.
6. Ольмерт штурмует Великую китайскую стену // 08.01.2007. http://www.sedmoycanal.com/news.php3? view=print&id=220255
7. Генеральный директор МИД Израиля положительно оценивает отношения с Китаем //http://russian.xinhuanet.com/htm/06081532412.htm
8. Сулейманов Р. Китайско-израильские отношения на новом этапе // http://mnenia.zahav.ru/Article Page.aspx? articleID= 1557
9. Israel Among the Nations: Asia and the Pacific.
01.10.2006 // http://www.mfa.gov.il/MFA/Facts+About+ Israel/Among+the+Nations/ISRAEL+AMONG+THE+ NATION S -+Asia+and+the+Pacific. htm
10. США предоставят помощь, если Израиль разорвет контракт с Индией. 30.03.2003 // http://www. sedmoycanal.com/news.php3?id=38443
11. Мамаев Ш. Израиль - лучший друг Индии // Эксперт. № 39 (392). 20.10.2003. // http://www.expert. ru/printissues/expert/2003/39/39ex-novost1/
12. Индия и Израиль разработают зенитную ракету. 16.07.2007 // http://www.lenta.ru/news/2007/07/ 16/missile/
13. США предоставят помощь, если Израиль разорвет контракт с Индией. 30.03.2003 // http://www. sedmoycanal.com/news.php3?id=38443
14. http://www. eleven. co.il/?mode=article&id= 1523 4&query=HnOHH^
15. Премьер-министр Японии прибыл в Израиль с официальным визитом // 11.07.2006. http://www. newsru.co.il/israel/11jul2006/japan.html
16. Израиль защитит Южную Корею. 16.06.2006 // http://www.jewish.ru/israel/hot/2006/06/prn_news 994236116.php
17. Южная Корея и Израиль заключили контракт на поставку военных систем // http://www.aviaport. ru/digest/2004/10/11/84523.html
18. Глава МИД Израиля отправилась с визитом в Южную Корею и Японию. 16.01.2007 // http://www. rian.ru/politics/foreign/20070116/59115294.html
19. ООН возглавит друг Израиля. 04.10.2006 // http ://news. israelinfo. ru/world/19390
20. Израиль ведет переговоры о поставках во Вьетнам современных вооружений. 28.12.2005 // http: //www.newsru.co.il/finance/28dec2005/vietnam.html
21. http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=
14276&query=OHnmmHbI
SPECIFIC RELATIONS BETWEEN THE STATE OF ISRAEL AND NON-MUSLIM COUNTRIES IN ASIA
I. V. Ryzhov
The history of development of relations between the State of Israel and non-Muslim Asian countries from 1948 to the beginning of the 21st century is considered. The author focuses on the analysis of the Israeli strategy and the development of relations between Israel and certain countries. A study of the prospects of modern Israeli foreign policy in the Asian direction is also presented.