Эффективность раскрытия преступлений, связанных с уклонением кредитных организаций от уплаты налогов, напрямую обусловлена уровнем организации взаимодействия органов власти, которые в силу своих полномочий, возложенных на них законодательством задач и функций, призваны противостоять данным преступным посягательствам в банковской сфере.
При этом, по мнению многих исследователей, трансформационные процессы, связанные с перераспределением полномочий правоохранительных структур, протекающие на протяжении более чем двух десятилетий, негативно сказываются на организации их взаимодействия, в том числе, и в сфере противодействия уклонению кредитных организаций от уплаты налогов [1, с. 47]. Вследствие изменения подследственности налоговых преступлений их расследование в кредитной сфере столкнулось с серьезными трудностями. Во многом это связано с тем, что согласно ст. 5 Федерального закона РФ № З8З-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. [2] уголовные дела, связанные с уклонением кредитных организаций от уплаты налогов, возбуждаются и расследуются следователями Следственного комитета, у которых отсутствует опыт в расследовании рассматриваемых преступлений.
Известно, что следственные и оперативно-разыскные подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений. В этой связи, как отмечает А. Г. Филиппов, представляется крайне важным комплексный подход к использованию данных инструментов на основе рационального сочетания соответствующих мер [3, с. 284].
Анализ уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов, демонстрирует, что производство следственных действий без проведения оперативно-разыскных мероприятий органами, осуществляющими ОРД, и без совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, как правило, не позволяет получить необходимой информации обо всех значимых обстоятельствах рассматриваемого преступления. О необходимости оперативного сопровождения при доказывании уклонения от уплаты налогов упоминает абсолютное большинство (84 %) следователей и оперативных работников [4, с. 33].
Орган дознания при взаимодействии со следователем в ходе расследования уклонения от уплаты налогов имеет главной целью сбор информации, ориентирующей следствие на получение процессуальных доказательств виновности подозреваемых лиц. Следователь в свою очередь получает возможность использовать эту информацию в целях сбора процессуальных доказательств, способствующих изобличению виновных. При этом каждый из них, действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов [5, с. 28]. Данная ситуация обуславливает необходимость организации эффективного взаимодействия следователей и оперативных работников, занятых раскрытием уклонения кредитных организаций от уплаты налогов.
Отметим, что взаимодействие следователя с оперативными работниками может осуществляться в следующих формах [6, с. 76]:
- выполнение письменных поручений следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий и иных поручений;
- своевременный взаимный обмен полученной информацией;
- совместное проведение отдельных следственных действий и криминалистических операций;
- проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
- совместная деятельность в ходе расследования, осуществляемого группой следователей;
- совместное обсуждение результатов проведения следственной и оперативно-разыскной работы.
Эффективное использование следователем результатов оперативных мероприятий в своей
деятельности представляется возможным в условиях взаимодействия с оперативными работниками. В этой связи, например, В. С. Максимов считает, что каждый следователь в процессе взаимодействия по налоговым преступлениям должен сотрудничать с одним оперативным работником [7, с. 6]. При этом, как мы прекрасно понимаем, на практике это неосуществимо.
Важной организационной формой взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД, является совместный анализ оперативно-разыскной информации и принятие согласованного решения
о возбуждении уголовного дела, что проявляется на двух относительно самостоятельных этапах: оперативно-разыскного документирования деятельности проверяемых лиц и реализации оперативных сведений, полученных в ходе документирования [8, с. 35].
Анализ существующей судебно-следственной практики по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов свидетельствует о неудовлетворительном состоянии взаимодействия следственных органов с сотрудниками оперативно-разыскных подразделений, из-за чего нередко налоговые преступления остаются нераскрытыми [9, с. 207].
При рассмотрении качества взаимодействия ФНС России и Следственного комитета можно отметить, что 13 февраля 2012 г. было заключено Соглашение № 101-162-12/ММВ-27-2/3, предметом которого является организация взаимодействия следственных и налоговых органов по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, а также повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и в государственные внебюджетные фонды [10].
Сотрудничество сторон в рамках данного соглашения осуществляется в области выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм НДС. В соответствии с принятым соглашением ведомства осуществляют взаимодействие в следующих основных формах:
- взаимный информационный обмен сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;
- взаимные консультации по вопросам, входящим в компетенцию сторон, а также разработки нормативных правовых актов;
- обмен опытом в целях повышения квалификации кадров;
- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений.
Отмечая недостатки уровня взаимодействия, специалисты указывают, что на основании передаваемых материалов налоговыми органами в следственные возбуждается не более 6 % уголовных дел в рассматриваемой сфере [11, с. 34]. Основная причина отмеченной ситуации состоит в различии методов выявления налоговых преступлений: у налоговых органов они контрольные и применяются, как правило, к уже представленным декларациям и документам, а не оперативно-разыскные, которые позволяют сочетать гласные и негласные формы работы.
Важнейшим недостатком направляемых налоговыми органами материалов является то, что они классифицируются по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытых налогов [12, с. 154]. При этом работники налоговых органов не уделяют должного внимания фиксированию и сохранению следов совершенных преступлений, документированию умысла на уклонение от уплаты налогов, выявляя обстоятельства, позволяющие лишь предполагать совершение налогового преступления. В этой связи весьма целесообразной представляется организация совместных следственно-оперативных групп, а также обмен оперативно-разыскной информацией в целях выявления рассматриваемых преступлений.
При этом процесс взаимного участия сотрудников данных ведомств в проведении проверочных и следственных мероприятий, осуществляемых другой службой, остается недостаточно урегулированным.
Одним из механизмов, помогающих преодолеть проблемы процессуального взаимодействия следователя с оперативными работниками и представителями налоговых инспекций при расследовании уклонения от уплаты налогов кредитными организациями, является организация объединенной следственно-оперативной группы (СОГ), позволяющей, с одной стороны, объединить потенциалы входящих в нее представителей органов внутренних дел, следственного комитета и налоговой инспекции, а с другой - в большей степени обеспечить согласованность их действий.
Следственно-оперативную группу можно определить как формальную группу компетентных сотрудников правоохранительных органов, целью создания которой является объединение усилий для достижения объективной истины по расследуемому уголовному делу [13, с. 52]. Проводимые членами
СОГ следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия подчинены единым целям и обязательно подлежат согласованию.
Отметим, что деятельность следственно-оперативных групп регламентирована Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной Приказом МВД России № 334 от 20 июня 1996 г. [14]. При этом в уголовно-процессуальном законодательстве деятельность СОГ процессуального закрепления не имеет, что является важнейшей проблемой, препятствующей эффективной организации данных групп, в частности, в сфере расследования уклонения кредитных организаций от уплаты налогов. Во многом это обусловливается необходимостью привлечения в состав данных групп носителей специальных знаний, имеющих прямое отношение к налоговой и банковской сферам.
Литература
1. Милякина Е. В. Проблемы организации взаимодействия в борьбе с налоговыми преступлениями в условиях изменений правового регулирования деятельности правоохранительных и контролирующих органов // Актуальные проблемы противодействия криминальным угрозам в сфере налогообложения. М., 2005.
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2009 г. № З8З-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1, ст. 4.
3. Криминалистика / под общ. ред. А. Г. Филиппова. М., 2009.
4. Лукашевич С. В. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при выявлении и доказывании налоговых преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России. 2006. № 2.
5. Табакова Н. А. О взаимодействии следственных и оперативно-розыскных подразделений при расследовании налоговых преступлений // Вестник Краснодарского Университета МВД России. 2011. № 4.
6. Яблоков Н. П. Криминалистика. М., 2008.
7. Максимов В. С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь. 2011. № 1.
8. Калайдова О. С. О некоторых проблемных вопросах взаимодействия экспертных подразделений с органами предварительного расследования // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2011. № 58.
9. Клименко И. И. О некоторых проблемах взаимодействия следователей и органа дознания // Адвокатская практика. 2007. № 1.
10. Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом России и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. № 101-162-12/ММВ-27-2/3. URL: http: // www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/70059840
11. Жемчужникова И. В. Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения // Налоги и финансы. 2012. № 2.
12. Соловьев И. Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. М., 2011.
13. Шевченко В. М. Тактические приемы установления сотрудничества между следователем и участниками процессуальных действий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2.
14. Приказ МВД РФ № 334 от 20.06.1996 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изм. от 18.01.1999). URL: http: //www.lawmix.ru/pprf/133573