СПЕЦИФИКА ВНЕДРЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
А. В. ГЛАДЫШЕВА
Данная статья уделяет внимание процессу внедрения и функционирования современных информационных систем управления на предприятиях военной промышленности. Выделяются формы организации стратегии функционирования ИСУ на оборонных предприятиях, а также выделяются критерии, определяющие их выбор.
Ключевые слова: управление, информационная система, информационная технология, информационная система управления.
Военно-промышленный комплекс традиционно является флагманом российской промышленности. Многие предприятия ВПК имеют многовековую историю, десятилетиями складывающуюся культуру производства и самые современные промышленные технологии, позволяющие им сегодня выставлять на мировой рынок продукцию, сравнимую или превосходящую лучшие зарубежные аналоги. Но сегодня для развития предприятия мало только производить качественные изделия. В условиях рыночной экономики и борьбы за мировые рынки сбыта стабильное развитие возможно только при обеспечении определенного уровня конкурентоспособности не только изделий, но и производства, и предприятия в целом [4]. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий ВПК обеспечивается снижением себестоимости продукции, интеграцией научнотехнических достижений в производственные процессы, предложением лучших параметров изделий по сравнению с конкурентами и т. д.
Развитие предприятий в указанном направлении достигается за счет реализации проектов, к которым относятся, прежде всего:
1) проекты разработки новых изделий (проекты НИОКР), выполняемые научно-производственными объединениями и конструкторскими бюро;
2) проекты, связанные с подготовкой производства, производством или капитальным ремонтом единичных изделий или партий изделий, производящихся на предприятиях ВПК.
Проекты разработки и производства новых изделий характеризуются следующими основными параметрами:
- высоким уровнем конкуренции;
- требованиями по сокращению продолжительности и стоимости выполнения проектов;
- изменением требований Заказчиков;
- быстро совершенствующимися технологиями проектирования и производства.
Все это приводит к необходимости применения методов и средств управления проектами.
Помимо этого практически любое оборонное предприятие сегодня реализует проекты технического обслуживания и ремонтов основного оборудования, занимается собственной реструктуризацией, внедрением новых информационных технологий, подготовкой к маркетинговым мероприятиям, а также проведение технического обслуживания и ремонта оборудования, машин и механизмов заводом-изготовителем или специализированным ремонтным предприятием. Всеми этими проектами можно и нужно управлять также с помощью ИСУ, поэтому ИСУ предприятия должна обеспечивать управление портфелем заказов, которое позволяет повысить эффективность работы предприятия в целом и контролировать реализацию принятой стратегии.
На предприятиях ВПК применяется много разных информационных систем, многие из которых могут и должны быть интегрированы с ИСУ. Например, к ним относятся СЛБ/СЛМ-системы, системы документооборота и электронные архивы, РБМ/РЬМ-системы и т. д.
Поскольку основой управления являются информационные процессы, то определение количества информации, необходимой для выработки управляющих воздействий, перечня величин, их размерности, моментов поступления, дискретно-
сти, средств передачи, быстроты и надежности передачи информационных сигналов приобретает первостепенное значение. Сущность процесса переработки информации в системе управления составляет то, что мы обычно называем выработкой и принятием решения. Исходя из поставленной задачи - цели управления и данных - информации об объекте управления и состоянии внешней среды, руководитель по определенным правилам принимает единственное, избранное из многих возможных, воздействие на объект.
Для предприятия ОАО «Тамбовский завод «Октябрь»» обычно характерны следующие признаки: массовый характер основного производства, большой удельный вес сборочных операций, короткий производственный цикл. В этих условиях для производственных целей необходима следующая информация:
1) конструкторская спецификация деталей, узлов, соединений; карты заимствованных, стандартизованных и унифицированных деталей и узлов; комплектовочные ведомости; спецификация тары;
2) технологические маршруты прохождения деталей и узлов по цехам и участкам с перечнем операций, выполняемых в каждом из них;
3) типы и виды оборудования, степень их загрузки для выполнения отдельных операций;
4) режимы резания, которые определяются числом оборотов детали или инструментов в минуту, подачей, глубиной резания или числом двойных ходов прессового оборудования;
5) спецификация инструмента и специальной оснастки, нормы их расхода на единицу изделий;
6) нормы расходования сырья, материалов и покупных полуфабрикатов (подетальные, пооперационные и спецификационные);
7) нормы затрат живого труда (времени или выработки) установленные расценки, нормативы численности вспомогательных рабочих, ведомости трудоемкости изделий;
8) нормы расхода топлива, электроэнергии, сжатого воздуха, пара;
9) план-график проведения предупредительных ремонтов;
10) методы контроля качества деталей, узлов, изделий (сплошной, выборочный, статистический);
11) ценник на материалы, систематизированный по группам, подгруппам и видам.
Получение, обработка и использование всей этой информации «вручную» неприемлемы по следующим основным причинам:
- работа с информацией осуществляется крайне медленно, не успевая за реальными про-
цессами и потребностями производства; отсюда большие потери в эффективности за счет неоптимального использования возможностей предприятия;
- информационная сфера требует все больших затрат труда, а значит и увеличения численности работающих;
- малая скорость обмена информации между органами управления и управляемыми объектами (по вертикали), а также между взаимодействующими объектами (по горизонтали) нарушает управление и не может не сказаться на его эффективности;
- затрудняется использование информации
- своевременная выборка необходимых для управления данных; нарушается оперативность управления;
- неизбежно дублирование информации, что приводит к удорожанию управления;
- руководители производства перегружаются информацией, которую не в состоянии использовать.
Попытки передать отдельные информационные задачи вычислительной технике приводят лишь к механизации обработки информации, не решая всех упомянутых выше проблем. Преодоление указанных трудностей лежит на путях комплексной автоматизации управления производством.
Несомненно, что внедрение ИС с использованием автоматизированных средств, в процесс управления повысить эффективность, и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими [6].
Согласимся с О. В. Ефремовым, что внедрение информационных систем в управление оборонными предприятиями может способствовать [2]:
- получению более рациональных вариантов решения научных и управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т. д.;
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации, ее анализа и системы документооборота;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш.
Для обоснования выбора той или иной ИСУ для внедрения проводят анализ существующих систем, которые следует строить на следующих критериях:
- Функциональные возможности - соответствие автоматизированной системы тем основным бизнес-функциям [1], которые существуют или планируются к внедрению на предприятие.
- Совокупная стоимость владения ИСУ -сумма прямых и косвенных затрат, которую несет владелец системы за период жизненного цикла последней.
- Перспективы развития и поддержки ИСУ, которые определяются поставщиком и тем комплексом стандартов, который заложен в систему и составляющие ее компоненты. Устойчивость поставщика и поставщиков отдельных компонентов определяется, в первую очередь, временем существования их на рынке и долей рынка, которую они занимают.
- Техническая характеристика: архитектура системы; масштабируемость; надежность, особенно в части выполнения бизнес-процедур; способность восстановления при сбое оборудования; наличие средств архивирования и резервного копирования данных; средства защиты от преднамеренных и не преднамеренных технических нападений; поддерживаемые интерфейсы для интеграции с внешними системами.
Современный этап экономического развития предприятий ВПК, характеризуется расширением и совершенствованием форм и методов их управления с использованием ИСУ. Развитие информационных систем на предприятиях в последние 30 лет наглядно демонстрирует эффект маятника: централизованная модель обработки информации на базе мэйнфреймов, доминирующая до середины 80-х гг., всего на несколько лет уступила свои позиции распределенной архитектуре одноранговых сетей персональных компьютеров (ПК), но затем началось возвратное движение к централизации ресурсов системы, и сегодня в фокусе внимания оказалась технология клиент/сервер, которая эффективно объединяет достоинства своих предшественников.
Обзор современной литературы позволяет выделить особенности использования ИСУ последнего поколения на предприятиях ВПК:
- полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;
- модульное построение системы, предполагающей существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;
- экономия ресурсов системы за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях;
- наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования, позволяющих осуществлять сквозной контроль за функционированием сети и управление на всех уровнях иерархии, а также обеспечивающих необходимую гибкость и динамическое изменение конфигурации системы.
На сегодняшний день возможны четыре формы организации стратегии функционирования ИСУ на оборонных предприятиях:
- централизованное хранение и обработка информации при централизованном управлении экономико-производственными объектами (традиционная АСУ);
- централизованное хранение и обработка информации при децентрализованных или независимых системах управления (при помощи ВЦ коллективного пользования);
- распределенное хранение и обработка информации при централизованном управлении;
- распределенная обработка и хранение при децентрализованном управлении.
Две последние организационные формы предопределяют концепцию новой информационной технологии. Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые средства коммуникации. Пользователю непрограммисту предоставляется возможность общения с ЭВМ. При этом мощные программно-аппаратные средства (базы данных, экспертные системы, базы знаний и системы поддержки принятия решения и др.) создают комфорт в работе, позволяют не только автоматизировать процесс изменения формы и местоположения информации, но также изменения ее содержания.
Для новой ИТ характерны:
- работа пользователя в режиме манипулирования (непрограммирования данными);
- сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе ннтегрированных баз данных, предусматривающих единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;
- безбумажный процесс обработки документов;
- интерактивный режим решения задач;
- возможности коллективного исполнения документов на основе сетевой технологии клиент-сервер, объединенных средствами коммуникации;
- возможность адаптивной перестройки форм и способа представления информации в процессе решения задачи.
Современный этап автоматизации управления производством ВПК характеризуется стремительным развитием систем распределенной обработки данных, что позволяет ускорить обработку информации за счет максимального приближения средств обработки данных к местам ее возникновения и использования; эффективнее удовлетворить разнообразные и часто меняющиеся информационные потребности управленческого персонала; обеспечить принятие решения к объектам оперативного управления; снижать расходы на содержание всей вычислительной системы; увеличивать гибкость и повышать живучесть систем (выход из строя одного компьютера не приводит к отказу всей системы); непосредственно участвовать исполнителям в процессе управления, повышать качество и надежность в принятии решений [5]. Структурно распределенная обработка информации реализуется в виде многопользовательских систем (сетей вычислительных машин - локальных / глобальных). Важным фактором становления новой информационной технологии является создание локальной вычислительной сети (ЛВС) персональных ЭВМ (ПЭВМ), которые эффективно сочетают возможности ПЭВМ для персональной обработки данных с преимуществами распределенной обработки данных.
Литература
1. Верников Г. Стандарт MRP II. Структура и основные принципы работы систем, поддерживающих этот стандарт. URL: www.cfin.ru.
2. Ефремов О. В. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе. Тамбов, 2006.
3. Лоскутова М. В., Карпунина Е. К. Промышленная политика как фактор экономического роста // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2008. № 1.
4. Меркулова Е. Ю. Влияние структуры управления на построение модели бюджетирования на промышленных предприятиях // Сборник трудов кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Тамбов, 2007. Вып. 5.
5. Радюкова Я. Ю. Проблемы корпоративного управления // Ученые записки ТРО ВЭОР. Т. 8. Вып. 2. Тамбов, 2005.
6. Радюкова Я. Ю. Корпоративное управление в России // Проблемы маркетинга и менеджмента в современных условиях развития экономики: сб. науч. тр. Тамбов, 2005.
* * *
SPECIFICITY OF INTRODUCTION AND FUNCTIONING OF INFORMATION CONTROL SYSTEMS AT THE ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
A. V. Gladysheva
This article pays attention to process of introduction and functioning of modern information control systems at the military-industrial enterprises. Forms of the organization of functioning strategy of ICS at the defensive enterprises are allocated, and also the criteria defining choice of ICS are allocated.
Key words: management, information system, information technology, information control system.