ФИЛОСОФИЯ
З.Н. ХАБИБУЛЛИНА (Уфа)
СПЕЦИФИКА УТОПИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ РУССКИХ космистов
Рассматривается специфика проявления утопической мысли в философии русского космизма. Доказывается, что утопическое сознание космистов направлено на коренное переустройство всего природно-мирового порядка, но такое преобразование невозможно без формирования человека высокого уровня интеллектуального и нравственного совершенства.
Ключевые слова: утопическое сознание, утопический проект, идеал будущего, общественное устройство.
В стремлении к утопическим построениям всегда присутствуют гуманизм и благородное желание привести общество к совершенству. Кризис общецивилизационного характера, все острее ощущаемый современным мировоззрением, заставляет обращаться к поискам альтернативных возможностей развития общества. И утопические проекты при этом предстают одним из источников нового мышления, востребованного современным обществом. Подтверждением тому является философия русского космизма, которая обладает несомненными чертами утопического сознания, сформировавшимися в русле традиций отечественной утопической мысли. Однако утопизм русских космистов своеобразен и занимает особое место в ряду подобных идей.
В рамках космизма как философского течения эволюция утопических взглядов была обусловлена возросшей политической и социальной активностью в обществе на рубеже веков. Революционные преобразования в России открыли возможность воплощения самых смелых мечтаний человека о справедливом социальном устройстве, покорении природы, формировании новой нравственности. Соци-
алистический идеал в целом импонировал большей части представителей русского космизма, но все они считали недостаточным переустройство только социальной сферы, поэтому строили свои проекты на других, социоприродных, основаниях.
В этих условиях объяснима большая популярность идей представителей русского космизма, пытавшихся еще на рубеже XIX - XX вв. найти новые перспективы развития человечества. Своеобразие их учений, выяснение статуса этого феномена в рамках отечественной философской традиции, в особенности позиции космистов по проблеме отношения человека к природе, взаимодействия природных и социальных процессов, этическая концепция космизма-все это ведет к формированию идеала в утопических воззрениях космистов. Русский космизм обладает идейным единством в своих основах, но проявления этих основ в творчестве мыслителей-космистов весьма различны. Поэтому, прослеживая развитие утопических взглядов различных представителей русского космизма, не следует забывать об условиях утопических поисков и конкретных путях достижения идеала.
Утопические черты «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова можно проследить на уровне проективизма, патроцентризма (культа отцов и всех предков) и установки на натуралистическое искусственное воскрешение. Утопическая установка федоровской философии прослеживается и в ее ориентации не на то, что «есть», а на то, что «должно быть». В основе идеального общества у Н.Ф. Федорова лежит полное и совершенное знание. В идеальной общине все люди становятся познающими и все становится предметом познания. Федоров называет психократией душевно спаянное общество, которое держится внутренней силой чувства и направляет человека к труду воскрешения. Он создает материальносимволический комплекс деятельности своей идеальной общины, включая в него школу, храм, музей и кладбище, и рассматривает его предназначение в жизни иде-
© Хабибуллина З.Н., 2010
ального «психократического» [2] общества. Тем самым он предлагает не только сохранение архитектурных памятников старины, но и восстановление разрушенных, возводя в принцип величайшую бережность по отношению к достижениям прошлых поколений. Таким образом, Федоров в своем проекте призывает трудиться ради высокой, истинно достойной труднодостижимой цели и представляет его как некий мост, связывающий существующий мир с должным, действительность с идеалом.
Н.Ф. Федоров полагал, что человек должен взять все природные процессы под контроль своего ума и перенаправить их соответствующим образом. Суть психофизиологической регуляции, по Федорову, состоит не только в управлении физиологическими и биохимическими процессами в организме человека, но и в коренном пересоздании самого человека, которое обозначалось им как «преображение». Исключительно высокими полномочиями наделяет он человека, что сопряжено с ключевой идеей мыслителя о достижении природой через человека «полноты самосознания и самоуправления» для воссоздания ею же разрушенного [4].
Реализацию своих дерзновенных идей Федоров предполагал осуществить, основываясь на достижениях науки. Для реализации идеи «патрофикации» он рассматривал такой метод, как «собирание рассеянных частиц для воссоздания тел умерших при помощи некоторых вибраций, которые будут обнаруживать чутким слухом сыны человеческие» [3]. «Патрофикация» у Федорова неотделима от преображения человека, которое он также должен осуществить сам доступными ему методами; человек должен обрести разного рода сверхъестественные способности, которые также обеспечат ему воскрешение и бессмертие, а тем самым - и единство со всем человеческим родом.
Любовь к отечеству (земле отцов) естественно вытекает из всей федоровской философии, поскольку смысл жизни для людей заключается, прежде всего, в жизни для тех, кто эту жизнь дал (для любящих родителей и воспитателей). Он старался наметить путь развития в духе идей православия, требующих синергийного (взыскующего сотрудничества) подхода к жизни. Свой проект Н.Ф. Федоров рассмат-
ривал как средство социального примирения, единения России. Таким образом, основной особенностью утопических идей Н.Ф. Федорова как представителя религиозно-философского космизма является их глубокое родство с православной концепцией мира, человека и общества.
В естественнонаучном космизме утопические элементы также составляют важную часть учения о развитии человека и Вселенной, но большей частью это секуляризованная утопия, предполагающая опору на человеческий разум и научное познание. В этом можно убедиться, обратившись к творческому наследию К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Общественное устройство, рассматриваемое К.Э. Циолковским, должно удовлетворять всем разумным естественным потребностям людей: много свободного времени, короткий обязательный труд, чистый воздух, здоровая пища и материальная обеспеченность, что необходимо для усовершенствования природы человека. В разработанной им системе иерархического социального устройства лежит принцип власти наиболее совершенных людей, их отбора и специального развития. Во главе общества должны стоять гении, которых предстоит отыскать путем глубокого и всестороннего изучения людей. «Общественный дом», по представлениям Циолковского, должен быть устроен по последнему слову науки, где человек становится истинным хозяином Земли, преобразовывающим сушу, эксплуатирующим океаны и изменяющим состав атмосферы и климат [5].
Совершенное, счастливое и разумное состояние Вселенной поддерживается деятельностью высших разумных существ. «Главный акт деятельности совершенных, главная их нравственность», по мысли ученого, заключается в уничтожении несовершенных зачатков жизни и заселении планет «собственным зрелым родом» [6]. Здесь проявляется основополагающая мысль Циолковского об уничтожении страдания во Вселенной, ярким примером которого являются мучения земных «несознательных существ, грызущих самих себя в течение миллионов лет» своего развития. Такое понимание «космической этики», в целом, несет в себе гуманистическую направленность и отражает активную преобразовательную позицию разумных существ. Од-
нако пути эволюции, предполагаемые философом, во многом противоречат современным положениям экологии и синергетики, потому должны быть рассматриваемы критически.
Человек представляется как промежуточная форма на пути к идеалу и не является венцом творения; со временем человеческий организм принципиально химикобиологически перестроится, и люди преобразуются в разумных «животных-растений», существующих независимо от среды обитания и питающихся лучами солнца. Будущая преображенная форма человека восполнит регрессирующие виды существ и, возможно, даст более совершенный вид. Образ совершенного сверхчеловека (космического человека) содержит в основном описание различных видов его деятельности, что вполне объяснимо характером взглядов Циолковского-ученого. Социализация Космоса - вот истинно вдохновляющая цель предвидимого будущего человечества.
Неоднозначным является учение В.И. Вернадского о ноосфере, которое рассматривается не только как научная концепция, но и как утопия. Если Т. де Шарден рассматривает ноосферу как духовную, мыслящую оболочку планеты, существующую за пределами биосферы, исполняющую вспомогательную функцию, то для Вернадского это самодовлеющая ценность, завершающая фаза исторического развития [1]. Он указал ряд конкретных условий становления ноосферы: заселение человеком всей планеты, возрастание организованности и единства человечества с помощью средств связи, открытие новых источников энергии, выход в Космос, свобода научной мысли, исключение войн из жизни общества и др. Ноосферный тип развития человечества связан с его ментальной реорганизацией и возможными в будущем существенными биологическими изменениями. Утопичность его учения состоит в том, что биосфера не перейдет в ноосферу, потому что такой переход не может означать ничего иного, как «ораз-умления» геологической оболочки со всеми ее живыми и неживыми компонентами, но этот процесс не поддается естественно-историческому описанию.
Ныне, в свете современных фактов развития науки и цивилизации в целом,
утопически наполненной является также идея автотрофности Вернадского. Этой идеи в философии русского космизма придерживались Федоров и Циолковский. Автотрофность как независимость одних живых организмов в своем питании от других, по мнению Вернадского, позволяет качественно изменить жизнь человечества. С автотрофностью, ведущей к увеличению геохимической работы человечества, не направленной на получение пищи и питание, Вернадский связывает возможную реализацию бессмертия человека, который становится бессмертным, когда его мысль соединяется с ноосферой. Идея автотрофности, как идея абсолютно замкнутого производственного цикла, не менее утопична, чем идея вечного двигателя. Однако в своем творческом развитии эта идея плодотворна, потому что представляет собой шаг к сознательному самосозиданию, творческой автоэволюции.
В учениях представителей русского космизма есть также попытка преодоления разрыва реальности и идеала - они строят мост между «сегодня» и «завтра», основой для которого служит утверждение естественного, объективного и необходимого характера эволюции природы. Так как связь между человеком и природой неразрывна, социальные процессы отражают в себе процессы природные и подчиняются тем же закономерностям. Отсюда и такая отличительная черта утопизма русских космистов, как предельная, вселенская масштабность утопических преобразований.
В развитии утопических идей русского космизма можно проследить эволюционную последовательность. Открытия в естествознании и революционные события в России, повлекшие за собой масштабные социальные сдвиги, отразились в большой детализации утопических проектов космистов, а также в возросшем стремлении находить для своих идей научные обоснования и конкретную сферу немедленного практического приложения. Эволюция утопических взглядов может быть представлена как движение от призывов к реализации религиозно-утопического идеала царства Божия на земле в философии Н.Ф. Федорова к сциентистской утопии К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Утопические идеи в философии русского космизма имеют определенную динамику развития в сторону научной концепции и технократической реальности. В религиозно-философской утопии Федорова намечена определенная тенденция к научному осмыслению реальности и будущего развития человечества, и его проект с дерзкой мечтой о полном овладении тайнами жизни, победе над смертью и расселении людей во Вселенной в целом является утопическим. В технократической утопии Циолковского содержится научно обоснованная аргументация развития универсума, хотя его учение об обществе будущего и носит утопический характер. Учение о ноосфере Вернадского представляет собой уже не утопический проект, а научно сформулированную материалистическую концепцию, хотя и не лишенную утопических черт.
Начатый Н.Ф. Федоровым и продолженный его последователями поиск путей обновления человеческого общества с перспективой распространения человеческого управления на Космос сохраняет актуальность в условиях современной глобальной цивилизации. Русский космизм рассматривает мир не только в его данности, но и с позиции долженствующего быть, что непосредственно связывает его с утопизмом. В то время как традиционные утопии в большей степени ориентированы на создание идеального общественного устройства на Земле, утопии Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского направлены на коренное преобразование всего природно-мирового порядка. Идеал будущего состояния социоприрод-ного универсума дается ими в единстве со стратегией его достижения, т.е. проектив-но, с присущими им верой в неограниченную мощь научного знания и культивированием науки.
Особенность утопических проектов философов-космистов выражается в глобальном, вселенском масштабе их проектов, а главное, в том, что возможность реализации социального идеала обусловлена для них не объективными социальными или экономическими законами, а включенностью человеческой истории в природный эволюционный процесс. Утопические представления выступают как специфическая форма социального идеала, ри-
сующая перед общественным сознанием перспективы дальнейшего развития, пусть недостижимые, но, тем не менее, необходимые для осознания человеком высшего смысла своего существования. Конкретнопрактическая и преобразовательная основа проекта русского космизма обусловила глубокий интерес к нему в современном обществе.
Оценки прогностической силы учений русских космистов различны, но в восприятии их идей часто отсутствует необходимый критический подход, учитывающий историческую специфику и утопический характер этих философских построений. На сегодняшний день потенциал таких идей русского космизма, как гармоничное сосуществование природы и цивилизации, достижение совершенной социальной организации, обретение бессмертия, не исчерпан. Эти идеи как идеальные ориентиры человеческой деятельности, которые, не будучи достижимыми в полном объеме, тем не менее, необходимы общественному сознанию как определяющие смысл его существования.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. : Наука, 1989. 261 с.
2. Федоров Н.Ф. Философия общего дела : в 2 т. М. : ООО «Издательство “ACT”», 2003. Т. 1. С. 345.
3. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1995. Т. II.C. 259.
4. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений : в 4 т. М., 1999. Т. IV. С. 165.
5. Циолковский К.Э. Космическая философия. Авторский сборник. М. : Сфера, 2007. 496 с.
6. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга : Золотая аллея, 2001. С. 186.
Utopian views of Russian cosmists
There is regarded the specific of utopian views in the Russian cosmism philosophy. It is proved that the utopian consciousness of cosmists is directed to the radical reorganization of the world and nature system. But such reorganization is impossible without creating a human of high intellectual and morallevel.
Key words: utopian consciousness, utopian project, ideal of the future, public system.