Педагогические науки
УДК 374
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т.С. Белякова
НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт» (Москва, Россия)
Аннотация. Данная статья раскрывает специфику управления учреждением дополнительного образования детей; специфику деятельности учреждения дополнительного образования,
социокультурную роль дополнительного образования; методы управления; особенности организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей, выделяет отличительные черты психолого-педагогического сопровождения управления учреждением дополнительного образования.
Ключевые слова: управление, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования, отличительные дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение
SPECIFICITY OF MANAGEMENT OF THE ACTIVITIES OF THE CHILD'S SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTION
T.S. Belyakova Moscow Socio-Pedagogical Institute (Moscow, Russia)
Abstract. This article reveals the specifics of the management of the institution of additional education for children; specificity of the activity of the institution of additional education, the socio-cultural role of supplementary education; management methods; features of the organization of the educational process in the additional education of children, highlights the
distinctive features of psychological and pedagogical support for the management of the institution of additional education.
Keywords: management, additional education, establishment of additional education, distinctive additional education, psychological and pedagogical support
Дополнительное образование детей является составной частью системы образования.
Привлечь детей заниматься в учреждениях дополнительного образования без их желания невозможно, можно лишь помочь им научиться ощущать удовлетворение от активных форм организации свободного времени, а не от бесцельного времяпровождения.
Уникальность системы дополнительного образования в том, что у ребенка появляется возможность добровольно и целенаправленно использовать свое свободное время.
Занятия в детских объединениях дополнительного образования дает возможность ребенку проявить и наиболее полно развивать свои потенциальные возможностей.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - «совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» [2].
В Концепции развития дополнительного образования детей выделены основные принципы и «инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность»
[3].
В этом документе миссия дополнительного образования рассматривается как социокультурная практика «развития
мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства» [3].
Мы считаем, что дополнительное образование детей «....является одной из самых мобильных и динамично развивающихся инновационных сфер образовательной системы России по разнообразию предлагаемых образовательных услуг и содержанию деятельности, которое характеризуется востребованностью, вариативностью образовательного процесса, динамичностью структурно-организационных форм, направленностью на интеллектуальное, духовное, физическое развитие и самореализацию личности ребенка, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей ., инновационной сферой современного образовательного пространства, как важнейшего звена в развитии общества и государства, обеспечивающего формирование личностно-ориентированной системы развивающего обучения, реализующей комплексное воспитание подрастающего поколения с учетом индивидуальных способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка» [ 1].
Специфика деятельности учреждения дополнительного образования, «обусловленная характерными особенностями образовательного процесса, нуждается: в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и их родителей; в создании психологически комфортной атмосферы; создание условий для саморазвития, самоопределения детей, принятие ребенка как индивидуальности и субъекта образования; в признании за ребенком права на пробу и ошибку в выборе направления и вида деятельности, права на пересмотр возможностей в самореализации; в создании ситуации успеха
для каждого ребенка, сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными результатами; развитии таких качеств, как активность, самостоятельность, общительность» [1].
С учетом специфики образовательной деятельности учреждения дополнительного образования участники образовательного процесса обязаны творить, искать, обновлять содержание социально-воспитательных и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, использовать новейшие научные достижения в области образования и социального воспитания, социальной педагогики и психологии, культурологи, отечественной науки менеджмента, философии, экономики и т.д.
Это накладывает определенные отпечатки на специфику управления учреждением дополнительного образования.
Управление понятие сложное и многогранное. На наш взгляд, в учреждении дополнительного образования приемлемы общие принципы управления образовательными системами.
Актуальным становится такое управление дополнительным образованием, которое обеспечивало бы способность всех участников образовательного процесса включаться в общественные и экономические процессы.
Система управления образовательным учреждением дополнительного образования детей является необходимым условием существования учреждения как системы.
Целостность этой системы определяют системообразующие связи: информационная обеспеченность, целеполагание (специфичность цели), организационная деятельность субъекта управления, взаимодействие с внешней средой, а специфика управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей определяется сущностными характеристиками деятельности учреждения дополнительного образования.
Специфика управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей определяется сущностными характеристиками учреждения данного вида и зависит от необходимости обращать особое внимание на управление методической деятельностью учреждения, так как методическая деятельность направлена на сопровождение деятельности педагога дополнительного образования, следовательно, на повышение эффективности и качества образовательного процесса.
Можно сделать вывод, что в учреждении дополнительного образования должны быть созданы условия, способствующие формированию у всех участников образовательного процесса мотивационно-ценностного отношения к гуманистическим ценностям и духовно-нравственным основаниям педагогической культуры, должна создаваться профессиональная среда, стимулирующая у управленцев и педагогических работников реализацию субъектной позиции, моделировать систему субъект-субъектных отношений.
В результате эффективного управления происходит накопление и осмысление опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах образования, на современных концепциях теорий обучения, воспитания и развития, применяемых при организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Можно заключить, что специфика процесса управления деятельностью учреждения дополнительного образования выражается в обеспечении формирования профессиональной компетентности управленцев и педагогических работников, создании условий для развития личностно творческого потенциала всех участников образовательного процесса, интериоризации ими ценностей традиционных и инновационных педагогических технологий,
обеспечивающих развитие и эффективность образовательного процесса.
Список литературы
1. Белякова, Т.С. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р принята Концепция развития дополнительного образования детей URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
References
1. Beljakova, T.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie dejatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2012. 24 p.
2. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentjabrja 2014 g. № 1726-r prinjata Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/