Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Гапеенкова М.Ю., Песин М.В. Специфика цифровых медиа и коммуникационная роль потребителей медиаконтента в оценке студенческой аудитории (по материалам социологического исследования) // Социодинамика. 2024. № 3. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.3.70159 EDN: HLOJMW URL: https //nbpublish. coiiVlibraryreadartic le. php? id=70159
Специфика цифровых медиа и коммуникационная роль потребителей медиаконтента в оценке студенческой аудитории (по материалам социологического исследования)
Гапеенкова Марина Юрьевна
СКСЮ: 0000-0002-0463-2350
кандидат филологических наук
доцент, кафедра философии, общзственных коммуникаций и туризма, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А Добролюбова
603155, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31
Песин Михаил Викторович
аспирант; кафедра философии, общзственных коммуникаций и туризма; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А Добролюбова
603155, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
001:
10.25136/2409-7144.2024.3.70159
Е01\1:
НЮЛЧ\Л/
Дата направления статьи в редакцию:
14-03-2024
Дата публикации:
21-03-2024
Аннотация: В статье освещаются результаты исследования, предметом которого стали представления студенческой аудитории о специфичных характеристиках цифровых медиа, о роли и месте авторов и потребителей медиаконтента в процессе коммуникации. Авторы рассматривают такие аспекты темы, как осознание причин, побуждающих аудиторию обращаться к цифровому медиаконтенту; основания и направления оценки актуальных медиафеноменов; рефлексия относительно активности или пассивности той роли, которую принимает на себя аудитория. Особое внимание уделяется восприятию респондентами социальных норм и правил, определяющих формы и виды коммуникативного поведения в пространстве цифровых медиа, поскольку динамизм их развития располагает не только к поиску вариантов адаптации к инновационным технологиям работы с информацией, но и поиску надежного ценностного основания как в области медиакоммуникаций, так и в более обширных областях социальной жизни. При проведении исследования использовались метод анкетного опроса, описательный метод и метод анализа. В состав респондентов были включены студенты, получающие специальность «Реклама и связи с общественностью». При анализе цифровых медиа исследуемая аудитория опирается как на собственный индивидуальный опыт, так и на опыт, полученный при изучении теорий и практик, актуальных для специалистов в области коммуникативистики. В процессе рефлексии относительно специфичных характеристик цифровых медиа студенты демонстрируют по преимуществу ценностный подход, выбирая в качестве основания для оценки исследуемых феноменов традиционные моральные ценности и нормы. Основное внимание уделяется проблеме ответственности перед обществом и авторов, и потребителей медиаконтента, которые должны руководствоваться такими требованиями как честность, совестливость и готовность действовать в интересах большинства людей. Анализируя роль коммуникаторов, студенты, помимо вовлеченности в этическую проблематику, демонстрируют также стремление к развитию критического мышления и личностному развитию. Активность этой роли, однако, оценивается двояко: респонденты фиксируют и возможность для аудиторий цифровых медиа выступать в качестве активных фигур, реализующих функцию соавторов медиаконтента, и их подверженность влиянию медиа, при котором активная роль соавторов сменяется пассивной ролью адресатов, которые действуют внутри доминирующего кода.
Ключевые слова:
цифровые медиа, коммуникативное поведение, социальные медиа, блогосфера, прагматика коммуникации, медиалитература, медийный город, креативный класс, социальные роли, традиционные ценности
Введение
Внутренний динамизм глобального медиапространства цифровых коммуникаций располагает не только к поиску форм адаптации к тем требованиям, которые это пространство к нам предъявляет, но и к рефлексии по поводу специфических характеристик цифровых медиа и собственной роли в коммуникационном процессе.
Находясь в границах академической парадигмы, мы можем опереться как на анализ поведения аудиторий, так и на теории медиа (от Маршалла Маклюэна ЦЛ, Стюарта Холла Г4' 51 или Элиху Каца ^ до Джоук Хермес ^ или Александра Галлоуэя предлагающие различные взгляды и на саму природу цифровых медиа, и на их
аудитории, которые могут пониматься или как изначально пассивные, или, напротив, как сопротивляющиеся навязыванию шаблонов и стереотипов со стороны массмедиа, или
даже как производители смыслов, а не их потребители -МП в современный
российский исследовательский дискурс также включаются разнообразные подходы к пониманию цифрового общества в его коммуникационной составляющей: предметом
анализа становятся и модели взаимодействия пользователей социальных медиа 11^1, и
формирование цифрового этикета 1Ш, и конкретные феномены современной медийной
культуры, как например, интернет-мемы П21, и фундаментальные проблемы цифрового
поворота в понимании человеческого бытия И21, социокультурных предпосылок
социальной коммуникации в цифровом обществе 1141, когнитивных особенностей
формирования молодежной субкультуры в электронной коммуникации И51.
В границах обыденного восприятия, не будучи вовлеченными в теоретические дискуссии, мы так же склонны формировать собственное видение обозначенной проблемы, однако возможности реализации этих взглядов у большинства из нас ограничены. Стремление преодолеть эту ограниченность приводит нас к цифровым медиа как наиболее открытому публичному коммуникационному пространству, которое не требует какой-то специальной теоретической подготовки и в то же время открывает доступ к диалогу с другими людьми.
Предмет и методы исследования
Предметом данного исследования стали представления студентов Нижегородского государственного лингвистического университета, получающих специальность «Реклама и связи с общественностью», о специфике цифровых медиа и о коммуникативной роли потребителей медиаконтента.
Исследование проводилось методом анкетного опроса с использованием описательного метода и метода анализа. Были опрошены студенты 3 и 4 курсов (уровень бакалавриата), 1 и 2 курсов (уровень магистратуры). Всего в рамках исследования было опрошено 300 человек.
В процессе исследования студентам предлагалось определить набор феноменов, которые они включают в понятие цифровых медиа, выявить их специфические характеристики, проанализировать коммуникативную роль авторов и потребителей цифрового медийного контента, выбрать критерии оценки перечисленных явлений и оценить их в соответствии со своим выбором.
Результаты исследования
1. Специфика цифровых медиа
Определяя специфику цифровых медиа, студенты выделяют следующие их характеристики:
1) высокая скорость распространения и доступность информации;
2) разнообразие контента и наличие так называемого эффективного контента, претендующего на определенную практическую ценность;
3) популярность, в том числе обусловленная развлекательным характером контента;
4) широта охвата аудитории;
5) предоставление возможностей для социальной интеграции, коммуникации и взаимодействия;
6) влияние на общественное мнение;
7) развитие креативности;
8) видение возможных угроз для общества, связанных с опасностью распространения ложной и провокативной информации и дезинформации в современных условиях быстро меняющегося мира.
Специфичные харлитеристики цифровых медиа, %
2
I Скоюсть 11 доступность
азнообрззие контента
| Популярность м развлекательность
Широта ох зата I (.оциальная интеграция
| Влияние на общественное
мнение
| Развитие креативности | Видение возможных угроз
9
Само появление цифровых медиа как специфического явления, в представлении студенческой аудитории, связывается с разнообразными факторами влияния:
1) социальными (формирование креативного класса, появление и развитие сетевых сообществ);
2) социокультурными (появление медиалитературы);
3) медийными (развитие медийных городских пространств, смена роли адресата с пассивной на активную);
4) научными и образовательными (появление значимых медиатеорий, например, Маршалла Маклюэна, Стюарта Холла или Скотта Маккуайра).
Факторы, повлиявшие на становление цифровых медиа, %
Появление революционных медиатеорий
44,9
Смена роли адресата
42,Э
Развитие медийных городов
12,2
Пояэлечие медиэлитвратурь;
40,8
Формирование креативного класса
42
Формирование сетевых сообществ
95,9
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Наиболее значимыми медийными площадками, с точки зрения исследуемой аудитории, выступают блогосфера и социальные сети, наиболее актуальными медиафеноменами — хайп, реклама и РЯ. В процессе анализа этих явлений студенты актуализируют две группы представлений: 1) цели, которые побуждают к использованию медиа, и 2) оценочные суждения морального характера относительно конкретных медиафеноменов, авторов и потребителей медиаконтента.
1.1. Цели обращения к цифровым медиа
Среди целей обращения к цифровым медиа со стороны потребителей информации доминирует стремление быть в курсе происходящих событий: именно эта причина побуждает интересоваться медиаконтентом почти 92% опрошенных. Более 60% студентов рассматривают медиа как ресурс для повышения уровня образования и как источник развлечений. В качестве значимой (почти 47% опрошенных) выделяется цель, связанная с социальным взаимодействием: студенты отмечают, что медиа предоставляют доступ к контенту, который можно обсудить с другими пользователями, в том числе в режиме онлайн, используя второй экран, создающий эффект присутствия, как происходит, например, когда мы смотрим фильм и одновременно обсуждаем его с кем-то через мессенджеры. Самоидентификация через отождествление себя с известными личностями (чуть более 40% опрошенных) или со знакомыми и друзьями (более 28%) так же осознается в качестве побудительного мотива для обращения к цифровым медиа. И, наконец, последняя цель, которую выделяет самая малочисленная группа студентов (18,4%), заключается в поиске возможностей отвлечься от жизненных проблем.
Цели обращения потребителей информации к цифровым мериа, %
Чтобы узнать, как живут друзья и знакомые
28,6
цтобы узиэть, как им Бут известные личности
40,8
Чтобы гозжь: обсудить увиденное и услышанное с другими
46,9
Для развлечения
63,3
Чтобы отвлечься от проблем
18,4
Для повышения уровня образования
63,3
Чтобы узнать, что происходит
91,8
0 10 20 30 40 50 60 70 Е0 90 100
Восприятие студентами целей авторов, создающих контент в социальных сетях и блогах, демонстрирует внимание, в первую очередь, к перспективам личностного роста: создание цифрового контента, с точки зрения опрошенных, открывает возможности 1) развития, 2) самовыражения и 3) избавления от чувства одиночества. Применительно к социальным сетям эти цели выделяют 79,6%, 81,6% и 73,4% опрошенных. Применительно к блогосфере эти же цели фиксируют 73,4%, 83,7% и 53% респондентов. В качестве ключевой цели для авторов обеих медиаплощадок студенты отмечают также возможности заработка: 85,7% опрошенных видят перспективы заработка при работе с социальными сетями, 81,6% — при работе с блогами. Значительное количество опрошенных выделяют цели негативного характера, побуждающие авторов использовать цифровые медиа: так, студенты полагают, что социальные сети и блоги облегчают ложь (44,9% и 32,6% соответственно) и позволяют обманывать людей с целью заработка и манипуляции (46,9% и 55% соответственно).
Цели обращения авторов контента к цифровым медиа, %
Облегчают ложь
Позволяют обманывать людей с целью заработка или манипуляции
Избавляют от одиночества Дают возможность самовыразиться Позволяют зарабатывать Позволяют развиваться
85,7
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ Блогосфера ■ Социальные сети
1.2. Оценка цифровых медиа
Оценочные суждения, которые предлагают студенты относительно цифровых медиа, носят одновременно эмоциональный и ценностный характер и опираются на традиционные представления о моральном и аморальном. Критериями оценки становятся 1) польза или вред, приносимые медиаплощадками и медиафеноменами обществу, и 2) ответственность авторов и потребителей медиаконтента перед другими людьми.
Относительно социальных сетей и блогов большинство опрошенных придерживается мнения, что польза или вред, источником которых могут стать эти площадки, зависят от выбора самих пользователей: 67,6% студентов дают такой ответ применительно к социальным сетям и 78,5% — применительно к блогосфере. Полезным явлением социальные сети считает 28,4% опрошенных, блоги положительно оценивает меньшее количество респондентов —18,5%. Однозначно вредным явлением и социальные сети, и блогосферу называет незначительное количество опрошенных: 4% и 3% соответственно.
Оценка социальных сетей и блогосферы сточки зрения пользы или вреда
для общества, %
Полезное явление
23,4
Вредное явление
I
По отношению к медиафеноменам, которые респонденты выделяют в качестве наиболее актуальных (хайп, реклама и РР1), распределение оценок меняется. Так, хайп большинство опрошенных (50%) считают вредным явлением, 46% связывают его влияние на общество с ответственностью первичных и вторичных деятелей хайпа, и только 4% видят в нем полезный социальный фактор. Относительно рекламы процент респондентов, которые считают, что польза или вред этой деятельности зависят от авторов и рекламодателей, так же остается высоким и составляет 52%. Распределение же представлений о вреде и пользе, по сравнению с оценкой хайпа, меняется на противоположное: положительно влияние рекламы на общество оценивают 44% опрошенных, отрицательно — 4%. Самая высокая положительная оценка характеризует РЯ: общественную пользу этому явлению приписывают 60,3% респондентов, вредное воздействие — 2%. 37,7% студентов говорят об ответственности перед обществом организаций и РЯ-специалистов.
Оценка медиафеноменов с точки зрения пользы или вреда для общества,
%
Полезное явление
Вредное явление
Польза или вред зависят от выбора пользователей
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ PR ■ Реклама ■ Хайп
Среди создателей контента, формирующих медийный контекст, студенты выделяют 1) блогеров, 2) лидеров мнений, 3) специалистов по рекламе и РЯ и 4) рекламодателей, определяющих тематическую и ценностную составляющую идей, получающих широкое распространение в массовом сознании. Определяя набор необходимых этим категориям коммуникаторов качеств, респонденты демонстрируют ориентированность на те моральные нормы, которые осознаются как безусловно положительные и социально одобряемые. Признавая за тремя из четырех категорий авторов право на действия в личных интересах (исключение составляют лидеры мнений: право действовать в личных интересах за ними признают только 4% опрошенных) и отдавая должное интеллектуальным требованиям, в качестве приоритетных студенты отмечают качества, основанные на честности, совестливости и признании необходимости действовать в интересах большинства людей. Так, честности от лидеров мнений ожидают 79,6% опрошенных, от блогеров — 57%, от специалистов по рекламе и РЯ — 60%, от рекламодателей — 51%. Совестливость как необходимую характеристику указывают 69,4%, 42,8%, 47% и 51% соответственно, действия в интересах большинства людей — 63,3%, 34,7%, 42,2% и 44,9% соответственно.
Качества, необходимые авторам цифрового медиа контента, %
п
Честные
Совестливые
51 К 47
_ 69,4
42,8
79,6
Умные
Действуют в интересах большинства людей
Действуют в личных интересах
О 10 20 30 40 ВО 60 70 S0 90 100 Рекламодатели ■ Специалисты по рекламе и PR ■ Лидеры мнений ■ Блогеры
2. Активность аудитории цифровых медиа
В ходе исследования студентам было предложено выбрать набор характеристик, определяющих понятие активной и пассивной аудитории потребителей цифрового медиаконтента. Активной респонденты считают аудиторию, которая 1) сопротивляется навязыванию шаблонов и стереотипов со стороны массмедиа, 2) скорее, производит, чем потребляет смыслы и даже 3) формирует собственную повестку дня. К пассивной же студенты относят аудиторию, которая 1) только принимает сообщения, 2) не воспринимает информацию критически и 3) не сопротивляется навязыванию культурных и идеологических клише со стороны массмедиа.
Анализируя влияние медиа на потребителей информации, студенты делают вывод, что аудитории в большей мере подвергаются влиянию медиа, чем сами оказывают влияние на них.
При этом активность или пассивность роли, представлении респондентов, зависит не коммуникативной ситуации.
которую играют потребители информации, в столько от типа аудитории, сколько от
При оценке собственного коммуникативного поведения свою роль в качестве потребителей информации большинство респондентов (63,3%) оценивает как активную, при этом достаточно значительным (36,7%) оказывается и количество тех, кто относит себя к пассивной аудитории.
Оценка собственной роли респондентов в качестве потребителей
медиаконтента, %
36,7
63,3
■ Активная
■ Пассивная
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. На фоне множества каналов, многообразия контента и динамичности информационного окружения для того, чтобы осознать специфику цифровых медиа, студенты адаптируют собственное коммуникативное поведение к рамке наиболее привычных им феноменов — социальных сетей, блогосферы, хайпа, рекламы, РЯ. И для обыденного сознания, и для исследователя эти феномены актуальны постольку, поскольку они актуализируют рутинные практики воспроизведения стандартизированных идентичностей Г16, с- 13-26] Однако никакая рамка не фиксирует явление, она только предполагает его интерпретацию, следовательно, и то смысловое пространство, которое анализируют респонденты, определяется их индивидуальным или групповым социально-культурным опытом.
2. Для рассматриваемой студенческой аудитории опыт существования в пространстве современных медиакоммуникаций сочетает в себе как опыт собственной коммуникативной практики в креативной и интерактивной медиасреде, так и опыт, освоенный через восприятие комплекса идей и проблем, актуальных для специалистов в сфере медиа: трансформации восприятия Маршалла Маклюэна от интереса почти исключительно со стороны хиппи до признания академическими кругами, роль
креативного класса в восприятии больших городов как архитектурно организованных массмедиа обретение нового социального статуса сообществами фанатов различных феноменов массовой культуры П21, утверждение медиалитературы как признанного объекта научных исследований 1201. Обращаясь к анализу формирования современного коммуникационного пространства и к рефлексии относительно собственной идентичности в этом пространстве, респонденты актуализируют тот комплекс традиционных моральных ценностей и предпочтений, которым определяются привычные им социальные роли и коммуникативное поведение.
3. Преобладание ценностных оценок естественно, поскольку невозможно ждать от индивида абсолютной нейтральности по отношению к действиям, в том числе коммуникативным, другого индивида. Напротив, человеческое поведение зачастую демонстрирует отсутствие нейтральности по отношению к любым ценностным суждениям и
субъективным оценкам Г21, С1 8291. При осмыслении ценностных традиций и ориентиров, которые воспринимаются респондентами как устойчивые и проверенные опытом поколений, и воплощаются в коммуникативном поведении, обращают на себя внимание две тенденции. С одной стороны, ориентированность на материальную составляющую социальной организации перенаправляет сознание респондентов от основополагающих
ценностей к материальным вещам Г22, С1—2651 с ДруГОй — несмотря на сближение этических ценностей с ценностями, находящимися на уровне телесного комфорта Г23, С1 490-491"!^ очевидно существование потребности опереться на какое-либо надежное моральное основание. В каком-то смысле мы можем говорить о важности для исследуемой студенческой аудитории этики в аристотелевском смысле («совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» Г24, с. 296]^ и реализации этого этического восприятия в требовании моральной безупречности от авторов и потребителей медийного контента.
Что касается эмоционального подхода к оценке медиафеноменов, у респондентов он присутствует и на уровне обыденного восприятия, где, очевидно, является преобладающим, и на уровне исследовательского восприятия, тоже не всегда свободного от эмоциональных суждений. Эмоциональность оценок в границах как обыденного, так и профессионального подходов подразумевает, что объект интереса либо осуждают, либо хвалят, что часто препятствует объективному анализу и описанию происходящих процессов и, следовательно, по выражению В. Парето, делает итоговое
заключение неверным Г25, С1 191. Применительно к медиа подобный подход предполагает смещение фокуса внимания в направлении того влияния, которое медиа оказывают на человека, детерминируя его социальный и культурный опыт. Как замечает А. Гэллоуэй, при таком подходе медиа оказываются детерминирующими устройствами, а их влияние, если рассматривать его с точки зрения нормативности, либо положительным, либо отрицательным Г8г с- 191.
4. Анализируя роль коммуникаторов в пространстве цифровых медиа, студенты демонстрируют как стремление к проявлению и развитию креативности в сфере массовых коммуникаций, так и высокую степень вовлеченности в этическую проблематику этой деятельности, в особенности по отношению к вопросам, связанным с возможностями трансформации общественного мнения и включения в этот процесс большого количества людей в качестве непосредственных авторов и создателей информационного контента.
При этом собственную активность в процессе коммуникации респонденты воспринимают двояко. С одной стороны, добывая из многообразных медиаресурсов фрагменты информации, знаний и впечатлений, они не только конструируют из них тот комплекс представлений и установок, который позволяет им осмыслить свою социальную, культурную, эмоциональную реальность и собственное место в ней, но и осознают это конструирование. Таким образом в процессе коммуникации они могут выступать как активные фигуры, занимая вполне определенную позицию по отношению к сообщениям, которые получают. В соответствии с алгоритмом, описанным еще Стюартом Холлом, не отклоняя сообщения, они изменяют его таким образом, как того требует контекст их собственного восприятия. В рамках той коммуникационной практики, которая была
актуализирована так называемым креативным классом это означает, что они
претендуют на функцию соавтора полученных сообщений, отчетливо осознавая роль интерпретатора как активную по отношению к автору сообщения. С другой стороны, та же самая насыщенность и интенсивность медиапотока становится источником негативной рефлексии по поводу складывающейся в их сознании картины мира, которая начинает восприниматься, как опосредованная, по выражению Петера Слотердайка, полученная из вторых рук и даже купленная за деньги Г26г с- 739] осознание коммуникативной роли при этом сменяется с активной, со-творческой, на пассивную, когда потребитель информации действует внутри того кода, который, вслед за Стюартом Холлом, можно назвать доминирующим.
Библиография
1. McLuhan, М. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. — London: Penguin Books, 1967. - 157 p.
2. Маклюэн, Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. — М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
3. Маклюэн, М. Война и мир в глобальной деревне / Маршалл Маклюэн, Квентин Фиоре. — М.: ACT, Астрель, 2012. — 219, [5] с.
4. Hall, S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices / Edited by Stuart Hall, Jessica Evans, Sean Nixon. — London: SAGE Publications Ltd, 2013. — 440 P-
5. Hall, S. Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies, 1972-79 / Stuart Hall, Dorothy Hobson, Andrew Lowe, Paul Willis. — London: Routledge, 2003. — 312 p.
6. Katz. E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications / Elihu Katz, Paul F. Lazarsfeld, Elmo Roper. — London: Routledge, 2006. - 434 p.
7. Hermes, J. The Pocketbook of Audience Research / Joke Hermes, Linda Kopitz. — London: Routledge, 2023. — 202 p.
8. Экскоммуникация. Три эссе о медиа и медиации. — М.: АД МАРГИНЕМ ПРЕСС, 2022. — 256 с. — Содерж. авт.: Александр Р. Гэллоуэй, Юджин Такер, Маккензи Уорк.
9. Хермес, Д. Активность аудиторий / Медиа. Введение / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 550 с.
10. Ветцель, К. Я. Социальные медиа и социальные сети: проблемы терминологии и модели взаимодействия пользователей / К. Я. Ветцель // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 9-1(99). — С. 139-141.
11. Окушова, Г. А. Цифровой этикет и регламенты в коммуникативном порядке социально-сетевого пространства / Г. А. Окушова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 1(81). — С. 24-27.
12. Ротанова, М. Б. Интернет-мем и киберсмеховая культура в современном обществе / М. Б. Ротанова, М. В. Федорова // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. - 2019. - № 1. - С. 248-253.
13. Касавина, Н. A. «Digital Existence»: цифровой поворот в понимании человеческого бытия / Н. А. Касавина // Цифровой ученый: лаборатория философа. — 2020. — Т. 3, № 4. - С. 73-89.
14. Козырьков, В. П. Социокультурные предпосылки социальной коммуникации в цифровом обществе / В. П. Козырьков // «Общество 5.0»: парадоксы цифрового будущего. VII Садыковские чтения: Материалы Международной научно-
образовательной конференции, Казань, 15—16 ноября 2019 года / Под редакцией Г. К. Гизатовой, О. Г. Ивановой, А. Р. Каримова [и др.]. — Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2019. — С. 109-116.
15. Козырьков, В. П. Трансформация молодежного концепта в сетевых сообществах / В. П. Козырьков // Молодежь: актуальные социальные практики / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». — Нижний Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2020. — С. 126-150.
16. Hermes, J. Cultural Citizenship and Popular Culture : The Art of Listening. — London: Routledge, 2023. — 210 p.
17. Флорида, P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — М.: Классика-XXI, 2011. - 432 с.
18. Маккуайр, С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. — М.: Strelka Press, 2014. — 392 с.
19. Дженкинс, Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. — Москва: Рипол-классик, 2019. — 384 с.
20. A Companion to Media Fandom and Fan Studies / Edited by Paul Booth. — New York: John Wiley & Sons, 2018. — 550 p.
21. Мизес, Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2005. — 877 с.
22. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии. — М.: Прогресс, 1990. — 720 с. 22. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии. - М.: Прогресс, 1990. — 720 с.
23. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного Института, 2000. — 1056 с.
24. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. / Аристотель. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
25. Парето, В. Компендиум по общей социологии. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 511, [1] с.
26. Слотердайк, П. Критика цинического разума. — Екатеринбург: У-Фактория, М.: ACT МОСКВА, 2009. - 800 с
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться злесь.
Предметом исследования в представленной статье являются специфика цифровых медиа и коммуникационная роль потребителей медиаконтента в оценке студенческой аудитории.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы дескриптивный метод, метод категориализации, метод анализа, а в качестве основного метода был применен анкетный опрос.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку внутренний динамизм глобального медиапространства цифровых коммуникаций располагает не только к поиску форм адаптации к тем требованиям, которые это пространство предъявляет к участникам социальной реальности, но и к рефлексии по поводу специфических характеристик цифровых медиа и собственной роли в коммуникационном процессе.
Научная новизна исследования заключается в проведении по авторской методике
исследования представлений студентов о специфике цифровых медиа и о коммуникативной роли потребителей медиаконтента с использованием анкетного опроса обучающихся на программе «Реклама и связи с общественностью» в Нижегородском государственном лингвистическом университете. Были опрошены студенты 3 и 4 курсов (уровень бакалавриата), 1 и 2 курсов (уровень магистратуры). Всего в рамках исследования было опрошено 300 человек. В процессе исследования студентам предлагалось определить набор феноменов, которые они включают в понятие цифровых медиа, выявить их специфические характеристики, проанализировать коммуникативную роль авторов и потребителей цифрового медийного контента, выбрать критерии оценки перечисленных явлений и оценить их в соответствии со своим выбором. Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций ученых к изучаемой проблеме и применением терминологии, характеризующей предмет исследования
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структура данного исследования включает введение, предмет и методы исследования, результаты исследования, заключение и библиографию. Содержание статьи отражает ее структуру. В содержании исследования отмечается, что наиболее значимыми медийными площадками, с точки зрения исследуемой аудитории, выступают блогосфера и социальные сети, наиболее актуальными медиафеноменами — хайп, реклама и РЯ. В процессе анализа этих явлений студенты актуализируют две группы представлений: 1) цели, которые побуждают к использованию медиа, и 2) оценочные суждения морального характера относительно конкретных медиафеноменов, авторов и потребителей медиаконтента.
Библиография содержит 26 источников, включающих в себя отечественные и зарубежные периодически и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы и различные аспекты к пониманию специфики цифровых медиа и коммуникационной роли потребителей медиаконтента, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой в нашем государстве и других странах.
В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что собственную активность в процессе коммуникации респонденты воспринимают двояко. С одной стороны, добывая из многообразных медиаресурсов фрагменты информации, знаний и впечатлений, они не только конструируют из них тот комплекс представлений и установок, который позволяет им осмыслить свою социальную, культурную, эмоциональную реальность и собственное место в ней, но и осознают это конструирование. Таким образом в процессе коммуникации они могут выступать как активные фигуры, занимая вполне определенную позицию по отношению к сообщениям, которые получают. В соответствии с алгоритмом, описанным еще Стюартом Холлом, не отклоняя сообщения, они изменяют его таким образом, как того требует контекст их собственного восприятия. В рамках той коммуникационной практики, которая была актуализирована так называемым креативным классом, это означает, что они претендуют на функцию соавтора полученных сообщений, отчетливо осознавая роль интерпретатора как активную по отношению к автору сообщения. С другой стороны, та же самая насыщенность и интенсивность медиапотока становится источником негативной рефлексии по поводу складывающейся в их сознании картины мира, которая начинает восприниматься, как опосредованная, по выражению Петера Слотердайка, полученная из вторых рук и даже купленная за деньги. Осознание коммуникативной роли при этом сменяется с активной,
со-творческой, на пассивную, когда потребитель информации действует внутри того кода, который, вслед за Стюартом Холлом, можно назвать доминирующим. Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, представителями медийного пространства, блогерами, социологами, экспертами и аналитиками.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что в тексте статьи использованы рисунки, однако, при их оформлении необходимо обратить на требования действующего ГОСТа, в частности, они должны быть пронумерованы, а упоминание с указанием номера рисунка обязательно должно содержаться в тексте статьи. При описании характеристик респондентов не совсем корректно в тексте статьи использован термин «специальность», применительно к студентам, обучающихся на образовательных программах «Реклама и связи с общественностью» уровней бакалавриата и магистратуры, поскольку это относится к соответствующим уровням высшего образования. Указанные недостатки не снижают высокую научную и практическую значимость самого исследования, а скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.