СПЕЦИФИКА ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС В ОБЛАСТИ ТОВАРООБМЕНА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ): ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
М.В. Фомкина
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются отношениямежду Россией и странами ЕС в области товарообмена продукцией и услугами высокотехнологичного профиля на примере космической отрасли с точки зрения действующего законодательства. Характеризуется текущая ситуация торговых отношений между странами Европейского союза и Российской Федерации. Приводятся аргументы о возможности рассмотрения космической отрасли как ключевой в сфере высоких технологий. Показана специфика международной торговли товарами и услугами космического назначения. Рассмотрены примеры осуществления космических проектов между Россией и странами ЕС. Выделены основные проблемы при осуществлении дальнейшего сотрудничества между ЕС и Россией в области космической деятельности и предложены пути их возможного решения.
Ключевые слова: высокотехнологичный сектор экономики, экономика знаний, постиндустриальный уклад, космическая деятельность, международная торговля.
Торговые отношения между Российской Федерацией и странами ЕС проверены временем и могут быть исчислены столетиями. ЕС является одним из крупнейших торговых партнеров РФ (1). Торговый оборот между ЕС и Россией в 2011 г. достиг 307,4 млрд евро. Импорт из России в ЕС в 2011 г. составил 199 млрд евро, или 11,6% от общего объема импорта ЕС, а объем экспорта — 108,3 млрд евро или 7% от общего объема экспорта ЕС в том же году. В 2011 г. дефицит торгового баланса ЕС в двусторонней торговле с Россией составил 90,7 млрд евро. Минеральное топливо составляет 79% от общего объема импорта ЕС из России, а машиностроительное и транспортное оборудование — 48,2% от общего объема экспорта из ЕС в Россию [1].
Безусловно, что с каждым государством Европы Россию связывает своя история и особенности взаимодействия, однако в общем виде экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и странами Евросоюза (2), в том числе и торговые отношения, регламентированы Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского союза от 1 декабря 1997 г. Данное соглашение рассчитано на десять лет. В 2007 г. оно было повторно продлено. Таким образом, законодательно утвержден перечень политических мер в области торговых отношений, бизнеса, финансов и инвестиционной деятельности, науки, техники и образовании, энергетики, новейших технологий (ядерные и космические) и т.д.
Содействуя двустороннему сотрудничеству, правительства России и государств ЕС признают развитие взаимодействия в области научных исследований
и технологических разработок в гражданских целях на основе взаимной выгоды. Кроме того, на правительственном уровне регламентируется адекватный доступ к информации соответствующих программ, естественно при условии юридической защиты прав интеллектуальной собственности (ст. 62 Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и странами Европейского союза).
Очевидно, что в случае долгосрочного межгосударственного взаимодействия в области научных исследований и разработок НИОКР, важным аспектом становится возможность коммерциализации проектов космического направления. Кроме того, особое внимание уделяется направлениям, позволяющим использовать возможности взаимодополнения космической деятельности как в России, так и в странах ЕС, извлекая таким образом выгоды с реализации того или иного проекта (ст. 67 Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и странами Европейского союза).
Структура импорта и импорта товаров аэрокосмического профиля. ЕС как совокупность развитых стран, реализующих свои космические программы и осуществляющих подобную деятельность не одно десятилетие, является лидером в экспорте товаров космического назначения, объем которого составил в 2010 г. 109,248 млн долл.
Экспорт товаров космического назначения в России в 2010 г. достиг 907 млн долл. Значение экспорта космических товаров России в 2010 г. сопоставимо по значению с экспортом товаров комического назначения из таких стран, как государства Африканского континента (район Сахары).
По объему импорта товаров космического назначения ЕС также является лидером в мире: 91,386 млн долл. в 2010 г.
Для России объем импорта товаров космического профиля продолжает расти — с 133 млн долл. в 2001 г. до 3,399 млрд в 2010 г. [2]. Подобная ситуация доказывает слабую позицию России во внешней торговле космическими товарами, снижая ее статус, как одного из ключевых игроков космического рынка. Укрепление позиций России во внешней торговле космическими товарами и услугами видится в активизации сотрудничества с лидером рынка (ЕС) по данному направлению деятельности.
Космическая деятельность, как ключевое направление высокотехнологичного сотрудничества России и ЕС. Деятельность по исследованию и освоению космического пространства развивается интенсивными темпами уже не одно десятилетие в мире, в России и в ЕС. На заре своего развития, пришедшегося на 1950-е гг., подобная деятельность была инструментом в противоборстве США и СССР, а создаваемые космические технологии имели только военное предназначение. На сегодняшний день речь идет о совершенно ином векторе развития космической деятельности: наиболее развитые государства мира стремятся не к борьбе друг против друга, но, наоборот, к реализации совместных проектов, а создаваемые на данном этапе образцы космической техники и технологий имеют скорее коммерческие цели, чем военные. Кроме того, все страны мира заинтересованы в коммерциализации научных разработок в космической сфере. Таким образом,
развитие партнерских отношений в области исследования и освоения космического пространства диктует необходимость совершенствования внешнеэкономической деятельности нашей страны, направленной на интеграцию связей в этой области.
Актуальность взаимодействия Российской Федерации и стран ЕС именно в области космической деятельности обусловлена следующими фактами, отражающими специфику самого рынка космических товаров и услуг.
1. Проекты по изучению и освоению космического пространства весьма дорогостоящи и высокорискованны, что, в свою очередь, вызывает необходимость кооперации стран в этой области, что приводит к международному сотрудничеству.
2. Космическая деятельность отличается глобальным охватом, внеземное пространство не имеет государственных границ, а обмен товарами и услугами космического назначения на рынке, как следствие, приобретает международных характер, что формирует мировой рынок космических товаров и услуг как таковой.
3. Возможность использования результатов космической деятельности не только для решения задач военно-промышленного комплекса страны, но и для достижения социально-экономических целей. Как правило, проекты социально-экономической направленности не имеют засекреченной информации, в отличие от ВПК. Как следствие, такие проекты могут быть использованы при международном взаимодействии.
3. Специфичность правовых основ для космической деятельности: речь идет о мирном использовании космического пространства, запрете национального присвоения космического пространства и объектов, компенсации пострадавшей стороне в случае непреднамеренного причинения вреда территории, жителям или объектов (вид собственности в данном случае роли не играет).
4. Вразрез с мнением М. Портера, что на международном рынке конкурируют отдельные фирмы, а не страны, ситуация здесь скорее обратная: отраслевые частные и государственные компании здесь, безусловно, представлены, однако основными конкурентами друг другу являются именно целые страны. А все решения, принимаемые в этой сфере, продиктованы не столько экономической эффективностью, получаемой от сотрудничества, сколько политическими взглядами и интересами стран — участниц рынка.
5. Страны могут одновременно быть как партнерами, так и конкурентами. В качестве примера такого партнерства хотелось бы привести деятельность МКС, при использовании и поддержании функционала которой происходит кооперация стран. Многие компании, действующие на этом рынке, являются совместными предприятиями.
6. Обладая развитыми технологиями, в том числе двойного назначения, страны могут активно регламентировать деятельность других стран, разрешая одни проекты и запрещая другие, в последнее время стало популярно использование при этом экологического фактора.
7. Структура участников космического рынка определена десятилетиями, она устойчива и предсказуема.
8. Космический рынок «не поле действия проектов типа старт-ап»: для получения реальных конкурентных преимуществ на рынке необходимо наращивать материально-техническую базу, это требует достаточно длительного времени, исчисляемого не одним десятилетием.
По нашему мнению, основными аргументами возможности рассмотрения космической отрасли как ключевой в сфере высоких технологий служат следующие направления сотрудничества России и ЕС.
1. Космическая деятельность является одной из стратегических и перспективных отраслей высокотехнологичного направления. Подобная деятельность может быть использована в военных, гражданских и коммерческих целях. При осуществлении правительством военных разработок страна получает гарантии безопасности от вторжений извне на ее территории. Осуществление подобной деятельности в гражданских целях приводит к повышению социально-экономического уровня государства и его граждан. Космические разработки могут приносить прибыль при своей коммерческой реализации.
2. Исследование и освоение космического пространства опирается на фундаментальные разработки в различных областях наук, на традиционные научные дисциплины: математику, физику, химию, биологию, генетику, геофизику. В свою очередь, значительная часть инновационных решений внедряется в традиционные отрасли науки и техники, становясь двигателем к их развитию. Таким образом, можно говорить о развивающейся интеграции и синтезе всех научных знаний.
3. Также важно отметить значительный мультипликативный эффект от подобной деятельности на экономическую ситуацию в стране, поскольку научные разработки, прошедшие апробацию в области исследования и освоения космического пространства, могут быть внедрены и использованы в отраслевой структуре мирового хозяйства.
Специфика мировой торговли космическими товарами и услугами
Контроль за торговлей космическими товарами и услугами осуществляется мировым сообществом. Являясь областью стратегической, космическая деятельность в мировом масштабе осуществляется и регламентируется не только государственными органами конкретных стран [3], но и международными организациями, цель которых — исследовать космическое пространство и отдельные его элементы в мирных целях и регламентировать эти процессы. Большинство из этих организаций создано по инициативе стран ЕС (ООН, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, ЕВМЕТСАТ, МАФ). В этой связи вполне естественно членство европейских стран в этих организациях. Настораживает, однако, тот факт, что практически все организации и два основных правовых документа космического права были созданы после дебюта нашей страны в этой области (запуск КА «Луна-1» в 1959 г.).
Объединившись в крупные организации международного масштаба, ряд развитых стран мог контролировать деятельность в космическом пространстве других государств в своих целях. Под эгидой мирного освоения космического прост-
ранства внешнеторговая деятельность этими товарами в некоторых государствах была практически приостановлена. Так, во времена послевоенного противостояния СССР и США на нашу страну было наложено эмбарго на экспорт высоких технологий в СССР, а также запуск нашей страной космических аппаратов, при создании которых использовались детали американского производства или их аналоги.
В настоящее время столь радикальные меры в отношении России сведены к нулю, во всяком случае официально. В последние десятилетия отношения России и стран ЕС были переквалифицированы в сторону плодотворного взаимовыгодного сотрудничества.
Изначально данные организации были созданы с целью международного сотрудничества, но на сегодняшний день многие из них представляют собой крупные межнациональные компании, цель которых состоит в осуществлении коммерческих проектов.
Четкое разделение труда и сложность смены спецификации на рынке космических товаров и услуг. Еще одна важная особенность международной торговли на мировом рынке космических товаров и услуг является последствием специфики самого рынка. В данном случае речь идет о разделении труда на этом рынка и сложности смены специализации на этом рынке. Большая часть ранка и его торговых возможностей предоставлена «старожилам» космического рынка: США и странам ЕС.
Необходимость международного сотрудничества в этой области в рамках сложившегося МРТ. Осуществление национальной космической деятельности предполагает инвестирование в эту область деятельности крупных финансовых вложений, исчисляемых миллиардами долларов США. В сложившейся ситуации, когда финансовые ресурсы ограничены, а необходимость дальнейшего развития космического направления крайне важна не только для получения финансовой прибыли, но и для экономического роста, международная кооперация стран при осуществлении коммерческой и исследовательской космической деятельности становится не просто важной, а необходимой. Причем страна-партнер (компания или организация) для сотрудничества в области космической деятельности избирается в соответствии с установленным разделением труда на этом рынке. Это очень важно также и для тех стран, которые стремятся выйти на мировой рынок космической деятельности в перспективе.
При реализации торговых отношений ситуация такая же: специализируясь на своих наиболее конкурентоспособных направлениях, другие виды необходимых товаров и услуг странам (компаниям) необходимо приобретать у других участников космического рынка, где подобные направления развиты наиболее сильно (классическая теория Давида Риккардо). Таким образом, международное сотрудничество стимулирует торговые отношения между странами на рынке товаров и услуг космического назначения в соответствии с классическими теориями мировой торговли.
Развитие сферы услуг как один из важнейших источников финансирования космической деятельности. Развитие сферы услуг предполагает высокий
уровень развития НТП общества и видов деятельности. Кроме того, это направление является перспективным, по причине его высокой доходности от реализации подобной деятельности.
Мировая торговля космическими товарами и услугами осуществляются в форме межгосударственного сотрудничества. Как правило, соглашения о взаимодействии стран в области исследования и освоения космического пространства утверждаются на правительственном уровне, а их результатом становится реализация совместных проектов.
Примеры реализации космических проектов между Россией и странами ЕС
Основу взаимодействия России со странами ЕС в области космической деятельности представляют проекты научно-исследовательского характера. Основные данные по исследовательским проектам приведены в табл. 1.
Таблица 1
Примеры совместных исследовательских проектов России и стран ЕС в области КД
Название проекта Сущность проекта Страны — участницы проектов
1. Фундаментальные космические исследования
ВКО-УФ [4] Исследования планет, звездной, внегалактической астрофизики и космологии. Решения самых актуальных проблем астрофизики Россия, Испания, Германия, Украина
Спектр-РГ Создание обсерватории, по изучению характеристик Темного вещества и Темной энергии, открытие активных галактик и сверхмассивных черных дыр Россия, Германия*
Гамма-400 [4] Изучение космического пространства по двум направлениям [5]: исследования гамма-излучений, а также исследование темной материи Россия, Италия, США
Спектр-М Создание обсерватории «Миллиметрон» (исследования астрономических объектов во Вселенной в дальнем инфракрасном, субмиллиметровом и миллиметровом диапазонах спектра) Россия, Нидерланды, Италия, Япония, Франция, Швеция, Украина
Памела-Рим Исследование потоков античастиц (антипротонов, позитронов, легких антиядер), электронов и изотопов легких ядер в первичном космическом излучении на околоземной орбите Россия, Италия, Швеция, Германия
2. Изучение планет и малых тел Солнечной системы
Марс-Экспресс Изучение планеты Марс Россия, ЕКА
Венера-Экспресс Изучение планеты Венера (атмосфера планеты, ее динамика и химический состав) Россия ЕКА
Бепи Коломбо Изучение планеты Меркурий (запуск двух орбитальных станций для исследования) Россия, ЕКА, ДЖАК-СА
ДАН Создание нейтронного детектора для мобильного посадочного аппарата по программе НАСА «Марсианская научная лаборатория» Россия, США (НАСА)
3. Изучение Солнца, космической плазмы и солнечно-земных связей
Резонанс Изучение процессов, происходящих во внутренней магнитосфере Земли (измерении параметров околоземной плазмы, электромагнитного излучения, энергичных частиц) Россия, Франция, США, Финляндия, Украина
Окончание
Название проекта Сущность проекта Страны — участницы проектов
4. Исследования в областях космических биологии, физиологии и материаловедения
Бион-М Исследование медико-биологических аспектов пилотируемых полетов за пределы магнитосферы Земли (Создание комплекса оборудования «Бион — М») Россия, ЕС: Германия, Италия, Франция, Нидерланды, США, Япония
*В соответствии с соглашением Федерального космического агентства России и Аэрокосмического центра Германии.
Источник: Составлено автором.
Таким образом, проекты в области исследования и освоения космического пространства реализуются по нескольким основным направлениям:
— фундаментальные космические исследования;
— исследования планет малых тел Солнечной системы;
— изучение Солнца, космической плазмы и солнечно — земных связей;
— исследования в областях космических биологии, физиологии и материаловедения.
Важным направлением взаимодействия России и стран ЕС в области производственной кооперации является обмен технологиями и разработками НИОКР. Данный обмен выражается в передаче — трансфере технологий космического назначения. В качестве примера международного сотрудничества в этой области со странами ЕС можно привести взаимодействие российской сети трансфера технологий (3) [6] с европейскими релей-центрами (4): Франко-Российская технологическая сеть, RFR и Британо-российская инновационная сеть BRIN, созданные в 2003 и в 2005 гг. соответственно. Основная цель таких сетей — поиск потенциальных партнеров, обладающих необходимым технологическим потенциалом для сотрудничества. Наряду с созданием информационного пространства в виде технологических сетей, интересным может быть взаимодействие российских инновационных центров с европейскими технопарками по ряду проектов в сфере высоких технологий, в том числе и космических. Для развития технопарков в России в структуре крупных городов очень полезен европейский опыт: примером интеграции города и технопарка является София-Антиполис, сотрудничество с которым может быть интересно и перспективно для России не только как модель развития города и технопарка, но и как будущий партнер ля сотрудничества в дальнейшем. В нынешнем году (5) был подписан российско-французский меморандум о сотрудничестве российского строящегося инновационного города-спутника «Инно-полис» (6) с французским фондом «София-Антиполис». Соглашение предусматривает совместную работу двух организаций по ряду направлений, которые включают создание новых компаний, поддержку стартапов и деятельности в сфере образования [7].
Кроме того, значимым направлением для развития торговых отношений в области КД является создание совместных предприятий. Так в качестве примера, можно привести российско-французское предприятие Starsem [8]. Акции компа-
нии разделены поровну между четырьмя основными участниками: французской компанией Astrium (35%), российским космическим агентством Роскосмос (25%), Самарским космическим центром (25%) и французской компанией Arianespace (15%), которая является лидером в сегменте международных коммерческих запусков [9].
Основное направление при совместной деятельности России и Франции представляет практика запусков с космодрома Куру, расположенного во Французской Гвиане, российских ракета-носитель (РН) серии «Союз». Взаимный интерес к сотрудничеству здесь очевиден: Россия получает доступ к космодрому, расположенному практически на Экваторе и к возможности увеличения выводимой нагрузки при запуске (7). Франция, а вместе с ней и ЕКА получает РН среднего класса на самом экваторе и приобретает возможность выхода в космос со всех видов нагрузок (Вега — легкий класс, Союз — средний класс, Ариан — тяжелый класс) [11—16].
Основные проблемы на пути осуществления сотрудничества России и стран ЕС в области КД
Несомненно, осуществление космических проектов при взаимодействии России и стран ЕС взаимовыгодно и способствует развитию торговых отношений и существующих форм МЭО, а также высокотехнологичных отраслей промышленности стран, в том числе и отрасли ракетно-космической промышленности (РКП), причем не только на государственном уровне, но и на уровне бизнес единиц. Однако существует ряд проблем, существенно тормозящих взаимодействие наших стран, в космической области.
1. Низкая степень коммерциализации КД в России. При осуществлении международного сотрудничества в области реализации совместных проектов большое внимание уделяется возможности получения материальных и других выгод от реализации того или иного проекта в этой области. Примечательно, что о формировании такого понятия, как коммерциализация космических проектов, в России заговорили сравнительно недавно, в то время как в странах ЕС это направление развивалось на протяжении десятков предыдущих лет как способ конкуренции между частными космическими компаниями, а также как инструмент привлечения внебюджетных средств в эту область деятельности.
2. Отставание РКП России от мирового уровня. Следующим ключевым моментом является существенное отставание космической промышленности России, качественного и количественного уровней используемых и разрабатываемых национальных космических систем и технологий [10]. Однако национальная РКП конкурентоспособна в отношении кадрового потенциала отрасли и проведении проектов НИОКР.
3. Узкая специализация России на мировом рынке космических товаров и услуг. Как следствие внутренних российских проблем отрасли РКП, наблюдается узкая специализация Российской Федерации на мировом космическом рынке профильных товаров и услуг, как «пускового механизма РН среднего класса» в мировой космической системе в целом.
Преодоление проблем на пути взаимодействия нашей страны с ЕС в области реализации космических проектов требует решения внутренних противоречий отрасли РКП России. Особый подход в данном случае необходим при формировании институциональной среды и осуществлении кадровой политики в космической отрасли России. Наиболее перспективным направлением взаимодействия между Россией и странами ЕС на сегодняшний день видится развитие исследовательской области при изучении и освоении космического пространства. Как показывает практика, реализации проектов в космической сфере, именно эта область взаимодействия между нашими странами эффективно развивается и должна стать ведущим направлением при осуществлении совместной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Европейский союз — третий торговый партнер России после США и Китая.
(2) В соответствии с данным Соглашением странами ЕС признаются следующие: Королевство Бельгии, Королевство Дании, Федеративная республика Германия, Греческая республика, Королевство Испании, Французская республика, Ирландия, Итальянская республика, Великое герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Португальская республика, Соединенное королевство Великобритании и северной Ирландии.
(3) Российская сеть трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network, RTTN) создана в 2002 г. и объединяет более 70 российских инновационных центра (из 29 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий.
(4) (Relay centres) — сеть центров в странах ЕС, занимающихся распространением информации о мероприятиях ЕС в области науки и технологий, в первую очередь о V Рамочной программе исследований, разработок и демонстраций ЕС. Деятельность релей-центров финансируется из бюджета ЕС.
(5) 28 февраля 2013 г.
(6) Иннополис заявлен как аналог-партнер подмосковного инновационного центра «Скол-ково».
(7) Космодром Куру расположен на севере латиноамериканского континента в экваториальной области Земли, при запуске с его стартовых площадок масса выводимой полезной нагрузки может быть увеличена при неизменном объеме топлива КА за счет того, что линейная скорость вращения Земли на экваторе выше, чем в остальных районах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/trade_relation/facts_figures/index_ru.htm
[2] URL: http://www.nsf.gov/statistics/
[3] Шкваря Л.В., Селезнева Н.А. Анализ нормативно-правовой базы как основы космической деятельности США // Экономическое развитие в посткризисном периоде: проблемы и перспективы. — М.: Экон-Информ, 2012. — С. 209—214.
[4] Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.
[5] Левченко Е. // Новости космонавтики. — 2011. — Т. 21. — № 8(343).
[6] URL: http://www.rttn.ru/ Официальный сайт Российской сети трансфера технологий.
[7] URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/
[8] URL: http://www.starsem.com/starsem/starsem.html
[9] URL: http://www.astrium.eads.net/
[10] Аналитический отчет «Стратегические направления и приоритетные области развития для кластера «Космические технологии и телекоммуникации» Фонда «Сколково». — М., 2012.
[11] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского союза от 1 декабря 1997 г.
[12] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 26 ноября 1996 г. и Протокол к Соглашению 12.01.1999 г. о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
[13] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством от 11 февраля 2003 г. о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
[14] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 7 ноября 2003 г. о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре.
[15] Соглашение между Федеральным космическим агентством и Европейским космическим агентством от 19 января 2005 г. о долгосрочном сотрудничестве и партнерстве в области разработки, создания и использования ракет-носителей.
[16] Соглашение между Федеральным космическим агентством и Национальным центром космических исследований Французской Республики от 26 февраля 2007 г. о правилах и мерах безопасности, режима и охраны технологий при осуществлении деятельности, связанной с созданием и использованием системы запуска «Союз» в Гвианском космическом центре.
LITERATURA
[1] URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/trade_relation/facts_figures/index_ru.htm
[2] URL: http://www.nsf.gov/statistics/
[3] Shkvaya L.V., Selezneva N.A. Analiz normativno-provovoy bazy kak osnovy kosmicheskoy deyatelnosty SCHA // Ekonomicheskoe razvitie v postkizisnom periode: problemy y perspek-tivy. — M.: Ekon-Inform. 2012. — S. 209—214.
[4] Federalnaya kosmicheskaya programma Rossii na 2006—2015.
[5] Levchenko E. // Novosty kosmonavtiki. — 2011. — № 8 (343). — T. 21.
[6] URL: http://www.rttn.ru/
[7] URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/
[8] URL: http://www.starsem.com/starsem/starsem.html
[9] URL: http://www.astrium.eads.net/
[10] Strategicheskie napravleniya i prioretetnye oblasti rasvitiya dlya klastera «Kosmicheskie tehno-logii i telekomunikatsii» Fonda «Skolkovo». — M., 2012.
[11] Soglashenie о partnerstve i sotrudnichestve mezhdy Rossiiskoy Federatsiey i stranami Evropei-skogo Soyza ot 1 dekabrya 1997.
[12] Soglashenie mezhdy Pravitelstvom Rossiiskoy Federatsiey i Pravitelstvom Frantsuzskoy Res-publiki ot 26 noyabrya 1996 i Protokol k Soglashenyu 12.01.1999 o sotrudnichestve v oblasti issledovaniya i ispolzovaniya kosmicheskogo prostranstva v mirnyh tselyah.
[13] Soglashenie mezhdy Pravitelstvom Rossiiskoy Federatsiey i Evropeiskim kosmicheskim agentstvom ot 11 fevralya 2003 o sotrudnichestve i partnerstve v issledovanii i ispolzovanii kosmicheskogo prostranstva v mirnyh tselyah.
[14] Soglashenie mezhdy Pravitelstvom Rossiiskoy Federatsiey i Pravitelstvom Frantsuzskoy Respubliki ot 7 noyabrya 2003 o dolgosrochnom sotrudnichestve v oblasti razrabotki, sozda-niya i ispolzovaniya rakety-nositelya «Soyuz-ST» v Gvianskom kosmicheskhom tsentre.
[15] Soglashenie mezhdy Pravitelstvom Rossiiskoy Federatsiey i Evropeiskim kosmicheskim agentstvom ot 19 yanvarya 2005 o dolgosrochnom sotrudnichestve v oblasti razrabotki, sozda-niya i ispolzovaniya rakety-nositeley.
[16] Soglashenie mezhdy Federalnym kosmicheskim agentstvom ikdfkg Natsionalnym tsentrom kosmicheskikh issledovaniy Frantsuzskoy Respubliki ot 26 fevralya 2007 o pravilakh i merakh bezopasnosti, rezhima i okhrany tekhnologii pri osushtvlenii deyatelnosti, svyazannoy s sozda-niem i ispolzovaniem sistemy zapyuska «Soyuz» v Gvianskom kosmicheskhom tsentre.
RUSSIA AND THE EU COUNTRIES TRADE RELATIONS SPECIFICITY IN AND AROUND EXCHANGE OF HIGH-TECHNOLOGY PRODUCTS (BY EXAMPLE THE SPACE INDUSTRY): THE MAIN PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS
M.V. Fomkina
People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is concerned to trade relations specificity between Russia and the EU countries in and around exchange of high-technology products, by example the space industry in point of view of the current legislation. The current situation in trade relations between the European Union and the Russian Federation is characterized. Arguments for the possibility of considering the space industry as a key high-tech is given. The specificity of international trade in goods and services for space purposes is revealed. The examples of the implementation of space projects between Russia and the EU is considered. The main problems in the implementation of future cooperation between the EU and Russia in space projects and the ways of their possible solutions is sorted out.
Key words: high-tech complex of economy, knowledge economy, post-industrial way, space activity, international trade.