Научная статья на тему 'Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы'

Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камахина Р. С.

Посвящена технологии обучения в сельской малокомплектной школе, отвечающей требованиям ценностного подхода и соответствующей положениям индивидуализации обучения, а именно тех-нологии продуктивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камахина Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF TEACHING METHODS IN SMALL SCHOOLS IN THE VILLAGE

The article is devoted to teaching methods in small schools in the village, which must response to the re-quirements of valuable approach and correspond to regulations of individualized teaching, especially pro-ductive methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №2(13)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.3:37.018.523

СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

© Р.С.Камахина

Посвящена технологии обучения в сельской малокомплектной школе, отвечающей требованиям ценностного подхода и соответствующей положениям индивидуализации обучения, а именно технологии продуктивного обучения.

В настоящее время актуальным является вопрос о специфике технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы, хотя определенные наработки в этой области имеются.

Дидактами предложено достаточно много видов технологий обучения, авторы которых придерживаются определенных целевых установок. Как считает Д.Г.Левитес, специфика предлагаемой педагогической технологии обусловлена взглядами исследователя на стратегию развития, и в зависимости от этого предлагается определенный проект управления учебной деятельностью школьников. Именно в связи с этим автор предлагал разбить все наиболее признанные образовательные технологии на две группы: предметно-ориентированные (рационалистические) и личностно-ориентированные. В первом случае по своей стратегии технологии направлены на как можно более качественное усвоение учащимися академических знаний (традиционноконсервативное направление). Вторая группа включает технологии, которые в планируемых результатах направлены на развитие, саморазвитие и самореализацию личности ученика через создание альтернативных форм обучения.

С учетом принятых в сегодняшней школе ориентиров на гуманизацию образования, среди которых сегодня наиболее предпочтительны личностно-ориентированные технологии,

Д.Г.Левитес выделяет технологию модульного обучения (М.А.Чошанов); технологию обучения как учебного исследования (В .А. Бухвалов); технологию коллективной мыследеятельности (В.Д.Беликовский, К.Я.Вазина, Ю.Н.Петров) и

др. [3].

Какой же должна быть технология обучения в малокомплектной сельской школе, отвечающая ценностям гуманистической ориентации, учитывающая специфические особенности урока в малокомплектной школе и соответствующая положениям стратегии индивидуализации обучения?

На наш взгляд, концептуально созвучной стратегии индивидуализации обучения учащихся в малокомплектной сельской школе является технология продуктивного обучения (М.И.Башмаков, И.Бем, М.Вертгеймер, М.А.Холодная, Й.Шнайдер и др.) [1]. Суть продуктивного обучения может быть выражена в совокупности следующих положений:

- продуктивное обучение нацелено на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личный рост и индивидуальное развитие, межличностных навыков, самоопределение участников;

- РЬ - образовательный процесс, реализуемый с помощью индивидуальных маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с четко определенными результатами, продуктивно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях.

Методология РЬ предполагает:

- рост роли участника в формировании, реализации и оценке своего образовательного маршрута в кооперации с другими участниками;

- связи "школа - предприятие", "школа - социум", "школа - реальная жизнь", реализующие РЬ в качестве открытой и гибкой системы;

- изменение роли педагога как советчика;

- создание подходящей образовательной среды, включая доступ к новым информационным технологиям [6, С.11].

Приведенные характеристики импонируют нам тем, что они органичны в некоторых главных моментах специфике образовательной среды сельской школы. Среди них нужно выделить следующее:

1. В рамках намеченной технологии основная ставка должна делаться на индивидуальное развитие ученика, его самоопределение, на намерение продумать "индивидуальный образовательный маршрут" каждого учащегося.

* "Productive Learning" - продуктивное обучение

2. Особое внимание должно быть уделено продуктивному характеру обучения, приобретению учащимися практических навыков, стремлению обнаруживать уже в школьном возрасте свою практическую умелость и полезность, способностей к продуктивному поведению в жизненных ситуациях.

3. Ориентация обучения на достижение заранее определенных результатов в освоении намеченной учебной программы.

4. Наличие в РЬ четких установок на соучастие ученика в формировании его индивидуального образовательного маршрута: формирование навыков самооценки, способностей к самостоятельной работе, инициативности и т.п.

5. Постановка перед педагогом задач по выбору ценностной позиции "друга и советчика" своих учеников, отказа от идеологии жесткого управления учебно-познавательной деятельностью детей.

6. Стремление обеспечить доступ учащимся к знаниям с применением новых информационных технологий.

Представляется достаточно ценным и заслуживающим внимания стремление авторов концепции и технологии продуктивного обучения обеспечить в образовательном процессе возможность каждому учащемуся для формирования "персонального познавательного стиля", опираясь на ментальный опыт личности. Эту позицию глубоко и всесторонне обосновывает М.А.Холодная [6, С.12-16]. Как отмечает автор, в формировании персонального познавательного стиля необходимо опираться на следующие основные требования:

1. Создание условий для актуализации личных познавательных стилей ребенка.

2. Обогащение стилевых характеристик его интеллектуального поведения за счет:

- освоения полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения (схема 1).

Схема 1

Иерархия индивидуальных познавательных стилей Персональный познавательный стиль +

Эпистемологический стиль

* '

Стили постановки и решения проблем

- мобильности стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных потребностей и требований проблемной ситуации);

- взаимодействия разных познавательных стилей [6, С.15-16].

Автор подчеркивает, что в условиях школьного обучения очень важно "выстроить индивидуальную образовательную траекторию, нацеленную на формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля" [6, С.16].

По мнению М.А.Холодной, весьма перспективно для решения поставленной задачи определенным образом организовать учебное содержание, что предполагает наличие школьных учебников принципиально нового типа, позволяющих каждому ребенку выбрать свою особую линию обучения при работе с соответствующими учебными текстами и создающих предпосылки для постепенного выстраивания персональных познавательных стилей учащихся [6, С.16].

Оценивая возможность применения данной технологии в сельской школе, хочется отметить, что, несмотря на рекомендации авторов о ее возрастных пределах (не моложе 10-14 лет), этот возрастной барьер можно и снизить, так как ориентацию личности на самореализацию, самоопределение, творческое развитие следует усиливать и в начальной школе.

Обобщая представленные идеи продуктивного обучения, мы предлагаем выделить в них то ядро, которое может стать "катализатором" функционирования дидактического процесса в сельской школе с учетом стратегии индивидуального развития личности и послужит концептуальной основой ее технологии:

1. В сельской малокомплектной школе упор следует делать на обеспечение каждому ученику "индивидуального образовательного маршрута", стремясь создать индивидуальные образовательные программы, что в конечном итоге делает возможным формирование "персонального познавательного стиля ученика".

2. Для сельской школы весьма характерной чертой выступает ярко выраженный практически ориентированный подход к обучению (трудовой компонент; близость к земле, природе), что говорит о необходимости создавать в учебном процессе условия самореализации учащихся в практической деятельности.

3. Современная технология обучения в сельской школе должна соответствовать требованиям гуманистической парадигмы, что предполагает создание определенного стиля и типа взаимодей-

Р.С.КАМАХИНА

ствия между педагогом и учащимся, что сопровождается некоторыми особенностями:

- включение специальных условий соучастия ученика в формировании "индивидуального образовательного маршрута" (учет его индивидуальных способностей и желаний; формирование активно-сознательного отношения к учению и выбору образовательных программ и др.);

- формирование стилевого поведения учителя сельской школы как учителя-"советчика", учите-ля-"консультанта", учителя-"старшего друга";

- большое внимание в обучении к духовноэмоциональной сфере ученика.

4. Функционирование учебного процесса в сельской школе носит характер открытой системы с живыми, неформальными связями с социумом, с его реальной жизнью (отражение в учебном процессе ближайшей производственной инфраструктуры; экологическая направленность и др.).

5. Использование в учебном процессе сельской школы современных дидактических средств, включая НИТ.

6. Управляемость и высокая образовательная эффективность работы учителя с учащимися связывается нами в сельской школе с внедрением технологического подхода в организацию учебного процесса.

При определении сущности понятия "технологический подход в обучении" мы исходим из синтеза его интерпретации в различных трактовках. Само понятие "технологический подход в обучении" в современной науке становится довольно популярным в качестве объекта дискуссий.

Одним из первых дает определение сущности понятия "технологический подход" в педагогическом смысле М.В.Кларин, который связывает его с разработкой определенной схемы алгоритма построения отдельного обучающего цикла, включающего совокупность всех необходимых компонентов (цель обучения, способ действия и достигаемый результат обучения). На основе данного алгоритма и происходит процедурное воплощение этих компонентов в виде такой системы действий, которая в конечном счете, позволяет добиться достижения запланированных стандартизованных результатов [2, С.120]. С внедрением технологического подхода исследователи-педагоги связывают перспективы значительного повышения степени управляемости учебнопознавательной деятельности учащихся по показателям качества их образовательного уровня.

Главным направлением внедрения технологического подхода является поиск самих педагогических технологий, выступающих ориентиро-

вочной основой и механизмом отлаженного взаимодействия учителя и учащихся, что должно помочь в достижении по возможности полного усвоения намеченного объема учебного материала.

Определяя понятие "технологический подход в обучении", Н.М.Мочалова предлагает в качестве основы управления обучением школьников "упорядоченный набор стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обладающий универсальностью по отношению к определенному типу содержания учебного материала и учащемуся с определенным набором учебных характеристик и обеспечивающий получение результата, на который ориентирована данная технология" [4, С.9], т.е. при применении технологического подхода важное значение имеют поиск и обоснование своеобразного алгоритма взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя, имеющий завершенный характер.

Наиболее четко, на наш взгляд, такой алгоритм описывает Г.К.Селевко, представляя его как совокупность следующих компонентов:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения (общие и конкретные);

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса [5, С.17].

Как считает исследователь, на основе такого

алгоритма можно выстроить саму модель управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Если исходить из такого представления, основным признаком технологического подхода выступает наличие некоторого воспроизводимого обучающего цикла, а также создание подвижного технологического инварианта. Мы попытались разработать в схематическом виде технологический инвариант обучающего цикла в сельской школе, считая, что он состоит из следующих пунктов:

1. Цель - интенсификация учебно-воспитательного процесса в сельской школе на основе личностно-ориентированной индивидуализированной технологии обучения в процессе преподавания учебных предметов (на примере преподавания биологии, географии, экологии).

2. Проведение диагностики индивидуальных возможностей и способностей, состояния здоровья школьников.

3. Постановка системы дидактических задач на определенный период.

4. Обоснование содержания учебного предмета, подбор учебно-методического инструментария: разработка учебников, пособий, хрестоматий, дополнительной литературы, видео-прог-раммных средств.

5. Разработка оптимального варианта расписания преподавания предмета в соотнесении с другими для исключения перегрузок.

6. Определение организационных форм обучения, их распределение в цикле в соответствии с целью и дидактическими задачами.

7. Подбор комплекса развивающих дидактических материалов (занимательный материал, учебные дискуссии, дидактические игры).

8. Разработка конкретных микротехнологий (форм, методов, приемов обучения, системы упражнений).

9. Система контроля.

10. Система методических разработок уроков.

Каждый из перечисленных пунктов имеет специфическое содержание с учетом всех перечисленных выше характеристик учебного процесса в сельской школе (малочисленность классов; формирование индивидуальных образовательных программ; использование специфических форм организации, а также методов, приемов, форм контроля и учета знаний).

С учетом изученного опыта в области применения эффективных технологий обучения, про-

веденного теоретического анализа можно выделить следующие дидактические условия реализации технологического подхода в обучении школьников в сельской малокомплектной школе:

• проведение индивидуального мониторинга успешности обучения учащихся;

• оказание индивидуализированной педагогической помощи в освоении основных образовательных программ;

• создание индивидуальных обучающих программ;

• поэтапный характер индивидуализации обучения;

• применение индивидуализированных

средств обучения;

• направленность на формирование персонального познавательного стиля сельского

школьника.

1. Башмаков М.И. Что такое продуктивное обучение // Школьные технологии. 2000. №4. С.4-11.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процесса: Анализ зарубежного опыта. М., 1980.

3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.; Воронеж, 1998.

4. Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. Казань, 1997.

5. Пензулаева Л.И. Малочисленная школа: Физическое воспитание: Книга для учителя. М., 2000.

6. Холодная М.А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одного из направлений индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2000. №4. С.12-16.

THE SPECIFIC FEATURES OF TEACHING METHODS IN SMALL SCHOOLS IN THE VILLAGE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R.S.Kamakhina

The article is devoted to teaching methods in small schools in the village, which must response to the requirements of valuable approach and correspond to regulations of individualized teaching, especially productive methods of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.