23 00 02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 23 00 02 POLITICAL INSTITUTES, PROCESSES AND TECHNOLOGIES
УДК 378+3 КСМ 4 ББК 66.75 (2Т)
СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ
THE SPECIFICITY OF STUDENT YOUTH OF TAJIKISTAN REPUBLIC UNDER INDEPENDENCE
Тураева Зухро Юнусовна,
к. п.н., доцент кафедры политологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода ( Таджикистан, Душанбе)
Turayeva Zukhro Yunusovna,
candidate of political sciences, Associate Professor of the politology department under the Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulugzoda (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: Специфика самосознания, самопознание, формирование патриотического сознания, социальная справедливость, будущие специалисты, развитие гражданского общества, радикализация молодежи
В статье рассмотрены специфические особенности студенческой молодежи, её отношение к предшествующему культурному опыту и изложены идеи формирования новых культурных традиций. Важную роль в формировании нового социального типа играет образование, т.к. вуз прививает студенту определенную культуру труда. Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в Таджикистане, проблема занятости молодежи не теряет остроты: трудоустраиваются лишь 30% выпускников вузов, безработными оказываются даже выпускники престижных вузов. При поступлении на работу по специальности они не владеют современными способами деятельности на производстве. Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в компании; благодаря вузу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Работающий студент - новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества.
Key words: specificity of self-consciousness, self-cognition, formation ofpatriotic consciousness, social justice, future specialists, development of civil society, radicalization of youth
The article dwells on the specific peculiarities of student youth, its attitude towards the premature cultural experience; the ideas of the formation of new cultural traditions being expounded as well. Education plays an important role in the formation of a new social type as the higher school imbues a student with a certain labour culture. In spite of annual decrease of
- 180 -
Turayeva Z. Y. The Specificity of Student Youth of Tajikistan Republic under Independence
unemployment in Tajikistan the problem of youth's employment hasn't been losing its acuteness: only 30% of post-graduates find respective job and even those who graduate prestigious higher educational establishments confront unemployment. When they find themselves at the job connected with the speciality obtained they turn out to be helpless when dealing with modern methods of activities. Today's students are tomorrow's experts, they will adapt themselves at the first place of work imbibing values, norms, behavior samples accepted in the company; due to higher school an individual will already master a certain culture of labour.
A working student is a new social type possessing a high labour motivation, completely adapted to modern conditions of market economy development, an active subject of our society transformation.
Как показывают наблюдения, в последние годы отношение граждан республики к тому, что студенты успевают совмещать работу с учебой, сильно изменилось. Большинство позитивно относится к тому, что студенты вузов сочетают учёбу с работой. Однако существуют и другие мнения. По нашему мнению, основной плюс от совмещения учёбы и работы состоит в том, что овладение навыками производственной деятельности позволяет студенту обеспечивать себя материально. Немаловажно и то, что приобретается опыт работы. Труд - хорошая школа жизни, кроме того, студенты больше заняты делом, а не «бессмысленным времяпрепровождением, а после окончания учёбы им легче устроиться на работу. Те, кто отрицательно относится к совмещению учёбы и работы, аргументируют свою позицию тем, что у студента мало времени остаётся на учёбу, отсюда и недостаточный уровень знаний; учёба - это главное, а работа от неё отвлекает; кроме того, такая нагрузка вредит здоровью, да и «успеют ещё наработаться».
Подавляющее большинство граждан считают, что в основном студенты совмещают учёбу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения. Определенная часть граждан имеет точку зрения, что главная причина «двойной занятости» кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии.
Мы полагаем, что работающий студент - новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Важную роль в формировании нового социального типа играет образование. Согласно точке зрения П. Бурде, именно высшее образование является основным институтом воспроизводства, понимаемого в узком смысле, а именно как передача, переработка и усвоение тех ценностей - элементов символического капитала - которые помогают индивиду достичь лучшего положения в обществе и таким образом получить доступ к ресурсам, благам.
Согласно статистическим данным, до приобретения государственной независимости в Таджикистане для подготовки специалистов с высшим образованием имелось всего 13 высших профессиональных учебных заведений, в том числе 1 университет и 12 институтов, в них готовились специалисты всего по 82 специальностям. В настоящее время их число составляет 38 высших профессиональных учебных заведений, где готовят специалистов по 300 специальностям. Общее количество студентов в вузах составляет более 156 тысяч, ежегодно вузы страны заканчивают более 30 тысяч студентов [2, с. 233-236].
Сегодня молодежь свободно высказывается о таких понятиях, как самосознание, самопознание и национальный менталитет, что можно оценить как факт формирования патриотического сознания и самопознания созидательного поколения страны. В течение четверти века Таджикистан развивается как независимое суверенное государство. Говоря
- 181 -
Тураева З.Ю. Специфика студенческой молодежи Республики Таджикистан в условиях независимости
другими словами, вузы транслируют те или иные нормы и ценности, формируют аспекты культуры труда среди студентов - будущих специалистов. По сути, обучение в вузе уже во многом рассчитано на автономную, взрослую личность. Получение высшего образования -это приобретение и профессиональных знаний, и навыков учиться, т.е. вуз приучает студента к труду, прививает определенную культуру труда. В каждом вузе, на каждом факультете и кафедре существует свой набор приемлемых и неприемлемых стратегий поведения, информация о которых передается по неформальным каналам.
Часто важную роль играет основа обучения (бюджетная или коммерческая), степень коррумпированности образовательных учреждений. Платная форма может "развратить" студента, т.к. лишает его стимулов к учебе (сессию можно пересдать неоднократно, значительно снижаются шансы быть исключенным, стипендии нет в любом случае, независимо от экзаменационных оценок). Взяточничество, в свою очередь, однозначно способствует формированию патологической культуры труда будущего специалиста, т.к. позволяет получать желаемое (в данном случае - хорошие оценки) без усилий. Студент не приобретает привычки трудиться.
Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбрать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист - благодаря вузу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные вузы транслируют своим выпускникам разную культуру труда. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, вузам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников. Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в Таджикистане, проблема занятости молодежи не теряет остроты: десятки тысяч молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 30% выпускников вузов. Данные социологических опросов свидетельствуют, что безработными оказываются даже выпускники престижных вузов. В случае поступления на работу по специальности они не владеют современными эффективными способами деятельности на производстве.
Как известно, наш рынок труда перенасыщен экономистами, юристами и менеджерами, которым с большим трудом удаётся устроиться на работу по профессии, в то время как наиболее востребованы инженерные и рабочие специальности. Не находя работу на Родине, большая часть выпускников вузов выезжает на заработки в Российскую Федерацию и там работает в основном строителями, дворниками и другими чернорабочими.
Важнейшим направлением занятости студентов вузов современного Таджикистана является их участие в подготовке и проведении общегосударственных праздников и памятных дат. Ежегодно 9 сентября страна отмечает День государственной независимости. Почти во всех вузах страны студенты в мае мобилизуются в массовом порядке вместе с преподавателями на подготовительные мероприятия. За последние десять лет были
- 182 -
Turayeva Z. Y. The Specificity of Student Youth of Tajikistan Republic under Independence
праздничные мероприятия, посвященные 10-летию, 15-летию, 20-летию государственной независимости страны.
Во время подготовки всех этих мероприятий студенты по четыре месяца вместо того, чтобы заниматься и овладевать знаниями по будущей профессии, маршируют на специальных площадях с раннего утра до вечера. Во время подготовительного периода в учебных аудиториях число мобилизованных студентов в некоторых академических группах достигает 50 процентов. Администрациями факультетов составляются списки студентов, задействованных в подготовительных мероприятиях по случаю праздника. Преподавателям даются устные указания не отмечать пропуски студентов, фамилии которых внесены в списки. Эти студенты не принимают участия в зачетной экзаменационной сессии. Их зачетные книжки собирают, и они хранятся у деканов факультета или их заместителей. Только в начале нового учебного года деканы факультетов или эдвайзеры учебных отделов подходят к преподавателям и делают распоряжение, чтобы они ставили в зачетных книжках оценки за зачеты и экзамены.
Как было отмечено, ежегодно 9 сентября отмечается День государственной независимости. В первую неделю нового учебного года студенты обычно заняты на мероприятиях, которые готовятся по случаю празднования годовщины Дня независимости.
С приданием Наврузу статуса международного праздника уже третий год подряд в стране проводятся большие праздничные торжества, в которых задействованы студенты высших учебных заведений. К подготовке этого праздника также привлекается большинство студентов. К подготовке всех вышеназванных праздничных дат студенты привлекаются в добровольно-принудительной форме.
Более 90 процентов студентов высших учебных заведений являются членами Союза молодежи Таджикистана. Союз молодежи Таджикистана имеет первичные ячейки во всех вузах страны. Эти первичные ячейки организуют и проводят мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание студентов, проводят различные культурно-массовые мероприятия. Большинство студентов высших учебных заведений активно участвует в этих мероприятиях.
В советское время комсомольские организации функционировали во всех вузах республики. Комсомол в то время считался школой закалки молодежи. Все будущие руководители проходили через его школу. Летом, после того как студенты сдавали экзамены и должны были уходить на каникулы, комсомольские организации создавали студенческие строительные отряды и направляли их на ударные стройки, сельхозработы и другие важные объекты народного хозяйства. Проходя школу студенческих отрядов, с одной стороны, студенты зарабатывали необходимые денежные средства на покупку одежды и учебных принадлежностей. С другой стороны, студенты знакомились с тем, как зарабатываются тяжелым и честным трудом деньги рабочими и работниками сельскохозяйственной отрасли. После окончания вузов они с уважением относились к людям труда, по-настоящему ценили их нелегкий труд [2, с. 235-238].
Сейчас наблюдается практика, когда в некоторых вузах страны во время учебных занятий администрацией студенты снимаются с занятий и в течение 1-2 месяцев систематически занимаются уборкой территории, благоустройством улиц и площадей городов, посадкой саженцев деревьев. Безусловно, отрыв студентов от занятий негативно влияет на успеваемость и подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства.
- 183 -
Тураева З.Ю. Специфика студенческой молодежи Республики Таджикистан в условиях независимости
Неоспорим тот факт, что локомотивом демократизации любого государства является молодежь, и первую очередь студенты вузов. После приобретения государственной независимости руководство Республики Таджикистан взяло курс на создание правового демократического общества [3, с. 233-236].
Важным элементом демократического общества считается формирование и развитие гражданского общества. Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия в стране начали создаваться неправительственные организации (НПО). В последней редакции Закона «Об общественных объединениях» НПО называется общественной организацией. На сегодняшний день, по данным Министерства юстиции, в стране успешно функционируют более 2500 общественных организаций. Студенты вузов республики имеют самостоятельные общественные организации. Часть студентов после занятий работает сотрудниками в общественных организациях или выполняют работу бесплатно, т.е. на волонтерской основе. В общественных организациях многие студенты работают полевыми работниками, социальными работниками и аутричработниками. Студенты выполняют очень большую и необходимую работу по профилактике чумы ХХ века, т.е. по профилактике ВИЧ/СПИДа, болезней, передающихся половым путем, профилактике туберкулеза. Силами студентов - волонтеров в общественных организациях созданы театральные группы, которые готовят спектакли по профилактике вышеназванных болезней и показывают их молодежи, населению сельской местности [3, с. 235-238].
Одной из насущных проблем республики является безработица. Многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности и вынуждены выезжать в Россию на заработки. Часть из них попадает в сети криминальных групп и становится рабами. Другая часть из-за неграмотности, незнания законодательство РФ подвергается дискриминации, вымогательству со стороны недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Для повышения правовой грамотности потенциальных трудовых мигрантов студенты вузов - волонтеры общественных организаций - проводят для них информационные минисессии, распространяют в аэропортах и на железнодорожных вокзалах информационные листовки и буклеты, предоставляют правовые консультации.
Каждый год студенты - волонтеры организуют и проводят международные дни, посвященные трудовым мигрантам, Всемирный день защиты детей, День людей с ограниченными возможностями, Международный день борьбы с ВИЧ/СПИДом, День борьбы с туберкулезом и другие. Тем самим студенты, работающие сотрудниками общественных организаций или волонтерами, способствуют формированию и развитию гражданского общества в Республике Таджикистан.
Одной из важнейших сфер, в которой заняты все возрастные категории граждан, является спорт. Сегодня большинство молодых спортсменов, так или иначе, являются учащимися высших учебных заведений. Поэтому во всем мире очень развит студенческий спорт. На мировом уровне проводятся международные универсиады - своеобразные чемпионаты мира среди студентов вузов [2, с.235-238].
Многие известные спортивные клубы в свое время начинали со студенческих команд. В советское время университетские команды были одними из сильнейших. Тогда, как вспоминают некоторые спортсмены, соревнования между вузами проходили азартнее, чем «республика». А все потому, что в университетах и институтах учились лучшие спортсмены. Во всем мире большое внимание уделяется студенческому спорту, поэтому он успешно развивается. Но в Таджикистане уделяется мало внимания студенческому
- 184 -
Turayeva Z. Y. The Specificity of Student Youth of Tajikistan Republic under Independence
спорту. Некоторые авторитетные спортивные специалисты считают, что причиной этого является то, что в Министерстве образования упразднена профильная структура.
В Министерстве образования было упразднено управление физическим воспитанием со штатом спортивных специалистов. Данный шаг мотивируют тем, что в спортивных школах занимаются по 200-300 человек, а ребят, которые должны посещать занятия по физической культуре - тысячи. Внеклассные занятия по физкультуре убрали, в общеобразовательных школах физкультуру преподают неспециалисты. В городах и районах не созданы структуры для контроля над учреждениями физической культуры. По этой причине ушли в прошлое спартакиады в школах и вузах. Вопрос о возобновлении деятельности этой профильной структуры поднимался на встрече президента со спортсменами в конце прошлого года. В этом управлении работали хорошие специалисты, которые проверяли уровень квалификации преподавателей физкультуры, контролировали количество и качество занятий по физической подготовке, проводили школьные и студенческие спартакиады. Когда провели реформу и упразднили управление, стало не хватать работников для должного контроля физической подготовки в стране.
Периодичность межвузовских спартакиад зависит от Государственной программы развития физкультуры Министерства образования Республики Таджикистан. Программа составляется совместно с Минобразования, Комитетом по делам молодежи, спорта и туризма и Национальным олимпийским комитетом республики. Не на должном уровне находится ситуация со спортивной подготовкой в вузах. Финансирование студенческих команд проходит за счет вузов. Государственная поддержка оказывается только при организации спартакиад или других спортивных мероприятий. Иногда преподавателям кафедры физвоспитания университеты оплачивают подготовку сборных.
Спортивные секции являются опорой вузов. В подавляющем большинстве случаев студенты проводят тренировки в спортивных секциях. Получается, что студенческий спорт выживает и за счет этих школ. Что касается спортивной базы университетов, то у многих ее состояние плачевное. У Российско-Таджикского (Славянского) университета, Кулябского, Кургантюбинского и некоторых других базы как таковой вообще нет. Как считают работники университетов, ситуация со студенческим спортом меняется в худшую сторону. Старое и еще сильное поколение уже заканчивает учебу в университетах, а на смену ему приходят ребята со слабой спортивной подготовкой. Наряду с участием в спортивных секциях и вузовских, городских, областных, республиканских и международных соревнованиях, большая часть студентов посещает спортивные соревнования на стадионах в качестве болельщиков. Больше всего они посещают футбольные матчи чемпионата Таджикистана, команд мастеров высшей и первой лиги. В последнее время особую популярность у студентов высших учебных заведений приобретает минифутбол. После футбола студенты в массовом порядке занимаются в секциях борьбой, особенно такими ее видами, как дзюдо, самбо, вольная борьба, кураш, рукопашный бой. Заново открываются спортивные секции по баскетболу, волейболу, гандболу, настольному и большому теннису, плаванию и т.д. Принимая участие в спортивных соревнованиях в качестве спортсменов, студенты оценивают собственное выступление и выступления своих соперников. В качестве болельщиков студенты дают оценку выступлений непосредственных участников соревнований. За последние 2 года таджикские спортсмены, участвуя в 152 международных соревнованиях, завоевали 730 медалей, в том числе 210 золотых, 208 серебряных и 312 бронзовых.
- 185 -
Тураева З.Ю. Специфика студенческой молодежи Республики Таджикистан в условиях независимости
В этот период спортсмены Таджикистана 19 раз завоевывали звание чемпионов мира, 70 раз - чемпионов азиатских турниров, в 64 мировых и 156 азиатских турнирах становились призерами [2, с. 235-238].
Необходимо напомнить, что спортсмены Таджикистана за 70 лет Советского периода на первенствах Советского Союза, Европы и мира завоевали всего 113 медалей, только 10 спортсменов Таджикистана были удостоены звания чемпиона мира.
В последние годы вследствие тотальной безработицы, влияния зарубежных экстремистских движений и течений, просмотра молодежью и студентами высших учебных заведений художественных фильмов о боевиках отмечается некоторый рост радикализации молодежи в Республике Таджикистан. Будущие выпускники высших учебных заведений должны иметь возможность получить достойную работу в соответствии со своим индивидуальным человеческим капиталом. Действительно, общество должно быть в состоянии предоставить молодежи адекватные и равные возможности для того, чтобы найти подходящую работу в соответствии с их возможностями и навыками. Отсутствие таких возможностей повышает риск радикализации молодого поколения и провоцирует нестабильность.
Мы полагаем, что такие факторы, как поощрение социальной справедливости и равенства доходов у студентов - будущих специалистов с высшим образованием, развитие гражданского общества и семьи, в частности повышение роли женщин, имеют важное значение для обеспечения стабильности. Такая работа делает упор на роль занятости в предотвращении так называемой «радикализации молодежи». Она также подчеркивает важность свободы вероисповедания и адекватных возможностей для религиозного образования в стране по отношению к студенческой молодежи, так как такие меры могли бы смягчить предполагаемую религиозную радикализацию молодежи.
Как показывает опыт развитых стран, когда большая когорта молодежи эффективно вовлечена в экономическую и политическую жизнь общества, это является его преимуществом, но пренебрежение к молодёжи и её дискриминация могут стать источником волнений и протеста в условиях политической нестабильности.
Список использованной литературы:
1. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука,1991. - 315 с.
2. Статистический сборник сферы образования Республики Таджикистан. -Душанбе, 2014. -320 с.
3. Тураева, З.Ю. Студенческая молодежь как субъект политического процесса / З.Ю.Тураева. -Душанбе: Дониш, 2009. - 122 с.
Reference Literature:
1. Islam: Encyclopaedic Dictionary. -M.: Science, 1991. - 315pp.
2. Statistical Collection Pertaining to Educational Sphere of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2014. - 320 pp.
3. Turayeva Z.Yu. Student Youth as a Subject of Political Process // Z. Yu. Turayeva. - Dushanbe: Knowledge, 2009. - 122 pp.
- 186 -