УДК 159.9
СПЕЦИФИКА СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СУБЪЕКТНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТА ССУЗ И ВУЗ КАК СУБЪЕКТА
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.ВХусаинова
Статья посвящена проблеме изучения адаптивности студентов как субъектов жизнедеятельности. Показывается специфика проявления структурно-динамических характеристик субъектной адаптивности. Анализ осуществляется через категорию субъектность, которая в дальнейшем конкретизируется через понятие «субъектная адаптивность ».
Ключевые слова: субъектность, адаптивность, адаптивность «восходящего равновесия», креативность, автономность, самостоятельность, самореализация.
Если человек есть субъект своей жизни, то он свободен в тех выборах, в которых принимает решения самостоятельно, ответственно относится к личностному росту и саморазвитию, достигая адаптивности «восходящего равновесия».
Категория субъекта является одной из центральных в философии, особенно в онтологии и антропологии. Человек рассматривается как часть бытия, одновременно выступающий субъектом и объектом преобразований. Аристотель, Р.Декарт, И.Кант, Г.Гегель, Н.А.Бердяев представляли человека активным и свободным субъектом познаваемого сверхчувственного мира, подчеркивали творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, видели конечную задачу в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании и усовершенствовании природы.
В психологии основы субъектного подхода были заложены С.Л.Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию. Исследования С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульхановой, В.А.Петровского,
М.С.Когана, В.И.Степанского, А.К.Осницкого и др. сосредоточены на изучении активности, объединяющей в себе возможности человека.
Е.А.Сергиенко видит процесс развития субъекта на протяжении всей жизни: насколько субъект сам понимает, что идет по пути развития личностных качеств и накопления социального опыта, стремится чувствовать свою значимость в социуме и видеть свои проблемы с другой точки зрения, разрешать ошибки при построении межличностных отношений при достижении цели [7].
Выполненные в школе Б.Г.Ананьева исследования человека как системы индивидных, личностных, субъектных свойств и индивидуальности, а также концепция отношений человека, представленная В.Н.Мясищевым, позволяют говорить о том, что носителем преобразующих свойств субъекта является личность, а условием осуществления специфического способа бытия человека является развитие у него особого личностного свойства - субъектности.
Изучение субъектного начала в настоящее время имеет концептуальную основу и стремительно развивается, а сама субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения. Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л.Рубинштейном, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским. Анализ изучения субъектной природы человека, выполненный в научной школе С.Л.Рубинштейна, приводит к пониманию субъектности как способности человека производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе [1; 2; 6].
Анализируются феномены субъектности (В.А.Петровский), компоненты субъектного опыта (А.К.Осницкий), механизмы субъектности (В.А.Татенко); изучаются закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (А.В.Захарова, Д.И.Фельдштейн, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман), принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В.Давыдов).
Анализируя вышесказанные теоретические предпосылки изучения субъектности, мы выявили механизмы её проявления. К.А.Абульханова, определяя субъект, выделяет механизм развития субъектности во взаимосвязи саморегуляции
и условий деятельности. Базовым критерием субъектности она выделяет проявление активности (инициативы, ответственности) в попытке решения различного рода противоречий, возникающих между генетически заложенными потребностями личности, ее возможностями и мерой их реализации, степенью самореализации, которой удалось достичь. А также между способностями, индивидуальностью, особенностями данной личности и требованиями жизни, социума, обращенными к ней [1].
A.В.Брушлинский, проводя анализ категории субъекта в психологии, отметил, что наиболее целостно можно раскрыть человека и его активность через понятие субъекта во всех видах взаимодействия с миром. В процессе развития человека все большее место начинает занимать место самовоспитание, самоформирование, саморазвитие, то есть принадлежность внутренним условиям, через которые идет взаимодействие с внешними причинами [2].
B.А.Татенко выделяет основные мотивационно-операциональные механизмы субъектности - целеполагание собственного психического развития, продуцирование психологических средств, принятие решений для достижения цели, исполнение принятых решений, оценка результатов и анализ причин успешности, накопление опыта и способа развития своих субъектных качеств [8].
А.К.Осницкий выявил пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов формирования субъектности, связанных с опытом: ценностный, рефлексии, привычной активации, операциональный, сотрудничества [5].
Критерии: адаптация, интересы, нормы, убеждения, знания о мире, знания о самом себе, достижение успеха, профессиональные знания, саморегуляция, установление контакта. Совокупность именно этих компонентов субъектного опыта, как показали исследования, может считаться необходимой и достаточной для формирования субъектности будущего специалиста. Механизмы, выделенные нами при изучении субъектности, обусловливают возможность изучения механизмов адаптивности субъекта у студентов ССУЗов и вузов в динамике профессионального развития, а критерии субъектности, такие, как эмоции, саморегуляция, знания о самом себе (образ Я), автономность,
самостоятельность, идентичность, креативность, и т.д. - могут являться базовыми характеристиками для проведения эмпирических исследований адаптивности «восходящего равновесия».
Нами взята за основу структурно-динамическая модель Л.М.Колпаковой «Адаптивность «восходящего равновесия» личности как субъекта жизнедеятельности», в которую входят теоретические предпосылки, принципы субъектности и научные взгляды на личность как субъект жизни и деятельности. Относительно данной модели трудная ситуация может стимулировать субъектную активность, благодаря которой возникает возможность достижения восходящего уровня адаптированности с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий. Адаптивность «восходящего равновесия» ею понимается как системно-интегральное образование, обеспечивающее личности устойчивость и динамичность в изменяющихся условиях среды. Исследовав механизмы и закономерности проявления субъектной адаптивности, уровневые характеристики адаптивной регуляции и организации жизнедеятельности, индивидуально-психологические особенности, автор разрабатывает системную феноменологию адаптивности «восходящего равновесия» как системного свойства психики человека [4].
Согласно этой концепции, регуляторные особенности человека связаны с развитием индивидуально-личностных особенностей, с одной стороны, с другой -с уровнем сформированности характеристик субъектной активности, которые формируются в реальной жизнедеятельности и достаточно ярко проявляются в процессе осуществления поведения и деятельности. Поскольку становление субъектной активности и проявление самостоятельного поведения происходит уже на ранних стадиях онтогенеза, постольку и формирование субъектной адаптивности будет зависеть как от социально-опосредованных психических свойств и процессов личности, так и от природно-заданных индивидных особенностей личности.
Л.М.Колпаковой в исследовании «Психология адаптивности к трудной ситуации» выделена адаптивность «восходящего равновесия» в жизненных
ситуациях, связанных с преодолением трудностей и неопределенностью, что может приводить к усилению или ослаблению адаптационных процессов. Активность может быть проявлена как «личностная», так и «субъектная» [4].
Две формы активности являются условием возникновения динамического вектора адаптивности «восходящего равновесия», направленного на повышение и в то же время сохранение ценности жизни, ее привлекательности.
Р.Х.Шакуров определил, что длительная трудная ситуация, способствуя возникновению процесса дезадаптации, не разрушает, а развивает личность [9]. Механизмы адаптивности субъекта связаны с «преодолением» - стремлением к изменению, проявляющимся в личностных характеристиках, таких, как инициация, автономность, самостоятельность, ответственность.
Л.М.Колпаковой показано, что трудная ситуация характеризуется условием и стимулирует активность, которая проявляется в характеристиках «личностной» и «субъектной» адаптивности, относительно которых активизируется процесс формирования субъектности. Адаптивность «восходящего равновесия» проявляется в формировании субъектности [4].
С нашей точки зрения, понятие «субъектная» адаптивность отвечает признаку интегративности, так как включает в себя главнейшие структурные характеристики, характеризующие целостность личности.
По мнению В.П.Кузьмина, интеграция выступает как коренной качественный признак целостных систем. Без феномена интеграции фактически нельзя объяснить целостность, ибо интеграция является системообразующим фактором (В.П.Кузьмин, 1982). Для В.Н.Мясищева (1995), например, интеграция (как единство личности) характеризуется направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности. Для А.Г.Асмолова (1970, 2001) - это динамические смысловые системы личности, при этом автор выделяет смысловую установку личности как составляющую динамических смысловых систем, показывает ее роль в регуляции деятельности, определяющую в конечном итоге устойчивость и направленность поведения личности, ее поступки и деяния.
Соотношение развития качеств личности и субъектности влияет на процесс адаптивности «восходящего равновесия» человека и его профессиональное развитие, определяя субъектную адаптивность.
В соответствии с выделенными качествами субъектной адаптивности мы отобрали результаты по шкалам методик - М.Куна (шкалы - социальное Я, деятельное Я, рефлексивное Я); САМОАЛ - А.ВЛазукина в адаптации Н.Ф.Калина; Диагностика самоактуализации личности (шкалы - креативность, автономность, спонтанность); «Опросник проактивного копинга» (Proactive coping inventory) Э.Грингласса, С.Тауберта, Р.Шварцера).
Исследование адаптивности студентов проводилось на базе Казанского медицинского фармацевтического колледжа, Казанского медицинского колледжа (специальность фармация и сестринское дело), Казанского государственного медицинского университета (специальность педиатрия). Выборку составили 320 студентов ССУЗов и вуза.
Для исследования выделены устойчивые динамические характеристики данного показателя, включающие социальные, деятельностные и субъективные параметры. На первом этапе нам было необходимо выявить структуру субъектной адаптивности, относительно которой определяются свойства проявления адаптивности «восходящего равновесия» субъекта.
Метод факторного анализа, а особенно метод главных компонент, наиболее универсальный и позволяет получить результаты, которые можно будет привести в соответствие с изучаемой темой субъектной адаптивности. Анализ результатов факторного анализа показал следующее: на графике собственного значения выделено 5 факторов. Кумулятивный процент накопленной дисперсии для пяти факторов = 59,57%. Проанализировав матрицу повернутых компонент, нами были сгруппированы переменные и проинтерпретированы выделенные факторы и факторные нагрузки.
Выделены следующие факторы: В первом факторе - (описывает 14,75% дисперсии) сгруппировались переменные - рефлексивное преодоление(0,91), проактивное преодоление (0,88), поиск эмоциональной поддержки (0,7),
стратегическое планирование (0,59), превентивное преодоление (0,5). Во втором факторе - (описывает 14,34% дисперсии) сгруппировались переменные -этническая идентичность (0,95), групповая принадлежность (0,95), персональная идентичность (0,62), спонтанность (0,42). В третьем факторе - (описывает 12,14% дисперсии) сгруппировались переменные - креативность (0,87), автономность (0,75), социальная оценка деятельности (0,57), поиск инструментальной поддержки (- 0,5). В четвертом факторе - (описывает 9,76% дисперсии) сгруппировались переменные - пол (0,8), экзистенциальное я (0,73), сексуальная роль (0,63), учебно- профессиональная идентичность (0,39). В пятом факторе - (описывает 8,55% дисперсии) сгруппировались переменные -персональная идентичность (0,49), семейная принадлежность (0,94), поиск эмоциональной поддержки (0,43).
Относительно полученных результатов факторного анализа (метод главных компонент) и полученной матрицы нагрузок на каждый фактор нами определены названия факторов, которые включают в себя социальные, деятельностные и субъективные параметры (как ресурс адаптивности «восходящего равновесия») и выделили структуру субъектной адаптивности: 1 - проактивное преодоление, способствующее постановке личностно значимых целей (возможность саморазвития) - корреляция с первым фактором; 2 - принятие принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей -корреляция со вторым фактором; 3 - устойчивость адаптивности субъекта -корреляция с третьим фактором; 4 - уникальность развития человека в учебно-профессиональной деятельности - корреляция с четвертым фактором; 5 -успешность и эффективность жизни в принадлежности к семейной системе -корреляция с пятым фактором.
Структура субъектной адаптивности зависит от среды, к которой субъект принадлежит, но связь между средой и адаптивностью субъекта заключается не во влиянии среды на динамику развития адаптивности, а в том, что обусловливает тип адаптивности и характер его развития.
На втором этапе для изучения субъектной адаптивности нами, проводилось
исследование компонентов по выявлению устойчивых характеристик адаптивности, проявляющихся в индивидуально-психологическом профиле студента как субъекта жизнедеятельности. Данное исследование проводилось у студентов ССУЗа на 1 и 3 курсах и студентов 1 и 5 курсах ВУЗа (всего 120 чел.) по критериям: самопонимание, спонтанность, контактность, креативность, автономность, знания о самом себе (образ Я).
Гипотеза исследования состояла в следующем: показатели устойчивых динамических характеристик у студентов ССУЗа и вуза первых и последних курсов отличаются, а это такие характеристики, как самопонимание, спонтанность, контактность, креативность, автономность, знания о самом себе (образ Я), и проявляются чаще у студентов 3 курса ССУЗа и 5 курса вуза, чем у студентов первых курсов ССУЗа и вуза. Для проведения данного исследования использовались шкалы методик: «самоотношение» М.Куна, «САМОАЛ» в адаптации К.Калина на определение самоактуализации личности, «психологическое благополучие» - К.Рифф, опросник проактивного совладающего поведения Е.С.Старченковой. Сравнительный анализ по проведенным исследованиям показывает следующее:
Таблица 1. Коэффициенты различий между показателями методик у студентов 1 и 5
курсов КГМУ и и 3 курсов КМК
\ Шкалы курс \ Ориентация во времени Ценности Природа человека Потребности в познании Креативность Автономность Спонтанность Самопонимание Аутосимпатия Контактность Гибкость
1 КГМУ и 1 КМК 0,1962 0,102854 0,05965 0,0516 0,0573 0,0154 0,0518 8,92Е-06 5,67Е-05 3,95Е-05 0,79428
3 КМК и 5 КГМУ 0,2979 0,168326 0,05003 0,0384 0,0133 0,0280 0,0531 1,81Е-05 0,000111 7,79Е-05 0,97537
1 КМК и 3 КМК 0,85145 0,862353 0,113489 0,052254 0,772151 0,054408 0,044554 0,005149 0,139406 0,002626 0,85843
1 КГМУ и 5 КГМУ 0,19239 0,051765 0,624935 0,942021 0,001388 0,592281 0,327743 0,050051 0,001649 0,640928 0,57311
В таблице показатели уровня значимости различий (Т-Вилкоксон)
У студентов 1 курса КГМУ и 1 курса КМК, а также 3 курса КМК и 5 курса КГМУ - различия по следующим характеристикам: природа человека,
потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность при уровне значимости 0, 05. У студентов 1 курса КМК и 3 курса КМК - различия по следующим характеристикам: потребность в познании, автономность, спонтанность, самопонимание, контактность. На третьем курсе данные характеристики наиболее выражены. У студентов 1 курса КГМУ и 5 курса КГМУ - ценности, самопонимание, аутосимпатия, креативность на 5 курсе проявляются чаще, чем на 1 курсе.
Проактивное преодоление, способствуя постановке личностно значимых целей, может инициировать конструктивные пути действий, которые создают возможности для саморазвития, тем самым способствуя повышению общего потенциала активности и стрессоустойчивости личности. В самоотношении личности выраженность к групповой принадлежности показывает ее способности к реализации либо самостоятельно, либо за счет других.
Для изучения динамических характеристик адаптивности «восходящего равновесия» были выделены характеристики «преодоление-приспособление» и эмоциональное переживание. Обнаружены различия в проявлении данных характеристик с использованием Ш кр. - Вилкоксона у 1-3 курса КМК (сдвиги в значениях исследуемого признака).
Таблица 2. Характеристики преодоление-приспособление
1 - 3 курс КМК
Групповая принадлежность Персональная идентичность Рефлексивное преодоление Стратегическое планирование Превентивное преодоление
Ш - кр. -2,33 1,80 4,1 2,3 2,24
значим. 0,02 0,05 0,01 0,01 0,05
Используя метод оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака, получены следующие результаты: отрицательное значение w - сдвиг к первому курсу, выраженность у студентов 1 курса характеристики - групповая принадлежность; положительное значение w - сдвиг к пятому курсу, выраженность характеристик на 3 курсе - персональная идентичность, рефлексивное преодоление, стратегическое планирование, превентивное преодоление.
Таблица 3. Эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в
1 и 3 курс КМК
Валентная идентичность
W - кр. 2,64
Уровень значимости 0,05
Значение ш - сдвиг к 3 курсу (Вилкоксон)
Положительное значение w - сдвиг к третьему курсу, выраженность характеристики - валентная идентичность. Это говорит о том, что на третьем курсе эмоциональная окраска позитивная и проявляется в самоописании образа Я.
Таблица 4. Эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в
самоописании
1-5 курс КГМУ
Сексуальная роль Учебно- профессиональн ая деятельность Семейная принадлежность Персональная идентичность Креативность Проактивное преодоление Рефлексивное преодоление Стратегическое планирование Превентивное преодоление Поиск инструментальн ой поддержки
W критерий -2,49 -3,28 -2,65 2,33 2,24 1,9 1,9 2,9 3,63 - 2,18
Уровень значимости 0,01 0,05 0,01 0,01 0,05 0,05 0,05 0,01 0,01 0,05
Отрицательные значения w - сдвиг к 1 курсу, проявление у студентов на 1 курсе таких характеристик, как - сексуальная роль, учебно-профессиональная идентичность, семейная принадлежность, поиск инструментальной поддержки. Положительные значения w- сдвиг к 5 курсу, проявление характеристик у студентов на 5 курсе - персональная идентичность, креативность, проактивное преодоление, стратегическое планирование, превентивное преодоление.
Студенты на первых курсах более переживают о внешности и ее соответствию с профессиональной деятельностью. К старшим курсам студенты начинают строить планы на будущее, стремятся к саморазвитию и становятся более креативными при выполнении деятельности, и ответственными по отношению к результатам деятельности.
Таким образом, процесс достижения адаптивности «восходящего равновесия» субъекта характеризуется последовательностью и составом стадий и этапов взаимодействия личностных и субъектных характеристик адаптивности субъекта, а так же совокупностью их проявления в его поведении.
Субъектная адаптивность как интегральная характеристика включает в себя качества, развивающиеся в процессе обучения у студентов ССУЗов и вузов (самоотношение, автономность, спонтанность, контактность, креативность, аутосимпатия, рефлексивность, идентичность).
Адаптивность субъекта также выражается устойчивыми и динамическими характеристиками. Устойчивость, как и динамичность, развивается через преодоление, через процесс дезадаптации. Человек не может находиться в состоянии устойчивости постоянно, и поэтому он далее продолжает свое развитие, т.е. включается динамический процесс. На основании чего субъектом приобретается новое качество индивидуальной самобытности.
Источники:
1. Абульханова К.А. Состояние современной психологии: субъектная парадигма // Предмет и метод психологии. М., 2005. С. 428-450.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2002.
3. Жданов И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань: Издательство Казанского университета, 1991. 256.
4. Колпакова Л.М. Адаптивные способности в регуляции прогноза поведения в трудной ситуации // Образование и саморазвитие, 2011. № 4 (26). С. 185-191.
5. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 232 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб., 2002.
7. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006.
8. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: «Просвита», 1996.
9. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность [механизмы психодинамики]. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.
References:
1. Abul'hanova K.A. Sostoyanie sovremennoy psihologii: sub'ektnaya paradigma // Predmet i metod psihologii. M., 2005. S. 428-450.
2. Brushlinskiy A.V. Psihologiya sub'ekta. SPb., 2002.
3. Jdanov I.A. Adaptaciya i prognozirovanie deyatel'nosti. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1991. 25б.
4. Kolpakova L.M. Adaptivny'e sposobnosti v regulyacii prognoza povedeniya v trudnoy situacii // Obrazovanie i samorazvitie, 2G11. № 4 (2б). S. 185-191.
5. Osnickiy A.K. Psihologicheskie mehanizmy' samostoyatel'nosti. M.: Obninsk: IG-SOCIN, 2G1G. 2З2 s.
6. Rubinshteyn S.L. Osnovy' psihologii. SPb., 2GG2.
7. Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novy'y vzglyad. M.: Izd-vo Instituta psihologii RAN, 2GG6.
8. Tatenko V.A. Psihologiya v subektnom izmerenii. K.: «Prosvita», 199б.
9. SHakurov R.H. E mociya. Lichnost'. Deyatel'nost' [mehanizmy' psihodinamiki]. Kazan': Centr innovacionny'h tehnologiy, 2GG1. 18G s.
Зарегистрирована: 11.11.2013